Собери космический аппарат из фигур игры танграм. Дидактическая игра - головоломка для дошкольников. Танграм

Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".

С танграмом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить.

Как сделать танграм

Танграм можно сделать из картона или бумаги, распечатав шаблон и разрезав по линиям. Вы можете скачать и распечатать схему квадрата танграма, кликнув по картинке и выбрав "печать" или "сохранить картинку как...".

Можно и без шаблона. В квадрате чертим диагональ - получается 2 треугольника. Один из них разрезаем пополам на 2 небольших треугольника. Отмечаем на каждой стороне второго большого треугольника середину. Отсекаем по этим отметкам средний треугольник и остальные фигуры. Есть и другие варианты, как расчертить танграм, но когда вы его разрежете на части, они будут абсолютно те же самые.

Более практичный и долговечный танграм можно вырезать из жесткой офисной папки или пластиковой коробки из под DVD. Можно немного усложнить себе задачу, вырезав танграм из кусочков разного фетра, обметав их по краям, или вовсе из фанеры или дерева.

Как играть в танграм

Каждая фигура игры должна складываться из семи частей танграма, и при этом они не должны перекрываться.

Самый легкий вариант для детей дошкольников 4-5 лет - собирать фигуры по расчерченным на элементы схемам (ответам), как мозаику. Немного практики, и ребенок научится составлять фигуры по образцу-контуру и даже придумывать свои фигуры по такому же принципу.

Схемы и фигуры игры танграм

В последнее время танграм частенько используют дизайнеры. Самое удачное применение танграма, пожалуй, в качестве мебели. Есть и столы-танграмы, и трансформируемая мягкая мебель, и корпусная мебель. Вся мебель, построенная по принципу танграма, довольно удобна и функциональна. Она может видоизменятся в зависимости от настроения и желания хозяина. Сколько всевозможных вариантов и комбинаций можно составить из треугольных, квадратных и четырехугольных полок. При покупке такой мебели вместе с инструкцией покупателю выдаются несколько листов с картинками на разные темы, которые можно сложить из этих полок. В гостиной можно повесить полки в виде людей, в детской из этих же полок можно сложить котов, зайцев и птиц, а в столовой или библиотеке - рисунок может быть на строительную тему - дома, замки, храмы.

Вот такой многофункциональный танграм.

Танграм своими руками (схемы игры, фигуры)

Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".

С танграмом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить.

Как сделать танграм

Танграм можно сделать из картона или бумаги, распечатав шаблон и разрезав по линиям. Вы можете скачать и распечатать схему квадрата танграма, кликнув по картинке и выбрав "печать" или "сохранить картинку как...".

Можно и без шаблона. В квадрате чертим диагональ - получается 2 треугольника. Один из них разрезаем пополам на 2 небольших треугольника. Отмечаем на каждой стороне второго большого треугольника середину. Отсекаем по этим отметкам средний треугольник и остальные фигуры.

Более практичный и долговечный танграм можно вырезать из жесткой офисной папки или пластиковой коробки из под DVD. Можно немного усложнить себе задачу, вырезав танграм из кусочков разного фетра, обметав их по краям, или вовсе из фанеры или дерева.

Как играть в танграм

Каждая фигура игры должна складываться из семи частей танграма, и при этом они не должны перекрываться.

Самый легкий вариант для детей - собирать фигуры по расчерченным на элементы схемам (ответам), как мозаику. Немного практики, и ребенок научится составлять фигуры по образцу-контуру и даже придумывать свои фигуры по такому же принципу.

Схемы и фигуры игры танграм

В последнее время танграм частенько используют дизайнеры. Самое удачное применение танграма, пожалуй, в качестве мебели. Есть и столы-танграмы, и трансформируемая мягкая мебель, и корпусная мебель. Вся мебель, построенная по принципу танграма, довольно удобна и функциональна. Она может видоизменятся в зависимости от настроения и желания хозяина. Сколько всевозможных вариантов и комбинаций можно составить из треугольных, квадратных и четырехугольных полок. При покупке такой мебели вместе с инструкцией покупателю выдаются несколько листов с картинками на разные темы, которые можно сложить из этих полок. В гостиной можно повесить полки в виде людей, в детской из этих же полок можно сложить котов, зайцев и птиц, а в столовой или библиотеке - рисунок может быть на строительную тему - дома, замки, храмы.

Вот такой многофункциональный танграм.


М. Гарднер: "Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»

Расскажу вам одну из легенд о танграме.
"Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам.Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей."

С танграмом ребёнок научится логически мыслить, анализировать изображения, выделяя геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части и наоборот. Эта игра развивает воображение, комбинаторные способности, внимание, наглядно - образное мышление, умение работать по инструкции, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику. В этой древнейшей из головоломок интегрированы такие области развития как математика, искусство, речь!

"Танграм" буквально означает «семь дощечек мастерства». Название "танграм" возникло в Европе, вероятнее всего, от слова "тань" (что означает "китаец") и корня "грамма" (в переводе с греческого "буква").
Существуют легенды о семи книгах мудреца Тана, в которых собраны по тысячи фигур. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли. Его танграмы начинаются с символических изображений хаоса и принципа «инь и ян». Затем следуют простейшие формы жизни, по мере продвижения по древу эволюции появляются фигуры рыб, птиц, животных и человека. По пути в различных местах попадаются изображения того, что создано человеком: орудию труда, мебель, одежда и архитектурные сооружения. Действительно- самые сложные вещи состоят из простых вещей!
Рональда Рид в книге «Танграм: 330 задач» (англ. Tangrams: 330 Puzzles) призвал читателей присылать любые другие фигуры. В ответ было предложено приблизительно 6,13 миллиона возможных конфигураций, в каждой из которых при этом хотя бы одна вершина и хотя бы одна сторона любой части совпадают с вершиной и стороной другой части. В этой головоломке любители бросают вызов профессионалам и выиграть может каждый!
, как наши иностранные коллеги вводят ребят в игру. По этому видео, выключив английскую речь, я рассказываю детям легенду о возникновении игры. Позже, мы вместе с ребятами повторяют фигуры из легенды и создаём свою иллюстрированную книгу про танграм.

Правила "Танграма"
Задача игрока в развивающей игре "Танграм" - сложить фигурки из частей головоломки так, чтобы, во-первых, были использованы обязательно все части головоломки, а, во-вторых, детали не перекрывали друг друга. Фигурки можно как угодно переворачивать, класть любой стороной.(Секрет: начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.)

Самая настоящая головоломка - это парадоксы "Танграма".
Парадокс заключается в следующем: каждый раз полностью используя весь набор, можно сложить две фигуры, одна из которых будет являться подмножеством другой.
Парадокс Дьюдени: два монаха, у одного есть нога, а у другого нет.
Парадокс Лойда: квадрат и квадрат со срезанным углом, состоящий из тех же семи частей танграма.

Варианты игры с танграмом
1 вариант: Самый простой. Если ребенок маленький, предложите ему составить фигуру путём наложения элементов на образец, разделенный на составные части.
2 вариант: Если с первым разобрались,то можно составлять фигуры по примеру, то есть картинка перед вами, а элементы составляете по образцу, разделённому на части.
3 вариант: Можно оставлять в фигуре на образце только контуры.
4 вариант: Собственно творческие задания - самому придумать и сложить фигуру.

Задания развивающей игры для детей 3-6 лет
Для малышей 3-4 лет достаточно сложным заданием будет наложить фигурки танграма на готовый образец (ответ) головоломки. При этом детям нужно сопоставить размер и форму фигурок, найти правильное положение, точно разместить фигурку на основе-подсказке, что не так просто как кажется. Естественно, что фигуры на карточке должны точно соответствовать размерам фигур игрушки.

Такие же задания нужно использовать и с детьми постарше, в начале знакомства с этой развивающей игрой. Достаточно дать два-три таких задания и, если ребенок легко с ними справляется, можно переходить к более сложным заданиям.

Задания развивающей игры для детей 5-8 лет
Для детей этого возраста будет по силам складывать модели из фигурок танграма уже рядом с карточкой-ответом. В этом случае, карточка может не соответствовать реальным размерам деталей танграма. Как только ребенок легко будет справляться с такими заданиями, можно переходить к следующему этапу.

Задания развивающей игры для детей от семи лет и старше.
Собственно, именно здесь «Танграм» становиться игрой-головоломкой. Ребенку предлагают собрать модель, предъявляя только карточку с силуэтом фигурки. В семь лет дети смогут справиться с такой задачей, только если они уже раньше играли в более легкие варианты.

Сделаем танграм сами:
Материалом для такой головоломки может служить не только картон, но и пористая резина , жесткая офисная папка или пластиковая коробка из под DVD.

См. самый большой танграм , из всех которые я нашла для печати
Здесь можно найти несколько вариантов головоломки для печати

Как играть?
  • купить комплекты с раскрасками, картинками, стихами и загадками. Рисунок рядом с каждой схемой помогает ребенку увидеть, что он собрал из танграма и тем самым способствуетразвитию воображения.
  • видео с занятий и задания для детей ;
  • схемы с neposed.net ;
  • интерактивная игра ;
  • МК штампы "Танграм" :


  • Сделать бумажный танграм в дороге например, проще простого:

  • Танграм из термо мозаики :


  • Танграм из губки для игр в ванной:


Эта идея с использованием кухонных целлюлозных салфеток в дружественном мне блоге Вероники Сцириус " Мама играет, детки учатся".
  • Настенный декор-наклейка вполне доступная идея для оформления помещений:



Для игр с гигантским танграмом нам подходит напольный вариант игры из листа картона:

  • Танграм в печатных настольных играх(описания игр на английском языке):
печатное домино
карточная игра
карточная игра "Счастливая семья"
Мемори:
скачать
  • Онлайн игра для тренировки зрительной памяти. Нужно, наведя курсором на кнопки, открыть картинки и выбрать картинку, которая не повторяется. Тем временем мышка пробирается к сыру.
  • Задания с геометрическими фигурами
Отметить(закрасить) на персональной печатной схеме или сложить:
-один большой квадрат,
- можно или нельзя составить квадрат из двух частей? Из трех? Из четырех?
-квадрат, не используя треугольники,
-трапецию, не используя квадрат,
-прямоугольник, используя все 7 частей, но не квадрат,
-Можно ли составить треугольник, используя только две части
танграма? Три части? Пять частей? Шесть частей? Все семь частей
танграма?

Сложите треугольник, используя четыре части танграма:

а) один большой треугольник, два маленьких треугольника и квадрат;
б) один большой треугольник, два маленьких треугольника и парал лелограмм;
в) один большой треугольник, один средний треугольник
и два маленьких треугольника.
См. пример печатного иностранного пакета заданий
  • Задания на двоих, с двумя наборами головоломки, отлично приучают к работе в команде:
-сложить квадрат из двух танграмов(8 вариантов),

Сложить цветок из двух танграмов,

Обоим игрокам взять по 4 фигуры и сложить треугольник:

задний
  • Головоломки на одной странице и ответы на другой, как на этом сайте, дадут возможность спокойно поломать голову,
  • Графические диктанты.
Для графических диктантов сначала сделайте танграм на листе в клетку определённого размера, сложите фигуру и составьте для неё схему действий для рисования по клеткам.
Схемы для моего танграма со стороной в 12 клеток:

  • Задания обвести фигуры, проанализировать состав сложной фигуры и т.д. важный этап в подготовке руки к письму- см. задания из опыта наших иностранных коллег- Подготовка руки к письму с танграмом .
  • А давайте устроим турнир по танграму!
Посмотрите, как это делают наши иностранные коллеги на французском сайте. Приготовьте 36 карточек схем с заданиями по не расчленённому образцу. Каждый игрок получает турнирную карту для подсчёта очков, где отмечаются номера выполненных схем и количество заработанных пунктов. За каждую решённую без подсказки задачу записывается 10 пунктов, с подсказкой в виде схемы- ответа записывается 5 пунктов.
  • Танграм вдохновляет на тематические аппликации из геометрических фигур. См тематические наборы схем : люди, домашние животные, дикие животные, птицы. кошки, морские животные, английские буквы, цифры, китайский гороскоп . Если вы работаете по тематическим неделям, о вновь и вновь будете повторять навыки игры в танграм.
Отличные тематические карточки схемы на сайте

Которая была создана более 4000 лет назад. Простое изготовление танграма делает эту головоломку еще более популярной. В состав головоломки входит 7 частей: 3 треугольника (2 больших, 1 средний), квадрат и параллелограмм, которые в целом образуют один большой квадрат. Если сложить все 7 фрагментов танграма, можно получить большое разнообразие фигурок, очертания которых напоминают различные предметы быта, построения, животных и даже людей.

Разнообразие

Оцените собранные плоские фигуры головоломки танграм, фото которых приведены ниже. В обиходе можно встретить различные названия этой настольной игры, такие как: «конструктор из геометрических фигур», «картонная головоломка», «разрезная головоломка».

Популярность и вариативность

Идею конструирования из элементов танграма можно встретить в многочисленных показах известных дизайнеров, в смелых решениях ландшафтного дизайна. Наиболее популярным является использование в дизайне и конструировании мебели. Например, трансформирующиеся столы-танграмы, мягкая и корпусная мебель и т. д. Популярность мебели, построенной по этому принципу, объясняется ее практичностью и удобностью. Ведь ее можно видоизменять по малейшему желанию собственника. Счастливый обладатель мебели танграм своими руками сможет в любой момент кардинально изменить интерьер комнаты.

Существует огромное количество вариаций, которые могут быть собраны из треугольных и четырехугольных полок. При приобретении такой мебели покупатель получает вспомогательную инструкцию с различными картинками и фигурами, которые можно получить при помощи этих полок.

Преимущества головоломки

Но прежде всего танграм - это увлекательный инструмент мышления человека, особенно ребенка. Танграм, своими руками сделанный, - это одно из лучших времяпрепровождений родителей с их детьми. Головоломка поможет ребенку приобрести навыки анализа изображений, выделения геометрических фигур, разбиения объекта на части и составления из частей целого.

Инструкция

Процесс создания танграма несложен. Себестоимость этой головоломки невысокая. Танграм своими руками зачастую делают из белого либо цветного картона. Например, можно использовать картон из офисной папки, коробки из-под любых бытовых приборов, цветной картон для школьников. Более практичную и прочную версию можно сделать из пластика. На любую из предложенных поверхностей необходимо нанести шаблон и вырезать. Отметим незначительные затраты времени на создание головоломки танграм своими руками, схема которой приведена ниже и может быть использована в качестве шаблона.

Вырезав по шаблону элементы, вы получаете готовый танграм, с которым можете начинать играть. Вместе с ребенком вы можете выбрать из множества образцов интересный для вас контур и сложить фигурку, которая должна состоять из всех семи частей танграма, не перекрывающих друг друга. По такому же принципу можно придумывать свои фигурки. Для самых маленьких расчерчивают образцы на бумаге и собирают элементы как мозаику.

Создание головоломки танграм своими руками позволит весело и полезно провести свободное время!

Это древняя китайская игра. Если разделить квадрат на семь геометрических фигур, как это показано на рисунке, то из них можно составить огромное количество (несколько сотен) самых разнообразных силуэтов: человека, предметов домашнего обихода, игрушек, различных видов транспорта, цифр, букв.

Игра очень проста в изготовлении. Квадрат (величина его практически может быть любой: 5×5, 7×7, 10×10, 12×12 см и т.д.) из картона или пластика, одинаково раскрашенный с двух сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат, равный по размерам двум маленьким треугольникам, и параллелограмм, по площади равный квадрату.

Правила игры:

1. В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
2. При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.
3. Элементы фигур должны примыкать один к другому.

При составлении силуэтов взрослый постоянно напоминает детям, что необходимо использовать все части набора, плотно присоединяя их друг к другу.

Взрослый может применять некоторые приёмы, которые помогут дошкольнику достичь наилучших результатов: предложить анализ образца в целом или наиболее сложной его части, указать на расположение одной-двух фигур в составляемом силуэте, начать выкладывание, а затем предложить ребёнку закончить силуэт или, наоборот, завершить то, что начато ребёнком. Следует постоянно подтверждать правильность хода мысли и действий ребёнка, побуждать его планировать ход своей работы, обсуждать способы выкладывания и результаты, поощрять стремление доводить начатое дело до конца, преодолевая трудности в достижении поставленной цели, выполнении задуманного.
Помощь ребёнку должна быть тактичной, побуждающей к самостоятельности, активности, настойчивости, инициативным действиям, ведущим к достижению результата. Прямых указаний, что и как делать, лучше избегать. Уместны такие советы детям: «Посмотри (рассмотри) картинку внимательно. Из каких фигур она составлена?», «Попробуй сделать ещё раз, но по-другому», «Вспомни, как ты выкладывал в прошлый раз, и начни так же», «Вначале хорошо подумай, а потом делай».

Игра «Танграм» вызывает у детей огромный интерес, способствует развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности, открывает новые возможности для совершенствования сенсорики, развития творческого, продуктивного мышления, а также нравственно-волевых качеств личности.

Интересна история появления этой игры. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Мальчику доставляло большое удовольствие целый день забавляться игрушками. И тогда император призвал к себе трёх мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом. И повелел он им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, а также и понял, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю» – квадрат, разрезанный на семь частей.

Этапы освоения игры «Танграм»

Первый этап — ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой.

I.
Цель. Упражнять детей в сравнении треугольников по размеру, составлении из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников.
Материал: у детей наборы фигур к игре «Танграм», у воспитателя фланелеграф и набор фигур к нему.
Ход работы. Воспитатель предлагает детям рассмотреть набор фигур, назвать их, сосчитать и определить общее количество. Дает задания:
1. Отобрать все треугольники, сосчитать. Сравнить по размеру, накладывая один на другой.
Вопросы для анализа: «Сколько больших, одинаковых по размеру треугольников? Сколько маленьких? Сравните этот треугольник (среднего размера) с большим и маленьким. (Он больше самого маленького и меньше самого большого из имеющихся.) Сколько всего треугольников и какого они размера?» (Два больших, 2 маленьких и 1 средний по размеру.)
2. Взять 2 больших треугольника и составить из них последовательно: квадрат, треугольник, четырехугольник. Один из детей составляет фигуры на фланелеграфе. Воспитатель просит назвать вновь полученную фигуру и сказать, из каких фигур она составлена.
3. Из 2 маленьких треугольников составить те же фигуры, располагая их по-разному в пространстве.
4. Из большого и среднего по размеру треугольников составить четырехугольник.
Вопросы для анализа: «Какую фигуру составим? Как? (Присоединим к большому треугольнику средний или наоборот.) Покажите стороны и углы четырехугольника, каждой отдельной фигуры».
В итоге воспитатель обобщает: «Из треугольников можно составлять новые различные фигуры — квадраты, четырехугольники, треугольники. Фигуры присоединяются одна к другой по сторонам». (Показывает на фланелеграфе)

II.
Цель. Упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.
Материал: у детей — наборы фигур к игре «Танграм». У воспитателя — фланелеграф и таблицы с изображенными на них геометрическими фигурами.
Ход работы. Дети, рассмотрев фигуры, делят их по заданию воспитателя на 2 группы: треугольники и четырехугольники.
Воспитатель поясняет, что это набор фигур к игре, называется она головоломка или танграм; так ее назвали по имени ученого; придумавшего игру. Можно составить много интересных изображений.
1.Составить четырехугольник из большого и среднего треугольников.
2.Составить новую фигуру из квадрата и 2 маленьких треугольников. (Сначала — квадрат, затем — четырехугольник.).
3.Составить новую фигуру из 2 больших и среднего треугольника. (Пятиугольник и четырехугольник.)
4.Воспитатель показывает таблицы и просит детей составить такие же фигуры (см. рис.). Дети последовательно составляют фигуры, рассказывают, как они делали, называют их.
Воспитатель составляет их на фланелеграфе.

Дается задание на составление нескольких фигур по собственному замыслу детей.
Итак, на первом этапе освоения игры «Танграм» проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой, соотношение сторон фигур по размерам. Задания видоизменяют. Дети составляют новые фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Им предлагают выполнить задание в плане представления, а затем — практически: «Какую фигуру можно составить из 2 треугольников и 1 квадрата? Сначала скажите, а затем составьте».

Второй этап — составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам. Второй этап работы с детьми является наиболее важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур. Игры должны быть эффективно использованы воспитателем не только с целью упражнения в расположении частей составляемой фигуры, но и в приобщении детей к зрительному и мысленному анализу образца.

Составление фигуры-силуэта зайца
Цель . Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.
Материал: у детей — набор фигур к игре «Танграм», образец.

Ход работы. Воспитатель показывает детям образец фигуры-силуэта зайца (см. рис.) и говорит: «Посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур составлены туловище, голова, ноги зайца?» Надо назвать фигуру и ее величину, так как треугольники, из которых составлен заяц (показывает), разных размеров; предлагает нескольким детям ответить.

Р. Голова зайца составлена из квадрата, ухо — из четырехугольника, туловище — из двух треугольников, а лапы — тоже из треугольников.

В. Правильно ли рассказал Коля? Если заметили ошибки, исправьте их.
Воспитатель просит рассказать другого ребенка.

Р. Туловище надо составить из 2 больших треугольников, лапу (вот эту) — из среднего треугольника и маленького, а другую — из маленького треугольника.

В. Теперь посмотрите, какую геометрическую фигуру образуют 2 больших треугольника. Покажите стороны, углы этой фигуры.

Р. Это четырехугольник (показывает его контур, считает углы, стороны).

В. А какую фигуру образует вместе средний и маленький треугольник?

Р. Это четырехугольник, вот здесь (показывает) не как у прямоугольника.

В. Вот мы и рассмотрели, как составлен заяц, из каких фигур составлены туловище, голова, лапы. А теперь возьмите свои наборы и составляйте. Кто выполнит задание, проверьте, правильно ли составил.
После того как фигура составлена, воспитатель просит двоих детей рассказать, как они составили фигуру, т. е. назвать расположение составных частей по порядку.

Р. Я составила так: голову и ухо — из квадрата и четырехугольника, туловище — из 2 больших треугольников, лапы — из среднего и маленького и 1 лапку — из маленького треугольника.

Р. У меня ухо составлено из четырехугольника, голова — из квадрата, лапа — из треугольника, туловище — из больших треугольников, лапы — вот эти — из 2 треугольников.
Анализ образца в данном случае проводился под руководством педагога. В дальнейшем следует предлагать детям самостоятельно провести анализ фигуры и составить ее.

Третий этап освоения игры — воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным)

Воссоздание фигуры-силуэта бегущего гуся
Цель. Учить детей предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления.
Материал: наборы, фигур к игре «Танграм», фланелеграф, образец, доска и мел.

Ход работы. Воспитатель обращает внимание детей на образец: «Посмотрите внимательно на этот образец. Фигуру бегущего гуся можно составить из 7 частей игры. Надо сначала рассказать, как это можно сделать. Из каких геометрических фигур можно составить туловище, голову, шею, ноги гуся?»

Р. Я думаю, что туловище составлено из 2 больших треугольников, голова — из маленького треугольника, шея — из квадрата, лапы — треугольники.

Р. Я думаю, что голова из среднего треугольника составлена, а дальше все так же, как Лена говорила.

Р. Голова из среднего треугольника, шея — из квадрата, а туловище — из 2 больших треугольников, вот так они лежат (показывает), и четырехугольника, а ноги — из маленьких треугольников.

В. Возьмите фигуры и составляйте. И мы узнаем, кто из ребят прав.

После того как большинство детей составят силуэт гуся, воспитатель вызывает одного ребенка, который мелом на доске рисует расположение частей. Все дети сверяют составленные ими фигуры с изображением на доске.

В дальнейшем возможно проведение анализа образца составляемой фигуры не в начале занятия, а в ходе его, когда дети апробируют различные пути составления на основе предположительного самостоятельного анализа.

Четвертый этап — упражнения в составлении изображений по собственному, замыслу. Задумав составить какое-либо изображение, мысленно, в плане представления, членят его на составные части, соотнося их с формой танграмов, затем составляют.