Подвижные игры на развитие ловкости у дошкольников. Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр - реферат Развитие подвижных игр

Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления игр позволяет понять их воспитательное значение. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытнеоб-щинном строе, однако сведений об этом почти не осталось. По этому поводу Е. А. Покровский писал, что о детских играх первобытных народов, к сожалению, мало сведений. Данные о развитии и жизни ребенка, его играх на ранних ступенях развития общества чрезвычайно бедны. Практически никто из этнографов вообще не ставил себе задачей такое исследование. Лишь в 30-е годы XX столетия появились специальные исследования Маргарет Мид, посвященные детям племени Новой Гвинеи, в которых имеются материалы об образе жизни детей и их играх1.
Игра была спутником человека с незапамятных времен. В ней культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие. Е.А.Покровский утверждал, что игры во все времена и у всех народов были непременно. Многие из игр представляли собою большую оригинальность, смотря по свойствам и образу жизни народа. Множество игр разных народов имели между собою большое сходство, например, игры с мячом, в кости и т.д.
Справедливо также мнение Н.С.Воловик о том, что назначение древних игр — не развлекательное, а практическое. Действиями игры и словами песни люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих работах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается как действительное, настоящее проецируется на будущее. Поскольку человек зависел от природы, и основным предметом изображения в игровых песнях стал животный и растительный мир.
Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д. Б. Эль-конин, который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры».
В наиболее ранние исторические периоды жизни общества дети жили со взрослыми общей жизнью. Воспитательная функция тогда еще не выделялась как особая общественная функция, и все члены общества, воспитывая детей, стремились сделать их участниками общественно-производительного труда, передать им опыт этого труда, осуществляя постепенное включение детей в доступные им формы деятельности.
Уже в наиболее ранних этнографических и географических описаниях русских путешественников имеются указания на приучение маленьких детей к выполнению трудовых обязанностей и включение их в производительный труд взрослых. Так, Г. Новицкий в описании остяцкого народа (относящемся к 1715 г.) писал, что во всех играх общим являлись ловля птиц, рыбы, охота на зверя. Дети, чтобы прокормиться, учились стрелять из лука, ловить птиц и рыбу.
Занятость матерей и раннее включение детей в труд взрослых приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и детьми, и дети очень рано становились действительно самостоятельными. Это подчеркивают почти все исследователи. При усложнении средств и способов труда и при его перераспределении происходило естественное изменение участия детей в различных видах труда. Дети перестали принимать непосредственное участие в сложных и недоступных для них формах трудовой деятельности. За младшими детьми оставались только некоторые области хозяйственно-бытового труда и наиболее простые формы производственной деятельности.
В отношении наиболее важных, но недоступных для детей областей труда перед ними ставится задача возможно более раннего овладения сложными орудиями такого труда. Возникают уменьшенные орудия труда, специально приспособленные к детским возможностям, с которыми дети упражняются в условиях, приближающихся к условиям реальной деятельности взрослых, но не тождественных с ними. Орудия зависели от того, какая отрасль труда являлась основной в данном обществе.

Например, А.Н.Рейнсон-Правин писал, что совсем крошечные «кукольные» лыжи в игрушках детей народов Севера очень редко можно встретить. В них нет надобности, поскольку ребенок получает лыжи сразу, как только научится ходить. Детские лыжи считаются лучшей игрушкой ребят. Дети устраивают лыжные состязания, на лыжах проводятся многие охотничьи игры. Матери украшают лыжи мелким узором, даже окрашивают их.
Здесь следует согласиться с предположениями Д.Б.Эльконина о появлении элементов игровой ситуации: нож и топор, лук и стрелы, удочки, иголки и тому подобные орудия являются орудиями, овладение которыми необходимо для того, чтобы ребенок мог принять участие в труде взрослых. Дети, конечно, не могут самостоятельно открыть способы употребления этих орудий труда, и взрослые научают их этому.
Так, например, маленький эвенк, будущий охотник, учится владеть луком и стрелами не в лесу, а участвуя в настоящей охоте вместе со взрослыми. Дети учатся накидывать аркан или стрелять из лука сначала на неподвижном предмете, затем постепенно переходят на стрельбу по движущимся целям и лишь после этого переходят к охоте на птиц и зверьков и т.д. Овладевая способами использования орудий труда и приобретая при этом необходимые для участия в труде взрослых способности, дети постепенно включаются в производительный труд взрослых. Можно предположить, что в этих упражнениях с уменьшенными орудиями есть некоторые элементы игровой ситуации. Во-первых, это некоторая условность ситуации, в которой происходит упражнение. Пенек, торчащий на поляне, не настоящий зверь, а цель, в которую стреляет мальчик, не настоящая птица. Во-вторых, осуществляя действие с уменьшенными орудиями труда, ребенок производит действие, сходное с тем, которое производит взрослый, и, следовательно, есть основание предполагать, что он сравнивает, а может быть, и отождествляет себя со взрослым охотником, со своим отцом или старшим братом. Таким образом, в этих упражнениях имплицитно могут содержаться элементы игры.
Требования, которые ставит перед детьми общество в отношении овладения и употребления необходимыми, например будущему охотнику, скотоводу, рыболову или земледельцу, навыками приводят к целостной системе упражнений. Именно на этой основе создается почва для различного рода соревнований. В содержании этих соревнований между взрослыми и детьми нет никакой принципиальной разницы. На тождественность действий взрослых и детей в играх с соревнованиями или спортивных подвижных играх с правилами указывает целый ряд авторов.

Интересные исследования по вопросу происхождения игры проведены Н.Филитисом. Он считал, что еще не так давно большой популярностью пользовалась теория отдыха, принятая Гутс-Мут-сом, Лацарусом и Шаллером. По этой теории, игры существуют для того, чтобы ребенок отдыхал в привычных, радостных, легких, не требующих большой затраты сил, упражнениях, позволяющих восстановить силы другого порядка, необходимые для поддержания жизни. Игра — это отдых от серьезной работы для восстановления сил. Н.Филитис отмечает, что Гутс-Мутс допустил ошибку, которая часто делается взрослыми, когда они судят о детской игре: психика взрослого сложившегося организма переносится на психику развивающегося организма ребенка. Если мы часто наблюдаем, что взрослый играет после работы, то, с другой стороны, мы ежедневно видим здоровых, только что отдохнувших после продолжительного сна детей, которые играют, полные сил, не нуждаясь ни в каком отдыхе.
Нельзя не согласиться с Н.Филитисом, что как ни остроумна эта теория сама по себе, но и она не объясняет нам игр во всем их объеме. Опять присмотримся к играм детей, которые могут без перерыва предаваться им до полного изнеможения. Кажется, что у ребенка уже нет сил; он еле-еле двигается, но все-таки напрягает последние усилия, чтобы продолжать игру; он только что хворал, был прикован болезнью к постели, но как только получил возможность свободно передвигаться, тотчас же принимается за игру. В этих случаях следует отметить, что ребенок упражняет игрою накопленные силы. Можно согласиться с Н.Филитисом, что эта теория недостаточно полно объясняет происхождение игры.
Согласно теории, развитой К. Гроссом, игры служат средством для упражнения различных физических и психических сил. Если наблюдать за играми молодых животных и за играми детей, то этот факт выступает с полной ясностью: игры всюду служат средством для упражнения и развития органов движения, органов чувств — особенно зрения, — а в то же время и для развития внимания, наблюдательности, частой мышления. Детство длится до тех пор, пока мы не будем вполне готовы для того, чтобы самостоятельно вести борьбу за существование, и если это подготовка, это развитие всех физических и психических сил осуществляется с помощью игр, то играм принадлежит не только очень важное, но и Центральное место... Гросс справедливо характеризует свою теорию игры как темологическую.
Следует рассмотреть также размышления о появлении подвижной игры П. Ф. Каптерева: прежде всего нужно помнить, что игра — явление весьма широкое; играют не только дети, но и взрослые; Играют не только люди, но и животные. Молодые животные — щенки, котята, медвежата — так же страстно любят игру, как и наши дети: она доставляет им не менее удовольствия, чем детям.
П. Ф. Каптерев полагает, что вся деятельность людей вытекает из источников двух родов: естественно-органических и социально-культурных. Человек — сложный организм, состоящий из многих органов со своеобразными отправлениями. Каждый орган требует соответственной деятельности. Неудовлетворение этого требования влечет за собой расстройство и разрушение всего организма. Естественные запросы деятельности человека просты и удовлетворяются сравнительно легко, но социально-культурные потребности сложны и удовлетворяются с трудом. Так, например, органический запрос на пищу и питье, а вместе с тем и на деятельность сравнительно невелик и оставляет неизрасходованными много сил. Однако социально-культурные потребности по отношению к тем же предметам весьма значительны и требуют от человека изнуряющего труда, не оставляя ему ни времени, ни энергии для приятной деятельности.
Дети гораздо больше живут естественно-органическими потребностями, чем социально-культурными. К последним их приучают путем воспитания. Предоставленные же самим себе, дети охотно сбрасывают с себя культурную оболочку и становятся ближе^ природе. Самое удовлетворение органических потребностей и запросов бывает у детей очень легким, поскольку они, как правило, обеспечиваются своими родителями всем необходимым. До совершеннолетия дети должны быть обеспечены во всех своих потребностях, иначе они не могут нормально развиваться. В результате у детей остается масса свободных сил и энергии, которая не расходуется на труд по удовлетворению потребностей. Эти силы и энергия требуют выхода, побуждают к деятельности, вызывают разнообразные упражнения. Эта детская деятельность носит характер игры, т.е. непосредственно приятной деятельности.
Воспитательная и художественная ценности подвижной игры сохранились до настоящего времени.
В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине XIX в. появляются работы виднейших педагогов Н.И.Пирогова, позднее Е.Н.Водовозова, П.Ф.Каптерева и др. В них подчеркивается первостепенное значение подвижной игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка.
Основатель российской системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, П.Ф.Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются Нравственные качества ребенка.
П.Ф.Лесгафт указывал на наличие в подвижной игре определенной цели. Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой и вызывать «возвышающее чувство удовлетворения». Движения, используемые в игре, предварительно усваиваются ребенком в систематических упражнениях.
П.Ф.Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. Для этого создаются новые упражнения, условия, действия, т.е. вводятся варианты игр. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ребенку действия с более повышенными требованиями, способствует сохранению у него интереса к игре.
Игра осуществляется путем самоуправления. Распределение ролей и действий Лесгафт предоставляет играющим. При этом он уделяет значительное внимание соблюдению правил игры. Они — закон, которому играющие подчиняются сознательно и охотно.
П.Ф.Лесгафт рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребенка, развития у него честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества. Он рекомендовал воспользоваться играми, чтобы научить ребенка владеть собой, «сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию» .
По утверждению П.Ф.Лесгафта, систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество.
Идеи П.Ф.Лесгафта успешно претворялись в жизнь его последователями и учениками (В.В.Гориневским, Е.А.Аркиным).
В.В.Гориневский рассматривал подвижную игру как средство формирования личностгрребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребенок испытывает в игре. Радость, веселье он считал обязательным условием игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл. Положительные эмоции оздоравливают организм ребенка. : Серьезные требования В.В.Гориневский предъявлял воспитательной ценности сюжета игры, методике ее проведения. Он требовал от воспитателя эмоциональности, эстетики движений, индивидуального подхода к ребенку, точного соблюдения правил игры. В.В.Гориневский важное значение придавал воспитанию выразительности и грациозности движений ребенка в игре. Он считал Целесообразным введение в игры элементов соревнования, доступного детям. При этом исключал азарт, возбуждение, недоброжелательность детей друг к другу. При наличии необходимого руководства со стороны воспитателя соревнование, по мнению В.В.Гориневского, может быть использовано в целях воспитания у детей положительных моральных качеств, чтобы пробудить в них интерес к игре и эмоциональный настрой.
Е. А. Аркин считал подвижную игру незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. Он видел преимущества игры в ее эмоциональной насыщенности, привлекательности, мобилизующей силы ребенка, доставляющей ему радость и удовлетворение.
Игра содействует работе крупных мышечных групп; разнообразие движений в ней препятствует утомлению; она развивает личную инициативу, психофизические качества; смелость, находчивость, дисциплину; тренирует анализаторные системы.
Значительную роль в результативности игры Е. А. Аркин отводил педагогу, его искусству заинтересовать ребенка, правильно объяснить игру, распределить роли, подвести итог; при необходимости педагог успешно может подключиться к игре.
Итак, на основе анализа научно-методической литературы, посвященной игре, можно сделать следующие выводы:

  1. Истоками подвижной игры является моделирование недоступной для ребенка деятельности взрослого.
  2. Игры создавались с целью подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду.
  3. Игры возникали с целью проверки готовности к жизни (обряд инициации).
  4. Игры создавались с целью развития и совершенствования основных видов движения.

В создание теории игры значительный вклад внесли ведущие русские педагоги и психологи. Вопросы теории и методики игры разрабатывались Д. Б. Элькониным, А. А. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Н.Н.Поддъяковым и др.
В разработке содержания, организации и методики подвижных игр важную роль сыграли работы А И. Быковой, М.М.Конторо-вич, Л.И.Михайловой, Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Л.В.Артамоновой и др.
Исследования, проведенные Л.М.Коровиной, установили эффективность использования подвижной игры для ребенка пяти лет, методов соревнований и творческих заданий. О целесообразности обучения детей старшего дошкольного возраста основным движениям на этапе их совершенствования свидетельствуют исследования М.В.Потехина. Эффективность формирования ориентировки в пространстве у детей старшего возраста в подвижных играх; обучение в игре безопасному передвижению по улицам; творчество, выразительность и красота движений нашли свое выражение в педагогическом опыте Э.Я.Степаненковой. О формировании самоорганизации у дошкольников в подвижной игре и целесообразности развития основных движений в подвижных играх у детей младшего возраста сообщают Н.В.Полтавцева и Е.А.Тимофеева. Подвижной игре посвящены статьи, книги, отражающие современные подходы к ней (Е. А. Сагайдачная, Т. С.Яковлева, М. А. Рунова и др.).

Наталия Колмаченко
Комплекс подвижных игр на развития ловкости у детей среднего дошкольного возраста

Комплекс

подвижных игр

для развития ловкости

у детей среднего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Совершенствование системы обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения , стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет требования к физическому воспитанию и развитию детей . В частности, среди задач физического воспитания актуальной задачей является развитие ловкости у дошкольников .

Актуальность данного комплекса подвижных игр заключается в том, что он содержит в себе два основных компонента : двигательную активность и игровое взаимодействие, являющихся неотъемлемой частью современной системы дошкольного образования . Ценностное отношение к здоровью через двигательную активность – это совокупность взглядов и способов поведения индивида, характеризующихся ответственным и пристальным отношением к своему здоровью, осознанной потребностью в его сохранении и направленностью на укрепление организма и усовершенствование собственных физических умений и навыков.

Целью комплекса подвижных игр является создание условий для развития ловкости у детей дошкольного возраста .

Задачи комплекса :

1) развитие ловкости у детей дошкольного возраста ;

2) развитие двигательной активности, интереса к совместному выполнению игровых упражнений;

3) воспитывать у детей самостоятельность , радостное эмоциональное отношение в процессе выполнения игровых упражнений.

Комплекс включает в себя 10 разнообразных по содержанию подвижных игр . Каждая игра направлена на развитие ловкости в процессе двигательной активности.

Комплекс составлен с учетом педагогических принципов :

Единство целей, содержания и методов;

Переход от простого к более сложному;

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей .

Для эффективного развития ловкости у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр используется словесный метод, который обращен к сознанию каждого ребенка, он способствует осмысленности, содержательности его деятельности. Словесный метод включает такие приемы со стороны воспитателя как объяснение, пояснение, указания, поэтическое слово, беседа, замечания.

Наглядный метод позволяет воспитателю показать детям конкретные движения. Метод практической деятельности используется при разучивании движений и исполнении подвижных игр детьми .

Подбор игр зависит от возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста . Подвижные игры могут быть направлены на укрепление мышечного тонуса, дыхательной мускулатуры, на развитие мышц спины , мышц брюшного пресса, координации движений.

Формы деятельности : индивидуальные и групповые.

Предполагаемые результаты : развитие ловкости у детей среднего дошкольного возраста в процессе обогащения опыта при выполнении подвижных игр .

Комплекс подвижных игр для развития ловкости у детей среднего дошкольного возраста

№ 1 Подвижная игра «Где спрятана»

Цель : Развития слухового внимания , ловкости .

Использованный материал : какой либо предмет.

Ход игры : дети становятся в шеренгу лицом к воспитателю. Детям предлагают отвернуться и закрыть глаза. Воспитатель прячет какой либо предмет, по сигналу игроки ищут предмет, а воспитатель направляет словами «тепло, холодно» .

№ 2 Подвижная игра ««Вышибала»

Цель : Развивать ловкость , выносливость.

Использованный материал : мяч

Ход игры : Дети становятся в круг, внутри круга – еще несколько игроков. Те, кто стоит в кругу, бросают мяч друг другу, но при этом стараются задеть мячом тех, кто стоит внутри. Тот, кого задели – «вышибли» – выходит из игры.

№ 3 Подвижная игра «Старые лапти»

Цель : Развивать ловкость .

Использованные материалы : мячи.

Ход игры : На одной стороне площадки проводят черту - это город, где находятся все играющие. Пространство за городом - игровое поле. Дети встают к черте и прокатывают мячи в сторону поля. Чей мяч дальше укатился, тому и водить. Мячи остаются на игровом поле, только водящий берет один мяч. Он ждет, когда за мячами будут выходить играющие, и всех, кто переходит черту города, старается осалить мячом. Когда водящий промахнется, он догоняет мяч, а играющие стараются взять свои мячи и убежать за черту. Если играющих не осалили, то они еще раз про-катывают мячи, а водящий в этом случае остается прежним. Если же кого-то осалили, то осаленный становится водящим.

№4 Подвижная игра «С кочки на кочку»

Цель : развивать ловкость , закреплять навыки прыжков в длину.

Использованный материал : 4 кочку (любой предмет который напоминает кочку или изображено на земле)

Ход игры : Все участники игры делятся на две команды. Каждая команда получает по 2 «кочки» . Задание для игроков перед вами болото, его необходимо пройти. Но по болоту просто так не пройдешь, можно утонуть. У вас есть волшебные кочки, по которым вы переберетесь на тот берег. Кладете одну кочку , встаете на неё, рядом кладете вторую кочку , перепрыгиваете на неё, потом подбираете первую, перекладываете её вперёд, перепрыгиваете на неё и т. д. до поворота и в том же порядке возвращаетесь на линию старта передовая кочки следующему игроку. Выигрывает та команда, которая пройдет первой дистанцию.

№ 5 Подвижная игра ««Школа мяча»

Цель : развития ловкости , глазомер.

Использованный материал : Мячи

Ход игры:

Подбросить мяч вверх и поймать его одной рукой (правой, левой) .

Ударить мяч об пол и поймать одной рукой (правой, левой) .

Подбросить мяч вверх хлопнуть в ладоши поймать двумя руками (не прижимая к телу мяч) .

Ударить мяч об стену и поймать одной рукой (правой, левой) .

Ударить мяч об стену так чтобы он отскочил под углом в сторону партнера, который должен поймать мяч.

Ударить мяч об стену из за головы, из под ног (правой, левой) поймать мяч.

№ 6 Подвижная игра «Мушкетеры на льду»

Цель : развития ловкости .

Ход игры: Мушкетеры на льду

В хоккее игра начинается с вбрасывания шайбы. Обе команды стремятся первыми овладеть ею. В игре "Мушкетеры" "хоккеисты" образуют пары, кладут на лед рядом два пластмассовых обруча или рисуют два круга диаметром 0,5 - 0,7 м, в центре которых кладут по шайбе. Затем по сигналу игроки, скрестив клюшки, стараются выбить шайбу из круга соперника. Выбитая шайба - одно очко. Играют до пяти очков. Если оба соперника наберут по четыре очка, побеждает тот, кто обгонит на два очка.

№ 7 Подвижная игра «Шлёпанки»

Цель : Развивать ловкость и быстроту реакции .

Ход игры : Дети встают в круг лицом к центру на расстоянии шага друг от друга. Выбирают водящего, считают до 5 : пятый - водящий. Он выходит в центр круга, называет по имени одного из играющих и бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении : Тот, чье имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его (шлепает ладонью, стоя на одном месте. Число отбиваний мяча по договоренности, но не более 5; чтобы детям не приходилось долго стоять в ожидании. После отбиваний мяча игрок перебрасывает его водящему. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не уронит мяч. Тот, кто уронил мяч, встает на место водящего. Играть можно в 2-3 мяча, тогда выбирают 2-3 водящих

№ 8 Подвижная игра «Пингвины»

Цель : Развивать ловкость и выносливость .

Материалы : 2 мяча любого размера, фишки или флажки для обозначения место поворота.

Хо игры : Дети делятся на 2 команды, строятся в колонну по одному.

Перед каждой командой на расстоянии от линии старта лежат мячи, через 7-8 м стоят фишки или флажки для обозначения место поворота.

По сигналу игроки команд по одному зажимают мяч между ног и начинают движения до фишки или флажка, обходят и возвращаются на линию старта передовая мяч следующему игроку. Выигрывает команда, которая первой пройдет дистанцию.

№ 9 Подвижная игра ««Найди мяч»

Цель : Развивать у детей наблюдательность , ловкость .

Материал : мяч

Ход игры : Все играющие становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один играющий становится в центр, это говорящий. Играющие держат руки за спиной. Одному дают в руки мяч. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать у кого мяч. Он может попросить каждого из играющих показать свои руки, сказав «руки» . Играющий протягивает обе руки вперед, ладонями к верху. Тот у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в середину, а водящий на его место. Мяч передают в любом направлении. Мяч передают только соседу. Нельзя передавать мяч соседу после требования водящего показать руки.

№ 10 Подвижная игра «Игра в цвета»

Ход игры : Все становятся в круг, внутри – ведущий. Кто-нибудь из круга спрашивает : «Какой цвет?» , а ведущий громко выкрикивает : «Синий!» . Все бегут, чтобы дотронуться до любого предмета синего цвета, а дотронувшись, остаются стоять возле него. Кто последний – выбывает или сам становится ведущим.

1.Теоретические вопросы: Определение, специфика, классификация подвижных игр дошкольников. Влияние подвижных игр на физическое, умственное, нравственное, трудовое воспитание, эстетическое развитие дошкольников. Развитие теории подвижных игр. Вариативность подвижных игр. Методика проведения, роль педагога в руководстве ходом игры.

2.Практическое задание: предложить варианты подвижной игры «Ловишки».

3.Основные понятия: подвижная игра, вариативность, методика проведения подвижных игр.

4.Основные исследователи: П.Ф.Лесгафт, Е.Н.Водовозов, А.И.Быкова, Е.А.Тимофеева, М.А.Рунова, Э.Я.Степаненкова.

Теоретические вопросы.

Определение, специфика, классификация подвижных игр дошкольников.

Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.

Специфика подвижной игры состоит в мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал « Лови!», « Беги!», «Стой!» и др.

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам:

По возрасту,

По степени физической нагрузки (игры с малой подвижностью – Н-р «Пузырь», игры средней подвижности –Н-р «Гуси-лебеди», игры большой подвижности – например, «Ловишки»),

По двигательному содержанию (игры с бегом, прыжками, лазанием и др.),

По сложности (элементарные: сюжетные, бессюжетные, игровые задания, забавы и аттракционы, эстафеты; спортивные: игры по упрощенным правилам или элементы игр в хоккей, футбол, волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис).

Подвижные игры широко используются в режиме первой и второй половины дня: во время утреннего приема, на утренней гимнастике, физкультурном занятии, в качестве физкультминуток, являются обязательным компонентом дневной и вечерней прогулок. Многообразие подвижных игр является необходимым условием содержания физкультурных праздников и развлечений.

Влияние подвижных игр на физическое, умственное, нравственное, трудовое воспитание, эстетическое развитие дошкольников.

Подвижные игры – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, ценных морально-волевых качеств, мышления, ловкости. При проведении подвижных игр имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности. Гармоничное развитие ребенка возможно при целостной, комплексной, сбалансированной реализации его потенциальных возможностей.

Подвижные игры – средство физического воспитания.

В игре ребенок упражняется в разнообразных движениях: беге, прыжках, бросании и ловле, лазании и др. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе. Игры являются незаменимым средством формирования быстроты, силы, выносливости, координации движений.

Велика роль подвижных игр в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевают пространственной терминологией, познавать окружающий мир. В процессе игры активизируется память, развивается мышление, воображение. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Выполнение правил формирует у дошкольников волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, поведение. В итоге формируется честность, справедливость, дисциплинированность. Подвижные игры учат искренности, товариществу, дружбе, сопереживанию, взаимопомощи.

Подвижные игры готовят дошкольников к труду : дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается фантазия, воображение. Дети овладевают поэтической образной речью.

Развитие теории подвижных игр. Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. Игра была спутником человека с незапамятных времен. В ней культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие. Е.А.Покровский утверждал, что игры во все времена и у всех народов были непременно. В ранние исторические периоды жизни общества дети жили со взрослыми общей жизнью, поэтому возникла необходимость создания уменьшенных орудий труда (для охоты, ловли рыбы, птиц). Появляется целостная система игровых упражнений. Известны исследования по вопросу происхождения игры, в которых отмечается, что игра – это отдых от серьезной работы, игры служат средством для упражнения различных физических и психических сил. По утверждению П.Ф.Каптерева, силы и энергия детей требует выхода, побуждает к деятельности, вызывает разнообразные упражнения. Эта деятельность носит характер игры.

В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине Х1Х века появляются работы Н.И.Пирогова, Е.Н.Водовозова, классиков дошкольной педагогики о первостепенном значении игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка. Основатель российской системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребенка. Идеи П.Ф.Лесгафта успешно претворялись в жизнь его последователями и учениками.

В создание теории игры значительный вклад внести Д.Б.Эльконин, Л.В.Запорожец, Н.Н.Поддъяков и др. В разработке организации и методики подвижных игр важную роль сыграли работы А.И.Быковой, М.М.Конторович, Т.И.Осокиной, Э.Я.Степаненковой, М.А.Руновой и др.

Вариативность подвижных игр.

Значительное внимание педагог должен уделять вариантам подвижных игр, которые позволяют не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребенка.

Первоначально варианты игры педагог придумывает или подбирает из сборников подвижных игр. Он учитывает постепенное усложнение правил, повышает требование к их выполнению. Он может изменить расположение детей, выбрать нескольких водящих, дополнить ход игры новым движением и т.д.

Постепенно к составлению вариантов подключаются и дети, что способствует развитию у них творчества.

Методика проведения подвижных игр; роль педагога в руководстве ходом игры.

Игровая деятельность возникает уже в преддошкольном возрасте. В играх малышей можно заметить признаки подражания взрослым. В младших группах наиболее часто используются сюжетные игры и простейшие несюжетные игры типа « ловишек». Малышей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, бросать и т.д. Важно научить ребенка действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам. Успех проведения игры в младших группах зависит от воспитателя. Он должен заинтересовать детей, дать им образцы движений. Для малышей рекомендуются игры с текстом («Заяц», «Пузырь», «Колпачок» и др.).

К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Педагог усложняет условия проведения игры, распределяет роли среди детей. Увлеченность детей игрой дает возможность решать воспитательные задачи в комплексе.

В подвижных играх старших дошкольников решаются задачи на мгновенную реакцию, сообразительность, выдержку. Широко используются игры с элементами соревнования.

В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. Воспитатель обращает внимание на качество движений, принятие детьми самостоятельных решений, творческое самовыражение.

Условия работы каждой группы влияют на подбор, планирование и методику проведения подвижных игр. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу (организует наблюдения, Читает художественные произведения, подготавливает атрибуты, подбирает считалки, продумывает варианты игры).

Важно правильно организовать игру: познакомить детей с сюжетом и правилами, распределить роли, осуществлять руководство ходом игры, подвести ее итог. Руководя игрой, педагог воспитывает нравственность ребенка; формирует у него правильную самооценку, учит преодолевать трудности.

Таким образом, продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, активным, жизнерадостным, самостоятельным, творческим человеком.

Практическое задание. Предложить варианты подвижной игры «Ловишки»:

«Ловишки с ленточками».

Ввести в игру второго водящего.

«Ловишки в домики»

Сократить площадь для бега.

Увеличить площадь для бега.

Один «ловишка» заколдовывает, второй – расколдовывает и др.

Уровень развития основных двигательных качеств - ловкости, быстроты, выносливости позволяет ребенку успешно овладевать двигательными умениями (бегом, прыжками, метанием) и спортивными упражнениями (ходьбой на лыжах, ездой на велосипеде, плаванием и пр.). К перечисленным двигательным качествам относится также и мышечная сила, т. е. способность к проявлению мышечных усилий, от которой зависит правильность овладения движениями. Не имея достаточно развитой силы, нельзя быстро или долго бегать, плавать, ходить на лыжах, высоко прыгать, далеко метать. Крепкий сильный ребенок легко осваивает новые движения, он уверен в себе, способен переносить трудности и даже любит упражнения с большей нагрузкой.

Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Качество силы выражается через совокупность силовых способностей.

Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека.

Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость)

Собственно силовые способности проявляются: при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). Воспитание собственно силовых способностей может быть направлено на развитие максимальной силы.

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельным напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту)

К скоростно-силовым способностям относят:

1) быструю силу,

2) взрывную силу.

Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.).

К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость.

Силовая выносливость - это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины.

Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.).

Наиболее высокие увеличения показателей силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию силовых способностей дошкольников.

Упражнения для развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов, и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет количество повторений: небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое может привести к утомлению.

Необходимо также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз должно выполняться. В силовых упражнениях предпочтение следует отдавать горизонтальным и наклонным положениям туловища. Они разгружают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением целесообразно чередовать с упражнениями на расслабления.

В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям.

Учитывая анатомо - физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания и большое напряжение организма.

Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др.), дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно.

Подвижные игры бывают различного характера и служат разным целям: для развития физических качеств, для снятия усталости, для формирования функций организма. Для развития силовых способностей можно порекомендовать следующие подвижные игры. Эти игры могут проводиться в виде упражнений на сопротивление внешним силам и упражнения на волевые напряжения мышц. Можно использовать игры в парах и групповые, где игроки команды распределяются по силе и росту партнеров.

Подвижные игры

  1. Оттолкнуть партера с места толчком ладоней.
  2. Перетянуть соперника через черту движение назад.
  3. Перетягивание соперника за одноименные руки.
  4. Отобрать палку или любой другой предмет у соперника, поворачивая его в одну или другую сторону.
  5. Коршун и наседка. Играющие становятся в затылок друг к другу и обхватывают за пояс впереди стоящих. Первый в цепи изображает наседку , все остальные - цыплят . Один из играющих - коршун . Он старается схватить цыпленка, стоящего последним в цепи, наседка же всячески мешает этому, преграждает коршуну путь разведенными руками. Все играющие помогают наседке, перемещаясь по площадке так, чтобы конец цепи находился как можно дальше от коршуна.
  6. Удочка . Дети стоят по кругу. Воспитатель - в центре круга. Он держит в руках шнур, на конце которого привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. (Предварительно объяснить детям, что, подпрыгивая, нужно сильно оттолкнуться и подтянуть ноги.)
  7. Медведи и пчелы. Играющие делятся на две группы: треть из них - медведи, остальные - пчелы. На гимнастической стенке улей. С одной стороны очерчивается место берлоги, с другой место луга. Пчелы помещаются на гимнастической стенке. По сигналу ведущего пчелы опускаются, летят на луг за медом и жужжат. Медведи влезают на опустевший - улей и лакомятся медом. По сигналу «Медведи!» все пчелы летят в улей, а медведи слезают и убегают в берлогу. Не успевших убежать в берлогу пчелы жалят (дотрагиваются рукой). Затем пчелы возвращаются в улей и игра возобновляется. Ужаленный медведь не выходит за медом, а остается в берлоге. Правила игры. Пчелы не ловят медведей, а дотрагиваются до них рукой. Каждое новое действие начинается по сигналу. Спрыгивать с гимнастической лестницы нельзя, надо слезать.

8. Перелет птиц. Дети (птицы) собираются на одной стороне зала, напротив гимнастической стенки или скамеек. По сигналу «полетели» птицы разлетаются по всему залу, расправ-ляя крылья (руки в стороны) и помахивая ими. По сигналу «буря» птицы летят к деревьям (дети влезают на стенку или гимнастическую скамейку). Когда воспитатель говорит: «Буря прошла»,- птицы спокойно опускаются с деревьев, продолжают летать. Игра повто-ряется 3-4 раза.

9. Ловля обезьян . Дети, изображающие обезьян, размещаются на одной стороне площадки у гимнастической стенки. На про-тивоположной стороне находятся двое-трое ловцов. Ловцы сговариваются между собой, какие движения они будут делать, выходят на середину площадки и выполняют их. Обезьяны влезают на стенку и оттуда наблюдают за движениями ловцов. Выполнив движения, ловцы уходят, а обезьяны слезают с деревьев (стенки), приближаются к тому месту, где были ловцы, и по-вторяют их движения. По сигналу воспитателя «Ловцы!» обезьяны бегут к деревьям и влезают на них. Ловцы ловят тех обезьян, которые не успели влезть на дерево, и уводят их к себе. После 2-3 повторений подсчитывают количество пойманных обезьян, назначают других ловцов. Игра повторяется.

10. Гонка мячей по кругу . Играющие по кругу по часовой или против часовой стрелки передают набивные мячи, при этом один мяч догоняет другой, по сигналу мячи меняют направление.

Эстафеты.

  1. Перетягивание каната . На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три - начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей.Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.
  2. Удержание волана на ракетке. Участники двух команд выстраиваются в колонны, один за другим. Каждая команда выбирает себе ракетку и волан. Игрок, стоящий впереди всех, должен взять ракетку, положить на нее волан и пробежать до флажка, и обратно. Затем игрок передает ракетку с воланом следующему участнику. Если волан падает на пол во время бега или при передаче, игрок должен остановиться и положить волан на ракетку, лишь после этого продолжить свой путь. Выигрывает та команда, чьи участники первыми завершили эстафету.
  3. Бег с набивным мячом. Играющие делятся на две-три команды и становятся в колонны по одному. У впереди стоящих игроков в руках набивные мячи. По сигналу руководителя участники начинают бег с мячом в руках до флажка и обратно. Затем мяч передают следующему участнику. Выигрывает та команда, чьи участники первыми завершили эстафету.
  4. Бег пингвинов. Команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. Игро-ки, стоящие первыми, зажимают между ногами (выше коленей) волей-больный или набивной мяч. В таком положении они должны достигнуть стоящего в 10-12 шагах от них флажка и вернуться назад, передав мяч руками второму номеру своей команды. Если мяч упал на землю, нужно снова зажать его ногами и продол-жать игру. Закончившие пробежку встают в конец колонны. Выигрывает команда, сумевшая быстрее и без ошибок закончить эстафету.
  5. Прыжки на одной ноге. Играющие делятся на две команды становятся с одной стороны площадки. По сигналу участники начинают прыжки на одной ноге до флажка. Около флажка меняют ногу, если до флажка прыгали на правой ноге, то от флажка до своей команды на левой. Передав эстафету участник встает в конец колонны. Выигрывает команда, сумевшая быстрее и без ошибок закончить эстафету.
  6. Всадники .Команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. У каждой команды мяч хип-хоп (большой мяч с двумя ручками. По сигналу первые участники садятся на мяч верхом и выполняют прыжки на нем до флажка и обратно. Выигрывает та команда, чьи участники первыми завершили эстафету.
  7. Прыжки из обруча в обруч . На полу расположены 4-5 обручей. Играющие по командам становятся на одной стороне площадки. По сигналу первые игроки начинают перепрыгивать из обруча в обруч. Прыжки выполняются двумя ногами одновременно руки на пояс. Прыжки выполняются до флажка и обратно. Выигрывает команда, сумевшая быстрее и без ошибок закончить эстафету.
  8. Самые меткие . Около флажка устанавливается корзина или обруч. На расстоянии 2-3 метров от обруча ставится корзинка с мешочками (мешочков в корзинке по количеству участников). Каждый участник команды получает право на один бросок мешочка, он должен постараться попасть в корзину. После броска участник возвращается к команде. Побеждает команда, у которой больше точных попаданий.
  9. Бег паучков . Команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. Участники принимают положение на четвереньках животом вверх, ногами вперед и двигаются в таком положении до флажка и обратно. Выигрывает команда, сумевшая быстрее и без ошибок закончить эстафету.

10. Пожарные на учении Дети строятся в три-четыре колонны лицом к гимнастической стенке - это пожарные. Первые в колоннах стоят перед чертой (исходная линия) на расстоянии 4-5 м от гимнастической стенки. На каждом пролете гимнастической стенки на одинаковой высоте (на рейке) подвеши-ваются колокольчики. По сигналу воспитателя дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к гим-настической стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, спускаются вниз, затем возвращаются к своей колонне и встают в ее конец; Воспитатель отмечает того, кто быстрее всех выполнил задание. Потом снова дается сигнал и бежит следующая группа детей и т. д. В конце игры воспитатель отмечает ту колонну, дети ко-торой быстрее справились с заданием, т. е. ловко забрались и по-звонили в колокольчик. При лазанье по гимнастической стенке об-ращается внимание на то, чтобы дети не пропускали реек и не спрыгивали, а сходили с последней рейки гимнастической стенки. При проведении данной игры воспитатель осуществляет стра-ховку детей. Вариант: можно приставить к гимнастической лестнице наклонную лестницу.

11. Кто дальше бросит. Играющие делятся на две команды становятся с одной стороны площадки. У впереди стоящих игроков в руках набивные мячи. По сигналу воспитателя дети, стоящие в колоннах первыми, бросают мяч двумя руками из-за головы и встают в конец колонны. Руководитель отмечает того, кто дальше всех бросил.. Потом снова дается сигнал и бросает следующая пара и т. д. Тому игроку кто бросил дальше дается очко. Побеждает та команда которая заработает больше очков.

12. Передача мяча в колонне. Играющие делятся на две, три или четыре команды и становятся в колонны по одному. У стоящих впереди по набивному мячу. По сигналу руководителя начинается передача мячей назад. Когда мяч дойдет до стоящего сзади, он бежит с мячом в голову колонны (все делают шаг назад), становится первым и начинает передачу мяча назад и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из игроков команды не побывает первым. Надо следить за там, чтобы мяч передавался с прямыми руками с наклоном назад, а дистанция в колоннах была бы не менее шага. Мяч можно передавать сверху, с боку, с низу между ног.

13. Гонки на санках (на улице). Играющие делятся на две-три команды и становятся в колонны по одному. У каждой команды санки. Один участник садится на санки, другой берется за веревку. По сигналу руководителя участник, который держит веревку, тянет за нее и везет своего товарища до флажка и обратно. Затем это задание выполняет следующая пара и т. д. Выигрывает та команда, чьи участники первыми завершили эстафету.

Подвижные игры пре-имущественно ориентированы на активизацию двигательной деятельности. Их можно использовать на утренней гимнасти-ке, физкультурных занятиях, на прогулке, во время досуга и праздников. Подбирая игру, необходимо учитывать инди-видуальные особенности ребят, их возраст, степень двигательной активности, уровень двигательных умений, место проведения игры.

Список литературы:

  1. Буцинская П. П., Васюкова В. И.. Лескова Г. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада.-2-е изд., перераб. И доп.- М.: Просвещение, 1009.-175 с.азвивающие упражнения вдетском садудетьми5-7 лет.-льных учреждений.-ческих качеств ловкости, быстротывыносливо
  2. Вареник Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2006.- 128 с.
  3. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. Пособие для студ. Высш. И сред. Пед учеб. Заведений.- М.:Издательский центр»Академия», 2002.- 320 с.
  4. Кудин А. Н. Физкультура и спорт. Малая энциклопедия. М.: «Радуга», 1982 г.-245 с.
  5. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика ФВ с основами теории: учеб. Пособие для студентов пед. Институтов и учащихся пед. Училищ. – М.:Просвещение, 1991.- 191с.
  6. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольника. – Мн.: Ураджай, 2000.- 156с.
  7. Муравьев В. А., Назарова Н. Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста: - Методическое пособие.М..2004- 112с.
  8. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения:методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений.- Под ред.С. О. Филипповой.- СПб.: «Детство-пресс», 2007.-416с.
  9. Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания.- М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005 г. – 96 с.
  10. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия» 2001.-368с.
  11. Шебеко В.Н. и Ермак Н.Н., а так же Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. М.: ACADEMIA, 2000. – 176с.