Когда было 300 лет российскому флоту. Разновидности и значение медали «300 лет Российскому флоту. Основания для награждения
Банк России регулярно выпускает подарочные наборы, памятные тиражи в честь разнообразных значимых событий страны.
В 1996 году мир увидела целая подборка из 6 монет и одного жетона, с завода комплект шел в оригинальной упаковке. 300 лет Российскому флоту — данное памятное событие и послужило выпуском буклета.
Набор монет посвященный регулярным морским силам страны в наше время — достаточно дорогое удовольствие за относительно свежие, недрагоценные медальоны, ниже вы узнаете больше о монетах из буклета и о причине значительного роста стоимости комплекта.
Жетон Петра 1
Начнем мы не с монеты, а именно с монетовидного жетона, который несет на одной из сторон профиль Петра 1 и надпись «основатель монетного двора», а на другой – рисунок СПМД.
Дело в том, что тиражированием буклетов занимался именно СПМД, который и добавил жетон Петра в коллекцию, однако помимо основания монетного двора в Санкт-Петербурге Петр 1 известен и тем, что настоял на своей идее и создал первый в истории Российской Империи регулярный флот.
Таким образом жетон получил двойной смысл, и непосредственное отношение к подборке, представленной в буклете.
Набор монет к юбилейной дате — 300 лет российскому флоту
1 рубль «Рыболовный траулер»
Денежная единица наименьшего достоинства из набора, называется «РЫБОЛОВНЫЙ ТРАУЛЕР». Лицевая сторона представлена рельефом двуглавого орла внутри аверса, сверху полукругом – паритет монеты, в нижней части — принадлежность.
Обратная сторона это картина, в середине которой расположился рыболовный корабль, его вдоль канта окружают различные надписи. Сверху лежит – название серии, снизу – название монеты, слева – отметина СПМД, справа – год чекана.
Металл: латунь.
Размер: 19,45 миллиметров.
Размер тиража: 100 тысяч экземпляров.
Источник: Fcoins.ru
5 рублей
5 рублей парусник «Товарищ»
Парусный корабль с гордым именем «Товарищ» дал свое имя 5-рублевке «300 лет российскому флоту».
Аверс – схожий с предыдущей монетой, за исключением текста о номинале.
Реверс: большое, рельефное изображение парусника «Товарищ», идущего под парусом, занимает большую часть обратной сторона монеты.
Вокруг центральной картины разместились дополнительные надписи: в верхней части – серия, в нижней – имя монеты, с левой стороны – отметина завода изготовителя, с правой – дата выпуска.
Металл: латунь.
Размер: 21 миллиметр.
Тираж – 100 тысяч.
Источник: Fcoins.ru
10 рублей «Грузовое судно»
«Грузовое судно» — имя данного экземпляра. Аверс – идентичный предыдущим монетам, за исключением паритета.
Обратная сторона – большую часть занимает картина грузового корабля, над ним — Гермеса.
Окружающие монету надписи – идентичны предшественникам.
Сплав: мельхиор.
Размер: 21.9 миллиметров.
Источник:Fcoins.ru
20 рублей «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО»
20 рублей «Научно-исследовательское судно»
Аверс – аналогичен монетам серии. Реверс – корабль ученых расположен в центра медальона, вдоль края – стандартные для серии надписи.
Металл: сплав меди и никеля.
Размер: 24 миллиметра.
Источник: Fcoins.ru
50 рублей «ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР»
50 рублей «Подводный крейсер»
Аверс – такой же, как монет серии. Реверс – подводная лодка расположилась в средине обратной стороны медальона. Вдоль края лежат надписи: название серии, название медальона, год чекана, отметина завода.
Размер: 25 миллиметров.
Металл: латунь.
Единый аверс для монет серии "300 лет Российскому флоту"
Последней серией дореформенных монет из недрагоценных металлов стал набор к 300-летию Российского флота, выпущенный 18 октября 1996 года тиражом 100 тысяч штук, что в два раза меньше, чем у наборов «50-летие Победы» . Монеты представлены 6 номиналами, из которых 1, 5 и 50 рублей выполнены из латуни, а 10, 20 и 100 рублей из медно-никелевого сплава белого цвета. В набор входит жетон с изображением здания Ленинградского монетного двора с одной стороны и портрета Петра I с другой.
Монеты упакованы в красочный картонный буклет с изображением картины И.К. Айвазовского, а также имеющий описание некоторых кораблей современного российского флота. Буклет вставлялся в плотный конверт, имеющий схожее оформление, и содержащий портрет Петра I. Монеты отличаются по размеру, на всех присутствует прерывисто-рубчатый гурт, аверсы выполнены в едином стиле: эмблема Банка России (двуглавый орёл без корон и регалий, художник И. Билибин), по окружности прописью указан номинал и надпись «БАНК РОССИИ». На оборотных сторонах изображены корабли с указанием названия, имеется надпись «300-ЛЕТИЕ РОССИЙСКОГО ФЛОТА» и знак монетного двора.
Список монет «300 лет Российскому флоту»:
Современный рыболовный траулер - настоящий плавучий завод, который используется не только для лова рыбы, но также для её переработки и консервации. На кораблях располагаются холодильники и производственные цеха, работа может идти круглосуточно на протяжении нескольких дней. Подобная система позволяет выходить далеко в море, плавание длится по несколько недель без захода в порт. | |
Барк «Товарищ» был выпущен в Германии в 1933 году, первоначально носил название «Горх Фок». В 1945 в ходе боевых действий корабль был затоплен, а через два года поднят и отдан СССР по репарации. В 1951 после ремонта парусник вышел из Ленинграда, обогнул Европу и пришвартовался в Одессе. В 70-е совершил плавание к берегам США, участвовал в нескольких регатах, в 1980 году посетил Южную Америку. После распада СССР оказался приписан к Украине, долгие годы проводились попытки ремонта, но не было достаточно финансирования. В 2003 его переправили в Германию, вернули первоначальное название. Сейчас корабль находится в музее города Штральзунд. | |
Современные грузовые суда бывают нескольких типов: контейнеровозы, танкеры, балкеры, сухогрузы, ролкеры, лихтеровозы и рефрижераторы. Контейнеровозы в основном самые крупные из них, длина достигает 400 метров, а вместимость - более 100 тысяч тонн. Крупнейший в мире контейнеровоз способен вместить 11 тысяч 20-тонных контейнеров. Но рекорд по длине (488 метров) принадлежит судну по добыче газа, построенному в 2013 году, он способен перевозить 600 тысяч тонн груза. | |
Судно «Космонавт Юрий Гагарин» было спущено на воду в 1971 году, использовалось для управления космическими аппаратами через наземные пункты связи. Являлось крупнейшим в мире судном такого типа. Имело длину 231 метр, ширину - 31 метр, водоизмещение - 45 тысяч тонн. Корабль был приписан к одесскому порту и после распада СССР перешёл во владение Украины. В 1996 году его продали на металлолом за 7,6 млн. долларов. | |
Подводные крейсера - самые большие подводные суда, способные к длительному автономному плаванию. Их экипаж может включать 100 и более матросов, работающих посменно. Крупнейшими являются советские подводные лодки типа «Акула», способные нести баллистические ракеты. Длина самого большого судна - 172 метра, построено в 1981 году, находится на вооружении РФ. | |
Ледокол «Арктика» спущен на воду в 1972 году в СССР, использовался до 2008 года. Был первым в мире судном, достигшим Северного полюса и вторым по счёты атомным ледоколом. С 1982 по 1986 год носил имя «Леонид Брежнев». Сейчас корабль стоит в порту Мурманска в ожидании утилизации. |
Параметры монет:
Реплика корабля "Гото Предестинация" 1698 года в Воронеже
На момент выпуска набора номинал монет имел очень низкую покупательную способность (в обращении были купюры от 100 до 100 тысяч рублей), поэтому комплект предназначался исключительно для коллекционеров и в обращение не поступал. Монеты имеют улучшенное исполнение UNC (без царапин от мешкового хранения). В настоящее время стоимость такого набора среди коллекционеров начинается от 16 тысяч рублей, а в идеальном состоянии может достигать 25-30 тысяч. Встретить в продаже отдельные монеты проблематично. Рынок наводнён многочисленными копиями и фальшивками.
*Справка:
История постоянного российского военного флота начинается в 1688 году, когда молодой Пётр I, ещё не будучи царём, обнаружил в окрестностях Москвы голландский ботик - небольшую парусную лодку. Она легла в основу «Потешной флотилии», созданной Петром для изучения основ мореходства. В 1696 году построенные на верфи в Воронеже первые настоящие боевые корабли одержали победу под Азовом, после чего последовал царский указ о создании в России собственного регулярного флота. В 1712 году была одержана первая крупная морская победа при Гангуте, а затем ещё несколько побед, значительно повлиявших на итог Северной войны.
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5(9-10)/1996, стр. 2-8
300 лет Российскому флоту
Адмирал флота Ф.Н.ГРОМОВ,
главнокомандующий Военно-Морским Флотом
СОЗДАНИЕ Военно-Морского Флота России и его совершенствование неразрывно связаны с формированием российской государственности, утверждением России на берегах Балтийского, Черного и Каспийского морей, Северного Ледовитого и Тихого океанов. Флот явился важнейшим фактором приобщения нашей страны к достижениям мировой цивилизации в торговле, экономике, культуре. Развитие флота во многом стимулировало становление отечественной металлургической, текстильной промышленности, различных отраслей машиностроения, приборостроения, радиотехники. Важные открытия ученых в математике, астрономии, навигации, географии, физике и химии были вызваны и потребностями флота, с ним же связаны достижения России в области культуры. Ратным деяниям военных моряков посвятили свои творения виднейшие российские писатели, поэты, художники и композиторы. Многое из того, что было лучшим в нашем государстве, концентрировалось вокруг флота.
Русские военные корабли под Андреевским флагом можно было увидеть во всех морях и океанах, и не только с военными целями. Они открывали новые земли, проникали в полярные широты для научных исследований. На кораблях отечественной постройки были одержаны славные морские победы на Черном и Балтийском морях, совершены успешные экспедиции в Средиземное море эскадр Спиридова, Ушакова и Сенявина. Россия присоединила Крым, укрепилась на Черном море, завоевала господство на Балтике. В руководстве страны и в народе глубоко закрепилось сознание необходимости морской мощи для Российского государства.
Переход от парусных кораблей к винтовым, а затем и броненосным был одним из труднейших этапов в развитии Российского ВМФ после Крымской войны (1853-1856 гг.). И хотя строительство новых кораблей, где учитывались последние достижения мировой науки и технологии, шло поначалу медленно, в России была создана необходимая промышленная база и сложилась кооперация, которая стала фундаментом для становления океанского флота. Этот процесс не остановили даже трагические результаты русско-японской войны (1904-1905 гг.). К 1917 году в составе Российского флота и на стапелях находились корабли всех классов и типов, большинство из которых по тактико-техническим характеристикам не уступали лучшим образцам зарубежного кораблестроения. На нужды флота работали десятки промышленных предприятий, многие научные организации и лаборатории.
Однако результаты первой мировой и гражданской войн поставили ВМФ России на грань катастрофы. Потребовалось более 20 лет, чтобы восстановить разрушенную промышленность, развернуть сеть проектно-конструкторских бюро и научно-исследовательских учреждений, отремонтировать старые и построить новые корабли, подготовить заново офицерский корпус, освоить морские театры и районы плавания, заложить базу для строительства океанского флота, достойного великой морской державы.
Военно-Морской Флот к началу Великой Отечественной войны включал четыре оперативных объединения: Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флоты, а также Дунайскую, Каспийскую, Пинскую и Амурскую флотилии. В его состав входили три линейных корабля, 80 тральщиков, 269 торпедных катеров, 218 подводных лодок, более 2500 самолетов всех типов и 260 батарей береговой артиллерии. В целом, несмотря на разобщенность по отдельным театрам, это была значительная сила.
В ходе войны флот уничтожил более 700 кораблей и судов и около 800 транспортов противника с войсками, боезапасом, топливом и другими грузами. На театры военных действий по морским путям было доставлено свыше 100 млн тонн различных грузов, из которых значительная часть приходилась на нефтепродукты.
Главные усилия флота с первых же дней войны были направлены на решение важнейшей задачи - содействие сухопутным войскам, которые несли на себе основную тяжесть защиты страны от врага и успехом которых, в конечном счете, определялся исход войны. Флот в этот период проявил себя как ударная сила, способная существенно изменять обстановку в приморской полосе действий фронтов, значительно облегчать им условия выполнения оперативных и стратегических задач.
Новая расстановка политических сил в мире после разгрома фашистской Германии и милитаристской Японии не устраивала наших союзников по антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны. В этих условиях наше государство вынуждено было принимать меры для обеспечения национальной безопасности с океанских и морских направлений, откуда возникала угроза применения ракетно-ядерных средств.
Начались широкомасштабные работы по созданию ракетно-ядерного океанского флота, способного защитить национальные интересы государства в Мировом океане, противостоять угрозе с океанских направлений. На службу обеспечения надежной безопасности страны была поставлена значительная часть ее экономического и научно-технического потенциала.
Создание океанского флота осуществлялось по следующим основным направлениям: строительство атомного подводного флота; внедрение ракетно-ядерных систем стратегического назначения; разработка и ввод в строй надводных кораблей всех классов, включая тяжелые авианесущие крейсера; вооружение флота авиацией дальнего действия; качественное улучшение средств освещения подводной обстановки, совершенствование сил и средств борьбы с подводными лодками; оснащение кораблей средствами радиоэлектроники, а также автоматизированными системами управления силами, оружием и техническими средствами. Таким образом, закладывались основы сбалансированного ракетно-ядерного океанского флота, способного решать обширный круг боевых задач.
Приоритет был отдан развитию подводных сил, что позволило в кратчайшие сроки резко увеличить ударные возможности нашего флота. Главным достижением того периода стало создание морских стратегических ядерных сил, основного фактора сдерживания агрессии и поддержания стратегической стабильности в мире.
Для борьбы с крупными надводными кораблями, транспортами, кораблями охранения конвоев на океанских и морских коммуникациях, ракетными подводными лодками противника были созданы многоцелевые подводные лодки. Расширение их боевых возможностей осуществлялось за счет усиления ракето-торпедного оружия, совершенствования систем обнаружения, целеуказания, связи, навигации и информационно-управляющих комплексов.
По мере роста боевого потенциала атомных подводных лодок, обладавших практически неограниченной дальностью плавания, центр тяжести боевой деятельности дизель-электрических подводных лодок переместился в районы внутренних и окраинных морей, в ближнюю морскую зону.
Успехи в развитии оружия и вооружения в совокупности с достижениями в области технических средств послужили основанием для нового подхода к оценке боевых возможностей надводных кораблей и их роли в проведении операций на морских и океанских ТВД. Требовались силы, способные противостоять ракетным подводным лодкам и авианосцам, предотвратить или ослабить ядерное нападение с моря. Так в составе флота появились ракетные крейсера с атомными и газотурбинными энергетическими установками и корабли различных типов: большие противолодочные, противолодочные и ударные на динамических принципах поддержания, крупные танкодесантные, способные высаживать технику на берег и на воду, минно-тральные с пластмассовыми корпусами, оснащенные новыми средствами борьбы с минной опасностью. В целом развитие надводных кораблей шло по пути наращивания их боевой мощи и расширения боевых возможностей.
Одной из актуальных задач стало повышение ударной наступательной мощи надводных сил флота, для чего в строй вводились ракетно-артиллерийские корабли различного назначения - от тяжелых атомных крейсеров, эскадренных миноносцев до ракетных катеров. Еще одна проблема - обеспечение высокой боевой готовности кораблей, находящихся в отдаленных районах Мирового океана, - поставила на повестку дня вопрос о создании мобильных сил плавучего тыла - кораблей и судов обеспечения. Необходимость повышения боевой устойчивости сил в море потребовала разработки кораблей нового класса - авианесущих. К их строительству приступили в начале 70-х годов. Работы по их дальнейшему совершенствованию продолжаются и сегодня, будут они вестись и в XXI веке.
Оснащение современными надводными кораблями и подводными лодками позволило существенно расширить возможности ВМФ, который перешел от выполнения отдельных боевых задач к проведению операций оперативно-стратегического уровня на всех широтах Мирового океана в любой Обстановке и погодных условиях. Реальной проверкой возможностей кораблей и техники на соответствие предъявляемым требованиям стали: постоянное несение боевой службы в оперативно важных районах, широкомасштабные учения и маневры, по результатам которых совместно с промышленностью делались выводы о состоянии вооружения и военной техники и намечались пути дальнейшего повышения его тактико-технических характеристик.
Создание океанского ВМФ, способного решать стратегические задачи в Мировом океане, стало тем фактором, который оказал решающее влияние на мировую политику, достижение стабильности во многих регионах мира, паритета в вопросах вооружения и в итоге способствовал сокращению и ограничению стратегических наступательных и обычных вооружений в Европе. Это явилось свидетельством признания нашей страны как могучей державы, готовой надежно защищать свою безопасность и активно влиять на сохранение международной стабильности.
Сегодня развитие Военно-Морского Флота осуществляется в соответствии с требованиями «Основных положений военной доктрины Российской Федерации», в рамках концепции строительства Вооруженных Сил, в условиях проводимой в стране военной реформы. На основе этих документов уточнены задачи и разработана концепция развития ВМФ. Согласно ей в мирное время флот должен быть способен обеспечить национальные интересы России в Мировом океане и осуществление совместно с другими видами Вооруженных Сил функций сдерживания любого государства от попыток реализации военными средствами своих намерений относительно России и ее союзников, проведение внешнеполитических акций и выполнение наших обязательств перед мировым сообществом по поддержанию мира и стабильности; участвовать совместно с другими видами Вооруженных Сил в локализации конфликтов в приграничных районах России и мероприятиях по оказанию помощи гражданскому населению при возникновении чрезвычайных ситуаций различного рода; решать другие задачи.
Развитие ВМФ сегодня направлено в первую очередь на максимальное сохранение существующего боевого потенциала, прежде всего морских стратегических ядерных сил, как самого эффективного средства сдерживания, а также морских сил общего назначения, способных защитить государственные интересы России и отразить агрессию с морских направлений.
В военное время главными задачами флота становятся отражение агрессии с океанских и морских направлений, нанесение поражения основным ударным группировкам противника и обеспечение высокой боевой устойчивости морских стратегических ядерных сил.
С учетом этих положений и в соответствии с концепцией в ближайшие 25 лет должен быть создан современный, сбалансированный по родам сил и средствам обеспечения Военно-Морской Флот, способный в любой обстановке гарантированно обеспечить защиту России и государств Содружества с морских направлений. Для решения стоящих перед ним задач предусматривается иметь морские стратегические ядерные силы, морские силы общего назначения и рода сил: подводные силы, надводные силы, морскую авиацию и береговые войска. Основой ВМФ будет его боевой состав (подводные лодки, боевые надводные корабли, самолеты и др.) с высокими качественными характеристиками.
Совершенствование морских СЯС и системы управления ими предусматривается осуществлять путем приведения их характеристик к уровню, отвечающему самым высоким требованиям современной науки и техники. Приоритетность этого направления работы во многом обусловлена тем, что во всех ведущих странах мира просматривается отчетливая тенденция переноса основной части национального ядерного потенциала с суши под воду. По нашему мнению, это совершенно объективный процесс, поскольку морские СЯС обладают высокой мобильностью, скрытностью, живучестью и готовностью к применению оружия. Кроме того, они более выгодны в военно-экономическом отношении.
Силы общего назначения несут основную нагрузку по решению всего круга задач мирного времени, включая обеспечение боевой устойчивости функционирования морских СЯС и поддержание на морских театрах оперативных условий, наименее благоприятных для агрессора при начале и ведении им военных действий против России на море и с морских направлений.
Планируется осуществить последовательную замену многоцелевых подводных лодок, выслуживших установленные сроки, за счет ввода в состав флота новых, значительно более совершенных: по одному типу многоцелевой атомной и небольшой дизельной подводной лодки.
Дальнейшее развитие получат универсальные боевые корабли океанской зоны. В частности, находится в стадии разработки перспективный эсминец нового поколения, способный вести эффективную борьбу с надводным и подводным противником, его авиацией и крылатыми ракетами, а также поражать высокоточными крылатыми ракетами наземные объекты.
Приоритет в строительстве кораблей морской зоны отдается качественно новому типу многоцелевого сторожевого корабля, который при относительно небольшом водоизмещении будет оснащен всеми видами морского оружия (при меньшем боекомплекте в сравнении с новым эсминцем). На эти корабли (кроме других задач) ляжет основная нагрузка по защите российского гражданского судоходства - одной из приоритетных задач государственного значения.
Планируется ввод в состав флота принципиально новых минно-тральных кораблей с учетом опыта войны в Персидском заливе, новых западных концепций минной войны и того большого внимания, которое уделяют развитию минного оружия все морские державы. Осуществляются разработки и по ряду других типов боевых кораблей и катеров различного назначения, судов обеспечения. В последующем, при условии соответствующего развития отечественной кораблестроительной базы и достаточного финансирования, предполагается создание нескольких полноценных авианосцев.
В настоящее время в ВМФ сохраняются четыре флота (на Севере, Дальнем Востоке, Балтийском и Черном морях), Каспийская флотилия и входящие в них основные объединения и соединения. Основу флотов на Севере и Дальнем Востоке составляют атомные подводные лодки, ракетные корабли и морская авиация. Особенности Тихоокеанского региона требуют более масштабного развития легких мобильных сил для действий в проливных и островных зонах. В условиях резкого сужения системы базирования в регионах Балтийского и Черного морей приоритет отдается многоцелевым кораблям среднего водоизмещения, дизельным подводным лодкам, штурмовой авиации, минно-тральным кораблям и катерам. На всех флотах предусматривается в качестве основных соединений иметь военно-морские базы, флотилии, дивизии и бригады надводных кораблей и подводных лодок, соединения и части военно-воздушных сил и береговых войск. На вновь строящихся подводных лодках и надводных кораблях должны быть реализованы все лучшие технические достижения, весь опыт строительства и применения флота предыдущих лет. Наши перспективные корабли всех классов, пусть и в небольших количествах, должны олицетворять Российский флот начала XXI века и быть символом морской мощи государства.
Главные направления совершенствования и развития подводных лодок мы видим в радикальном снижении шумности, повышении их боевых и эксплуатационных возможностей, живучести и улучшении маневренных качеств; надводных кораблей - в универсализации, снижении массогабаритных характеристик оружия и техники, повышении надежности и безопасности технических средств, снижении заметности в верхней полусфере. Что касается качественных параметров вооружения новых кораблей, то упор должен быть сделан на повышение эффективности всех видов обеспечения, своевременную разработку и развитие средств базирования, эксплуатации и ремонта, совершенствование опытно-экспериментальной базы как важнейшего средства обеспечения высокого качества создаваемых образцов вооружения и военной техники.
Для того чтобы достичь этих целей в нынешних сложных и во многом новых для страны экономических условиях, необходимо постоянно совершенствовать механизм научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, организацию системы заказов вооружения и военной техники, добиваться непрерывного взаимодействия заказчиков с исполнителями, концентрировать усилия на разработке ключевых наукоемких направлений, вовремя отказываться от неперспективных или «тупиковых» технологий. Наметившиеся в промышленности тенденции стабилизации, принятые на государственном уровне решения по сохранению наукоемких отраслей производства позволяют надеяться, что планы создания Военно-Морского Флота, достойного России как великой морской державы, будут реализованы. На территории Российской Федерации сосредоточен мощный, обладающий огромным опытом интеллектуальный, научно-технический потенциал, необходимый для строительства и развития флота. Этот потенциал по праву считается национальным достоянием государства и должен, как во все времена, быть востребован своим Отечеством.
Отмечая 300-летие со дня создания Российского флота, военные моряки, верные вековым традициям, делают все возможное для поддержания флота в боеготовом состоянии.
Естественно, ни одно государство не может жить без учета перспективы, особенно в области обороны и, в частности, военно-морских вооружений. Не может оно оставлять без внимания и тенденции развития военно-морских сил в других странах. Строительство флота не только сложный, дорогостоящий, но и длительный процесс. Создание современных атомных подводных лодок, крупных надводных кораблей, корабельных систем вооружения, относящихся к высоким технологиям, занимает десятилетия и не должно прекращаться несмотря ни на какие трудности. Современный, сбалансированный, боеспособный флот может быть создан только заблаговременно. Эту особенность необходимо учитывать и сегодня в условиях реформирования Военно-Морского Флота, конверсии оборонной промышленности, перепрофилирования научно-технических коллективов, занимающихся разработкой и производством вооружения и военной техники. Игнорирование этого фактора может иметь тяжелые последствия для обороноспособности страны.
Сегодня в России нет принятой на государственном уровне долгосрочной программы военного судостроения (хотя бы по основным параметрам), что вызывает серьезные затруднения в определении перспектив флота и способствует развалу кооперации, сложившейся в кораблестроении и смежных с ним более чем 20 отраслях промышленности. На крупнейших судостроительных заводах в постройке находятся только два проекта боевых надводных кораблей океанской (эскадренный миноносец) и морской (сторожевой корабль) зон и три типа подводных лодок - две атомные и одна дизельная для ближней морской зоны. Реальность такова, что объем ассигнований текущего года на закупку вооружения и военной техники, а также на содержание кораблей не обеспечивает даже эти скромные темпы строительства, а следовательно, и сроки ввода новых кораблей в строй.
Программа должна включать вопросы строительства и военно-экономического обоснования развития ВМФ с учетом особенностей океанских и морских театров в разных районах для создания и поддержания соответствующей мощи морских стратегических ядерных сил и сил общего назначения, береговой инфраструктуры флота, поисково-спасательной, научной и другой деятельности на длительную перспективу. Следует также проработать вопросы, связанные с обеспечением экологически безопасного функционирования и утилизации объектов ВМФ России (корабли, базы и др.), чтобы исключить вероятность их использования другими государствами в условиях ограниченных возможностей флота.
Защита интересов нашей страны в Мировом океане исходит из того, что ни одно государство не должно воспринимать ВМФ как угрозу своей безопасности. Флот России выполняет прежде всего сдерживающую функцию в интересах национальной безопасности, и его развитие сводится к сохранению в максимально возможной степени необходимого для обороны боевого потенциала, в первую очередь морских стратегических ядерных сил, как самого эффективного средства сдерживания, и сил общего назначения.
С учетом реализации программных требований Военно-Морской Флот в области защиты интересов государства должен обеспечить:
во-первых, сдерживание возможных угроз и безопасную военно-морскую деятельность. Это означает поддержание морских сил ядерного сдерживания России на уровне, гарантирующем в составе стратегической триады страны разумную оборонную достаточность с учетом потенциала ведущих ядерных держав, обеспечение достаточных сил общего назначения ВМФ;
во-вторых, национальное влияние и безопасность экономической деятельности в Мировом океане. Деятельность ВМФ в этом плане нацеливается на обеспечение стратегической стабильности в различных регионах; адекватное реагирование на вызовы безопасности России и ущемление ее национальных интересов и целей, поддержку и обеспечение ее усилий в решении мировых политических проблем. При этом должны соблюдаться нормы международного права, обеспечиваться защита и безопасность экономической деятельности государства как в находящихся под его юрисдикцией морских пространствах, так и в других океанских и морских районах;
в-третьих, своевременную оборону и пресечение агрессии. ВМФ должен быть способен противостоять агрессии с морских направлений и в случае возникновения угрозы ядерного нападения принять необходимые меры для ее ликвидации и меры, обеспечивающие неотвратимость соответствующего отпора.
Для решения задач, стоящих перед ВМФ России в части реализации указанных направлений, необходимо: уточнить и дополнить военную доктрину России с учетом значимости флота в вопросах военной и экономической безопасности; проработать все аспекты строительства и военно-экономического обоснования развития ВМФ с учетом особенностей океанских и морских театров в разных районах для создания и поддержания соответствующей мощи морских СЯС и сил общего назначения, береговой инфраструктуры флота, поисково-спасательной, научной и другой деятельности на длительную перспективу.
Реформирование и строительство Российского Военно-Морского Флота в новых геополитических условиях должно опираться на четкую законодательную базу. По нашему мнению, это должен быть законодательный акт, закрепляющий статус Российской Федерации как морской державы, а ВМФ - как самостоятельного атрибута государства. Это даст возможность в максимальной степени скоординировать государственное регулирование проблем, связанных с перспективами строительства и применения Военно-Морского Флота России в мирное и военное время. Особенно это касается разработки военно-технической политики в отношении флота, принятия кораблестроительных программ, в том числе развития вооружения и военной техники.
Комплексное решение проблем строительства и применения Военно-Морского Флота в интересах Российского государства является задачей исключительной важности и сложности. Она не может быть решена в одно десятилетие и должна планироваться на длительную перспективу. Большое внимание необходимо уделять и сотрудничеству с флотами ведущих морских держав.
В последнее время проблема отстаивания интересов России в Мировом океане, включая прибрежную зону, серьезно осложнилась. Изменение правового режима морских пространств у побережья нашего государства и использование их в новых условиях требуют адекватного реагирования на сложившуюся ситуацию. В этой обстановке стране необходим флот, оптимальный по составу и структуре, менее обременительный для ее экономики и в то же время надежно обеспечивающий национальные интересы в Мировом океане, отвечающий всем современным требованиям. Военно-Морской Флот является составной и неотъемлемой частью государства и его Вооруженных Сил. Будущее России без флота невозможно.
Руководство ВМФ, научно-исследовательские учреждения напряженно трудятся над отработкой комплекса мер по созданию облика флота XXI века. В этой работе активное участие принимают институты и конструкторские бюро промышленности, академии наук, министерства и ведомства. Ежегодно на флот приходят тысячи высокоподготовленных выпускников военно-морских училищ и академий, им предстоит осваивать новые корабли и технику, достойно продолжать славные традиции Российского флота.
Мы уверены, что обновленный Военно-Морской Флот России, отмечающий в этом году свое 300-летие, будет надежно защищать ее национальные интересы в Мировом океане и способствовать развитию и укреплению нашего Отечества.
Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте
Юбилейная медаль
"300 лет Российскому флоту"
Страна | Россия |
Тип | медаль |
Дата учреждения | 10.02.1996 г. |
Статус | не вручается после 07.09.2010 г. |
Кому вручается | состоящие на службе в ВМФ и в запасе |
Кем вручается | Президент РФ |
Основания награждения | за службу в течении 10 и более лет |
Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту» - государственная награда России, учреждена указом Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 года № 176. Медалью награждаются состоящие на службе в Военно-морском Флоте и в запасе, если они удостоены государственных наград и безупречно прослужили 10 и более лет. С 7 сентября 2010 года медаль не является государственной наградой Российской Федерации.
История награды
20 октября 1696 г. царь Пётр I «указал», а Боярская Дума вынесла решение: «Морским судам быть». Эту дату принято считать днем рождения русского регулярного морского флота. Создание могущественного, сильнейшего на Балтийском море флота стоило русскому народу громадных усилий и жертв. Но Военно-Морской Флот стал надежным защитником границ России, ее опорой в борьбе с внешними врагами.
10 февраля 1996 г. Указом Президента Российской Федерации была учреждена юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту», а также Положение о медали и ее описание. Эскиз медали был разработан главным художником Санкт-Петербургского монетного двора объединения «ГОЗНАК» заслуженным художником Российской Федерации А. В. Баклановым.
Статус награды
Основания для награждения
Удостоверение к медали «300 лет Российскому флоту». Обложка.
Удостоверение к медали «300 лет Российскому флоту».
Медаль «300 лет Российскому флоту». Общий вид.
Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту» в соответствии с Положением о ней, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. N 176 «Об учреждении юбилейной медали "300 лет Российскому флоту"», с дополнением, внесенным Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 1996 г. N 649, вручается:
- военнослужащим Военно-Морского Флота, принимавшим участие в боевых действиях против немецко-фашистских захватчиков и японских милитаристов в 1941-1945 годах;
- военнослужащим, состоящим на службе в Военно-Морском Флоте, морских силах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, если они удостоены государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР и безупречно прослужили на кораблях и на должностях летного состава морской авиации 10, а в других морских частях 20 и более лет в календарном исчислении на день вступления в силу указа о награждении;
- адмиралам, генералам, офицерам, мичманам (прапорщикам), старшинам и матросам, уволенным из Вооруженных Сил Российской Федерации, Вооруженных Сил СССР, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, пограничных войск Комитета государственной безопасности СССР в запас (отставку), если они удостоены государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР и безупречно прослужили в Военно-Морском Флоте, морских силах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, морских частях пограничных войск Комитета государственной безопасности СССР на кораблях и на должностях летного состава морской авиации 10, а в других морских частях 20 и более лет в календарном исчислении;
- гражданскому персоналу судов обеспечения Военно-Морского Флота, плавсоставу и научному составу морского, речного, рыболовного, научно-исследовательского и экспедиционного флотов, если они удостоены государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР и безупречно проработали на судах 15 и более лет в календарном исчислении на день вступления в силу указа о награждении;
- конструкторам, разработчикам, руководителям проектно-конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов и организаций, учебных заведений, руководителям центральных органов управления судостроительной промышленности, работникам основных профессий, непосредственно занятым на строительстве и ремонте судов и кораблей, если они удостоены государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР и безупречно проработали по названным специальностям и профессиям 20 и более лет в календарном исчислении на день вступления в силу указа о награждении;
- руководителям центральных, бассейновых органов управления, руководителям научно-исследовательских институтов, учебных заведений морского, речного, рыболовного, научно-исследовательского и экспедиционного флотов, если они удостоены государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР и безупречно проработали в названных отраслях 20 и более лет в календарном исчислении на день вступления в силу указа о награждении.
Порядок ношения
Медаль носят на пятиугольной металлической колодке, которая обтянута шелковой муаровой лентой. Лента медали белого цвета с двумя широкими продольными полосами синего цвета, расположенными ближе к краям ленты. Согласно Положению медаль «300 лет Российскому флоту» полагается носить на левой стороне груди и при наличии других медалей Российской Федерации - после медали Жукова.
Описание награды
Внешний вид
Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту» изготовлена из посеребренного медно-цинкового сплава (томпака), имеет форму круга диаметром 32 мм с выпуклым бортиком с обеих сторон.
На лицевой стороне медали на фоне здания Адмиралтейства - профильное (влево) погрудное изображение Петра Первого. Вдоль верхнего края - надпись рельефными буквами «300 лет Российскому флоту». На оборотной стороне в верхней части - рельефная надпись «1696-1996», в нижней части на фоне лавровой и дубовой ветвей - изображение перекрещивающихся якорей.
Медаль номера не имеет.
Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодкой, обтянутой шелковой муаровой лентой белого цвета с двумя синими полосками, отстоящими от краев ленты на 1 мм, ширина полосок 7 мм. Ширина ленты 24 мм.
Единый аверс для монет серии "300 лет Российскому флоту"
Последней серией дореформенных монет из недрагоценных металлов стал набор к 300-летию Российского флота, выпущенный 18 октября 1996 года тиражом 100 тысяч штук, что в два раза меньше, чем у наборов «50-летие Победы» . Монеты представлены 6 номиналами, из которых 1, 5 и 50 рублей выполнены из латуни, а 10, 20 и 100 рублей из медно-никелевого сплава белого цвета. В набор входит жетон с изображением здания Ленинградского монетного двора с одной стороны и портрета Петра I с другой.
Монеты упакованы в красочный картонный буклет с изображением картины И.К. Айвазовского, а также имеющий описание некоторых кораблей современного российского флота. Буклет вставлялся в плотный конверт, имеющий схожее оформление, и содержащий портрет Петра I. Монеты отличаются по размеру, на всех присутствует прерывисто-рубчатый гурт, аверсы выполнены в едином стиле: эмблема Банка России (двуглавый орёл без корон и регалий, художник И. Билибин), по окружности прописью указан номинал и надпись «БАНК РОССИИ». На оборотных сторонах изображены корабли с указанием названия, имеется надпись «300-ЛЕТИЕ РОССИЙСКОГО ФЛОТА» и знак монетного двора.
Список монет «300 лет Российскому флоту»:
Современный рыболовный траулер - настоящий плавучий завод, который используется не только для лова рыбы, но также для её переработки и консервации. На кораблях располагаются холодильники и производственные цеха, работа может идти круглосуточно на протяжении нескольких дней. Подобная система позволяет выходить далеко в море, плавание длится по несколько недель без захода в порт. | |
Барк «Товарищ» был выпущен в Германии в 1933 году, первоначально носил название «Горх Фок». В 1945 в ходе боевых действий корабль был затоплен, а через два года поднят и отдан СССР по репарации. В 1951 после ремонта парусник вышел из Ленинграда, обогнул Европу и пришвартовался в Одессе. В 70-е совершил плавание к берегам США, участвовал в нескольких регатах, в 1980 году посетил Южную Америку. После распада СССР оказался приписан к Украине, долгие годы проводились попытки ремонта, но не было достаточно финансирования. В 2003 его переправили в Германию, вернули первоначальное название. Сейчас корабль находится в музее города Штральзунд. | |
Современные грузовые суда бывают нескольких типов: контейнеровозы, танкеры, балкеры, сухогрузы, ролкеры, лихтеровозы и рефрижераторы. Контейнеровозы в основном самые крупные из них, длина достигает 400 метров, а вместимость - более 100 тысяч тонн. Крупнейший в мире контейнеровоз способен вместить 11 тысяч 20-тонных контейнеров. Но рекорд по длине (488 метров) принадлежит судну по добыче газа, построенному в 2013 году, он способен перевозить 600 тысяч тонн груза. | |
Судно «Космонавт Юрий Гагарин» было спущено на воду в 1971 году, использовалось для управления космическими аппаратами через наземные пункты связи. Являлось крупнейшим в мире судном такого типа. Имело длину 231 метр, ширину - 31 метр, водоизмещение - 45 тысяч тонн. Корабль был приписан к одесскому порту и после распада СССР перешёл во владение Украины. В 1996 году его продали на металлолом за 7,6 млн. долларов. | |
Подводные крейсера - самые большие подводные суда, способные к длительному автономному плаванию. Их экипаж может включать 100 и более матросов, работающих посменно. Крупнейшими являются советские подводные лодки типа «Акула», способные нести баллистические ракеты. Длина самого большого судна - 172 метра, построено в 1981 году, находится на вооружении РФ. | |
Ледокол «Арктика» спущен на воду в 1972 году в СССР, использовался до 2008 года. Был первым в мире судном, достигшим Северного полюса и вторым по счёты атомным ледоколом. С 1982 по 1986 год носил имя «Леонид Брежнев». Сейчас корабль стоит в порту Мурманска в ожидании утилизации. |
Параметры монет:
Реплика корабля "Гото Предестинация" 1698 года в Воронеже
На момент выпуска набора номинал монет имел очень низкую покупательную способность (в обращении были купюры от 100 до 100 тысяч рублей), поэтому комплект предназначался исключительно для коллекционеров и в обращение не поступал. Монеты имеют улучшенное исполнение UNC (без царапин от мешкового хранения). В настоящее время стоимость такого набора среди коллекционеров начинается от 16 тысяч рублей, а в идеальном состоянии может достигать 25-30 тысяч. Встретить в продаже отдельные монеты проблематично. Рынок наводнён многочисленными копиями и фальшивками.
*Справка:
История постоянного российского военного флота начинается в 1688 году, когда молодой Пётр I, ещё не будучи царём, обнаружил в окрестностях Москвы голландский ботик - небольшую парусную лодку. Она легла в основу «Потешной флотилии», созданной Петром для изучения основ мореходства. В 1696 году построенные на верфи в Воронеже первые настоящие боевые корабли одержали победу под Азовом, после чего последовал царский указ о создании в России собственного регулярного флота. В 1712 году была одержана первая крупная морская победа при Гангуте, а затем ещё несколько побед, значительно повлиявших на итог Северной войны.