Качества, которые развивают игры. О роли подвижной игры в развитии и воспитании дошкольников Познавательные подвижные игры


Детские игры – это не только веселое времяпрепровождение и развлечение малышей, но и важный компонент их развития и воспитания. Особое значение для развития детей имеют развивающие подвижные игры. По своей сути подвижные игры с правилами можно считать упражнениями, посредством которых маленькие члены общества готовятся к взрослой жизни. В процессе таких забав они получают очень ценные для него знания и сведения об окружающем мире и людях, у них развивается смекалка, сноровка, ловкость, вырабатывается логическое мышление и ценные морально-волевые качества.

Увлекательная и эмоциональная подвижная деятельность побуждает детей проявлять и развивать свои умственные и физические возможности и навыки. Во время игр вырабатывается мгновенная реакция: игроку необходимо молниеносно реагировать на сигналы «Беги», «Лови», «Хватай», «Стой» и т.д. Посредством подвижных занятий ребята могут реализовать свободу действий, что, в свою очередь, закладывает основы их физического развития. С точки зрения классической педагогики, подвижные развивающие игры для детей – одно из самых важных средств всестороннего развития малышей. Развивающие игры можно условно разделить на две группы: для детей до 5 лет, и для детей старше 5 лет.

Игры для детей младшего дошкольного возраста (до 5 лет)


Малыши в возрасте до 5 лет в своих забавах учатся новому при помощи подражания. Деток интересует не столько общение со сверстниками, сколько подражание взрослым, а также окружающим животным и птицам. Малыши с большим удовольствием машут ручками, как птички или бабочки, подражают деревьям, а также неживым предметам. Он вживается в образ подражаемого предмета, начинает ему сопереживать. Как следствие, у детей происходит формирование ценных личностных качеств – соучастия, сопереживания, симпатии, сопричастности. Так как у детей до 5 лет ярко выражена способность к имитации, основная масса развивающих подвижных занятий – это игры сюжетного характера. Представляем несколько популярных развивающих игр для деток до 5 лет.

Кот и мыши - хорошо развивает навыки движения по сигналу


  • Малыши (мышки) располагаются на стульях вдоль стены (в норках), при этом воспитатель (кошка) сидит в противоположном углу, и «спит». Участники-мышки расходятся по комнате, но вот внезапно кошка мяукает и просыпается. Задача мышек – вовремя занять свои норки.

Опиши соседа - развивает внимательность, память, наблюдательность

  • Задача участников – по очереди дать описание или характеристику одному из присутствующих малышей. Тот, кто не сможет назвать какой-либо признак, выбывает.

Кукловод - развивает двигательную память.

  • Кукловод-взрослый водит ребенка с завязанными глазами по определенному маршруту, к примеру, шаг назад, два шага влево, три шага вперед и т.д. Задача малыша – после того, как ему развяжут глаза, пройти маршрут в обратном направлении.

Воробушки и автомобиль - развивает навыки движения по сигналу, а также навыки бега и прыжков.

  • Перед началом игры нужно разметить площадку цветными флажками. Дети-воробушки располагаются на своих скамейках-гнездах в одном углу площадки. Воспитатель-автомобиль – на своем стуле-гараже в другом ее конце. По команде воспитателя «Воробушки вылетают из гнезд» дети разлетаются в разные концы площадки. Внезапно автомобиль покидает свой гараж, а воробушки стремительно возвращаются в свои гнезда.

Бегом ко мне - способствует развитию навыков движения по сигналу, развивает навыки прыжков, бега и ходьбы.

  • Малыши сидит на поставленных в ряд стульях, при этом воспитатель должен отойти в дальний конец комнаты. Неожиданно воспитатель зовет участников - «Бегите ко мне», игроки должны как можно быстрее подняться со своих мест, и побежать к воспитателю, который, в свою очередь, их встречает с распростертыми объятиями. Затем взрослый переходит в другой конец комнаты, и снова зовет детей. После того, как малыши утомятся, воспитатель командует «Бегите домой».

Мой веселый, звонкий мяч - вырабатывает навык ритмичных прыжков, бега, обучает выполнению упражнений по сигналу.

  • Перед началом игры нужно расставить стулья по различным углам помещения. Находящийся по центру комнаты воспитатель берет в руки мяч, и, приговаривая «Мой веселый звонкий мяч», начинает отбивать им о пол. Тем временем дети прыгают в такт ударам мяча о пол, имитируя, таким образом, мяч. После того, как дети освоят игру, воспитатель прекращает отбивать мяч, и лишь делает вид, будто он бьет рукой по мячу.

Мыши в кладовке - развивает у малышей движения по сигналам – бег, прыжки и подлезания

  • Детки-мышки сидят на скамейках-норках. Один из углов комнаты обтянут веревкой на расстоянии полметра от пола. Это кладовка, в ней сидит на стуле воспитатель-кот. Кот спит, задача мышек – тихо и незаметно подлезть под веревкой, и съесть воображаемые припасы, хранящиеся в кладовой. Пролезть нужно так, чтобы не зацепить веревку. Неожиданно кот просыпается, а мыши разбегаются по своим норкам. Прогнав мышей, кот возвращается на место, и засыпает. Затем забава продолжается.

Найди флажок - способствует развитию выдержки и наблюдательности у детей.

  • Перед началом воспитатель заранее готовит флажки (по количеству детей). Малыши рассаживаются на стульях, а затем по команде «Встаем» разворачиваются лицом к стене, и стоят так, закрыв глаза и не подглядывая. Тем временем воспитатель прячет флажки, а после того, как он их недалеко спрячет, он командует «Пора», и дети должны найти флажки – каждый по одному. После того, как все флажки найдены, дети строятся в шеренгу, во главе которой малыш, первым нашедший флажок. Ребята делают круг вокруг комнаты, и снова рассаживаются по своим местам – забава продолжается.

Игры для детей старше 5 лет


Характер подвижных развивающих игр для детишек старше 5 лет несколько меняется. Теперь им интересен конечный результат их забав. В играх все явственнее прослеживается стремление малышей выразить свои желания, чувства. Дети уже могут составить план достижения цели, и пошагово реализовывать его. В достижении цели игры они способны использовать довольно богатый социальный, мыслительный и двигательный опыт. Развивающие игры должны нести в себе элементы нравственного воспитания. Во время таких занятий дети учатся совестливости, доброжелательности, организованности, инициативе. Как правило, у детей во время игры наблюдается эмоциональный подъем, они играют с удовольствием, радостью и весельем. Ниже представлены примеры лучших развивающих подвижных игр для детей старшей возрастной группы.

Найди себе пару - развивает реакцию, ловкость и быстроту движений.


  • В занятии участвует нечетное количество детей. Каждому из них нужно раздать по флагу (одного из двух цветов). После сигнала воспитателя ребята расходятся по комнате, затем воспитатель произносит «Не зевай, скорей пару выбирай», и игроки начинают подбирать себе пару с флажком одинакового цвета. Неизбежно один игрок окажется лишним, и тогда ему участники игры говорят «Петя, Петя, не зевай, скорей пару выбирай». Вместо флажков можно использовать кружки из картона или цветной бумаги.

Веселые самолетики - способствует развитию ловкости, реакции и быстроты движений.

  • Участники делятся на 4 группы, каждый член которой получает в руки флажок или картонный кружок определенного цвета. Игроки всех четырех групп становятся в четыре шеренги на свой «аэродром». После команды воспитателя «От винта» ребята сгибают руки в локтях, имитируя крылья самолета. Далее следует команда «На взлет», и дети «разлетаются» по всей комнате. Через минуту-другую следует команда «На посадку», и участники должны приземлиться на свой аэродром, и встать на то же место в шеренге, с которого и начался полет. Проигравшей оказывается та команда, которая построится на аэродроме последней.

Гуси-Лебеди - развивает реакцию, ловкость и сноровку.

  • Игровая комната превращается в луг, на котором пасутся игроки-гуси. Гусей пасет пастух (первый раз это может быть воспитатель, а затем и один из игроков может быть пастухом). Также в игре участвует волк, его роль выполняют по очереди все участники игры. На одном конце луга находится дом, а в противоположном – волчья нора. Пастух выводит гусей пастись, при этом между пастухом и гусями происходит следующий диалог:

Пастух: Гуси, гуси.
Гусиная стая: Га-Га-Га.
Пастух: Есть хотите?
Гусиная стая: Да-Да-Да.
Пастух: Так летите же домой!
Гусиная стая: Мы не можем, над горой, серый волк не пускает нас домой!
Пастух: Так летите, как хотите, только крылья берегите.

  • После этих слов волк выскакивает из своей норы, и начинает хватать гусей. Пойманную добычу волку нужно снести к себе в нору. Гуси, соответственно, могут спастись лишь у себя в доме. Игра длится три повтора, после чего оставшихся на свободе гусей нужно пересчитать, а волка сменить на другого игрока.

Угадайка - развивает ум, воображение, мимику и жесты.

  • Воспитатель рассказывает сидящим на скамейке в рядок детям, что им нужно представить, будто они сейчас должны сходить в лес, и поймать там бабочку, белочку, кузнечика, пчелы, жука, шмеля и т.д. По команде воспитателя «Вперед» участники расходятся по воображаемому лесу, и в ладошку ловят воображаемое животное или насекомое. Кого-нибудь поймать нужно обязательно. Далее следует команда «Все домой», и участники с закрытыми ладошками несут добычу домой. Затем воспитатель просит участников по очереди рассказать при помощи жестов, мимики, движений корпусом, руками и ногами, а также звуков, пояснить, кого именно они поймали. Остальные участники должны отгадать животное или насекомое – в этом случае оно считается отпущенным. Если никто отгадать не может, участник сам называет свою добычу.

После активных игр и забав дети нуждаются в отдыхе. Компьютерные игры – то что нужно в данном случае. Популярные игры уборка в доме Лунтика по мотивам любимого мульфильма очень нравятся детям. Они всегда с удовольствием играют в нее.

Подвижные игры для детей первой младшей группы ДОУ

Автор: Лашкова Оксана Евгеньевна, воспитатель чДОУ «детский сад №4» ОАО «РЖД», город Бологое Тверская обл.
Описание работы : Предлагаю Вам подборку подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста. Данный материал может использоваться воспитателями и родителями для проведения подвижных игр в групповой комнате, дома и на прогулке, с детьми от 1,5 до 3 лет. Этот материал направлен на формирование интереса у детей к игровой деятельности, на развитие таких качеств как, координация движений, быстрота реакции, ориентировка в пространстве, внимание. Подвижные игры всесторонне развивают ребёнка и вызывают положительные эмоции от совершаемых действий.
Цель : Познакомить малышей с многообразием подвижных игр. Повышать двигательную активность и здоровье детей. Развивать внимание, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве.

Игра в жизни каждого ребёнка занимает значимое место. С малых лет, играя, ребёнок сначала учится манипулировать предметами, изучает их. С возрастом ищет их взаимосвязи. Играя у малыша, развивается не только моторика, но и мышление, воображение, фантазия. Играя, ребёнок выстраивает логические цепочки, думает, размышляет. Невозможно представить себе детство ребёнка без игры. Не зря подмечено, что как ребёнок ведёт себя в игре, таким образом, он будет вести себя и в социуме. Многими великими педагогами разработано и успешно внедрено в программы огромное количество игр. Я работаю с самыми маленькими, с малышами от года до трёх. И за долгие годы собрала картотеку игр, которую использую в своей работе. Это и подвижные и развивающие и дидактические.
Нельзя недооценивать пользу подвижных игр в жизни ребёнка. Во время активного движения активизируются обменные процессы в организме, кровообращение, дыхание. Помимо этого, подвижные игры развивают координацию движений, внимание и быстроту реакций, тренируют силу и выносливость, снимают импульсивность. Предлагаю ознакомиться с немногими, но любимыми моими малышами подвижными играми, которые можно проводить как в групповой комнате, так и на прогулке. Надеюсь, кому то это пригодится в благородном деле, в воспитании и формировании нашего бесконечно прекрасного подрастающего поколения.

Подвижные игры для детей от 1,5 до 3 лет.

«Солнечные зайчики»

Задачи: повышать двигательную активность, развивать ловкость; вызывать положительные эмоции от совершаемых действий.
Собрав около себя группу детей, воспитатель при помощи зеркала пускает солнечные зайчики на стену и приговаривает:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.
Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!» Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

«Догони мяч»

Задачи: побуждать действовать по сигналу, совершенствовать бег в сочетании с действиями, получать удовольствие от совместных действий.
Воспитатель показывает детям корзину с мячами и предлагает встать рядом с ним вдоль одной из сторон площадки. Затем со словами «догоните мяч» выбрасывает их из корзины, стараясь, чтобы они покатились в разные стороны, подальше от детей. Дети бегут за мячами, берут их и кладут в корзину. Игра повторяется.

«Собери шарики»

Задачи: повышать двигательную активность; способствовать возникновению положительных эмоций от совместных действий.
Для игры подбираются шары (деревянные или пластмассовые), разные по цвету. Сложив их в корзину, воспитатель приглашает детей посмотреть, какие красивые шары, называет, какого они цвета. Затем высыпает их со словами: «Вот как покатились шарики… Догоняйте их и кладите обратно в корзину». Дети бегут за шариками и относят их в корзину.
При повторении игры воспитатель называет, кто какой шар принес: красный, желтый и так далее
Воспитатель следит, чтобы дети не сбивались в кучу, а бегали по всей площадке (каждый ребенок бежит в своем темпе).
Первое время игра проводиться с небольшой группой детей, постепенно количество играющих увеличивается.

«Догони меня»

Задачи: совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве.
«Догони меня», - предлагает воспитатель и бежит к противоположной стене комнаты. Дети бегут за воспитателем, стараясь его поймать. Затем воспитатель снова говорит: «Догоните меня», - и бежит в противоположную сторону, дети снова его догоняют. После двух пробежек дети садятся на стулья и отдыхают. Затем игра возобновляется.
Игру лучше проводить с небольшими группами детей: пока одна группа детей играет, другая смотрит, затем дети меняются ролями.

«Кот и мыши»

Задачи: повышать двигательную активность; развивать имитационные движения; вызвать интерес и желание выполнять действия в соответствии с текстом.
Игра проводиться с небольшой группой детей в игровой комнате или на прогулке.
С помощью шнура огораживается место для мышек. Выбирается кошка. Она садиться на стульчик или пенек. Мышки сидят в норках.
Воспитатель говорит:
Кошка мышек сторожит,
Притворилась, будто спить.
Мышки вылезают из «норок» и начинают бегать.
Через некоторое время воспитатель говорит:
Тише, мышки, не шумите,
Кошку вы не разбудите….
Это сигнал кошке; она слезает со стула, встает на четвереньки, выгибает спинку, громко произносит «мяу» и начинает ловить мышей, которые бегут в свои норки.
Игру можно повторять 3-4 раза, с другими кошками.


«Лохматый пёс»

Задачи:
Один из детей изображает пса; он ложиться на коврик, голову кладет на протянутые впереди руки.
Остальные дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время говорит:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.
Пес вскакивает, начинает лаять. Дети разбегаются. Пес гонится за ними. Когда все дети разбегутся и спрячутся, пес опять ложиться на коврик. Игра повторяется с новым водящим.

«У медведя во бору»

Задачи: учить действовать по сигналу воспитателя, совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве
Один из детей изображает медведя; он сидит на стульчике, ручки под щечку сложив, притворившись спящим.
Остальные дети тихонько подходят к нему, наклоняясь, будто собирают грибы и ягоды, а воспитатель в это время говорит:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит,
На меня он все глядит.
А потом как зарычит.
И за нами побежит.
Медведь вскакивает, бежит за детьми. Дети разбегаются. Медведь гонится за ними. Когда все дети разбегутся и спрячутся, медведь опять садиться на стульчик. Игра повторяется с новым водящим.

«Цыплятки и кошка»

Задачи: совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий, учить детей бегу в определённом направлении.

Воспитатель изображает курицу, дети – цыплят. Считалочкой выбирается кошка. Кошка садиться на стул в сторонке. Курочка и цыплята ходят по комнате. Воспитатель говорит:
Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки,
Квохчет курочка: «Ко-ко,
Не ходите далеко».
Приближаясь к кошке, воспитатель говорит:
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые убегают в определенный угол комнаты – «дом», к курице-маме.
Воспитатель (курица) защищает цыплят, разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток»!

«Солнышко и дождик»

Задачи: развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал, учить выполнять действия по слову взрослого; поощрять самостоятельность, инициативу детей; вызывать чувство радости от совместных действий.
Дети присаживаются на корточки сзади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места и присаживаются сзади стульев. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

«Раздувайся пузырь»

Задачи: побуждать детей действовать в соответствии со словами; учить согласовывать свои действия с действиями других детей; закреплять умение становиться в круг, постепенно расширяя его и сужая; развивать физическую активность.
Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет: «Пузырь лопнул», - все дети опускают руки, хором говоря: «Хлоп» - и присаживаются на корточки. Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг и игра возобновляется.

Задачи: учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми, побуждать к самостоятельным действиям.
Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я буду паровоз, а вы - вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит воспитатель, и все начинают двигаться, приговаривая: «чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время снова раздается гудок, и поезд опять отправляется в путь.
Где спрятался колокольчик?»
Задачи: учить ориентироваться в пространстве; развивать умение бегать в разных направлениях; вызывать чувство радости от совместных действий.


Дети стоят лицом к стене. Няня прячется в другом конце комнаты и звонит в колокольчик. Воспитатель говорит детям: «Послушайте, где звенит, и найди колокольчик». Когда дети находят колокольчик, воспитатель хвалит их, а затем предлагает снова повернуться к стене. Няня опять звонит в колокольчик, спрятавшись уже в другом месте.

«Мой весёлый звонкий мяч»

Задачи: учить детей прыгать на двух ногах; учить внимательно слушать текст; вызывать чувство радости от активных действий.
Дети сидят на стульях, поставленных в разных местах комнаты. Воспитатель находится в центре. Берет большой мяч и начинает отбивать его рукой о землю, говоря: «Мой веселый, звонкий мяч…». Воспитатель подзывает к себе детей и предлагает им попрыгать как мячики. Дети прыгают в том же темпе. Воспитатель кладет мяч и повторяет стихотворение, делая движение рукой, так, как будто отбивает мяч, а дети прыгают. Закончив стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню!». Дети убегают.

«Зайка беленький сидит»

Задачи: совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий.
На одной стороне площадки отмечаются места зайцев. Каждый становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого назначает воспитатель, становится в середину. Дети с воспитателем произносят стихи и выполняют движения под текст:
Зайка беленький сидит и ушами шевелит, - дети стоят в кругу,
Вот так, вот так он ушами шевелит! – шевелят кистями рук, подняв их к голове.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть – хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать
Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать – прыгают на 2 ногах на месте.
Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал! – воспитатель хлопает в ладоши, дети разбегаются по своим домам.

«Птички в гнёздышках»

Задачи: обогащать двигательный опыт; побуждать детей к выполнению элементарных правил игры; поощрять самостоятельность; вызывать чувство удовольствия от общения с взрослым и сверстниками, а также от выполнения движений.
С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» - и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!» - говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется, подпрыгнуть два раза.

«Гуси – гуси»

Задачи: совершенствовать бег в сочетании с действиями рук; вызывать потребность к подражанию; получать удовольствие от совместных действий.

Дети изображают гусей, располагаясь в одном конце комнаты, в другом конце стоит взрослый. По очереди говорят:
Взрослый: Гуси-гуси!
Дети: Га-га-га!
Взрослый: Есть хотите?
Дети: Да-да-да!
Взрослый: Идите ко мне!
Дети-гуси летят к взрослому, размахивая крыльями, шипя: «Ш-ш-ш»
Затем взрослый говорит: «Кш! Бегите в поле!» Гуси убегают на свое место.

«Птички и автомобили»

Задачи: совершенствовать ходьбу в разных направлениях, по ограниченной поверхности; развивать внимание, умение реагировать на сигнал; побуждать к активному взаимодействию со сверстниками.

Все дети изображают птичек. Роль автомобиля вначале выполняет воспитатель. Он говорит: «Птички вылетели погулять». Дети-птички летают по группе, машут крыльями, клюют зерна. По сигналу воспитателя «Автомобиль!» птички быстро убегают с дороги. Одна часть детей размещается на одной стороне группы, площадки - это птички. На другой стороне размещается другая часть детей - это автомобили. Воспитатель говорит: «Птички летят!» - птички летают, машут крыльями, приседают, клюют зерна. По сигналу «Автомобили выехали!» дети, изображающие автомобили, выезжают на дорогу, а птички улетают в свои гнездышки. Автомобили ездят по дороге, объезжая препятствия (скамейки, кубы). При повторе игры дети меняются ролями.

Игра – один из важнейших видов развивающей деятельности человека, применяемый с детства, поскольку с момента рождения ребенок лучше усваивает информацию, получаемую в ходе различных игр. Способности, приобретенные и совершенствуемые в игровом процессе, помогают лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, легче и быстрее находить верные решения и адаптироваться к окружающим изменениям.

Какие качества развивают игры в детях:

  • Физические – совокупность социально обусловленных психических и биологических свойств человека, определяющих уровень физической подготовки, необходимой для осуществления активной и целесообразной двигательной деятельности;
  • Интеллектуальные – специфические свойства работы интеллекта по усвоению и переработке информационного потока с последующим анализом;
  • Социальные – способности, характеризующие действия человека в социальной среде, его поведение среди окружающих и относительно них.

Физические качества, которые развивают игры

В процессе развития физических качеств совершенствуется работа организма в целом. Осваиваются и улучшаются определенные двигательные умения, активизируется работа внутренних систем и органов, за счет улучшения периферийного кровоснабжения улучшается работа мозга.

Основные физические качества, которые развивают игры:

  • Сила – степень развития мышц, позволяющая человеку противодействовать внешним силам или воздействовать на них при помощи мышечного напряжения;
  • Ловкость – быстрое и правильное овладение новыми движениями, рациональное перестроение двигательной деятельности в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
  • Гибкость – морфофункциональная особенность опорно-двигательной системы человека, определяющая степень подвижности отдельных частей тела, способствующая выполнению движений с максимальной амплитудой;
  • Быстрота – перемещение человека или движение отдельных частей тела с максимальной скоростью за минимально короткий промежуток времени;
  • Выносливость – умение противодействовать утомлению при выполнении любых действий, длительное время выдерживать мышечную нагрузку без значительной потери мощности.

Интеллектуальные качества, которые развивают игры

Лучший способ развития мышления – регулярная тренировка умственной деятельности путем решения комплексных задач. Идеально обеспечивают такую нагрузку интеллектуальные игры.

Какие качества развивают игры и в чем их польза:

  • Аналитическое мышление – умение анализировать поступившую информацию, разделяя ее на логические и смысловые блоки, сравнивая и сопоставляя между собой отдельные фрагменты, определяя их взаимосвязи;
  • Логику – способность мыслить, рассуждать и анализировать в рамках формальной логики, делая верные и последовательные выводы;
  • Дедукцию – способность извлекать из объемных информационных массивов центральную идею, умение верно ее сформулировать, объединять разрозненные информационные блоки по общим признакам, умение обобщать и выделять закономерности;
  • Важное качество, которое развивает игра – это критическое мышление. Это умение противодействовать внушению и влиянию, исключая ошибочные идеи и ложные выводы путем критического анализа и оценки информации;
  • Прогнозирование – формирование на основе имеющейся информации моделей будущего развития событий с учетом возможных альтернативных вариантов, позволяющее планировать дальнейшие действия;
  • Абстрактное мышление – способность удерживать в памяти сложные системы, концепции и комбинации в виде соответствующих символов, манипуляция этими символами до нахождения верного решения с умением применить его на практике;
  • Образное мышление – умение сопоставлять различные объекты и понятия, находя условный общий знаменатель, формулировать метафоры и сравнения, упрощая восприятие сложных идей, хорошо воспринимать художественные образы;
  • Концентрацию – способность продолжительное время удерживать внимание на решении конкретных задач, повышая эффективность умственной деятельности.

Социальные качества, которые развивают игры

Социальные качества представляют собой концентрацию человеческого опыта как результата индивидуальной и групповой деятельности в различных комбинациях. Формируя способности, потребности, знания, умения, образ поведения и взаимодействие в обществе, социальные качества личности являются одновременно основой и следствием социальных процессов.

Социальные качества, которые развивают игры, необходимо воспитывать в человеке с момента рождения, именно поэтому важна социализация детей в игре. Первые навыки социального поведения ребенок получает в общении и играх с родителями. По мере взросления и вхождения в социум, участвуя в играх вместе с другими детьми, малыш учится работе в команде, коммуникабельности и терпимости к ошибкам других, решению общих задач и проблем, распределению обязанностей и разделению ответственности. Игровые задачи, поставленные пред группой, способствуют лучшей социализации детей. В игре, благодаря возникающей необходимости идти на компромиссы, уступать, прислушиваясь к мнению других участников и учитывая его, формируются основы правильного социального поведения. Именно в дошкольном воспитании следует научить детей обуздывать собственные эмоции, практически мыслить в предметном и образном направлении, контролировать свое поведение и действия в рамках социума, четко осознавать свое место и значение в обществе. Лучше всего такое обучение проходит в игровой форме.

Основные социальные качества, которые развивают игры у детей:

Благодаря социализации детей в играх, они принимают активное участие в жизни семьи, группы детского сада, в обществе друзей, с готовность приходят на помощь, с удовольствием занимаются и играют, участвуют в обсуждениях и спорах, делая правильные выводы и уместные замечания. Это свидетельствует о том, что дети на должном уровне разбираются в устройстве окружающего их мира.

По сути, игры отображают реальную жизнь в воображаемой условной обстановке, и то, какие качества развивают игры, зависит от их вида. Активные, интеллектуальные, логические, компьютерные, ролевые – разные игры важны на различных этапах роста как обязательный элемент развития качеств, необходимых для жизни.

Видео с YouTube по теме статьи:

1. Мячик «Убегай ка»

Игра развивает: наблюдательность и реакцию

Ход игры: Игроки встают в шеренгу, руки за спиной, ладонями вверх. За ними, произвольное время, ходит водящий. Он выбирает любого игрока и кладет ему в руки мячик.

Цель игры: ребенок, получивший мяч, должен успеть выбежать из шеренги. Всем остальным игрокам покидать шеренгу запрещено. Их задача задержать игрока с мячом, чтобы он не смог выбежать из строя.

Выигрывает тот ребенок, которому удалось выбежать из шеренги с мячом. Он занимает место водящего.

2. Цепи

Игра развивает: физическую силу, умения действовать в команде

Ход игры: Дети становятся в круг и берут друг друга за руки, образуя кольцо. В середину кольца встает водящий ребенок. В упрощенном варианте – дети стоят на месте, в варианте посложнее – движутся по кругу.

Цель игры: Водящий должен, разбив цепочку, выбежать из круга.Игроки в круге должны стараться удержать цепочку.

Выигрывает ребенок, разорвавший круг. На его место встает ребенок, который был первый по часовой стрелке в разорванном звене.

3. Охотник

Игра развивает:

Ход игры: Дети становятся в круг и берут друг друга за руки, изображая загон для цыплят. В середину кольца встают 2-5 ребят, изображающих цыплят. За кругом находится охотник (1 ребенок) и волки (2-3 ребенка).

Цель игры: Цель «охотника» — догнать и коснуться «волков». «Волк», которого коснулся «охотник», выбывает из игры. Цель «волков» – разбить круг и украсть «цыпленка», избежав поимки «охотником». Игроки, изображающие загон, должны стараться удержать круг не разорванным.

Выигрывает «охотник», поймавший всех «волков» до того, как они растащили всех «цыплят». В этом случае он продолжает оставаться «охотником». Если «волкам» удалось вытащить всех «цыплят» из загона — «охотником» становиться «волк», укравший последнего «цыпленка».

4. Рыбки

Игра развивает: Быстроту реакции, ловкость, умение действовать в команде

Ход игры: Площадка для игры расчерчивается на 3 широких полосы. В среднюю полосу, которая условно называется «сети», встают 2 игрока и берутся за руки. Они являются водящими «рыбаками». Остальные ребятишки, «рыбки», также разбиваются по парам, берут друг друга за руки и становятся на двух крайних полосах. Расцеплять руки в течении всей игры никому нельзя.

Цель игры: Задача «рыбок» перебежать с одной крайней полосы в другую и не быть пойманными в сети «рыбаками». Задача «рыбаков» успеть поймать, пробегающую по территории «сети» «рыбку».

Выигрывает последняя «рыбка», не пойманная «рыбаками». Эта пара становиться новыми водящими.

5. Мышеловка

Игра развивает: Быстроту реакции, ловкость, внимательность

Ход игры: В начале игры выбирается водящий. Он исполняет роль «сыра». 2-3 игрока должны его охранять. Они условно называются «мышеловки». Остальные ребятишки будут «мышками».

Цель игры: Задача «сыра» не быть «съеденным мышами». Задача «мышеловок» ловить «мышей», оберегая «сыр». Задача «мышей» — «съесть сыр и не попасть в мышеловку». Та «мышка», которая «попала в мышеловку», всю оставшуюся игру должна бегать за этой «мышеловкой».

Выигрывает не пойманный игрок, исполняющий роль «сыра». В этом случае он может продолжить быть водящим или выбрать нового водящего из «мышеловок». А сам становиться на го место. Если же «мышки съели сыр», водящим становиться «мышка»-победитель и выбирает себе «мышеловок».

6. Зеркало

Игра развивает: Артистизм, ловкость, внимательность

Ход игры: В начале игры выбирается водящий. Он исполняет роль «зеркала». Остальные игроки от него убегают

Цель игры: Водящий должен догнать и коснуться любого другого игрока. Но во время преследования, водящий должен полностью копировать движения догоняемого им игрока. Как зеркало. Убегающий же должен стараться придумать такие движения, которые водящий бы с трудом смог повторить. Он может танцевать, полсти на четвереньках или идти «гуськом», изображать животных или птиц и т.д. Если «зеркало» плохо повторяет движения, прикосновение может быть не засчитано.

7. Ледяные скульптуры

Игра развивает: Быстроту реакции, взаимовыручка

Большинство подвижных развлечений в этом возрасте должны обыгрываться, иметь простой сюжет и понятные условия. Нужно не просто бегать, скакать и прятаться. Важно еще перевоплощаться во время игры в разных персонажей: животных, растения, сказочных героев.

«Хромая лиса» . Эту игру нужно проводить в большом помещении или на открытой площадке. Из группы детей (чем их больше, тем лучше) выбирают «хромую лису». Мелом чертится большой круг. Все дети, кроме лисы, становятся в него. По команде ведущего (взрослый человек) дети начинают бегать по внутреннему краю круга, а «хромая лиса» (ребенок скачет на одной ножке) должна коснуться рукой кого-нибудь из бегущих. Кто попался, тот становится «хромой лисой». Следите за тем, чтобы дети не нарушали правила: лиса должна прыгать на одной ножке, а остальные игроки не имеют права выходить за пределы круга.

«Ястреб» . Из группы детей выбирают «ястреба». Это можно сделать с помощью считалки. Остальные участники — «мышки», которым надо убежать от хищной птицы. «Ястреб» становится впереди, ему нельзя оглядываться назад. Сзади него дети размещаются друг за другом по парам. По команде ведущего пары распадаются, и «мыши» разбегаются в разные стороны. Кто попал в лапы «ястребу», сам становится хищной птицей. «Мыши» могут спасаться не только бегством, но и бросать в «ястреба» платком или бумажным комком (только не булыжниками). Если кто-то попал, значит «ястреб» убит, на его место становится другой игрок.

«Кошка». Эта игра похожа на игру в прятки. Но здесь появляется героиня — «кошка», которая умеет хорошо прятаться. Все остальные должны ее искать. «Кошка» помогает себя обнаружить мяуканьем.

ИГРЫ С МЯЧОМ . Если у ребенка в руках оказался мяч, можно считать, что игра уже началась. А если подбрасывать мяч и рассказывать в это время стихотворение С. Я. Маршака «Мой веселый звонкий мяч», то игровое пространство наполняется новым ярким содержанием. Дети в раннем возрасте (от года до трех) любят, чтобы их действия озвучивались текстами. Но и в три-четыре года малыш не откажется от занимательных стихов «в тему». Все игры с мячом развивают зрительное внимание, координацию движений, двигательные навыки (бросать, ловить, метать) и общую моторику. Не расстраивайтесь, если кроха долгое время не может научиться ловить мяч. Этот сложный навык совершенствуется к 4—5 годам. Начинайте бросать друг другу мяч с небольшого расстояния. А также выбирайте мячи среднего размера, чтобы малышу было легче их захватить руками. Поощряйте успех и закрепляйте положительные моменты игры в памяти ребенка.

◈ «Съедобное-несъедобное» . В эту простую и познавательную игру дети играют всегда с большим удовольствием. Бросайте ребенку мяч и называйте разные слова (существительные). Все, что можно съесть, малыш должен поймать, а «несъедобное» отбросить. Есть и другой вариант этой игры, которая проводится без мяча: на «съедобное» хлопаем в ладоши, на «несъедобное» хлопаем по коленям. Старайтесь выбирать ряд созвучных слов, чтобы развивать слуховое внимание ребенка. Например: «Ватрушка, пампушка, подушка, лягушка, игрушка...»

◈ «Попади в цель» . Для этой игры вам понадобятся два мяча. Один (большой) кладется на табурет, он будет «мишенью». Вторым (маленьким) мячиком малыш пытается сбить большой мяч с табурета, находясь от него на расстоянии 1,5—2 м.

◈ «Собачка» . Из группы детей выбирается «собачка». Остальные становятся в круг и быстро передают друг другу мяч. Задача «собачки» — перехватить мяч. Кто его проворонит, тот и становится очередной «собачкой». Чтобы войти в образ, «собачка» может говорить «гав-гав», рычать или подвывать в минуты неудач.

◈ «Перебежчик» . На расстоянии 4—5 м необходимо выложить игрушки (или любые предметы) друг напротив друга. Перед ребенком стоит задача — перебегать от одного предмета к другому с одной стороны на другую. Водящий стоит в «коридоре» между игрушками и должен попасть в «перебежчика» мячом. Если водящий попал, то игроки меняются ролями.

Безопасность — прежде всего!

Выбирайте для подвижных игр просторные места, без острых углов. Проверяйте, нет ли на площадке для игр больших камней, веток, битого стекла.

Большинство подвижных игр можно проводить как в помещении, так и на свежем воздухе. Если позволяет время и погодные условия, выбирайтесь на детскую площадку. Там вы найдете веселых и активных компаньонов для подвижных игр. В этом возрасте дети уже способны усвоить простые правила игры и придерживаться их. Играя, они учатся сотрудничать и дружить со своими сверстниками.

«Боулинг». Для этой игры вам понадобится мяч и самодельные «кегли». Их можно сделать из пластиковых бутылок, наполнив песком или водой для устойчивости. Эта игра отлично развивает координацию движения «глаза-рука», общую моторику, равновесие. Проведите линию, за которую ребенок не должен переступать во время броска. Поставьте кегли в форме треугольника на небольшом расстоянии. Покажите, как бросать мяч. Если малыш не справляется с заданием, придвиньте «кегли» ближе. Поощряйте и хвалите за каждое попадание. Не используйте стеклянных бутылок в этой игре!

«Ручеек» . Для этой игры вам понадобится кусок ткани шириной 1 м и длиной 2 м. Это и будет ручеек. Положите ее на пол и предложите малышу перепрыгивать через ручей. Сначала сделайте «ручей» узким, свернув ткань. Затем шире и еще шире. Эта игра развивает навык прыгания с места. Когда ручеек станет очень широким, перепрыгивайте его с разбега. Учите ребенка приземляться на полусогнутых ногах. Покажите, как прыгают с места и с разбега.

«Тучка летит» . Для проведения этой игры вам понадобится взрослый помощник. Возьмите обычную белую простыню и представьте, что это тучка. Только не простая, а дождевая. Суть игры заключается в следующем. Двое взрослых берутся за простыню по краям и начинают ее плавно поднимать вверх и опускать вниз (простыня будет надуваться парусом). В момент, когда «тучка» находится вверху, дети должны пробежать под ней и не намокнуть. Если простыней накрыло — значит, игроки попали под дождь.

«Птичка». В углу комнаты поставьте стул. Это будет дерево, на котором птичка должна прятаться от дождя. Малыш порхает по всей комнате, размахивая руками-«крыльями». Вдруг вы говорите: «Кажется, дождь начинается!» Ребенок должен залезть на стул и присесть на нем, как птичка на ветке. Дальше вы говорите: «Солнышко выглянуло!» Он снова летает. И так, пока не надоест.

«Птичка» (еще один вариант). Дети любят считать не только ворон, но и других птиц. Когда вы вместе выходите на улицу, обращайте внимание ребенка на то, как птицы щебечут, скачут, летают, садятся на ветки, клюют зерна, чистят перышки и т. д. Предложите крохе тоже стать птицей. Только не спешите объяснять, что нужно делать. Просто спрашивайте: «А как птицы ходят, клюют, летают?» Затем нарисуйте мелом на асфальте (или палкой на земле) кружочки (это будут птичьи гнезда), попросите малыша полетать и вернуться к себе домой. Хорошо, если в игре будет участвовать несколько детей. Каждый будет спешить занять свое «гнездо».

«Веселая эстафета». Эта подвижная игра подходит не только для детей разных возрастов, но и для взрослых. Она незаменима на любом детском празднике, где наблюдается большое скопление детей. Вам понадобятся игроки (они делятся на две команды), разные игрушки, две коробки. Каждой команде выдаются сокровища, которые нужно спрятать в сундуке. Каждый участник берет предмет на старте, бегом относит его в коробку и возвращается назад. За ним бежит следующий игрок. Побеждает та команда, которая быстрее перенесет игрушки в коробку.

«Тоннель» . Для этой игры вам понадобится обруч среднего размера и кусок ткани длиной около 3 м. Ткань нужно сшить так, чтобы получилась «труба». Ширины ткани должно хватить на то, чтобы обшить ею обруч по всему кругу. Это и будет вход в тоннель. Попросите кроху по нему пролезть. Попробуйте это сделать сами. Вместе всегда веселее, и не так страшно.

Специалисты, рекомендуют как можно чаще проводить с детьми игры в «тоннель». Они помогают малышам еще раз пройти этап (матрицу) рождения, прожить его, побороть страхи и неуверенность. Сооружайте «тоннели» из одеял и стульев, спускайтесь с горок-тоннелей. Также вы можете сомкнуть руки в кольцо и попросить кроху проползти через него. Чем сильнее у ребенка страх перед закрытыми и узкими пространствами, тем большая вероятность того, что он испытывал дискомфорт во время рождения.