Кубики никитина сложи узор что они развивают. Игры Никитиных "Сложи узор (СУ)". Система Никитиных для дошкольников

Но что такое методика Никитиных – только лишь свод правил и набор развивающих занятий? Их дети действительно поражали своим развитием, быстротой и гибкостью ума.

Фамилия Никитиных известна многим, даже тем, кто далек от педагогики. Обычная семья учителей сломала устоявшиеся в области воспитания детей стереотипы и доказала всему миру, что их приемы раннего развития действительно помогают вырасти ребенку состоявшейся, физически и интеллектуально здоровой личностью. Методика Никитиных – это не только свод правил, принципов и набор развивающих средств. Чтобы стать последователем выдающихся педагогов, родителю важно научиться думать по-другому, взглянуть по-новому на своего ребенка, предоставить ему свободу.

Воспитание «по-никитински»

Главная задача отцов и матерей – не тормозить развитие детей своими убеждениями, а создать такую среду, которая бы помогала взрослеть, проявлять самостоятельность, совершенствовать способности ребенка.

Педагоги-новаторы были сторонниками здорового образа жизни и закаливания. Отпрыски Никитиных с ранних лет бегали босиком по снегу, умывались ледяной водой, носили легкую не по погоде одежду.

Чтобы у ребенка появилось желание к умственной работе, он должен быть холодным и голодным – так учили счастливые родители семерых «никитинцев». И их дети действительно поражали физическим и умственным развитием, быстротой и гибкостью мышления, на лету усваивали школьную программу и перескакивали классы.

Тематический материал:

Никитины выступали против строгого режима дня, когда у ребенка совсем не остается свободного времени побыть наедине с собой и своими мыслями. Они осуждали навязывание родительской воли и чрезмерную опеку, считая, что такое воспитание тормозит развитие.

Ошибкой педагоги называли и другую крайность – эмоциональную заброшенность. Большинство пап и мам полагают, что главная обязанность родителей сводится лишь к тому, чтобы накормить, одеть и обогреть детей. При этом духовное участие в жизни отпрысков отходит на второй план.

Интеллектуальные игры Никитиных

Главным средством раннего обучения детей супруги считали развивающие игры. Это набор увлекательных упражнений, которые не навязываются ребенку, а заинтересовывают сложностью и возможностью самостоятельно решать поставленные задачи.

Игры Никитиных – это по большей части многофункциональные головоломки, их можно расширять, додумывать, подстраивать под ребенка. Соблюдая важнейший педагогический принцип «от простого к сложному», они создают такие условия, при которых происходит опережение развития способностей.

Такие игры, как правило, построены на совмещении форм, цветов и объемов.

«Сложи узор»

В основе игры – 16 кубиков. Их грани окрашены необычным образом: красная, синяя, белая и желтая, а оставшиеся разделены диагональю на два треугольника, которые также имеют свой цвет. Благодаря этому из кубиков можно создавать множество разных узоров.

Автор рекомендует это пособие детям от 1,5 лет. Начиная с простейших заданий, малютки с раннего возраста учатся конструировать, совершенствуют мыслительные операции (синтез, анализ), развивают творческие способности. На занятиях дети выполняют несколько типов заданий:

  • складывают кубики по схеме;
  • глядя на готовый узор, переносят схему в тетрадь;
  • создают собственный рисунок.

Как изготовить пособие

Чтобы сделать игру «Сложи узор» своими руками, возьмите 16 деревянных кубиков, предварительно очищенных от бумаги и отшлифованных шкуркой. Оптимальный размер ребра – 3-4 см.

Окрашивать их придется по схеме, поэтому вначале сделайте разметку карандашами, чтобы не запутаться. Передняя сторона (на рисунке изображена прозрачной) имеет белый цвет. Лучше использовать нитрокраски, которые быстро высохнут и прослужат дольше. Как вариант, кубики обклеивают цветной бумагой.

Как играть

К пособию «Сложи узор» прилагается два альбома с образцами. Первый предназначен для развития детей 2-4 лет, второй – 4-8.

Если не удалось приобрести готовые схемы, задания распечатывают на цветном принтере или рисуют самостоятельно. Учтите, для маленьких деток (до 2 лет) лучше, чтобы узоры в образце были тех же размеров, что и кубики.

«Сложи квадрат»

В основе этого развивающего задания лежит головоломка, в которой необходимо из кусочков разной формы и размера сложить квадрат. В комплект игры входит 24 квадрата, каждый разрезан на части и окрашен в различные цвета. Задание имеет несколько уровней сложности, поэтому подходит для детей разного возраста. Первые упражнения под силу решить даже 1,5-летним малюткам, более сложные вызовут интерес у старших ребят.

Тематический материал:

Как изготовить пособие

Из плотного картона вырежьте квадраты со сторонами 8 х 8 см. Обклеивая их цветной бумагой, постарайтесь подобрать оттенки так, чтобы было четко ясно, к какому образцу подходят части. По той же причине напишите с обратной стороны каждой порядковый номер квадрата. Чтобы ничего не напутать, сделайте это раньше, чем начнете разрезать фигуры.

Игру «Сложи квадрат» можно также выполнить из разноцветного пластика. Но будьте готовы к тому, что обрабатывать этот материал гораздо сложнее, да и найти 23 оттенка непросто.

Элемент под №1 оставьте целым для образца.

Хранить детали каждого квадрата нужно в «своем» пакетике или конверте.

Как играть

Кроме того, что можно просто высыпать все детали в кучу и предложить малышу распределить их по цветам, игра «Собери квадрат» предполагает 23 разноуровневых задачки. Возможно, на их решение у ребенка уйдет не один год, но сколько радости появляется в детских глазах, когда квадрат все-таки собирается в одно целое!

«Уникуб»

Игра состоит из 27 кубиков, стороны которых окрашены в три цвета. Это идеальное пособие для постижения законов трехмерного пространства. Дети с удовольствием занимаются с ним уже с 1,5 лет, но даже для старших школьников игра представляет собой сложнейший и полезнейший тренажер.

Как изготовить пособие

Сделать игру можно самостоятельно. Возьмите 27 кубиков, удалите картинки и наклейки, отшлифуйте поверхность. Затем приступайте к разметке цветов:

  • сложите образцы в большой куб и все внешние стороны, включая нижние, обозначьте красным карандашом;
  • снимите верхние 9 кубиков и пометьте образовавшиеся 18 граней синим цветом, всего таких плоскостей будет 3, их можно «подсмотреть» на нашем рисунке;
  • оставшиеся грани – желтые.

Снова сложите кубики и проверьте правильность маркировки.

Для нанесения колера воспользуйтесь нитрокраской или обклейте грани цветной бумагой.

Для хранения пособия подберите коробочку квадратной формы, она также пригодится на первых занятиях.

Как играть

Прежде чем давать «Уникуб» детям, тщательно изучите информацию и иллюстрации к упражнениям, чтобы выбрать посильные для малыша задания. Складывать фигуры нужно на время, это стимулирует ребенка к достижению высоких результатов. Отличным вариантом будет игра-соревнование, в которой участвуют родители и дети.

Однако помните, что решение задачек «Уникуба» – довольно серьезная нагрузка на малыша, поэтому старайтесь контролировать степень утомления и дозируйте время работы.

Конечно, методика Никитиных имеет плюсы и минусы. Не каждая мама позволит своему малышу мерзнуть при 18 градусах и будет обливать холодной водой грудничка в первые месяцы жизни. Да и с отсутствием режима и полной свободой ребенка свыкнуться трудно. Принимать методику раннего развития Никитиных или нет – личное дело родителей. Но удивительные подходы к воспитанию, построенные на любви и доверии, развивающие игры и пособия, безусловно, заслуживают внимания.

Шахтерское дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа № 10 «Сокол» управления образования администрации города Шахтерска

Художественно – дидактические игры и упражнения

на занятиях по изобразительной деятельности.

Воспитатель-методист:

Супрунова С. В.

Упражнение «Украсим елочку»

Цель : развивать наблюдательность, совершенствовать, навыки рисования с натуры.

Материал: три больших листа бумаги с изображением неукрашенных елочек, набор елочных украшений несложных форм (шар, фонарик, сосулька)

Ход игры

Группа распределяется на три команды. Каждая команда получает одинаковый набор игрушек. Перед каждой командой на доске висит изображение елочки. По команде воспитателя «украшаем елочку», дети по очереди подходят к полотну и вешают свою игрушку. Каждый участник должен «повесить» (нарисовать) игрушку на елочке своей команды. Рисунок выполняется красками. Побеждает та команда, которая быстрее и красивее украсит елочку.

Упражнение «Волшебные краски»

Цель: закрепить знания детей о трех основных цветах (красный, желтый, синий) и получения от них других (зеленый, оранжевый, фиолетовый). Научить получать цвета, смешивая основные цвета на палитре, заполнять поверхность ровным прозрачным ярким слоем в пределах изображенного контура.

Материал: набор из карточек на каждого ребенка с изображением трех шариков, две из которых (крайние) окрашены в основные цвета, а третья – не закрашена.

Вариант 2

Беседа о волшебном мире красок. Дети раскрашивают свои шарики. При этом проводят эксперименты: накладывают один на один два цвета, например, желтый и синий, и видят. Что образовался зеленый. Пробуют на палитре, а потом раскрашивают шарик на карте задания.

Упражнение «Составь натюрморт»

Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету.

Дети получают наборы шаблонов – предметов для своего натюрморта. Внимательно рассматривают их, анализируют. Выкладывают натюрморт. Выделяют в натюрморте главное – композиционный центр – и группируют возле него остальные предметы. В конце упражнения делают вывод.

Дидактическая игра «Какого цвета»

Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку по дорожке по направления стрелки на столько клеточек, сколько точек выпало на кубике. Остановившись, игрок открывает один из квадратиков и смотрит, может ли он раскрасить растение таким цветом. Если может. Раскрашивает и оставляет квадратик у себя. Каждый ребенок делает ход по очереди. Игра заканчивается, когда участники дойдут до конца дорожки. Выигрывает тот, у кого до конца игры будет больше квадратиков.

Дидактическая игра « Дорисуй предмет»

Цель: развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе. Учить дорисовывать часть предмета по представлению, создавая образ.

Материал: карточки с недорисованными предметами.

Ход игры

Детям раздаются карточки с недорисованными предметами. Ребенок должен представить предмет и передать его изображение на карточке.

Дидактическая игра «Сложи узор»

Цель: развивать фантазию, эстетический вкус. Воспитывать аккуратность, интерес к народному творчеству. Упражнять детей в составлении узора из отдельных элементов, закрепить знания детей о декоративной росписи.

Оборудование: картинки с изображением посуды. Конверт с элементами разных росписей.

Ход игры

Ребенку дается карточка с изображением посуды или игрушки и конверт с элементами разных росписей (хохлома, дымка, гжель, жестово). Воспитатель предлагает ребенку украсить какой-то росписью предмет. Ребенок ищет элементы данной росписи и размещает их на предмете.

Дидактическая игра «Волшебный сундучок»

Цель: развивать творческие способности у детей, композиционные способности составлять рисунок. Воспитывать старательность, аккуратность в работе. Закрепить умение создавать рисунок при помощи новых приемов рисования, правильно размещая их на листе бумаги.

Материал: волшебный сундучок с разными предметами: зубная щетка, зеркало, штампы, свечка, нитки, карандаш, кисточка, краски, смятая бумага.

Ход игры

Фея приносит волшебный сундучок с разными предметами (зубная щетка. Кисточка, карандаш, штампы, свечка и т.д.) Детям предлагается выбрать один из предметов и составить рисунок.

Дидактическая игра «Представь и нарисуй»

Цель: развивать творческие способности, фантазию у детей. Воспитывать самостоятельность, настойчивость в работе. Упражнять детей в умении изображать предмет в соответствии и с формой и темой.

Материал: карточки с изображением разных геометрических фигур на соответствующем фоне.

Ход игры

Детям предлагаются карточки с изображением разных геометрических фигур на соответствующем фоне.

Голубой – город.

Фиолетовый – космос.

Синий фон – подводный мир.

Зеленый фон – лес.

Дети должны представить объекты, которые относятся к данной теме, сопоставить с геометрической формой и нарисовать его.

Елена Долгова
Конспект НОД по коррекционному занятию для детей 3–7 лет «Сложи узор»

Коррекционное занятие для детей 3-7 лет «Сложи узор»

Цель : развитие зрительно-моторной координации и умения решать нестандартные задачи

Зад ачи :

Научить складывать простейшие узоры по предложенному образцу из 3-4 кубиков Никитина;

Научить выполнять упражнение пальчикой гимнастики «Добрый друг»;

Учить правильно держать карандаш и работать с трафаретом.

Методическое оснащен ие: кубики Никитина, схемы узоров (для 3-4 кубиков, цветные карандаши, 2 облачка для оценки занятия с «веселым» и «грустным» личиком.

Ход занятия

Вводная час ть.

1. Приветствие.

2. Игра «Добрый друг»

Основная час ть.

1. Упражнение «Сложи узор»

Заключительная час ть.

1. Обобщение полученных знаний (рефлексия).

2. Этюды на тренировку отдельных групп мышц:

Этюд «Холодно – жарко»;

Этюд «Солдат и кукла».

3. Ритуал прощания

Материалы к занятию

Вводная час ть.

1. Приветствие

Дети вместе с психологом стоят в кругу. Всем предлагается разучить приветствие, которое нужно проговорить:

Доброе утро, Саша… (улыбнуться и кивнуть головой, называются имена детей по кругу,

доброе утро, Елена Викторовна,

доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опускают,

доброе утро, небо (аналогичные движения руками,

доброе утро, всем нам (все разводят руки в стороны, затем опускают!

2. Игра «Добрый друг»

Цель: привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию.

Ход игры: ребенок повторяет за психологом слова и движения

Очищаем апельсин,

(изобразить)

На тарелке он один,

(тарелка)

Апельсин я разломлю,

(изобразить)

Всех знакомых наделю:

(движения кистями от груди вперёд)

Эту дольку Ване, эту дольку Тане,

(движения кистями, как при раздаче долек)

Эту дольку Толе, эту дольку Коле,

Ну а что останется, только мне достанется!

(движения кистями вперед, к груди)

Основная ча сть .

1. Упражнение «Сложи узор»

Цель: развитие умения складывать простейшие узоры по предложенному образцу из 3-4 кубиков Никитина;

Материалы: кубики Никитина, схемы узоров (для 3-4 кубиков)

Психолог предлагает ребенку составить из кубиков точно такой же узор как на схеме. Педагог оказывает ребенку наглядную помощь, собирая узор из своего комплекта кубиков.

2. Упражнение «Обведи и раскрась»

Цель: развитие мелкой моторики, графического навыка и умения работать с трафаретом.

Материалы: трафарет из геометрических фигур, цветные карандаши.

Психолог предлагает ребенку из геометрических фигур на трафарете составить какой-то рисунок (например, домик, солнышко и т. д.) и раскрасить его.

Заключительная час ть.

1. Обобщение полученных знаний (рефлексия)

Психолог задает ребенку вопросы: «Чему ты научился на нашем занятии? Что тебе больше всего понравилось, запомнилось?». И предлагает оценить занятие с помощью 2 облачков с веселым и грустным личиком («веселое» - занятие понравилось, «грустное» - занятие не понравилось).

2. Этюды на тренировку отдельных групп мышц.

Цель: обучение приемам саморасслабления.

Этюд «Холодно-жарко»

Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки - греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер.

Повторить игру 2-3 раза.

Этюд «Сосулька»

У нас под крышей

Белый гвоздь висит.

Солнце взойдет –

Гвоздь упадет.

Во время произнесения 1-ой и 2-ой строчек ребенок держит руки над головой, во время 3-ей и 4-ей – роняет расслабленные руки и приседает.

3. Ритуал прощания.

Ребенок вместе с психологом стоит в кругу и произносит

Спасибо, Саша, за занятие,

Спасибо, Елена Викторовна, за занятие,

Спасибо нам за занятие,

До свидания, до новых встреч.

Публикации по теме:

Федулова Елена Валерьевна Индивидуальное наглядно - дидактическое пособие "Подбери узор игрушке" по мотивам дымковской росписи. Цель игры:.

Цель: Расширить знания детей о народном декоративно - прикладном искусстве. Задачи: Коррекционно – образовательные: 1. Учить отвечать на.

МДОУ – детский сад комбинированного вида №23 «Алёнушка»

Дидактическая игра

СОБЕРИ УЗОР

учитель –дефектолог Е.Н. Домашенко

2010 г.

1 –

Данная игра направлена на развитие у детей внимания, наглядно-действенного мышления, игровой деятельности. К важным способам усвоения общественного опыта относят действия по образцу, но они принципиально отличаются от действий по подражанию, так как производить действия по образцу ребёнку гораздо труднее. Образец создаётся взрослым, при этом ребёнок не видит самого процесса выполнения узора, а воспринимает уже готовый результат. Ребёнок должен сначала произвести анализ представленного образца; отметить изменения; определить, какие фигуры ему взять; догадаться, как включить их в узор.

Цели игры :

1. Учить детей выполнять действия по показу и образцу.

2. Учить анализировать узор, состоящий из геометрических фигур разной формы и цвета, действовать по образцу.

3. Развивать внимание, мышление, аналитико-синтезную деятельность ребёнка на основе предметно-практической деятельности.

Оборудование:

1. Набор деревянных плоских геометрических фигур разной формы и цвета.

2. Экран.

Ход игры.

I. Организационный момент.

Педагог раздаёт детям наборы геометрических фигур. Даёт время ознакомиться с ними, потрогать. Вместе с педагогом дети повторяют названия фигур, основные цвета.

II. Основная часть.

Педагог за экраном (так, чтобы не видели дети) соединяет 2

фигуры разного цвета или формы. Например: . Не называя

цвета и не показывая способа действия, педагог предлагает детям сделать так же. Тем, кто затрудняется, педагог показывает, побуждая подражать.

Затем за экраном педагог добавляет ещё две фигуры.

Предлагает сделать так же.

Дети выполняют действия по образцу. При необходимости применяется показ.

Добавляя постепенно по 1-2 фигуры, дети выстраивают бабочку.

Игра повторяется несколько раз в разных цветовых вариантах с постепенным увеличением количества фигур.

Варианты узоров:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра " Эти удивительные узоры"

Закрепить представления детей о народных промыслах, предметах посуды. Развивать логическое мышление, умение составлять предмет из отдельных частей....

Дидактическая игра по закреплению знаний о татарском национальном костюме «Сложи узор»

Познакомить детей с татарскими национальными узорами на костюмах, фартуках, платках, сапогах, тюбетейках. Освоить приемы сложения предметов (узоров) из частей по образцу. Развивать художественный вкус...

Давно собиралась сделать для дочери эту игрушку – «Сложи узор» Никитина. Это пособие представляет собой 16 кубиков с гранями, окрашенными определенным образом: четыре однотонные — желтого, красного, белого и синего цвета, две – разделены пополам.

Сочетаний, узоров, фигурок при помощи таких кубиков можно составить очень много. Составлять однотонные «дорожки», крестики и квадраты, последовательности, выполнять задания по специальной методичке, придумывать собственные…

Если у вас дома найдется 16 одинаковых кубиков, желательно небольшого размера, игру сделать очень просто и дешево. Понадобится только 4 отреза самоклеящейся пленки длиной 15-20 см (это зависит от размера кубиков) и немного терпения.

У меня такие кубики нашлись (еще бы, собственное производство!), самое сложное было – выбраться в магазин строительных материалов, а уж необходимые цвета пленки есть практически всегда. Был соблазн накупить пленки и других оттенков – для того, чтобы украсить наш деревянный конструктор.

Далее оставалось отмерить ровные квадратики с точностью до миллиметра и вырезать. Лучше на пару миллиметров меньше размера грани кубика, чтобы на стыках пленка не отходила, с «фабричными» кубиками также поступают.

Клеятся они очень просто. Я собирала игрушку вместе с дочерью, попутно читая ей книжку (благо «Федорино горе» уже почти заучено), а она переворачивала страницы и следила за процессом.

Можно было остановиться уже на этой стадии, оставив «белые» грани просто неоклеенными. Однако дочь вынесла вердикт — «не готово!»

Получились очень нарядные кубики, как из магазина!

Если у вас подходящих кубиков нет, но хочется заиметь дома такую игрушку, можно сделать кубики из картона. Макеты для печати вы можете получить бесплатно прямо сейчас, вместе с еще одной интересной игрой – «Розовой башней» Монтессори. Укажите свой E-mail, и получите материалы для печати на свою почту.