Какая защита была у рыцарей. Доспехи рыцарей Средневековья: фото и описание. Доспехи - толкование в соннике

Доспехи рыцарей Средневековья, фото и описание которых представлены в статье, прошли сложный эволюционный путь. Их можно наблюдать в оружейных музеях. Это настоящее произведение искусства.

Они удивляют не только своими защитными свойствами, но и роскошью, величием. Однако мало кто знает, что монолитные железные доспехи рыцарей Средневековья датированы поздним периодом той эпохи. Это уже была не защита, а традиционная одежда, которая подчеркивала высокое социальное положение владельца. Это своеобразный аналог современных дорогих деловых костюмов. По ним можно было судить о положении в обществе. Подробнее об этом мы поговорим дальше, представим фото рыцарей в доспехах Средневековья. Но сначала о том, откуда они пошли.

Первые доспехи

Оружие и доспехи рыцарей Средневековья развивались вместе. Это и понятно. Улучшение летальных средств обязательно приводит к развитию оборонительных. Еще в доисторические времена человек старался защитить свое тело. Первыми доспехами являлась шкура животных. Она неплохо защищала от неострых орудий: кувалд, примитивных топоров и т. д. Совершенства в этом достигли древние кельты. Их защитные шкуры иногда выдерживали даже острые копья и стрелы. Удивительно, но основной упор в защите делали на спину. Логика была такая: в лобовой атаке можно было укрыться от снарядов. Удары в спину увидеть невозможно. Бегство и отступление было частью боевой тактики этих народов.

Матерчатые доспехи

Мало кто знает, но доспехи рыцарей Средневековья в ранний период были из материи. Их трудно было отличить от мирной гражданской одежды. Отличие только в том, что они склеивались из нескольких слоев материи (до 30 слоев). Это были легкие, от 2 до 6 кг, недорогие доспехи. В эпоху массовых боев и примитивности рубящих орудий - идеальный вариант. Любой ополченец мог себе позволить такую защиту. Удивительно, но такие доспехи выдерживали даже стрелы с каменными наконечниками, которые с легкостью пробивали железо. Это происходило за счет амортизации о ткань. Более зажиточные вместо них использовали стеганые кафтаны, набитые конским волосом, ватой, пенькой.

Народы Кавказа вплоть до 19-го века использовали подобную защиту. Их валяная из шерсти бурка редко разрубалась саблей, выдерживала попадание не только стрелы, но и пуль от гладкоствольных ружей со 100 метров. Напомним, такая броня была на вооружении нашей армии вплоть до Крымской войны 1853-1856 гг., когда наши солдаты гибли от нарезных европейских ружей.

Кожаные доспехи

На смену матерчатым пришли доспехи рыцарей Средневековья из кожи. Широкое распространение они получили и на Руси. Мастера по коже широко ценились в то время.

В Европе они слабо были развиты, так как применение арбалетов и луков - излюбленная тактика европейцев в период всего Средневековья. Кожаная защита применялась лучниками и арбалетчиками. Она защищала от легкой кавалерии, а также от собратьев по оружию противоположной стороны. С дальних расстояний они могли выдержать болты и стрелы.

Особенно ценилась кожа буйвола. Достать ее было практически невозможно. Только самые богатые могли себе это позволить. Были относительно легкие кожаные доспехи рыцарей Средневековья. Вес был от 4 до 15 кг.

Эволюция доспехов: ламмелярные доспехи

Далее происходит эволюция - начинается изготовление доспехов рыцарей Средневековья из металла. Одна из разновидностей - ламмелярые доспехи. Первые упоминание подобной технологии наблюдаются в Междуречье. Доспехи там делались из меди. В подобную защитную технологию стали применять из металла. Ламмелярные доспехи представляют собой чешуйчатые панцири. Они оказались самыми надежными. Пробивались только пулями. Главный их недостаток - вес до 25 кг. Надеть его одному невозможно. Кроме того, если рыцарь падал с коня, то был полностью обезврежен. Подняться было невозможно.

Кольчуга

Доспехи рыцарей Средневековья в виде кольчуги были самыми распространенными. Уже в 12-м веке они получил широкое распространение. Доспехи кольчатые весили относительно немного: 8-10 кг. Полный комплект, включая чулки, шлем, перчатки, достигал до 40 кг. Главное преимущество - доспехи не стесняли движение. Позволить их себе могли только самые зажиточные аристократы. Распространение среди среднего класса происходит только в 14-м веке, когда богатые аристократы надели латные доспехи. О них пойдет речь далее.

Латы

Латные доспехи - вершина эволюции. Только с развитием технологии ковки металла можно было создать такое произведение искусства. Латные доспехи рыцарей Средневековья своими руками сделать практически невозможно. Это был единый монолитный панцирь. Позволить себе такую защиту могли только самые богатые аристократы. Их распространение приходится на Позднее Средневековье. Рыцарь в латных доспехах на поле боя - настоящий бронированный танк. Сразить его было невозможно. Один такой ратник среди войска склонял чашу весов в сторону победы. Италия - родина такой защиты. Именно эта страна славилась мастерами по производству доспехов.

Желание иметь тяжелую защиту обусловлено тактикой битвы средневековой кавалерии. Во-первых, она наносила мощный стремительный удар сомкнутыми рядами. Как правило, после одного удара клином против пехоты битва заканчивалась победой. Поэтому в первых рядах шли самые привилегированные аристократы, среди которых был сам король. Рыцари в латах почти не погибали. Убить его в бою было невозможно, а после боя пленных аристократов не казнили, так как все друг друга знали. Вчерашний враг сегодня превращался в друга. Кроме того, обмен и продажа пленных аристократов составляли порой главную цель сражений. Фактически, средневековые битвы были похожи на На них редко погибали «лучшие люди», однако в реальных боях это все же бывало. Поэтому необходимость в совершенствовании постоянно возникала.

«Мирная битва»

В 1439 году в Италии, на родине лучших мастеров кузнечного дела, произошла битва у города Ангиари. В ней приняло участие несколько тысяч рыцарей. После четырех часов баталии погиб только один ратник. Он упал с коня и попал под его копыта.

Конец эпохи боевых доспехов

Англия положила конец «мирным» войнам. В одной из битв англичане, возглавляемые Генрихом XIII, которых было в десятки раз меньше, использовали мощные уэльские луки против французских аристократов в латах. Маршируя уверенно, они чувствовали себя в безопасности. Каково же было их удивление, когда сверху начали сыпаться стрелы. Шок был в том, что до этого они никогда не поражали рыцарей сверху. Против лобового поражения использовали щиты. Сомкнутый строй из них надежно защищал от луков и арбалетов. Однако уэльское оружие смогло пробить доспехи сверху. Это поражение на заре Средневековья, где погибли «лучшие люди» Франции, положило конец подобным битвам.

Доспехи - символ аристократизма

Доспехи во все времена были символом аристократизма не только в Европе, но и во всем мире. Даже развитие огнестрельного оружия не положил конец их использованию. На доспехах всегда был изображен герб, они были парадным мундиром.

Их надевали на праздники, торжества, официальные встречи. Конечно, парадные доспехи делали в облегченном варианте. Последний раз их боевое применение было в Японии уже в 19-м веке, во времена восстаний самураев. Однако огнестрельное оружие показало, что любой крестьянин с винтовкой намного эффективнее, чем профессиональный воин с холодным орудием, облаченный в тяжелые латы.

Доспехи рыцаря Средневековья: описание

Итак, классический комплект среднестатистического рыцаря состоял из следующих вещей:

Оружие и доспехи не были едиными за всю историю Средневековья, так как они выполняли две функции. Первая - защита. Вторая - доспехи являлись отличительным атрибутом высокого социального положения. Один сложный шлем мог стоить целые деревни с крепостными. Не каждый мог себе его позволить. Это касается и сложных доспехов. Поэтому найти два одинаковых комплекта было невозможно. Феодальные доспехи - это не унифицированная форма солдат-рекрутов в поздние эпохи. Они отличаются индивидуальностью.

В битве рыцарю приходилось несладко. На него сыпался град ударов: мечами, топорами, пиками, стрелами и тяжелыми металлическими булавами. Чтобы защитить тело и голову, рыцари облачались в тяжелые металлические доспехи. Надеть доспехи было очень непростым делом. Рыцарям помогали оруженосцы – юноши, которые только готовились стать рыцарями. Доспехи – не самое удобное одеяние, поэтому рыцари надевали под них толстый стеганый камзол и штаны.

До начала XIII века рыцари носили кольчугу – рубашку, «сплетенную» из металлических колец. Затем доспехи стали делать из металлических пластин. К концу Средневековья рыцари были закованы в латы с головы до ног.

Зачем замок окружали рвом?

Ров это глубокая и широкая канава, заполненная водой. Им окружали замок, чтобы преградить дорогу захватчикам. Гостей пропускали к воротам по подъемному мосту. А когда замок атаковали враги, мост поднимали.


Окружив замок, захватчики ждали, когда у людей, укрывшихся внутри крепостных стен, закончится вода и пища. Когда это происходило, защитники замка сдавались. В средние века вокруг поселений и городов сооружали защитные каменные стены. Город Большой Зимбабве в Южной Африке построил в XI веке народ шона. Пуэбло Бонито (крупнейший из посёлков-«дворцов») построил народ анасази между 950 и 1300 годами.

Похоже, что некоторые из дизайнеров по персонажам, не имеющие реального боевого опыта и не работавшие с настоящими образцами, не совсем понимают, как должны функционировать доспехи. Поэтому я представляю данный интенсивный курс. Если вы хоть немного заинтересованы в том, какие доспехи из вашей игры невозможно или слишком опасно носить, надеюсь, это руководство вам пригодится.

Перед тем, как я начну, отмечу, что прекрасно понимаю, почему вам хочется делать крутые и сексуальные доспехи с выделяющимися силуэтами – и я прошу вас, продолжайте. Не все доспехи должны быть реалистичными. Также отмечу, что большинство из упомянутых ниже игр – мои любимые. Если в некоторых моментах касательно дизайна персонажей есть над чем поработать, это ещё не делает саму игру плохой.

Для чего нужны доспехи?

Итак, зачем кому-то наряжаться в кожу и металл, если он не собирается на концерт хеви-метал группы? Потому что он готовится к битве и не хочет в ней погибнуть или получить тяжёлое ранение. Следовательно, доспехи должны защищать тело от контакта с острыми предметами и смягчать удары тупыми предметами, которые иначе грозят, например, переломами. Чем сильнее ожидаемые удары и накал сражения, тем тяжелее должны быть доспехи. К примеру, рыцари в поисках защиты от вражеских копий будут искать вдохновение в консервных банках, а лучники могут идти в бой хоть в своих пижамах.

Свойства металлов

Вес

Чтобы удостовериться, что вы успеваете за ходом моих мыслей, сразу уточню некоторые моменты. Металлы – по крайней мере, в нашем мире – тяжёлые. К примеру, плотность стали 8 г/см3, то есть квадратный метр 3-миллиметрового стального листа весит 26 кг. Может быть, вам это ни о чём не говорит, так что просто остановимся на том, что много навешанной на тело стали тяжелее, чем немного. Переноска тяжёлых вещей замедляет вас, заставляет тратить больше сил в бою и затрудняет контратаки.

Посмотрим на доспехи Саревока из Baldur’s Gate. Он определённо выглядит крутым, что хорошо. Однако, живучесть – это тоже хорошо. Эти шипы никого не смогут убить, если не пользоваться поистине уникальным боевым стилем, следовательно, они только добавляют лишнего веса. Да, люди дважды подумают, стоит ли ввязываться в бой с этим парнем, но если они рискнут, Саревок в полной мере ощутит добрые 10-килограмм балласта от одних только шипов. Назад к чертежам, Саревок.

Твёрдость

Вряд ли мне нужно напоминать, что в твёрдом состоянии металл – жёсткое вещество, а нацепить его на своё уязвимое тело вы сможете только в таком состоянии. Это значит, что нагрудник на самом деле не сможет двигаться вместе с верхней половиной туловища. Чтобы он выглядел красиво, придётся добавить аниматору головной боли, но забывать об этом не стоит.

Стоимость

Не стоит также забывать, что металл – не самый доступный материал. Благородные рыцари могут позволить себе носить подогнанные под них полные латные доспехи, но всем остальным придётся выбирать что-нибудь попроще. Если нужно запасаться к зиме и выплачивать налоги правителю, вы вряд ли будете вкладывать свои средства в комплект доспехов. Учитывайте это, экипируя своих персонажей.

Критические области на теле

Главное назначение доспехов – защита, поэтому я хочу поговорить о местах на теле, которые обязательно нужно прикрывать. Во-первых, необходимо стараться защищать лицо. Конечно, вам хочется похвастаться синхронизацией губ и физикой волос, но ни один здравомыслящий солдат не пойдёт в бой без шлема.

Шея хранит в себе штуки, весьма полезные для дыхания и кровоснабжения мозга, а сердце, хоть и прикрытое грудной клеткой, остаётся жизненно важным органом даже для самых бессердечных бойцов. Доступ к сердцу открывается не только спереди и сзади, но и с боков. Следовательно, вам нужно по максимуму прикрывать подмышки. К тому же, очень легко получить удар в живот, где находится куча вещей, необходимых вам, чтобы не умереть. Пах – это отличный путь к животу с разных углов, и в нём содержится много крови. Примечание: подмышки и пах сложно защищать из-за их расположения, особенно когда враг подобрался вплотную с кинжалом в руке, но нужно как минимум попытаться.

Остальные области тоже нужно сохранять в неприкосновенности, особенно содержащие крупные кровеносные сосуды. Впрочем, ранение в ногу, пусть даже и ставящее вас в уязвимую позицию или грозящее ампутацией, по крайней мере, не убьёт вас мгновенно.

Назначение

Вы лучше поймёте, о чём речь, взглянув на Лелиану из серии Dragon Age в доспехах из Inquisition.

Кто у нас Лелиана? Она шпион – тот, кто по идее, должен скрываться в тени. Даже, если ей не приходится постоянно прятаться, одеяние должно отражать её деятельность (или не должно, если она действительно не хочет себя выдавать). И капюшон с кольчугой прекрасно делают своё дело. Практичные и броские, они представляют собой достойные доспехи для дамы её профессии и ранга. Проблема в данном случае кроется внизу. Худший способ оставаться незамеченным благодаря тяжёлым доспехам – носить тяжёлые сапоги. Представьте, как пытаетесь незаметно кинуться на кого-то в лыжных ботинках. Сделанных из стали. Идеальный пример. Хотите быть скрытным, не надевайте тяжёлые доспехи. А если и надеваете, то прикрывайте жизненно важные области.

За пределами сражений

Хотите верьте, хотите нет, но даже профессиональные воины большую часть своей жизни проводят вне боя. Это может не касаться среднестатистического протагониста, но обычно люди устают после нескольких часов беготни и драк. Перед битвой и после неё вы обычно собираетесь вместе с другими солдатами, и все эти шипы на плечах приведут к тому, что никто не захочет садиться с вами рядом. Будет сложно найти оруженосца, настолько не ценящего свою жизнь, чтобы одевать вас в такие доспехи. Более того, мало кто вообще захочет идти с вами в бой плечом к плечу. Поскольку выбор одеяний у игровых персонажей обычно невелик, то приходится таскать на себе тяжесть своих доспехов не только в бою, но и в 8-часовых походах. Однако, не стоит забывать, что вы можете снять доспехи и ходить в обычной одежде, к примеру, во время маршей или же перемещаться в ближайший город.

Снимаем и надеваем доспехи

К слову об оруженосцах – было бы неплохо, если бы в игровых повествованиях учитывалось, сколько времени занимает облачение в доспехи. Но на этом можно строить напряжение – друга рядом нет, так что герой не успеет надеть защиту перед атакой лагеря (ох!). Полный рыцарский доспех не надеть без чьей-то помощи, так что вы не остановите на нём свой выбор, если у вас нет слуг или хороших друзей с кучей свободного времени. С кольчугой в этом плане попроще, хоть и придётся вставать во всякие причудливые позы, как на этой чудесной картинке из средневекового манускрипта.

Отражаем, а не направляем удары

Пример доспехов из Guild Wars II

Вернёмся к шипам на доспехах. Они не только дают +2 к раздражению людей, воюющих на вашей стороне – с такими шипами сражаться опаснее, чем вовсе без доспехов. Как уже говорилось, доспехи должны отражать удары, чтобы они соскальзывали по телу, не причиняя вам урона. Взгляните на картинку выше. Такой шип не отводит удар в сторону, а направляет его точно в запястье, повышая риск повреждения основной для 70-90 % людей руки. Как по мне, это очень плохая идея.

Груди – мягкие

Ладно, перейдём к вопросу о женской груди. Возможно, кому-то из вас доводилось её трогать. И вы могли заметить, что обычно она довольно мягкая. А значит, ничего страшного не случится, если запихнуть её в нагрудник. Иначе тугие корсеты погубили бы целые поколения. Следовательно, в так называемых «грудастых доспехах» с выемками для груди нет никакой необходимости. На самом деле, они куда опаснее плоских нагрудников. Помните, нам ведь нужно отводить клинок в сторону, а не направлять его в сердце.

Совет: Выбирайте вариант слева (эта женщина действительно бьётся на мечах). Справа доспех из Skyrim

Открытые участки

Теперь рассмотрим доспех тёмной эльфийки на картинке выше (World of Warcraft). Если бы у меня была необходимость её убить, удары бы наносились по лицу, шее, груди, животу или паху. Из всего этого только последний хоть как-то защищён. Я ценю её попытки прикрыть ноги (что будет полезно, если кто-то попытается запинать её до смерти подножками) и внешнюю сторону запястий. Запястье, как никак, ближайшая к врагу часть тела в ближнем бою. Тем не менее, вот, что мне хочется подчеркнуть:

Облегающие доспехи и их слои

Взглянув на охотника на демонов (Diablo III), вы заметите, что её наплечники и шарф увеличиваются с повышением уровня доспехов, но талия остаётся неизменной. Выглядит так, будто она защищает живот кожаным корсетом, а на остальные части тела навешивает металл, и таким образом доспехи получаются экономичнее. Лично я советую ей обменять сексуальные формы на эффективную защиту. То есть, надеть поддоспешник и, возможно, ещё кольчугу под нагрудник, сделав талию на несколько дюймов толще. Может, автор ни о чём таком и не думал, но на картинке выше демонстрируется, как примерно выглядели бы доспехи командира Каллена из Dragon Age: Inquisition слой за слоем. Структура тяжёлых доспехов показана довольно правдиво, пусть и неплохо было бы добавить слой кожи для смягчения тупых ударов и сделать нагрудник не таким тесным, чтобы в нём можно было двигаться. К сожалению, это значит, что придётся выбирать между стройностью и живучестью в битве.

Высокие каблуки

Кстати, об охотнике на демонов… Видели хоть раз, как кто-нибудь бегает на каблуках? Носят ли в наше время женщины-военнослужащие туфли-лодочки? Если вы ответили да, а потом нет, то понимаете, к чему я клоню. В противном случае, мне интересно, кто вы и откуда. Вам уже известно, что доспехи нужны для защиты, и что не умирать – хорошо. С учётом этого, держу пари, что большинство женщин готовы променять красивые позы на эффективное передвижение и снижение вероятности увечий. То есть, ни одна женщина с действующим инстинктом самосохранения не пойдёт в бой на каблуках. Если вы намеренно создаёте персонажа, для которого мода важнее собственной жизни, дело ваше. Только, пожалуйста, не наряжайте в такую обувь здравомыслящих женщин. Это попросту бессмысленно. Ах да, на картинке Фран из Final Fantasy XII.

Каблуки будут уместны в единственном случае – при передвижении в седле, ведь есть предположение, что для такой цели они изначально и создавались. Впрочем, вряд ли это было обычной практикой в реальной истории.

Пули? Откажитесь от тяжёлых доспехов

Доспехи из Pillars of Eternity.

Наконец, по аналогии с тем, как с появлением пушек стало бесполезным прятаться за стенами замков, с распространением огнестрельного оружия тяжёлые доспехи становились всё менее эффективной защитой. Зачем таскать на себе 30 кг, если одна пуля пробьёт доспех и всё равно убьёт вас? Короче говоря, улучшенные оружейные технологии привели к замене тяжёлых доспехов на военную форму, которая хотя бы повышает ловкость, раз уж защиты так и так нет.

Заключение

Вы вправе использовать весь полёт своей фантазии при создании персонажей, но если доспехи должны быть реалистичными, в первую очередь задавайтесь вопросом, зачем их владельцу носить именно такие. Немногие люди выбирают что-то наобум – особенно, когда на кону стоит их жизнь. Нужно быть чертовски уверенным в своих бойцовских навыках, чтобы вступать в ближний бой без какой-либо защиты вообще.

Известный реконструктор Sheid с большой теплотой отзывается об этом практичном наряде


Парадный дублет больше похож на гражданскую одежду


Гамбезон (от франц. gambeson или gambaison), он же обычная русская «стеганка» — это доспешная одежда из нескольких слоев плотной ткани. У этого термина существует довольно много значений, но для удобства мы будем придерживаться самых традиционных. В широком смысле, гамбезон — это поддоспешник или наддоспешник, а в более узком — стеганная/набивная/кожаная куртка, одеваемая под доспех или вместо него.

Существует несколько разновидностей подобной одежды:

Акетон — это куртка из нескольких слоев хлопковой или льняной материи, простеганных между собой. Иногда к нему пришивались кожаные шнуры для крепления лат. Дублет — кожаная или тканевая куртка, больше похожая на гражданскую одежду, чем на элемент военной униформы. Пурпуэн — тканевый поддоспешник с зауженной талией и раздутой грудью. Жак — многослойная тканевая куртка, которая использовалась как самостоятельный доспех для пехоты.


Серый гамбезон — армейская надежность и лаконичность

В чем же заключалось преимущество такого доспеха, спросите вы? На первый взгляд он проигрывает даже однослойной кольчуге, ведь лен и хлопок легко режутся даже обычными ножницами. Впрочем, не все так просто: толстый, в 5−6 слоев, гамбезон не только отлично сохранял тепло и служил гарантом того, что доспехи плотно прилегают к телу. Он и сам по себе был еще одним слоем дополнительной защиты, который часто играл немаловажную роль, останавливая острия мечей и копий в миллиметре от тела. Посудите сами: такая плотная ткань превосходно гасит силу удара, поэтому даже одетого в жак солдата проткнуть ножом или пикой было совсем непросто.

Еще один значительный плюс — мобильность. Из-за того, что тканевая или (реже) кожаная куртка почти не сковывала движения, боец зачастую получал огромное преимущество в скорости перед закованным в панцирь оппонентом. Как известно, именно скорость и маневренность были одними из основных факторов, обеспечивающих выживаемость в бою. Часто на гамбезон носили кольчугу: она весила мало, не натирала тело, к тому же ткань впитывала влагу и ржавчина — бич всех кольчуг номер один — не так быстро покрывала металл.

Гамбезон носили и на доспехах. Это, во‑первых, предохраняло их от прямых солнечных лучей и не позволяло металлу так быстро нагреваться, а во-вторых предохраняло дорогостоящую броню от царапин и даже более серьезных повреждений. В конце концов, распоротый гамбезон можно было просто зашить, в то время как полевой ремонт кольчуги или ламелляров часто оборачивался большой проблемой.



И, наконец, гамбезоны были стильными. Часто представители военных профессий носили их просто так, или же одевали «выходные» варианты курток, покрытые узорами и раскрашенные в яркие цвета. Поскольку сама конструкция этой одежды позволяла всячески модифицировать ее — отрезать рукава или делать их отстегивающимися, пришивать шнуры, пуговицы и застежки, делать разрезы спереди и сзади и т. д. , то гамбезон можно по праву считать частью средневекового костюма. «Популярная механика» надеется, что гамбезон когда-нибудь снова войдет в моду как практичный и надежный вариант осенней и зимней одежды.

Первые рыцари надевали доспехи самостоятельно: натягивали кольчугу через голову и застёгивали снаряжение на спине или на боках и плечах. Облачаться в появившуюся в 13 и ставшей очень популярной в 14 веке пластинчатую броню рыцарю приходилось с помощью оруженосца. Это занимало немного времени, всего несколько минут. Доспехи надевали поверх специального боевого камзола, снизу вверх. В 14 веке некоторые детали пришнуровывались к камзолу, но уже век спустя их соединяли друг с другом ремнями или застёжками.

Книжная миниатюра середины 15 века дает представление о том как рыцарь облачался к бою.

В средневековом манускрипте говорится о том какой костюм он должен носить под доспехом:

"У него не должно быть никакой рубашки кроме дублета из фустина (ffustean) с подкладкой из атласа с прорезанными отверстиями. Дублет должен быть сшит крепко; завязки должны быть закреплены на сгибе руки спереди и сзади. Для пришнуровывания кольчужных клиньев завязки также должны быть пришиты на сгибе руки и у подмышки. Завязки должны быть сделаны из тонкого шпагата, из которого делают тетивы для арбалетов. Завязки должны иметь наконечники для продевания в отверстия. И они должны быть провощены так, чтобы они не тянулись и не рвались. И он должен иметь пару чулок (chose) сделанных из гарусной (worsted) ткани. Колени должны быть обернуты тонкими обмотками для уменьшения трения лат о ноги. Он должен быть одет в толстые туфли с завязками пришитыми к каблуку и к середине подошвы на расстоянии трех пальцев".

Там же описан порядок облачения рыцаря к пешему поединку.

"Сначала надо надеть латные башмаки (sabatons) и привязать их к туфлям небольшими завязками, которые не порвутся. Затем надеть наголенники (greaves) и набедренники (cuisses) кольчатую юбку. Затем надеть налядвянники (tassets) на бедра. А затем нагрудник (breastplate) и наспинник (backplate), наручи (vambraces) и наплечники (rerebraces). А затем перчатки (gauntlets). Повесить его кинжал (dagger) справа, а его короткий меч слева на круглом кольце. Затем на спину надеть котту (cote). Следующий – бацинет (bascinet), который привязывают к кирасе на груди и спине так, чтобы он был на месте. Затем его длинный меч в правую руку, вымпел с изображением Св. Георгия или Богородицы в левую, чтобы благословить его когда он пойдет к площадке и на площадке для поединка.
В день, когда заявитель и ответчик должны биться, ответчик должен обеспечить:
Поставить на площадке шатер
Также кресло
Также ванна
Также пять караваев хлеба
Также галлон (4.5 л) вина
Также блюдо (?) мяса или рыбы
Также доска и пара козел чтобы поставить мясо и питье
Также сукно
Также нож для мяса
Также чашка, из которой пить
Также стакан с приготовленным напитком
Также дюжину завязок
Также молоток, клещи и небольшую наковальню
Также дюжину доспешных гвоздей (заклепок)
Также копье, длинный меч, короткий меч и кинжал
Также платок, чтобы сделать козырек на забрале его бацинета
Также вымпел, чтобы нести его в руке пока его будут вызывать."

К середине 15 века латный доспех из широких, подогнанных под анатомию человека, железных (и стальных) пластин стал стандартным для благородного рыцарства. Было сформировано несколько стилей такого доспеха. Самыми известными являются Миланский (Итальянский) и Готический (Немецкий), как раз облачение в Готический показано ниже.
1. Боевой камзол. К стеганому камзолу пришиты вощенные шнурки для крепления различных частей доспеха. Кольчужные вставки служат дополнительной защитой.

2. Латный башмак, наголенник, наколенник и набедренник. К латному башмаку и наголеннику, прикрывающим ноги до колена пристегивались наколенник и набедренник.

3. Кольчужный набрюшник. Кольчужный набрюшник привязывался к поясу и прикрывал нижнюю часть туловища. Такая кольчуга не мешала нагибаться и садиться

4. Наспинник. Наспинник надевали снизу вверх. Его отогнутый край отражал удары, направленные на поясницу и бедра. К передним полам наспинника был приклепан ремень с пряжкой.

5. Нагрудник. Вместе нагрудник и наспинник образовывали кирасу. Их скрепляли ремнем и связывали на плечах.

6. Наплечник, налокотник, наручи и подмышечный щиток. Наручи и налокотник связывались шнурками через парные отверстия в пластинах. Наплечник и подмышечный щиток прикрывали плечо и подмышку


7. Латные перчатки. Меч и кинжал. Пластины, прикрывающие пальцы, крепились к кожаной перчатке. Ремни на перевязи меча позволяли держать ножны под нужным углом. Кинжал висел на правом боку.

8. Подбородочник. Подбородочник защищал нижнюю часть лица в комплекте с саладом - типично немецким шлемом.

9. Шпоры и шлем. К ногам рыцаря пристегивались колесные шпоры, на голову надевался шлем с подкладкой, смягчающей удары. Шейный ремень прочно удерживал шлем на голове.

10. К бою готов!