Игра морской бой инструкция. Как правильно играть в морской бой на листочке в клеточку. Игровые поля игры "Морской бой"

«Морской бой» - захватывающая игра для двух игроков, в которую в детстве не играл только ленивый. Это развлечение уникально, в первую очередь тем, что для его организации не требуется никакого специального инвентаря. Достаточно только лишь обыкновенной ручки и листа бумаги, и двое ребят смогут развернуть самую настоящую баталию.

Хотя все мы в детские годы хотя бы иногда сидели перед расчерченным листком, со временем правила этой забавы нередко забываются. Именно поэтому родители далеко не всегда могут составить компанию своим подросшим детям. В данной статье мы предлагаем вашему вниманию правила игры «морской бой» на листочках бумаги, которые несколько лет назад были знакомы каждому из нас.

Правила «морского боя» на листе

Настольная игра «морской бой» необычайно проста, поэтому все правила этой игры можно отразить в нескольких пунктах, а именно:

  1. Перед началом игры каждый из игроков рисует на своем листочке игровое поле размером 10х10 клеточек и размещает на нем флот кораблей, состоящий из таких единиц, как:
  • 1 «четырехпалубный» корабль, который отражается на бумаге как ряд из 4 клеток;
  • 2 «трехпалубных» - ряды из 3 клеток;
  • 3 «двухпалубных» - ряды из 2 клеток;
  • 4 «однопалубных» - кораблики, изображаемые в виде 1 закрашенной клетки.
  • Все корабли размещаются на поле с учетом следующего правила: палубы каждого корабля могут располагаться только лишь вертикально или горизонтально. Закрашивать клетки по диагонали или изгибами нельзя. Кроме того, ни один корабль не должен касаться другого даже углом.
  • В начале игры участники при помощи жребия определяют, кто будет ходить первым. Далее ходы осуществляются по очереди, но с тем условием, что тот, кто задел корабль противника, продолжает свой ход. Если же игрок не попал ни в один из кораблей соперника, он должен передать ход другому.
  • Игрок, который выполняет ход, называет комбинацию буквы и цифры, обозначающую предполагаемое место расположения корабля противника. Его соперник оценивает по своему игровому полю, куда пришелся выстрел, и сообщает второму игроку, попал тот по кораблю или нет. При этом в случае, если любой элемент флота был потоплен или задет, он отмечается на поле крестиком, а если удар пришелся по пустой клетке, в ней проставляется точка.
  • В игре «морской бой» побеждает тот, кому удалось быстрее потопить все корабли противоборствующего флота. В случае продолжения баталии первый ход делает проигравший.
  • Также предлагаем вам ознакомиться с правилами игры в не менее интересные игры, в которые можно играть всей семьей -

    Невероятно популярная игра на бумаге. И хотя сейчас есть специальные игровые комплекты для «Морского боя », а также масса компьютерных реализаций, классический вариант на листочке остаётся самым востребованным.

    Цель игры - потопить корабли противника раньше, чем он успеет потопить ваши.

    Правила игры «Морской бой »

    Играют двое игроков. Каждому из них нужен листок (желательно в клетку), карандаш или ручка. Игра начинается с подготовки поля. На листке рисуются два квадрата 10×10 клеток. На одном из них будут расставляться свои корабли, в другом будет «вестись огонь» по кораблям противника.

    Стороны квадратов подписываются буквами по горизонтали и цифрами по вертикали. Заранее надо договориться, какие буквы будут написаны (основные споры возникают, использовать или нет букву «Ё»). Кстати, в некоторых школах вместо скучного алфавита пишут слово «РЕСПУБЛИКА » - оно как раз содержит 10 неповторяющихся букв. Это особенно полезно для тех, кто так и не осилил алфавит.

    Расстановка кораблей

    Далее, начинается расстановка флотов. Классические правила морского боя говорят, что должно быть 4 корабля по одной клеточке («однопалубных » или «однотрубных »), 3 корабля по 2 клеточки, 2 - по 3 клеточки и один - четырёхпалубный. Все корабли должны быть прямыми, не допускается изогнутых и «диагональных». Корабли располагаются на игровом поле таким образом, чтобы между ними всегда был зазор в одну клеточку, то есть они не должны касаться друг друга ни бортами, ни углами. При этом корабли могут касаться краёв поля и занимать углы.

    Когда корабли расставлены, игроки по очереди производят «выстрелы», называя квадраты по их «координатам»: «А1», «В6» и т.д. Если клетка занята кораблём или его частью, противник должен ответить «ранен» или «убит» («потоплен»). Эта клетка зачёркивается крестиком и можно сделаеть ещё один выстрел. Если в названной клетке корабля нет, в клетке ставится точка и ход переходит к сопернику.

    Игра ведётся до полной победы одного из игроков, то есть, пока не будут потоплены все корабли.

    По окончании игры проигравший может попросить у победителя посмотреть на его расстановку кораблей.

    Мастерство

    Если вы считаете, что морской бой - игра, построенная исключительно на удаче и везении, то вы ошибаетесь. На самом деле в ней есть и стратегия и тактика, о которой мы поговорим в заключении. Итак - о хитростях а также различных честных и не очень честных приёмах игры в морской бой:

    • Прежде всего (и это - самое главное!), необходимо держать свой листок с кораблями так, чтобы противник не смог подсмотреть ваше расположение;
    • Обязательно ведите учёт своих и чужих ходов, отмечая их точками. Так будут исключены выстрелы по одним и тем же клеткам;
    • Потопив вражеский корабль, также окружите его точками, чтобы не стрелять по местам, где кораблей заведомо нет;
    • Не стоит ставить корабли в углы поля: обычно по ним стреляют в первую очередь новички. Однако, про исключения пойдёт речь ниже;
    • Необходимо выработать стратегию для расстановки. Хороший результат даёт неравномерное распределение кораблей: собрать все «большие» корабли в одну или две плотных группировки, а оставшиеся «однопалубники» запрятать отдельно в потайных местах игрового поля. В этом случае противник быстро вычислит и разгромит группировку больших кораблей, а потом будет долго разыскивать оставшиеся маленькие;
    • Убив большой корабль, противник окружает его точками. Значит, найдя «четырёхпалубник », противник сразу же открывает (4+1+1)*3 = 18 клеточек (то есть 18% или почти 1/5 часть поля). «Трёхпалубник » даёт 15 клеточек (15%), «двухпалубник » - 12%, и «однопалубник » - 9%. Если же поставить «четрырёхпалубник» к стенке, то он позволит открыть только 12 клеточек (10 для трёхпалубника, 8, для двухпалубника). Если же поставить «четырёхпалубник» вообще в угол, он позволит открыть только 10 клеток (8, 6 и 4 соответственно). Конечно, если противник поймёт, что все корабли находятся с краю, он их быстро потопит. Поэтому, лучше использовать этот совет в сочетании с предыдущим.
    • Тактика стрельбы тоже может быть различной. Однако, истребление кораблей противника лучше всего начинать с поиска «четырёхпалубника». Для этого можно стрелять по диагоналям, или нарисовать ромб, или стрелять через 3 клеточки на четвёртую. Как только четырёхпалубный корабль найден, ищем трёхпалубные, потом двух. Конечно, в процессе поиска будет попадаться «всякая мелочь» и вносить коррективы в планы.
    • А вот и нечестный способ: расставить все корабли, кроме последнего однопалубника (он будет выполнять роль подводной лодки «Неуловимая»). А он будет поставлен (и убит) только в последней оставшейся клеточке. Бороться с этим достаточно легко: пусть игроки расставляют корабли одним цветом, а ведут стрельбу - другим. Можно, например, игрокам иметь ручки или карандаши разных цветов и после расстановки кораблей просто меняться ручками.

    Морской бой – достаточно простая игра, но из-за того, что в ней нельзя увидеть корабли соперника, выиграть бой порой бывает довольно сложно. Несмотря на то, что до первого попадания вам потребуется совершить несколько случайных выстрелов, при стратегическом подходе к стрельбе вы сможете увеличить свои шансы на победу. Также вероятность победы может быть увеличена за счет продуманной расстановки кораблей, которая озадачит вашего противника.

    Шаги

    Максимизация попаданий по кораблям противника

      Обстреляйте центр игрового поля. Статистически, вероятность попадания первого выстрела по кораблю будет выше, если целиться в центр игрового поля.

      • Центральный участок игрового поля площадью четыре на четыре квадрата с большой вероятностью может содержать четырехпалубный или трехпалубный корабль.
    1. Для повышения шансов на поражение корабля противника, обстреливайте игровое поле параллельными линиями. Представьте себе игровое поле в виде шахматной доски, где половина квадратов темная, а половина – светлая. Каждый крупный корабль, начиная от двухпалубного, будет занимать не менее двух клеток игрового поля, одна из которых обязательно будет темной. Таким образом, если случайным образом обстреливать только четные или только нечетные номера квадратов, то вы уменьшите количество возможных выстрелов до попадания по кораблю.

      • Как только ваш выстрел поразит корабль противника, вы прекратите случайный обстрел и начнете целевую стрельбу по кораблю.
      • Чтобы не запутаться с темными и светлыми квадратами игрового поля, представьте себе, что диагональная линия, идущая от его верхнего левого до нижнего правого угла, состоит из темных квадратов. А диагональ от верхнего правого до нижнего левого угла состоит из светлых квадратов. Это послужит вам ориентиром для точного определения цвета квадратов, по которым вы собираетесь стрелять.
    2. После двух промахов на одном участке переходите к обстрелу следующего участка. Если вы дважды промазали в одном месте игрового поля, попробуйте попытать удачу на другом участке. В такой ситуации вероятность снова промазать будет меньше, если обстрелом вы охватите большую площадь, а не будете продолжать обстреливать неудачный участок.

      Обстреляйте территорию вокруг удачного выстрела. Выстрелите в ближайшую клетку выше, ниже, правее или левее удачного выстрела, чтобы продолжить обстрел корабля. Если новый выстрел с одной стороны окажется промахом, в следующий раз выстрелите в противоположную сторону. Продолжайте стрелять до тех пор, пока полностью не уничтожите корабль противника. Об этом вы узнаете от самого противника, так как он должен будет объявить, что его корабль был потоплен.

      Чтобы потопить еще больше кораблей противника, повторите все с самого начала. После первого потопленного корабля вам придется вернуться к случайным обстрелам игрового поля (или его центра), чтобы найти следующий корабль. Затем повторите целевой обстрел вокруг места удачного выстрела, пока следующий корабль не пойдет ко дну. Указанный подход к игре позволяет снизить количество ходов, которое требуется на то, чтобы потопить все корабли противника и выиграть игру.

    Правильная расстановка собственных кораблей для минимизации возможного урона

      • Помните о том, что близкое расположение кораблей может как сработать вам на руку, так и оказаться рискованной затеей, ведь оно может привести к случайному обнаружению противником и других ваших кораблей.
    1. Внимательно следите за действиями вашего соперника. Если вы часто играете с одним и тем же соперником, то повысить свои шансы на успех можно расстановкой кораблей в таких местах игрового поля, по которым противник редко стреляет. Постарайтесь запомнить те участки игрового поля, которые противник обстреливает чаще всего и не расставляйте там свои корабли.

      • Например, соперник обычно начинает обстрел с правой стороны игрового поля, по центру или с нижнего левого угла. Просто выявите наиболее вероятные зоны обстрела и не располагайте в них свои корабли.
    • Варьируйте стратегию нападения, каждый раз меняя начальный квадрат обстрела. Например, начинайте с квадрата A-3, затем с Б-4, В-5 и так далее.
    • Уничтожив все мелкие корабли противника, можно сконцентрироваться на тех местах игрового поля, где могут скрываться крупные корабли. Неразумно обстреливать те места, куда может влезть только двухпалубный корабль, когда ни двухпалубных, ни однопалубных кораблей у противника больше нет.
    • Игроки нередко стремятся начинать обстрелы с центра игрового поля. Постарайтесь не ставить туда свои корабли.

    Выглядел процесс так. Каждый игрок чертил на последней страничке квадратное поле размером 10 на 10 клеточек и размещал на нем корабли. Важный момент: соперник не должен ничего видеть. Вертикали поля боя помечались цифрами от 1 до 10 сверху вниз, а горизонтали буквами слева направо. На этом подготовительные работы заканчивались, и можно было приступать к сражению.

    Война онлайн

    Сегодняшние школяры любят играть в морской бой не меньше своих пап и дедушек. Но им для этого не нужно ничего: ни тетрадки, ни ручки, ни даже противника. Стрелялки можно устроить бесплатно, воюя со смартфоном или компьютером.

    Почти все игры про морской бой имеют два режима прохождения:

    • одиночный,
    • на двоих.

    То есть играть можно и самому, и на пару с другом. Какой вариант лучше, решай сам. Мы подготовили для тебя самые классные онлайн игры «Морской бой» из доступных бесплатно.

    Как играть

    Геймплей всех войнушек серии прост. Для управления используются два комплекта кнопок: клавиши со стрелками и буквами WASD. Там, где режима на двоих нет, игрок оперирует вообще одной мышкой.

    В классическом «Морском бое» у каждого участника по 10 кораблей:

    • Один четырехпалубный линкор – самое большое судно в игре,
    • Два трехпалубных крейсера,
    • Три двухпалубных эсминца,
    • Четыре однопалубные подводные лодки или торпедных катера.

    При размещении на поле кораблики не должны касаться друг друга углами. Атаки игроки совершают по очереди. Сначала стреляет один, потом другой. Если во время своего хода геймер попадает в корабль соперника (ранит его или сразу топит), получает право на дополнительный выстрел. А если и он оказывается результативным, то на еще один. Как только игрок промажет, ход перейдет ко второму участнику. Морской бой длится до тех пор, пока суда одного из сражающихся в полном составе (все 10 штук) не пойдут ко дну.

    Игра бесплатно развивает стратегическое мышление и эмпатию. Только представив себя на месте противника, его можно победить. Многие известные личности вроде математика Якова Перельмана любили на досуге повоевать в морской бой и даже разрабатывали авторские стратегии победы в игре.

    Вы думаете, что умеете играть в Морской бой? Ну, допустим, а в какой? Ага, поставили Вас в тупик?

    Начнем с оригинальной версии, напомню ее тем, кто позабыл: играют двое. Каждый расставляет на своем поле 10х10 по 10 кораблей:

    • 1 линкор
    • 2 крейсера
    • 3 эсминца
    • 4 шлюпки

    Корабли не должны соприкасаться друг с другом ни углами, ни сторонами. Запрещается перемещать и дорисовывать корабли во время боя.

    Столбцы полей имеют буквенное обозначение (а-к), строки – числовое (1-10). Ходят по очереди: первый игрок называет противнику клетку, куда производится выстрел (например – в6), противник отмечает это место на своем поле и сообщает результат выстрела – мимо или попал. Если есть попадание — игрок стреляет ещё раз, если мимо – переход хода противнику. Корабль считается раненым, если он имеет хотя бы одну целую летку, иначе – потопленным. Бой ведется до полного уничтожения флота одного из игроков.

    Обычно каждый игрок рисует дополнительное поле, где отмечает свои выстрелы и их результаты – так намного проще делать тактический анализ. Игра глазами одного из игроков выглядит в итоге примерно так (выстрелы показаны точками, попадания – крестами. На левом поле отмечаются выстрелы противника, на правом ведется собственная стрельба, в принципе, 4-х палубный линкор неприятеля уже определился – следующим ходом надо целить в квадрат ж4):

    Во-первых , можно вводить и не только прямые корабли, мы допускали и такие причудливые образцы военно-морского флота:

    Во-вторых , играть можно и втроем по правилу «Каждый против всех», когда игрок в свой ход делает выстрел по любому из противников. Но тут одно есть НО. Подобные игры заканчиваются тем, что почти всегда двое объединяются против третьего (такая вот форма проявления известного психологического закона), заваливают сначала его флот, а потом разбираются друг с другом. Чтоб такого не было, можно играть вчетвером по правилу «пара на пару».

    В-третьих , стрельба может вестись залпами – мы играли по три выстрела в залпе, но тут как договоритесь, хоть все десять. При этом противнику сообщается количество попаданий, но не говорится, в каких клетках попадание произошло.

    И, наконец, в-четвертых … Уж и не помню, кто такой вариант занёс, но честь ему и хвала. Поле было размером 20х15 клеток, разделялось волнистой линией на «сушу» и «море» («суша» немного заштриховывалась для наглядности). Фигуры тоже были особенными – они подразделялись на сухопутные, морские и ставились на соответствующую часть поля, плюсом были ещё и воздушные силы, которые могли устанавливаться в любую клетку поля. Соприкасание между ними не допускалось. Всего у каждого было по 14 фигур:

    Сухопутные силы : танки, батарея, зенитка

    Морские силы : линкор, крейсеры, эсминцы, авианосец

    Воздушные силы : штурмовики

    Бой велся по стандартным правилам. Тут был простор для тактики – определить, где у противника проходит граница между сушей и морем и оценить их размеры.

    Естественно, при игре частенько находились «умники» ну до чего не просто до этого додуматься, не рисовать при расстановке кораблей последнюю шлюпку, а ставить её на поле в последний момент на оставшийся квадратик. Раньше таких били канделябрами. Игра резко становится не интересной, что справедливо для всех игр, где выигрыш обеспечен обманом. Поэтому, будьте паиньками и не обманывайте своих, а то могут припомнить старый добрый закон про канделябр.