Как выглядит слон в шахматах. Шахматная доска и начальная расстановка фигур. Сравнительная сила фигур

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Шахматные фигуры Вся в квадратах - белых, чёрных - деревянная доска, а ряды фигур точёных - деревянные войска. Люди их передвигают, коротают вечера, люди в шахматы играют - интересная игра! Тут ферзи, слоны отважны, мчатся поперёк и вдоль, и, совсем как в сказке, важный возвышается король. Тут герои в каждом войске, и выходит рать на рать хитроумно и геройски воевать и побеждать!

3 слайд

Описание слайда:

Шахматные фигуры Вы узнаете об основных действующих лицах любой шахматной баталии. Естественно, это шахматные фигуры, насчитывающие шесть различных видов: король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. По два комплекта у каждого из соперников... Попробуйте догадаться, какие именно? Конечно, белые и черные. В шахматы играют два соперника: один из них - белыми фигурами, второй - чёрными. У каждого из противников по 16 фигур - один король, один ферзь, по две ладьи, по два слона, по два коня да по восемь пешек.

4 слайд

Описание слайда:

Король Шахматный Король – Его Величество, он в партии самый высокий и самый заметный, еще бы нет. На шахматной доске его фигура похожа на человечка с короной на голове в виде пики или креста. А вот ручек и ножек у него не хватает! На демонстрационной шахматной доске и на диаграммах в шахматных книгах, задачниках и тетрадях король выглядит немного иначе, обычно это изображение царской короны с крестом наверху. В каждом войске (шахматных наборах соперников) королей всего лишь по одному: чёрный и белый. В честь Шахматного Короля – Шаха игра и стала Шахматами называться.

5 слайд

Описание слайда:

Король Король любит гладкий, расчищенный путь: в любую он сторону может шагнуть, однако легко ты заметишь, дружок, что в силах он сделать не шаг, а шажок. Всего одно поле - вот шага длина, не очень проворен король-старина. Зато начеку королевская рать - должна короля она оберегать. Ведь если б король беззащитный погиб, фигуры войну продолжать не могли б. Запомни: король всех главней, всех важней, нет в шахматном войске важнее вождей!

6 слайд

Описание слайда:

Ферзь Шахматный Ферзь – фигура ростом вышла чуть меньше короля. А еще у него на голове есть небольшая круглая шапочка (корона). На демонстрационной шахматной доске у ферзя Вы увидите красивую корону с пятью остроконечными зубцами. В древние времена в Индии главного военачальника именовали визирем или ферязью. А в вот в странах Европы эта шахматная фигура приобрела имя шахматной королевы или дамы. В России же сохранилось первоначальное индийское название этой фигуры – ферзь. Нет, не привык русский народ, чтобы ими женщины управляли! Но всё же в стародавние времена к этой фигуре относились уважительно, как к женщине – Ферязь Всяческая. А прибавку к своему красивому названию ферзь получил из-за умения передвигаться по шахматной доске разными способами. В начале шахматной партии ферзей каждого соперника по одному.

7 слайд

Описание слайда:

Ферзь Ферзь выбирает свой собственный цвет - белый на белом квадрате стоит, чёрному чёрный удачу сулит. Есть свой квадрат у любого ферзя, путать ферзей с королями нельзя!

8 слайд

Описание слайда:

Ладья Шахматная Ладья на доске весьма напоминает крепостную неприступную башню. А во Франции и в других странах мира она так и называется – Тура (башня, крепость). Кстати, подобные боевые крепости могли не только стоять на земле, но и передвигаться. В Россию шахматы из Индии так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались лодьями), что эта фигура в итоге и превратилась в ладью. Да и сами старинные шахматные ладьи в России были очень похожи на корабли. Но в шахматы сегодня играют во всём мире, и фигуры везде должны быть одинаковы. Вид фигуры в конечном результате изменился, она стала похожа на башню, название же осталось прежним. Ладей в каждом войске по две.

9 слайд

Описание слайда:

Ладья Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо, не петляет - прыг да скок, не шагнёт наискосок. Так от края и до края может двигаться она. Эта башня боевая неуклюжа, но сильна. Шаг тяжёлый у ладьи, в бой её скорей веди

10 слайд

Описание слайда:

Слон Шахматный Слон. А фигура на слона совсем и не похожа. Правда, давным-давно шахматный слон был слоном – это подтверждают старинные шахматные наборы в Эрмитаже. Но в нашей холодной стране ведь слоны не везде водятся, да и, если упадёт шахматный слон со стола, то хобот и хвост могут отвалиться, больно хрупкая фигура. Поэтому со временем на шахматной доске и появилась фигура, похожая на человечка, который и управлял этим могучим животным. Кстати, слоны перевелись не только в России. Как только не называют эту фигуру в других странах: и офицером, и стрелком, и гонцом, и епископом, и даже... шутом! Слонов в каждой армии по два.

11 слайд

Описание слайда:

Слон Если слон на белом поле встал вначале (не забудь!), он другой не хочет доли - знает только белый путь. А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой, ходит, правилам покорный, чёрной тропкой слон такой. До конца игры слоны цвету одному верны.

12 слайд

Описание слайда:

Конь Шахматный Конь. Фигуру коня никогда ни с кем не перепутаешь. Какое-то время конь таскал своего наездника на себе. Теперь же об этом говорит лишь название шахматного коня в западных странах Европы. Там эту фигуру кличут и кавалером, и наездником, и рыцарем, и всадником. Прежде всего, гордый конь решил скинуть с себя своего седока – решил, что сам прекрасно справится. Да ещё за долгое время конь потерял длинные ноги и хвост. Осталась лишь лошадиная голова. Но очень лихая – прыгает! В славянских странах за свои прыжки его прозвали прыгуном и скакуном. Шахматных коней у противников по два.

13 слайд

Итак, на закуску у нас самое интересное.

.

Ферзь - самая сильная шахматная фигура. Номинальная стоимость 10 очков.

Как сказал кардинал Ришелье, играя в шахматы с Д’Артаньяном: «Это королева, она ходит как угодно…». Кардинал сказал по существу верно, за исключением того, что «королева» - не самое правильное название. Эта фигура называется «Ферзь». Но того требовал ход сюжета…

Ферзь ходит во все стороны по вертикали и диагонали на любые расстояния. То есть, он обладает возможностями ладьи и слона одновременно. НЕ может перепрыгивать через фигуры. Схематично указано на диаграмме ниже.


Важность ферзя сложно переоценить. Он очень эффективен и в защите, и в нападении, очень мобильный и сильный. Единственный минус, который связан с ферзем, это то, что его надо оберегать от нападений. Например, в позиции на следующей диаграмме ферзь белых может ударить одну из нескольких фигур черных: коня, слона и пешку. Однако все эти фигуры находятся под защитой черного ферзя. Если белый ферзь решит ударить кого-либо из них, следующим своим ходом черный ферзь ударит белого. И любой такой размен белым будет невыгоден, ведь они лишатся своей самой сильной фигуры, а заберут за неё фигуру меньшего достоинства.


Поменять ферзя, скажем на коня или слона практически всегда не выгодно. Равноценно ферзя можно поменять лишь на ферзя соперника, либо сразу на несколько фигур. Хотя бывают случаи, когда шахматисты специально отдают ферзя для достижения какой-либо задачи. Но об этом позже. Пока вам необходимо осознать, что ферзя стоит беречь и использовать рационально как самое сильное ваше оружие.

Король .

Король - самая главная фигура. Он не имеет номинальной стоимости. Его нельзя разменивать, держать под боем фигур соперника. Он требует постоянной защиты. Но это не потому, что король слишком уж слабый как фигура, а потому, что если он погибает, то партия для играющего проиграна.

С другой стороны, король также может передвигаться и бить фигуры соперника. В конце игры, когда фигур на доске на порядок меньше, и прямых угроз королю не так много, его сила оценивается примерно как сила легкой фигуры (коня или слона).

Король, как и ферзь, ходит и наносит удары во все стороны по вертикали и диагонали, но только на одну клетку.


То есть, находясь в середине доски, король пробивает 8 полей.

Теперь Вы знаете, как ходят и наносят удары шахматные фигуры. Чтобы запомнить каждую, необходимо попрактиковаться. Для того, чтобы эта практика прошла быстро и весело и при этом эффективно, предлагаю поиграть в так называемый "Шахматный лабиринт":


Сценарий следующий: белый король, это вы. Пешки, это стены вашего дома. Их двигать нельзя. Чёрный конь это гость, которого нужно встретить. Другими словами, надо королем дойти до коня. Как ходит король, думаю, вы помните.

В сущности все просто, король по одной клетке доходит до коня, но не совсем… У вас дома куча мебели, которая мешает добраться до гостя. Например, вот так:


Мебель необходимо отодвигать, чтобы расчистить себе дорогу. Благодаря этой игре, вы сможете быстро запомнить, как передвигается каждая единица этой «мебели»:)

Усложняйте себе задачу до тех пор, пока в вашем доме останется очень мало пространства. Например, вот так:


Игра в шахматы неисчерпаема, количество ходов за одну партию может быть достаточно большим, но как ходят фигуры в шахматах - знает далеко не каждый. По этой причине множество игроков на уровне любителей ежедневно играют в шахматы по собственным правилам, даже не осознавая, что они делают это неверно.

В таком случае следует разобраться с тем, откуда появились шахматы, название фигур, и как ходят они в том или ином случае. Огромное количество ходов, как правило, отпугивает новичков, хотя на самом деле бояться тут абсолютно нечего. Вникнув в игру, все сложности моментально исчезнут, ведь все многообразие позиций и всевозможных шахматных комбинаций основывается на элементарных передвижениях фигур.

Краткая история шахмат

На сегодняшний день все еще неизвестно точное происхождение шахмат, хотя существует несколько неплохих версий. Одна из них утверждает, что игра зародилась в Индии более двух тысячелетия назад. Историки, придерживающиеся этой версии, говорят, что шахматы являются результатом развития иных игр, имеющих с ними схожесть. Та игра, которой пользуются сейчас многие люди, стала известна только с XV века, а также она завоевала популярность в Европе.

Даже несмотря на то, что никто не знает, откуда эта игра пришла к нам, правила шахмат, как ходят фигуры и как можно одержать победу обманом, нам известно.

Цель игры

Наверняка многие люди знают, что для игры потребуется доска, где отмечены ровно 64 клетки (чередуются темные и светлые), а игроки должны занять места друг напротив друга. Непонятной, но в то же время предельно простой представляется нам игра в шахматы. Как ходят фигуры - будет рассказано ниже, а пока необходимо ознакомиться с целью игры.

Каждый из игроков имеет ровно 16 фигур:

  • король;
  • ферзь;
  • 2 ладьи;
  • 2 слона;
  • 2 коня;
  • 8 пешек.

Целью шахмат является постановка мата королю противника. Матом называется ситуация, когда одному из королей ставится угроза в виде фигуры соперника, то есть, король уже находится под шахом и никак не сможет избежать этого положения.

Начало

Перед тем как приступить к игре, следует установить доску таким образом, чтобы в нижнем правом углу у обоих соперников была расположена светлая клетка. Далее, расставляются фигуры по рядам:

  1. Ладьи по углам, рядом кони, затем слоны. В центре находятся ферзь (на клетке такого же цвета, как и сама фигура) и рядом на пустой клетке ставится король.
  2. Следующий ряд полностью состоит из пешек.

Первым должен ходить игрок, который выбрал фигуры светлого цвета. Если же возникает спор по поводу того, кто какими шахматами будет играть, можно подкинуть монету ("орел или решка") или же вслепую выбрать ту или иную фигуру (какого цвета она окажется, такого и будут все остальные).

Теперь необходимо разобраться с тем, как ходят фигуры в шахматах. Для новичков это сперва может показаться сложным, хотя на самом деле ничего особенного тут нет.

Как ходят фигуры в шахматах

Каждая фигура имеет собственную траекторию движения. Чтобы понять, как ходят фигуры в шахматах, не требуется ломать голову, поскольку эти правила предельно просты и запомнить их можно очень быстро.

Следует только лишь усвоить основные моменты:

  1. При осуществлении хода одни фигуры не проходят сквозь другие.
  2. Нельзя ходить на клетку, занятую своей же фигурой.
  3. Перед осуществлением хода необходимо подумать, как и какую фигуру расположить таким образом, чтобы она защищала свою территорию и могла в этом или следующем ходе брать фигуру соперника.

Король

Теперь следует рассмотреть каждую из фигур в отдельности. Для успешной игры недостаточно лишь знаний об основных моментах, рассказывающих о том, как ходят фигуры в шахматах. Для детей и взрослых наиболее интересной фигурой является король. Он одновременно самый важный, но и самый слабый. У него есть возможность передвижения исключительно на одну клетку, но совершенно в любую сторону, в том числе и по диагонали. Кроме этого, он не может стать на ту клетку, которая уже находится под шахом, то есть, где его сразу же возьмет фигура соперника.

Ферзь

Людей в любом возрасте могут заинтересовать шахматы. Как называются фигуры и как ходят - знают далеко не все. Стоит отметить, что с названием данной фигуры ознакомлены лишь те люди, которые имеют опыт игры в шахматы. Остальные же именуют ферзя королевой.

Ферзь является наиболее сильной и могущественной фигурой. Он, как и король, может передвигаться в любом направлении. В отличие от предыдущей фигуры у него есть возможность двигаться на любое число клеток, но не перескакивая через другие фигуры.

Ладья

Вопрос о том, как ходят фигуры в шахматах, а особенно самые сильные, является достаточно популярным не только среди новичков, но также и у любителей. Ладья - это уникальная фигура, которая совмещает в себе возможности и короля, и ферзя. То есть она может ходить на любое количество клеток, но только по вертикали или горизонтали. Кроме того, ладья легко может принять участие в рокировке вместе с королем.

Слон

Слон относится к разряду легких фигур и может передвигаться на любое количество клеток, но только по диагонали. Стоить отметить, что в самом начале игры один слон занимает темную клетку, а второй - светлую. За всю игру они никоим образом не могут изменить первоначальный цвет, поэтому у каждого игрока имеется две фигуры, которые могут пойти по диагонали и захватить фигуру соперника как на темной, так и на светлой клетке. Оба слона всегда должны работать сообща и прикрывать слабые стороны друг друга.

Конь

Единственная, поэтому и уникальная боевая единица шахмат - это конь. Только у него есть возможность перепрыгивать остальные фигуры. Ходит он исключительно буквой "Г". То есть сначала он передвигается на две клетки по горизонтали или вертикали, а затем на одну клетку, являющуюся перпендикулярной первоначальному направлению. В связи с тем, что у коня есть возможность перескакивать через иные фигуры, он может сделать шах королю, от которого тот не в состоянии закрыться.

Пешка

О том, какие фигуры в шахматах ходят первыми, знают, наверняка, многие люди. А вот как именно они ходят - это уже вопрос посложнее. Довольно необычная фигура - пешка, ходить может исключительно вперед на одну клетку и только по диагонали. В самом первом ходе пешка может пойти на пару клеток вперед. Направляться назад она ни в коем случае не может. Если же какая-либо фигура расположена прямо перед ней, то пешка не имеет возможности ни побить ее, ни сделать ход, пока место впереди не освободится.

Превращение

На первый взгляд пешка кажется ненужной фигурой, так как она слишком слаба. Но у нее есть одна интересная особенность, о которой знают только опытные игроки. Она заключается в том, что если пешка проходит весь путь до противоположной стороны, то становится любой другой фигурой (это явление получило название "превращение пешки"). Так может сделать только эта фигура и, как правило, ее превращают в ферзя. Существует и заблуждение, состоящее в том, что превращаться она может исключительно в одну из ранее взятых фигур, но на самом деле это не так.

Взятие на проходе

Еще одно правило, которое касается только пешек, получило название "взятие на проходе". Оно заключается в том, что если пешка сделала первый ход на две клетки и стала бок о бок с пешкой соперника, то у второй появляется возможность "съесть" первую, то есть взять на проходе, от чего и пошло название. Такой ситуацией разрешается пользоваться только во время следующего хода, то есть сразу же после перехода пешки на две клетки. Если же возможность была упущена, то в последующие ходы взять фигуру уже никак не получится.

Рокировка

Не менее важное правило, получившее именование "рокировка", состоит в осуществлении двух важных действий за один ход. Первое - это обезопасить короля, а вторая - убрать ладью из угла, запустив ее тем самым в игру. При рокировке у игрока появляется возможность переместить собственного короля на пару клеток в правую или левую сторону, а также передвинуть ладью из угла в клетку, находящуюся рядом с королем (с противоположной стороны). Но есть несколько условий, при которых разрешается рокировка:

  • до этого король не осуществлял ни одного хода;
  • соответствующая ладья также ни разу не ходила;
  • между королем и ладьей отсутствуют прочие фигуры;
  • король в это время не находится под шахом.

В направлении королевского фланга сам король располагается поближе к краю шахматной доски, что называется "короткой рокировкой", а противоположным ей ("длинной рокировкой") будет то же действие, но через все поле на место, где ранее располагался ферзь. Но при любом из этих вариантов король может передвигаться лишь на пару клеток.

Шах и мат

Как уже было сказано, главной задачей игроков является постановка мата королю соперника. Это будет конец игры, когда главная фигура находится под угрозой шаха и не имеет возможности ее избежать. Но все же есть несколько методов, благодаря которым можно уйти от шаха:

  • перейти на другую клетку (за исключением метода рокировки);
  • закрыться другой фигурой;
  • взять фигуру, поставившую шах.

Если же таких возможностей нет, то королю ставится мат и игра завершается. Как правило, король не убирается с доски, как это делается со взятыми фигурами, а просто игра объявляется оконченной.

Ничья

Очень часто партия заканчивается ничьей. Для этого существует пять причин:

  • нехватка на доске фигур для осуществления мата;
  • было сделано уже 50 ходов, и за это время ни один из соперников не ходил пешкой и не смог взять ни одной фигуры;
  • обычное согласие обоих игроков на ничью;
  • возникновение пата, то есть у какого-то игрока нет возможности сделать ход;
  • если на доске наблюдается одна и та же позиция в третий раз (не подряд).

В большинстве случаев при объявлении ничьи игроки по общему согласию начинают игру заново.

Здравствуйте друзья. В вами дядя Валера Параничев.

Театр, как известно, начинается с вешалки. Шахматы – с шахматной доски. Изначальная расстановка шахматных фигур на доске должна быть правильной, иначе вся ваша игра пойдет на наперекосяк и не по правилам.

Вначале небольшое отступление. Раз уж вы попали на эту страницу, значит вы новичок, поэтому предлагаем вашему вниманию классный обучающий видеокурс «Как научить ребенка играть в шахматы ». Благодаря ему вы и сами все правила изучите и усвоите, еще и ребенка от 4-х лет научите играть. Не пожалеете...

Если вам хочется поскорее приступить к игре, не спешите. Вы же шахматист, а шахматы начинаются с азов.

Начальная расстановка фигур

В классических шахматах фигуры перед началом партии располагаются на доске строго определенным образом: все фигуры расположены на четырех горизонталях. Белые на 1 и 2, черные на 7 и 8. Ладьи по краям, затем кони и слоны.


В центре, на вертикалях d и е расположены король и ферзь. Именно во взаимном расположении короля и ферзя чаще всего возникает путаница. Для простоты запоминания правило такое: Ферзь располагается на поле своего цвета. Соответственно король – на поле противоположного цвета.

Пешки расположены в ряд по второй и седьмой горизонталях. Их по 8 у каждой стороны.

Рекомендую с первых шагов называть ходы в соответствии с названиями полей. Обычно при анализе партии шахматисты говорят так: «Конь эф три». Эта фраза означает ход коня на поде f3. Или: Ферзь бьет дэ пять» — ферзь побил фигуру противника, расположенную на поле d5.

Фигуры и ходы

По шахматным фигурам у нас есть отдельные статьи. Поэтому ограничимся коротким обзором. Всего у каждой из сторон по 16 фигур. В распоряжении каждого игрока, ферзь, две ладьи, два коня, два слона, по 8 пешек и конечно же король.

Король – может делать ходы на одну клетку
Ферзь — на любое расстояние
Ладья – движется по вертикали и горизонтали
Слон — по диагонали
Конь – ходит зигзагом. Если точнее, — буквой Г. То есть на два поля вперед и одно поле в бок. Подробнее в этой статье
Пешка — может ходить или на одно поле вперед, или на два — из начального положения. Подробнее о ходах пешки в этой статье.
Король, ферзь, ладья, конь и слон могут ходить в любых направлениях. Пешка — только вперед.

Как расставлять фигуры на доску

Рекомендую расставлять фигуры на доску, начиная с короля и ферзя. Затем легкие фигуры, ладьи, и потом пешки. Пока вы еще начинающий шахматист, такая последовательность будет способствовать запоминанию ценности шахматных фигур.

Это не строго обязательно, разумеется. Просто совет бывалого шахматиста.

Как играть новичку

Ход е2-е4 открывает дорогу сразу двум фигурам: ферзю и слону. Кроме того, белые уже первым ходом начинают борьбу за контроль центра доски.

Соответственно черными в ответ на е2-е4 резонно ответить е7-е5. Аргументы аналогичны вышеизложенным.

Развивайте легкие фигуры – слонов и коней. Коней лучше выводить ближе к центру доски – на поля f3, с3,f6,с6.

Центр доски – поля е4, е5, d4 и d5 является определяющим плацдармом для борьбы за преимущество. Старайтесь держать эти поля в поле зрения своих фигур

Старайтесь не тянуть с рокировкой. В целях безопасности короля.

Избегайте необдуманных ходов крайними пешками, особенно на два поля. Это ослабляет позицию.

Для раннего ввода в игру ферзя должны быть веские основания. Эта сильнейшая фигура обладает большими возможностями, но в силу своей ценности может оказаться объектом для атаки. Придется постоянно уводить ферзя от размена на менее ценную фигуру.

Понятно, что это очень общие принципы, изложенные кратко. Для описания различных шахматных стратегий написаны десятки монографий. Если вы начинающий – всему своё время.

Еще раз подчеркнем: Начальная расстановка фигур на шахматной доске в классических шахматах строго определена. В других видах шахмат, например в шахматах Фишера расстановка произвольна. Но это совсем другая история.

Итак, мы с вами научились ходить и бить всеми шахматными фигурами.

Теперь встают другие вопросы, какова их стоимость, их ценность? Какова цель игры?

Оценить силу каждой фигуры чрезвычайно сложно. Номинальная стоимость описана в предыдущих уроках, но реальная сила фигуры зависит от массы факторов, среди которых централизация, рабочий простор, перспектива… Если быть точнее, сила фигуры зависит от конкретной шахматной позиции. А этих позиций может быть бесчисленное множество.

Но есть примерная, номинально стоимость, от которой можно отталкиваться:

Пешка - 1 очко
Конь и слон - 3 очка
Ладья - 5 очков
Ферзь - 10 очков.
Король - бесценен…

Некоторые теории стоимости шахматных фигур утверждают, что слон чуть сильнее коня, а две ладьи чуть сильнее ферзя. Но повторю ещё раз, очень многое зависит от конкретной позиции. Бывает, что и конь сильнее ферзя, правда редко.

Для чего нам нужно знать сравнительную силу фигур? Во-первых, она определяет общую полезность фигуры. То есть ладья, обычно приносит больше пользы на доске, чем скажем слон. Во-вторых, ценность фигуры нужно осознавать при разменах.

Например, если конь соперника нападает на вашего слона. А ваша ладья слона защищает, то, в общем, бояться нечего - если конь следующим ходом ударит слона, то ваша ладья ударит коня. Получится размен три на три.

А вот если за место слона будет стоять ваш ферзь, то стоит немедленно позаботиться о его спасении - увести на безопасную позицию, иначе черные ударят ферзя, вы следующим ходом ударите коня черных. Получится крайне невыгодный для белых размен - отдали 10 взяли 3.

Но повторю ещё раз (кажется уже третий) многое зависит от конкретной позиции. Бывает, что более сильная фигура отдается за более слабую (или вообще бесплатно) специально, для достижения более высокой цели. Это называется "жертва".

Теперь давайте, определим четкую конечную цель шахматной партии. Цель - победа. Чтобы её достичь, необходимо поставить королю соперника мат. Мат в шахматах - это нападение на короля, от которого нет защиты.

Ниже указаны для примера две позиции, где черному и белому королю объявлен мат. Соответственно в первой позиции победили белые, во второй - чёрные.


В первой позиции белая ладья напала на черного короля. При этом королю мешают собственные пешки убежать на 7-й ряд. Во второй позиции черная ладья напала на белого короля. При этом вторая ладья не позволяет королю пойти на 2-ю горизонталь. Такой мат принято называть "линейным".

Таким образом, фигуры являются инструментом достижения конечной цели. Чем больше и сильнее фигуры у вас и чем меньше и слабее фигуры у соперника, тем проще будет поставить мат королю соперника.

Но съесть больше фигур соперника не является первостепенной задачей. Даже если фигур у вас мало, но вы поставили королю соперника мат - вы победили.

Ниже даны две задачи. В обеих ход белых и надо поставить мат за 1 ход черному королю.

Если вы четко помните, как ходят шахматные фигуры и знаете, что такое мат, проблем быть не должно.