Ход 0 0 в шахматах. Шахматная доска и начальная расстановка фигур. Расстановка шахматных фигур

В шахматной партии участвуют 6 видов фигур – король, ферзь, ладья, конь, слон, пешка. В распоряжении каждого игрока в начале партии 16 фигур: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня, восемь пешек. Всего на доске 32 фигуры.
Начальная позиция фигур выглядит так:

Пешка

Пешка, единственная фигура, которая ходит только вперед, назад ходить не может. Номинальная стоимость пешки 1 очко.


В начальной позиции (белая – на 2-й горизонтали, черная – на 7-й) игрок может передвинуть пешку на одну или две клетки вперед. После первого хода пешку можно передвигать вперед только на одно поле за один ход. Бить фигуры противника пешка может на одно поле вперед по диагонали вправо и влево. Пешка бьет фигуры по одному правилу, а ходит по-другому. В этом ее отличие от других фигур.

Это проект для начинающих, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

С пешкой связано два интересных правила в шахматах. Суть первого правила заключается в следующем. Пешка достигает последнюю горизонталь (8-ю для белых и 1-ю для черных) и превращается в любую фигуру, за исключением короля. Такое превращение является одним ходом, и следующий ход переходит к противнику.

Второе правило – взятие на проходе. При своем ходе пешка может побить пешку противника, если та перешла через битое поле.

На рис. 3 белая пешка сделала ход на два поля вперед. Черная пешка может побить белую и стать на битое поле, а не на поле, куда стала белая пешка, как случается при обычных взятиях. Выполнять взятие на проходе возможно только при очередном ходе, через ход это право теряется.

Конь

Конь ходит по необычной траектории, напоминающей букву «Г» – передвигается на 2 клетки вперед и одну клетку в сторону. Из всех фигур только конь может перепрыгивать через свои и чужие фигуры. Конь может атаковать любую фигуру противника, находясь в недосягаемости для них. При ударе конь занимает место сбитой фигуры. Номинальная стоимость коня 3 очка. Расположенный в центре доски, он имеет 8 доступных ходов, а в угловом поле – только два.

В реальной жизни «сделать ход конем» – значит выполнить какой-то необычный или хитрый шаг.

Слон

Слон – сильная, дальнобойная фигура. Номинальная стоимость слона составляет 3 очка, и по силе он примерно равен коню. Это сравнение несколько условное, так как в открытой позиции слон может оказаться сильнее коня, а в закрытой – конь часто бывает сильнее слона. Конь и слон относят в шахматах к «легким фигурам».

Слон ходит и наносит удары во все стороны по диагонали на любое число клеток, как показано на рисунке. Слона, который ходит по белым клеткам, называют белопольным, а по черным – чернопольным.

Ладья

Ладья, как и ферзь, считаются тяжелой фигурой. Ее номинальная стоимость 5 очков. Ладья ходит и бьет по вертикали и горизонтали на любое число клеток.

Специфический ход в шахматной партии – рокировка. Рокировка правильно выполняется так – короля передвигают на 2 клетки к ладье и ладью переставляют за короля. Рокировку можно делать при соблюдении следующих условий:

  • король и ладья, с которой происходит рокировка, до этого в игре не делали ходов;
  • на горизонтали между королем и ладьей отсутствуют другие фигуры;
  • король не находится под ударом фигуры противника;
  • поле, через которое передвигается король и поле, на которое он становится не находятся под ударами фигур противника.

Длинная рокировка выполняется в сторону ферзевого фланга, короткая – в сторону королевского.

Нельзя первой переставлять ладью. В шахматах существует правило: взялся – ходи. Если сначала передвинуть ладью к королю, противник имеет право потребовать считать ход завершенным, и рокировка не состоится. Рокировка – единственный ход в шахматах, когда один ход выполняют две фигуры.

Ферзь

Ферзь – сильнейшая фигура в шахматах, с номинальной стоимостью в 10 очков. Ферзь ходит во все стороны по вертикали, горизонтали и диагонали на любое число клеток доски. Ферзь – важная фигура. Он сильный и мобильный, эффективен в нападении и защите. Ферзя надо оберегать от ударов фигур противника. Потеря ферзя или размен его на фигуру меньшего достоинства оставляют мало шансов на победу.

Равноценно ферзя можно разменять на ферзя, две ладьи или три легкие фигуры противника. Бывают случаи, когда опытный шахматист специально отдает ферзя для достижения определенной цели в партии. Это называется «жертва». Начинающим любителям надо помнить, что ферзя надо хранить и использовать как самую сильную фигуру.

Король

Король – самая главная фигура в шахматах и не имеет номинальной стоимости. Партия проиграна, когда погибает король – получит мат. Короля нельзя держать под боем фигур противника. Ему нужна постоянная защита. Как и ферзь, король ходит и наносит удары по вертикали, горизонтали и диагонали, но только на одну клетку в любую сторону. Расположенный в середине доски, король держит под ударом 8 полей.

В конце партии, когда фигур на доске остается на порядок меньше, сила короля становится равной примерно силе легкой фигуры.

Шах – такое положение, когда король стоит под ударом фигуры противника. Короля нельзя оставлять под шахом. Необходимо уйти на другое поле, защититься своей фигурой или просто побить фигуру противника, объявившую шах.

На рис. 10 белый король может уйти от шаха, слон может прикрыть короля, ферзь может побить черную ладью.

Партия заканчивается, когда король получает мат. Это значит, что король находится под ударом (шахом) и уйти ему некуда – свободные поля находятся под ударом фигур противника.

Любопытная ситуация в игре – пат. Король не находится под шахом, но ходить ему некуда – все свободные поля находятся под ударом фигур противника. Другие фигуры тоже не имеют ходов.

В этом случае партия заканчивается вничью.

По принятой системе подсчета за победу насчитывается 1 очко, за ничью 0,5 очка, за поражение 0.

Некоторые фигуры имеют двойное название. До революции слона называли офицером, ладью – турой, ферзя – королевой. Среди шахматистов эти названия не имеют распространения, иногда их используют любители.

Необходимым знанием для любого шахматиста является знание шахматной нотации. Это знание позволяет шахматисту записать ход партии; воспроизводить, анализировать и разбирать сыгранные партии, а также читать шахматную литературу. В официальных матчах с классическим контролем времени игрок обязан записывать ходы.

Восемь горизонталей и восемь вертикалей шахматной доски образуют 64 поля. И каждое поле имеет свои координаты. Первая координата – одна из первых восьми букв латинского алфавита (a , b , c , d , e , f , g , h ), вторая координата – цифра (1 – 8). Таким образом, поле e 4 (например) находится пересечением вертикали e и четвертой горизонтали.

Для обозначения фигур на доске шахматистами применяются специальные сокращения:

Символ

(Русское сокращение)

Символ

(Английское сокращение)

Значение
Кр K (King) Король
Ф Q (Queen) Ферзь
Л R (Rook) Ладья
С B (Bishop) Слон
К N (kNight) Конь
п или ничего p (pawn) или ничего Пешка

Для записи ходов используются такие символы:

– (тире) Обозначение хода без взятия фигуры
x (крест или буква x ) Обозначение хода со взятием фигуры
0-0 , 0-0-0 Короткая рокировка, длинная рокировка
+ (плюс) Шах
# ( решетка) Мат
= (равно) Ничья
! , !! Хороший, очень хороший ход
? , ?? Плохой, очень плохой ход
!? Ход, заслуживающий внимания
?! Неоправданный, рискованный ход

Часто используется двоеточие : для взятия. Реже: для мата – крест x , для двойного шаха – двойной плюс ++ . Такая запись была принята в Советском Союзе и по-прежнему встречается.

Шахматная нотация бывает полной или краткой. Игрок, использующий полную нотацию, записывает каждый ход так:

  1. Номер хода.
  2. Поле, на котором стоит фигура перед совершением хода.
  3. Обозначение хода или взятия фигуры.

Запись партии с помощью полной нотации удобно вести столбиком. Подобным образом можно записать так:

  1. e2–e4 e7–e5
  2. Сf1-c4 Кb8-c6
  3. Фd1-h5?! Кg8-f6??
  4. Фh5×f7# (Фh5: f7#)

Игрок, использующий краткую нотацию, записывает ходы таким образом:

  1. Номер хода.
  2. Символ фигуры, которой ходит игрок.
  3. Обозначение взятия фигуры при необходимости.
  4. Поле, на которое пошла фигура.
  5. Знак шаха или мата при необходимости.

Тот же пример с детским матом теперь выглядит так:

1.e 4 e 5 2.Сc4 Кc6 3.Фh5?! Кf6?? 4.Ф×f7# (Ф:f7#)

Ходы чаще всего записываются в строку.

В краткой нотации шахматист не использует обозначение хода и не указывает поле, с которого был сделан ход. Поле может быть указано частично, если это требуется для уточнения. На приведенной диаграмме обе черные ладьи могут пойти на h 6. Запись хода ладьей h 7 будет выглядеть так: 1…Л7h 6. Ход ладьей h 2 следует записать: 1.Л5h 6. Здесь же стоит упомянуть, что … (многоточие) – это знак хода черных, когда ход белых не указывается. Также на диаграмме можно увидеть, что белые могут взять слона черных конями, расположенными на e 3 и b 4. Здесь шахматист должен обозначить удар конем e 3 как 1.Кexd 5 (Кe :d 5). Удар конем b 4 – 1.Кbxd 5 (Кb :d 5).

Шахматная нотация позволяет игрокам записывать позицию, которая уже существует на доске. Шахматист указывает символ фигуры и поле, на котором она находится. Положение короля записывается первым, затем указывается положение ферзя, ладей, слонов, коней и пешек.

Позиция белых фигур должна быть записана в первую очередь. Шахматист ведет запись от ферзевого фланга к королевскому. Например, белая ладья a 1 должна быть отмечена перед ладьей h 1, а пешки a 2 и c 2 перед пешками g 3 и h 4.

Таким образом, положение фигур на следующей диаграмме должно быть записано следующим образом:

Белые: Крf 1, Фe 2, Лa 1, пешки a 2, f 2, g 2, h 2.

Черные: Крg 8, Фf 6, Лf 8, пешки f 7, g 7, h 7.

Теперь Вы знаете как ходят фигуры и какую цель в шахматах необходимо достичь. Вы можете свободно практиковаться с другими игроками вживую или по Интернету.

Но ведь Вам необходимо совершенствоваться. Любую партию желательно просмотреть после игры и постараться найти свои ошибки. Или, например, Вы захотите рассказать другу о том, какую интересную комбинацию провели в партии. Как это сделать?

Для этого существует система записи шахматной партии. С её помощью партию можно записать, а затем воспроизвести на шахматной доске. Совсем как ноты музыкального произведения. Записывается шахматная партия на основе шахматной нотации.

Вы, наверное, заметили, что на шахматной доске по горизонтали стоят цифры от 1 до 8, а по вертикали латинские буквы от “a” до “h”. Таким образом, каждое из 64 полей имеет свое буквенно-цифровое название.

Нажмите на доску для увеличения

Название поля состоит из буквы, на вертикали которой оно находится, и цифры, на горизонтали которой оно находится.

Например, на диаграмме ниже, указанное поле называется "d4", так как оно находится на вертикали “d” и на четвертой горизонтали. Надо отметить, что при обозначении поля впереди всегда указывается буква, потом цифра. Также помните, что буквы от “a” до “h” латинские, а не английские. И произносятся они как «а», «бэ», «це» и т.д. а НЕ «эй», «би», «си» и т.д.

Теперь давайте разберем, как обозначаются фигуры:

  • Король - Кр
  • Ферзь - Ф
  • Ладья - Л
  • Слон - С
  • Конь - К
  • Пешка - не имеет обозначения.

Шах записывается «+»
Мат - «х»

В процессе записи партии существует ещё множество других обозначений, но пока они не так важны.

Зная обозначение полей и фигур, мы можем с легкостью записать любой шахматный ход. В позиции на диаграмме ниже белые сделали ход ладьей, указанный стрелкой. Записывается он так: Ле1-е8. Это означает, что ладья перешла с поля “e1” на поле “e8”. Черные ответили ходом своего слона и объявили шах белому королю Сb4-d6+. То есть слон переместился с поля “b4” на поле “d6”.

Пешка, как указано выше, не имеет обозначения при записи. Знаменитый первый ход е2-е4 Остапа Бендера - это передвижение пешки с поля е2 на е4 и выглядит так:

Ходы записываются по порядку. Например, первые ходы шахматной партии могут быть такими:

  1. е2-е4 е7-е5
  2. Кg1-f3 Kb8-c6
  3. Cf1-c4 Kg8-f6
  4. Kb1-c3 d7-d6

После чего возникает такая позиция:

Существует и краткая система записи шахматной партии. В большинстве случаев шахматисты пользуются именно ею. При краткой записи указывается обозначение фигуры и сразу поле, на которое она перемещается. Эти же первые четыре хода можно записать так:

  1. е4 е5
  2. Кf3 Kc6
  3. Cc4 Kf6
  4. Kc3 d6

Для обозначения удара используется двоеточие ":"
Например, в позиции ниже, белый слон может ударить черного коня:

1.Сf3:c6 (короткая запись - 1.С:с6).
В ответ на это черный ферзь может ударить белого слона: 1...Фg6:c6 (короткая запись - 1...Ф:с6)

Отметим также, что запись на большинстве турниров обязательна.
Вот, в сущности, и все, что можно сказать о записи шахматной партии. Благодаря этому приему Вы всегда сможете воспроизвести на доске партию, которые играли, скажем, несколько лет назад или посмотреть партию гроссмейстеров.

Не всегда можно сесть и сыграть партию за один присест. Бывает, нужно отвлечься на что-нибудь очень важное. Или вечер, и уже спать хочется. Или другу пора уходить домой. Как оставить не доигранную партию до следующего раза?
Можно, конечно, просто оставить фигуры на доске, но тогда их может кто-нибудь смахнуть или переставить. Или они просто будут стоять, занимать место и собирать на себя пыль.

А ещё бывает так, что хочется рассказать кому-нибудь, как прошла партия. Например, ты играл с другом и теперь хочешь пересказать папе, как выиграл у него. Но нельзя же запомнить всю партию наизусть!
Как быть в таком случае?

Взрослые шахматисты придумали простой способ записывать ходы в партиях. Этот способ называется «шахматная нотация».
Ты уже знаешь, что поля шахматной доски обозначаются буквами и цифрами. А вот обозначать буквами фигуры тебе ещё не приходилось. Это делается так:
Король — Кр.
Ферзь — Ф.
Ладья — Л.
Слон — С.
Конь — К.
Если не написано, какая фигура ходит, то имеются в виду пешки, они не обозначаются никак.

Когда ты записываешь ход, сначала пишется название фигуры, которая делает ход. Потом пишется поле, с которого сделан ход, ставится тире и записывается поле, на которое сделан ход.

Например, если чёрный конь пойдёт вперёд со своего места, то это нужно записать так:
Кb8-с6.

А если пешка, стоящая перед белым королём, движется вперёд, то этот ход будет записан так:
е2-е4.

Обрати внимание — буквы, которыми обозначаются вертикали, маленькие, а там, где названия фигур, — буквы большие. Это нужно, чтобы случайно ничего не перепутать.

Если этим ходом твоя фигура берёт фигуру противника, то вместо тире ставят двоеточие. Например, вот как выглядит ход, которым слон бьёт ладью:
Cg5:d8.

Поскольку на одном шахматном поле может стоять только одна фигура, не нужно писать, какую фигуру берут этим ходом, это и так понятно из записи предыдущих ходов.

Если ты записываешь всю партию целиком, ходы нужно нумеровать. Перед ходом поставь порядковый номер и отдели его точкой. Новое число пиши после того, как записал ход белых и ход чёрных.

Вот как, например, выглядит запись самого первого хода в партии.
1. e2-e4 Kg8-f6.
И сразу видно — белые пошли вперёд королевской пешкой, а чёрные в ответ вывели из-за ряда пешек своего коня.

После хода надо обязательно записывать пояснения к нему. Эти пояснения тоже пишутся не словами, а специальными значками, чтобы было короче.

Если этим ходом был сделан шах, то ставится знак плюс (вот такой: +).

Например, запись Фа5-е1 + означает, что этим ходом ферзь делает шах вражескому королю.

Покажи на доске, на каких полях должен стоять король, чтобы ему можно было сделать шах таким ходом.

Если этим ходом был поставлен мат и партия закончилась, ставят крестик, вот такой: х.

Вот так выглядит ход, которым ферзь ставит мат вражескому королю.
Фh5:f7х.

Если после хода партия закончилась ничьей, ставят знак равно, вот так:=.

Если пешка в конце хода превращается в другую фигуру, то надо записать название этой фигуры после конечного поля. Например, вот белая пешка доходит до конца доски и становится ферзём:
b7-b8Ф.

А вот чёрная пешка превращается в коня:
f2-f l K.

Когда хотят запомнить какие-то особенные моменты в партии, возле записи ходов ставят восклицательные или вопросительные знаки.

Знак! ставят, если ход был особенно хороший или необычный.
Знак? ставят, если ход был плохой или ошибочный. Этот значок используют, только когда хотят напомнить себе, каких ошибок не следует делать в будущем.

Когда очень спешат или не хотят занимать много места, все ходы записывают в особенной, сокращенной нотации. Тогда не пишут, с какого поля был сделан ход, а указывают только название фигуры и поле, на которое она перепрыгнула.
Например, вот так:
КbЗ.

Это конь пошёл на ЬЗ. Из записи всей партии должно быть понятно, какой конь и откуда туда пошёл. Если непонятно, какой из коней делает ход, потому что оба могут попасть на поле ЬЗ, указывают вертикаль, с которой делается ход. Вот так:
Ксb3.

Кстати, на какой клетке вертикали с должен находиться конь, чтобы сделать этот ход? Видишь, опять есть два варианта! Но очень редко бывает так, что нельзя понять, какой конь делает ход.

Если ты захочешь учиться играть в шахматы и дальше, нотация тебе обязательно понадобится — во всех серьёзных книжках про шахматы примеры записаны именно так.


Метки: ,

Здравствуйте дорогие гости нашего сайта. В данной статье мы расскажем вам о том, что такое шахматная нотация и для чего вам просто необходимо ее знать.

А после прочтения этой статьи вы уже, как настоящий, профессиональный шахматист, будете знать шахматную нотацию от А до Я и мы дадим вам нотацию очень крутой шахматной партий, чтобы вы попрактиковались и убедились, что вы теперь профи. А теперь к делу…

Шахматная нотация – это, говоря простым, понятным языком, запись ходов в шахматах.

А если обратиться к материалам википедии и почитать, что такое шахматная нотация там, то вы прочитаете, что это система обозначений ходов, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на шахматной доске. Короче тоже самое.

Для чего нужно знать нотацию в шахматах? Для того чтобы:

1. Научиться записывать партию.
2. Научиться читать и понимать шахматные книги
3. Научиться играть в слепую на 45 досках как Алехин.
4. Научиться разбирать шахматные партии гроссмейстеров

Знайте, очень важно уметь записывать свои партии игры на лист бумаги, как при игре дома, так и на соревнованиях, чтобы потом уже после партии анализировать свою игру (и игру соперника) на ошибки.

Именно так повышается мастерство, профессионализм и ваш рейтинг (Эло). А не тогда, когда вы играете годами с друзьями в блиц без анализа.

Кстати возьмите себе на заметку, что слишком частая игра в блиц приводит даже к ухудшению игры в шахматах. Лучше играть рапид или классику, где есть время подумать.

Шахматные нотации бывают нескольких видов, но вам по всем видам лучше не заморачиваться и знать только одну — алгебраическую.

Эта нотация самая известная, самая официальная и применяется на всех соревнованиях, чемпионатах, турнирах и т.д. Шахматная федерация ФИДЕ так же ведет контроль партий именно по этой нотации.

Давайте перейдем к основам, и мы понятным языком объясним вам базу алгебраической шахматной нотации. Вот смотрите доска:

Видите, синюю точку в центре? Какое это поле? Все верно, это поле d5. Потому что оно находится на пересечении линии буквы «d» и линии цифры «5». А вот это какое поле?



Теперь смотрим запись одной из самых коротких партий в истории шахмат:

1.e4 e5 2.Сс4 Kc6 3.Фh5 d6 4.Фхf7# — русская нотация
1.e4 e5 2.Bс4 Nc6 3.Qh5 d6 4.Qхf7# — то же самое, только английская нотация

Это партия где белые ставят так называемый детский мат. Давайте смотреть на нотацию, выставлять ходы на доске и анализировать партию. Доску взяли? Фигуры расставили? Мы да. Вот:


Первый ход e4 e5 то есть белые сходили e4, а черные ответили e5. Выглядит это вот так:


Cc4 – это слон ходит на клетку c4, а Kc6 – это конь черных ходит на c6. Вот перед вами таблица обозначений:

В итоге видим такую картинку:



Ну и заключительный ход делают белые — Фхf7# и ставят мат черному королю.


Вот собственно и вся шахматная нотация дорогой друг. Нет в ней ни чего сверхъестественного и сложного. Все остальные партии пишутся аналогично. НО!

В некоторых книгах по шахматам, которые вы будете читать, может быть нотация и вот такого вида:

1. e2-e4 e7-e5
2. Cf1-c4 Kb8-c6
3. Фd1-h5?! d7-d6??
4. Фh5xf7#

По сути, та же самая запись партии детского мата, что показана выше, только здесь, как вы можете заметить, в записи присутствуют обозначения клеток доски на которых фигура изначально стояла, а не только обозначения клеток – куда сходила фигура.

Так же, кроме обозначения фигур и клеток ходов, вы должны знать прочие знаки в шахматной нотации, такие как шах, мат, сильных ход. Слабый ход, интересный ход и т.д. Вот таблица этих обозначений:

Это вот все базовые обозначения, которые вы должны знать, а вообще их еще больше. Но! Не стоит в это углубляться, потому что они вам не понадобятся…

Еще кое что. В случае превращения пешки на краю доски в какую либо фигуру, в нотации ставится буква фигуры, в которую она превратилась. Допустим вы играете за белых и после хода черных Qc5, ваша пешка стоящая на b7 превращается в ладью на b8. В таком случае записывается это так: b8R.

Бывают еще такие ситуации, когда на одну и ту же клетку могут сходить 2 одинаковые фигуры игрока. Вот например:


В нотации нам нужно записать, что именно конь с b2 встает на c4, но на поле c4 может пойти и конь с поля e3. Поэтому чтобы не запутаться при разборе партии или правильно записать в нотации свою партию, то пишется вот так: Nbc4.

Вот еще пример:


Ход черных, и они хотят пойти ладьей именно с f8 на f4. А на f4 может пойти и ладья с f2 верно? В таком случае запись в нотации делается вот так: R8f4.

В конце партии как правило на бланке проставляется результат игры:

Победили белые: 1-0
Победили чёрные: 0-1
Ничья: ½-½

Ну вот в принципе и все. Как вам статья? Мы думаем, что теперь, вы можете с легкостью читать шахматные книги, записывать свои партии и разбирать их на ошибки.

А теперь время попрактиковаться. Давайте ка, берите доску, расставляйте фигурки и смотрите какую прекрасную партию сыграли в 1851 году Адольф Андерсен и Лионель Кизерицкий.

В мире шахмат она названа как «Бессмертная партия». Вот ее нотация:

1. e2-e4 e7-e5
2. f2-f4 e5:f4
3. Cf1-c4 Фd8-h4+
4. Kpe1-f1 b7-b5?
5. Cc4:b5 Kg8-f6
6. Kg1-f3 Фh4-h6
7. d2-d3 Kf6-h5
8. Kf3-h4 Фh6-g5?
9. Kh4-f5 c7-c6
10. g2-g4 Kh5-f6
11.Лh1-g1! c6:b5
12. h2-h4 Фg5-g6
13. h4-h5 Фg6-g5
14. Фd1-f3 Kf6-g8
15. Cc1:f4 Фg5-f6
16. Kb1-c3 Cf8-c5
17. Kc3-d5 Фf6:b2
18. Cf4-d6 Cc5:g1
19. e4-e5!! Фb2:a1+
20. Kpf1-e2 Кb8-a6
21. Kf5:g7+ Kpe8-d8
22. Фf3-f6+!! Kg8:f6
23. Cd6-e7#