“Использование дидактических игр в развития речи детей старшего дошкольного возраста”. Развитие речи через дидактическую игру: ее роль, влияние на грамматический строй речи, развитие связной речи Развитие речи детей посредством дидактических игр

НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ШКОЛЬНИКОВ И ПЕДАГОГОВ

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

ВЛИЯНИЕ РЕЧЕВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

МБОУДОД «Центр внешкольной работы Советского района» г. Брянска

БРЯНСК 2013

Введение………………………………………………………….. 2

Использование речевых игр на занятиях по развитию речи … 3

Выводы…………………………………………………………… 8

Список информационных ресурсов ………………………..... 10

Приложения……………………………………………………… 11

Введение.

Вот и пришло время отдавать ребенка в школу . Для родителей это большая радость и одновременно испытание. Еще не так давно достаточно было просто сдать документы ребенка в секретариат школы, и он автоматически становился учеником. Никто придирчиво не интересовался, что же умеет и знает ребенок. Но настали иные времена. Требования современного общества таковы, что ключевой задачей системы образования в нашей стране становится воспитание и развитие свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека. Современная школа требует от первоклассника определенных знаний и умений. Для того чтобы ребенок успешно учился, следует начать готовить его к школе заранее.

Отсюда возникает проблема построения нового обучения будущего первоклассника. Одной из форм обучения, на мой взгляд, является применение на занятиях по развитию речи речевых игр и упражнений.

Проблема недоразвития речи современных детей – одна из самых актуальных. Её изучением занимаются учёные различных областей науки. Однако при достаточно полном теоретическом изучении этот вопрос всё-таки ещё не получил достаточного практического осмысления. В настоящее время в литературе недостаточно освещены особенности влияния речевых игр и игровых приемов на развитие речи дошкольников. Данная проблема остается мало разработанной. Этим и определяется актуальность проведенного мной исследования по применению речевых игр (игровых упражнений) на занятиях по развитию речи. Я считаю это весьма эффективное и актуальное направление в развитии речи дошкольников.


Целью данной работы является формирование представлений о речевых играх (упражнениях) для обучения и развития детей дошкольного возраста, а так же создание условий для исследования влияния речевых игр на развитие речи дошкольников.

Исходя из этой цели я ставлю следующие задачи : изучение методической литературы по этой теме; выделение наиболее эффективных игровых методов и приемов в соответствии с возрастом обучающихся; проведение установления уровня развития речи дошкольников; количественная и качественная обработка результатов исследования; внедрение речевых игр (игровых упражнений) в образовательный процесс дошкольников; обобщение материала в качестве выводов.

Объектом исследования будет являться процесс формирования и развития речи дошкольников.

Предмет исследования - особенности влияния речевых игр и игровых упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста.

В работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ методической литературы и передового педагогического опыта; синтез различных методических приемов и средств; анкетирование родителей дошкольников; тестирование дошкольников; наблюдение за деятельностью дошкольников.

В соответствии с поставленной целью мною выдвинута гипотеза : использование педагогом комплекса речевых игр и упражнений на занятиях способствует эффективному повышению развития речи у дошкольников.

Практическая значимость работы заключается в разработке и применении комплекса речевых игр и упражнений в процессе обучения, который способствует развитию речи дошкольников и может быть использован в практике другими педагогами в образовательных учреждениях.

Использования речевых игр на занятиях по развитию речи.

Дошкольный возраст - уникальный период развития ребенка, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как постигает мир дошкольник, как открываем его влияние на себя? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Именно в игре следует искать ключ к познанию ребенка, так как это деятельность наиболее близкая, органично соответствующая детской природе и естественному выражению его активности. Все высшие психические функции такие, как воображение, произвольность, образное, речевое и логическое мышление, мотивационный и операционный компоненты, пространственные представления, формируются в процессе познания ребёнком окружающего мира, в том числе и через игру. Ребёнок и игра – понятия неразрывные. На новую ступень развития переходит в игре и речевая деятельность ребёнка. Многие исследователи (, и др.) подчеркивают большое значение использования игр в воспитании дошкольников. писал, что «игра - основное условие развития дошкольника, позволяющее ему проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития». Ребёнок действует со значениями предметов, опираясь на начальных этапах игры на их материальные заместители – игрушки, а затем только на слово – наименование как знак предмета, а действия становятся обобщёнными действиями, сопровождаемыми речью (, 1937; , 1978).

У большинства детей дошкольного возраста обычно проявляются речевые нарушения и признаки недоразвития речи. Причиной низкого уровня развития речи являются воздействие на организм ребенка каких-либо факторов или причин, приносящего вред организму и вызывающие речевые нарушения. Речевые нарушения и признаки недоразвития речи ограничивают познавательные возможности дошкольника. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка, мотивационная сторона при выполнении заданий. Работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Поэтому, необходимо использовать новые методы работы, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующую их речевую активность. Такими методами, несущими особые коррекционные и развивающие возможности являются: игры с использованием слова педагога, проговаривание скороговорок и пословиц, разгадывание кроссвордов и шарад и т. д., но, на мой взгляд, самым эффективным является речевая игра (упражнение).


Прежде чем приступить к использованию на занятиях речевых игр и упражнений, мною было проведено исследование речи у дошкольников. Исследование проводилось в 3 этапа: I этап - проведение анкетирования родителей “Речевое развитие ребенка», которое поможет педагогу лучше узнать ребенка и спланировать свою работу с учетом его индивидуальных особенностей. (Приложение 1);

II этап – проведение методики «Диагностика развития речи дошкольников», которая предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи, усвоенной лексики. (Приложение 2);

III этап – анализ и обобщение результатов, полученных в ходе исследования.

В анкетировании принимали участие 48 родителей. Основная часть родителей (80%) считает, что развитием речи детей должны заниматься специализированные учреждения: детский сад, дополнительные образовательные учреждения или специализированные центры. Работу по совершенствованию речи (повторение изученного на занятиях материала, чтение книжек, заучивание стихов, пословиц и поговорок и т. д.) дома проводят 72% опрошенных. Следят за тем как говорит ребенок, и исправляют ошибки в речи около 60% родителей.

В диагностике развития речи дошкольников принимало участие 50 дошкольников.

Основная часть участников исследования называли 3-4 слова на букву с, что соответствует среднему результату. Такие же результаты (75%) показали участники и по заданию, где нужно было дополнить слоги. Таким образом, можно говорить о среднем уровне развития у дошкольников навыков и умений воспроизведения и дополнения слов. С заданием на правильное составление фраз справились в достаточном объеме только 35% дошкольников. Одним из наиболее сложных заданий для участников было предложение подобрать рифмы к словам. Только 25% испытуемых успешно выполняли данный блок в методике. Если говорить про задание на словообразование , то достаточно большое количество детей (70%) справляются с подобными заданиями успешно. Общий словарный запас средний и высокий у 70% дошкольников.

Результаты исследования показали, что у детей слабо развита связная речь: дети не могут связно и последовательно пересказывать, рассказывать о предметах, составлять рассказы по картинкам, по схемам; нарушен грамматический строй речи, фонема тический слух, а также произношение звуков родного языка. Дети почти не владеют диалогической формой речи, у них недостаточный словарный запас.

Изучив работы, журнальные статьи, практические пособия, я стала успешно использовать на занятиях по развитию речи речевые игры и упражнения, подобранные в соответствии возрасту обучающихся. (Приложение 3)

Речевые игры - это разновидность игр с правилами. Речевая игра имеет определенную структуру, которая характеризуюет игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Выделяются следующие структурные составляющие речевой игры: задача → игровая задача → игровые действия → правила игры → результат. В речевых играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Через речевую игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания, помогают преодолеть пассивность и безынициативность. В игре развиваются память, мышление, внимание, речь, воспитывается самостоятельность, умение самостоятельно добывать и применять знания, формируется любознательность, инициативность, творческое воображение. Так же в процессе игры появляется удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и навыков и их развитие. Кроме того, игра позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта. Педагог является и участником, и руководителем игры. Он обеспечивает поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывает давление, выполняет второстепенную роль, незаметно для детей направляет игру в нужное русло. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания , доверия и сопереживания. Наблюдая за действиями речевой игры, при необходимости оказываю индивидуальную помощь тем детям, которые испытывают затруднения в ходе игры, напоминая о правилах игры. Речевые игры не только способствуют преодолению речевых недостатков и обогащению словарного запаса, но и развивают инициативу у детей.

При использовании на занятиях речевых игр и упражнений продуманная и правильно организованная работа приводит к формированию у детей дошкольного возраста правильной и грамотной речи, что в целом является положительным результатом.

В заключении хочу представить полученные результаты. В течение учебного года я применяла на занятиях по развитию речи речевые игры и упражнения. При проведении повторного исследования в конце учебного года я обнаружила динамику развития у детей связной речи, обогащения словарного запаса, правильное произношение звуков и грамматический строй речи.

Выводы

Полученные данные, приведённые в диаграмме, отражают положительную динамику к увеличению показателей по диагностируемым критериям. Это подтверждает правильность выбора игровых методов работы, описанных выше и используемых мною в своей работе. Дети подготовлены к школе, у них развита речь, большой словарный запас. У них значительно лучше фонематическое восприятие, звукопроизношение, слоговая структура слова.

Исходя из результатов исследования - детей без динамики развития речи не оказалось.

Следовательно, гипотеза, выдвинутая мною, подтвердилась – использование комплекса речевых игр и упражнений способствует эффективному повышению развития речи у дошкольников.

Список информационных ресурсов.

1. , Седов психолингвистики: Учебное пособие – М.: Лабиринт, 2004.

2. , Энциклопедия обучения и развития дошкольника. М.: Олма –Пресс, 2004

3. Игровой эксперимент как один из подходов к проведению педагогического исследования в образовательных системах / ; . Преподаватель XXI векN 4. - С. 10-14. - Библиогр.: с.назв.).

4. , Краснова с увлечением. М.: Эксмо, 2009.

5. Печерога игры для дошкольников. М.: Вако, 2010.

6. Ушакова речи детей 5-7 лет. М.: Сфера.2011.

7. Ушакова по развитию речи в детском саду. М.: Совершенство, 1998.

8. Хамидулина грамоте. М.: Экзамен, 2009.

9. Хватцев: работа с дошкольниками. М.: Аквариум, 1996.

10. www. doshkolnykh-rabotnikov

13. http://adalin. *****

Приложение 1

Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________

Дата рождения _____________________________________________________

Уважаемые родители, подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
1. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад, учреждения дополнительного образования, прочие учреждения) ______________________________________________________

2. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.)

3. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка?(Да, нет.)

4. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.)

5. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет)

6. Вы следите за тем, как говорите сами в присутствии ребенка?(Да, нет.)

7. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в образовательном учреждении? _________________________

8. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?___________________________

9. Присутствуете ли на детских праздниках?____________________________

10. Как относитесь к продуктам совместной деятельности ?________________

__________________________________________________________________

Приложение 2

Методика диагностики развития речи дошкольников

Данная методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи, усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.

Придумай как можно больше слов на букву С. (Время 1 мин.) Оценка. 6 - 7 слов - высокий уровень; 4 - 5 слов - средний, 2 - 3 слова - низкий.

(Окончание слов). Ход работы: ребенка спрашивают: "Отгадай, что я хочу сказать? По...". Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: "А теперь, что я хочу сказать? Пона... " и т. д. Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов. Слоги следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9) ку, 10) зо.

Оценка. Дополнил все предложенные слоги до целого слова - высокий уровень. Справился с половиной предложенных слогов - средний уровень. Смог дополнить только 2 слога - низкий уровень.

(Образование предложений с данными словами). Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:

1) девочка, мячик, кукла; 2) лето, лес, грибы. Оценивается правильность составления фразы.

(Подбор рифмы). Инструкция: "Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма - это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет "день" ". Время работы с одним словом - одна минута. Тест выполнен, если ребенок подобрал три рифмы по меньшей мере для двух слов. Имена собственные приемлемы. Задание Д 1. (Словообразование). Как будет называться маленький предмет? мяч - мячик; рука - ...; солнце - ...; трава - ...; плечо - ...; ухо - ...; таз - ... Оценка. 6-7 баллов - высокий уровень, 4-5 баллов - средний, 2-3 балла - низкий.

2. (Словообразование). Если предмет сделан из железа, то какой он? железо - ...; дерево - ...; снег - ...; пух - ...; бумага - .... Оценка. 4-5 баллов - высокий уровень, 2-3 балла - средний, 0-1 балл – низкий.

(Общий словарный запас). Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит? Оценка. 6-7 баллов - высокий уровень, 4-5 баллов - средний, 2-3 балла - низкий.

(Исследование особенностей звукового анализа слова). Инструкция: "Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву "д", сразу хлопнешь в ладоши". Слова для предъявления: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава. Оценка производится на основе подсчета количества правильно выполненных хлопков. Безошибочное выполнение - высокий уровень,
1-2 ошибки - средний, 3 и более ошибок - низкий.

Приложение 3

Игровые упражнения для детей 5 – 6 лет.

I . Воспитание звуковой культуры речи .

1) Игра «Ловим звук». Правила игры: Рассказываем ребёнку о том, что выбранный нами звук пошёл гулять по свету. А так как нам без него никак не прожить, мы будем его ловить в словах, которые начинаются на этот звук. Как только ребёнок услышит этот звук в слове, он должен хлопнуть в ладоши. (Звук может пойти погулять в лес, в парк, на луг, тогда можно подобрать слова по тематическому принципу. Например: решил звук «п» заглянуть в зоопарк, а там столько животных живёт. Я буду их называть, а вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук «п». Панда, попугай, бегемот и т. д.).

2) Игра «найди звук». Оборудование : плоскостные картинки (жук, жаба, шуба, шапка, забор, замок, цапля, цыплёнок). Правила игры: На доске размещены картинки: жук, жаба, шуба, шапка, забор, замок, цапля, цыплёнок.

Педагог обращается к детям с вопросом: - Найдите слова с одним и двумя слогами; - Сколько слогов в слове «цыплёнок»? (слово «жук» состоит из одного слога, «шуба», «шапка», «жаба», «забор», «цапля» - из двух, «цыплёнок» - из трёх.)

II

1) Игра «Три линейки». Оборудование: игрушечная лесенка, имеющая три ступеньки; мелкие предметы и игрушки, обозначаемые существительными мужского, женского и среднего рода (блюдце, яйцо, яблоко, полотенце, кольцо, совок, грибок, апельсин, груша, пуговица, матрёшка); поднос. Правила игры : Детям говорят, что на подносе есть разные предметы. Нужно рассмотреть предметы и разложить по лесенке так, чтобы на нижней ступеньке были те предметы, про которые говорят один, на второй ступеньке – предметы, про которые говорят одно . Сначала детям предлагают найти предметы, про которые мы говорим один. Ребёнок выбирает предмет. Педагог предлагает ему проверить себя: «Один совок – можно так сказать?» (Можно) Аналогичным образом раскладываются все предметы.

2) Игровое упражнение «Кто больше увидит и назовёт». Оборудование: набор игрушек (кукла, заяц, котик). Правила игры: педагог и дети рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него сарая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно…ухий (длинноухий). А хвост у зайца …(короткий), значит он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у неё белые, значит, она… белолапая. За правильные ответы кукла даёт детям флажки (ленточки, колечки от пирамидки и т. п.).

III

1) Игровое упражнение «Высокий – низкий». Оборудование: картинки (высокая и низкая ёлка, длинный и короткий карандаш, широкая и узкая ленточка, глубокая и мелкая тарелка с супом, весёлое и грустное лицо девочки, мальчик в запачканной и в чистой одежде). Правила: педагог просит детей посмотреть на рисунки и назвать слова противоположные по смыслу, сказать, чем отличаются похожие лица и предметы. Высокая – низкая (ёлка-ёлочка), длинный – короткий (карандаш) и т. д. Можно попросить детей составить предложения со словами, противоположными по смыслу. («Я нарисовал большой дом и маленький домик»).

2) Игровое упражнение «Найди точное слово». Оборудование: плоскостные картинки (яблоко, лимон, снег, сахар, ворона, рыба, кузнечик). Правила: педагог просит детей узнать, о каком предмете пойдёт речь.

- « Круглое, румяное, сладкое – что это?» Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету и форме. После того как дети назовут предмет, кто-то из детей ищет на столе у педагога нужную картинку и помещают на доску. Можно поменять форму вопроса, например, дополнить другими словами. «Снег белый, холодный..(ещё какой?); сахар сладкий, а лимон …(кислый)». - «Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона..(летает), рыба..(плавает), кузнечик…(кукарекает), тигр…(рычит), мышь…(пищит), корова..(мычит).

IV . Развитие связной речи.

1) Игра «Чего не стало?» Оборудование: Кукла Петрушка (или любая другая), открытки (картинки) с изображениями фруктов и овощей (яблоко, груша, вишня , черешня, слива, банан, апельсин, лимон, помидор, огурец). Правила: К детям подходит Петрушка. Здоровается. Предлагает посмотреть открытки, дети называю то, что нарисовано. Названные открытки размещают на доске так, чтобы по одну сторону оказались существительные с нулевым окончанием. Петрушка предлагает поиграть в игру «Чего не стало». На доске оставляют пять картинок, например, яблоки, груши (слева) и бананы, апельсины, лимоны (справа). «Ребята, запомните хорошо картинки,- просит Петрушка.- Запомнили? Закройте глаза. (Прячет бананы. На место бананов ставит огурцы.) Теперь откройте глаза. Чего не стало? (Бананов.) Что появилось? (Огурцы.) Снова закройте глаза. (Убирает яблоки, на их место ставит груши). Откройте глаза. Чего не стало? (Яблок.) Если дети ошибаются, педагог спрашивает, как сказать правильно. Даёт образец: «Надо говорить так: не стало яблок. Запомнили? Не стало бананов, не стало яблок». Аналогичным образом обыгрываются другие открытки. В другой раз в игре можно использовать открытки с изображением цветов: ромашек, гвоздик, незабудок, ландышей, тюльпанов, роз. Можно провести игру с предметами: кисточками, красками, карандашами, тетрадями, ключами.

2) Игра «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?»

Оборудование: картинки с изображением зимней одежды: валенок, варежек, носков, шарфа, пальто, шубы, шапки др. Правила игры. Педагог обращается к детям примерно с такими словами: - «Я расскажу вам историю про двух мальчиков. Мальчиков звали Толя и Миша. Миша аккуратный. У него вся зимняя одежда аккуратно сложена в шкафчике. Какая зимняя одежда лежит у Миши в шкафчике?» Дети называют предметы одежды. По ходу названия выставляем на доске соответствующие картинки. Если дети что – то не назовут, показываем картинку – подсказку. -«Миша собрался на прогулку. Надел носки, рейтузы, валенки…(снова перечисляем предметы одежды; по мере называния убираем с доски картинки). А Толя никак не может собраться. Он был неаккуратный и всегда разбрасывал одежду. Толя нашёл только шарф и шапку. Чего не хватает Толе чтобы пойти на прогулку?» Дети называют предметы по памяти, а взрослый выставляет на доске соответствующие картинки. Если ребёнок ошибается, тактично поправляет его. (Не хватает носков, валенок и т. д.)

Игровые упражнения для детей 6-7 лет.

I . Звуковая культура речи.

1) Игра «Разбежались и собрались». Оборудование: предметные картинки, символы звуков. Правила игры. У детей в руках картинки, в названии которых им следует отыскать ударный гласный звук (малИна, посУда, макарОны), а затем собраться около одного из трёх детей, держащих соответствующий символ гласного звука (И, О, У).Количество одновременно выделяемых в словах гласных звуков и соответственно зрительных символов можно увеличивать по по мере совершенствования внимания и восприятия детей.

2) Игра «Цепочка слов». Оборудование: предметные картинки (5-8 штук). Правила игры. На столе лежат картинки. Педагог помещает одну из них на доску и просит определить последний звук в слове. Далее ребята выбирают картинку, название которой начинается на данный звук и помещают её на доску за первой картинкой. Затем дети подбирают картинки по принципу: название следующей начинается со звука, которым заканчивается название предыдущей.

3) Игра «Разберём и соберём». Оборудование: символы гласных и согласных звуков, предметные картинки или игрушки. Правила игры. Детям раздаются символы гласных и согласных звуков. Взрослый выставляет картинку (например, кот ) и просит выйти тех детей, у которых находятся символы звуков, имеющихся в слове. Дети с символами в руках выходят и по очереди утрированно произносят каждый свой звук, доказывая, что он имеется в названии картинки. После того, как звуки, обозначенные символами, «обнаружены» в слове, взрослый помогает детям соединить их в слово.

II . Формирование грамматического строя речи.

1) Ига «В гостях у матрёшки». Оборудование: 3 изображения домиков, разных по высоте, на каждом домике в соответствии с их размером изображены матрёшки: большая, средняя и маленькая, наборы карточек с изображением предметов, отличающихся по размеру. Правила игры. «Мы в гостях у матрёшек. В их домах находится много разных предметов. Догадайся, из дома какой матрёшки эта тарелка?» Дети раскладывают карточки с предметами в дом каждой из матрёшек. «У маленькой матрёшки тарелка мелкая, а у средней какая? (глубокая), а у большой?...(ещё глубже). Каша в тарелке маленькой матрёшки вкусная (горячая), а у средней?... (вкуснее, горячее), а у большой?...(ещё вкуснее, горячее или самая вкусная)». Сравнивать предметы можно в разной последовательности. Когда дети освоят алгоритм игры, они могут самостоятельно определять качества предметов для сравнения. Например, кровать можно сравнить по высоте, ширине, длине, степени удобства, красоте и т. д.

2) Игра «Дерево родственных слов». Оборудование: изображение дерева (или веточка дерева), листочки на липучках (на ниточках). Правила игры. Педагог рассказывает детям. - «Растёт в Лукоморье волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова - родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому – либо заданному слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы. Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп из с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? И т. д.» После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.

III . Обогащение словарного запаса.

1) «Слово за слово». Правила игры. Педагог определяет тему, например: животные на букву «К». Первый ребёнок начинает: крокодил. Следующий должен повторить это слово и прибавить своё, например: крокодил, куница. Следующий ребёнок добавляет своё слово к предыдущим: крокодил, куница, кот. Таким образом, дети играют до тех пор, пока кто-нибудь не собьётся. Игровыми темами могут быть: растения, предметы быта, предметы мебели, посуда, названия блюд и т. д.

2) Игровое упражнение «Кто больше увидит?». Оборудование: сюжетные картинки, фишки. Правила игры. Вывешивается картинка и предлагается рассказать, что на ней изображено. За каждый правильный ответ даётся фишка. Кто больше увидит? Игра продолжается до тех пор, пока не сказано всё существенное. Момент соревнования мобилизует активность детей. Дети называют не только предметы и лица, но и их действия и состояния. И составляют связный рассказ. Можно варьировать эту игру. Рассмотреть картинку, затем она убирается, и дети по памяти рассказывают, а затем проверяют сказанное по картинке.

IV . Развитие связной речи.

1) Игра на развитие речи «Кузовок». Оборудование: корзинка. Правила игры. Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начинает игру. Ребенку дается в руки корзинка. Он держит ее, а дети в это время говорят слова: Вот тебе кузовок, Клади в него, что на -ок. Обмолвишься - отдашь залог. Ребенок отвечает: «Я положу в кузовок...» и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, гребешок и т. д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладет в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по-одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством педагога назначают каждому залогу выкуп - какое- то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т. д.)

2) Игра «Три линейки». Оборудование: игрушечная (или нарисованная) лесенка, имеющая три ступеньки; мелкие предметы и игрушки, обозначаемые существительными мужского, женского и среднего рода (блюдце, яйцо, яблоко, полотенце, кольцо, совок, грибок, апельсин, груша, пуговица, матрёшка); поднос. Правила игры. Детям говорят, что на подносе есть разные предметы. Нужно рассмотреть предметы и разложить по лесенке так, чтобы на нижней ступеньке были те предметы, про которые говорят один , на второй ступеньке –предметы, про которые говорят одно , а на третьей ступеньке – предметы про которые говорят одна. Сначала детям предлагают найти предметы, про которые мы говорим один . Ребёнок выбирает предмет. Педагог предлагает ему проверить себя: «один совок - можно так сказать?» (можно) Аналогичным образом раскладываются все предметы.

Кузьмина Оксана Владимировна

Воспитатель

МАДОУ Центр развития ребёнка -

детский сад №158 города Тюмени

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты, вместо живой бабушкиной сказки – аудиосказка с магнитофона или диски с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен.

Работая с современными детьми, сталкиваясь с проблемой недостаточно развитой речи детей, а также постоянным поиском средств, облегчающих процесс усвоения детьми нового материала, я очень заинтересовалась и выбрала тему своего опыта: «Использование игровых технологий как одно из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста».

Цель: развитие всех сторон речи дошкольников с использованием игровых технологий.

Считаю, что использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи.

Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:

  1. Организовать ситуации вступления в коммуникацию (общение) детей со сверстниками и взрослыми.
  2. Создать предметно-развивающею речевую среду в группе ДОУ.
  3. Реализовать систему игр, направленную на развитие речи детей дошкольного возраста.
  4. Развивать и совершенствоватьвсе стороны речи каждого ребёнка (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь) средствамиразнообразных игровых технологий.
  5. Развивать мелкую моторику рук.

Поставленные задачи реализуются в непосредственной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей (проведение сюжетно-ролевых игр; театрализованных игр; использование колец «Луллия» и пр.);

Используются различные методы:наглядные; практические;словесные.

Данный опыт разработан для детей дошкольного возраста, призван заинтересовать педагогов и родителей к проблеме развития речи у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий.

Развитие речи ребёнка требует постоянного педагогического руководства. В связи с этим, необходимо разработать на базе ДОУ систему по развитию речидетей с использованием в педагогическомпроцессе игровых технологий, которые будет способствовать развитию пониманияречи, расширениюи обогащению представлений детей об окружающем, формированию обобщенныхпредставлений о предметах и действиях, развитию активной речи, обогащению ирасширению словаря, совершенствованию звуковой культуры речи, развитиюпотребности детей в общении посредством речи, обучению простым формаммонологической и диалогической речи.

На мой взгляд, условиями успешного развития речи является:

Первое условие - это потребность общения, или коммуникации. Создаю такие ситуации, которые ставят ребёнка перед необходимостью речевых высказываний.

Второе условие - это создание речевой среды, дающей детям образцы речи. Речевая среда - это речь родителей, родных, друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, речь педагога.

Третье условие - это запас знаний, которым должен обладать ребёнок на определённом этапе своего развития. Дошкольник хорошо расскажет только о том, что он хорошо знает.

Четверное условие - реализация системы игр, направленную на развитие всех сторон речи каждого ребёнка (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь).

Пятое условие – развитие мелкой моторики рук у детей.

Для достижения цели опыта необходимо игровые технологии включить не только в непосредственно образовательную деятельность, но и в свободную деятельность детей. Для этого мною создан речевой уголок «Совунья-говорунья», в который включены разнообразные пособия и игры.

Убеждена, что использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей, и на снятие отрицательных последствий образования.

Основные направления моей работы по развитию речи детей с использованием разных игровых технологий:

1.Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений),словообразование.

4. Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание)

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

6. Сенсорное развитие: развития мелкой моторики рук.

Особое место в развитии речи детей дошкольного возраста я отвожу игровой технологии «Кольца Луллия».

Содержание игр позволяет использовать их на занятиях, игровой деятельности, развивает речь и коммуникативную функцию дошкольников. Оборудование, необходимое для проведения любой игры, может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования в процессе обучения и становления правильной речи дошкольников. В ходе использования занимательно-игрового пособия «Кольца Луллия» я могу корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:

Развивать фонематические процессы;

Уточнять и активизировать словарный запас;

Совершенствовать слоговую структуру слова;

Автоматизировать звуки речи;

Формировать структуру предложений;

Совершенствовать развитие связной речи.

Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.

Можно выделить этапы моего (воспитателя) участия в играх с «Кольцами Луллия»:

1 - непосредственно участвую в игре. Предлагаю ее, рассказываю правила, ее развитие, окончание, распределяю участие, помогаю оформить ее словесно;

2 - косвенно воздействую на поведение и речь детей, участвую в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;

3 - осуществляю общий контроль на занятии. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе коррекционной работы.

4 - осуществляю обучающее руководство речевыми играми и создаю условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.

Нельзя не отметить универсальность игрового пособия - используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Данное пособие яиспользую в работе с дошкольниками от 3-х до 7-лет. Оно многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.

Для развития речи у детей в свободной деятельности мною разработан речевой уголок «Совунья-говорунья», в который включены разнообразные пособия и игры.

В нём имеются различные дидактические и игровые материалы, как промышленного производства, так и сделанные своими руками (с этим материалом познакомимся поближе):

  1. Пособия для развития мелкой моторики (игры с пуговицами и шнурками, массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв).
  2. Игры по развитию связной речи (мнемотаблицы по временам года, схемы для пересказа сказок и заучивания наизусть стихов, различные виды театра)
  3. Пособия для развития дыхания(игра «Дуйбол», игра «Весёлые фрукты, »разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.).
  4. Игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки).
  5. Игра «Куб-говорун» - кубик с кармашками в которые вставляются карточки и картинки разной тематики.
  6. Лепбуки на тему «Вода», «Моя родина Россия», «Животные», «В гостях у сказки».
  7. Картотеки речевых игр:

На развитие слухового внимания

На развитие речевого слуха

На развитие фонематического слуха

На развитие физиологического дыхания

На развитие речевого дыхания

В работе считаю успешными следующие методы развитияречиу детей:

Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии) Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам).

Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические: педагогические игры, дидактические игры, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры.

Мой опыт можно представить как систему работы воспитателя. Мои воспитанники на данный момент находятся в старшей группе, опыт я начала внедрять с младшей группы. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формирование личности в целом. Всё это меня заставляет обратить серьёзное внимание на развитие речи детей.

В работе по развитию речи я выделяю следующие этапы:

Диагностика речевого развития;

Создание предметно-развивающей среды в группе;

Использование игровых технологий в развитии всех сторон речи;

Интеграция занятий по развитию речи с занятиями познавательной, художественно-эстетической направленности;

Взаимодействие с родителями.

В свое практике я использую игровые технологии по разным направлениям развития детей в соответствии с возрастом, новые интересные методические приёмы, дидактические игры, речевые мероприятия.

Для того, чтобы был положительный результат, для повышения эффективности работы необходимо учесть следующие условия:

ü проводить работу по развитию речи систематически начиная с младшей группы детей дошкольного возраста.

ü создавать ситуации, требующие речевых высказываний.

ü создать речевую среду, дающую детям образцы речи.

ü использовать разнообразные игры и игровые технологии, которые очень нравятся детям.

ü проводить работу, направленную на развитие мелкой моторики рук у детей.

Подводя итог, хочется сказать следующее: я рассказала о тех игровых технологиях, которые, исходя из опыта, показали большую результативность. Но все это индивидуально, и порою для каждого ребенка в отдельности приходится подбирать такую игру, которая его заинтересует, в которую он будет играть с удовольствием. Поэтому очень важно применять индивидуальный подход к каждому ребенку.

«Достигает тот, кто делает», - утверждают мудрецы. Делайте, и вы добьетесь успехов в достижении цели. А наша цель – это воспитание грамотного, всесторонне развитого подрастающего поколения.

Список использованных источников

  1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
  3. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
  4. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
  5. Лурия А.Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. - М., 1997.
  6. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры. - М., 1996. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова. - М.: КНОРУС, 2016. - 112 c.
  7. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия. Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: АРКТИ, 2014. – 40 с.

"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004416

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Лобыгина Олеся Юрьевна,

воспитатель первой квалификационной категории,

МБДОУ Детский сад №4 «Березка».

«Использование дидактических игр в развитии речевой активности

у детей дошкольного возраста»

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально - смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Развитие речевой активности одна из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Использование в коррекционной работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению или вытеснению или фиксированию ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.

Полноценное развитие всех средств речи и её основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности и адаптации к школьному обучению.

Среди методов коррекции речевых нарушений дошкольников с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в коррекционной работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению или вытеснению или фиксированию ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Игра дошкольников:

Побуждает детей к общению друг с другом;

Способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

Способствует совершенствованию разговорной речи;

Способствует обогащению словаря;

Оказывает влияние на формирование грамматического строя языка .

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка .

Дидактические игры - это широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами.

Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний .

Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, что создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Кроме того игра на занятиях и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок.

Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.

Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например «назови одним словом» или «назови три предмета».

Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, - главная задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает «туристам» о достопримечательностях города. Так развивается монологическая речь ребенка.

В современной дефектологии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие .

Таким образом, использование дидактических игр в работе педагога, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостное без принуждения.

Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры. Одна из главных задач подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом.

Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Для развития фонетик - фонематической стороны речи проводятся такие игры, например, как «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Светофор», «Повтори», где требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно передать звучание слова соседу, выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три и т. д. .

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

Трудно научить ребенка описывать предмет, учитывая всю совокупность признаков как сложно ему осваивать последовательность описания, избегать повторов. Именно эти трудности и помогают преодолеть дидактические игры типа: «У кого какой предмет?», направленная на обучение детей приемам сравнения двух одинаковых по названию, но внешне различных объектов (две чашки, две пуговицы и т.п.), способствующая активизации в речи дошкольников слов, наиболее точно характеризующих цвет, размер, форму предметов.

В игре «Что изменилось» ребенок не только отгадывает, какого предмета не стало, но и называет его, а также описывает по основным признакам, не видя его. Игра требует от ребенка умения запомнить качества предмета и описать их по памяти. Предметы в игре подбираются различные по цвету, по форме, по материалу. Например, шарик, бочонки, кубики красного, коричневого, зеленого цветов, деревянные, железные, стеклянные.

Настольно - печатные игры - это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки". С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля .

Словесные игры - это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Таким образом, подводя итог, мы пришли к выводу, что дидактическая игра является широко распространенным методом активности речевого развития дошкольников. Следовательно, педагогам в дошкольных учреждениях необходимо развивать речь детей при помощи дидактических игр. Это поможет детям обогатить свой словарный запас, научит их выражать свои мысли точно, последовательно, улучшит общение с окружающими людьми и сверстниками.

Также для повышения уровня речевого развития детей использовались различные формы и методы вовлечения родителей в педагогический процесс: консультации, предоставление наглядного материала по развитию речевых умений (папки передвижки, памятки, методическая литература), организация игротеки дидактических игр с родителями. На консультации «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» мы познакомили родителей с тем, какие речевые навыки наиболее характерны для дошкольников, а также, какие основные ошибки встречаются в речи детей. Подготовили индивидуальные рекомендации для родителей. Родители активно участвовали в создании речевых дидактических играх. По результатам этой работы в группе создалась игротека настольных игр.

В заключении хотелось подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.

Библиографический список

Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: методическое пособие для воспитателей / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика - Синтез, 2004

Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду/ А.К. Бондаренко. - М.: Инфра - М, 2001. - 67с.

Гилева, А. А. Дидактические игры и игровые занятия/ А.А. Гилева. - Тбилиси: Гора, 2007. - 113с.

Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2010. (Библиотека практикующего логопеда.)

Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / А.А. Леонтьев. - М., 2009. - 346 с.

Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада / А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 2002. - 59-61с.

Суворова, И.Г. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.Г. Суворова. - М.: Просвещение, 2005.-248 с.

Суханова Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с "Золотой ключик" Колпашевского района
Населённый пункт: п. Тогур
Наименование материала: Доклад
Тема: "Использование интерактивных игр в речевом развитии дошкольников".
Дата публикации: 19.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Использование интерактивных игр в речевом развитии дошкольников.

Современный ребенок с рождения окружен насыщенной медиасредой. Электронные

игрушки, игровые приставки, компьютер занимают все больше место в досуговой

деятельности дошкольника, накладывая определенный отпечаток на формирование их

психофизических качеств и развитие личности.

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по

желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы,

познают мир. Обучающий материал, который преподносится ребенку в игре,

усваивается быстрее, легче и дает более высокие результаты. В игровой форме

сложные и порой малоинтересные речевые упражнения становятся для ребенка

увлекательным занятием.

Новые современные возможности направляют нас педагогов на решение

образовательных задач разными путями, один из которых – применение

интерактивного оборудование и интерактивных игр.

Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме

беседы, диалога с кем - либо, или непосредственно с самим человеком, это – одна из

характеристик диалоговых форм познания. Обучение детей дошкольного возраста

никогда еще не было столь привлекательным и захватывающим.

Интерактивных и мультемедийные средства призваны вдохновить и призвать их к

стремлению овладеть новыми знаниями.

Красочное оформление программ, анимация активизирует внимание ребят, развивает

ассоциативное мышление, а умело подобранные задания, создают позитивную

психологическую атмосферу сотрудничества.

Признавая, что мультимедийные интерактивные технологии являются мощным

средством для интеллектуального развития, использование их в образовательных

целях строится с учетом правил направленных на здоровосбережение детей:

1. Мультимедиа презентации и развивающие компьютерные игры должны быть

непродолжительными по времени (5-10 минут).

2. Во время показа следует следить за осанкой ребенка.

4. После просмотра мультимедиа презентации проводить подвижные игры и физ.

Применение мультимедийных технологий позволяет моделировать различные

ситуации из окружающей социальной среды. Формы использования компьютера в

качестве обучающего средства различны. Это работа со всей группой детей,

подгруппой и индивидуально. Большую помощь педагогам в развитии речи детей

оказывают интерактивные игры.

Интерактивные игры вызывают у детей:

Познавательный интерес;

Способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления;

Могут служить средствами развития речи и двигательную активность;

Развивают мелкую моторику и координацию;

Повышает работоспособность головного мозга;

Готовят руку к письму.

Сегодня, я представлю вам те варианты мультимедийных презентаций и

интерактивных игр, которые использую в своей практике.

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

«Как помочь птичке зимой».

Проблемная

ситуация: На

сюжетных

расположены в произвольном порядке.

Дети должны сами заметить ошибку в последовательности расположения картин

и обратить на это внимание.)

Если дети сами не заметили ошибку, воспитатель говорит:

воробышек умудрился

поиграть

картинками – он перепутал их порядок, и получилась какая-то путаница.

2. Знакомство с буквами и звуками.

Подбираем слова и объясняем его значение.

Игра "Звуки [ж] - [ш]"

Незнайка с экрана предлагает - "выбрать задание и нажать на домик"

Нужно поместить животных со звуком Ж в домик.

В игре используются триггеры.

Нужно поместить животных со звуком Ш в домик.

Если нажать на правильные картинки, они перемещаются к домику, а неправильные

Чтобы вернуться в начало игры (к двум домикам) необходимо нажать кнопку "В

начало" внизу слайдов.

«Найди соседа» (привязан звук с заданием).

Упражнение"Подбери прилагательное".

Буратино принес детям картинки, к которым нужно подобрать прилагательные.

Воспитатель помогает детям подобрать прилагательные, если дети затрудняются.

Переход по слайдам осуществляется по желтой кнопке внизу.

Широки возможности мультимедиа презентаций при ознакомлении с произведениями

художественной литературы. Детям очень нравится красочное изображение сюжетов

любимых произведений, и это стимулирует их активность к слушанию. «Назови

сказки про медведя».

его издаёт. Для развития фонематического слуха выделение картинок на заданный

Попросить детей назвать, чей хвостик потерялся. Найти хозяина легко, а вот сказать

правильно, ой как сложно. Так происходит знакомство со словами, отвечающими на

вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.

Подобные упражнения «Чьи следы?»; «Чья тень?», «Кто, где живет

Таким образом, систематическое и целенаправленное внедрение в образовательный

процесс мультимедийных и интерактивных развивающих игр позволяют развивать

фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей

концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор

детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи.

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №68»

Выступление на региональном семинаре на тему « Использование игр для развития речи детей »

Составила:

Воспитатель логопедической

Группы №12 Яруллина

Гузэл Наиловна

Г.Нижнекамска 2016 год.

Использование игр для развития речи детей.

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Основная цель речевого развития формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО:

1.Овладение речью как средством общения и культуры.

2.Обогащение активного словаря.

3.Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

4.Развитие речевого творчества.

5.Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

6.Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

7. Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.

Принципы развития речи: принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи, принцип развития языкового чутья, принцип формирования элементарного осознания явлений языка, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, принцип обогащения мотивации речевой деятельности, принцип обеспечения активной языковой практики.

В логопедической группе вся работа направлена на развитие речи детей.

В своей группе мы постарались учитывать требования ФГОС и создать оптимальные условия для развития речи детей. В группе есть музыкальный уголок, где представлены различные детские музыкальные инструменты: металлофон, гусли, маракасы, бубны, пианино и т.д. В коррекционном уголке есть различные звучащие игрушки, емкости с сыпучими продуктами, представлены несколько видов застежек. Область развития слухового внимания распространяется на все виды деятельности ребенка в детском саду.

Данная работа проводится логопедом и воспитателями в тесном содружестве, мы стремимся создать единый подход в коррекционно-воспитательной работе. Этому способствует совместное изучение содержания программы обучения и воспитания, составление совместного плана работы.

Задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, тесно связаны с задачами логопеда. Это:

Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;

Закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;

Закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала;

Закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;

Закрепление навыков диалогической и монологической форм связной речи;

Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;

Закрепление навыка чтения;

Подготовка детей к письму, формирование графических навыков

Развитие памяти, внимания, мышления.

Активное участие в коррекционном процессе, способствует устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом.

Присутствуя на занятиях логопеда, делаю записи; отдельные элементы логопедического занятия включаю в свою работу с детьми. Создаю условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:

Организую и поддерживаю речевое общение детей на занятиях, вне занятий;

Побуждаю внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний;

Создаю ситуацию общения;

Формирую навыки самоконтроля и критического отношения к речи;

Организуют игры на развитие звуковой культуры речи;

Привлекаю внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове;

Провожу работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти;

Привлекаю внимание к интонационной стороне речи.

В процессе индивидуальной коррекционной работы выбираю разные по уровню сложности упражнения, в соответствии с речевым нарушением данного ребенка. В основном в вечерний отрезок времени, закрепляю умение детей с помощью следующих дидактических игр.

Игры для детей старшего возраста:

1. « Где звук?», самодельная игра.

Цель: Определить место звуков в слове.

Ход: Можно играть как с одним ребенком, так и с подгруппой детей. Раздаются карточки, ребенок, обдумав ответ, кладет квадратик на свое место. Воспитатель анализирует правильность выполнения задания.

2. «Слоги», самодельная игра.

Цель: определение количества слогов в слове.

Ход: Ребенок определяет количество слогов в слове и кладет на карточку, соответствующую цифру. Воспитатель дает оценку.

3. «Звонкий, глухой», фабричная игра.

Цель: закрепить умение детей различать звонкие и глухие звуки.

Ход: Ребенку дается большая карточка, он берет маленькую карточку, определяет, какай звук, находится в начале слова и решает, подходит она или нет. Если подходит, то кладет на большую карточку.

4. «Стану отличником», фабричная игра.

Цель: закрепить умение детей различать буквы.

Ход: Вариантов игры очень много, на данном этапе, предлагаю ребенку найти лишнею букву и продолжить ряд.

Игры для детей подготовительной группы: «Буквоежка», «Расшифруй слова».

Использование игр способствуют улучшить мотивационно-занимательную сторону обучения, применять индивидуально-дифференцированную форму работы, позволяет решить проблемы с количеством картинного и словарного материала. Практическая значимость подобных игровых упражнений по развитию фонематических процессов и навыков звукового анализа заключается в повышении эффективности коррекционного воздействия, улучшении качества результатов работы по развитию речи в целом, что имеет большое значение для социальной реализации и адаптации детей с речевыми нарушениями.