Сценарий родительского собрания "Игра - не забава" методическая разработка (средняя группа) на тему. Конспект родительского собрания по тему «Игра – не забава Протокол собрания игра не забава

Организация: МБДОУ Детский сад № 38 «Лесная поляна»

Населенный пункт: Пермский край, г. Чайковский

Цель: просвещение родителей по вопросу организации игры детей младшего дошкольного возраста.

1) Развивать навыки группового взаимодействия.

2) Познакомить родителей с разнообразием предметов, которые можно использовать для игр с ребенком.

3) Вызвать интерес к освещенной теме через организацию практических упражнений.

Форма проведения: Семинар – практикум

Предварительная работа:

1. Анкетирование родителей по теме собрания.

2. Оформление фотовыставки «Детские игровые уголки» (ответственные - родители).

3. Оформление фотовыставки «Мой маленький мир» (ответственные - воспитатели).

4. Подготовка мини-лекции «Игра – не забава».

5. Изготовление памяток для родителей «Как правильно выбирать игры и игрушки для детей 3-4 лет».

6. Сбор необходимого материал для проведения практической части семинара:

Семена арбуза, яблок, кабачков, тыквы;

Горох, бобы, фасоль;

Орехи (грецкие, фундук, желуди);

Емкости для воды;

Пластмассовые и деревянные шарики, губки, воронки, ложки, стаканчики, коктейльные трубочки;

Альбомные листы;

Шнурки различных цветов;

Материалы для изготовления игрушки – «Мякиш» (воздушный шарик (плотный), мука, воронки, ложки, самоклеящаяся бумага, ножницы, маркеры).

7. Изготовление пригласительных на собрание для родителей в форме осенних листочков

Уважаемые родители!

Как с помощью игр сделать жизнь детей интересной, как играть с ребенком, какие игрушки покупать и как развивать детей через игру – об этом пойдет разговор на родительском собрании «Игра – не забава», на котором ждем вас __________ в ____ часов.

Оформление зала:

* Фотовыставка силами родителей «Детские игровые уголки»

* Фотовыставка детских игровых уголков «Мой маленький мир»

* В зале три стола, на каждом материал для определенных игр:

С водой;

С крупой;

С именами.

Ход собрания:

Родителей приглашают в зал и просят сесть за тот стол, где им будет удобно.

1. Вступительное слово воспитателя.

Воспитатель: Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня у нас собрание пройдет в форме семинара-практикума.

Повестка дня

1. Мини-лекция «Игра – не забава» - Балашова Жанна Геннадьевна.

2. Семинар-практикум «Игра на кухне» - Самарина Марина Леонидовна.

3. Изготовление игрушки «Мякиш».

4. План мероприятий группы, сада на год.

5. Вручение благодарственных писем родителям.

2. Мини-лекция «Игра – не забава».

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребенка есть потребность в игре, и ее нужно удовлетворять не потому что делу время, потехе час, а потому что, играя ребенок учится и познает жизнь.

И сейчас мы предлагаем начать наш разговор с диалога.

Родителям предлагается вытянуть по одному вопросу – билету.

Вопрос 1: Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребенка, играть вместе с ребенком и принимать на равных участие в его игре?

(Ответы родителей)

Воспитатель: Если не играть с ребенком, не руководить его игрой с ранних лет, то у малыша не сформируется умение играть как самостоятельно, так и со сверстниками.

Игры таких детей сводятся к бесцельному катанию машинки или укачиванию куклы. Не находя игрушкам другого применения, дети быстро бросают игру, и требуют новое.

Вопрос 2: Как необходимо играть с детьми?

(Ответы родителей)

Воспитатель: В младшем детском возрасте игра становится средством развития и воспитания в том случае, если она построена на содержательном общении со взрослыми. Играя с ребенком, не подавляйте его инициативу, будьте с ним на равных.

Необходимо несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребенка к новым действиям и в свою очередь способствует более успешному умственному развитию.

Вопрос 3: Как вы учите ребенка играть?

Что в ваших семьях делается для того, чтобы ребенок умел играть?

(Ответы родителей)

Вопрос 4: Где хранить игрушки?

(Ответы родителей)

Воспитатель: Когда разговор заходит о том, куда убирать игрушки, взрослые обычно жалуются на недостаток места. Не обязательно, что все игрушки находятся в поле зрения ребенка. Само их расположение в детском уголке придумано так, чтобы подсказать малышу игру.

Собранную пирамидку можно поставить на низенький столик, игрушечного мишку посадить на машинку. Куклу усадить за столик, или на кроватку, строительный материал конструктор в коробку.

Книги, журналы, карандаши – не игрушки, выделить для них особое место.

Для хранения игрушек хорошо иметь открытые полки, чтоб ребенок самостоятельно мог взять игрушку.

Вопрос 5: Как правильнее вмешаться в игру ребенка: «Ну, хватит возиться со своей машинкой - иди обедать! Сколько можно тебя ждать!» или «Когда машина доедет до … пусть водитель идет обедать».

(Ответы родителей)

Воспитатель: Спокойное игровое подключение родителей к игре даст гораздо лучшие результаты, чем грубые окрики.

Вопрос 6: Что делать, если вы устали от шума, который поднимает малыш? Вам хочется тишины, да и ребенку необходимо успокоиться перед сном.

(Ответы родителей)

Воспитатель: Ваш малыш активен и подвижен – это хорошо. Но уже сейчас он может научиться играть тихо, если только вы его этому научите. Попробуйте поиграть с ним в тишину. Ведь дети любят все, что называется игрой, ведь игра – это самая интересное занятие в жизни.

Продолжим мини-лекцию. «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком» - писал В.Н. Сухомлинский.

Давайте и мы, дорогие родители, проникнем в этот дворец детства не строгими судьями, командирами и сторожами, а добрыми помощниками, советчиками, партнерами в играх.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Наши дети должны жить в мире красоты, сказки, музыки, творчества.

3. Практикум «Игра на кухне»

Воспитатель обращает внимание родителей на предметы, которые лежат на столе.

Родителям предлагается все это рассмотреть и подумать, для чего это нужно, и что с этим можно делать.

(Ответы родителей)

Воспитатель: Я с вами согласна: эти богатства, или предметы, мы можем использовать для детских игр.

Каждая команда рассказывает и показывает, как они будут играть с детьми с теми предметами, которые находятся у них на столе.

Воспитатель: Возьмите ребенка с собой на кухню, ведь там он сделает столько новых открытий для себя.

Покажите малышу, как можно играть с тем или иным предметом, и вскоре он не только повторит предложенную вами игру, но и придумает много новых развлечений.

4. Изготовление игрушки «Мякиш»

А сейчас мы с вами сделаем игрушку своими руками. Это – мякиш. Игрушка для развития мелкой моторики рук.

* Берем воздушный шарик, наполняем его мукой, муку утрамбовываем.

* Завязываем оставшуюся часть шарика на узелок.

* Срезаем лишний «хвостик»

* Оформляем мордочку с помощью самоклеящейся бумаги и цветных маркеров.

Воспитатель: Молодцы, вы сделали такие симпатичные игрушки «Мякиши»

Я думаю, что эта игрушка - подарок вашим детям очень понравится! А сейчас хотелось бы услышать ваше мнение о прошедшем собрании.

Родительское собрание в средней группе на тему «Игра – не забава»

Воспитатель: Беляева А.В.

Цель:

    Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка.

    Заинтересовать проблемой целесообразного подбора игрушек.

    Приобщить к игре ребёнка в условиях семьи.

    Выслушать суждения родителей по данной проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.

Форма проведения: дискуссия.

Ход собрания

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра.

Игра – это основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте. У ребенка есть потребность в игре и ее нужно удовлетворить, потому что, играя ребенок учится и познаёт жизнь. Для ребенка – это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни.

Вопросы родителям:

    В чем по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?

    Как вы думаете, обучается ли ребенок во время игры?

Воспитатель:

В игре ребенок обучается:

    Эмоционально вживаться в сложный социальный мир взрослых людей.

    Переживать жизненные ситуации других людей, как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.

    Осознавать свое реальное место среди других людей.

    Уважать себя и верить в себя. Игра – это арена детских успехов и достижений.

    Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.

    Свободно выражать свои чувства.

Ситуация для анализа:

На участке детский гомон. Новенький мальчик лет 5 с любопытством рассматривает играющую детвору: одну подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.

Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? – обращается к ребенку воспитатель. Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:

Не-ее… я их сейчас расстреляю! – он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.

За что же ты их хочешь расстрелять? – снова обращается к мальчику педагог.

А так, ни за что… Я разбойник! Сейчас совершу на них налёт! – в голосе недружелюбные нотки.

Ему бы только стрелять, да в войну играть, - жалуется вечером мать воспитателю.

Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, - замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет, самодельный щит, лежащий в хозяйственной сумке матери.

Да, конечно, - соглашается мать, - он требует, приходится покупать, боевой растет, даже слишком.

А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да игрушки бы ему другие, например …

А зачем? – недоумевает женщина, - пусть играет во что хочет. Хоть в соловья-разбойника! Какое это имеет значение!

Вопросы родителям:

    Какое значение, по-вашему, имеют в нравственном становлении личности те роли, которые берет на себя ребенок?

    В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?

Воспитатель:

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать, у него формируется начало коллективизма.

Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, выполняет действия, которые ему ещё недоступны в реальной жизни. Позитивный настрой игр помогает сохранить хорошее настроение. В игре развивается воображение, ребенок часто использует предметы – заместители. Например, палочкой может делать укол, из желтого одуванчика приготовить «яичницу», сеялку использовать вместо руля и т.д. помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервав ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните «водителю», что машины «едут в гараж».

Ребенку для игры необходимо время и игровое пространство – это уголок. Столик с любимыми игрушками, правильно, подобранный игровой материал.

Игры у ребенка обычно возникают под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием.

Ситуация для анализа:

Однажды Слава предложил детям, играющим в семью:

Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить.

Ира возразила: - Не надо скандалить, мой папа никогда не ругается.

И пить вино – это плохо, - добавляет Наташа.

Вопросы родителям:

    Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?

    Почему, по вашему мнению, она сложилась?

Воспитатель:

Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей положительное содержание, например, предложить ребенку: «Пусть у нас в игре папа будет добрым, ласковым». Если не удалось переключить игру, то надо её прекратить, объяснив ребенку, почему не следует её продолжать.

Вопросы родителям:

    Нужно ли руководить играми детей?

    Как обучить ребенка умению играть?

Воспитатель:

Ребенок 4-5летнего возраста нуждается в совместной игре со взрослыми. Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу ребенка нельзя. Играйте с ним на равных. Важно направлять игру детей, не разрушая её самодеятельный и творческий характер. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнера по игре вселяет в ребенка уверенность в том, что его понимают. Совместная игра со взрослыми способствует более успешному умственному развитию ребенка, воспитанию доверительных отношений.

Вопрос:

Как приобрести новую игрушку?

Воспитатель:

Прежде, чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, как он с ней будет играть. Игрушка для ребенка должна быть источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества.

Черепашки-Ниндзя, Роботы-трансформеры, Бэтман, Человек-паук – эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребёнка. Любое, проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, заботливо, милосердно, то у него некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведёт само себя в той или иной ситуации, часто по отношению к более слабым – животным или маленьким детям. Игрушка программирует поведение ребенка.

Вопрос:

Почему детям нравятся мягкие игрушки?

Воспитатель:

Самое главное назначение мягкой игрушки – дарить малышу нежность. Эта её особенность используется психотерапевтами и педиатрами. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собака способны «вылечить» ребенка от страхов и даже от ночного энуреза.

Вопрос:

Что делать, если дети не убирают игрушки?

Воспитатель:

Иногда, если ребенок отказывается что-то делать, можно прибегнуть к маленьким хитростям:

а) «Ну-ка, - говорит мама, - кто быстрее наведет порядок: ты или я? Ты уберёшь свои игрушки, а я вымою посуду!»

б) «Хитрый глаз»

предложить поиграть детям в игру и стать волшебниками, сложить ладошки, закрыть глаза и сказать: «У меня есть хитрый глаз, он всегда видит игрушки, которые лежат не на месте»! Желательно, чтобы в этой игре приняли участие и взрослые.

Дорогие родители! Не жалейте своего свободного времени на игры с детьми. Игра с вами для ребенка в тысячу раз интереснее и полезней любой игрушки, она доставляет ребенку много положительных эмоций, душевный подъём. Не лишайте его этой радости, помните, что вы сами были детьми.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Мы очень рады видеть вас у нас в гостях и мы с ребятами приготовили для вас небольшое выступление.

Стихотворение: (Даниил Е. и Катя Б.)

Друзей не покупают, друзей не продают

Друзей находят люди,

А также создают.

И только у нас, в магазине игрушек,

Огромнейший выбор друзей и подружек.

Воспитатель:

Я предлагаю родителям отгадать, что же мы сейчас купим в магазине игрушек:

Загадка:

Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок,

А он сорвался с поводка

И улетел под облака. (воздушный шарик ).

Воспитатель:

Посмотрите сценку, как однажды две подружки играли с шаром.

Сценка: (Вика, Женя и Маша.)

Шар надутый две подружки,

Отнимали друг у дружки –

Весь перецарапали!

Лопнул шар, а две подружки

Посмотрели – нет игрушки,

Сели и заплакали…

А наши дети редко ссорятся из-за игрушек, они уже большие и умеют делиться своими игрушками с друзьями.

Стихотворение: (Маша К.)

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней,

И вот одна игрушка

Приглянулась ей –

Лягушка заводная,

Весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки,

Любимая была,

Но все же я подружке

Игрушку отдала.

Воспитатель: Угадайте следующую загадку.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке

И всего - одна игрушка. (Матрешка )

Воспитатель:

А как порой бывает сложно в игре договориться, кто же будет главным.

Сценка «Паровоз» (Вова, Матвей, Даниил, Женя)

Мы играли в паровоз,

Разругались все до слез,

Я сказал: «Я самый старший!

Значит, я и паровоз!»

«А зато – воскликнул Ромка,-

Я пыхтеть умею громко!»

Задирает Миша нос:

«Кто сильней – тот паровоз!»

А Марина чуть не плачет:

«Раз я девочка, то, значит,

Что по Мишиным законам

Буду я всю жизнь вагоном?!»

Мы играли в паровоз,

Разругались все до слез.

Оказался очень сложным,

Вроде бы простой вопрос.

Загадка:

Кто не ест душистый мед,

И в берлоге не живет?

Не умеет он реветь.

Это – плюшевый …. (медведь )

Танец «Мишка на прогулке»

И, конечно, все наши ребята любят играть игрушками, умеют бережно к ним относиться и знают место для каждой игрушки.

Стихотворение «Мои игрушки» (Дима К., Настя Б.)

Хороши у нас игрушки:

Куклы, мишки и хлопушки,

С ними весело играть,

Но не надо забывать:

Игрушки – не люди,

Но все понимают

И очень не любят,

Когда их ломают.

Пусть игрушки дружат с нами,

Обижать мы их не станем,

Поиграем и потом

Все на место уберем.

Повестка дня.

1. Беседа с родителями «Что дает игра ребенку?»

2. Вопрос-Ответ «Значение игры во всестороннем развитии личности ребенка»

3. Решение педагогических ситуаций

4. Обмен семейным опытом по выбору игрушек.

5. Игровая пауза (игры на кухне, по дороге в детский сад, в выходной день)

6. Творческая работа родителей.

7. Советы взрослым по организации игровой деятельности в домашних условиях.

Ход собрания.

Воспитатель. Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в своем детстве?
(Предлагает перечислить игры.)

Воспитатель. Немного статистики. Из 300 опрошенных родителей никто не сказал, что ребе нок не любит играть. Многие из них отметили роль игры в развитии их детей, но не отличают ее от других видов деятельности. Так, к игре детей они относят забавы, шалости, досуг, занятия лепкой, слушание книг, просмотры телепередач и др. Любимые игры детей, по их мнению, это "школа", "детский сад", "больница", "куклы", "война" и др. подвижные, настольно-печатные, компьютерные. Вместе с тем некоторые взрослые недооценивают роль игры в развитии их ребенка.

Вопрос родителей. Моя дочка все время играет. Она постоянно разговаривает сама с собой, сделала кассу, нарезала бумажные "деньги", перекладывает их с места на место... Разве это помогает ее развитию?

Воспитатель. Да, роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна, и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распре деление ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.

О значении игры в развитии ребенка сказано очень много.
Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.

Вопросы родителям.

  1. В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?
  2. Как вы думаете, обучается ли ребёнок во время игры?

(Воспитатель предлагает желающим высказаться, после чего обобщает ответы.)

Воспитатель.

В игре ребёнок обучается:

  • Эмоционально вживаться, "врастать" в сложный социальный мир взрослых людей.
  • Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.
  • Осознать своё реальное место среди других людей.
  • Уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра - это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых - закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.
  • Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.
  • Свободно выражать свои чувства. Ребёнок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относится к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.
  • Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.

Ситуация для анализа.

На участке детский гомон. Новенький, мальчик пяти лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.

  • Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? обращается к ребенку воспитатель.
  • Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:
  • Не-е-е... Я их сейчас расстреляю!
  • Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.
  • За что же ты их хочешь расстрелять? снова обращается к мальчику педагог.
  • Атак, ни за что... Я разбойник! Сейчас совершу на них на лет! В голосе недружелюбные нотки.
  • Ему бы только стрелять да в войну играть, жалуется вечером мать воспитателю.
  • Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистона ми, самодельный щит, лежащие в хозяйственной сумке матери.
  • Да, конечно, соглашается мать, он требует, приходится покупать. Боевой растет, даже слишком.
  • А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм, например...
  • А зачем? недоумевает женщина. Пусть играет, во что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение!

Вопросы родителям.

  1. Какое значение, по-вашему, мнению, имеют в нравственном становлении личности те роли, которые берет на себя ребенок?
  2. В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?

Воспитатель.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Мнение родителей.

На игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. А знания он и так получит в детском саду.

Вопросы родителям.

Есть ли другие точки зрения о значении детской игры?
(Желающим предлагается высказаться.)

Воспитатель.

Значение игры порой недооценивается. Впервые году советской власти считалось, что игра ребенку не нужна это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и печет их там.

Современные исследования показали, что оперирование предметами-заменителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно "приготовить" кукле "яичницу", палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам настоящий капитан или летчик.

Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, пре рвать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: "Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать", или напомните "водителю", что машины едут в гараж.
На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения "понарошку", "как будто", "по правде". Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, "понарошку". Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передачу.

Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он; посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов телевизора, компьютера и т. д. Игровое пространство это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни.

Ситуация для анализа.

Однажды Слава предложил ребятам, играющим в семью:

Вопросы родителям.

  1. Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?
  2. Почему, по вашему мнению, она сложилась?

Вопрос родителей.

Почему моя дочь не хочет играть одна? Если вместе с нею взрослые, она увлекается. Стоит оставить одну, тотчас игра прекращается. Была поменьше, думали, вот начнёт ходить - станет легче, с рук сойдет, и забавлять не придётся. А ведь у малышки имеются все условия: специальный уголок, множество интересных игрушек. Может, это зависит от особенностей ребёнка?

Вопросы родителям.

  1. Почему ребёнок не хочет играть один?
  2. Как обучить ребёнка умению играть?

Воспитатель.

Ребенок 4 - 5- летнего возраста нуждается в совместной игре с взрослыми. Дети этого возраста могут играть в путешествия, обыгрывать сюжеты понравившихся им сказок, мультфильмов. Здесь уже появляются многотемные игры, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре "дочки-матери" куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т. д. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

С детьми 4 - 5 лет используйте косвенные методы, например наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Большую роль оказывает воз действие на ребенка через роль. Например, играя в магазин, можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, организовать доставку продуктов людям и т. д.

Актуальной является проблема воспитания предпосылок женственности у девочек и мужественности у мальчиков. Для воспитания этих качеств целесообразно формировать представления у девочек о женских социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним, связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх. Например, можно почитать с девочками произведения, где главной героиней является представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть ее положительные качества. После игры побеседуйте с дочкой о том, какой была мама в игре: например, ласковой, заботливой или, наоборот, равнодушной, злой. Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников, спасателей, милиционеров, обратить их внимание на положительные качества представителей этих профессий. Опирайтесь также на художественные произведения, где дан образ положительного героя, проявляющего храбрость, смелость. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой, не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей положительное содержание, например, предложить ребенку: "Пусть у нас в игре папа будет добрым, ласковым". Если не удалось переключить игру, то надо ее прекратить, объяснив ребенку, почему не следует ее продолжать.

Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишай те его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.


(в разновозрастной группе №2)


Цель:
повысить уровень педагогической культуры родителей

Повестка дня:

1. Выступление «Игры наших детей» (воспитатель группы: Литвиненко О.Ю.) (Доклад прилагается).

А) Дискуссия «Нужно ли руководить играми детей?»;

Б) Работа с памятками;

В) Рассказы родителей из опыта семейного воспитания;

Г) Игра — задание.

2.Выборы родительского комитета на 2014- 2015 год.

3.Подведение итогов собрания. Обмен мнениями.

Воспитатель: «Здравствуйте, уважаемые родители. Тема нашего родительского собрания – «Игра не забава».

Выступление с докладом «Актуальность игровой деятельности детей старшего возраста».

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребенка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе-час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь-это игра».

А. С. Макаренко.

Давайте сегодня поговорим об игре.

Учитывая то обстоятельство, что вся жизнь дошкольного возраста проходит в игре напрашивается вопрос о сущности игры. На этот счет существует много теорий, наиболее существенные из которых теории Пиаже, Фрейда, Монтессори.

Пиаже рассматривает суть игры в том, что ребенок играет не потому, что ему хочется играть, а вследствие образа мышления. По Пиаже игра – это есть образ мышления ребёнка, форма его существования.

Иной подход к игре у Фрейда. Для него игра – символическая деятельность с конкретным предметом, а сон – символика в чистом виде. Он предполагал, что игра выражает связь ребёнка с жизнью, взрослыми и со всем окружающим так же, в виде символов, как и сны взрослого человека. Фрейд уверен, что игра имеет две тенденции: одна стремление быть взрослым, вторая – тенденция к повторению, причем повторению до тех пор, пока не исчезнет напряжение связанное с игрой на данную тему. То есть по Фрейду игра выступает в качестве психотерапевтического инструмента, снимающего травмирующее напряжение. Это справедливо для психически травмированных детей как средство диагностики и лечения. Однако играть любят не только обиженные, травмированные дети. И для детской игровой активности не обязательно обижать и травмировать детей, поскольку игра – здоровая детская деятельность.

Самая успешная дошкольная программа разработана Марией Монтессори, построенная на естественных склонностях детей в сочетании с управлением, конкретными материалами и личным опытам.

Старшие дошкольники играют в разные игры: ролевые, подвижные, дидактические, игры с правилами.

Ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Игры с правилами. Особенность этих игр в том, что они как бы аккумулируют все другие типы игр, становятся доминирующей игровой формой в старшем дошкольном возрасте. В этих играх ребенок как бы обыгрывает роль взрослого человека с постепенным усложнением условий игры. Однако следует заметить, что наряду с играми с правилами дети продолжают играть в игры функциональные, символические, с ролями.

Игры с правилами возникают из ролевых игр с воображаемой ситуацией. Их содержанием является правило и задача. Мотив этих игр содержится в самом процессе игры, но уже опосредован конкретной задачей.

Подвижные игры можно разделить на пять групп:

1. Интеллектуально- процессуальные игры и элементарные игры- упражнения с предметами.

2. Драматизированные игры по данному сюжету.

3. Сюжетные игры с несложными правилами.

4. Игры с правилами без сюжета.

Спортивные игры и игры- упражнения с ориентировкой на определенные достижения.

К этим играм с правилами относятся не только подвижные игры, но и дидактические игры. Цель этих игр – формирование познавательной активности ребёнка, посредством решения ребенком дидактических задач.

В зависимости от используемого материала, выделяют игры с предметами (игрушками, природными материалами и др.), настольно – печатные и словесные игры.

Для детей старшего дошкольного возраста характерны игры – драматизации, игры фантазирования, игры – грезы. Мотив данных игр ориентирован не на процесс игры, а на ее результат.

Если оглянутся назад, в прошлое, то можно отметить, что к играм был подход как к свободной деятельности ребёнка, инициатором которой он был сам. Роль педагога сводилась к созданию условия для игры и обеспечение ее игровым материалом. В последние десятилетия игра стала рассматриваться как форма организации детской жизни.

Это обусловлено пониманием игры как ведущей деятельности детей данного возраста в силу их психо-физиологических особенностей.

Изменилась и роль педагога. От пассивно- наблюдательной функции она перешла к тактическому руководству развитием игр и формированием в их процессе нравственных качеств и интеллектуальных навыков детей. Необходимо заметить, что вмешательство в детскую игру предполагает наличие у педагога необходимых знаний и умений, а так же авторитета, уважения и доверия у детей. В противном случае произойдёт отрицательный эффект.

Игровая деятельность детей основана на знаниях, умениях и навыках, приобретенных детьми в прошлом. Педагогу надо стараться увидеть мир глазами ребенка, понять, что он знает, и в соответствии с этим побуждать ребёнка через игру преодолевать свою неосведомлённость или неумение. «От взрослых требуется такое поведение, которое помогает детям почувствовать себя осведомлёнными и уверенными в своей способности преодолевать трудности».

Для того чтобы процесс осведомленности и познания не стоял на месте, от педагога требуется:

— умение наблюдать игру, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности, и в соответствии с этим уровнем планировать приемы, направленные на ее развитие;

— для дальнейшего развития игрового сюжета обогащать впечатления детей;

— с целью разнообразия сюжета детских игр необходимо обращать внимание детей на различные впечатляющие стороны жизни детей;

— от педагога требуется умение организовать начало игры, заинтересовать детей сюжетом какой- либо игры;

— педагог должен уметь создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

— устанавливать игровые отношения с детьми;

— уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснение, рассказ);

Использовать косвенные методы руководства игрой(вопросы, советы, напоминания), которые активизируют его опыт, психические процессы, проблемные ситуации;

— уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях;

— предлагать новые роли, игровые ситуации, игровые действия для дальнейшего развития игры;

— важный момент по урегулированию взаимоотношений, разрешению конфликтов, возникающих в процессе игры также должен брать на себя педагог.

От педагога требуется умение вовлекать в игру детей с низким социометрическим статусом, предлагая им яркие игровые роли, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей.

Для закрепления положительных моментов, для более глубокого понимания и усвоения каких- либо качеств, действий, приобретённых во время игры, взрослый должен учить детей обсуждать игру и оценивать ее

3. Игры-задания: «Разброс мнений», «Игры дома».

Сейчас мы предлагаем поиграть в игру – «Разброс мнений».

Воспитатель раздаёт карточки с первыми словами предложения, а родители должны его продолжить:

«Мой ребёнок любит играть…

«Дома мы с детьми играем в игры…

«Эти игры могут научить ребёнка…

2 –я игра.

Воспитатель: «Мы предлагаем вспомнить ваши семейные вечера и дать им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда-жёлтого, никогда-синего.

    Каждый вечер уделяю время на игры с детьми.

    Рассказываю о своих играх в детстве.

    Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком.

    Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры.

    Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду.

    Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки.

    Часто дарю ребёнку игру, игрушку.

Обобщение:

Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш ребёнок активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра-это самое интересное в жизни ребёнка».

4. Дискуссия: «Нужно ли руководить играми детей».

Воспитатель: «Как вы считаете, нужно ли руководить играми детей? Кто из вас играет с детьми в игры, которые помнит с детства? ».

(Высказывания родителей)

Игра-дело серьёзное. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. Научить детей играть — значит научить жить.

Игра-путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, это труд, требующий настоящих усилий, а не воображаемых «понарошку». Игра закрепляет у детей полезные навыки и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и радоваться.

Игра-школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребёнку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности.

Надо помнить, что игра-ведущая деятельность в детском возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка.

Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу ребёнка нельзя. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнёра по игре вселяет уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Поэтому, надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру ребёнка, это побуждает его к новым действиям.

5. Проведение мастер-класса на творческое изготовление забавных игрушек.

Воспитатель: «А теперь я предлагаю всем сделать игрушку для своего ребёнка».



Воспитатель: Спасибо Вам уважаемые родители за активное участие в родительском собрании. Мы примем к сведению все ваши предложения и пожелания.