Познавательное развитие 2 младшая группа картотека. Игры на познавательное развитие дошкольников. Игра «Как зовут членов семьи»

Дидактические игры - это непременный атрибут каждого занятия в детском саду. А во второй младшей группе такой форме реализации образовательных целей и задач отводится совершенно особое место, ведь дети 3–4 лет ещё не могут воспринимать информацию в виде набора фактов, малышам нужен сюжет, действия, в которые вплетаются новые знания. Поэтому педагогу следует уделять пристальное внимание организации и проведения такого рода игр, а для этого без теоретической базы и осмысления практического опыта не обойтись.

Суть понятия

Дидактические игры - это обучающие забавы, предполагающие организацию деятельности детей в условных ситуациях, где игровая задача имеет образовательно-воспитательное значение, то есть несёт в себе познавательную ценность. Эта цель реализуется не открыто, а опосредованно: через игровую задачу (например, помочь зайчику сосчитать морковку), правила («заяц» может брать только по одной морковки и класть её в корзину), игровые действия (в «хранилище» овощей участники «идут» по очереди).

Это интересно. Выдающийся советский психолог, педагог и философ Алексей Николаевич Леонтьев назвал дидактические игры «рубежными», то есть обозначающими переход от исключительно игровой деятельности к учебной.

Дидактические игры - это переход от игровой деятельности к учебной

Цели и задачи

Миссия обучающих игр заключается в:

  • развитии познавательной активности (воображения, памяти, наблюдательности, скорости мышления);
  • формировании понятия последовательности выполнения интеллектуальных операций (например, освоение счёта до 10);
  • тренировке устойчивого и произвольного внимания;
  • развитии речи;
  • активизации желания взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
  • стимулировании потребности ощущать себя частью коллектива;
  • поощрении желания вступать во взаимодействие со взрослыми и детьми;
  • воспитании необходимости чувствовать себя частью коллектива.

Игровая деятельность учит детей сотрудничеству

Задачи, которые решаются с помощью дидактических игр во второй младшей группе, можно выделить такие:

  • обучение сравнению и выбору предметов по одинаковым, похожим или полностью отличным признакам (например, разные овощи по сезону созревания, по внешнему виду, по расположению съедобной части растения по отношению к земле);
  • отработка умения классифицировать предметы по виду или материалу изготовления (посуда по форме или по сырью, используемому в производстве - металл, глина, фарфор);
  • развитие навыка определять предмет по одному основополагающему признаку или по нескольким (малыши описывают животное, а один ребёнок угадывает, о ком речь);
  • тренировка внимания и памяти (например, малыши запоминают последовательность предметов или картинок, отворачиваются, а педагог меняет расположение или убирает один объект, дети должны описать изменения).

Дидактические игры приобщают малышей к проявлению самостоятельной познавательной активности

Классификация дидактических игр

Существует несколько видовых групп обучающих забав, в основу которых положен тот или иной определяющий фактор.

По принципу обучающего содержания


По принципу выбора игрового материала


По типу игровых действий и правил


По способу организации детей


Это интересно. Ещё одним основополагающим принципом классификации подвижных игр называют роль воспитателя. В соответствии с этой группировкой игры могут быть с непосредственным участием взрослого, например, в роли водящего, или же с опосредованным участием, когда напрямую педагог не играет, а остаётся в роли наблюдателя. Во второй младшей группе воспитатель в забавах участвует всегда.

Учитывая то, что в цели любого занятия входит обучающий компонент, а также многообразие видов игр, приходим к выводу: они применяются на всех занятиях с учётом конкретных требований к организации дидактических забав.

Психолого-педагогические требования к выбору дидактических игр


Это интересно. В дидактической игре обязательно должны быть игровые правила и игровые действия. В противном случае она станет обучающим упражнением.

Приёмы

Для проведения дидактических игр, как и в любой другой образовательной деятельности, педагог пользуется тремя группами приёмов.

Словесные

Слово взрослого для детей 3–4 лет, активно осваивающих речь, играет ведущую роль. При этом малыши не только воспринимают смысловую составляющую речи педагога, но и формируют свой собственный коммуникативный образ, то есть пополняют словарный запас, формируют набор невербальных компонентов (мимики, жестов, манеры разговаривать). В дидактических играх применяется три вида словесных приёмов.

Речь педагога - модель для подражания для детей

Объяснение

Безусловно, самый важный приём в работе над обучающими забавами: педагог не только детально описывает все этапы игры, но и даёт рекомендации, указания по ходу.

Перед началом игры воспитатель описывает все игровые материалы

Загадки

Это мотивационный приём, использующийся перед началом игры. Часто загадками педагог делает переход от непосредственной учебной деятельности к игровой. Так, при изучении темы «Птицы» перед тем, как давать задание на поиск сходств и отличий между отдельными пернатыми, но после того, как воспитатель описал животных и дал прослушать издаваемые ими звуки, малышам предлагаются загадки о птицах. К примеру:

  • Кто так заливисто поёт О том, что солнышко встаёт? (Петушок);
  • Красные лапки, Щиплет за пятки, Беги без оглядки. (Гусь);
  • Чёрный, темноты темней, Нету птиц, его умней. На высокой ели - вон он. Это - старый, мудрый… (Ворон).

Во второй младшей группе, в отличие от первой, где все загадки были с договорками, вводятся классические образцы, то есть когда ответы на загадки не рифмуются с четверостишиями.

Угадывать содержимое волшебного мешочка куда интереснее с помощью загадок

Короткие рассказы

Небольшие сюжеты, предваряющие игру - это самый удачный мотивационный приём. Причём история может не только напрямую касаться хода игры, но и опосредовано, когда сказочный герой (игрушка или изображение на картинке) в качестве благодарности за помощь в решении учебных задач предлагает поиграть в игру.

На своей практике я использую этот приём так: после того как дети помогли Незнайке назвать изображённых на картинках насекомых (птиц, зверей, растений), он приглашает сыграть в игру, в которой нужно соединить разных по форме жучков с подходящей тенью. Если говорить о сказках, в которые игры вплетены, то это может быть история о том, как Лунтик собирается выйти погулять зимой, но совершенно не понимает, какую одежду надеть. Задача детей - помочь сказочному другу.

Наглядные

Образно-зрительное восприятие у детей является ведущим, поэтому для полного понимания условий игры малышам нужно видеть:


Практические

После того как воспитатель продемонстрировал все игровые действия, дети переходят к самой игре, что само по себе является практическим осмыслением деятельности. Кроме того, после игры малыши могут выполнять рисунки, аппликации по мотивам забавы.

Например, распределяя корм между лесными животными, я даю детям задание или нарисовать орешки для белочки, или приклеить их в виде аппликации.

Создание рисунков, аппликаций по мотивам игр - это практический способ закрепить материал

Картотека дидактических игр

Обучающие забавы могут группироваться по:

  • изучаемым лексическим темам (самыми популярными в этой группе являются пазлы, тематика которых позволяет их использовать на любом занятии);
  • областям познания (например, для социализации используются домино, лото, то есть те игры, в которых из-за соревновательного компонента важно наличие партнёра);
  • целям конкретного занятия (например, для развития речевого слуха и знакомства со звуками окружающего мира можно использовать игры «Догадайся, что звучит» - дети угадывают звуки природы и «Часы» - малыши имитируют тиканье часов).

Для выбора игр на занятия применяются все три принципа классификации. При этом с опытом у педагога нарабатывается собственная картотека, периодически пополняющаяся новыми забавами.

Игра с основой в виде варежки позволяет усвоить целый комплекс знаний о форме, цвете, а также простые геометрические фигуры

Таблица: пример картотеки игр для второй младшей группы

Название Вид игры Область применения Цель Материалы Ход игры
«Найди пару варежке» Настольно-печатная Математика, развитие речи
  • закреплять умение различать и называть цвета;
  • повторить названия геометрических фигур;
  • закрепить понятия один-много;
  • развивать внимание, мышление и усидчивость.
  • вырезанные из бумаги варежки с геометрическими орнаментами разных цветов;
  • прищепки или канцелярские скрепки.
Педагог на столе раскладывает варежки, обращает внимание ребят на рисунок на рукавицах. Показывает, как составлять пары. Готовую пару нужно скрепить прищепкой или скрепкой. Для усложнения задание можно давать на скорость кто быстрее.
«Домашние питомцы» Развивать память, логику, внимание, мышление и воображение. Картинки с разной группировкой домашних животных. Педагог предлагает детям сгруппировать изображения по разным принципам:
  • по частям тела (собака, кошка, корова);
  • по соответствию силуэта тени;
  • по сюжету рассказанной истории и т.д.
«Времена года» Игры с предметами Ознакомление с окружающим миром, развитие речи.
  • познакомить детей с основными характерными признаками каждого времени года;
  • учить детей одевать куклу по сезону;
  • формировать умение устанавливать взаимосвязь времени года и одеждой людей;
  • воспитывать бережное отношение к природе.
Куклы, сезонная одежда Воспитатель подбирает стихотоврения-иллюстрации под каждое время года, дети одевают куклу, комментируя свой выбор.
«Матрёшки» Математика
Математика, ознакомление с окружающим миром, физкультура - всё зависит от темы, которая сейчас изучается.
  • учить находить по просьбе взрослого идентичные, но различные по величине предметы;
  • совершенствовать моторику пальцев, координировать движение рук;
  • научить совмещать детали игрушек по рисунку.
Трёхместная матрёшка Воспитатель предлагает малышам собрать игрушку по: размеру, рисунку и т.д.
«Теремок» Игра с предметами и картинками Развитие речи, ознакомление с окружающей средой
  • развивать связную речь;
  • упражнять в употреблении количественных и порядковых числительных; закрепить пространственное размещение «справа», «слева», «вверх» и пр.
Вырезанный из фанеры или плотного картона домик с отверстиями под картинки. Дети распределяют животных по окошкам:
  • имитируя звуки, которые они произносят;
  • отгадывая загадки, которые даёт педагог;
  • закрепляя пространственное расположение объектов;
  • рассказывая сказку.
«Собери бусы» Мозаика (настольно-печатная) Развитие речи, математика, художественно-изобразительное творчество
  • формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами;
  • закрепить знания о цвете, форме, количестве;
  • развивать внимание и сенсорное восприятие;
  • обеспечить ребёнку возможность в игре развивать мелкую моторику рук, проявлять активность, добиваться результата.
Бусы разной формы, цвета, размера, шнурок. Педагог предлагает малышам собрать бусы:
  • правой и левой рукой;
  • по цвету;
  • по форме;
  • по образцу;
  • по собственному замыслу, например, на 8 Марта для мамы.
«Назови ласково» Словесная Развитие речи, ознакомление с окружающей средой.
  • познакомить с уменьшительно-ласкательной словообразовательной формой;
  • расширять словарный запас малышей;
  • прививать любовь к языку.
Картинки с некоторыми из названных объектов. В зависимости от темы, педагог называет слова, а дети отвечают уменьшительно-ласкательной формой (волк - волчок, собака - собачка; белка - белочка и т.д.).
«Играем в слова»
  • развивать речи;
  • обогащать словарный запас;
  • воспитывать чувство языка.
Картинки (опционно) Педагог предлагает тему, дети называют слова, с ней связанные. Учитывая возраст, часть речи не важна. Зима: шапка, шуба, валенки, лыжи и т.д.
«Эхо» (по такому же принципу проводится игра «Слух») Отрабатывать навыки звукопроизнесения. Воспитатель громко произносит гласный звук (а-а-а), дети тио повторяют.
«Волшебный мешочек» Учить определять предметы по комплексу запоминающихся признаков. Картинки, игрушки, мешок. Воспитатель расставляет все объекты на столе, дети запоминают, что там. Затем отворачиваются, воспитатель прячет в мешок один предмет. Дети угадывают, чего не хватает.

Временной план

Длительность игры во второй младшей группе - 10 минут. За это время педагог с детьми прорабатывает четыре этапа.

  1. Вводная часть - до 2 минут. Воспитатель мотивирует ребят на игровую активность.
  2. Ознакомление с игровыми условиями - до минуты. Педагог объясняет задание и демонстрирует порядок выполнения.
  3. Игровая деятельность малышей - до 5 минут. Этот этап включает также усложнение задания, как вариант индивидуализации игры.
  4. Завершающий этап - до 2 минут. Воспитатель оценивает результаты, хвалит малышей за работу, внимательность и аккуратность.

Это интересно. Хронометраж дидактической игры очень приблизителен, так как время на выполнение игрового задания зависит от содержания забавы, а также от количества игровых действий, которые детям необходимо выполнить.

Если до проведения игры была физкультура, хореография, то время забавы стоит сократить минуты на две-три

Как оценить результат игры

Под результатом игры подразумевается оценка решения задачи и выполнения правил. Проводится этот анализ с двух сторон: воспитанников и воспитателя. С точки зрения первых, учитывается:

  • степень моральной удовлетворённости процессом игры и своим участием;
  • уровень проявленной сообразительности, внимания, памяти;
  • эмоциональный настрой.

Воспитатель же оценивает обучающую игровую деятельность с позиции:

  • точности выполнения поставленных проведением дидактической забавы задач;
  • осуществления предписанных игровых действий;
  • организации игровой ситуации.

Таблица: пример конспекта дидактической игры «Почини машину» для второй младшей группы

Игра Почини машину, кроме всего прочего, ещё и формирует представление о гармоничном сочетании цветов

Видео: дидактическая игра с игрушками во второй младшей группе «Кто живёт в лесу»

Видео: настольно-печатная дидактическая игра во второй младшей группе «Собери цветок»

Успешная реализация программных целей и задач в детском саду заключается в нахождении продуктивной формы для усвоения малышами содержания учебных дисциплин. И таким обрамлением в обучении является дидактическая игра, с помощью которой дети получают знания, опыт социализации и коммуникации. Вот почему очень важно, чтобы педагог тщательно продумал и спланировал все этапы организации обучающей забавы, а также методически грамотно выстроил её проведение.

Этап Содержание
Вводный Воспитатель подзывает детей и показывает игрушку Светофорчика:
-Ребята, к нам в гости пришёл Светофорчик. Он говорит, что у машин отвалились колёса и раскатились в разные стороны. Светофорчик их собрал и принёс в детский сад. Он просит починить машины, чтобы на дороге не случилась авария.
Ознакомление с условиями - Давайте поможем Светофорчику и подберём колёса к машинам. Колёса должны подходить по цвету и размеру к машине.
Игровая деятельность Дети выбирают себе наборы машин и кругов. Воспитатель просит назвать цвет и размер выбранных машин. Предлагает подумать, какие по размеру и по цвету нужны колёса для большой (маленькой) машины. Уточняет быстро или медленно поедет машина на выбранных колёсах.
Завершающий этап Когда все колёса подобраны, воспитатель от имени Светофорчика благодарит детей и предлагает поменяться машинами, чтобы продолжить игру.

Образовательная область « Познавательное развитие

Дидактические игры и упражнения для детей 2-3 лет

Зеркало

Цель. Продолжать учить детей подражать действиям взрослого с предметами, обращая внимание на их свойства.

Ход игры. Педагог показывает перед зеркалом несложные движения, обращая внимание детей, как зеркало точно воспроизводит эти движения. Затем ставит детей в круг и говорит: «Делайте, как я». Показывает медленно простые движения (хлопает руками перед собой, над головой, ставит руки на пояс и приседает и т. п.). Дети повторяют. Тех, кто затрудняется выполнить движения, педагог приглашает в круг и помогает им. Когда движения повторяются удачно, воспитатель хвалит детей: «Молодцы, вы мое зеркало».

ПОЛОЖИ НА МЕСТО

Ход: Воспитатель предлагает ребенку убрать на место игрушки. Он говорит: «Что это? (машина). Где должна стоять машина? (на полке). Поставь машину на полку». Или: «Что это? (кукла). Где должна сидеть кукла? (на кровати). Посади куклу на кровать» и т.п. После этого воспитатель подчеркивает, что в группе порядок, все игрушки находятся на своих местах.

УЛОЖИМ КУКЛУ СПАТЬ

Цель: Познакомить детей с предметами одежды и ее деталями.

Оборудование: Кукла с комплектом одежды, кукольная кроватка.

Ход: Воспитатель предлагает ребенку уложить куклу спать. Ребенок раздевает куклу, воспитатель комментирует его действия: «Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула. Чтобы снять платье, надо расстегнуть пуговицы» и т.д. По ходу игры воспитатель должен активизировать речь ребенка, задавая наводящие вопросы: «Что надо расстегнуть на платье?». Если малыш затрудняется ответить, воспитатель отвечает сам.

НАРЯДИМ КУКЛУ

Цель: Активизировать словарь по теме.

Оборудование: Картонная кукла, набор бумажной одежды.

Ход: Воспитатель предлагает ребенку одеть куклу для разных ситуаций (на прогулку, на праздник, в детский сад и т.д.). Ребенок одевает куклу, например, на прогулку. Воспитатель описывает одежду куклы: «Наденем кукле синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивается оно на пуговицы». Активизируя речь малыша, воспитатель спрашивает: «Где у пальто рукава? Покажи. Что ты показал?» и т.п.

Помоем посуду

Цель: Расширять словарь по теме, активизировать словарь.

Оборудование: Таз с водой или игрушечная мойка, кукольная посуда.

Ход: Воспитатель объясняет ребенку, что после завтрака нужно помыть посуду. Он начинает мыть посуду, рассказывая, что посуда была грязная, а теперь она чистая. Затем предлагает ребенку подключиться к игре. Важно побуждать малыша называть предметы посуды, действия (мыть, сушить).

Во саду ли, в огороде?

Цель:

Оборудование: Фланелеграф или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.

Ход: Воспитатель объясняет, что яблоки, груши и апельсины – вкусные, сладкие. Это – фрукты. Фрукты растут на дереве. Картофель, капуста, лук не сладкие, но очень полезные. Это – овощи. Овощи растут на грядке. Затем предлагает ребенку фрукты поместить на дереве, а овощи на грядке. Малыш выполняет задание, а воспитатель активизирует его речь с помощью вопросов: «Что это? (яблоко). Яблоко – это фрукт. Повтори. Где растут фрукты? (на дереве)» и т.п.

Поварята

Цель: Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.

Оборудование: Тоже, что и в предыдущей игре, только на фланелеграфе – изображение банки из-под компота и кастрюля.

Ход: Воспитатель показывает детям овощи и фрукты. Они вместе рассматривают их, вспоминают качества овощей и фруктов. Затем воспитатель рассказывает детям, что из фруктов можно приготовить вкусные варенье или компот, а из овощей варят вкусный суп и предлагает приготовить эти блюда. Для этого нужно фрукты поместить в банку, а овощи – в кастрюлю. Малыш выполняет задание, а воспитатель активизирует его речь с помощью вопросов: «Что это? (яблоко). Яблоко – это фрукт. Повтори. Из фруктов готовят компот и варенье. Куда ты положишь фрукт? (в банку)» и т.п

Найди такой же листочек


Познакомьте ребенка с понятием «листопад».


Соберите опавшие листья. Вместе с малышом вдохните этот неповторимый запах осенней листвы, рассмотрите листья на свет, полюбуйтесь их цветом и узором прожилок.
Положите перед малышом березовые и кленовые листья и обратите его внимание на их различия по цвету, размеру и форме. Затем, показывайте ребенку, например, кленовый лист и просите найти такой же. Затем попробуйте найти дерево, с которого упал этот листик.

Что в коробочке лежит?


В коробке лежат различные предметы (пуговица, расческа, фломастер, книжка и т.д.). Ребенок по очереди достает их, называет и говорит, зачем они нужны.

Транспорт


Доставайте из коробки по одной машине: легковая, грузовик, автобус. Рассматривайте и отметьте материал, из которого сделана каждая машина, ее цвет, назначение и т.д. Выделите их общие черты (у всех машин есть колеса, руль, кабина) и их различия.

Посуда

Нарисуйте на листе бумаги карандашом шкаф с полками. Скажите, что сейчас надо заполнить шкаф посудой. Пусть ребенок вам говорит, что рисовать, а вы будете «расставлять»: чашку, кастрюлю, чайник и т.д.

Выбери предметы


На столе разложены различные предметы. Предложите малышу выбрать только те предметы, которые ему помогут утром умыться (мыло, полотенце, зубная щетка, паста) или предметы, которые необходимы для еды (тарелка, ложка, вилка).


Одежда и обувь


Подберите предметные картинки с изображениями одежды или можно использовать иллюстрации из книг. С опорой на картинки обсудите с крохой, какую одежду и обувь надо одевать, когда на улице холодно или, наоборот, жарко.


Одеваем куклу


Возьмите куклу. Предложите ребенку пойти с ней на прогулку, но только сначала он должен будет подобрать для нее одежду по погоде (если сейчас у вас зима – то и одеть её надо в теплую шубку, шапку, сапоги).

Приобщение к трудовой деятельности

Стирка

Налейте ребенку в тазик воды, наведите в него пены и предложите постирать носовые платки или кукольную одежку. А потом прополоскать бельё в тазу с чистой водой. Ну и конечно отдельное удовольствие для ребенка - развесить всё это сушиться на веревке, закрепляя прищепками.

Мытьё посуды

Иногда кукольную посуду тоже надо мыть. Приготовьте два тазика: один с мыльной водой, второй - с чистой. Покажите ребенку, как сначала в первом тазике мыть посуду с помощью губки, а затем ополаскивать во втором и вытирать полотенцем.

Беседы по картинкам

Рассматривайте с ребенком сюжетные картинки, где

изображён труд людей: «Водитель автобуса везёт детей», «Доктор лечит мальчика», «Садовник сажает деревья» и т.д. Обсуждайте нарисованное: кто изображен на картинке, что каждый из них делает, что было бы, если бы не было докторов, учителей, воспитателей и т.д.

Вера Кизенок

Игра на магнитах

«Веселый фермерский паровозик»


Образовательная область:познавательное развитие.

Игра предназначена для детей 3-4 и 4-5 лет (2 младшая и средняя группы)

Цель игры:

Развить в игре - память, мышление, внимание, сенсорные способности и речь ребенка.

Задачи, поогающие реализовать эту Цель в соответсвии с ФГОС ДО согласно ОО "Познавательное развитие" :

Разделы ФЭМП: количество

Научить детей видеть общий признак предметов группы (эти овощи – красные, а эти – зеленые;эти- круглые, эти – все маленькие)

Понимать вопрос: Чего больше или меньше?

пример: «Капусты больше, чем лука».

Отвечать на вопрос по форме: "Я в этот вагончик положил тыкву", "Я в этот вагончик положил лук" и т. д.

Сравниваем овощи по величине: (одинаковые, большие или маленькие)

Ориентировка в пространстве:

Учить различать пространственные направления от себя:

Вверху (вверху вагончика кладем овощи)

внизу (есть еще вагончики с овощами)

слева (есть паровоз)

справа (вагоны)

Количество и счет (4-5 лет) :

Сравнивать две группы предметов:

1-1, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4 и т. д.

Отвечать на вопрос: Сколько?

Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета:

пример: Одна тыква, Два лука, Три капусты; Капусты больше, чем лука (т. к. 3 больше, чем 2) и т. д.

Ознакомление с миром природы:

Учить детей различать по внешнему виду и называть овощи: капуста, лук, помидор, тыква, перец.

Развитие познавательно – исследовательской деятельности:

Сенсорное развитие и дидактические игры должны решать следующие задачи:

Обогащать чувственный опыт детей

Закреплять умение выделять Цвет,Форму, Величину как особые свойства предметов

Группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: Величине, Форме, Цвету

Развивать мелкую моторику рук

Развивать память, мышление и речь

Игра на липучках

«Дерево: 4 сезона



Образовательная область: познавательное развитие

Игра предназначена для детей 3-4 и 4-5 лет (2 мл и ср. группы)

Цель игры:

Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и сезонными изменениями

Развивать осязание, познакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения и поглаживания.

Задачи , поогающие реализовать эту Цель в соответсвии с ФГОС ДО согласно ОО "Познавательное развитие" :

Ознакомление с миром природы

Расширять представления детей о растениях и животных

Знакомить с дикими животными, птицами,

насекомыми

Расширять представления о сезонных изменениях в природе

Научить детей находить и называть по каждому времени года свои характерные особенности:

цветочки на веточках, солнышко,травка, бабочки.

тучка,яблочки,еж, белка,грибы,осенние листики.

снежинки,сугробы,снеговик, снегири. животные:медведь,лиса,заяц,сова.

первые цветочки,птички,и т. д.

Лексическая тема "Овощи"

Образовательна область: Познавательное развитие



Ознакомление с миром природы

Цель игры:

Научить детей различать и называть по внешнему виду овощи: помидор, огурец, капуста, морковь, баклажан, лук, свекла, помидор, перец, картофель.

Виды игр:

1. Рассмотрите с ребенком натуральные овощи, или картинки: картофель, огурец, морковь, капусту, свеклу, помидор, лук, перец, баклажан.

2. Объясните, что все это можно назвать одним словом «Овощи».

3. Выясните, понимает ли он, что овощами мы называем плоды, растущие в земле и на земле в огороде, парнике, теплице.

4. Пусть ребенок перечислит известные ему овощи. Можно усложнить задание, предложив вспомнить все овощи желтого цвета (репчатый лук, перец, тыква, красного цвета (помидор, свекла, зеленого цвета (капуста, огурец).

Сможет ли ребенок вспомнить название оранжевого овоща (морковь) и фиолетового овоща (баклажан?

5. Поиграйте с ребенком в игру с мячом

«Один - много» (вы называете овощ в единственном числе и бросаете ребенку мяч, ребенок ловит мяч и называет этот же овощ во множественном числе) :

пример: Огурец - Огурцы,Кабачок - Кабачки, Баклажан - Баклажаны, Помидор - Помидоры

6. Можно поиграть с мячом в игру «Назови ласково»: Помидор - Помидорчик, Морковь - Морковочка, Лук - Лучок,Огурец – Огурчик.

7. Расскажите ребенку, из каких овощей готовят салаты, борщ, щи, а потом задайте вопрос: Какие овощи ты положишь в Борщ?

Игра с пособием «Варим Борщ»

8. Попросите ребенка подобрать как можно больше определений к существительным.

Огурец какой? (Зеленый, овальный, твердый, крупный, мелкий, вкусный)

Помидор какой? (расный, круглый, кислый, кисло-сладкий, мягкий, сочный, гладкий, спелый, зрелый, неспелый, красивый и т. д.

9. Предложите ребенку рассказать об одном из овощей по плану:

Как называется овощ?

Где он растет?

Какой он по цвету, форме, на ощупь, на вкус?

Что можно приготовить из него?

Например: Это помидор. Он растет в теплице или парнике. Он красный, круглый, гладкий, мягкий, кисло-сладкий на вкус. Из него можно приготовить сок, томатную пасту, салат.

Образец: один помидор, два помидора, три помидора (огурец, капуста, лук, морковь, свекла)

Следите чтобы, ребенок правильно проговаривал окончания существительных во мн. числе.

11. Отгадайте загадки:

Её тянут бабка с внучкой, Кошка, дед и мышка с Жучкой.

Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице.

Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи - Меня в них ищи.

Прежде чем его мы съели, Все наплакаться успели

Я длинный и зеленый,вкусен я соленый, Вкусен и сырой. Кто же я такой?

12. Поучите с ребенком упражнения для развития общей и мелкой моторики.

Развитие общей моторики «Урожай»

В огород пойдем, урожай соберем «Шаги на месте».

Мы моркови натаскаем «Таскают».

И картошки накопаем. «Копают»

Срежем мы кочан капусты «Срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный «Показывают круг руками (3 раза) "

Публикации по теме:

Построение развивающей предметно-пространственной среды для детей второй группы раннего возраста в соответствии с ФГОС «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь».

Дидактические игры для детей второй младшей группы «Мои друзья» Цель. Закрепить знания детей о домашних животных (как выглядят, что едят).

Дидактические игры по экологии для детей второй младшей группы Дидактическая игра "Собери цветок" (для детей второй младшей группы) Цель: развивать у детей внимательность, настойчивость, усидчивость,.

Дидактические игры, упражнения и загадки для детей младшей группы Дидактические игры, упражнения и загадки для детей младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию игры.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей второй младшей группы «Сравнение предметов по ширине» Тема: Сравнение предметов по ширине. Задачи: Образовательная: способствовать обучению сравнения предметов контрастных по ширине (пользуясь.

Конспект НОД по познавательному развитию «Насекомые» для детей второй младшей группы «Пчёлка заблудилась» Нарина О. А. воспитатель 2 мл. гр. «Б» г. Георгиевск 2017г Образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция.

Конспект НОД во второй младшей группе в соответствии с ФГОС с детьми второй младшей группы «Чудесные листья» Программное содержание: побуждать детей замечать красоту природных явлений, способствовать развитию способности различать, узнавать,.

Конспект ОД по познавательному развитию «В гости к солнышку» для детей второй младшей группы Конспект ОД воспитателя МБДОУ № 36 Т. В. Семеновой по познавательному развитию с использованием здоровье сберегающих и игровых технологий.

Конспект по познавательному развитию (ФЭМП) для детей второй младшей группы «Волшебный сундучок» Программное содержание: o Продолжать учить различать понятия «один», «много»; при ответе пользоваться словами «один», «много». o Развивать.

Подвижные игры для детей 3-7 лет с подробным описанием правил игры. Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно.

Библиотека изображений:

Задачи:
Образовательная. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
Развивающая . Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение.
Воспитательная . формированию умения трудиться в коллективе.

Оборудование.
Мишка,коробки трёх цветов,(красный,синий,жёлтый); шарики одинаковые по размеру, трёх цветов по 7 штук, кубики — большие и маленькие по 7 штук, круг 1 шт., коробка-сюрприз, киндеры с кубиками и шариками -по количеству детей, спортивно-математическая дорожка, аудиозапись-плач малыша и смех.

Ход.
Дети играют. Раздаётся плачь ребёнка.
Воспитатель .-Что это? Кто плачет? Кому-то нужна наша помощь? Где этот плачущий малыш?
(дети идут по группе разыскивая плачущего и видят, сидит медведь, а рядом разбросаны игрушки).

Воспитатель.
-Миша, что случилось? Он так плачет, что даже не может нам объяснить почему он плачет.
-Дети, а вы догадались, почему Миша плачет?
-Сколько игрушек он раскидал?
Какие игрушки? (шарики, кубики)
Какого цвета? (красные, синие, жёлтые )
Как ему помочь, я не знаю? (убрать игрушки )

Правильно! Нужно их убрать. Разложить на места. Вы знаете, где живут шарики? (в коробках )

Также интересное занятие по математике во второй младшей группе:

Кубики все одинаковые? (большие и маленькие )
Где они у нас лежат? (большие –на нижней полочке, а маленькие- на верхней полочке )
— Вы сможете найти всем фигуркам свой домик?

Чтобы вы быстро помогли Мишутке, я вам включу музыку. Ведь под музыку любая работа ладиться. (уборка шаров и кубиков )

Вы убрали все игрушки? Сколько игрушек осталось?-Какая игрушка осталась? Почему это круг?
Где у нас лежат круги? (на верхней полочке)
Вот какие вы молодцы! Всё убрали.

Послушайте, мишутка плачет ещё?!(слышится смех )
-Вы работящие, добрые, умелые и мишутка приготовил вам сюрприз. Он его спрятал под столом. Нужно найти дорожку, она приведёт нас к сюрпризу.
-Где дорожка спрятана? (за стульчиками )
-Где коробка с сюрпризом?(под столом )
-Куда мы её поставим?(на стол)
Сколько коробок? (одна )
Открываем.., что это?(киндеры)
-Сколько киндеров?(много )
-Разделим всем поровну. -Сколько у Оли?

Сколько в коробке осталось?(ни одного)
—Что спрятано в киндере? (кубики и шарики)
Вы хотите показать это своим друзьям?

Название: Дидактическая игра по ФЭМП во 2 младшей группе «Помоги Мишутке»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, математика, Развивающие игры, дидактические, Математические


Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Солнышко»
Месторасположение: Карасукский район Новосибирской области

Светлана Пименова
Картотека дидактических игр во второй младшей группе

«Вот так произносят звуки»

Оборудование : "Говорящий куб" - где меняются карточки , на которых изображены то насекомые, то животные. то различные предметы.

«Громко – тихо»

Цель : Учить детей менять силу голоса : говорить то тихо, то громко. Воспитывать умение менять силу голоса.

Оборудование : Картинки с изображением больших и маленьких предметов (большая и маленькая машина, барабаны, дудочки, самолёты, и т. д.) .

Содержание : Воспитатель оказывает 2 машины и говорит : " Когда едет большая машина, она сигналит громко, вот так "БИ,БИ", Повторите . А когда маленькая, то тихо "би-би". Педагог убирает машины и говорит : "будьте внимательны, как только поедет машина, будьте внимательны, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая тихо. Аналогично игра проводится с другими предметами.

«Лошадки цокают копытцами»

Цель : Развивать фонематический слух, развивать речевое внимание детей.

Оборудование : Картинки с изображением лошадки, слона, медведя, поросят, ёжика.

«Шар лопнул»

Цель : Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков с-ш.

Содержание : Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь - шар. Затем, повторяя за педагогом : "Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся", дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя : "Пузырь лопнул, воздух вышел", дети идут к центру, произнося : с-с-с (или ш-ш-ш) .

«Летят снежинки» , «Вьюга»

Оборудование : Сюжетная картинка " Вьюга".

По сигналу воспитателя "Вьюга начинается" - тихо говорят : у-у-у-у; по сигналу "Сильная вьюга" громко говорят : у-у-у; по сигналу "Вьюга кончается" говорят тише.

«Назови ласково»

Цель : Расширение и активизация словарного запаса детей. Учить образовывать слова с суффиксами "чк-чн"

«Помоги найти маму»

Цель : Закрепить правильное произношение звуков. Упражнять в формировании грамматического строя речи.

Воспитатель : "Кто у тебя нарисован, Коля?" (цыплёнок) "Кто у цыплёнка мама?" (курица) . Позови цыплёнок свою маму (пи-пи-пи) и т. д.

«Один – много»

Цель : Учить употреблять существительное единственного и множественного числа.

Оборудование : карточки с изображением предметов в единственном и множественном числе.

Ход : У детей карточки

1. Задача детей назвать, что на картинке . Образец : У меня один кубик и много кубиков.

2. Изменить слова так, чтобы они обозначали много предметов. Образец : шар – шары, кубик – кубики.

3. Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет. Образец : деревья - дерево, утята- утенок.

«Чудесный мешочек»

Цель : В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.

Оборудование : Непрозрачный мешок. Для малышей его рекомендуется сшить из ярких тканей (чтобы увеличить интерес к происходящему, а для более старших детей – из темной.

Предметы. Они должны соответствовать определенной теме (овощи, геометрические фигуры, животные, буквы или цифры) и иметь ярко выраженные различия формы.

Ход игры. Смысл игры очень прост : необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько.

Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные :

описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус, материал) или животное (что оно делает, где живет) ;рассказать, из какой сказки этот предмет или герой;описать его так, чтобы другие дети отгадали его;

назвать слова на данную букву;

Для совсем маленьких деток можно предложить таким образом выбрать игрушку, с которой он потом будет играть. Для этого им сначала показывают предметы, которые кладутся в мешочек, а потом каждый по очереди достает свой.

«Части суток»

Цель : закреплять знания о частях суток; упражнять в сопоставлении картинки с частями суток : утро, день, вечер, ночь.

Игровые правила : по слову, которое произносит педагог, показывать карточку и объяснять , почему он ее поднял.

Игровое действие : поиск нужной картинки .

На столе у играющих разные картинки , отражающие жизнь детей в детском саду. К каждой части суток должно быть несколько сюжетных картинок . Дети выбирают себе картинку , внимательно рассматривают ее. На слово «утро» все дети, в руках у которых соответствующие картинки , поднимают их и каждый объясняет, почему он думает, что у него изображено утро : дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они делают утреннюю гимнастику, умываются, завтракают, занимаются и др. Затем педагог говорит слово «день» . Поднимают картинки те , у кого есть изображение какого-либо события или деятельности детей в это время суток : на прогулке, трудятся на участке, обедают, спят.

Педагог. Вечер.

Дети поднимают соответствующие карточки .

Почему ты показал эту карточку ?

Ребенок. Потому что за детьми пришли мамы, на улице темно.

Педагог. Ночь.

Дети поднимают карточки с изображением спящих ребят.

Так закрепляются знания детей о частях суток. За каждый правильный ответ дети получают фишки : розовая фишка - утро, голубая - день, серая - вечер, черная - ночь.

Затем все карточки перемешиваются , и игра продолжается, но слова называются в другой последовательности : педагог сначала называет «вечер» , а потом «утро» , тем самым усиливая внимание к словесному сигналу.

«Скажи какой?»

Цель : развитие у детей тактильных ощущений, обогащение и активизация словаря.

Задачами данного пособия являются : развитие тактильной памяти, мыслительных операций, мелкой моторики, импрессивной и экспрессивной речи; фантазии и воображения (все зависит от поставленных задач в дидактической игре ) .

Ход игры : Детям раздаются карточки с изображением разного настроения людей, состояния предметов.

Ребенок должен назвать определения в сравнении (здесь девочка веселая, а на другой картинке девочка грустная ).

Усложнение : ребенку дается задание подобрать несколько определений к предмету (мяч – круглый, резиновый, синий, большой) .

«Какое время года?»

Цель : Учить детей разбираться в изменениях погоды по сезонам, поведению растений и животных, а также жизни людей в разное время года.

Задание : необходимо подбирать картинки и предметы , соответствующие времени года.

Правила : вспоминать о том, что бывает и в какое время года; в группе помогать друг другу ; в индивидуальном порядке можно играть с родителями и пользоваться их подсказками.

Материал : круглый диск, разделенный на четыре части. Каждую из частей разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года (белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год» . На каждую часть нужно подобрать несколько серий картинок с соответствующей тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на земле, развлекающиеся дети).

«Один – много»

Цель : Учить находить разное количество предметов : один или много.

Оборудование : карточки с изображением предметов : один предмет и много предметов.

Ход игры : У детей карточки с изображением одного предмета и много предметов.

Задача детей найти по заданию воспитателя, где находится один предмет, где их много.

«Узнай по форме»

Цель : учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, предметы разной формы.

Ход игры:

1. Картинки делятся на две части : геометрические формы, изображения разных предметов. Подобрать предметы к геометрической фигуре, объясняя свой выбор : «Ёлочка похожа на треугольник, она треугольной формы» . Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.

2. Детям раздаются геометрические фигуры. Каждый ребенок выбирает из всех карточек изображения предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная) .

«Чего больше - чего меньше»

Цель : учить сравнивать равные и неравные по количеству группы предметов , устанавливать равенство и неравенство групп предметов , пользуясь словами «больше» , «меньше» , «поровну» .

Оборудование : картинки с изображением разного количества предметов

Ход игры : Детям раздаются картинки с изображением разных предметов и предлагается сравнить и сказать, каких предметов больше или меньше. Усложнение : в кружочки положить цифру по количеству изображенных предметов.

«Угадай, что это?»

Цель : Учить детей различать и называть геометрические фигуры.

Оборудование : Домики с вырезанными окошками, геометрические фигуры по форме окошек.

Ход игры : Педагог раздает домики детям, предлагает движением руки обвести контуры окошка, найти геометрическую фигуру и закрыть окошко. Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям : «У вас на столах лежат домики с окошками разной формы, и такие же фигуры. Разложите все фигуры на окошки так, чтобы они спрятались».

«Из каких фигур состоит предмет»

Цель : Учить выделять части изображения, определять их форму. Упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур) .

Оборудование. Картинки с изображением предметов, составленных из геометрических фигур.

1 Вариант :

Детям предлагается рассказать, из каких геометрических фигур составлено изображение, сколько их и какого они цвета.

2 Вариант :

Детям предлагается выложить такие же картинки из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку , затем – рядом с картинкой , а затем – по памяти. Педагог спрашивает : «Что составил? Из каких геометрических фигур?» .

3 Вариант :

Детям показывается карточка и предлагается запомнить, какие фигуры использованы в изображении.

«Что где находится»

Цель : Познакомить с пространственными понятиями. Закрепить понятия на, над, под, в, около.

Оборудование : картинки сюжетные , картинки предметные из сюжета картинок .

Инструкция к проведению : Педагог предлагает назвать, где находится предмет на картинке по отношению к другим предметам, расположить предмет на картинке .

«Положи куда скажу»

Цель : Развивать пространственные представления, умение ориентироваться на листе.

Оборудование. Карточки , разделенные на верхнюю и нижнюю полосы, мелкие картинки .

Ход игры. Раздаются детям карточки - «полки» и картинки .

Педагог предлагает положить на верхнюю полку мяч. Положите на нижнюю полку машину.

Дети постепенно выкладывают картинки на карточки - «полки» .

Воспитатель : Что у тебя на нижней полке? На верхней полке?

Побуждают детей отвечать полным предложением.

«Что длиннее, выше, толще»

Цель : Развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Материал. Атласные или капроновые ленты разных цветов и размеров, сюжетные игрушки : толстый мишка и тоненькая кукла, картинки с предметами , различными по величине.

Ход игры. В. заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки) . Педагог достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки : одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью В. примеряют и завязывают пояски игрушкам. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. В. обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина. Сравнивают предметы по величине на картинках .

«Разложи по порядку (в пределах 3) »

Цель

Материал. 2 комплекта трехместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков. Цель : учить располагать предметы в порядке возрастания или убывания по размеру.

Ход игры. Все матрешки выставляются в ряд. Давайте познакомимся с ними! Педагог называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом : «Я - Матреша, я - Наташа, я – Даша» . Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель) . Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу) . Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая высокая? Потом матрешки идут обедать. Педагог ставит на стол набор кружочков (тарелочек) трех вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплект матрешек , и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать» ). Предлагает построить их по росту.

«Скажи наоборот»

Цель. Учить детей называть предметы, противоположного качества по размеру и количеству.

Воспитатель показывает картинку и говорит : «Это высокий дом, а наоборот как сказать?» Ребенок находит картинку и говорит : «А этот дом низкий» и т. д.

«Назови цвет»

Цель : Продолжить знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать и называть их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.

Материал : Цветные листы 10 х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Дети выбирают квадрат нужного цвета и накрывают квадрат.

«Назови форму»

Цель : Учить детей различать и называть геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и выполнять действия с ними.

Материал : Карточки с изображением контуров фигур, пластиковые фигурки.

«Угостим мышек чаем»

Цель : Развивать умение сравнивать предметы по величине (3 предмета) . Активизировать в речи детей слова "Большой, поменьше, маленький"

Материал : Изображение трёх мышек разной величины, трёх чашек и трёх блюдец.