Подвижные игры для развития координационных способностей у младших школьников. Игры на развитие координации движений Игры направленные на развитие координации

Игры на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Мячик-чижик

Описание : на нижний конец верхней доски кладется мяч. Игроки располагаются вокруг дощечек. Один из игроков с силой ударяет по верхнему свободному концу дощечки. Взлетевший вверх мяч стараются поймать другие игроки. Кому это удается, становится водящим.

Две доски длиной 50 см и шириной 10 см, мяч.

Краски

Развиваем координацию движений, быстроту реакции

Описание: игроки размещаются на стульях или скамейках. Из числа игроков выбирается продавец и покупатель. Покупатель отходит в сторону, а игроки говорят продавцу, какой краской они хотят быть. Через некоторое время приходит покупатель и говорит: «Тук, тук». Продавец спрашивает: «Кто там?». Продавец называет свое имя.

Продавец. «За чем пришел?»

Покупатель. «За краской».

Продавец. «За какой?»

Покупатель называет краску, за которой пришел. Если такая краска есть, продавец называет ее цену. Покупатель хлопает по ладони продавца столько раз, сколько он сказал. С последним хлопком «краска» убегает, а покупатель старается ее догнать. Поймав «краску», он уводит ее к себе. Если названной краски нет, продавец говорит: «Скачи по синей (желтой, красной и т. д.) дорожке на одной ножке». Покупатель скачет до условленного места, затем возвращается. Игра продолжается.

Стулья или скамейки.

Собачки

Описание : из числа игроков выбирается водящий — «собачка». Остальные участники располагаются в круге. Они перебрасывают мяч друг другу. «Собачка» при этом должен стараться поймать мяч. Тот, у кого водящий отбирает мяч, становится «собачкой».

Материалы и наглядные пособия для игры

Хвосты

Развиваем координацию движений, ловкость и быстроту реакции

Описание : игра осуществляется в парах. Игроки прикрепляют сзади к поясу ленты. Задача каждого участника пары — сорвать ленту партнера и при этом сохранить свою.

Материалы и наглядные пособия для игры

Ленточки или веревки длиной до 50 см.

Шапку долой!

Развиваем координацию движений, быстроту реакции и ловкость

Описание : игра осуществляется в парах. Игроки занимают позиции напротив друг друга, на головах у них надеты шапки. Игроки должны стараться сорвать шапку с головы противника, при этом сохранив свою.

Материалы и наглядные пособия для игры

Шапки или колпаки.

Кто первый?

Развиваем координацию движений, физическую силу

Описание : в игре принимают участие 2 человека. На игровой площадке ставят один напротив другого 2 стула. На полу от одного стула до другого кладут веревку. По сигналу ведущего игроки начинают двигаться вокруг стульев. Как только ведущий скажет «Тащи!» — игроки садятся на стул и тянут веревку. Тот, кому первому удастся выдернуть веревку, и есть победитель.

Материалы и наглядные пособия для игры

Два стула, веревка.

Разведчик и часовой

Развиваем координацию движений, наблюдательность, быстроту реакции

Описание: в игре участвуют 2 команды — разведчики и часовые. В центре игровой площадки кладут обруч, внутри которого помещают мяч. По одному от каждой команды в центр выходят игроки. Разведчик проделывает движения, которые должен повторить часовой. При этом разведчик должен усыпить бдительность часового, изловчиться и забрать мяч. Если ему это удается, то часовой выбывает из игры, а если не удается, то из игры выбывает разведчик. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не попробуют себя в роли часового и разведчика. По окончании игры подсчитывают, сколько раз выиграли часовые, а сколько — разведчики.

Материалы и наглядные пособия для игры

Мяч, обруч.

Канатоходец

Описание: мелом на игровой площадке рисуют тропу канатоходца шириной, не превосходящей ширину стопы. Задача каждого игрока — пройти дистанцию как можно быстрее и не оступиться.

Материалы и наглядные пособия для игры

Гонки мячей

Развиваем координацию движений, ловкость

Описание: игроки встают в круг. Два игрока, стоящие напротив друг друга, держат мячи. По сигналу ведущего игроки начинают передавать мячи по кругу в одном направлении. Тот игрок, у которого окажутся 2 мяча сразу, проигрывает.

Материалы и наглядные пособия для игры

По очереди

Развиваем координацию движений быстроту реакции

Описание: игроки делятся на 2 команды и строятся в колонны. Один из игроков располагается напротив своей команды и держит в руках мяч. По сигналу ведущего он бросает мяч партнеру. Тот, в свою очередь, бросает мяч обратно и присаживается на корточки. Далее мяч кидают второму игроку, третьему и всем последующим. Та команда, которая выполняет задание первой, выигрывает.

Материалы и наглядные пособия для игры

Учим концентрироваться, развиваем внимание, координацию

Описание: в этой игре необходимо четное количество игроков. После того как ребята разделились на пары, им раздают чистые листы бумаги и объясняют правила игры. Они заключаются в следующем: каждой паре необходимо преодолеть определенное расстояние, при этом нужно пронести лист бумаги, который зажимается лбами участников. Руки нужно держать за спиной и не поддерживать ими лист.

Победившей считается та пара, которая пройдет дистанцию первой и без ошибок. Эта игра идеально подходит доя различных праздников, так как она очень увлекательна и всем поднимает настроение.

Материалы и наглядные пособия для игры

Несколько чистых листов бумаги, негромкая веселая музыка.

Лебедь и рак

Развиваем внимание, физическую выносливость, координацию движений, целеустремленность

Описание: в этой игре могут принимать участие 2 игрока или несколько пар. Участников привязываются друг к другу веревкой за пояс. При этом они располагаются спиной к спине. На расстоянии метра от них нужно положить игрушку или любой другой предмет.

По команде ведущего участники должны достать игрушку. Каждому из них необходимо перетянуть на свою сторону соперника.

Игра заканчивается в том случае, когда кто- то из участников достанет свою игрушку.

Материалы и наглядные пособия для игры

Длинная и крепкая веревка, 2 игрушки, веселая музыка.

Непокорный лист

Развиваем координацию движений, внимание, умение сосредоточиться, аналитические способности

Описание: перед началом игры необходимо вырезать из приготовленного куска фанеры березовый лист. Затем в этом листе нужно проделать несколько отверстий, диаметр которых должен превышать диаметр шеста, как минимум, на 5 мм.

Объясните ребенку, что его цель — поймать подброшенный непокорный лист шестом на одно из отверстий, каждому из которых можно назначить определенное количество очков. Набрав необходимое количество, участник может получить какое-нибудь поощрение.

Подкидывать лист может как сам ребенок, так и вы.

Материалы и наглядные пособия для игры

Кусок фанеры размером 20 х 20 см, лобзик, длинный шест или прямая ветка.

Ловкие руки

Развиваем координацию, мелкую моторику рук, аналитические способности

Описание: суть этой игры состоит в том, чтобы завязать в узел (или несколько узлов) веревку одной рукой. Также можно попробовать завязать j веревку бантиком. Рекомендуется постоянно менять руки и по очереди завязывать то правой, то левой рукой.

Материалы и наглядные пособия для игры

Веревка длиной около 30 см.

Удержи палку

Развиваем координацию, умение сосредоточиться

Описание: по команде ведущего игроки ставят на палец (ладонь) гимнастическую палку, и, балансируя, стараются как можно дольше удержать ее в вертикальном положении.

Материалы и наглядные пособия для игры

Гимнастические палки по числу игроков, секундомер.

Непослушные бантики

Развиваем координацию движений, мелкую моторику рук, память, внимание

Описание : перед началом игры все ленты необходимо завязать узлом на перекладине. Концы ленточек должны свободно свисать. Затем первому участнику игры нужно завязать глаза, покрутить его несколько раз вокруг себя и дать следующее задание: он должен подойти к перекладине и завязать все ленточки бантиком. Вы можете ограничить его действия временем.

Эту игру можно проводить как эстафету. В этом случае вам не нужно самим привязывать ленты. Каждому участнику для его действий выделяется не больше 10 с. По их истечении игрок должен вернуться на старт. Первый игрок должен принести все ленточки и по возможности привязать их к перекладине. Если он не успел привязать все ленты, он должен оставить их у перекладины и вернуться на старт. Во время проведения эстафеты глаза ребятам можно не завязывать.

Победителем в этой игре будет та команда, которая за отведенный промежуток времени сможет завязать все бантики или наибольшее их количество.

Материалы и наглядные пособия для игры

Восемь ленточек по 50 см каждая, горизонтальная перекладина.

Длинный хвост

Развиваем внимание, координацию движений, наблюдательность, аналитические способности

Описание: в этой игре может участвовать неограниченное количество человек. Лучше всего ее проводить на свежем воздухе.

Каждому участнику к поясу привязывают нитку. На ее конце должен располагаться брусок. Он должен быть небольшого размера и не мешать передвижению. Цель игроков — оторвать «хвост» у противника, при этом важно сохранить свой.

Ведущий начинает игру словами:

Смысл затеи этой прост:

Оторви скорее хвост.

Свой же хвостик охраняй,

Очень ловко защищай.

Коль добудешь все хвосты,

Победитель будешь ты!

Те участники, которые потеряли свои «хвосты», выбывают из игры. Участник, который соберет наибольшее количество оторванных «хвостов», будет считаться победителем.

Материалы и наглядные пособия для игры

Моток ниток, несколько небольших деревянных брусков с дырочкой посередине (по количеству участников).

Лягушки-попрыгунчики

Развиваем координацию движений, внимание, целеустремленность

Описание: на полу нужно нарисовать круг или обозначить его каким-то другим способом. Это будет дом для «лягушек». Все участники игры должны присесть на корточки и упереться руками в пол, изображая «лягушек». Выбирается 1 «лягушка», которая будет водящим. Все остальные должны от нее убегать, при этом не поднимаясь с корточек. Единственным спасением для остальных «лягушек» может быть их дом, так как в этом случае водящий не может их поймать. «Лягушка», которая будет поймана, станет новым водящим.

Материалы и наглядные пособия для игры

Веселая музыка, мел.

Змейка

Развиваем координацию движений, командный дух, внимание, сообразительность

Описание: в этой игре должны участвовать, как минимум, 6 человек. В начале игры выбирается ведущий. Впоследствии его может сменить другой участник. Затем ребята выстраиваются друг за другом и кладут руки на талию стоящего г впереди. Ведущий становится самым первым, он будет направлять всю змейку. Остальные участники должны точно следовать за ним. При этом основная цель ведущего — поймать свой хвост», т. е. последнего участника змейки. Если он поймает «хвост», то становится последним в цепочке, а на его место встает участник, стоявший следом за ним.

Ведущий начинает движение и говорит:

Катя, Ваня, Петя, я —

Очень длинная змея.

Ах, змея давно не ела —

Хвост поймать свой захотела:

«Хвост, я очень есть хочу,

Убегай, а то схвачу!»

Материалы и наглядные пособия для игры

Негромкая веселая музыка.

Топотунчики

Развиваем координацию движений, внимание, находчивость

Описание: в игре участвуют, как минимум, 2 человека. Проводить ее можно в просторном помещении, предварительно удалив все бьющиеся предметы и те, о которые дети могут пораниться.

Пригласите первых игроков на импровизированную сцену, привяжите к ноге каждого участника воздушный шарик. Затем объясните, что их цель — наступить на шарик противника и лопнуть его, при этом сохранить свой.

По команде ведущего включается музыка, и ребята приступают к поединку.

Эту игру можно усложнить, увеличив количество привязанных шариков. Можно приглашать сразу несколько участников.

Материалы и наглядные пособия для игры

Воздушные шарики, нитки, веселая музыка.

Эх, яблочко

Развиваем внимание, координацию движений, сосредоточенность

Описание : эта игра проводится у круглого стола. Все ребята выстраиваются вокруг стола, на котором нужно разложить яблоки — на одно меньше количества участников. По команде ведущего ребята начинают передвигаться вокруг стола (шагом или в быстром темпе — решать ведущему) и декламировать:

Во садочек мы пойдем,

С ветки яблочко сорвем.

Вот как яблочко упало —

Только в руки не попало.

Эй, дружочек, не зевай,

А скорей его хватай!

В тот момент, когда музыка выключается и ведущий говорит «Стоп», каждый участник должен взять со стола 1 яблоко. Участник, который: не успел и которому ничего не досталось, выбывает из игры, получив в качестве поощрения яблоко со стола. Затем игра начинается заново и продолжается до последнего участника.

Для ребят постарше этот конкурс можно усложнить выполнением различных заданий параллельно передвижению. Например, ведущий может предложить выполнить следующие задания:

Спеть песню;

Пройтись вприсядочку;

Прыгать на одной ноге;

Поднять руки вверх и т. д.

Материалы и наглядные пособия для игры

Яблоки или другие фрукты, веселая музыка.

Болото

Развиваем координацию движений, внимание, находчивость и сообразительность

Описание : до начала игры нужно приготовить все материалы. Привлеките к этому вашего ребенка. На чистых листах бумаги надо нарисовать 5—10 зеленых островков, вырезать их. Затем разложите их по комнате и предложите детям представить, что они попали на болото. Расскажите о том, что на болоте очень опасно передвигаться, делать это можно только в сопровождении взрослых. Но это болото не настоящее, а сказочное, на нем есть волшебные островки, на которые можно без страха наступать. Прежде чем сделать шаг, нужно произнести пароль. Далее вам нужно выбрать тему, слова из нее и будут паролем. Это могут быть названия животных, цветов, имена людей и др.

Если в игре участвуют команды, то передвижение можно устраивать на скорость. Та команда, которая быстрее преодолеет «болото», будет считаться победителем.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистые листы бумаги, карандаш, ножницы, краски.

Донеси мячик

Развиваем внимание, координацию, командный дух, сообразительность.

Игра способствует профилактике сколиоза

Описание : в игре участвуют 2 человека. Желательно проводить ее на свежем воздухе или в просторном помещении. Определяется расстояние, которое должны пройти игроки, и объясняется задание. Двое участников встают спинами друг к другу так, чтобы между ними чуть выше уровня лопаток мог поместиться мячик. В такой позе они должны преодолеть заданное расстояние. Если участники уронили мячик, они должны возвратиться к стартовой черте и начать движение снова.

Эту игру можно проводить как эстафету, в которой может участвовать несколько команд.

Материалы и наглядные пособия для игры

Мячик небольшого размера.

Метатели

Развиваем ловкость, координацию движений, внимание, находчивость

Описание : в этой игре должны участвовать, как минимум, 2 человека. Каждому из них на голову надевается шляпа, желательно, чтобы она была драповой или фетровой. (В другом случае задача игроков значительно усложнится или вообще станет невозможной.) Игроки встают у стартовой черты и по команде ведущего пытаются головой метнуть шляпу как можно дальше. Тот участник, чья шляпа улетит дальше, будет победителем.

Особенность этой игры в том, что она не только положительно влияет на физическое состояние детей, но и поднимает настроение всем ее участникам.

Материалы и наглядные пособия для игры

Шляпы различных моделей.

Самый меткий

Развиваем координацию, внимание, меткость, сосредоточенность, стремление к победе

Описание : суть этой игры состоит в том, чтобы закинуть в банку как можно больше пуговиц. Перед началом игры всем участникам необходимо раздать набор из пуговиц одного цвета. Затем все участники игры должны встать на расстоянии 2—3 м от банки и по команде ведущего попытаться забросить в банку как можно больше пуговиц. Тот участник, который закинет все пуговицы, считается победителем.

Эту игру можно усложнить следующими способами. Во-первых, можно увеличивать число пуговиц для каждого участника. Во-вторых, с каждым разом можно увеличивать расстояние, с которого можно закинуть эти пуговицы. В-третьих, постепенно можно подбирать банки с более узкими горлышками.

Материалы и наглядные пособия для игры

Трехлитровая банка, большие пуговицы (по 5 штук разного цвета).

Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется произнести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе. И.М.Сеченов писал, что «…всякое ощущение по природе смешанное… К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».

О важной роли двигательного анализатора в развитии высших психических функций человека утверждали В.М. Бехтерев, Л.В.Нейман и Выготский Л.С. Они обратили внимание педагогов на взаимосвязь речи и движения и выделили следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмичные рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые, зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных, урегулировать неправильные и лишние движения.

Опыт нашей работы построен на основе программы под редакцией Л.А.Головчиц «Воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста» и методических разработок Т.М.Власовой, А.Н.Пфафенродт «Фонетическая ритмика» ; Н.Д.Шматко, О.О.Новиковой «Речевая ритмика для малышей» .

Даже незначительное снижение слуха, наступившее в раннем детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребенка, а при глухоте без специального обучения словесная речь вообще не появляется. Устная речь детей с нарушением слуха, как известно, характеризуется не только большим количеством дефектов в произношении звуков речи, но и нарушением ритмико-интонационной ее стороны. А для общения с окружающими важно, чтобы речь глухого была фонетически внятной, чтобы его произношение было максимально членораздельным и естественным, т.е. чтобы в его устной речи присутствовали и были отчетливо противопоставлены друг другу все элементы фонетической системы языка: звуки, словесное ударение, интонация.

Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению.

При нарушенном слухе у детей наблюдается отставание не только в речевом, но и в двигательном развитии, следовательно, работая со слабослышащими детьми над речью, целесообразно проводить упражнения на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: НОД, прогулки, режимные моменты, утренняя гимнастика, музыкальные занятия, занятия по физической культуре.

Основной целью использования игр на координацию речи с движением у детей с нарушениями слуха является - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением, а также, формирование понятной, наиболее приближенной к естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной.Их практическое применение направлено на решение следующих задач:
- формирование умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, без грубых отклонений от нормы;

Формирование умения воспроизводить речевой материал в заданном темпе;
- развитие навыка восприятия, различения и воспроизведения различных ритмов;

Развитие физиологического и речевого дыхания, слитности речи;
- развитие координации общих движений и тонких движений пальцев рук;

Формирование умения ориентировки в пространстве и собственном теле;

Активизация речевых процессов;

Воспитание умения работать сообща в коллективе.

В процессе практической работы нами были разработаны и апробированы циклы игр для совместной деятельности взрослого и детей, которые проводятся с проговариванием стихотворных текстов, и повторением разученных упражнений общего характера; включаются в различные виды детской деятельности.

Специфика работы в нашей группе предполагает тесное сотрудничество с учителем – дефектологом и другими специалистами (воспитателем по ИЗО, музыкальным руководителем, психологом) и такая преемственность в работе позволяет добиться положительных результатов.

Дети научились легко, раскованно выполнять такие виды движений, как ходьба, переходы от быстрой ходьбы к медленной и наоборот; бег, повороты туловища вправо и влево, наклоны; движения рук в стороны, вверх, вниз, вперед, чередование рук в различных движениях; топанье, хлопки. Научились выполнять движения в том или ином ритме. Конечно, первое время такие упражнения проводятся совместно – ребенок действует по подражанию взрослому и в заданном им темпе и ритме. Двигательная свобода детей, умение их ритмично и легко двигаться, быть гибким положительно сказываются и на произношении.

Использование в деятельности всех специалистов группы упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для проведения планомерной работы с опорой на сохранные виды восприятия для более успешного обучения ребенка с нарушениями слуха. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций. Во время проведения НОД учителем - дефектологом замечено, что при совокупности движений тела и речевых органов происходит снятие напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Применение игр на координацию речи с движением помогло достигнуть следующих результатов:

Улучшение уровня произношения ребенка с нарушениями слуха;

Повышение уровня положительного настроя, уровня общения детей со сверстниками;

Формирование умений подражательных действий, ориентировки на общий ритм движений, воспроизведения движений по образцу и умений моделирования действий по аналогии;

Повышение уровня самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений; коллективных навыков поведения.

Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно повлияло на развитие внимания, мышления, памяти, оказало благоприятное влияние на развитие речи слабослышащего ребенка.

Игры на координацию речи с движением

Физкультурная пауза «МЕДВЕДЬ»

Координация речи с движением, развитие ловкости, речевого дыхания.

«СОЛНЫШКО»

Развитие мелкой моторики, координации речи и движений.

Солнышко, солнышко

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

Дети идут друг за другом по кругу, держась за руки.

Дети протягивают по очереди руки вперед.

Дети разводят руки в стороны и прижимают их к сердечку.

Делают волнообразные движения вытянутыми вперед руками.

Руки в стороны, имитируют взмахи крыльев.

Дети медленно приседают.

Поднимаются на носочках и тянутся вверх.

«СНЕЖИНКИ»

Координация речи с движением, развитие воображения

«СНЕЖОК»

«САД»

«ДЕРЕВО»

«ГРЯДКА»

Я давно ждала весну

У меня свои дела

Мне участок в огороде

Нынче мама отвела,

Я возьму свою лопатку

Я пойду, вскопаю грядку

Мягкой грядка быть должна

Это любят семена показывают,

Посажу на ней морковку

И редиску. А с боков

Будут кустики бобов.

дети идут по кругу, взявшись за руки

меняют направление движения

останавливаются, показывают, как копают

как рыхлят грядку граблями

Идут по кругу, изображая, что разбрасывают семена.

«СЕРЕНЬКИЕ ПЕРЫШКИ»

«ДОМ»

«ШОФЕР»

«МАШИНА»

«НОЖКИ»

«МЯЧИК»

Развитие общей моторики, чувства ритма, умения прыгать на носках. Координация речи с движением.

«МЕДВЕЖАТА»

«МЫ ШАГАЕМ»

По тропинкам мы шагаем так!

По тропинкам мы шагаем так!

По дорожкам мы шагаем,

Ножки выше поднимаем,

Ножки выше поднимаем так!

Если лужа – перепрыгним так!

А потом назад вернемся,

И друг другу улыбнемся,

Вместе все покружимся вот так!

Дети выполняют шаги на месте.

Шагают на месте, высоко поднимая колени и одновременно размахивая согнутыми в локтях руками.

Слегка наклоняют корпус вперед, широко разводят руки в стороны, затем выполняют прыжок вперед.

Делают 4 шага назад.

Поворачиваются друг другу и улыбаются.

Кружатся на месте.

«ТУЧКА»

«СОЛНЫШКО»

«ЦЫПЛЯТА И КОТ»

«ПАРК АТТРАКЦИОНОВ»

Список литературы:

  1. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст]/ Л.С.Выготский. – М.: АПН РСФСР, 1960. – 171 с.
  2. Власова, Т. М. Фонетическая ритмика [Текст]/ Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт. – М.: Учебная литература, 1997. – 376 с., ил.
  3. Головчиц, Л. А. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста [Текст]/ программы для специальных дошкольных учреждений /Л. А. Головчиц, Л. П. Носкова, Н. Д. Шматко. – М.: Просвещение, 1991. – 157с.
  4. Зенина, Т. Экологическое воспитание детей раннего возраста [Текст]/ Т. Зенина // Дошкольное воспитание 2005. № 7 с. 16 – 26.
  5. Игнатовская, А. Как работают в «Жемчуженке?» [Текст] / А. Игнатовская // Дошкольное воспитание 2006. № 10 с. 32 – 39.
  6. Сайкина, Е. Г., Фрилева, Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! [Текст] / Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фрилева // Сборник физических упражнений для дошкольников школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 128с.
  7. Сорокина, Н. Музыка и дети [Текст] / Н. Сорокина // Дошкольное воспитание 2002. № 7 с. 101-115.
  8. Шматко, Н.Д. Речевая ритмика для малышей [Текст] /Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет. – М.: Советский спорт, 2003. – 68 с.

Предлагаем игры на развитие ловкости и координации движений ребенка 6 лет.

Ловкость является комплексным качеством, в котором сочетаются проявления сообразительности, быстроты, координации, чувства равновесия, пластичности, гибкости, а также владение игровыми приемами. Если говорить коротко, то это способность быстро координировать движения в соответствии с меняющейся ситуацией.

Слово «координация» происходит от латинского со — с, вместе и ordinatio — расположение в порядке. Координация движений — это управление работой отдельных мышечных групп, осуществляющееся при достижении определенной задачи в реальном времени и пространстве. Проще говоря, это согласованная работа различных частей тела при решении определенной задачи.

Все подвижные игры способствуют развитию у ребенка ловкости и координации. Плавание, катание на роликах, коньках, лыжах также играют не последнюю роль. Очень хорошо тренируют ловкость и координацию любые игры с мячом. Прыжки через скакалку не только развивают координацию движений и ловкость, но и укрепляют сердечнососудистую и дыхательную системы.

Кроме этого, помните, что и посильная работа дома, на дачном участке, например прополка, сбор ягод, подметание дорожек, приготовление пирожков, мытье посуды и прочее, не только воспитывает трудолюбие и определенные навыки самообслуживания (очень нужные каждому ребенку), но и в значительной степени влияет на развитие ловкости и координации движений.

Обратите внимание, что некоторые очень интересные игры этого же типа помещены в раздел «Игры для веселой компании», поскольку играть в них веселее всем вместе.

Следы

Разбивает ловкость, координацию движений

◈ По правилам игры, один шагает и оставляет следы на песке или снегу, а другой идет за ним след в след. Шагать можно по-разному: тонкой цепочкой или широким шагом.

◈ Потом по этим же правилам поиграйте в догонялки.

Птички-невелички

Игра способствует развитию координации движений, речи

◈ Предложите ребенку поиграть в птичек: попрыгать, как воробушек, и почирикать; «полетать», как ворона, размахивая руками и каркая.

◈ А может, показать самолет? В таком случае бегать нужно с разведенными в разные стороны неподвижными руками, изображая гудение мотора.

Допрыгни

Игра способствует развитию координации движений

Необходимый инвентарь: мел, обручи, ленты.

◈ На близком расстоянии друг от друга нарисуйте круги. Предложите ребенку перепрыгивать из одного круга в другой.

◈ В дальнейшем увеличивайте расстояние между кругами.

◈ В детских садах для этой игры часто используют обручи, но поскольку дома это не всегда возможно, то круги можно выкладывать из широких лент (мы, например, пользовались разноцветными бантами).

Зеркало

Развивает внимание и координацию движений

◈ По правилам игры ребенок становится «зеркалом» и повторяет все, что будете делать вы. Начинайте с простых движений. Например, присесть, помахать рукой.

◈ Сложность игры заключается в том, чтобы повторить все движения ведущего зеркально.

◈ Вам будет весело, если вы будете меняться ролями с ребенком. Кстати, эта игра подойдет и для детской компании.

Бирюльки

Развивает ловкость, терпение и выдержку

Необходимый инвентарь: мелкие предметы.

◈ Мелкие предметы высыпают горкой на стол. Задача игроков — по очереди вытаскивать по одному предмету (бирюльке), стараясь не потревожить соседние. Выигрывает тот, кто к концу игры вытащит больше всего предметов.

◈ Сейчас в магазинах продают специальные наборы для такой игры.

Классики

Необходимый инвентарь: мел.

◈ Вообще-то эта игра рассчитана на более старший возраст, поэтому я приведу самый простой ее вариант.

◈ На асфальте чертят мелом классы, клетки нумеруют.

◈ Прыгать можно на одной ноге, на двух, на любую ногу (об этом заранее договариваются). Каждый игрок начинает прыгать с цифры 1 на цифру 2 и т. д., а потом обратно.

◈ Нельзя оступаться или наступать на линии, разделяющие клетки. Если игрок нарушил какое-либо правило, он уступает место следующему игроку.

Веселая зарядка

Развивает координацию движении, укрепляет мышцы

◈ Покажите, как можно чертить пальцем в воздухе разные линии и фигуры.

◈ Позвольте ребенку рисовать обеими руками. Очень полезно проделывать то же самое носом, глазами и ногами (лежа на полу, или пальцами ног в положении стоя).

Подбрось мяч

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ По правилам игры: вы по очереди подбрасываете мяч вверх. При этом нужно хлопнуть в ладоши и сосчитать до одного. Затем поймать мяч. Если мяч успешно пойман, его можно подбросить еще раз и сосчитать до двух, хлопнув в ладоши два раза. Снова поймать мяч. И так далее.

◈ Если мяч не пойман, то ход переходит к другому игроку.

Лови мяч

Развивает внимание, ловкость

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ По очереди бросайте мяч друг другу, называя животных, птиц, растения, но ловить надо только в том случае, если названа какая-либо птица.

◈ Если же названо что-то другое (не птица), то мяч нужно отбить.

Закинь в кольцо

Развивает координацию движений

Необходимый инвентарь: мяч, обруч.

◈ Предложите ребенку закинуть мяч в обруч. Сначала держите обруч вертикально, поднимайте его выше, ниже.

◈ Измените положение обруча, пусть малыш кидает мяч в «кольцо». Если обруча нет — не беда: закидывать можно в коробку подходящего размера.

Я знаю

Развивает память, внимание, моторику.

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Поиграйте с ребенком в эту старинную игру. Начните: «Я знаю три имени мальчиков...». Произнося каждое имя, ударяйте мячом об пол или о стену. Теперь очередь вашего ребенка назвать те имена, которые знает он.

◈ Повторять имена нельзя. Точно так же «знать» можно названия животных, цветов, деревьев, овощи, фрукты и т. п.

Снежный бой

Развивает ловкость, координацию движений, укрепляет доверительные отношения

◈ Слепите с ребенком снежки и кидайтесь друг в друга. От снежков нужно уворачиваться.

◈ В эту игру можно играть и дома, причем в любое время года — просто сделайте снежки из бумаги.

Бумажный снег

Развивает координацию движений

Необходимый инвентарь: бумага.

◈ Скомкайте бумагу так, чтобы получились небольшие шарики — снежки, и приступайте к развлечениям! Устройте соревнование — кто дальше бросит свой снежок.

◈ Выберите какую-нибудь мишень и старайтесь попасть в неё снежками.

◈ А после закиньте снежки в заранее приготовленное ведерко. Это еще один вид игры — баскетбол.

Для воспитания и развития физических качеств у детей очень эффективны подвижные игры эстафеты. Эти подвижные игры способствуют развитию координации.

  • Кто вперед

В игре могут принимать участие две и более команд. На расстоянии 4 м от старта положены маты. На расстоянии 10 м от матов положены скакалки. Команды выстраиваются на старте. По сигналу первые номера прыжками (могут быть любые варианты: на двух ногах, на одной, в полуприседе, в полном приседе и др.) достигают матов, делают кувырок (вперед, боком и др.), приставными шагами добегают до скакалок, выполняют 10 прыжков, кладут скакалки на место и возвращаются бегом к линии старта.

  • Поймай палку

Играющие стоят по кругу в 3-4 шагах от водящего, который придерживает рукой стоящую палку. У всех играющих есть порядковый номер (вместо номера можно использовать имя занимающегося, присвоить ему название цветка и т.п.). Стоящий в центре выкрикивает номер, имя или название цветка и отпускает палку. Вызванный игрок должен успеть схватить ее, пока она не упала. Если он не сумел это сделать и палка упала, игрок становится водящим. А водивший до него идет на его место. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим. (По ситуации водящим может быть тренер).

  • Подсечка

Участники игры делятся на две команды. Все становятся в один круг, взявшись за руки, расходятся как можно шире и отпускают руки. Двум-играющим одной команды, стоящим там, где она примыкает к другой, надевают нарукавные повязки. В центре круга становится ведущий. В руках у него скакалка. Поворачиваясь на месте, ведущий вращает скакалку так, чтобы ее конец скользил по земле за кругом играющих, которые один за другим подпрыгивают на месте, пропуская скакалку под ногами. Если кто-либо задевает скакалку, его команде засчитывается штрафное очко. Выигрывает команда, оштрафованная меньшим количеством очков. Общая длительность игры вместе с паузами две-три минуты.

  • Шнырок

Не меняя построения, с той же скакалкой можно провести другую игру. Ведущий укорачивает скакалку так, чтобы ее конец скользил по земле перед играющими, примерно на расстоянии шага. Каждый играющий старается наступить на скакалку, прыгнув на нее вперед двумя ногами, когда скакалка скользит мимо него. Кто сумеет это сделать, тот выигрывает своей команде одно очко. Побеждает та команда, которая набирает большее количество очков. Эти две игры можно провести без деления на команды.

  • Самый ловкий

Поставить перед собой гимнастическую палку, придерживая ее правой рукой (или левой). Правую ногу отвести назад, а затем, махнув ею вперед-вверх, перенести над палкой. При этом палку надо отпустить, а затем подхватить ее, чтобы она не упала. То же самое повторить, перенося над палкой левую ногу.

  • Рыбалка

1. Перед игроком расставлены семь булав в шахматном порядке. Держа обычную удочку правой рукой, игрок старается коснуться (но не дав ей упасть) по очереди каждой булавы. То же самое повторить левой рукой. Выигрывает тот, кем сбито меньшее количество булав в более короткое время.
2. Семь булав устанавливаются на равном между собой расстоянии. Оно равно длине булавы. Игрок должен сбить удочкой каждую булаву обязательно внутрь, но так, чтобы соседняя булава не упала. Выигрывает тот, у кого больше удачных попыток и меньшее время выполнения.

  • Эстафета

Участники игры делятся на две-три команды. На расстоянии 10-15 м от старта перед каждой командой поставлены булавы или стойки. Команды выстраиваются на старте. В руках первых номеров команд теннисная ракетка, которой они подбивают мяч (можно ребром). По сигналу первые номера бегут к стойке, которую они должны обежать и вернуться к линии старта. Выигрывает та команда, которая на выполнение истратит меньше времени.
В дальнейшем могут быть более сложные варианты выполнения:
а) во время бега мяч подбивается то вверх, то вниз;
б) во время бега мяч подбивается левой рукой (у правшей), и наоборот.
Возможны иные варианты.

  • Борьба за мяч

В игре участвуют две команды по 3-5 человек в каждой. Игра может проводиться на теннисной площадке, включая забеги. По своему характеру напоминает баскетбол, но без бросков мяча в корзину. Задача игроков - как можно дольше удержать мяч в своей команде, используя ведение мяча, передачу его партнеру, перехваты, обманные действия и др. Выигрывает команда, игроки которой дольше владели мячом.

  • Петухи

Начертить круг диаметром 2 м. Два игрока входят в круг, встают лицом друг к другу, согнув левую ногу и обхватив ее левой рукой за щиколотку. Правую руку, согнутую в локте, прижимают к туловищу. Толкая другу друга плечом, требуется вытеснить соперника из круга или заставить его опустить на землю левую ногу. То же, но прыгая на левой ноге, согнув правую.

  • Сохранить равновесие

Расставив ноги на ширине плеч, встать друг против друга на таком расстоянии, чтобы, вытянув руки вперед, можно было прижать ладони к ладоням. Отвести руки немного к себе. По команде нужно сильно толкнуть противника в ладони, заставив его сойти с места. Когда соперник выполняет удар, можно быстро привести руки к себе. Только ловкий противник сумеет в такой момент сохранить равновесие. Исход борьбы решается в трех попытках.

  • Заколдованный круг

Начертить на земле круг диаметром 1 м. Провести линию от центра к окружности. Встать в центре круга, линия между ног. Подпрыгнуть вверх и повернуться в воздухе на 360° так, чтобы приземлившись, оказаться в первоначальном положении, ни одной ногой не выходя из круга. Повороты выполнять как в левую, так и в правую стороны. Диаметр круга можно уменьшать.

Из Программы спортивной подготовки по теннису ГБУ "Спортивная школа по теннису Олимпиец" Москомспорта

Светлана Кулагина
Игры на развитие координации движений для детей 5–7 лет

Охранники

Реакцию, умение быстро принимать решение

Описание : количество участников не ограничено. Из числа игроков выбирается водящий, который находится в центре круга. Остальные участники - охранники. Они располагаются за кубиками. Задача водящего - завладеть кубиком охранника, сев на него. Охранники же должны опередить водящего и сесть на кубик раньше. Ребенок, который не успел защитить свой кубик, становится водящим.

игры

Большие кубики, пуфики или детские стульчики, расставленные по кругу в количестве, равном числу участников.

Развиваем координацию движений , быстроту реакции

Описание : из числа игроков выбирается водящий, который располагается в центре игрового поля. Остальные игроки встают вокруг него на расстоянии, соответствующем длине веревки.

Водящий в процессе игры вращает веревку по кругу над самой землей, а игроки подпрыгивают вверх, поджимая ноги так, чтобы мешочек не задел их. Тот игрок, который не успел подпрыгнуть и которого задела веревка, становится водящим.

Материалы и наглядные пособия для игры

Толстая веревка, шнур или скакалка с привязанным на конце отягощающим, но мягким предметом (например, мешочек с песком, кусочек резинового шланга, чтобы не травмировать игроков.

Достань до солнышка

Развиваем координацию движений

Описание : игроки образуют полукруг. Водящий располагается лицом к игрокам, держа в руках палку с кольцом, имитирующую солнышко. Он проводит кольцом над головами игроков, приговаривая : «Дотянись до солнышка!» . Игроки пытаются дотянуться до кольца. Кому удается дотронуться до «солнышка» , становится водящим.

Материалы и наглядные пособия для игры

Палка длиной приблизительно 50 см, яркое желтое кольцо, которое подвешивается на конец палки с помощью шнура.

Гусеница

Развиваем координацию движений

Описание : игроки делятся на 2 команды. Они выстраиваются в колонну следующим образом : правая рука каждого последующего игрока лежит на правом плече предыдущего, а левой рукой он поддерживает левую ногу стоящего впереди.

По сигналу ведущего колонна начинает движение по дистанции . Побеждает та команда, которая пройдет дистанцию первой.

Скворечники

Развиваем координацию движений , реакцию

Описание : «скворечники» располагаются по периметру игровой площадки. Их должно быть на один меньше, чем участников игры . Один из игроков выполняет роль водящего. Все участники игры , включая водящего, свободно передвигаются по игровой площадке под музыку. Как только музыка прекращает звучать, все игроки стремятся занять любой «скворечник» . Водящий также занимает любой свободный «скворечник» . Тот ребенок, который остался без «скворечника» , становится водящим.

Материалы и наглядные пособия для игры

Для игры в качестве скворечников можно использовать стулья, а можно начертить мелом небольшие круги, которые будут выполнять функцию домиков.

Куры в огороде

Развиваем координацию движений , быстроту реакции

Описание : водящий - «сторож» , он располагается на стуле в центре «огорода» . Остальные игроки - «куры» , которые находятся за пределами «огорода» . Пока ведущий говорит :

Куры вышли погулять,

Свежей травки поклевать.

Куры влезли в огород.

Берегись, честной народ -

«куры» пробираются в «огород» и начинают там бегать. Но как только ведущий скажет : «Сторож идет!» , - водящий встает со стула и старается поймать «кур» , которые убегают от него. Если «сторож» ловит игрока, то они меняются ролями.

Материалы и наглядные пособия для игры

С помощью кубов и реек или колышков и веревок необходимо отгородить небольшое пространство, которое будет «огородом» . В центре «огорода» поставить стул.

Мыши и кот

Развиваем координацию движений , быстроту реакции

Описание : из числа играющих выбирается водящий, который играет роль кота. Остальные игроки - «мыши» . «Мыши» сидят в домиках, пока «кот» бодрствует. Когда «кот» засыпает, «мыши» выходят гулять. Они свободно передвигаются по игровой площадке. В это время «кот» просыпается, мяукает и начинает ловить «мышей» . «Мыши» разбегаются по домикам. Если «коту» удалось поймать кого-либо из «мышей» , то игроки меняются ролями.

Материалы и наглядные пособия для игры

Домики, в качестве которых могут использоваться стулья, или нарисованные мелом на игровой площадке круги.

Поймай комара

Развиваем координацию движений , быстроту реакции

Описание : игроки становятся в круг. Водящий располагается в центре, держа в руках палку с прикрепленной с помощью шнура фигуркой комара. Он обводит комаром над головами игроков, которые в это время стараются его поймать. Тот, кто схватил комара, становится водящим.

Материалы и наглядные пособия для игры

Палка длиной приблизительно 1 м, к которой на шнуре подвязан макет комара, изготовленный из картона.

«У медведя во бору.»

Развиваем координацию движений , быстроту реакции

Описание : из числа играющих выбирается водящий, который будет «медведем» . Он занимает место в «берлоге» . Остальные играющие - дети, они располагаются у себя в «домике» . Дети выходят «гулять на опушку леса, собирать грибы и ягоды» . При этом они говорят :

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

Как только дети говорят последнюю строчку, «медведь» с рычанием выходит из своей «берлоги» и старается поймать убегающих детей . Если ему это удается, то игроки меняются ролям, и пойманный игрок становится «медведем» .

Материалы и наглядные пособия для игры

Необходимо на разных концах площадки провести 2 линии : с одной стороны отделить «берлогу» для «медведя» , а с другой - «домик» детей . Центральное пространство выполняет функцию «опушки леса» .

Охотник и зайцы

Развиваем координацию движений , быстроту реакции

Описание : «охотник» поворачивается спиной к игровой площадке. В это время остальные участники беспорядочно бегают и прыгают по площадке, играя роль «зайцев» . По команде «Охотник!» - «зайцы» замирают на местах. Не сходя с отведенной площадки, «охотник» бросает мяч в «зайцев» . Тот игрок, в которого «охотник» попал мячом, становится теперь сам «охотником» , а «охотник» - «зайцем» .

Материалы и наглядные пособия для игры

Небольшой мяч.

На игровой площадке необходимо обозначить место для «охотника» .

Меткий стрелок

Развиваем координацию движений , быстроту реакции, меткость

Описание : игроки делятся на команды в зависимости от числа наборов для набрасывания. Команды располагаются на некотором расстоянии от подставок для набрасывания. У каждого игрока имеется по несколько колец. Задача команд - набросить как можно больше колец на подставки.

Материалы и наглядные пособия для игры

Небольшие кольца для набрасывания и подставки для набрасывания разной формы.

Уведи мяч

Развиваем координацию движений , быстроту реакции, ловкость

Описание : игроки разбиваются на пары, становятся на противоположных сторонах площадки, по свистку идут друг другу навстречу, останавливаются у центральной линии, где лежат мячи. По второму свистку начинают отнимать мяч друг у друга ногой, стараясь умести его в свой круг.

Материалы и наглядные пособия для игры

Мячи по количеству пар.

Мяч в корзину

Развиваем координацию движений , ловкость и глазомер

Описание : на игровой площадке устанавливают корзины для забрасывания мячей, а на некотором расстоянии от них проводится черта, обозначающая место, с которого игроки будут осуществлять броски. Игроки делятся на команды. У каждого игрока - по мячу. Задача команд - забросить как можно больше мячей в корзину.

Материалы и наглядные пособия для игры

Мячи и корзины для забрасывания мячей, мел.

Мыши в мышеловке

Развиваем координацию движений , быстроту реакции

Описание : из числа игроков выбираются «мыши» (5-7 человек) . Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг - «мышеловку» . «Мыши» находятся вне круга. Игроки, образующие «мышеловку» , начинают ходить по кругу то влево, то вправо, причем руки их подняты вверх. Они приговаривают :

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели.

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех за раз!

Пока дети в круге произносят слова, «мыши» беспрепятственно передвигаются по всему игровому пространству : забегают в круг, выбегают из него. Но как только звучат последние слова «За раз!» - дети, стоящие в круге, опускают руки. «Мышеловка» захлопнулась. Игроки, не успевшие выбежать из круга, считаются проигравшими. Пойманные «мыши» встают в круг, и размер «мышеловки» увеличивается. Когда все «мыши» пойманы, дети меняются ролями и игра продолжается.

Материалы и наглядные пособия для игры

Караси и щука

Развиваем координацию движений , быстроту реакции

Описание : из числа игроков выбирается водящий, который будет играть роль «щуки» . Остальные игроки делятся на 2 группы. Одна группа будет играть роль «камешков» , другая - роль «карасей» . Ребята-камешки образуют круг. Внутри круга плавают «караси» . «Щука» находится за пределами круга. Как только ведущий скажет «Щука!» - водящий вбегает в круг и старается поймать «карасей» . «Караси» , в свою очередь, стараются спрятаться за «камешки» . Те «караси» , которым не удалось спрятаться и которых поймала «щука» , уходят из круга. Игра проводится несколько раз, затем игроки меняются ролями, и выбирается новый водящий.

Материалы и наглядные пособия для игры

Если игра проходит в помещении, то желательно музыкальное сопровождение.

Попрыгушки

Развиваем координацию движений , быстроту реакции

Описание : на игровой площадке необходимо начертить большой круг. Из числа игроков выбирается водящий - «ловишка» , который располагается в центре круга. Остальные игроки - «попрыгушки» , они находятся за кругом. «Попрыгушки» запрыгивают в круг на левой или правой ноге (это следует обговорить до начала игры ) и выпрыгивают из него. «Ловишка» бегает по кругу, стараясь поймать игроков, пока они находятся в круге. Тот, кого поймает «ловишка» , становится водящим.

Материалы и наглядные пособия для игры

Развиваем координацию движений , ловкость

Описание : на игровой площадке нужно начертить круг, имитирующий «пруд» . Игроки занимают места вокруг «пруда» , в котором находятся «рыбки» , и по команде начинают ловить «рыбок» с помощью удочек. Когда из «пруда» будут выловлены все «рыбки» , их можно сосчитать и определить победителя.

Материалы и наглядные пособия для игры

Удочки (в качестве удочки можно использовать прут) длиной приблизительно 1 м, с привязанными к ним с помощью тонкого шнура магнитами; рыбки, изготовленные из картона, с прикрепленными к ним небольшими магнитами; мел.

Вышибалы

Развиваем координацию движений , быстроту реакции

Описание : два игрока занимают места напротив друг друга - это вышибалы. Остальные игроки располагаются между ними. Задача вышибал - постараться мячом попасть в игроков. Игроки же должны как можно дольше продержаться в игре, уворачиваясь от мяча.

Во втором варианте на игровом поле чертят мелом 2 параллельные линии на значительном расстоянии друг от друга. За каждой линией размещаются по несколько игроков - это вышибалы. На пространстве между линиями находится 1 игрок. Задача вышибал - перебрасывая мяч друг другу, попасть в игрока. А игрок должен как можно дольше продержаться в игре, уворачиваясь от мяча.

Материалы и наглядные пособия для игры

Хитрая лиса

Развиваем координацию движений , быстроту реакции

Описание : все игроки встают в круг и закрывают глаза. Ведущий обходит круг и дотрагивается до одного из детей , который становится водящим - «хитрой лисой» . Затем дети открывают глаза и 3 раза спрашивают : «Хитрая лиса, где ты?» Когда все играющие спросят в третий раз, «хитрая лиса» выходит на середину и говорит : «Вот я!» Все играющие разбегаются, а «лиса» старается их поймать. Когда «лиса» поймает двух-трех участников, игра начинается заново.

Ловец ленточек

Развиваем координацию движений , быстроту реакции

Описание : из числа игроков выбирается водящий, который располагается в центре круга. Остальные игроки встают в круг. Ленточки они размещают либо за поясом, либо под воротником. По сигналу ведущего дети разбегаются, а ловец старается догнать играющих и вытянуть у них ленточку. Те, у кого ловец вытягивает ленту, выбывают из игры . По сигналу ведущего игра заканчивается, и осуществляется подсчет добытых ленточек. Затем игру можно возобновить, выбрав нового водящего.

Материалы и наглядные пособия для игры

Разноцветные ленточки длиной 20-25 см.

Развиваем координацию движений , быстроту реакции

Описание : на игровой площадке чертят небольшие круги. Из числа игроков выбирается водящий. Остальные игроки встают в круги. Водящий подходит к любому участнику игры и спрашивает : «Где ключи?» . Игрок ему отвечает : «Пойди к (называет имя любого игрока) и постучи». В то время как происходит этот разговор, другие игроки меняются местами. Водящий должен быстро среагировать и занять любой освободившийся круг. Если ему это удается, то он меняется ролями с игроком, оставшимся без круга. А если водящий долго не может занять чей-то круг, он может сказать : «Нашел ключи!» , - и тогда все игроки должны меняться местами. В это время водящий легко может занять чей-то круг.

Материалы и наглядные пособия для игры

Развиваем координацию движений , быстроту реакции

Описание : игроки располагаются в колонну парами. Перед колонной на расстоянии нескольких шагов проводится линия, за которой располагается водящий, выбранный из числа игроков. Стоящие в колоне говорят следующие слова :

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо -

Птички летят,

Колокольчики звенят

Раз, два, три - беги!

В этот момент дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны вперед по разные от нее стороны и стараются взяться за руки. Ловящий, который находится впереди колонны, пытается поймать одного из бегущих раньше, чем игроки возьмутся за руки. Если водящему это удается сделать, то он образует пару с пойманным игроком, а тот игрок, который остался без пары, становится водящим.

Материалы и наглядные пособия для игры

Если дети играют в помещении, то возможно музыкальное сопровождение.

День и ночь

Развиваем координацию движений , быстроту реакции

Описание : на двух противоположных концах площадки отделяют пространство - дом дня и дом ночи посередине площадки проводится еще одна черта. Игроки делятся на 2 команды. Команды занимают место в центре площадки по разные стороны от средней черты. Они стоят спиной друг к другу. Ведущий говорит : «Внимание!» , «День!» или «Ночь!» - ив зависимости от того, какое слово он произнес, дети названной команды догоняют детей из противоположной команды. Ловить убегающую команду можно только до тех пор, пока игроки не пересекут черты своего дома.

Материалы и наглядные пособия для игры

Волк во рву

Развиваем координацию движений , ловкость, быстроту реакции

Описание : в центре площадки ограничивается «ров» 2 параллельными линиями на расстоянии приблизительно в 1 м. Из числа игроков выбирается водящий - «волк» , который располагается во «рву» . Все остальные игроки - «овцы» . Они располагаются с одной стороны «рва» . По сигналу ведущего «овцы» перепрыгивают через «ров» на противоположную сторону площадки. «Волк» в это время старается их поймать. И если ему это удается, то игроки меняются ролями.

Материалы и наглядные пособия для игры

Ловцы обезьян

Развиваем координацию движений , быстроту реакции

Описание : игроки делятся на 2 группы - «обезьяны» и «ловцы» . «Обезьяны» располагаются на «деревьях» , «Ловцы» выходят в центр площадки и демонстрируют какие-то придуманные заранее движения . Проделав движения , «ловцы» уходят, а «обезьяны» перемещаются в центр площадки и повторяют движения «ловцов» . По сигналу ведущего «обезьяны» бегут к «деревьям» и «влезают» на них. «Ловцы» в это время стараются поймать «обезьян» . Так продолжается несколько раз. Затем команды меняются ролями.

Материалы и наглядные пособия для игры

Шведская стенка или устойчивые предметы, на которые можно забраться и которые могли бы выполнять функцию деревьев или лиан.

Развиваем координацию движений , ловкость, быстроту реакции

Описание : игра проводится в парах. Дети располагаются напротив друг друга. У одного из них палка для ловли колец, у другого - палка для того, чтобы бросать кольца, и сами кольца.

Тот игрок, у которого есть кольца, надевает их по очереди на кончик палки и бросает партнеру, который старается их поймать на свою палку. Затем осуществляется подсчет пойманных колец, и игроки меняются ролями.

Материалы и наглядные пособия для игры

Небольшие кольца, палка для ловли колец.

Мяч в ведро

Развиваем ловкость , глазомер, координацию движений

Описание : перед началом игры ведру надо придать устойчивость, положив в него камень. Играющие встают в круг лицом в центр и по очереди начинают кидать мяч в ведро. Победителем становится тот, у кого больше мячей попало в цель.

Материалы и наглядные пособия для игры

Ведро, теннисные мячи