Старинные хороводные игры. «Русские народные игры и хороводы». картотека на тему. на включенных в это действо исполнителей

Татьяна Донская
Мастер-класс для воспитателей «Русские народные, хороводные игры»

Русские народные , хороводные игры в детском саду

Мастер-класс

Цель : приобщение детей к культуре России через русские народные игры .

Задачи :

Внедрение народных игр в работу с детьми дошкольниками.

Организация и проведение народных подвижных игр с воспитателями дошкольного учреждения.

Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа . Игра учит ребёнка тому, что он может сделать и в чём он слаб. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие , овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.

Русская народная культура чрезвычайно богата играми : самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы , кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей . Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы , пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер : устраивались катания с гор, игры в снежки , на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.

Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить . Они :

Развивают чувство ритма и музыкального слуха.

Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега) .

Облегчают процесс адаптации : располагают детей друг к другу, раскрепощают их.

Учат детей действовать вместе, сотрудничать.

Знакомят детей с древними традициями и обычаями.

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в воспитательно -образовательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы :

Возраст играющих. Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры , постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с печенным и стихотворным сопровождением, хороводов , в которых участие воспитателя обязательно . Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.

Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.

Количество участников игры . Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей : мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и так далее. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь : мячи, скакалки, флажки и тому подобное. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве.

Педагог объясняет детям правила игры . Он должен встать так, чтобы все видели его, и он видел всех. Лучше всего, для этого встать в круг вместе с детьми (но не в центре круга, чтобы ни к кому не стоять спиной) . Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили правила игры .

Несколько примеров русских народных игр .

Дети вместе с воспитателем организуют тесный кружок и делают вид, как будто дуют в трубочку (дуют они при этом в кулачки) . На каждому выдохе дети отступают назад, словно пузырь увеличивается. Затем все берутся за руки и произносят следующие слова :

Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой! Оставайся такой и не лопайся!

Когда получился большой растянутый круг, дети начинают бежать по кругу, приговаривая :

Он летел, летел, летел и за веточку задел. Лопнул пузырь.

На этих словах дети разжимают руки, хлопают в ладоши, кричат громко «Хлоп» и сбегаются в одну кучку.

Дети, держась за руки, идут по кругу и приговаривают :

Тишина у пруда,

Не колышется вода,

Не шумят камыши.

Засыпайте, малыши!

После того, как дети проговорили эти слова, они приседают и прячут голову, опустив ее. Нужно просидеть не шелохнувшись на протяжении 10 секунд. Кто пошевелится или не удержит равновесие, выбывает из игры .

«Гуси-лебеди»

Цель игры : упражнять детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать, помогать друг другу.

«Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные - гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой - живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями :

Гуси-гуси!

Га-га-га.

Есть хотите?

Да, да, да!

Гуси-лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры . Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком».

Правила игры . Гуси должны «летать» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов : «Ну, бегите же домой!»

У медведя во бору

Цель. Развитие навыков общения. Развитие ловкости, выносливости.

Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры .

Начинается игра, и дети выходят из дома со словами :

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.

Цель. Развитие познавательного интереса к знаниям. Развитие внимания.

Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит :

Вам прислали сто рублей

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

"Да" и "нет" не говорите!

После этого он ведет с участниками игры беседу , задает разные провокационные вопросы, с тем чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов : черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. Поле игры каждый проштрафившийся выкупает свой фант. Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по нескольку фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью. Ведущий ведет примерно такой разговор :

Что продается в булочной?

А какой хлеб ты больше любишь : черный или белый?

Из какой муки пекут булки?

Из пшеничной. И т. д.

При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки, читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.

Правила игры . На вопросы играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры .

Горелки (Огарыши, Столбом, Парами)

Цель. Тренировка внимания. Приобретение навыков общения со сверстниками. Развитие ловкости, умения бегать.

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев говорят слова :

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.

Стой подоле, Гляди на поле,

Едут там трубачи Да едят калачи.

Погляди на небо : Звезды горят,

Журавли кричат : - Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.

Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры . Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

ДЕДУШКА ВОДЯНОЙ

Это игра на внимание и память.

В центре круга сидит Водяной. Дети вокруг него образуют круг и идут хороводным шагом , приговаривая тихонько :

если Водяной мальчик :

Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой? Выгляни на чуточку, на одну минуточку.

если Водяной девочка :

Бабушка Водяная, что сидишь ты и моргаешь? Выгляни на чуточку, на одну минуточку.

Когда дети произнесли эти слова, воспитатель подводит Водяного к одному из детей, и он наощупь должен определить, кто это. При этом глаза у Водяного закрыты. Если Водяной угадывает верно ребенка, то последний его сменяет.

В русских народных играх отражается любовь народа к веселью , движениям, удальству. Есть игры – забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр. Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении : они оказывают большое внимание на воспитание ума , характера, воли, укрепляют ребёнка. В чём же преимущество использования русских народных подвижных игр ?

Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях : например, чтобы закрепить представление о цветах, оттенках мы с детьми играем в игру «Краски» . Детям игра очень нравится. В ней присутствует своеобразие игровых действий : и диалогическая речь, диалог «монаха» и «продавца» , прыжки на одной ноге и стихотворный текст.

В народных играх много юмора , соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество. И, заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству , но и развиваем детскую память.

Внимание – необходимое условие любой деятельности : учебной, игровой и познавательной. Между тем, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо. И справиться с этой проблемой помогают народные игры , так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила.

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры , которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества : ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

Русские народные хороводные игры в детском саду

Игры-хороводы - это маленькие театрализованные представления, где дети, благодаря своему воображению могут сыграть то или иное действующее лицо. Ну, а распределить роли им помогают любимые считалки.

Хороводные игры нужны, чтобы развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, фантазию и воображение.

Текст игры легко запоминается. Основа народных хороводов - народные тексты. Движения выполняются по содержанию текста в определенном темпе.

Я хочу вас познакомить с любимыми детьми и мною хороводными играми.

« Царевич-Королевич»

Дети считалкой выбирают Царевича- Королевича, он встает в середину круга. Дети идут противоходом и поют:

По городу гуляет- 2 раза,

Царевич- Королевич- 2 раза,

Царевну выбирает- 2 раза,

Царевич- Королевич- 2 раза.

Царевич-Королевич выбирает Царевну, затем они встают спиной друг к другу, а дети считают:

1, 2, 3- посмотри!

Если Царевич и Царевна повернули головы в разные стороны, то обмениваются рукопожатием, а если в одну, то обнимают друг друга.

«Сахаринка»

Перед игрой дети договариваются, кого из мальчиков будут звать Ваней.

Дети идут приставным шагом и поют:

Сахаринка на полу, да на полу,

Не лениво подыму, да подыму (наклон)

Сахар съела (показ)

Песню спела (руки полочкой)

Обнимать дружка хотела.

Ваня, иди в круг!

Неохота!

А чего грустишь?

Сердце болит (показывает)

Ты, Ванюша, не грусти,

Выйди, Таню пригласи!

Ваня выбирает девочку и они исполняют танец.

«Клубочек»

Дети по считалке выбирают ведущего.

Все идут, взявшись за руки за ведущим. Ведущий сначала идет «змейкой» спокойным шагом, а потом ускоряет шаг. Задача детей не разорвать «нитку»

Я по горенке шла,

Клубок ниток нашла.

Клубок маленький,

Нитки аленьки.

Клубок катится,

Нитка тянется.

Клубок доле, доле, доле,

Нитка боле, боле, боле.

"Кострома"

"Кострома", выбранная считалкой выходит в середину круга.

Дети, взявшись за руки, идут по кругу и поют:

(останавливаются)

"Кострома" отвечает:

А что делаешь?

Пряжу пряду (имитирует прядение)

Ну,пряди!

Дети снова идут по кругу и поют:

Кострома,Кострома, чи ты дома, чи нема? Костромушка, дома ли? (останавливаются)

"Кострома" отвечает:

А что ты делаешь?

Вязание вяжу.

Ну, вяжи!

Дети идут по кругу и поют:

Кострома, Кострома, чи ты дома, чи нема? Костромушка, дома ли?

(останавливаются)

"Кострома" отвечает:

А что ты делаешь?

Клубочки мотаю.

Ну, мотай!

Дети идут по кругу и поют:

Кострома, Кострома, чи ты дома, чи нема? Костромушка, дома ли?

(останавливаются)

"Кострома" отвечает:

А что ты делаешь?

Плачу,пальчики болят.

Ну, поплач.

Дети последний раз идут по кругу и поют:

Кострома, Кострома, чи ты дома, чи нема? Костромушка, дома ли?

А что делаешь?

Вас ловлю! (с этими словами девочка ловит детей)

"Колышки"

Дети считалкой выбирают водящего, который встает в центр круга. Девочки идут по внутреннему кругу, а мальчики стоят во внешнем и делают "пружинки".

Дети поют:

Я на камушке сижу, мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу, огород свой горожу.

Ай-ли, ай-лю-ли, огород свой горожу.

Мелодия заканчивается, водящий говорит:

Девочки, подруженьки, разбирайте колышки!

Каждая девочка встает за мальчиком.

Водящий идет по кругу под музыку, когда музыка заканчивается, водящий останавливается с рядом стоящей парой, подходит к девочке и у них происходит диалог:

Кума,кума, продай колышек!

А что стоит?

Качан капусты, веник, да рубль денег!

Ну, тогда по рукам, да в баню!

С этими словами дети ударяют друг другу по рукам и бегут в разные стороны по кругу, стараясь первым прибежать к "колышку", проигравший становится водящим.

Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот, например, ловилки-догонялки: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают. А специальные исследования показывают, что они еще и весьма благотворно действуют на формирование культуры общения.

Какие же из ловилок-догонялок, кроме банальных «салочек» и «пятнашек» были популярны на Руси? Часто это были те, что сопровождались присловьями, прибаутками, напевками, речевками. Удивительно, насколько они оказались живучими. Может, от того, что при всей своей непритязательности таят в себе какой-то секрет, непостижимый умом, но дорогой для души? И потому веками сохраняются игры, которые увлекают каждое новое поколение. Вспомним их?

Горелки
Это, можно сказать, «классика жанра». Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.

Глянь на небо -
Птички летят.
Колокольчики звенят!
Раз, два, три - беги!!!

Другой вариант:

Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Последняя пара, беги!

В любом случае, при слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один - слева, другой - справа), а водящий пытается поймать кого-то из них до того как пара, встретившись, вновь возьмется за руки.

Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.

Мороз - Красный нос

По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки.

Водящий, т.е. Мороз - Красный нос, встает посреди площадки и говорит:

Я Мороз - Красный нос,
Всех морожу без разбора.
Разберусь со всеми скоро,
Кто сейчас решится
В дальний путь пуститься!

Играющие в ответ скандируют:

Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!

И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить»: те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте. По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в «замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избежавшим прикосновения Мороза.

Малечина - калечина

Поставив палочку на палец, ладонь, ногу и т.д., нужно держать ее в равновесии, пока произносят слова: "Малечина-калечина"
сколько часов до вечера?
Раз, два...десять.

Золотые ворота
Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.


Игра "Поводырь"

Это больше чем просто игра. Это знакомство душ, когда не отвлекают такие факторы как внешний вид и взгляд.

Во внутренний круг, лицом в центр круга, встают мужчины, берутся за руки и закрывают глаза. Во внешнем кругу идут хороводом девушки под музыку. Через какое-то время по сигналу ведущего хлопок или свист девушки начинают разбирать парней - любого понравившегося из тех, что ближе стоят. Берут парня за руку и ведут по кругу, парень все это время идет с закрытыми глазами. Желательно чтобы количество девушек и парней совпадало, чтобы никто не остался стоять одиноко во внутреннем круге.

По сигналу ведущего девушки аккуратно выстраивают парней снова во внутренний круг, а сами идут хороводом дальше. Так повторяется три раза. Когда после третьего раза парней снова поставят во внутренний круг, ведущий подает сигнал - "Можно открыть глаза". Начинается подележка. Парни описывают свои ощущения, называют, кто из трех девушек им понравился, кого они хотели бы увидеть. Девушки обычно с радостью признаются и показываются.
Далее во внутренний круг с закрытыми глазами встают девушки, а парни во внешнем и все повторяется.

Гуси

По краям игровой площадки располагаются два «дома», в одном из которых собираются игроки - «гуси». Выбранный на роль «волка» помещается в круг, символизирующий его логово. Ведущий отправляется в пустой «дом» и заводит диалог с «гусями»:

Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Так летите же домой!
- Нам нельзя:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
- Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!

«Гуси», взмахивая крыльями, пытаются переправиться в другой дом, а «волк их ловит». Пойманный игрок становится «волком».

Эта игра - самая что ни на есть старинная (на что указывает академик Б.А.Рыбаков, а также упоминает и В.Я.Пропп).

Водящий - Яша (т.е. Ящер - хозяин подводного и подземного мира, одна из ипостасей Велеса) сидит в центре круга, образованного остальными участниками игры. Взявшись за руки, они движутся в хороводе, припевая:

Сидит-сидит Яша
Под ореховым кустом.
Грызет-грызет Яша
Орешки каленые,
Милому дареные...

После этого происходит диалог:

Чего Яша хочет?
- Жаниться хочу.
- Бери себе девка,
Котораю хочешь.

Участники хоровода разбегаются врассыпную, а «Яша» ловит кого-нибудь: если поймает девицу, то целует ее, если парня - тот становится водящим.

У медведя во бору

Выбирают одного «медведем». Очерживают два круга. Одно место для «медведя», другой - дом для остальных участников. Все выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.

На последнем слове «медведь» с рычанием выбигает из берлоги, а остальные бегут в «дом». Пойманный становится «медведем».

Мышеловка.

Все становятся в круг, взявшись за руки - это мышеловка. Один или двое - «мышки». Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:

Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, всё поели!
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас!
Вот захлопнем мышеловку
И поймаем сразу вас!

Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" - опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".

"Салки" ("Пятнашки", "Ловитки", "Ловишки", "Ляпки", "Лепки", "Клецки", "Сало" и др.)

Эта игра имеет разные названия и правила, но основное содержание сохраняется: один или несколько водящих ловят других игроков и, если поймают, меняются с ними ролями.

Игра может проводиться в самых различных условиях: в помещении, на воздухе, детьми всех возрастов, молодежью и взрослыми. Количество участников - от 3 до 40 человек. Игра не требует руководителей, судей.

По жребию или по считалке выбирают одного водящего - "салку". Условно устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади. Водящий объявляет: "Я - салка!" - и начинает ловить играющих в установленных пределах площадки. Кого догонит и осалит (дотронется), тот становится "салкой" и объявляет, подняв руку вверх: "Я - салка!" Он начинает ловить играющих, а бывший "салка" убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.

Разновидности "Салок"

- "Салки с домом" . Для убегающих чертится на площадке "дом", в котором они могут спасаться от "салки", но долго находиться там не имеют права.

Салки "Ноги от земли" . Спасаясь от "салки", играющие должны оторвать ноги от земли (пола). С этой целью они залезают на какой-либо предмет или садятся, ложатся, подняв ноги вверх. В таком положении "салка" не имеет права их салить.

Салки "Давай руку" . В этой игре убегающий от "салки" кричит: "Дай руку!" Если кто-либо из товарищей возьмется с ним за руку, то водящий не имеет права их осаливать. Если же с другой стороны присоединится еще игрок, т. е. их будет трое, водящий имеет право салить любого крайнего.

- "Салки-пересекалки" . Убегающие могут выручать друг друга, пересекая дорогу между догоняющим "салкой" и тем, кто убегает. Как только кто-либо перебежит дорогу, "Салка" должен ловить его. Тут снова кто-либо стремится выручить товарища и перебегает дорогу, "салка" начинает ловить его, и так все стремятся спасать товарища, за которым бежит "салка". Водящий ("салка") должен быстро переключаться и ловить нового игрока, перебежавшего дорогу.

Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15. Первая команда идет вперед со словами: -Бояре, а мы к вам пришли! И возвращается на прежнее место: -Дорогие, а мы к вам пришли! Другая повторяет этот маневр со словами: -Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли? Начинается диалог: -Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна. -Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила? Первая команда совещается и выбирает кого-то: -Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного). Дорогие нам вот эта мила. Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону. Диалог продолжается: -Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас. -Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее. -Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится. -Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим. -Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят. -Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем. -Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит. Первая команда завершает: - Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда! Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15. Первая команда идет вперед со словами: -Бояре, а мы к вам пришли! И возвращается на прежнее место:

-Дорогие, а мы к вам пришли!

Другая повторяет этот маневр со словами:

-Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

Начинается диалог:

-Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна. -Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила? Первая команда совещается и выбирает кого-то:

-Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного). Дорогие нам вот эта мила. Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону. Диалог продолжается:

-Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас. -Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее. -Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится. -Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим. -Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят. -Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем. -Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит . Первая команда завершает:

Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

Тот, кого выбрали невестой , должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж . В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

...

Севастьянова Евгения Валерьевна
Народные хороводные игры

Русские народные хороводы

Русские народные хороводы, как традиция, возникли еще в языческие времена, когда люди поклонялись Солнцу как главному божеству. Танцуя хоровод, люди прославляли источник тепла и света, благодарили природу за благосклонность и щедрый урожай, а также просили покровительства у сил природы. Русский народный хоровод традиционно водили весной, летом и осенью, а зимой танцы на природе приостанавливались до наступления теплых дней. Сейчас, так же как и в старину, водя хоровод, Россия танцует, играет и поет песни. Вариаций хороводов существует великое множество, их фигуры, мотивы и сюжеты различаются в зависимости от природных, климатических условий, особенностей быта и труда разных регионов России.

Начальной и основной фигурой любого хоровода является круг. Всем нам хорошо знакомы детские хороводы. У детишек часто можно увидеть двойной круг, т. е. круг в круге. Танцоры могут образовать два круга рядом, иногда в танце эти круги сливаются друг в друга, образуя «восьмерку». Помимо круговых движений в хороводе есть движения «змейка», «корзиночка», «веревочка» и многие другие.

В традиционном хороводе количество танцоров не имеет значения, оно может быть любым. Однако минимальное количество человек должно быть трое. Что касается техники танца, то для исполнения хоровода следует стать лицом в круг и взяться за руки. При этом руки должны быть свободны. Движение делают по часовой стрелке, сделав легкий полуоборот по ходу движения. Шаги могут быть простыми или переменными.

Русские хороводы по сюжету и технике исполнения могут быть орнаментальными и игровыми. Как правило, орнаментальный хоровод – это праздничный хоровод, в котором танцоры выполняют круговые движения, создают разнообразные фигуры под музыку. Такие хороводы сопровождаются песнями, в которых нет явного сюжета и действующих лиц. Игровой же хоровод, наоборот, своей целью имеет показать определенный сюжет. В песне есть конкретные события, исполнители обыгрывают песню с помощью танца, жестов и мимики. Рисунок игрового хоровода при этом значительно проще, чем в орнаментальном.

Русские хороводы с древних времен и по сей день являются воплощением единства и дружбы русского народа, показывают ширину русской души, а также выполняют свое непосредственное назначение – благодарить природу за щедрость и доброту.

История, происхождение, значение хороводов

Ни один славянский праздник не обходится без хороводов. Образ девичьего хоровода всегда был наполнен целомудренной чистотой и красотой. А смешанные хороводы представляются весёлыми и одновременно с глубоким смыслом. Но каков его этот древний смысл?

Хоровод. Народная игра - движение людей по кругу с пением и пляской, а также вообще кольцо взявшихся за руки людей - участников какой-нибудь игры, танца. Водить хоровод вокруг новогодней ёлки.

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов. ХОРОВОД, древний круговой танец или песня-танец, нередко с инструментальным сопровождением. Распространён у многих народов, особенно у славян (в том числе под названием хоро, коло, карагод).

Музыка для хоровода

Теперь давайте поговорим о том, какой должна быть музыка для хоровода. Издревле русские хороводы, музыка к которым сочинялась самим народом, носили медленный спокойный характер. Естественно, что музыка всегда была и остается напевной и лиричной. Для хороводных песен характерно использование музыкального размера 4/4, чуть реже – 2/4 и совсем редко – 3/4. Помимо музыки хоровод часто сопровождается песней. Приведем лишь пару примеров классических хороводных песен.

«Ой, да весна-красна»

Ой, да весна-красна,

Она без игры прошла,

Ой, да лю-ли, лю-ли,

Она без игры прошла.

Ой, свёкор-батюшка,

Ты меня гулять пусти,

Ой, да лю-ли, лю-ли,

Ты меня гулять пусти.

Я тебя гулять пущу,

А муж-от не пустит,

Ой, да лю-ли, лю-ли,

А муж-от не пустит.

Ой, ты муж, милой мой,

Ты меня гулять пусти,

Ой, да лю-ли, лю-ли,

Ты меня гулять пусти.

Я тебя гулять пущу,

А я шкуру с плеч спущу,

Ой, да лю-ли, лю-ли,

А я шкуру с плеч спущу.

Как видите, эта песня носит сюжетный характер, в ней молодая жена просит своего мужа и свекра пустить ее погулять с подругами, вспомнить дни, когда она была незамужней девушкой. В песне 3 действующих лица. Ролями можно меняться, повторяя хоровод много раз.

«При народе, в хороводе»

При народе, в хороводе

Парень девушку обнял,

А девчонке стыдно стало,

Стала плакать и рыдать.

Дроби, дроби, дроби бей,

Танцуй, ноги не жалей.

Как теперь пойду до дому,

Меня дома забранят.

Поцелуи твои жарки

На губах моих горят.

Это что же за молодчик,

Развесёленький такой,

Это что же за мальчишка,

Расхорошенький такой.

При народе, в хороводе

Парень девушку обнял,

А девчонке стыдно стало,

Стала плакать и рыдать.

Эта хороводная также носит бытовой характер, однако в ней только одно действующее лицо – девушка, которая обращается к парню и стыдит его за то, что обнимал ее и целовал. Вторым действующим лицом в остальной части песни выступают все танцующие.

Сегодня старинная традиция водить хороводы сохранилась только в глубинках нашей страны. С появлением народных коллективов хороводы исполняют в основном на сцене. А вот в повседневной жизни к ним обращаются только пожилые люди, живущие в деревнях. Однако в последнее время можно наблюдать тенденцию к возрождению народных традиций, что не может не радовать!

Русские народные хороводные игры – это слой фольклора, корни которого уходят в очень далекое прошлое. Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в себе пение, танец и игру. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Постепенно первоначальный смысл стерся, но хороводы остались. Играть в русские народны хороводные игры с детьми можно начинать очень рано – буквально с двух лет. Но до 4-5 лет петь (или читать «хороводный» речитатив) придется взрослому. Для детей самым главным будет повторять движения, необходимые по тексту хоровода.

Русская народная хороводная игра «Каравай»

Наверно, самая знаменитая хороводная игра в России! Она является чуть ли не обязательным атрибутом любого дня рождения детей с года и до окончания начальной школы. Такой русский аналог американского «Happy birthday!». Хоровод очень простой. Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:

Как на … именины (называют имя ребенка-именинника)

Испекли мы Каравай.

Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)

Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)

Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)

Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)

Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,

Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)

Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».

Русская народная хороводная игра «Пузырь»

Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т. е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

Надувайся, пузырь,

Надувайся велик!

Раздувайся, держись,

Да не лопайся!

Русская народная хороводная игра «Дубок»

Этот хоровод костромской губернии. Дети, встав в хоровод, поют (или ритмично приговаривают) о дубке и, не разрывая рук, показывают движения.

У нас рос дубок

Вот таков,

Вот таков!

(Хоровод двигается по кругу. С последним словом хоровод останавливается)

Корень да его -

Вот так глубок,

Вот этак глубок!

(Дети нагибаются, стараясь достать руками до пола)

Ветки да его -

Вот так высоки,

Вот этак высоки!

(руки поднимают вверх и покачивают ими)

Листья да его -

Вот так широки,

Вот этак широки!

(хоровод расходится, расширяется)

Вместо дубка можно взять любое другое дерево – сосну, клен и т. д.

В этот хоровод можно играть и с водящим. Одного из детей выбирают «дубком». Он встает в центр хоровода. Вместе со всеми ребятами он показывает, какие у него листья, ветки и т. д. В конце «дубок» выбирает из хоровода нового водящих, а сами становятся в хоровод. При этом, он может «присвоить» новому водящим имя другого дерева, например клена, рябины. И тогда петь будут именно про это дерево.

Русская народная хороводная игра «Березка».

Родина этого хоровода калужская область. Это довольно сложный хоровод. Он подойдет для детей не моложе 6-7 лет. И хоровод этот, скорее, девичей. Ведь березка – это символ девицы-красавицы. А водили девушки такие хороводы на Троицын день.

Дети встают в круг, берутся за руки. Выбирается девочка-«березка». Она находится в центре хоровода. Если хоровод большой, то можно выбрать несколько «березок». У каждого участника хоровода в правой руке платок. Дети двигаются по кругу со словами:

Ты, березка, белена, белена,

А макушка зелена, зелена.

Летом-то мохнатенька,

Зимой сучковатенька.

Где ты стоишь, там и шумишь!

Пока звучит эта песенка, девочка «березка» собирает у всех детей платки. Хоровод продолжает движение, а «березка», подняв над головой платки раскачивается, машет платками, изображая движение ветвей и шум веток:

Березка зеленеька,

По весне веселенька,

В чистом полюшке стоит

Да листочками шумит.

Ветки завивает,

С ветрами играет.

Затем девочка-«березка» обходит весь хоровод и каждому кладет на плечо платочек. Это делается под следующий приговор:

А осенью слякотной,

Осенью холодною,

Березка нарядная,

Краса ненаглядная,

Дождем умывается,

С красотой прощается.

Корни усыхают,

Листья опадают.

Один платочек «березка» оставляет себе. Тот, кому не хватило платочка, становится новой «березкой» и игра повторяется.

Русская народная хороводная игра «Вьюн»

Эта хороводная игра требует довольно серьезной подготовки. Поэтому, скорее это уже не хороводная игра, а номер для выступления на фольклорном празднике. Все участники хоровода встают в круг. Можно взяться за руки. Исполняется песня «Со вьюном я хожу»:

Со вьюном я хожу,

(все участники хоровода двигаются к центру, плавно поднимая руки)

С золотым я хожу,

(хоровод расходится от центра, руки опускаются)

Я не зная, куда вьюн положу,

Я не зная куда вьюн положу.

(участники хоровода поднимают руки вверх и раскачивают ими из стороны в сторону)

Положу я вьюн, положу я вьюн

Положу я вьюн на правое плечо,

Положу я вьюн на правое плечо.

(Левую рука кладут на свое правое плечо, а правой рукой берут левую руку впередистоящего участника хоровода. Хоровод медленно двигается по кругу)

А со правого, а со правого,

А со правого налево положу,

А со правого налево положу.

(Хоровод меняет направление движение, меняется положение рук – теперь правая рука на своем левом плече, а левая рука на левом плече соседа).

Хороводные и народные игры с пением.

Использование хороводных игр и народных игр с пением в образовательном процессе ДОУ.

Развивать у детей эмоционально-активное отношение, действенный интерес к хороводным играм и народным играм с пением (русским, башкирским, татарским) .

Создавать условия для проявления детской игровой культуры.

Способствовать действенному приобщению детей к народной культуре с помощью игр народов Уральского региона.

Хороводная игра - одно из средств народной педагогики, а если она и музыкальная, тем более должна занимать достойное место в педагогической работе с дошкольниками.

Использование народных игр с пением способствует знакомству детей с истоками своего народа, с истоками игровой культуры в целом.

Необходимо системно использовать хороводные игры и народные игры с пением, придерживаясь идей народной педагогики, чередуя игры разных национальностей.

В младшем дошкольном возрасте игры такого плана используются редко. В этом возрасте рекомендованы:

Игры с бабинской матрешкой, яйцами-вкладышами;

Подвижные игры;

игры-забавы.

В старшем дошкольном возрасте используются все виды народных игр. Разучиваются игры (хороводы) на прогулках, занятиях.

На музыкальных занятиях новая хороводная игра планируется один раз в две

недели. Одновременно планируется знакомая игра с пением на закрепление, которая предлагается детям на выбор.

Оригинальной формой планировании является перспективный план использования народных игр.

Период прохождения материала/Репертуар/Национальная принадлежность

Сентябрь

«Каравай». Русская игра с пением.

«Хоровод». Хоровод (рус. нар. мел)

«Плетень». Русская игра с пением.

«Двойные горелки». Русский хоровод.

«Татарский плетень». Татарская хор. игра.

«Лягушка». Русская игра с пением.

«Метелица». Русский хоровод.

«Белая кость». Башкирская хор. игра.

«Ходила младешенька по борочку».Рус. нар. песня.

«Мельница». Русская игра с пением.

«Юрта». Татарская хор. игра.

«А мы просо. И мы просо.».Русская игра с пением.

«Ай, да береза». Хоровод (р. н. м.) .

«Со вьюном я хожу». Хоровод (р. н. м.) .

«Кукушка». Рус. игра с пением.

«Мы славные артисты». Игра с пением.

«Игра в коршуна» Нар. игра с пением.

«Колобок» Русс. хор. игра.

«Хоровод цветов» Хоровод (р. н. м.) .