Консультация «Пазлы — игра для всех. Игры с пазлами Лото «Занимательная математика»

Пазл , или по-другому складная картинка, мозаика, – это игра-головоломка, в которой требуется составить рисунок из множества деталей различной формы. Составлением картинки из множества мелких кусочков люди занимаются очень давно, одни из первых мозаик из глиняных конусов и смальты были сделаны в Древнем Востоке задолго до нашей эры. Сейчас игры с пазлами – одни из самых популярных настольных развивающих игр для детей. Давайте посмотрим на них поближе и узнаем, как можно использовать пазлы для развития наших малышей.

Как появились пазлы

Создателем пазлов официально считается англичанин Джон Спилсбери – торговец географическими картами . В 1761 году он придумал новое учебное пособие – «разрезанную географическую карту»: наклеил черно-белые гравюры географических карт на нетолстую деревянную подложку и распилил получившийся «бутерброд» на мелкие кусочки причудливой формы. Ученик брал какой-то отдельный кусок карты и сопоставлял его с другими, таким образом, в память прекрасно впечатывались знания о том, что с чем граничит, что куда впадает и так далее. И вот уже два с половиной века дети и взрослые собирают картинки из разного количества мелких деталей. А картинки могут быть самые разнообразные: от героев мультфильмов и сказок, зверюшек и машинок для детей до морских пейзажей, достопримечательностей разных стран и классических живописных произведений искусства для взрослых.

Зачем собирать пазлы

Игры с пазлами способствуют развитию образного и логического мышления, внимания, учат правильно воспринимать связь между частью и целым, различать отдельные элементы по цвету, форме, размеру, а также развивают мелкую моторику.

Для совсем маленьких детей игры с пазлами представляются волшебством: вдруг из нескольких кусочков получилась киска или машинка, но чуть заденешь и нет ее уже.

Для взрослых это приятный досуг. Особенно приятен он тем, что собранную картину, например, копию картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», можно склеить, подобрать раму и повесить у себя дома.

Если собирать пазлы нравится как старшим, так и младшим членам семьи, то вечерние или воскресные собирания пазлов могут стать еще одной семейной традицией.

Какие бывают пазлы

Пазлы могут быть плоскими и объемными . Плоские пазлы собираются на ровной поверхности или на полу. Сейчас для удобства сбора таких пазлов и хранения незавершенной картинки есть даже специальные коврики. Объемные пазлы могут иметь форму шара (например, глобус или яблоко), куба, пирамиды и так далее или представлять собой 3D-здание или панораму.

Самые популярные пазлы – это плоские пазлы из картона . Для изготовления таких пазлов на картон наклеивают глянцевую бумагу с рисунком и потом разрезают. Но пазлы могут изготавливаться и из других материалов: из дерева, из пластмассы, из металла. Мягкие пазлы могут изготавливаться из поролона с наклеенной на него глянцевой бумагой с рисунком. Сейчас одно из самых модных направлений мягких пазлов – флексики. Флексика – это безопасный мягкий полимер, по свойствам близкий к пенке, из которой производят туристические коврики.

Из флексики и других мягких полимеров производят напольные детские коврики в виде пазлов. Они могут представлять собой просто картинку, разрезанную на части (это может быть сюжет из мультфильма или какая-то тематическая картинка, например животный мир Африки или подводный мир), или включать в себя еще дополнительные вставляемые элементы. Вставляемые элементы могут быть частями какого-то предмета или целыми объектами (например, тигренок, машина и так далее). Особенной популярностью пользуются напольные коврики с цифрами и буквами.

Пазлы могут быть на магнитной основе . Такие пазлы удобно собирать на холодильнике. Магнитные пазлы можно сделать из не самых мелких пазлов, приклеив на заднюю поверхность каждой детали кусочек магнитной ленты.

Для детей также можно сделать пазлы на фланелеграфе . Для малышей это очень удобно: при сборке таких пазлов уже собранные детали фиксируются на фланелеграфе и никуда не сползают. О том, как сделать фланелеграф своими руками, вы можете прочитать в этой .

Пазлы различаются по степени сложности. Сложность пазла зависит как от картинки, которую нужно собрать, так и от количества деталей и их размера. Пазлы с фотографиями животных, видами природы, достопримечательностей собирать значительно сложнее, чем пазлы с рисованными картинками. Также затрудняет сборку пазла с большим количеством деталей наличие на картинке значительных областей одного цвета или близких цветовых оттенков. Как правило, собрать пазл с крупными деталями значительно проще, чем пазл с мелкими деталями в том же количестве. Если пространственное мышление развито недостаточно, то на сборку 3d-пазла может потребоваться значительно больше усилий, чем на сборку плоского пазла.

Когда начинать и как выбрать

Разрезные картинки

Начинать играть с пазлами с ребенком можно с того момента, как ребенок научится фокусировать взгляд на изображении. Для этого возраста замечательно подойдут разрезные картинки . Возьмите яркую картинку, на которой изображен знакомый малышу предмет: погремушка, мягкая игрушка, неваляшка, мячик и так далее. Разрежьте ее на две части. Сначала покажите малышу картинку целиком: «Посмотри, что у меня есть! Это котик», потом разведите половинки картинки в стороны: «Ой! Убежал котик».

Или другой вариант: из белого картона вырежьте круг и разделите его на 4 сектора, один сектор вырежьте. Сначала покажите малышу круг целиком, потом уберите один сектор круга и покажите малышу неполный круг. Заметив несоответствие, малыш обязательно удивится. Такие игры–фокусы очень нравятся малышам, играть в них можно часто – только через 3-4 раза меняйте картинки, цвет и форму геометрических фигур.

К полутора годам ребенок может сам собрать знакомую ему простую разрезную картинку из двух частей. В два года ребенок может сам собрать простую картинку из двух — четырех частей с несложными вырезами.

Парные картинки

После года можно начинать играть с малышом в парные картинки с замочком. Темы могут быть самые разные: цвета, мама и малыш, чей домик и так далее. Для начала предложите малышу карточки из одной пары, постепенно увеличивайте количество пар карточек в игре. На первых порах вы будете и выбирать карточки, и сцеплять их, потом малыш научится сам выбирать нужные карточки, к двум годам малыш сможет сам сцепить карточки. После двух лет можно начинать играть в игры, где к одной карточке нужно подобрать 2 , 4, 6 карточек.

Напольные пазлы

Напольные пазлы дают огромный простор для игр. Ползающие по ним малыши ощущают их всем телом, что уже само по себе хорошо для сенсорного развития.

Напольные пазлы прекрасно подходят для подвижных игр, более того сама сборка таких пазлов – это уже подвижная игра. Расположите пазлы в виде дорожки и предложите малышу пробежать по ней, пройти на носочках или пяточках, или задом наперед, или с поднятыми вверх руками, или с руками на поясе, проползти, пропрыгать на двух ногах или на одной.

Можно сделать дорожку с чередующимися элементами, например, синий – красный – синий – красный и так далее. Можно дать ребенку такое задание: пройти по дорожке и не наступить на красную деталь или на красной детали присесть, а на синей – хлопнуть в ладоши.

Из напольных пазлов с не связанными между собой картинками можно составить классики любой формы, которая только придет вам в голову. Если это пазлы с цифрами, можно играть по обычным правилам классиков. Если пазлы с буквами, можно прыжками писать слова. Например, слово «суп». Прыгаем на «с», потом на «у», потом на «п». Если у вас пазлы с картинками, следующую картинку может называть мама, или ее можно выбирать из заранее подготовленных подходящих карточек, или можно играть с кубиком, на гранях которого наклеены соответствующие картинки.

Пятилетнему ребенку можно предложить собрать напольный пазл … ногами: и весело, и замечательная профилактика .

В некоторых напольных ковриках вставляемые элементы представляют собой целые объекты (например, тигренок, машина и так далее), а не их части. Тогда игра с пазлами может стать сюжетно–ролевой.

Классические пазлы

После 2,5 лет ребенок может собрать классический пазл из 4-6 крупных кусочков (производители обозначают такие пазлы MAXI ). Лучше, если на картинке будет один предмет крупным планом – такие картинки малышам собирать значительно легче. Иногда в продаже встречаются фигурные пазлы : овощи, фрукты, зверюшки. Такие пазлы своей формой, похожей на реальный предмет или игрушку, сразу привлекают внимание малышей. Ребенок представляет, какая фигурка должна получиться у него в результате, поэтому и сборка пазла происходит легче, и внимание удерживать ребенку проще.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Как только с такими пазлами ребенок освоится, можно переходить к более сложным: увеличить количество деталей или предложить ребенку пазл с нестандартным разрезом на кусочки. Постепенно уменьшайте размер деталей. К 5 годам дети обычно могут собрать классический мелкий пазл из 54 деталей. Но не у всех детей интерес к пазлам сохраняется долго. У многих детей к школьному возрасту интерес к пазлам угасает.


Как научить ребенка собирать пазлы?

Если вы просто дадите ребенку коробку с пазлами, он не сможет собрать ее сам, и просто потеряет к ней интерес. Сначала покажите ребенку, что можно сделать с этой кучкой таких похожих деталей, – соберите картинку сами.

Для облегчения сборки пазлов вы можете рассказать ребенку о нескольких правилах.

Очерчиваем размер картинки. Зная размер картинки, вы можете предложить ребенку собирать пазл на листе бумаги соответствующего размера или нарисовать водосмываемыми фломастерами рамку соответствующего размера на поверхности, где ребенок будет собирать пазлы.

Начинаем собирать пазлы с уголков. Объясните ребенку, что у уголков две стороны фигурные, а две плоские. Такие детали нужно найти в первую очередь и поставить на место – плоскими сторонами в угол картинки. В любой картинке — и простой, и сложной — уголков будет всегда четыре.

Собираем рамку картинки. Рамка картинки состоит из кусочков с одной плоской стороной. Выбрав все такие кусочки и собрав рамку, вы получите картинку, ограниченную со всех сторон. Останется собрать центр картинки.

Начинать собирать пазлы с рамки удобнее еще и тем, что для пазлов с небольшим количеством деталей для центра останется совсем немного деталей, и ребенку будет проще закончить картинку.

Собираем центр картинки. Расскажите ребенку, что при подборе деталей нужно обращать внимание как на фигурные вырезы по сторонам детали, так и на фрагмент рисунка на ней, который должен совпадать с уже собранными фрагментами картинки.

Разделяем центр картинки на части. Если картинка, которую вы собираете, имеет несколько крупных объектов контрастных цветов, можно разделить сборку центра картинки на несколько частей. Например, если на картинке есть красный кирпичный дом, можно сначала отобрать подходящие по цвету детали, а потом уже смотреть, куда какая деталь подходит. Затем таким же образом можно собрать другой объект. И в конце соединить все объекты, добавив недостающие детали.

Как еще можно играть с пазлами

С несколькими детьми старше 4 лет можно собирать пазлы совместно : выделить в картинке несколько объектов и объяснить каждому, какой объект на картинке он собирает. Если ребенок закончил собирать свою часть, он может помочь другим ребятам, если они не против. Когда все объекты будут готовы, их останется соединить вместе. Такая совместная игра способствует развитию в детях навыков общения, игры в команде, учит взаимопомощи.

С несколькими детьми старше 5 лет можно собирать пазлы на скорость . Если компании нет, можно устроить соревнования с самим собой: собрать пазл за определенное время или собрать пазл быстрее, чем в прошлый раз.

Есть такие наборы пазлов, которые помимо основной своей задачи, дают еще огромный простор для творчества . Например, деревянные конструкторы-пазлы фирмы Grimm’s (Германия). Когда просто собирать исходную картинку или объект уже неинтересно, можно собрать из них что-то свое: башню, дворец для кукол или что-то совсем необыкновенное.

Можно включать собирание пазлов и разрезных картинок в тематические недельки , только картинку нужно подобрать подходящую или сделать пазл своими руками.

Как сделать пазлы своими руками

Можно сделать пазл самим: картинку наклеить на картон и разрезать на части. Разрезать лучше канцелярским ножом: так меньше деформируются края. Интересные пазлы с деталями – полосками получаются, если наклеивать картинку не на картон, а на медицинские деревянные шпатели. На специализированных сайтах или в специализированных отделах в торговых центрах есть возможность сделать классический пазл из любой вашей картинки или фотографии.

Если вы организуете для детей сюжетную игру или квест с картой, разрежьте ее на несколько частей. Вот и пазл готов.

Объемные пазлы можно сделать из конструктора LEGO DUPLO. Подходящую картинку разрежьте поперек на несколько частей и наклейте на детали Лего.

Что еще можно сделать с пазлами

Альбом

Сейчас в продаже очень много тематических пазлов: сцены из мультфильмов, машины, животные, произведения искусства. Можно собрать несколько картинок из одной серии и сделать из них альбом (собранные картинки можно наклеить на листы альбома или вложить в файлы подходящего размера и разместить файлы в папке-скоросшивателе). Для склеивания пазлов вы можете использовать скотч (на задней поверхности, но в этом случае собранная картинка должна переворачиваться без разрушения), специальный клей или клей ПВА, который наносится на лицевую сторону пазла и становится прозрачным после высыхания. Не забудьте на обложке альбома указать имя составителя.

Аппликации из пазлов

Если у вас есть мелкие пазлы, у которых потеряно слишком много элементов, не спешите их выбрасывать. Из них можно сделать замечательные аппликации. А еще можно добавлять пазлы и в любые другие ваши аппликации. Дети обычно с большим энтузиазмом воспринимают ситуации, когда вещи используются необычным способом: «Собирали – собирали, вот на тебе: можно еще и клеить, оказывается, и не в нужном порядке, а так, как хочется».

Несколько советов, которые помогут вам при изготовлении поделок из пазлов:

  1. скреплять детали пазлов можно клеящим карандашом, клеем ПВА, горячим клеем;
  2. пазлы можно покрасить с одной или с двух сторон, и не забудьте про боковые срезы;
  3. для окрашивания пазлов лучше использовать глянцевые акриловые краски: они ровно ложатся, быстро сохнут и после высыхания не мажут руки; продаются глянцевые акриловые краски в таких же коробках как гуашь, в магазинах канцелярских товаров и в магазинах товаров для художников;
  4. обычно пазлы изготавливаются из картона и наклеенной на него глянцевой бумаги с рисунком; на глянцевую бумагу краска ложится плохо, поэтому перед окрашиванием рисунок нужно снять;
  5. во время окрашивания можно добавить сухие блестки или украсить уже окрашенные пазлы гелем с блестками (сухие блестки и гель с блестками также продаются в магазинах канцелярских товаров).

Кубики с картинками – это тоже пазлы

В советской России пазлов не было. Но были кубики с картинками на гранях, из которых можно было составить 6 картинок. Есть такие кубики и сейчас с картинками на самые разные темы: овощи и фрукты, животные – для самых маленьких, сценки из сказок и мультфильмов, машины – для тех, кто постарше, герои русских былин, русские узоры и континенты – для старших дошкольников и школьников 1–2 классов. Есть наборы из 4, 6, 9, 16 и даже 20 кубиков.

Многим детям такие кубики, из которых можно составить картинку, очень нравятся. Собрать несложную картинку из 4 кубиков ребенок с небольшой помощью взрослого может к 3 годам. Картинка с мелкими деталями из 20 кубиков – хорошая задача для первоклассника. Для того, чтобы интерес к этим кубикам у ребенка не угасал, давайте их в свободный доступ на небольшое время.

При желании такие кубики с картинками также можно сделать и своими руками. Если грани кубиков сделать разноцветными и с узорами, из них можно будет составлять самые разные композиции: и плоские, и объемные.

Еще одна идея, как сделать объемные пазлы своими руками, – пазлы для малышей из рулончиков. Мастер–класс в этом видео:

Веселых вам игр!

Дидактические игры по ФЭМП

«Мозайка», «Пазлы»

Цель: развивает моторику рук, внимание, логическое мышление, усидчивость.

«Цвета и формы»

Цель: способствует обучению ребенка основным цветам и их оттенкам, основным формам, а также таким важным понятиям как «большой», «маленький», «больше», «меньше».

Лото «Занимательная математика»

Цель: развивает внимание, логическое мышление, усидчивость, продолжает обучать счету до 100, тренирует зрительную память.

Умное домино «вычитание»

Цель: развивает моторику рук, внимание, логическое мышление, усидчивость, тренирует зрительную память, закрепляет навыки вычитания.

«Детям о времени»

Цель: игра знакомит детей с временными понятиями (времена года, месяцы, дни недели, части суток, часы), формирует навыки рассказа по картинкам.

«Подбери по цвету и форме»

Цель: развитие логического и образного мышления, произвольной и непроизвольной внимания.

«Противоположности»

Цель: развитие внимания, речи, образную и смысловую память, закладывает основы логического мышления.

«Веселая логика»

Цель: развивает образное мышление, аналитическое восприятие, развивает способности зрительного обследования и анализа предметов, их словесного описания и мысленного конструирования.

«Времена года»

Цель: развивает память, наблюдательность, формирует интерес к окружающему миру.

«Цветная геометрия»

Цель: закрепляет знания о геометрических фигурах и цветах, развивает внимание, восприятие, логического мышления.

«Калейдоскоп фигур, цветов, занятий»

Цель: развивает пространственную ориентацию, художественную и творческую фантазию, сообразительность и внимание, в игровой форме обучает владению геометрическими фигурами, умение определять один определенный цвет из цветового многообразия.

«Решаем примеры»

Цель: закрепление навыков счета, осваивание математических действий: сложение и вычитание, обучает составлять и решать задачи.

Дидактические игры по развитию речи

«Моя квартира»

Цель: формировать знания детей о характерных предметах обстановки квартиры, игра учит правильно выбирать картинку с предметом обстановки для выбранной части квартиры, развивать мышление, сообразительность, умение объяснять свои действия, память.

Лото «Все профессии важны»

Цель: развивает речь, мышление, речевой аппарат, представления о профессиях.

«Назови одним словом»

Цель: развивает логическое мышление, ловкость и скорость мысли и действий игрока.

«Логопедическое лото»

Цель: развивает фонематический слух, учит правильно произносить звуки, изучает звуко-буквенный анализ слова, развивает внимание, память, мышление.

«По дорожке слов»

Цель: развивает у детей связную речь, внимание, память, воображение, логическое мышление и фонематический слух.

«Мы построим дом»

Цель: развивает память, мышление, фантазии, формировать знания детей о характерных предметах строительного материала, игра учит правильно выбирать картинку.

«Четвертый лишний»

Цель: развивает логическое и образное мышление, речевой аппарат.

«Цепочка слов»

Цель: развивает способность обнаруживать местонахождение первого и последнего звука в словах.

«Пойграй-ка»

Цель: игра развивает сенсорное воспитание, зрительное восприятие, формирует вырабатывание устойчивых представлений о форме, цвете, величине предметов, учит устанавливать совпадение и несовпадение.

«Знаю все профессии»

Цель: знакомит с профессиями, тренирует память, внимание, логическое мышление и речь.

«Мы играем в магазин»

Цель: знакомит детей с предметами продающимися в магазинах, умение детей классифицировать предметы, называть группы предметов обобщающими словами.

Дидактические игры по окружающему миру

«Животные и птицы: что говорят и что едят»

Цель: развивает речь, знакомит с животными и птицами, а так же с тем, как они «говорят» и что едят.

«Домашние животные» I

Цель: знакомит детей о пользе домашних животных, их разновидностях, чем они полезны в домашнем хозяйстве, развивает произвольное и непроизвольное внимание, память, образное и логическое мышление.

«Зайчата в лесу»

Цель: знакомит с хищными и травоядными животными, развивает логическое мышление, память, речь.

«Чехагор»

Цель: развивает внимание, логическое мышление, ловкость и скорость мысли и действий игрока.

«Животные и их детеныши»

Цель: знакомит с животными средней полосы России, расширяет словарный запас, развивает памть, учит правильной речи, формирует основы логического мышления (обобщение, разделение на группы).

«Нектаринка»

Цель: игра развивает внимание, логическое мышление, ловкость и скорость мысли и действий игрока.

«Дольки»

Цель: развитие зрительного восприятия, произвольное внимание, знакомит с фруктами, овощами и ягодами, память.

«Домашние животные» II

Цель: знакомит детей с окружающим миром и обогощает знаниями о животных, их детенышах, а так же скотном дворе, учит ребенка обобщать, анализировать и сравнивать.

«Поймай рыбку»

Цель: знакомит детей с водными жителями, развивает зрительное восприятие, произвольное внимание, память и логическое мышление.

Лото «Двойняшки» (птицы)

Цель: знакомит детей с разновидностями птиц, местом обитания, развивает произвольное и непроизвольное внимание, память, речевой аппарат.

Лото «Двойняшки» (насекомые и рептилии)

Цель: знакомит детей с разновидностями насекомыми и рептилиями, местом обитания, развивает произвольное и непроизвольное внимание, память, речевой аппарат.

«Узнаем живой мир»

Цель: знакомит с домашними и лесными животными, лесными и сельскохозяйственными растениями, лесными и садовыми цветами, лесными и садовыми ягодами, овощами и фруктами.

«Подбери картинку»

развивает внимание, память, мышление, учит классифицировать предметы, называть группы предметов обобщенными словами, обогащает словарный запас.

Детские развивающие игры

Сегодня на прилавках магазинов можно встретить невероятное число различных пазлов – составных картинок. Цель данных головоломок – собрать целое изображение из отдельных деталей.

Составные картинки бывают разного уровня сложности, который повышается с возрастом. Все составные картинки можно разделить на 4 вида: картинки-вкладыши, разрезные картинки, кубики с изображениями, пазлы.

Первые три категории уже стали "классикой", а вот пазлы появились в нашей стране не так уж давно, и с каждым годом приобретают всё большую популярность. Причём пазлы собирают с большим удовольствием не только дети, но и взрослые.

Давайте рассмотрим более подробно каждую их перечисленных выше категорий.

Картинки-вкладыши

Картинки-вкладыши необыкновенно эффективны в становлении и развитии у малыша наглядно-образного мышления. Картинки-вкладыши представляют собой различные изображения с вырезанными частями. Задача – найти недостающие кусочки и вложить их на свои места. Например, нужно выстроить ряд разных по размеру слоников.

Самый простой вариант данной игры – когда вырезанный элемент имеет ровные края и изображённый на нём рисунок симметричен, например, круг и изображённое на нем солнышко. После того как ребенок начнёт легко справляться с данным заданием, можно предложить ему картинку с неровными краями.

Следующий по сложности этап, когда ребёнку предлагается картинка с ровными вырезанными краями, но изображение на нём уже не симметрично, например, цыплёнок, изображенный на квадрате. Ребёнку придётся постараться, чтобы вставить цыплёнка правильно, а не вверх ногами.

В дальнейшем можно предложить ребенку вкладыши, в которых вырезанные элементы являются частью образа. Например, геометрический паровозик. Эта игра, созданная по типу рамок-вкладышей, познакомит ребенка с разными геометрическими формами, понятиями величины, цвета, части и целого. Играя с паровозиком, ребёнок развивает внимание, память, речь, логическое мышление, моторику рук, фантазию.

Сначала рассмотрите Паровозик вместе с ребенком. Попросите его назвать детали, которые он знает. Если малыш ещё не говорит, назовите детали сами. Расскажите на доступном уровне, кто управляет паровозом и как он работает. У нашего паровозика многие детали – вынимающиеся вкладыши в виде геометрических фигур: круги, треугольники, прямоугольники, квадраты, трапеции. Выньте фигурки. Рассмотрите их и предложите придумать, на что они похожи. Круги – на Солнце, Луну, тарелку, монетку и т.д.

Большой популярностью у детей пользуются вкладыши с подслоем. Давайте рассмотрим на примере игры "Дом". Эта, более сложная рамка-вкладыш сделана по типу простейшего пазла, состоящего из 10-ти частей. На всей площади основания для вкладышей нарисовано внутреннее устройство дома. Под каждым вкладышем находится какая-нибудь комната: ванная, детская, кухня, под крышей – чердак, а ещё, под облачком, прячется весёлое солнышко, на дереве вьют гнезда птицы, а в конуре возле дома живёт собака.

Покажите малышу, как вкладыши достаются из рамки, называя части дома и объясняя, что под ними находится: "Это крыша, под ней находится чердак, там хранятся старые вещи". Если ребенок уже говорит, поднимая вкладыш, спросите у него: "А кто здесь живет? Как называется эта комната? У нас есть такая?"

После того, как малыш запомнил устройство дома, попробуйте собрать паззл. Сначала выньте одну или несколько частей и попросите "починить дом". Затем попробуйте разобрать дом полностью, чтобы ребёнок собрал его сам. Если ребенок уже освоил связную речь, попросите его придумать историю об обитателях дома. Придумайте: как их зовут, где они работают или учатся, как проводят время.

Необыкновенно полезными для развития Вашего дитя могут оказаться панели с прорезями в форме букв или цифр. Играя, ребёнок быстро запомнит их названия, если Вы, конечно, не поленитесь играть вместе с ним и называть соответствующие буквы и цифры..

Картинки-вкладыши несложно сделать и самим из толстого картона разных цветов. Всё зависит от Вашего желания и фантазии.

Разрезные картинки

Разрезные картинки представляют собой картинки, разрезанные по прямым (в большинстве случаев) линиям. С самыми простыми разрезными картинками (изображён один крупный предмет и поделен на две части) можно начинать заниматься с полутора лет . Со временем можно усложнять задания, предлагая малышу картинки, состоящие из большего числа деталей (6, 8, 12 элементов).

Целью этой игры для самых маленьких является уяснение понятий части и целого, отработка механических навыков (положить нужную деталь на нужное место) и усидчивости. В процессе закладываются основы таких качеств, как умение комбинировать, синтезировать целое из деталей; идёт активное развитие речи, эмоциональной сферы, зрительно-двигательной координации и пространственного восприятия.

Ребёнок должен научиться "увидеть" картинку в деталях, удержать её в памяти и повторить самостоятельно, мысленно переворачивая и комбинируя части.

Игра рассчитана на самых маленьких, и если Вы не научите ребенка основам, то малыш может быстро потерять к ней интерес, поэтому на первых этапах, если он не справляется, помогите ему. Соберите картинки сами, расскажите, что на них изображено, задавайте в процессе наводящие вопросы, загадывайте загадки про изображенные предметы: "Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный - это кто?", "Какого цвета груша? Давай её найдем" и т.д.

Предложите ребенку дособирать почти готовую картинку, добавив самостоятельно одну деталь, потом с каждым разом усложняйте задание: две детали, три; в итоге ребёнок не просто должен самостоятельно составить картинку, но и выбрать из перемешанных частей необходимые. Сопровождайте игру стихами, загадками, предложите ребенку посчитать, сколько на картинке слив, а сколько вишен, используйте уже собранные картинки в качестве наглядного пособия для развития речи и основ устного счёта.

Разрезные картинки Вы можете сделать и самостоятельно. Однако при этом (и при покупке в магазине) вам необходимо обратить внимание на то, что предмет, изображённый на картинках должен быть знаком ребенку и ярким.

Остаётся только добавить, что разрезные картинки просто сделать, наклеив подходящее изображение на картон.

Кубики с изображениями

Кубики - это любимая практически всеми малышами игра. Во время игры развивается наглядно-образное мышление, умение работать по образцу, зрительная память, внимание, логика. Можно начинать занятия с 2-х лет .

С помощью кубиков Вы сможете познакомить ребенка, например, с фруктами. При этом расскажите, где они растут, что из них можно приготовить, добавляя в активный словарь ребёнка новые слова и понятия.

При первых занятиях на дно коробочки обязательно вложите рисунок-образец с изображением фрукта для облегчения работы малышу. Попросите ребенка найти нужную часть кубика и вложить в коробочку. В результате сборки из кубиков выходит рисунок, а Ваш малыш знакомится с понятиями "часть и целое", учится работать по образцу.

Далее можно попросить ребёнка сложить рисунок без использования картинки образца – здесь работают зрительное внимание, память. Собирая рисунок, комментируйте действия ребёнка: поставили кубик верхний правый, теперь нижний левый – развивая умение ориентироваться в пространстве.

Постепенно можно усложнять занятия, предлагая ребёнку собрать картинку из 9-ти кубиков. Предлагая игру, переверните сначала все кубики одной стороной: это поможет ребёнку легче сориентироваться в правилах игры. Затем начинайте усложнять задачу, перевернув один кубик неправильно, в дальнейшем проделайте это с двумя, тремя кубиками, по мере того, как малыш будет справляться с поставленной задачей.

Пазлы

Пазлы необычайно популярны. И в этом нет ничего удивительного! Ведь эта игра развивает воображение, логическое мышление, мелкую мышечную моторику, внимание, целостность восприятия.


От перечисленных выше разрезных картинок пазлы отличаются тем, что имеют сложную кривую линию соединения деталей. Ребёнку, чтобы верно составить картинку, необходимо сопоставить форму одной детали с формами соседних. При этом он должен учитывать, что на них изображено, и получается ли при их соединении цельное изображение.

Начинать собирать пазлы уже можно примерно с 3,5-4 лет , однако здесь ориентироваться нужно на интерес ребёнка и сложность пазлов. Начинать стоит с пазлов, которые включают в себя небольшое число обязательно крупных деталей, иногда выполненных из мягкого материала. Со временем можно усложнять задания, увеличивая количество деталей и уменьшая их размер.

Предметы, изображённые на пазлах, должны быть знакомы ребенку. На первых порах желательно, чтобы это был одно крупное изображение, например, любимый герой мультфильма Вашего малыша.

Собирая пазлы с ребёнком в первый раз, сначала необходимо показать, как собирается картинка. Затем убрать 2-3 детали и сказать ребёнку, к примеру: "Я собрала картинку, но подул сильный ветер и несколько деталек улетело. Давай ты поможешь мне её собрать снова!". С маленькими детьми во время этого занимательного процесса можно придумывать сказку, изучать окружающий мир. Например: "Кто нарисован на этом кусочке? Собачка? А что собачка делает? Сидит", – ну и так далее.

Дети постарше, у которых уже хорошо развито воображение и которые знают правила игры, могут начинать собирать картинку "с чистого листа", имея перед глазами картинку-образец.

Несколько сотен разрозненных картонных кусочков. На лицевую сторону каждого из них нанесено малопонятное изображение. Но если сложить их определённым образом, то перед усердным собирателем предстанут природный пейзаж или старинный замок, грациозные животные или диковинные растения, благородные линии дорогого автомобиля или силуэт врезающегося в небо большого города. Каждый сможет подыскать по своему вкусу картинку-головоломку. Имя ей – пазл («puzzle»).

Ну, прежде всего, есть бесплатный способ приобщиться к пазлам: собирать их онлайн. Очень большая коллекция картин, расположенная на сайте Gallerix.ru является также и очень большой коллекцией пазлов. Если вы хотите пособирать пазлы виртуально, то вот вам место, где их очень много:
Собирать пазлы онлайн на сайте Gallerix.ru

А при выборе и собирании картонного пазла стоит ответить на несколько вопросов:

1. Как выбрать производителя пазла?

Если желательным является получение качественной картинки, стоит обратить внимание на фирму, изготовившую пазл. К заслужившим доверие покупателей производителям можно отнести такие компании как польские «Trefl» и «Castorland», немецкие «Ravensburger», «Heye» и «Piatnik», испанская «Educa», итальянская «Clementoni», российская «Step».

2. Из какого количества деталей должен состоять пазл?

Вряд ли необходимо сразу же выбирать пазл, состоящий из нескольких тысяч деталей. Такой пазл недешев, а шанс его собрать (у человека без соответствующего опыта, конечно) невелик. Вернее всего начинать с пазла на 300 – 500 деталей и уже после, набив руку, приниматься за наборы из 1000 – 4000 кусочков. Опытные собиратели работают с пазлами из 13200, 18000 и даже 24000 деталей!

3. Какую картинку выбрать?

Конечно же, самую понравившуюся! Но следует помнить, что пазл с крупными однотонными областями (такими, как область неба, например) может оказаться слишком сложным в сборке. Также труден для составления пазл, изображающий написанную маслом картину (особенно выполненную в технике импрессионизма). В этом случае на деталях пазла будут видны лишь части крупных мазков кисти художника.

4. Как выбрать место сборки пазла?

Вопрос вовсе не праздный. Сборка небольшого пазла занимает пару-тройку часов, но пазл покрупнее потребует нескольких дней, недель, а возможно и месяцев. За это время детали могут потеряться. Во избежание этого стоит подготовить несколько коробок, в которых будут храниться отсортированные детали. Поверхность, на которой расположится пазл, должна быть плоской и легко переносимой (зачем – увидим позднее).

5. Как начать собирать пазл?

В первую очередь необходимо отсортировать детали, отобрав те из них, которые соответствуют краям будущей картинки. Собрав рамку пазла, получим основу для дальнейшей сборки. Внимательно рассмотрев картинку на коробке, отметим места, которые наиболее легко идентифицировать. Соберём их и расположим приблизительно там, где они должны быть согласно картинке. Итак, самый лёгкий этап сборки пазла пройден.

6. Как собирать однотонные области пазла?

Однотонность неба, моря или растительности может поставить начинающего собирателя пазла в тупик. Однако не стоит отчаиваться! Детали пазла должны плотно примыкать друг к другу, а в линиях разреза соседних деталей не должно быть зазубрин и выступов.

Как правило, детали пазла чередуются в определённой последовательности в зависимости от их формы. Если выявить закономерность их расположения, можно собрать однотонную область очень быстро. Но не стоит забывать, что современный пазл состоит из деталей многих форм (до 16) и уловить логику их расстановки может оказаться не так просто.

7. Пазл собран. Что делать дальше?

Это зависит от того, с какой целью собирался пазл. Если лишь ради развлечения, то можно пазл разобрать, чтобы через некоторое время вернуться к нему снова. Но ведь собранный пазл можно использовать и как украшение! Конечно же, вряд ли полученная картинка достойна занять место в гостиной, спальне или прихожей. Но почему бы не повесить аппетитный натюрморт в кухне, а красивый пейзаж не прикрепить на стене дачного домика?

Итак, превращаем собранный пазл в готовую картину. Придавим лицевую часть картинки куском фанеры и, подхватив поверхность, на которой располагается пазл, перевернём его задней стороной вверх. Снимаем заднюю поверхность (вот почему она должна быть легко переносимой!) и аккуратно наносим на пазл ровный слой клея. Некоторые производители комплектуют пазл тюбиком специального клея – стоит воспользоваться им. Для скрепления деталей используют также клейкую ленту или скотч. Можно наклеить пазл на картон или лист фанеры, однако в таком случае появляется некоторый риск: в результате неудачного приклеивания пазл может выгнуться дугой.

Дидактическая игра «Собери картинку», или «Пазлы» является прекрасным помощником в развитии у деток памяти и мышления. Я предлагаю игру, в ходе которой нужно правильно подобрать части и собрать целую картинку.

В предлагаемом наборе с карточками взрослому нужно аккуратно, по линиям, разрезать рисунки.

Целью занятия является научить малышей умению правильно собирать целое изображение из отдельных кусочков, определять различные цвета предметов и их форму.

Перед ребенком раскладываются разрезанные изображения. Он должен, сравнивая с образцом, собрать их правильно.

Помню в нашем детстве таких карточек не было, но мы резали на части простые почтовые красивые открытки. Для того, чтобы выполнять задание было сложнее, перемешивали между собой части от разных открыток. Было очень даже интересно складывать такие самодельные пазлы.

Сегодня размещаю на блоге только часть разрезных картинок про животных. Их у меня собралось довольно много, поэтому остальные выложу в ближайшее время.

Также на блоге есть: