Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевых игр в жизни дошкольника. Консультация для родителей "что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольника" «Какого растения не стало?»

Консультация для родителей и воспитателей ДОО «Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника»

Дошкольный возраст – самый важный период развития ребенка. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра.

Игра - основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.

Л. И. Божович о дошкольном детстве говорит, как о большом отрезке жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Ролевая или как ее иногда называют творческая игра появляется в дошкольном возрасте. Это - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ - мамы, водителя, пирата и образцы его действий. Образный план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Но хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творчес­кие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справед­ливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский так­же отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. «Катя - мама» - говорит крошечная девочка, и, примеряя на себя но­вую роль, погружается в воображаемый мир. И, неза­висимо от того, куплена ли ее «дочка» в дорогом игру­шечном магазине или сшита заботливой бабушкой из Катиных же старых колготок, маленькая мама не просто повторяет за старшими манипуляции, которые положе­но совершать над младенцами, а испытывает настоящее чувство материнской любви к своему «ребеночку».

В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. (Небольшую картотеку по сюжетно-ролевой игре можно найти у меня на страничке в фото-альбомах) .

Также Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Таким образом, в связи со всем выше сказанным, Уважаемые родители, играйте со своими детьми в сюжетно-ролевые игры.

Белкина Виктория Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад №71
Населённый пункт: г. Одинцово, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА"
Дата публикации: 31.01.2018
Раздел: дошкольное образование

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА»

Невозможно представить себе развитие ребёнка без игры. Игра - основной вид

деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и

физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность,

ловкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту

способ усвоения жизненного опыта.

Игры,

которые

создаются

самими

детьми,

называются

творческими

сюжетно-ролевыми.

сюжетно-ролевой

является

воображаемая

ситуация,

которая заключается в том, что ребёнок берет на себя роль взрослого и выполняет её в

созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в больницу, изображает врача,

лечащего больного пациента.

Игры позволяют ребёнку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие

его ролевые действия, функции, включаться в разнообразные события. Сюжетно-ролевая

игра – это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, это

способ его самореализации и самовыражения.

В игре ребёнок таков, каким ему хочется быть, в игре ребёнок там, где ему хочется

быть, он - участник интересных и привлекательных событий. В сюжетно-ролевой игре

ребёнок имеет возможность переработать полученные из окружающего мира впечатления,

проявляются

особенности

мышления

воображения

эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Во время игр формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные

изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии

развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.

ИГРА «МЕДВЕЖАТА»

Цель . Развитие у детей способности принять на себя роль животного.

Игровой материал . Конфеты, фрукты, пироги.

Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками медведя по картинкам,

иллюстрациям. Чтение стихов и рассказов, про мишку.

Игровые роли. Медвежата.

Ход игры . Предлагая детям игрушки, конфеты, фрукты, пироги и т. п., воспитатель

говорит: «Посмотрите, ребятки, какой большой вкусный пирог испекла медведица и

прислала к нам в группу. Она подумала, что у нас в группе есть медвежата – сладкоежки,

которые обожают вкусные пироги, и решила угостить их. Кто у нас медвежонок? Кому

медведица испекла сладкий пирог? Ты медвежонок, Саша? А где твои лапки, медвежонок?

А шерстка у тебя есть, медвежонок? Как много медвежат у нас в группе. Хорошие

медвежата! Пора раздавать им пирог!».

Затем воспитатель предлагает медвежатам встать вокруг большого стола (сделанного из

сдвинутых столов) и посмотреть, как будет она торжественно разрезать пирог на равные

части, чтобы всем досталось поровну.

Таким образом, может проходить обычный полдник. Раздавая пирог, воспитатель

приговаривает: «Этому медвежонку, кусочек пирога и этому. Всем медвежатам поровну

делю пирог медведицы. Всем медвежатам хватило пирога? Ешьте на здоровье!».

ИГРА «У ВРАЧА»

Цель. Ознакомление детей с деятельностью врача, закрепление названий медицинских

инструментов. Обучение детей реализации игрового замысла.

Игровой материал. Фотографии, иллюстрации, картинки, куклы, игрушки-животные,

строительные материалы, халат и шапочка врача, медицинские инструменты (игрушечный

Подготовка к игре. Прогулки к поликлинике, к пункту скорой помощи, экскурсия в

аптеку,(с родителями) в медицинский кабинет детского сада. Игры-занятия «Кукла

заболела», «Выздоровление куклы и встреча с детьми», «Лесная больница». Рассказ

воспитателя о том, как в другом детском саду играют во «врача». Чтение отрывка из

произведений В. Маяковского «Кем быть?», К. Чуковского «Айболит», Я. Райниса «Кукла

заболела» (книга «На взморье»). Просмотр мультфильма «Айболит». Рассматривание

альбома, изготовленного детьми совместно с воспитателем на тему «Мы играем во

«врача». Лепка не тему «Угощение заболевшей кукле», конструирование кровати для

Игровые роли . Врач, медсестра, мама, папа.

Ход игры. Игру во «врача» воспитатель может начать с игры-занятия. Утром педагог

обращает внимание детей на то, что кукла долго не встает, и дети предполагают, что она,

видимо, «заболела». Вызывают врача или медсестру детского сада. Он осматривает

«больную», ставит диагноз: «Кукла простудилась, ее необходимо положить в больницу».

При осмотре врач комментирует свои действия: «Сначала измерим температуру, подайте,

пожалуйста, термометр. Температура 38 градусов. Да, Светлана больна. Надо посмотреть

горло. Горло красное. Конечно, она простудилась». Врач, написав свое заключение, просит

воспитателя отнести куклу в «больницу» (медицинский кабинет).

Через несколько дней воспитатель сообщает детям, что Светлана уже поправляется и

завтра ее выпишут. Можно предложить детям подготовить все необходимое для встречи

Светланы. Дети застилают чистую постель, приготавливают ночную сорочку, на тумбочке

возле кровати ставят чашку для воды. И вот Светлану «выписывают» из «больницы»,

медсестра еще несколько раз приходит к детям, показывает, как нужно ухаживать за

выздоравливающей: не позволять ей пить холодную воду и ходить босиком, аккуратно и

тепло одевать на прогулку.

При последующем проведении игры воспитатель спрашивает детей, кто хочет взять на

себя роль врача или медсестры. Желающему ребенку педагог одевает белый халатик,

шапочку и предлагает полечить заболевшего мишку. Воспитатель должен давать детям

проявлять инициативу и творчество в игре, поэтому педагог оказывает ребенку помощь,

только при затруднении.

Также при проведении этой игры воспитатель может пригласить в гости к малышам

старших детей. Накануне воспитатель должен объяснить старшим детям цель их прихода:

развивать сюжетно-ролевые игры, в данном случае игру во «врача». Совместные игры

младших детей со старшими бывают более непосредственными, чем игры с воспитателем.

В общении младших и старших детей" на первом месте стоит игровая задача, которая легко

и естественно воспринимается детьми четвёртого года жизни как собственная.

ИГРА «УГОЩЕНИЕ»

Цель. Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.

Игровой материал. Предметы-заместители, кукольная посуда, игрушечные собачки,

пушистый воротник.

Подготовка к игре. Чтение и обсуждение рассказа Н. Калининой «Помощники».

Игровые роли . Повар.

Ход игры.

того, на что направлены игровые действия.

Воспитатель предлагает детям: «Давайте, ребята, будем играть. Очень хочу поиграть с

Аней, с Мирославом…». Количество детей, участвующих в игре, может быть любым.

Можно играть со всеми детьми или только с теми, кто подойдет к воспитателю. «Я как

будто пришла с работы. Устала. И голова что-то болит. Не могу даже приготовить себе

ужин. А есть очень хочется. Кто мне, ребята, приготовит что-нибудь покушать?». Ребята

отзываются на просьбу воспитателя. «Посмотрите, сколько у меня продуктов, целая

корзина. Что же вы мне приготовите? Вот в корзине лежит капуста и морковка (показывает

зеленый шарик и красный конус). Можно суп вкусный сварить. Я знаю, Соня умеет суп

варить. Соня, сваришь мне суп? Вот тебе овощи: капуста и морковка. Вот плита (большой

кубик, перевернутая коробка). А кастрюльку сама найдешь, ладно? Андрей, сваришь мне

картошку? А кто еще будет варить мне картошку? А сколько здесь ягод?! Хороший компот

получится! Кто сварит мне компот?».После этого педагог помогает каждому

индивидуально приготовить «еду», показывает детям не более одного двух игровых

действий по приготовлению еды.Затем воспитатель продолжает: «У кого готова еда, может

меня покормить. Я уже руки вымыла и за стол села». «Что же ты, Соня, мне приготовила?

Суп? Наверное, очень вкусный. Можно я попробую? Налей мне, пожалуйста, тарелочку

супа. Ой, как вкусно. Суп с морковкой, с капустой. Объедение! Я еще хочу съесть одну

тарелку супа. Можно? Спасибо тебе, Соничка, большое-пребольшое. Ты сварила очень

вкусный суп». Неважно, если эта процедура затягивается и остальные дети ждут своей

очереди кормить педагога. Наблюдение за действиями воспитателя и действиями детей,

игровое общение очень интересно им. Оно, несомненно, обогатит их опыт.

После кормления воспитатель выражает благодарность всем детям: «Какие молодцы -

меня накормили. Я отдохнула, наелась. Да и голова перестала болеть. Ну, вот, а теперь

можно и повеселиться. Хотите потанцевать?» (дети вместе с воспитателем танцуют под

Воспитатель побуждает детей к самостоятельному принятию игровой цели: «Ой! Что-то я

потанцевала и опять есть захотела. Кто меня еще покормит? А чем ты меня будешь

кормить, Саша?» Вновь повторяется процедура кормления и выражения благодарности.

Затем воспитатель завершает игру: «Я уже так наелась, что не могу съесть всю кашу,

которую ты сварил, Андрей. Ещё половина кастрюли осталась. Покорми кашей зайку. Он

уже прибегал ко мне, узнавал, кто варил кашу». Педагог может предложить детям заняться

другим видом деятельности, даёт им, например, карандаши и бумагу и т.п.

ИГРА «СТРОИТЕЛИ»

Цель . Ознакомление детей с трудом строителей. Обучение детей устанавливать

взаимоотношения в игре. Игровой материал. Строительный материал, машины,

куклы, игрушки-животные.

Подготовка к игре. . Игра-занятие «У кукол новоселье» (постройка мебели).

Рассматривание картин «Строим дом», «Дети играют в кубики». Рассматривание

фотографий из серии «Маленькие строители». Конструирование гаража, домика, дорожки.

Рисование на тему «Забор», «Дом».

Игровые роли. Шофер, строитель, новосел.

Ход игры . Игру можно начать со встречи со строителями. Они расскажут о своей

работе, значении их труда для общества: строители сооружают новые дома, строят театры,

школы, магазины, детские сады, чтобы детям и взрослым было, где учиться, покупать

продукты, и т. д. После этого воспитатель может провести экскурсию на стройку,

предварительно организовав ее. На экскурсии воспитатель обращает внимание детей на то,

как строят дом: из кирпича, панелей, блоков; на то, как работает бульдозер, экскаватор,

подъемный кран; на то, как слаженно работают все рабочие. Также на стройке дети могут

наблюдать работу шоферов, каменщиков, штукатуров, сантехников и др.

В группе с целью уточнения знаний о строителях воспитатель может организовать

рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций из журналов на тему строительства.

Затем педагог может предложить детям рассмотреть картину «Дети играют в кубики».

Воспитатель предлагает вниманию детей картинку,

рассказывает, что на ней изображено. Объясняет: «Девочка сделала большие красивые

ворота». Спрашивает, нравятся ли детям эти ворота, уточняет, какие они: «Ворота желтые,

а сверху красные».

Дети рассматривают красную башню, которую построил мальчик, мальчика в полосатой

рубашке, который привез на грузовике кубики.

В заключение дети слушают следующий рассказ.

«Хорошо играть в кубики. Интересно! Мальчик в черных штанишках построил высокую

башню. Красивая получилась башня! Снизу желтая, вершина острая, красная. Девочка

помогает ему. Она ворота сделала. Мальчик в полосатой рубашке - шофер. Бип-бип! -

сигналит он детям. - Я вам еще кубиков привез».

Закончив рассказ, воспитатель приглашает детей подойти к картине. Ешё раз повторяет её

описание, приветствуя попытки детей договаривать слова.

После этого педагог предлагает детям распределить роли и поиграть в игру «Стройка».

Если дети затрудняются, то он спрашивает: «Кто хочет быть строителем и построить для

куклы Ани дом? А кто хочет быть шофером, чтобы привезти нужные материалы для

постройки дома? и т. д.». Затем воспитатель дает возможность детям играть

самостоятельно.

При последующем проведении игры воспитатель может предложить детям поиграть в игру

«У Ани новоселье», где дети сами должны придумать и избрать себе роли.

ИГРА «ЛИСА»

Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль животного.

Игровой материал. Предметы-заместители, игрушки, булочки.

Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками лисы по картинкам,

иллюстрациям, чтение стихов и рассказов, про лису.

Игровые роли. Лиса, лисята.

Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Давайте играть. Я буду Лисой.

У меня острые ушки (показывает). Видите, какие,а пушистый большой хвост видите?

(показывает движением руки воображаемый хвост). Красивый у меня хвост?». Затем Лиса

кратко рассказывает, где живет, что ест и чем любит заниматься (играть с лисятами, ловить

мышей и пр.).

Обрисовав внешний облик лисы, её привычки и нрав, воспитатель переходит к самому

главному моменту - побуждает детей к вхождению в образ лисят. Вот как это выглядит:

«Скучно мне одной. Нет у меня деток - маленьких лисят с пушистыми хвостиками.

Выросли они, стали большими и убежали в лес. Были бы у меня лисята, я бы их своим

хлебушком угостила, фантики подарила. Видите, сколько их у меня. Кто хочет быть моим

лисенком?». Кто-то захотел быть лисенком - хорошо! Ну, а тех, кто не захотел играть -

принуждать ни в коем случае не следует. Пусть эти дети занимаются тем, чем им хочется.

«Лисята, покажите ваши ушки. А хвостики у вас есть? (воображаемые)». Возможно, кто-то

из детей прицепит сзади прыгалку. Другие тоже могут захотеть сделать хвостики. Не

спешите им на помощь. Пусть они попробуют справиться с этим сами. Такая

самостоятельность будет только на пользу. Самое главное уже произошло - ребенок

вошел в образ. Он стал «другим» в своем воображении.

Затем педагог обязательно должен похвалить детей, угостить лисят Лисичкиным

хлебушком (для начала можно угостить настоящей булочкой), позже использовать

предмет-заместитель, отламывая воображаемые кусочки и приговаривая: «Этому лисёнку

дала, и этому дала, и этого лисёнка не забыла. Лисята, посмотрите на этого лисёнка.

Правда, он рыженький? Угощайся, Рыжик, хлебушком. А теперь оттопырьте, лисята,

кармашки и закройте глазки. Я вам что-то положу туда по секрету» (раскладывает по

творчества), но только при условии, что этого хотят дети, что у них сохранился интерес к

игре. Можно пойти в лес, поискать общую норку, где лисята будут прятаться от дождя,

складывать свои запасы.

На участке можно собирать веточки и листья, чтобы устроить теплую норку, грибы, ягоды

(предметы-заместители: камешки, цветки клевера и пр.).

Игру в лисят воспитатель может, например, закончить так, обращаясь к детям: «Лисята,

ваша мама - лиса с базара пришла, вам игрушки принесла (куклы, машинки, разные

мозаики и любые другие, интересные для ребенка предметы: пластмассовые бутылочки с

завинчивающимися пробками, шариковые ручки, крупные болтики для мальчиков,

коробочки от духов для девочек и т. п.). Бегите ко мне, буду подарки раздавать. Ну, вот,

всем раздала. Можно всем заняться делом. Потом пойдём гулять».

ИГРА «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Цель: Закреплять правила гостевого этикета: поведения в гостях, приёма их в своем доме,

преподнесение и принятие подарка. Воспитание чуткости и внимания.

Игровой материал:

Кукольная посуда, воображаемое угощение: муляжи фруктов, сладостей, предметы-

заместители; столы, скатерти, чайные приборы, игрушки, элементы костюмов,

магнитофон.

Подготовка к игре. Беседы на темы: «Ждем гостей», «Идем в гости», об организации дня

рождения, о выборе подарка,

Игровые роли: Именинница, мама, папа, брат, сестра, гости.

Ход игры. Воспитатель вносит красивый чайный сервиз. Дети предлагают разные

варианты игры. Выслушав предложения ребят, наводим на мысль, что все эти игры

(Семья, праздник, гости, можно объединить в одну «День рождения».

Выслушав детей напомнить правила игры, чтобы хозяева были вежливы по отношению к

гостям, предупредительны, употребляли вежливые слова: «Будьте добры», «пожалуйста»,

«спасибо», «кушайте на здоровье».

Уборка квартиры, приготовление угощений, сервировка стола, прием гостей, (встреча,

прием подарков, угощение, развлечение, забота о гостях)

Когда дома всё готово, зовут гостей. Именинницу поздравляют, дарят ей подарки, говорят

пожелания, играют «каравай», окружают вниманием, угощают гостей, читают стихи, поют

песню «С днем рождения», танцуют.

Когда день рождения заканчивается, именинница благодарит своих гостей за отличный

праздник: «Спасибо вам! Мы так весело провели время! » или «Я очень рада, что у меня

такие весёлые и замечательные гости! » А когда гости разошлись, нужно помочь «маме» и

«папе» убрать дом после праздника. Вместе убирать дом веселее и быстрее.

ИГРА «ПОЕЗДКА»

Цель . Расширить знания детей о транспорте, обучение реализации игрового замысла.

Игровой материал . Строительный материал, куклы, игрушки-животные, предметы-

заместители.

Подготовка к игре . Наблюдение на прогулке за транспортом. Чтение стихотворений и

рассказов о транспорте. Изготовление из строительного материала машины, самолета,

парохода, поезда, лодки, автобуса и др.

Игровые роли . Машинист, шофер, пассажир.

Ход игры. Воспитатель может использовать разные варианты игры в зависимости от

того, на что направлены игровые действия. Педагог включает детей в игру. «У меня есть

рули (показывает разные предметы, которые могут заменить рули). Кто хочет поехать на

машине, получите рули». «Вот тебе руль, Вадик. Куда ты поедешь? А что мне привезешь?

Катюша, а ты куда поедешь? Тоже в магазин? Хорошо. А что ты мне купишь в магазине?

Конфеты? А за конфетами уже Вадик поехал. Давай ты что-нибудь другое мне привезешь?

Хлеб? Молодец, правильно. А то у нас на обед хлеба нет». Если воспитатель видит, что

ребенок затрудняется в выборе цели, нужно предложить ему свою: «Саша, привези мне,

пожалуйста, кирпичи. Я буду своей собачке строить будку. Ей негде жить. Видишь, она вон

там, в уголке, сидит и горюет».

После этого воспитатель показывает детям, как из стульчика сделать машину.

Когда дети привезут педагогу продукты, вещи и т. д., он обязательно должен

поблагодарить детей за доставку.

«А теперь давайте все вместе поедем на машинах в цирк, посмотрим, как выступает

мишка». Воспитатель показывает детям выступление игрушечного мишки. Затем дети на

машинах «возвращаются» в группу

Игру можно также проводить на прогулке, немного

Консультация для родителей.

Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому творчеству, построенному на свободном общении равных. А сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делает игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.

Во все времена игра для детей дошкольного возраста была ведущим видом деятельности. Психологи и педагоги (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А. П. Усова, Т.Е. Конникова, Д.В. Менджерицкая, Р.М. Римбург, Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванова и другие) называли дошкольный возраст возрастом игры. Практически все, чем занимаются дети, на какое-то время предоставленные самим себе, они называют игрой. Исследователи отмечают ценность игры, указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Невозможно представить себе развитие ребенка без игры, сюжетно-ролевые же игры являются основным видом деятельности дошкольника. Они позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его ролевые действия, функции, включаться в разнообразные события. Сюжетно-ролевая игра – это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главенствующую роль субъекта творца, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребенок таков, каким ему хочется быть, в игре ребенок там, где ему хочется быть, он - участник интересных и привлекательных событий.

Через сюжетно-ролевую игру ребенок овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В ней ребенок получает навыки коллективного мышления. Сюжетно-ролевая игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, т.к. здесь ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Сюжетно-ролевые игры могут стать той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог, применяя различные методы, формирует личность ребенка, ее духовную и общественную направленность.

Особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, ее организации в семье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность претерпевает существенные изменения: занимает все меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности – просмотром ТВ, компьютерными играми, подготовкой к школе и др., что отражается на общем развитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками.

Игры, которые создаются самими детьми, называются творческими или сюжетно-ролевыми, на это указывают А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. Это - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками в классе.

В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Таким образом, в связи со всем выше сказанным, уважаемые родители, играйте со своими детьми в сюжетно-ролевые игры.

Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

Свободная сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений - всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».

Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).

Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями,

сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.

Анкета

Фамилия родителя_________________________________________________

1.Часто ли ваш ребёнок играет дома?

2.Во что, в какие игры ваш ребёнок играет?

3.Какие игрушки наиболее интересны для него?_________________

4.Какая любимая игра у вашего ребёнка.___________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Каковы источники сюжетов игры (телесериалы, мультфильмы, рассказы взрослых и другое)?_________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Играете ли вы со своим ребёнком? С кем ребёнок чаще всего играет – с мамой или с папой?_________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Предлагаете ли вы своему ребёнку игры своего детства? Какие?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Во время прогулки с кем из детей предпочитает играть ваш ребёнок (с мальчиками, с девочками) ?_________________________________________ Во что любит играть ваш ребёнок на улице?_____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Если в семье есть дети разного пола: скажите, пожалуйста, как они взаимодействуют друг с другом: любят ли играть вместе, в какие игры; часто ли у них происходят конфликты, из-за чего; есть ли у них общие интересы, игры(какие)?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

При анализе ответов родителей следует обратить внимание на то, в какие игры предпочитает играть ребёнок дома, каковы источники их происхождения. С родителями или с ребёнком, какого пола он любит играть, повторяются ли сюжеты и особенности игры ребёнка в детском саду и семье. Если в семье есть дети разного пола, то важно обратить внимание, как они взаимодействуют друг с другом в игровой деятельности

Чем можно помочь неконтактному ребёнку?

Во-первых, играть вместе с ним с самых ранних лет, учить принимать на себя определенную роль, действовать в её рамках.

Во-вторых, если дети не принимают его в свой коллектив – придумать какую-то другую игру, где он будет более успешен, и пригласить, остальных играть, вместе (чаще с этим справляются почему-то папы). При этом важно не вломиться в уже развёрнувшуюся игру, где ваш ребёнок не пришёлся ко двору, а именно организовать новую (может быть, спортивную, соревновательную, народную), главное? требующую соблюдения чётких правил, уже знакомых вашему ребёнку. Как ни странно, чёткая и конкретная организация игр с правилами помогает ребёнку, не владеющему сюжетно-ролевой игрой, но часто оказывается сложной для «игровых» детей, привыкших именно к ней.

Разный принцип: опора на фантазию, сюжет, социальные и игровые взаимоотношения или на строго утвержденный «свод законов» и правил лежит в основе притягательности и успешности у разных типов детей. А поскольку игры с правилами появляются в детском сообществе позже, и играют в них соответственно более старшие дети, то и большим уважением, авторитетом пользуются те, кто ими уже овладел.

Кроме спортивных игр, это могут быть любые другие виды детской деятельности, в которых ваш «неудачник» компетентен и успешен. Может, он прекрасно рисует? Дайте ему эту возможность: дома организуйте выставку, а на улице снабдите мелками, и вскоре вся компания будет зачарованно следить за его занятием и униженно просить разрешения «чуть-чуть покрасить» (вспомните Тома Сойера с его забором!). Не может сам рисовать – рисуйте вместе, но подчёркивайте всё время (и даже утрированно) ведущую роль ребёнка в этом процессе.

А может, вы с ним вместе склеили бумажного змея? Это сейчас мало кто умеет, и прославиться, завоевать всеобщее уважение можно легко.

А, в крайнем случае, можно просто вынести на улицу новые игрушки или конструктор, только придётся следить, чтобы вашего ребёнка «не затирали», а игрушки не отнимали.

Простор для вашей фантазии и творчества открыт.

Главное – не оставляйте ребёнка, не владеющего в достаточной степени навыками общения, одного со сверстниками, будьте рядом, помогайте, защищайте, но только ненавязчиво. При этом важно помнить, что нет необходимости сразу же «внедряться» в толпу детей со своими идеями, иногда (и часто) вполне достаточно организации контакта вашего ребёнка с одним – двумя сверстниками.

Существуют разные дети, с разной потребностью в общении. Одному достаточно единственного друга, с которым и видятся-то они раз в неделю, чтобы не чувствовать себя одиноким и гордо считать: «У меня есть друг». А другому плохо, если вокруг него не клубится целая крикливая компания, где каждый подчиняется его слову и даже жесту. Если этой «свиты» нет, то и «король» чувствует себя уже не у дел, ему скучно, а занимать сам себя он не умеет.

Как правило, страдания и переживания начинаются в том случае, если потребность в общении и игре ограничена невозможностью в этой игре участвовать, или если признанный лидер вдруг в силу непредвиденных обстоятельств теряет возможность свои «лидерские замашки» реализовать (например, попал в новый коллектив, где есть вожаки и покруче).

В принципе любого ребёнка надо учить самому себя занимать, расширять сферу индивидуальной игры и вне игровых видов деятельности, и одновременно помогать ему, овладеть теми общепринятыми среди детей способами общения и игры, которые необходимы, чтобы не быть изгоем. И если вы видите, что вашего ребёнка не принимают в игры, редко звонят ему по телефону, пренебрежительно здороваются или вовсе игнорируют его робкое «здравствуй», то пора (и давно пора) брать дело в свои руки.

Ранняя невротизация у детей с ослабленной нервной системой во многих случаях является результатом их социальной изолированности. И если сам ребёнок не в состоянии найти себе друга (или друзей), полноправно участвовать в играх и других видах детской деятельности, то без помощи родителей положение будет только ухудшаться. Поэтому необходимо обеспечить ребёнку круг общения, причём именно детский. Если в старой компании, где его все знают, добиться признания и уважение бывшему «изгою» почти невозможно – значит, нужно искать другую компанию. Запишите его в кружки (выбирая те, где ваш ребёнок будет на высоте), гуляйте в другом месте. В самом крайнем случае переведите его в другую группу в детском саду или смените школу. Но это крайняя мера, поскольку дети дошкольного и младшего школьного возраста (а иногда и старше) переносят такие перемены очень тяжело, и идти на это можно, только если физическому и психическому благополучию ребёнка что-то серьёзно угрожает, например, его не просто не принимают в игры, но постоянно бьют и унижают. Несмотря на своё незавидное положение в коллективе, эти дети всегда опасаются, что в новом месте будет ещё хуже ведь они социально некомпетентны, обычно очень тревожны и склонны к тяжёлым эмоциональным реакциям, что чревато уже настоящим неврозом.

Задача родителей – обеспечить ребёнку уверенность и эмоциональный комфорт в разных видах деятельности, с разными по возрасту детьми (очень часто таким детям гораздо легче подружиться с младшими и почувствовать в себе силу и уверенность хотя бы на их фоне). А главное помните, эта задача разрешима, и чем раньше начать её решать, тем легче она окажется.

Помощь дошкольных учреждений семье

в организации игр.

Для того чтобы наметить конкретные мероприятия по улучшению игровой деятельности, проанализировали игры детей дома, изучили усло вия для игры, использование игры членами семьи в ка честве средства воспитания. Мы провели анкетирование родителей.

В результате выяснилось, что игрушек у детей в семье достаточно, но покупаются они без учёта их возраста и интересов, в основном это дорогие мягкие игрушки, куклы, машины. Родители мало играют с детьми, большинство из них никак не руководят детскими играми.

На вопрос: «Имеется ли у ребёнка место для игры? - 63% родителей дали отрицательный ответ. А на вопрос: «Какие игры пред почитает ребёнок?» - 68% ответов родителей были пример но одного содержания: «Занят куклами, машинами, не мешает взрослым».

Проанализировав указанные недостатки, воспитатели наших дошкольных учреждений, определили основные задачи по их устранению: помочь родителям создать условия для игр детей и повысить их знания по руководству игровой деятельностью.

Мы разработали несколько вариантов игровых уголков в до машних условиях в виде макетов, чертежей, фотостендов, слайдов, предложили их для просмотра родителям. Составили примерный пере чень игр и игрушек для дома, особое внимание, уделив использованию игрушек, сделанных руками родителей. По изготовлению таких игрушек провели ряд консультаций с практическим показом, активизировали работу кружков мяг кой игрушки, объявили конкурс для родителей «Сделай своими руками».

Игрушки, сделанные руками родителей, дети приносят в детский сад, играют, ими с большим увлечёнием, часто повторяя: «Эту игрушку мы сделали вместе с папой (мамой)».

Для педагогической пропаганды мы используем беседы. Проведён цикл лекций по организации игровой дея тельности детей, в которых родителям давались конкретные рекомендации о том, какие игрушки нужны детям, какие игры можно организовать в семье.

В группе оформили для родителей стенд «Игра - дело серьёзное», в материалах которого рассказывалось об организации игр дома, о том, как направлять и развивать игровые интересы у детей, как помочь на чать игру, в какие игры лучше играть, какие атрибуты ис пользовать. Здесь же давались разнообразные советы (например, как из старой шторы сшить бальное платье для игры, как смастерить ширму и незатейливые театральные де корации в домашних условиях).

Периодически оформляем фотовыставки игрового материала. После каждой выставки выясняем, какую пользу она принесла родителям, что привлекло их внима ние, как используются полученные знания в воспитании детей, и обязательно просим высказать критические за мечания, которые помогают определить, над, чем следует ещё работать.

Большой популярностью пользуются стенды для ро дителей в детских садах. Читая их материал, родители по лучают необходимую педагогическую информацию, знако мятся с событиями в группе, с рекомендациями по обо гащению содержания сюжетно-ролевых игр, по воспи танию нравственных качеств в процессе игровой деятель ности, по подбору игрушек, соответствующих возрасту детей и их интересам.

Дошкольные работники организуют встречи детей с ро дителями в группе, где дети узнают о труде взрос лых. В доступной форме кто-либо из родителей рас сказывает детям о своей профессии, подчёркивая при этом общественную значимость своего труда. Ценность таких встреч заключается ещё и в том, что они сбли жают родителей с детским садом. А в репертуаре детских

игр появляются новые, любимые игры в сварщиков, крановщи ков, строителей и т. д.

Для пропаганды педагогических знаний мы используем групповую газету, где наряду с другими освещаем и вопросы игровой деятельности. На пример, в газете были помещены статьи: «Игра как сред ство нравственного воспитания», «Пусть сбудутся надежды!», «Уголки детства».

В настоящее время в дошкольном учрежде нии нашего налажено сотрудничество педагогов и родителей, игровая деятельность детей стала активным средством воспитания и развития не только в детском саду, но и в семье.

Сюжетно-ролевая игра

Сценарии сюжетно-ролевых игр для детей


Мама, папа, я… Социоролевые игры
Поиграем в сказку. Игры сказочные
Исторические игры
Поторгуемся? Тема торговли.
Что бы это значило?
Хорошие и плохие парни
Профессиональные игры. Часть 1
Профессиональные игры. Часть 2
Играем в школу
Телевидение
Игры в армию
Фантастические игры

В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были. И это далеко не все, что ребенок приобретает в игре. Вместе с тем игру рассматривают как деятельность однородную, имеющую в дошкольном возрасте единственную форму выражения. Действительно, если посмотреть, например, "Программу обучения и воспитания в детском саду", то там речь идет в основном о сюжетно-ролевой игре. Это наиболее доступный и понятный нам, взрослым, вид игры. Вот девочки играют в магазин. Одна - продавец, она взвешивает товар, заворачивает его в бумагу, получает деньги. Другая - покупатель, она выбирает, что и сколько купить, оплачивает покупку, кладет ее в сумку, несет домой. Другими словами, берется какой-то сюжет - тема (в данном случае - магазин) и разыгрывается, оживляется с помощью ролей (продавец и покупатель). Соединение этих двух линий (сюжета и ролей) и дает название игре - сюжетно-ролевая.

Этот вид игры стал центром многочисленных исследований взрослых, ему посвящают семинары, научные работы. Это самый понятный нам вид деятельности детей. Профессионалы часто посещают детские садики, чтобы посмотреть, как дети учатся в играх различным социальным ролям. Но зачастую дети уже не играют. Они делают то, что хотят видеть взрослые, старательно уча малышей "шаблонным играм".

В результате мы получаем уже не игру. Приведем пример из опыта Е.Е. Кравцовой, описанного ею в курсе лекций по дисциплине "Психологические основы дошкольного воспитания".

"Несколько лет назад мне с моими коллегами довелось быть в одном детском саду, где игра, по мнению специалистов, там работающих, была особенно хорошо поставлена. Очень мне захотелось посмотреть эту игру. И вот я в старшей группе. Дети играют "во врача". За столом, уставленным бутылочками от лекарств самой разной формы, сидят мальчик и девочка в белых халатах, шапочках с красным крестом. Это врач и медсестра. Перед их "кабинетом", совсем как в жизни, сидят в очереди дети с куклами и мишками на коленях - это мамы с детьми. По очереди, степенно дети входят к врачу. Он у всех подряд проверяет горло, потом меряет температуру, затем сестра выписывает "рецепт". Посмотрев на эту процедуру, начинаю сильно хромать и стонать и подхожу к очереди. "А где ваша дочка?" - спрашивают дети. "А я без дочки, у меня болит нога, я не могу терпеть, я поранила пятку. Ой, ой, ой! Как больно! Можно мне без очереди?"

Дети заинтригованы - нарушился привычный распорядок, знакомая им последовательность событий. После некоторого колебания они пропускают меня без очереди. Врач уже слышал, что к нему пришел необычный пациент - я без дочки и иду вне очереди. Тем не менее, он предлагает мне показать горло.

Откройте рот.
- Но у меня болит пятка.
- Откройте рот, надо посмотреть горло.
- Зачем? Я наступила на гвоздь, и у меня идет кровь!
- Тогда давайте измерим температуру.
- Температура здесь ни при чем.
- Сестра, выпишите рецепт (совсем растерявшись)".

Описана как раз не игра, а шаблонное действие, и, увы, видимо виной тому ошибка воспитателей. Часто взрослые хотят видеть в детях серьезность, правильность со своей точки зрения, но ведь в каждом возрасте свои задачи, и для дошкольников очень важно развить фантазию, воображение. Поэтому зачем заставлять ребенка учиться читать с трех-четырех лет? В какой-то мере это, может быть, правильно, но нельзя забывать о том, что нельзя упускать время. В школьном возрасте значение воображения и фантазии уже далеко не такое, как в дошкольном. Следовательно, раньше времени научив ребенка правильным, с нашей точки зрения, действиям, мы навсегда лишаем его возможности максимально использовать другие свои резервы.

В насыщенной, интересной игре, наполненной фантазиями и воображением, ребенок растет, развивается, а в простом повторении заученных фраз? Скорее деградирует. Здесь нет развития. Но сухость и негибкость малыша находит свою причину в том, что ребенок когда-то не научился играть в две более простые игры, которые вкупе и складываются в сюжетно-ролевую. Что же это за игры?

Сюжетно-ролевая игра имеет две линии – сюжетную и ролевую. Рассмотрим сюжетную линию.

В два-три года ребенок вдруг начинает вести себя странно. Он вдруг раскладывает разные предметы перед собой на стуле или на столе, начинает по очереди ими манипулировать, что-то бормотать себе под нос. Ребенок может играть сервизом в шкафу, мамиными и папиными вещами, может даже начать озвучивать картинки в книжке. Родители обычно не обращают внимания на такую деятельность ребенка, что в ней может быть полезного? Однако это и есть игра. Первая составляющая сюжетно-ролевой игры – режиссерская.

Действительно, действия ребенка чрезвычайно похожи на действия режиссера. Во-первых, сам ребенок уже сочиняет сюжет. Сначала это простой, примитивный сценарий, но в будущем он обрастает множеством усложняющих деталей. Родители удивляются талантам малыша – такой маленький, а сам придумывает сюжет, но это очень хороший признак, который должен быть свойственен всем детям, – развитие самостоятельности. Все, что сейчас он делает – он делает сам, без помощи. Когда-нибудь каждый человек приходит к самостоятельности, пусть так рано начнутся первые ее проявления. Второй схожей чертой игры ребенка и режиссера в данном случае является то, что ребенок сам решает, кто кем будет. Каждый предмет может стать домиком, человеком, животным и т.д. Ребенок тем самым учится переносить свойства одного предмета на другой. Третьим важным сходством является то, что малыш сам сочиняет мизансцены. Он может долгое время возиться с мелкими предметами только потому, что составляет из них фон для будущего действия. Ну и, наконец, ребенок в такой игре исполняет все роли сам или, по крайней мере, становится диктором, повествующим о том, что происходит. Значение такой игры огромно. Все эти моменты имеют огромное значение и для общего психического развития ребенка, и для развития игровой деятельности. Ребенок-режиссер приобретает необходимое качество для дальнейшего развития игры - он научается "видеть целое раньше частей". В данном случае это означает видеть игру не с какой-то одной, частной, пусть даже весьма значимой позиции, а с позиции общей, обеспечивающей ему с самого начала положение субъекта этой деятельности, которое лежит в основе взаимодействия отдельных персонажей, положение, дающее возможность не запоминать и слепо повторять сделанное другими, а придумывать ход событий самому.

Малыш, владеющий режиссерской игрой, сумеет без особых проблем подыграть реальному партнеру в сюжетно-ролевой игре. Кроме того, он может играть в одну и ту же игру по-разному, придумывая все новые события и повороты в сюжете, осмыслять и переосмыслять различные ситуации, встречающиеся в его жизни. Особую значимость режиссерская игра приобретает в связи с тем, что она в одной из своих характеристик полностью совпадает со спецификой воображения. Способность видеть целое раньше частей - вот та основа игры и воображения, без которой ребенок никогда не сможет стать "волшебником" (Кравцова Е.Е. "Разбудить в ребенке Волшебника" М.: Просвещение, 1996).А что же делает маленький режиссер на самом деле? Он соединяет различные, вроде и не связанные друг с другом предметы логическими связями, сюжетом. Каждый предмет у него получает свои отличительные свойства, все они оживают, говорят. Таким образом, все неодушевленные участники игры вдруг соединяются сюжетом ребенка, а это и есть агглютинация - вид воображения.

Следующая составляющая сюжетно-ролевой игры - образно-ролевая.

Практически каждый ребенок в определенном возрасте вдруг превращается в кого-то - в животных, во взрослых, даже в машины. Всем очень хорошо знакома такая картина: мама опаздывает на работу и должна еще успеть завести в детский сад малыша, а он, как назло, не идет быстро, а шаркает ногами. Мама торопит его, но безрезультатно. Подойдя к крыльцу детского сада, он вдруг не пошел по ступенькам, как все "нормальные" дети, а стал их "объезжать". "Что за ребенок такой!" - в сердцах говорит мама. "А я не ребенок, я - машина". Оказывается, малыш шаркал ногами не для того, чтобы мама опоздала на работу или чтобы в очередной раз "потрепать ей нервы", а лишь потому, что он - машина, а машина, как известно, не поднимает ноги-колеса, а плавно скользит по асфальту (Кравцова Е.Е. "Разбудить в ребенке волшебника" М.: просвещение, 1996).

Следует отметить, что образно-ролевая игра играет важное значение для самостоятельной психологической реабилитации. Игра позволяет ребенку отвлечься, переключиться от проблем, например, в общении со сверстниками. Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет (т.е., другими словами, овладел режиссерской игрой) и получил опыт ролевого поведения (поиграл в образно-ролевую игру, попробовал перевоплощаться), то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. Что малыш приобретает в этой игре? Прежде всего, как отмечал Д.Б. Эльконин, ребенок в этой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет. В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы - магазин, больница, школа, транспорт - и многие другие. И если раньше эти игры были очень богаты по содержанию, то теперь они больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или иных событий. Это произошло в первую очередь потому, что большинство ребят не знакомы или плохо знакомы с различными сторонами жизни. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть "как мама" или "как папа" воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к "семейному быту". И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в "дочки-матери". Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются вне поля зрения ребенка. Это, безусловно, обедняет игру и плохо сказывается на развитии воображения. Что же можно сделать в этой ситуации? Выход есть. Если раньше дети не нуждались в специальной работе по ознакомлению их с окружающим, то теперь обстоятельства изменились и от взрослых требуются дополнительные усилия.

Сюжетно-ролевая игра - это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Нередко можно наблюдать конфликтные ситуации на почве нежелания того или иного ребенка играть свою роль. Роль у младших дошкольников зачастую получает тот, у кого в данный момент находится необходимый с точки зрения детей для нее атрибут. И тогда получаются ситуации, когда на машине едут два шофера или на кухне готовят сразу две мамы. У детей среднего дошкольного возраста роли формируются уже до начала игры. Все ссоры из-за ролей. У старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, кто кем будет играть, а основные вопросы теперь уже "Бывает так или нет?". Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив. В сущности, тенденция к тому, что в наше время далеко не все родители отдают детей в садик, потому и пугающая, что молодое поколение испытывает значительные сложности с общением, находясь как бы в изоляции до самой школы.

Д.Б. Эльконин в своем труде "Психология игры" решал вопрос о возникновении сюжетно-ролевой игры и об особенностях ее в разные периоды дошкольного детства. Детям разных возрастов предлагалось играть в "самих себя", в "мам и пап", в "своих товарищей". Дети всех возрастов отказались играть самих себя. Младшие дошкольники не могли мотивировать своего отказа, старшие же прямо заявили, что так играть нельзя. Дети показывали, что без роли, без перевоплощения, не может быть игры. Младшие дошкольники отказывались также играть друг друга, так как не способны еще были выделить специфических черт друг у друга. Старшие дошкольники брали на себя эту сложную задачу.

Выполнение роли воспитателя младшими дошкольникам подразумевало кормить малышей, укладывать их спать, гулять с ними. У средних и старших дошкольников роли воспитательницы все более и более концентрируются вокруг взаимоотношений "дети-воспитательница". Появляются указания на характер этих отношений, на норму и способы поведения. Таким образом, каждая сюжетно-ролевая игра претерпевает изменения в зависимости от возраста детей: сначала это предметная деятельность, затем отношения между людьми и, в конце концов, это выполнение правил, регулирующих отношения людей.

Здесь же отметим еще один вид игр, который довольно близок к сюжетно-ролевым. Это игра-драматизация. Отличие ее состоит в том, что дети должны разыграть сценку по какому-нибудь произведению, например, по сказке. Каждому ребенку подбирается занятие – кто-то играет, кто-то готовит костюмы. Обычно сами дети выбирают себе подходящую роль. Игра-драматизация предполагает, что ребенок должен как можно точнее и правильнее сыграть своего персонажа. На практике получается, что неконтролируемая игра-драматизация постепенно превращается в сюжетно-ролевую игру. И, наконец, отметим важную роль взрослого в сюжетно-ролевых играх. Мы должны мягко управлять детьми в игре, не нарушая самого действия. Копируя взрослого, ребенок зачастую примеряет на себя асоциальные роли. Например, мы видим детей, изображающих пьяных или злодеев, причем часто реакция детей не та, которую мы бы хотели видеть – дети смеются, геройствуют. Задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку выработать негативное отношение к данному образу.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Играем вместе с детьми"

Одним из положений теории психического развития ребёнка в отечественной детской психологии является признание игры, как ведущей роли деятельности в этом развитии. Деятельность эта обеспечивает связь ребёнка с окружающим предметным и социальным миром. Значения деятельности для психического развития состоит в том, что в ней и через неё ребёнок усваивает общественный опыт, фиксированный в достижениях человеческой культуры, причём такое усвоение включает в себя как приобретение знаний, умений и навыков, так и формирование психических свойств и способностей.

Попытаемся подойти с этой точки зрения к игре, имея в виду её развёрнутую форму – совместную сюжетно-ролевую игру дошкольников. Каковы основные требования к игре:

1. Первым требованием к сюжетно-ролевой игре является действие во внутреннем воображаемом плане (использование игровых предметов-заменителей, взятие на себя роли, замещение игровыми действиями действий изображаемых персонажей), выступающих в качестве исходной материальной формы при образовании действий внутреннего плана.

2.Сюжетно-ролевая игра требует от ребёнка определённой ориентировки в системе человеческих взаимоотношений, так как направлена на их воспроизведение (соподчинение социальных ролей).

3. Реальные взаимоотношения между играющими детьми требуют согласования действий. На первых порах такое согласование устанавливается в самом процессе игры и носит характер внешнего взаимодействия, которое становится исходной формой в развитии у детей «качеств общественности», то есть качеств, обеспечивающих определённый уровень общения.

Дошкольный возраст – благодатный период в развитии человека, когда формируются нравственные чувства, первые представления о нравственности, хороших и плохих поступках.

Нравственное воспитание по своей сути активный процесс в котором задействован и взрослый и ребёнок. Формирование нравственной активности у детей дошкольного возраста возможно посредством использования педагогических ситуаций, образца поведения,педагогической оценки, художественной литературы, игры. Наиболее эффективным средством является сюжетно-ролевая игра.

Опираясь на современные психолого-педагогические данные о структуре нравственной активности определено содержание нравственной активности детей пяти лет в сюжетно-ролевой игре: стремление подражать морально-ценным образцам поведения, способность эмоционально воспринимать и понимать несложную этическую ситуацию, оценивать моральный поступок сверстника и свой собственный,осознавать свои возможности в разрешении несложной этической ситуации в рамках правил игры, инициативность и готовность к её разрешению в интересах достижения личного и коллективного успеха в игре с соблюдением норм справедливости и взаимопомощи.

Известно, что некоторые дети, играя, часто делают нарушения, другие же перенимают такой опыт общения, считая его единственно возможным в достижении своих целей – получить роль, игрушку.

Необходимо научить детей видеть, анализировать соблюдение и нарушение норм в игре, то есть научить давать адекватную оценку поступкам окружающих. Необходимо научить детей использовать правила как ориентиры для формирования мнения детей о поведении каждого сверстника, чтобы они сами могли оценить отрицательные поступки товарищей, их последствия для себя.

Правила:

1. При выборе темы всем вместе договариваться о будущей игре. Пусть каждый предложит тему игры или поддержит товарища. Из всех предложений выбрать одно, наиболее интересное. Если кто-то из детей не соглашается с остальными ребятами, надо объяснять ему, что нужно согласиться, иначе игра не получится. В следующий раз, возможно, будет принято именно его предложение как наиболее интересное.

2. При распределении ролей следует помнить, что главные роли выполняются по очереди. Пользоваться считалкой при распределении ролей, но не прибегать к ней, если выбор на главную роль повторяется. Следить,чтобы очерёдность не нарушалась. Быть доброжелательным при выборе товарища на роль, которая нравится тебе. Предлагать другим детям привлекательные роли. Если кто-то из ребят нарушает правило, поступает нечестно, объяснять ему, что нужно играть по очереди.

3. При обсуждении хода игры (сюжета) следует внимательно выслушивать всех участников. Принимать наиболее интересное предложение. Если кто-либо из детей не соглашается с остальными и настаивает на своём предложении, объяснить ему правило выбора сюжета.

4. При распределении игрушек игрушки брать такие, которые нужны для исполнения роли. Можно разделить их поровну. Если игрушка одна, а играть ею хотят многие, то устанавливается очерёдность между желающими.

5. Воспитывать умение самостоятельно решать конфликты. Дети должны быть справедливыми в игре,соблюдать её правила. Если произошла ссора, нужно выяснить, кто нарушил правило, и предложить ему уступить в споре, потому что он не прав.

6. В ситуации нарушения обще социальных норм поведения, надо обратить внимание на необходимость соблюдения всех правил. Быть вежливым, доброжелательным к участникам игры. Нарушителям правил поведения спокойно сделать замечание и сказать, какие нарушения допущены. Всегда относиться к окружающим так, как хочется, чтобы они относились к тебе.

7. Всегда надо обращать внимание на «одиноких детей». Если рядом кому-то из ребят грустно,скучно, то поговори с ним, поиграй. В следующий раз, может быть, и тебе кто-то поможет.

Сюжетно-ролевая игра полезна как детям, так и взрослым.

Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Игра учит нас:

- говорить с ребёнком на его языке;

- преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и свой эгоцентризм);

- оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;

- открывать для себя давно забытый способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;

- любить детей такими, какие они есть.

Играя, мы можем научить детей:

- смотреть на себя со стороны глазами других людей;

- предвидеть стратегию ролевого поведения;

- делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих:

- стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;

- доверять друг другу.


false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения,складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми: — это творческие или сюжетно – ролевые игры. В них дети производят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей свои собственные.

Основными особенностями сюжетно – ролевой игры являются:

1. Соблюдение правил.

Правила регламентируют действия ребёнка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно – ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает и моральные нормы, заключённые в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям общественной жизни, к людям, к вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

2. Социальный мотив игр.

Социальный мотив закладывается в сюжетно – ролевой игре. Игра – это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребёнку становится недостаточно заменять отношение игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, — это пойти в школу.

3. В сюжетно – ролевой игре идёт эмоциональное развитие.

Игра ребёнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему ещё недоступны. А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, самих её истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребёнок отличает игру от действительности, в речи дошкольника часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по – правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребёнок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьёзно озабочен тем, удаётся ли спасти попавшего в аварию товарища.

С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребёнка, и формирует его чувства. Когда ребёнок подражает космонавтам, он передаёт своё восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.

Сюжетно – ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.

4. В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

Развитие замысла сюжетно – ролевой игры связано с общим умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры («в моряков», «лётчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. При это наблюдается не повторение одной и той же темы, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Так, во время «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили в зоопарк, в Антарктиде кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на четвёртом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвёртом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры.

Для осуществления замысла сюжетно – ролевой игры ребёнку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.

5. Развитие речи.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связаны с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием развития речи. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова.

Таким образом, следует помнить, что сюжетно – ролевая игра способствует всестороннему развитию ребёнка дошкольного возраста.

Алина Владимировна Арсенидзе
Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра в жизни каждого ребёнка»

По мнению родителей и педагогов , новое время с его ускоренным темпом жизни , не позволяет терять драгоценные годы, дни, часы, минуты на «пустые игры» в дочки- матери или казаки разбойники. И если уж играть , то пусть это будут спортивные игры или «умные» компьютерные. Желая видеть в своих детях умных и воспитанных людей, многие родители детство воспринимают как маленькую ступень в их социальной жизни в которой он должен занять достойное место. При этом игре достаются лишь функции развлечения и отдыха между «полезными» делами. В данном этапе жизнимногих детей воспитывают няни, а общаться со сверстниками ходят в разные кружки. Но на этих мероприятиях дети чаще всего сидят просто рядом. Там нет свободной игры : придумывания сюжетов , принятия и исполнения ролей. А ведь для ребенка играть – значит жить . Ведь именно в игре ребенок развивается и учиться общаться. Игры для ребенка важны любые, но и то, с кем он будет играть .

Ролевая игра – путь освоения смыслов и обогащения чувств ребенка.

Что происходит с ребенком, когда он играет в маму или папу ! Становясь в игре мамой, ребенок применяет на себя роль не только мамы (например, укачивания куклы, но и ее чувства и ее эмоциональное состояние : заботу, нежность, ласку, строгость. Малыш всегда сопереживает тому, кем играет , в игре он учиться быть мамой. Прожитые в игре чувства обогащают малыша – испытав эти чувства в детстве они помогают ему в реальной жизни .

Таким образом игра – является неотъемлемой частью человеческих чувств.

Игра как способ переживания эмоционально – напряженных ситуаций.

Любые сильные впечатления, как радостные, так и грустные. И для того что бы это возбуждение ушло, и малыш смог успокоиться, часто бывает так что ребенку нужно еще раз, но уже в игре – пережить те самые эмоции. Например, если ребенок посетил врача он может несколько следующих дней играть в «врача» - делать уколы куклам и т. д.

Особую роль выполняет игра в переработке каких-либо эмоциональных напряжений. Игра в маленького серого зайчонка, который боится лисы, но очень умело от нее убегает. Ребенок, может бояться темноты, и он сможет перебороть этот страх с помощью игры, научиться отличать реальность от воображения. Игра помогает получить эмоциональный опыт.

Ролевые игры – школа общения.

Ролевые игры учат ребенка основам человеческого общения, которые делятся на три очень важных вида в жизни у ребенка :

1. Ролевого;

2. Делового;

3. Дружеского.

Ролевое общение – это общение людей как носителей определенных социальных ролей (Н-р.: продавца – покупателя, врача – пациента и т. д.) . Это общение строиться по четко определенным правилам и нормам, которые определяют, как вступить в контакт, что уместно сказать в той или иной ситуации, как закончить общение.

Играя в магазин , дочки матери, врача или принимая гостей, ребенок знакомиться со многими повседневными ролями. И благодаря этому ребенок чувствует себя на много увереннее посещая врача или находясь в гостях.

Задавая нормы общения в разных ситуациях, ролевое общение является в определенном смысле фундаментом, на котором строятся другие виды общения.

Деловое общение – это умение договариваться с другими людьми, убеждать их и находить решения в любой ситуации. Играя в ролевые игры с другими детьми, ребенок должен договориться с ними – о том во что играть , и кто кем будет во время игры. Чем сложнее игра , тем больше в ней сложных моментов, по которым необходимо договориться и разрешить если возник спор. Бывают и другие исключения – прежде всего в тех случаях, когда ребенок, играя с другими детьми , привыкает подчиняться более напористым партнерам. Именно поэтому очень важно чтоб совместную игру с детьми организовал именно взрослый человек, который учил бы детей договариваться, помогал робким детям высказывать свое мнение.

Дружеское общение - это общение в котором люди вступают не ради достижения каких-либо деловых целей, а ради него самого, ради удовольствия от эмоциональной близости. Конечно, играя в ролевые игры с другими детьми, ребенок начинает учиться дружескому общению, но это общение очень важно. Так как именно он закладывает азы потребности в дружеском общении и побуждает к нему стремиться в отношениях с другими людьми.

Если не играть с ребенком…

Как правило, ребенок играет , во-первых, в то что он видит, во- вторых, в то что ему читают или рассказывают; в-третьих, в то, что с ним играет взрослый или другой ребенок. Еще лет 20 назад, если с ребенком не играли дома , он учился играть в детских садах или во дворе. Сейчас в детских садах больше внимание уделяется образованию (в свободное время дети предоставлены свободному общению между собой, играм ).

Поэтому особенность сегодняшней ситуации заключается в том, что если взрослые не организуют игру ребенка, то ее будет «организовывать» то, что они видят, т. е. телевидение, компьютерные игры, видеопродукция. В результате этого дети начинают играть в «зомби» , «вампиры» , «людей-пауков» , «роботов убийц» и т. д.

Другой самый важный аспект, на который стоит обратить внимание – это развитие структуры игры. Если с ребенком не играть , он будет играть примитивно . Именно это происходит во многих семьях. В результате, все чаще даже у старших дошкольников в место сюжетно – ролевых игр , начинает занимать игры манипуляции с игрушками : пострелять из пистолета, поиграть в машинки . Причем чем эффективнее и дороже игрушка, тем меньше воображения требуется для игры с ней. Следствие этого является увеличение количества детей с неразвитым воображением, не умеющих ничего делать самостоятельно, занимать собственную позицию в отношениях с другими людьми.

В игре ребенок свободен и сам определяет свои действия, учится взаимодействовать с другими людьми – как сверстниками, так и со взрослыми.