Викторины по краеведению для начальной школы. Викторина по краеведению «Уголок России» Цель игры-викторины: Формирование чувства любви к своей малой родине, селу, в котором вырос и живешь. Задачи. Конкурс «Где эта улица, где этот дом»

Гусева Наталья Николаевна

МБОУ «Баклушинская общеобразовательная школа»

Учитель первой квалификационной категории.

Урок - викторина по краеведению по теме «Мой любимый Пермский Край»

Задачи: Закрепить знания детей:

1. О символике, городах, полезных ископаемых, знаменитых людях и местах, о растениях и животных, об истории Пермского края.

2. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой край.

3. Умение работать коллективно, толерантное отношение к товарищам, чувство ответственности за свои поступки.

Ход урока.

Здравствуйте, дети! Мы проводим урок - викторину знатоков Пермского края.Желаю всем сегодня отличного настроения и радости от побед. За круглым столом собрались участники игры - это знатоки Пермского края. Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность и смекалку, а также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе.

I конкурс. Представление команд.

Приветствую всех членов команды и желаю им победить. Итак, игроки готовы? Внимательно послушайте правила игры.

Игра состоит из 9 раундов. Каждый раунд соответствует указанному стрелкой названию сектора на игровом поле.

В каждом секторе располагаются конверты с заданиями по темам: история, символика и города, полезные ископаемые, водоемы, памятники природы, знаменитые люди, растительный, животный мир, музеи Пермского края.

На обдумывание и обсуждение задания команде дается время, когда игроки могут общаться между собой.

После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан, или игрок, уверенный в правильности своего ответа.

Подводить окончательные итоги игры и анализировать ваши ответы, будет компетентное жюри.

Вращают барабан капитаны по очереди.

В конверте лежат вопросы. Команда берет 1 вопрос, на подготовку дается 2 минуты (по песочным часам), обсуждение идет у всех команд, право ответить первыми команде крутившей барабан.(волчок со стрелкой)

Раунд 1. Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №1 «История Пермского края»

1. По Сибирскому тракту проезжали и «высочайшие особы», в

с. Б.Соснова есть часовня, построенная в честь проезда этого царя. (Александра I)

2. Название города Пермь в 1940-1957 гг. (г.Молотов)

3. В середине 16 века (1558г) эти именитые люди были жалованы грамотой Государя Московского и Всея Руси Ивана IV и получили в управление земли Перми Великой - большую часть Западного Урала. (Строгановы)

4. Этот город называют матерью городов Прикамья. Он основан в 1535 году, когда на высоком правом берегу реки Колвы был возведен первый на Урале деревянный кремль-крепость. (Чердынь)

5. В 1580 году появился Сосновский острожек, построенный для охраны промыслов купца-промышленника Строганова. Объясните его название. Почему так называется?

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №2

«Города Пермского края»

1. С каким российским городом в 19 веке сравнивали Усолье? (Усолье - град - Санкт - Петербургу брат)

2. В мире только три города стоят на семи холмах Рим, Москва и эта древняя столица Перми Великой. (Чердынь)

3. Какой город Пермского края, называли «Уральской кочегаркой»? (Кизел)

4. Этот город в 1737 году стал столицей Пермского края. (Кунгур)

5. Город, имя которого произошло от названия особой рыболовной сети с крупными ячейками. (Оханск, охань- сеть)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №3

«Полезные ископаемые Пермского края»

1. Название этого камня происходит от греческого слова «селена» - луна, так как отливает лунным светом. (селенит)

2. Как раньше называли поваренную соль, добываемую в нашем крае? (пермянка)

3. Какое полезное ископаемое послужило причиной строительства Егошихинского завода? (медь)

4. Какое полезное ископаемое называют «черным золотом?» (нефть)

5. Из этой добываемой в Верхнекамье соли можно получить ценные для земледелия удобрения, её ещё называют «соль плодородия». (калийная соль)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №4

«Водный край»

1. Почему Пермь называют портом пяти морей? Каких? (Каспийского, Азовского, Черного, Балтийского, Белого)

2. Какой город назван по реке на которой стоит, а название реки переводится, как «медвежий угол»? (Очер)

4. Где берет начало(исток) река Кама? (В Удмуртии, д. Карпушата)

5. На какой реке находится водопад Плакун? (на р. Сылва в Суксунском районе)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №5

«Знаменитые люди Прикамья»

1. Сподвижник Петра I, ученый, основатель города Пермь. (В.Н. Татищев)

2. В 1558 году Иван IV пожаловал ему огромные владения по рекам Каме и Чусовой. В своих владениях этот человек, а позже его потомки развивали: земледелие, солеварение, рыбные, охотничьи и рудные промыслы, строили города, крепости. О ком идет речь? (А.Ф.Строганов)

3. Назовите фамилию пермского детского писателя, автора сказки «Капитан Коко и зеленое стеклышко» (Лев Кузьмин)

4. Наш земляк изобретатель беспроволочного телеграфа. (А.С.Попов)

5. Этот человек покорил Сибирское ханство и присоединил Сибирь к Руси, в Орле-городке ему стоит памятник. (Ермак)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №6

«Растительный мир»

1. Чей башмачок можно найти в лесах Пермского края? (Орхидея- Венерин башмачок)

2. В одной сказке злая мачеха посылает девочку зимой в лес за ягодами, а ведь достать зимой из-под снега свежие ягоды можно не только в сказке, но и на самом деле. Что это за ягоды? (Клюква)

3. Из какого дерева делают пианино? (из ели)

4. Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая? (в осиновой коре содержится 10% жира)

5. По латыни это дерево называется пинус, что значит «скала». А как это растение называется по - русски?

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №7

«Животный мир»

1. Есть в Пермском крае птица, любительница ледяных ванн «птичка-морж». (Оляпка обыкновенная)

2. Черный гость из Африки, птица очень редкая, занесена в Красную книгу. (Черный аист)

3. Этого редкого удивительного зверька, ученые называют «живое ископаемое», занесено в Красную книгу, живет в водоемах, норы строит в берегах. (Выхухоль)

4. Это животное типичный житель наших лесов. Его, еще называют «сохатый». (Лось)

5. По наличию этой рыбы, можно определить чистоту реки, занесена в Красную книгу России. (подкаменщик)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор № 8

« Природные памятники»

1. В 1982 году для охраны ненарушенных участков коренной горной тайги Предуралья и Урала был основан природный заповедник на Среднем Урале, в самой высокой части его западного склона, расположен живописный горный хребет. Само имя которого на уральском диалекте означает «красивый, чудесный.» (заповедник Басеги)

2. В этом заказнике Пермского края можно изучать сразу три природные зоны: горы, лес, степь. (заказник Предуралье, в Кунгурском районе)

3. Этот живописный водопад из 4-5 ступеней, высотой 10 -15м каждая находится на реке Улс- приток Вишеры. (водопад Жигалан)

4. Это очень древний геологический памятник природы. Сформировалась пещера более 10 тыс. лет назад. В 1709 году по Указу ПетраI составлен первый план пещеры. (Кунгурская ледяная пещера)

5. На реке Вишера есть чудо природы - камень отзывающийся на любой звук многократным эхом. (камень Говорливый)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №9

Музеи, фестивали Пермского края.

1. Чему посвящен один из самых популярных музеев Соликамска. (соли)

2. Какому предмету в Нытве посвящен единственный России музей? (ложке)

3. Какому герою русской истории посвящен музей на территории этнографического парка истории реки Чусовой? (Ермаку)

4. Архитектурно- этнографический музей под открытым небом. (Хохловка)

5. Как называется фестиваль воздухоплавания в Кунгуре? (Небесная Ярмарка)

6. В каком городе Пермского края находится музей каски? (Лысьва, т.к. в годы ВОВ находился завод, выпускавший солдатские каски)

Подведение итогов.

Рефлексия.

Используемая литература:

Черных А.В., Т.В. Похожаева Твое Прикамье. Береги свой дом - Пермь: «Пушка», 2002.

Горбацевич Н.П., Шатрова Н.В. Прикамье: странички далеких и близких времен. - Пермь: «Книжный мир», 2003.

Князева. Маленький пермяк. (1,2,3,4 кл)- Пермь: «Книжный мир», 2007

Агафонова Н.Н., Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Странички истории земли Пермской: Прикамье с древнейших времен до начала 18 века. - Пермь: «Книжный мир», 1996.

Л.А.Боровская, Н.С.Жесткова, О.Д.Цветова Наш Пермский край -Пермь ПГПУ,2012г.

А.Гин, И.Андржевская. 150 творческих задач о том, что нас окружает. Москва: Вита Пресс 2012г.

Особо охраняемые природные территории Пермской области.- «Книжный мир» Пермь. 2002

Андрей Зеленин. Пермь и Пермский край: занимательное краеведение. - ПКОО «Пермский писатель», 2013г.

Район, в котором мы живем. Комплект открыток. Т. Лузина, Л.Истомина. -

Б-Соснова, 2011.

Большесосновский район- продолжение истории. МБУК «Большесосновская межпоселенческая центральная библиотека»: сост. Т.В. Лузина - Б-Соснова, 2014.

Краеведческая викторина «Знаешь ли ты свой край?»

Описание материала: Данный материал способствует расширению и обогащению знаний о родном крае (Беларуси) детей младшего и среднего школьного возраста, развитию их познавательной активности, воспитанию любви и патриотизма к Родине, бережного и заботливого отношения к природе родного края..
Предлагаемый материал будет полезен воспитателям групп продлённого дня, учителям начальных классов, педагогам, работающим в летнем лагере.
Цели:
- закреплять и углублять знания о родном крае: природе, труде, культуре, народном творчестве, знаменитых людях;
- развивать память, мышление, внимательность, умение последовательно высказывать свои мысли;
- воспитывать чувство гордости за свою республику и свой народ;
- формировать чувство ответственности за сохранность природы, растительного и животного мира.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран.
Подготовительная работа: формирование команд «Краеведы» и «Патриоты», жюри.

Ход викторины

Ведущий: Ещё в глубокой древности была высказана истина, что по мере того, как мы всё больше узнаём о мире, область неведомого расширяется. Поэтому нет конца поискам, догадкам, открытиям, чему в определённой степени способствует данное соревнование.
В викторине командам будут предложены вопросы, право отвечать на которые предоставляется команде, которая первая просигналит о готовности поднятием флажка вверх. Если команда затрудняется ответить на вопрос, то право ответить на вопрос достаётся второй команде. Команды могут совещаться 30 секунд.
Кто будет озвучивать ответ – решает капитан команды.
Следить за вашими ответами и оценивать их правильность будет ЖЮРИ.
Удачи!
Slide 1 Викторина «Знаешь ли ты свой край?
Slide 2

1 тур. Знаю ли я Беларусь?

Slide 3
1. Назовите самый древний город Беларуси. Полоцк – самый древний город Беларуси, он же первая столица Княжества Литовского. Полоцк - один из самых древних городов Беларуси. Впервые о нем упоминается в «Повести временных лет» в 862 г., но в действительности он гораздо старше.
Slide 4
2. Какую область Беларуси называют «озерным краем»? Витебская область.
В стране 11 тысяч озер и более 20 тысяч рек и ручьев! Озёра - глаза Беларуси, которую поэтому и называют синеокой. Драгоценнейшая из жемчужин в природной короне Беларуси - национальный парк "Браславские озёра», расположенного в непосредственной близости от границы с Литвой и Латвией.
Slide 5
3. Назовите самую длинную реку, протекающую по Беларуси. Днепр (всего 2145км) 690км в Беларуси.
Slide 6
4. Назовите самую крупную рыбу белорусских водоёмов. Сом - самая крупная хищная рыба белорусских водоёмов, достигающая веса более 100 кг. Обитает в омутах, ямах, у обрывистых берегов с подмывами, возле которых русло захламлено крупными камнями, корягами, затонувшими деревьями.
Slide 7
5. Назовите изображённые на иллюстрациях замки Беларуси.
Slids 8,9, 10, 11.
* Мирский замок– один из известнейших замков Беларуси, выдающийся образец оборонительного зодчества (XVI) .
* Лидский замок – один из известнейших замков Беларуси, выдающийся образец оборонительного зодчества (XVI) Находится в Гродненской области в 112 км на северо- восток от Гродно.
* Новогрудский замок. Был возведён в 13 веке. До нашего времени сохранились фрагменты центральной и угловой (костельной) башен.
Slide 12
6. В каком из белорусских городов установлен этот памятник? Кому?
Туров, памятник Кирилле Туровскому. Кири́лл Ту́ровский - церковный деятель и писатель Древнерусского государства. Став епископом Турова, прославился как писатель и проповедник.
Slide 13
7. В каком городе Беларуси был пущен первый трамвай? Витебск – город, в котором в 1898 году был пущен первый трамвай.
В Витебске проводится международный фестиваль Славянский Базар.
Slide 14
8. В каком городе находится музей белорусского книгопечатания? В Полоцком музее белорусского книгопечатания вы окунетесь во времена Франциска Скорины и Симеона Полоцкого. Тут представлены издания, сделанные их руками, и показана вся история книгопечатания. Можно увидеть и оборудование, на котором великий Скорина и его современники печатали книги. Настоящий бриллиант экспозиции – самая большая книга из хранящихся в белорусских музеях, её размер почти достигает человеческого роста.
Slide 15
9. Назовите двух белорусских космонавтов. Пётр Ильич Климук - космонавт, дважды Герой Советского союза, почётный гражданин ряда городов бывшего СССР, учёный, командир космических кораблей «Союз-13», «Союз-18», «Союз-30», лётчик-космонавт СССР № 28, генерал-полковник авиации. Ковалёнок Владимир Васильевич, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт, генерал-полковник авиации, Президент Федерации космонавтов России.
Slide 16
10. В каком городе Беларуси выпускаются самые большие автомобили в мире? Жодино, БЕЛАЗы
Slide 17
11. Назовите горючее полезное ископаемое, образующееся на болотах, широко используется в промышленности Беларуси в качестве топлива и др. целях. Торф
Slide 18
12. Назовите самую высокую точку Беларуси. Дзержинская гора. Высота вершины горы - 345 метров над уровнем моря. Находится в пределах Минской возвышенности в 30 километрах на запад от Минска. Раньше называлась Свята́я гора́.
Slide 19
13. Назовите растение, называемое северным шёлком, золото Белоруссии, его цветок украшает герб республики. Лён
Slide 20
14. Что символизирует эта птица в Беларуси? Аист – птица символ счастья, о нём есть белорусская песня. Клип МР4 “Белый аист летит…”(ВИА “Песняры”)

2 тур: Охрана природы

Slide 22
1. Как называется информационный документ-список - описание редких и исчезающих видов животных и растений планеты? Международная Красная книга
Что обозначает красный цвет книги? Цвет тревоги
Slide 23
2. Из каких частей состоит Красная книга Беларуси? Из двух частей: первая посвящена животным, вторая - растениям
Slide 24
3. Почему некоторые виды растений, птиц и животных занесены в Красную книгу? Они на грани вымирания, их численность сокращается
Slide 25
4. Кто является крупнейшим представителем современной фауны Беларуси? Зубр беловежский (европейский)
Slide 26
5. Какое животное из Красной книги РБ является героем многих народных сказок? Бурый медведь
Slide 27
6. Какой вид берёзы занесён в Красную книгу РБ? Берёза карликовая
Slide 28
7. Кто это? Глухарь
Slide 29
8. Кто это? Куропатка
Slide 30
9. Кто это? Сова болотная
Slide 31
10. Кто это? Тетерев
Slide 32
11. По наличию каких водных обитателей можно узнать, чистая ли вода в водоёме? Показатели чистоты водоёма – кувшинка белая, кубышка жёлтая, ольха. В чистом водоёме живут и размножаются окунь, ёрш, судак, щука, раки.
Slide 33
12.Назовите дерево, считающееся одним из самых лучших среди растений по очищению воздуха от вредных примесей. Тополь
Slide 34
13. Кто причиняет вред диким животным? Браконьеры
Кто такие браконьеры? Люди, которые отстреливают животных без разрешения и не в пору охоты
Slide 35
14. Где дикие животные чувствуют себя спокойно и имеют необходимую пищу?
На охраняемых территориях
Slide 36
15. Какие вы знаете формы охраняемых территорий в РБ? Национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы (Беловежская пуща, Березинский заповедник, Припятский заповедник, Нарочанский национальный парк и др.)
Клип МР4 «Беловежская пуща» (ВИА «Песняры»)

3 тур «Что ты можешь сделать, чтобы помочь природе?»

Slide 38 Что надо делать после того, как вы отдохнули в лесу? Затушить костёр, убрать мусор
Slide 39 Не оставляйте костёр без присмотра. Обгоревшие птицы
Slide 40 Не оставляйте мусор после себя. Засоренные леса и водоёмы
Slide 41 Вода – источник жизни. Берегите воду. Последствия загрязнения воды
Slide 42 Что ты можешь сделать для природы?
Slide 43 Что ты можешь сделать для природы?
Slide 44 Сохраним природу – сохраним жизнь!
Slide 45 Стихотворение.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток.
Не оскверняй ее святынь.

Подведение итогов викторины.

Презентация на тему: Краеведческая викторина «Знаешь ли ты свой край?»

Викторина по краеведению на знание истории Лыскова:

    1. Сколько лет Лыскову?

    2. Когда возникло первое поселение?

    3. На каком месте возникло первое поселение?

    4. Что такое детинец и как он выглядел?

    5. Когда были проведены первые археологические раскопки и кто их возглавил?

    6. Как называлось селение у реки Сундовик?

    7. Сколько башен имела Лысковская крепость?

    8. Какой высоты были башни крепости?

    9. Какова высота стен?

    10. Почему в дальнейшем люди стали селиться за Сундовиком, а не в стенах кремля?

    11. До какого времени существовала крепость на Оленьей горе?

    12. Откуда появилось название города Лысково?

    13. Кто был хозяином Лыскова в разные пероиды времени?

    14. В каком году основан Макарьев-Желтоводский монастырь и кем?

    15. Какой ещё монастырь носит имя Макария и где он находится?

    16. С какого года в Макарьеве начинает действовать ярмарка?

    17. Кто был первоначально хозяином ярмарки и получал доход? А потом?

    18. Почему Лысково оказалось на подъеме в XVII веке? Какую функцию выполняло?

    19. Были ли в Лыскове свои мельницы? Сколько?

    20. Сколько было церквей в Лыскове? А сейчас? Назовите их.

    21. Когда Лысково получило статус города?

    22. Какие предприятия возникли после революции?

    23. Сколько лысковчан получили звание Героя Советского Союза?

    24. Когда был создан ЛЭТЗ? На база какого завода он возник?

    25. Что сегодня производит?

    26. Какие заводы сегодня существуют в Лыскове?

    27. Сколько было учебных заведений в Лыскове до революции? А сколько сегодня?

    28. Назовите самые известные исторические памятники города Лысково.

    29. Сколько лет школе, где ты учишься?

Викторина по краеведению на знание истории Нижегородского края:

  1. Вопрос 1. Нижний Новгород был основан в:
    1. 1147 2. 1221 3. 1223 4. 1237

    Вопрос 2. Основателем Нижнего Новгорода является:
    1. Юрий Долгорукий 2. Андрей Боголюбский
    3. Юрий Всеволодович 4. Юрий Михайлович
    Вопрос 3. Древнейшим городом на Нижегородской земле является:
    1. Арзамас 2. Балахна 3. Городец 4. Нижний Новгород
    Вопрос 4. По традиции считается, что Юрий (Георгий) Всеволодович получил благословение на основание Н.Новгорода от:
    1. Сергия Радонежского 2. Патриарха Никона
    3. Аввакума Петрова 4. Епископа Симона
    Вопрос 5. Основатель Юрий (Георгий) Всеволодович пал в битве с:
    1. половцами на р.Калке 2. печенегами на р.Днепре
    3. хазарами на р.Сев.Донце 4. татарами на р.Сити
    5. мордвой на р.Пьяне

    Вопрос 6. В известной летописи по 1377 годом записано: «Радуется купец, прикуп сотворив, и кормчий, в отишье пристав, и странник, в отечество свое пришед. Так же радуется и книжний списатель, дошед до конца книгам. Тако ж и аз, худый, недостойный Раб Божий..., мних Нижегородско-Печерского монастыря». О ком идет речь?
    1. Лаврентий 2. Дионисий
    3. Сергий Радонежский 4. Кирилл Белозерский
    Вопрос 7. Единственный сохранившийся надвратный шатровый храм в древнерусском зодчестве входит в монастырский ансамбль:
    1. Макарьевского Желтоводского монастыря
    2. Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде
    3. Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря
    4. Свято-Троицкого монастыря в с.Дивеево
    Вопрос 8 . К лику святых был причислен основатель:
    1. Москвы – Юрий Долгорукий
    2. Нижнего Новгорода – Юрий Всеволодович
    3. Ярославля – Ярослав Мудрый
    4. Санкт-Петербурга – Петр I
    Вопрос 9. Центральный исполнительный орган Московского великого княжества и Русского государства сер.XV – XVI века, ведавший территорией Нижегородского края называли:
    1. Нижегородская изба 2. Нижегородский дом
    3. Нижегородский дворец 4. Нижегородский двор
    5. Нижегородская палата
    Вопрос 10. Центром организации II ополчения в Нижнем Новгороде стал (а):
    1. воеводский двор 2. съезжая изба
    3. губная изба 4. земская изба
    Вопрос 11. Какого уезда не было в составе Нижегородской губернии в XVIII веке?
    1. Семеновского 2. Павловского
    3. Лукояновского 4. Горбатовского
    Вопрос 12. О каком промысле напоминают нам названия нижегородских селений – Силинский Майдан, Тольский Майдан, Салдамановский Майдан, Крутой Майдан и др.?
    1. о добыче соли 2. о выделке кожи
    3. о производстве щепного товара 4. о производстве поташа
    Вопрос 13. «Древесный обрубок, предназначенный для выделки ложек, чашек и вообще так называемого щепного товара» (Энциклопедиечский словарь Брокгауза-Ефрона):
    1. Баклага 2. Баклуша 3. Бакалда 4. бандана

    Вопрос 14. Какой промысел объединил работных людей следующих специальностей: трубники, повара, подварки, водоливы, дровосеки, что «варили» эти мастера?
    1. Соль 2. Поташ 3. Железо 4. кожи
    Вопрос 15. Рим спасли гуси, а Канавино - ...
    1. Собака 2. Коза 3. Корова 4. олень (лось)
    Вопрос 16. Нижегородка, наиболее достойно представляющая Нижегородский регион на международной арене:
    1. Масяня 2. Мария (Маруся)
    3. Цветочек 4. Матрена
    Вопрос 17. Что является лишним в ряду:
    1. Тайницкая 2. Коромыслова 3. Георгиевская
    4. Красная 5. Северная 6. Ивановская
    Вопрос 18. Крестьянский сын, добившийся престола патриарха и звания Великого Государя («царского титла!»):
    1. Никон 2. Филарет 3. Аввакум 4. Гермоген
    Вопрос 19. А.Пушкин писал, что «имена К.Минина и … вдвоем перевесят, может быть, все наши старинные родословные». Вставьте недостающую фамилию:
    1. М.Ломоносов 2. Д.Пожарский
    3. И.Кулибин 4. И.Сусанин
    Вопрос 20. Родиной К.Минина является:
    1. Лысково 2. Богородск 3. Городец 4. Нижний Новгород 5. Балахна
    Вопрос 21. Памятник военачальнику – освободителю кн. Д.М.Пожарскому поставлен:
    1. скульптором П.Гусевым в с.Пурех
    2. скульптором О.Комовым в Нижнем Новгороде
    3. скульптором П.Клодтом в Санкт-Петербурге
    4. скульптором З.Церетели в Балахне
    Вопрос 22. Евгений Иванов – коренной нижегородец – написал книгу:
    1. «Меткое московское слово»
    2. «Слово о словах»
    3. «Словник древностей нижегородских»
    4. «Слово о полку Игореве»
    Вопрос 23. Писцы Д.В.Лодыгин и В.И.Полтев составили:
    1. «Книгу о скудости и богатстве Нижнего Новгорода»
    2. «Писцовую книгу Н.Новгорода» 1621 – 1622 гг.
    3. Книгу «О повреждении нравов в Нижнем Новгороде»
    4. «Книгу глаголемую Нижегородский летописец»
    Вопрос 24. Уроженец с.Кадницы Павел Сидоров сын Потехин был:
    1. членом гостиной сотни г.Нижнего Новгорода XVII века
    2. зодчим, мастером каменного «узоречья» XVII века
    3. одним из лидеров раскола, старообрядцем
    4. мастером – оружейником Оружейной палаты г.Москвы
    Вопрос 25. Что является лишним в ряду:
    1. Новая2. Арестанская 3. Базарная 4. Болотная
    5. 1-го Мая 6. Максима Горького
    Вопрос 26. Ополченцев 1812 года называли:
    1. «доброхотами» 2. «добровольцами»
    3. «волонтерами»4 . «жертвенниками»
    Вопрос 27. Местонахождение штаба III округа военных ополчений (1812 г.) было определено в:
    1. Балахне 2. Арзамасе 3. Курмыше 4. Нижнем Новгороде
    Вопрос 28. Что является лишним в ряду:
    1. Рождественская 2. Большая Покровская 3. Алексеевская

    4. Ошарская 5. Варварская 6. Остоженка
    Вопрос 29. Что из нижеперечисленного никогда не изготовлялось И.П.Кулибиным:
    1. часы «яичной фигуры» 2. телеграф
    3. одноарочный мост через Волгу 4. лифт
    Вопрос 30. Свои впечатления о XVI Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года в Н.Новгороде В.А.Гиляровский отразил в очерке:
    1. «Нижегородское возрождение»
    2. «Нижегородское восхождение»
    3. «Нижегородское обалдение»
    Вопрос 31. «Городок Окуров» М.Горького – это прообраз:
    1. Арзамаса 2. Городца 3. Курмыша 4. Сергача
    Вопрос 32. Кто из нижегородцев написал «Василия Теркина»?
    1. А.Т.Твардовский 2. П.Д.Боборыкин
    3. А.М.Горький 4. П.И.Мельников-Печерский
    Вопрос 33. Кто является лишним в ряду:
    1. Бугров Н.А. 2. Садовский Б.Е.
    3. Рукавишников С.М. 4. Бурмистрова В.М.
    5. Блинов Ф.А. 6. Башкиров Я.Е.
    Вопрос 34. От чего пошло название «Лыкова дамба»?
    1. от того, что именно здесь драли лыко на мочало;
    2. от жившего на этом месте нижегородца, который «лыка не вязал»;
    3. именно здесь родилась поговорка «лыко да мочала – начинай сначала»;
    4. от имени боярина Лыкова – Оболенского, который «через реку Почайну мост высок сделал».
    Вопрос 35. Что является лишним в ряду:
    1. Левинка 2. Старка 3. Казанка 4. Ржавка 5. Ока 6. Волга
    Вопрос 36. В 1708 году в Нижнем Новгороде появились «воровские надписи» мелом на Дмитриевской башне Кремля:
    1. «Быть бунту, что и в Астрахани»;
    2. «Вся власть – Боярской Думе»;
    3. «Земля - крестьянам».
    Вопрос 37. Первая «партикулярная» аптека в Нижнем Новгороде принадлежала:
    1. Я.Никлаусу 2. Г.Эвениусу 3. Р.Бауссу 4. А.Дукалису
    Вопрос 38. Здание нижегородского Николаевского театра (1896) построено по проекту:
    1. Шехтеля 2. Шретера 3. Шервуда 4. Ширвинда

    Вопрос 39. Круглые башни Нижегородского Кремля называют:
    1. Глухими 2. Слепыми 3. Проездными 4. большими
    Вопрос 40. Самое короткое прясло Нижегородского Кремля между башнями:
    1. Северной и Часовой 2. Коромысловой и Тайницкой
    3. Георгиевской и Пороховой4. Часовой и Ивановской
    Вопрос 41. Какая из этих башен есть в Нижегородском Кремле:
    1. Северная 2. Южная 3. Восточная 4. Западная
    Вопрос 42. В честь какого события был построен Михайло-Архангельский собор в Нижегородском кремле?
    1. взятия Казани
    2. в память второго ополчения К.Минина и Д.Пожарского
    3. победы при Бородино в 1812 году 4. Куликовской битвы

    Вопрос 43. Какое место Нижнего Новгорода изобразил К.Маковский на картине «Воззвание К.Минина»?
    1. Посад и Строгановскую церковь;
    2. Церковь Николы на торгу;
    3. Благовещенскую площадь с церковью митрополита Алексия;
    4. Верхний посад и церковь Похвалы Богородице;
    5. Ивановская башня (Ивановский спуск) и церковь Рождества Иоанна Предтечи.
    Вопрос 44. Дмитриевская башня Нижегородского Кремля находится между:
    1. Пороховой и Кладовой
    2. Коромысловой и Кладовой
    3. Кладовой и Георгиевской
    4. Часовой и Северной.
    Вопрос 45. Сколько городов – побратимов у Нижнего Новгорода:
    1. Пять 2. Восемь 3. нет ни одного 4. двенадцать

Игра – викторина по краеведению «Уголок России»

Цель игры-викторины: Формирование чувства любви к своей малой родине, селу, в котором вырос и живешь.

Задачи:


  • Формирование интереса учащихся к истории и природе своего села, его традициям и обычаям;

  • Сплочение детского ученического коллектива;

  • Воспитание уважительного отношения друг к другу, развитие коммуникативных навыков совместной деятельности учащихся при работе в группах.

  • Формирование эстетических качеств учащихся – восхищение красотой родного села, его природой, памятниками, людьми и их делами.
Оформление:

  • Выставка фотографий родного села;

  • Выставка книг и газетных вырезок, посвященных селу;

Технические сопровождение викторины: мультимедийная презентация «Моё село»

Участники игры : ученики 6-8-х классов (игра может проводиться среди учащихся каждой из учебной параллели или сборных команд, 6-х, 7-х, 8-х классов).

Жюри игры-викторины : члены администрации школы, вожатая, школьный библиотекарь, ученики старших классов (3-5 человек).

Ход игры.

1 ведущий.

В мире есть такие города,

Где наверное, даже не слыхали,

Про село с названием Орда

На седом заснеженном Урале…

2 ведущий.

Село Орда, река Ординка,

Не широка, не глубока,

Как для кого, а для ординцев

Милей и краше края нет пока…

1 ведущий.

Наша игра посвящается самому любимому уголку России, селу, в котором мы живем.

2 ведущий

Орда- село старинное. Дата его основания – 1601 год. Для сравнения: город Кунгур был основан в 1663 году, а Пермь – в 1723.

1 ведущий.

Существует несколько версий (не менее 10), объясняющих происхождение названия села. Разные исследователи считают, что село получило своё название

В честь божества Солнца, которое носило имя Арда.

2 ведущий

Или в честь тотемного животного одного из племен, живших на этой территории - бурундука.

1 ведущий.

Одна из популярных версий связана с нашими реками. Считают, что Орд-дин можно перевести как долина, устье реки или незамерзающая река.

2 ведущий.

К сожалению, ни одна из этих версий не имеет точных доказательств. Но это нисколько не мешает нам любить свое родное село.

1 ведущий

Чем больше я люблю – тем больше знаю,

Чем больше знаю – тем сильней люблю!

2 ведущий

1 ведущий

Итак, игра начинается! Представляем наших участников (представление участников или команд)

2 ведущий

Представляем наше жюри (представление жюри)

Конкурс «Эрудит»

Задание : из слова «Краеведение» составить за 3 минуты как можно больше слов.

Конкурс «Природа родного края»

На столе лежат вперемешку карточки с названием животных, птиц, растений.

Ребятам нужно выбрать только те карточки, на которых изображены животные и птицы, что водятся, растут в Ординском районе.

Конкурс «Где эта улица, где этот дом»

1)Вопросы

Какая улица самая длинная?

Опишите местоположение: школы, автостанции, сырзавода

Какие улицы названы в честь знаменитых людей?

Есть ли у нас улицы с названиями частей света? Какие?

Назовите, какие предприятия, учреждения, организации есть в селе.

2)Задание для зрителей

А сколько всего улиц в нашем селе? Кто назовет более точную цифру?

На листе бумаги написать названия улиц села. Кто больше? (2 минуты)

Конкурс «Узнай объект».


    1. Это здание построено в 1876 году на средства ординского сельского общества, на выручки базарного, ярмарочного сбора. Строителем был крестьянин, житель деревни Киргишан – Харлампий Павлович Самойловских. Нижний этаж занимали отделы земской управы, а второй этаж строился под двуклассное училище с шестилетним сроком обучения.
(ныне здание музея и школы искусств)

    1. Это сооружение было одним из красивейших в округе. В 1932г это здание пытались разрушить в связи с закрытием организации, но не смогли. Здесь был дом культуры, кинотеатр, библиотека, магазины. В 1988 году здание вновь передали (верующим, храм Пророко-Ильинский)
3) Здание – одно из самых высоких и больших в селе, построено в 1987 году, здесь ежедневно собирается самое большое количество людей (школа)

4) По улице Советской стоит усадьба богатейших купцов села, купцов 2 гильдии – Рудаковых. Один из братьев –Михаил – жил с семьей в здании слева, второй брат – Филипп – жил в здании справа. Дома соединены аркой. Что сейчас находится в этих зданиях? (музей, магазин, управление образования).

5)В этом здании был женский монастырь, стационар больницы. Сейчас здание заброшено. На какой улице оно расположено? (Советская).

6) Сейчас в этом здании, расположенном на улице 1 Мая, находится школа художественных ремесел и центр детского творчества. А для чего предназначено здание по проекту? (интернат при школе)

7) В 1997 году в центре села колхоз «Правда» открыл магазин для реализации своей продукции. Как он называется? («Энергетик»)

Конкурс «Соответствие»

1)Установите соответствие старинное название – современное название

Киргишан, Острожка, Косотуровка, Казаково, Заповарня, Беляево

Верх-Беляево, ул. Труда, ул. Пугачева, ул. Колхозная, ул. Гагарина,

ул. Заречная


  1. Установите соответствие названия и объекта

Конкурс «Символы нашего села»

Что вы считаете отличительным знаком нашего села, без которого нельзя его представить? (это задание может быть предложено в качестве домашнего).

Конкурс – «Страницы истории Орды» .

Команды, которые получают лист с вопросами по истории Орды, за предложенные 5 минут, участники должны дать как можно больше правильных ответов. (Приложение)

Подведение итогов.

1 ведущий

Пусть начнется с хорошей песни

Этот день, этот год, эта жизнь.

Пусть звучит она гимном чудесным

Месту, где мы, друзья родились.

2 ведущий

Пусть начнется с надеждой крылатой

Путь, который ведет сквозь года.

С первой строчки и с первой даты,

Когда пишется судьба.

Звучит мелодия песни об Орде в исполнении О.Крохина, демонстрируются слайды презентации

Объявление итогов

Приложение 1

Вопросы к конкурсу «Страницы истории Орды»


  1. В каком году было основано село Орда (1601)

  2. По берегам каких рек расположено село? (Ординка, Кунгур)

  3. Сколько трехэтажных зданий в селе? Перечислите их (школа, больница, жилой дом на ул. Пролетарской)

  4. Какой герой гражданской войны останавливался в Орде во время своего похода (В.К. Блюхер)

  5. Как называется храм села (Пророко-Ильинский)

  6. В годы Великой Отечественной войны в Орде работал госпиталь. В каком здании он размещался? (старая школа)

  7. Самое высокое место в окрестностях Орды (Казаковская гора)

  8. Какое топливо используют котельные села для обогрева общественных зданий и жилых домов? (газ)

  9. На здании школы есть мемориальная доска. Чью память она увековечила? (Кобелев А.А.)

  10. Какова численность населения Орды? (около 5 тыс человек)

  11. На какой улице расположен парк села (Советская)

  12. Сколько детских садов в Орде (5)

Приложение2

Карточки к конкурсу «Природа родного края»


Черемуха


Рябина


Калина


Кипарис

Женьшень


Ковыль


Липа


Олений мох

Купальница

Свербига

Мышиный горошек

Верблюжья колючка




Пихта

Береза


Манжетка

Ландыш


Шиповник


Клевер

Эвкалипт




Лемминг


Кукушка

Тушканчик

Сорока





Бурый медведь


Белый медведь





Тюлень



Лисица

Игра – викторина по краеведению «Уголок России»

Цель игры-викторины: Формирование чувства любви к своей малой родине, селу, в котором выроси живешь.

Задачи:

    Формирование интереса учащихся к истории и природе своего села, его традициям и обычаям;

    Сплочение детского ученического коллектива;

    Воспитание уважительного отношения друг к другу, развитие коммуникативных навыков совместной деятельности учащихся при работе в группах.

    Формирование эстетических качеств учащихся – восхищение красотой родного села, его природой, памятниками, людьми и их делами.

Оформление:

    Выставка фотографий родного села;

    Выставка книг и газетных вырезок, посвященных селу;

Технические сопровождение викторины: мультимедийная презентация «Моё село»

Участники игры : ученики 6-8-х классов (игра может проводиться среди учащихся каждой из учебной параллели или сборных команд, 6-х, 7-х, 8-х классов).

Жюри игры-викторины : члены администрации школы, вожатая, школьный библиотекарь, ученики старших классов (3-5 человек).

Ход игры.

1 ведущий.

В мире есть такие города,

Где наверное, даже не слыхали,

Про село с названием Орда

На седом заснеженном Урале…

2 ведущий.

Село Орда, река Ординка,

Не широка, не глубока,

Как для кого, а для ординцев

Милей и краше края нет пока…

1 ведущий.

Наша игра посвящается самому любимому уголку России, селу, в котором мы живем.

2 ведущий

Орда- село старинное. Дата его основания – 1601 год. Для сравнения: город Кунгур был основан в 1663 году, а Пермь – в 1723.

1 ведущий.

Существует несколько версий (не менее 10), объясняющих происхождение названия села. Разные исследователи считают, что село получило своё название

В честь божества Солнца, которое носило имя Арда.

2 ведущий

Или в честь тотемного животного одного из племен, живших на этой территории - бурундука.

1 ведущий.

Одна из популярных версий связана с нашими реками. Считают, что Орд-дин можно перевести как долина, устье реки или незамерзающая река.

2 ведущий.

К сожалению, ни одна из этих версий не имеет точных доказательств. Но это нисколько не мешает нам любить свое родное село.

1 ведущий

Чем больше я люблю – тем больше знаю,

Чем больше знаю – тем сильней люблю!

2 ведущий

1 ведущий

Итак, игра начинается! Представляем наших участников (представление участников или команд)

2 ведущий

Представляем наше жюри (представление жюри)

Конкурс «Эрудит»

Задание : из слова «Краеведение» составить за 3 минуты как можно больше слов.

Конкурс «Природа родного края»

На столе лежат вперемешку карточки с названием животных, птиц, растений.

Ребятам нужно выбрать только те карточки, на которых изображены животные и птицы, что водятся, растут в Ординском районе.

Конкурс «Где эта улица, где этот дом»

1)Вопросы

Какая улица самая длинная?

Опишите местоположение: школы, автостанции, сырзавода

Какие улицы названы в честь знаменитых людей?

Есть ли у нас улицы с названиями частей света? Какие?

Назовите, какие предприятия, учреждения, организации есть в селе.

2)Задание для зрителей

А сколько всего улиц в нашем селе? Кто назовет более точную цифру?

На листе бумаги написать названия улиц села. Кто больше? (2 минуты)

Конкурс «Узнай объект».

      Это здание построено в 1876 году на средства ординского сельского общества, на выручки базарного, ярмарочного сбора. Строителем был крестьянин, житель деревни Киргишан – Харлампий Павлович Самойловских. Нижний этаж занимали отделы земской управы, а второй этаж строился под двуклассное училище с шестилетним сроком обучения.

(ныне здание музея и школы искусств)

      Это сооружение было одним из красивейших в округе. В 1932г это здание пытались разрушить в связи с закрытием организации, но не смогли. Здесь был дом культуры, кинотеатр, библиотека, магазины. В 1988 году здание вновь передали (верующим, храм Пророко-Ильинский)

3) Здание – одно из самых высоких и больших в селе, построено в 1987 году, здесь ежедневно собирается самое большое количество людей (школа)

4) По улице Советской стоит усадьба богатейших купцов села, купцов 2 гильдии – Рудаковых. Один из братьев –Михаил – жил с семьей в здании слева, второй брат – Филипп – жил в здании справа. Дома соединены аркой. Что сейчас находится в этих зданиях? (музей, магазин, управление образования).

5)В этом здании был женский монастырь, стационар больницы. Сейчас здание заброшено. На какой улице оно расположено? (Советская).

6) Сейчас в этом здании, расположенном на улице 1 Мая, находится школа художественных ремесел и центр детского творчества. А для чего предназначено здание по проекту? (интернат при школе)

7) В 1997 году в центре села колхоз «Правда» открыл магазин для реализации своей продукции. Как он называется? («Энергетик»)

Конкурс «Соответствие»

1)Установите соответствие старинное название – современное название

Киргишан, Острожка, Косотуровка, Казаково, Заповарня, Беляево

Верх-Беляево, ул. Труда, ул. Пугачева, ул. Колхозная, ул. Гагарина,

ул. Заречная

    Установите соответствие названия и объекта

Верный путь

Парикмахерская

Золотая Орда

Очарование

Сельхозпредприятие

Фольклорный ансамбль

Школьная детская организация

Настенька

Конкурс «Символы нашего села»

Что вы считаете отличительным знаком нашего села, без которого нельзя его представить? (это задание может быть предложено в качестве домашнего).

Конкурс – «Страницы истории Орды» .

Команды, которые получают лист с вопросами по истории Орды, за предложенные 5 минут, участники должны дать как можно больше правильных ответов. (Приложение)

Подведение итогов.

1 ведущий

Пусть начнется с хорошей песни

Этот день, этот год, эта жизнь.

Пусть звучит она гимном чудесным

Месту, где мы, друзья родились.

2 ведущий

Пусть начнется с надеждой крылатой

Путь, который ведет сквозь года.

С первой строчки и с первой даты,

Когда пишется судьба.

Звучит мелодия песни об Орде в исполнении О.Крохина, демонстрируются слайды презентации

Объявление итогов

Приложение 1

Вопросы к конкурсу «Страницы истории Орды»

    В каком году было основано село Орда (1601)

    По берегам каких рек расположено село? (Ординка, Кунгур)

    Сколько трехэтажных зданий в селе? Перечислите их (школа, больница, жилой дом на ул. Пролетарской)

    Какой герой гражданской войны останавливался в Орде во время своего похода (В.К. Блюхер)

    Как называется храм села (Пророко-Ильинский)

    В годы Великой Отечественной войны в Орде работал госпиталь. В каком здании он размещался? (старая школа)

    Самое высокое место в окрестностях Орды (Казаковская гора)

    Какое топливо используют котельные села для обогрева общественных зданий и жилых домов? (газ)

    На здании школы есть мемориальная доска. Чью память она увековечила? (Кобелев А.А.)

    Какова численность населения Орды? (около 5 тыс человек)

    На какой улице расположен парк села (Советская)

    Сколько детских садов в Орде (5)

Приложение2

Карточки к конкурсу «Природа родного края»

Черемуха

Женьшень

Олений мох

Купальница

Свербига

Мышиный горошек

Верблюжья колючка

Манжетка

Шиповник

Эвкалипт

ТушканчикРоссия , 1978. – 92с...

  • По реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Октябрь Администрация Яничев В. В. Яничев В. В

    Заседание

    Щеголев А. Н. О проведении семинара по краеведению «Познай свой край» Октябрь ОНО... управление культуры города Калуги Познавательная викторина для школьников «В мире... с. Березичский стеклозавод Рудковская Т.Н. «Уголок России » - литературный час 25.10 ...

  • Методические рекомендации по проведению Дня Знаний, посвященного 80-летию со дня образования Саратовской области Саратов

    Методические рекомендации

    Иллюстративная выставка; час краеведения ; час истории; ... технологии. Музейный уголок – это творческое... викторины -путешествия. В кружочки вписываются баллы, которые дети будут получать по ... отношениях между соседями. Россия – страна многонациональная, ...