Чтение топографических карт. Понятие о карте. Чтение топографических карт: приемы и методы чтения, условные обозначения Классификация условных знаков

Измерение расстояний

Масштаб. Масштаб карты показывает, во сколько раз длина линии на карте меньше соответствующей ей длины на местности (проекции этой длины на плоскость). Он выражается в виде отношения двух чисел. Например, масштаб 1: 50000 означает, что все линии мест­ности изображены на карте с уменьшением в 50000 раз, т. е. 1 см на карте соответствует 50000 см (или 500 м) на местности.

Масштаб указывается под нижней стороной рамки карты в цифровом выражении (численный масштаб) и в виде прямой линии (линейный масштаб), на от­резках которой подписаны соответствующие им рас­стояния на местности. Здесь же указывается значение масштаба – расстояние в мет­рах (или километрах) на местности, соответствующее одному сантиметру на карте. Полезно запомнить правило: если в правой части отношения зачеркнуть два последних нуля, то оставшееся число покажет, сколь­ким метрам на местности соответствует 1 см на карте, т. е. значение масштаба.

При пользовании численным масштабом расстояния на карте измеряют в сантиметрах обычно при помощи линейки с санти­метровыми делениями. Полученное при этом число сантиметров умножают на величину масштаба.

Более просто измерять расстояния по карте с помощью линейного масштаба. Циркуль при измерениях по масштабу следует держать правой рукой, наклоняя его несколько от себя, так, чтобы хорошо было видно одновременно оба острия ножек. Необходимый раствор цир­куля устанавливается легким нажимом среднего или указатель­ного пальца на левую ножку. Для измерения извилистой линии шаг циркуля бе­рется сообразно длине звеньев линии.

При отсутствии циркуля его может заменить масштабная ли­нейка или же полоска бумаги, на которой черточками отмечается измеренное на карте или откладываемое на ней по масштабу рас­стояние.

Приближенно расстояния по карте можно определять с помощью подручного предмета (спички, карандаша и т.д.) для этого надо предварительно опре­делить по масштабу карты, ка­кому расстоянию на местности со­ответствует длина этого предмета.

Курвиметр. Для определения расстояний по карте очень удо­бен, особенно при измерениях длинных кривых и извилистых ли­ний, специальный прибор, называемый курвиметром.

Для измерения расстояния следует предварительно вращением колесика уста­новить стрелку курвиметра на начальное (нулевое) деление, а затем прокатить его вдоль всей измеряемой линии, наблю­дая, чтобы показания стрелки при этом возрастали. Если курвиметр дает пока­зания в сантиметрах, то соответствующие им расстояния на местности получают, умножая отсчеты по при­бору на величину масштаба карты.

Изучение местности

Последовательность и степень подробности изучения местности определяются кон­кретными условиями боевой обстановки, характером боевой задачи подразделения, а также сезонными ус­ловиями и тактико-техническими данными боевой техники, применяемой при выполнении поставленной боевой задачи. При организации обороны в городе важное значение имеет, определение характера его планировки и застройки, выявление прочных зданий с подвальными помещениями и подземных сооруже­ний. В том случае, когда по городу проходит мар­шрут движения подразделения, изучать с такой под­робностью особенности города нет необходимости.

Изучение местности, как правило, начинают с оп­ределения ее общего характера, а затем детально изучают отдельные местные предметы, формы и де­тали рельефа.

Определение общего характера местности имеет целью выявление важнейших особенностей рельефа и местных предметов, оказывающих существенное влия­ние на выполнение поставленной задачи. При опреде­лении общего характера местности на основе озна­комления с рельефом, населенными пунктами, доро­гами, гидрографической сетью и растительным пок­ровом выявляют разновидность данной местности, степень ее пересеченности и закрытости, что дает возможность предварительно определить ее тактиче­ские и защитные свойства.

Определение качественных и количественных ха­рактеристик местных предметов производится по кар­те со сравнительно большой подробностью.

WikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.

Навигатор барахлит, а вам необходимо добраться из пункта А в пункт Б и не заблудиться? Совсем не обязательно признавать поражение и обращаться за помощью. Достаньте из бардачка старую добрую карту! Отправляетесь ли в пеший поход в горы или намереваетесь пересечь всю страну на своем автомобиле, умение работать с картой - весьма практичный и полезный навык для каждого. Вопреки общепринятому мнению, в этом нет ничего сложного. Разберитесь в ключевых обозначениях вроде масштаба, широты, долготы и топографических линий, чтобы легко определять по карте любой маршрут.

Шаги

Часть 1

Как читать карту

    Выберите карту подходящего типа. Для разных целей используются разные карты. Перед тем, как использовать карту для определения маршрута, важно удостовериться, что вы используете карту подходящего типа.

    • Так, дорожные карты упрощают поездки по шоссе и проселочным дорогам, топографические карты помогают путешественникам добраться до стоянок и палаточных городков, туристические карты позволяют туристам быстро находить известные достопримечательности.
    • Карты продаются где угодно: на заправках, в газетных киосках, туристических центрах, кафе и вокзалах.
  1. Проверьте положение карты. Откройте карту и убедитесь, что вы смотрите на нее с правильного ракурса. Обычно в одном из углов карты можно найти изображение компаса, по которому легко определить направления всех обозначений на карте. Если не указано иное, в верхней части карты находится север.

    • Север принято считать «нейтральным» ориентиром, который позволяет определить остальные направления. По северу путешественники определяют свое местоположение.
  2. Изучите легенду карты (условные обозначения). Помимо изображения компаса, многие карты содержат легенду, или таблицу с пояснением научных методов, которые были задействованы при создании карты, а также списком значений важных символов. Изучите легенду, чтобы точно понимать изображенную на карте информацию.

    Рассмотрите долготу и широту. Меридианы долготы - это географические координаты, которые указывают положение точки на поверхности Земли в направлении восток-запад относительно нулевого меридиана. Меридианы идут от Северного полюса к Южному по вертикали (или наоборот, от Южного к Северному полюсу). Параллели широты располагаются параллельно экватору («пояс» земного шара) по горизонтали и отмеряют расстояние к северу или югу от экватора. Цифры с четырех сторон карты соответствуют градусам долготы и широты. Каждый градус включает в себя 60 минут (в данном случае это единица расстояния, а не времени пути), а каждая минута равна 1 морской миле (примерно 1,85 километра).

    • Экватор и нулевой меридиан выбраны в качестве удобных ориентиров, так как они расположены примерно по центру земного шара.
    • Если вам предстоит поездка в соседний город, то о широте и долготе можно не задумываться. В случае дальнего путешествия они становятся неоценимыми помощниками и позволяют уточнить ваше местоположение.
  3. Учитывайте масштаб. Масштаб позволяет определить отношение между расстоянием на карте и фактическим расстоянием, чтобы подсчитывать расстояния до объектов. На каждой карте обычно используется разный масштаб, который указывается как соотношение вроде «1: 100 000». Такое обозначение дает понять, что 1 единица расстояния на карте равна 100 000 единицам в реальном мире.

Часть 2

Как ориентироваться по карте

    Определите свое местоположение. Если вы находитесь на дороге, то проще всего обратить свое внимание на ближайшие дорожные знаки и найти соответствующие отметки на карте. Если рядом нет приметных объектов, то попробуйте сопоставить окружающую местность с изображениями на карте. Обозначьте свое местоположение, чтобы двигаться в правильном направлении.

    Проверьте положение карты по компасу (не обязательно). Если вы ориентируетесь по компасу, то важно правильно откалибровать его в соответствии с окрестностями, чтобы учесть возможные перемены магнитного притяжения (обычно такие аномалии всегда обозначаются на карте). Иногда такой шаг называют склонением. Гораздо проще ориентироваться на месте, когда достаточно лишь повернуть голову в нужном направлении.

    Обозначьте пункт назначения. Обведите на карте место, до которого необходимо добраться, а затем определите расстоянием между отправной точкой и конечным пунктом. Затем используйте масштаб и выберите маршрут, который позволит добраться в пункт назначения в самое короткое время.

    • Определите расстояние по масштабу, чтобы точно отслеживать свои передвижения.
  1. Проложите маршрут. Теперь достаточно выбрать дороги и пути, которые приведут вас из пункта А в пункт Б. Кратчайшее расстояние между двумя точками - это всегда прямая линия между ними. Следовательно, лучше использовать прямой маршрут с минимальным количеством обходных путей.

  2. Следуйте выбранному маршруту до пункта назначения. Теперь можно сосредоточиться на самом путешествии. Передвигайтесь уверенно и отмечайте каждый оставленный позади километр, время от времени сверяйтесь с картой. Не отклоняйтесь от намеченного маршрута, если вы не выбрали другой путь заранее.

    • Обычно выбранный маршрут является вопросом предпочтений. Иногда необходимо спешить, чтобы вовремя добраться в пункт назначения, а в других случаях можно наслаждаться видом и рассматривать достопримечательности.
    • Если вы путешествуете в компании, то выберите одного человека, который будет отвечать за навигацию, чтобы не спорить и не запутаться в работе с картой.
  3. Используйте контрольные точки, чтобы не сбиться с пути. В процессе передвижения отмечайте на карте свои новые местоположения карандашом или ручкой. Ставьте точку, звездочку или другой символ возле каждого заметного ориентира. Таким образом всегда можно определить свое местоположение по последней контрольной точке, если потребуется повернуть назад.

    • На каждой остановке отмечайте пройденное расстояние и подсчитывайте оставшийся путь до пункта назначения.
  • Всегда храните карту в удобном и доступном месте.
  • Ламинируйте карты отдаленных районов, чтобы защитить бумагу от дождя, града и снега.
  • Обновляйте карты каждые несколько лет, чтобы на них были отмечены все изменения.
  • Перед дорожным путешествием купите комплект дорожных карт вашего региона. На них будут указаны названия и обозначения всех автомагистралей и многих проселочных дорог, которые могут пригодиться, если навигатор выйдет из строя.

Предупреждения

  • Следите за тем, чтобы карта оставалась целой. Поврежденная карта может быть бесполезной!
  • Придерживайтесь тех дорог и путей, которые нанесены на карту. Иногда появляется соблазн срезать или проехать по прямой линии, но чем дальше в глушь, которая не нанесена на карту, тем сложнее выбраться.

Подготовка данных по карте для движения по заданному маршруту.

Ориентирование и выдерживание заданного маршрута по карте без потери времени на остановки для определения направления движения во многом зависит от тщательности подготовки к ориентированию.

Подготовка к ориентированию по карте включает следующие мероприятия:

подготовку карты: выбор масштаба карты, ее оценка, склеивание листов карты и ее складывание;

выбор, изучение маршрута движения и ориентиров (измерение протяженности маршрута и разбивка его на отдельные участки в зависимости от состояния дорог; расчет времени и скорости их прохождения и маршрута в целом; изучение прилегающей к маршруту местности; изучение мостов, развилок, поворотов, перекрестков, въездов и выездов из населенных пунктов; определение азимутов направлений движения на участках, затруднительных для ориентирования по карте);

Подъем маршрутов и ориентиров на карте;

Проверку компаса, а при движении на машине - спидометра.

Проверка спидометра заключается в следующем: автомобиль проезжает ровный участок длиной 2-3км, и если показания спидометра совпали с расстоянием пройденного участка, то спидометр исправен.

Проверка компаса. Компас считается годным к работе, если два отсчета, полученные при одном и том же его положении, отличаются друг от друга не более чем на 3°.

Выбор масштаба карты. Для ориентирования на автомобиле целесообразно пользоваться картой среднего масштаба, поскольку работать с крупномасштабной картой на большой скорости движения значительно труднее, чем с картой более мелкого масштаба. Так, например, при скорости 40 -- 50 км/ч машина за одну минуту проходит 700 -- 800 м. На таком отрезке пути может встретиться много деталей местности, но зафиксировать их все в памяти и отыскать на карте за одну минуту почти невозможно, да и бесполезно.

Ориентироваться при движении на машине обычно легче по карте, не перегруженной мелкими, малозаметными деталями местности, но с достаточной полнотой отображающей основные элементы местности, которые обеспечивают уверенное ориентирование. Такая карта удобнее для работы еще и потому, что число ее листов на одну и ту же площадь будет значительно меньше.

При подборе карты для ориентирования нужно учитывать характер местности и маршрута, а также условия наблюдения. На среднепересеченной местности следует отдавать предпочтение карте масштаба 1:100000. Если же маршрут проходит в основном по дорогам с твердым покрытием и таких дорог в данном районе мало, то машину с успехом можно вести и по карте масштаба 1:200000.

Карте масштаба 1:50000 следует отдавать предпочтение при движении пешком в лесной и горной местности, а также на автомобиле при выдерживании маршрута, проходящего преимущественно по грунтовым дорогам, где скорость движения небольшая.

Выбор и изучение маршрута. Маршрут движения выбирается по карте с учетом условий обстановки и характера местности. Маршрут должен быть по возможности кратчайшим и проходить по дорогам с наилучшим покрытием и благоприятными условиями ориентирования. Просматривают и изучают маршрут, с прилегающей к нему полосой местности, по карте с привлечением по возможности всех других имеющихся материалов (справочных, разведывательных данных и пр.). Изучая маршрут, надо уяснить характеристику дорог и особенности местности, по которой он пролегает, установить наличие и характер мостов, придорожных сооружений и других объектов местности, являющихся ориентирами.

Подъем маршрута по карте. Для того, чтобы маршрут движения четко выделялся, на карте, его поднимают и выделяют объекты местности, легко опознаваемые в условиях предстоящего движения (объекты гидрографии, переезды через железные дороги, отдельные строения и т. п.). Обычно маршрут поднимается сплошной линией коричневого цвета. При использовании карты для ориентирования в пути линию рекомендуется проводить рядом с дорогой, прерывая ее в местах, где имеются подписи или изображены местные предметы.

Когда имеется достаточно времени, наиболее важные особенности маршрута следует запомнить: основное направление пути относительно сторон горизонта, надежные ориентиры на маршруте (крупные населенные пункты, реки, переезды через железные дороги и т. п.) и характер ориентиров у развилок дорог, где изменяется направление движения.

Ориентиры предназначаются для контроля выдерживания маршрута. В качестве ориентиров в первую очередь выбирают долговечные объекты местности, хорошо видимые с маршрута. Во всех случаях намечают ориентиры на поворотах и съездах на другую дорогу. Здесь ориентирами служат, как правило, перекрестки или развилки дорог. И очень хорошо, если рядом с перекрестком или развилкой дорог находится еще какой-либо ориентир (например, курган, угол леса, мост и пр.). Населенные пункты, как ориентиры, выбирают с каким-либо характерным признаком (расположен на холме, у водоема и т.п.).

Расстояния между ориентирами зависят от характера местности и условий наблюдения. На местности, благоприятной для ориентирования, при действиях днем расстояния достигают 3 - 5км и более. В сложных условиях расстояния уменьшаются.

Ориентиры обводят кружочками коричневого цвета (цветом подъема маршрута) и в дальнейшем около них подписывают расстояние в километрах от исходного пункта. Иногда ориентиры целесообразно поднимать увеличением условного знака, подтушевкой или другими способами, добиваясь большей наглядности и читаемости ориентира на карте.

Ориентирование по карте в пути

Уверенное ориентирование по карте при движении на местности во многом зависит от непрерывности ориентирования, т. е. постоянного знания своего местонахождения на маршруте относительно ближайшего выбранного ориентира и конечного пункта движения.

При совершении марша на незнакомой местности маршрут выдерживают преимущественно по карте. Карту держат перед собой ориентированной и направленной по дороге, при повороте карту также поворачивают, ориентируя ее по дороге, постоянно следят за проездом намеченных ориентиров и показаниями спидометра, по этим данным фиксируют на карте свое продвижение.

Движение по маршруту начинают после записи показаний спидометра и времени начала движения, сличают карту с местностью и определяют направление пути. Во время движения к карте обязательно обращаются при подходе к перекрестку, развилке дорог. За 200 - 500 м до поворота маршрута необходимо указать водителю место предстоящего поворота и направление дальнейшего движения.

При движении в населенных пунктах и выезде из них надо быть особенно внимательным в правильности движения. При необходимости определения правильного направления движения его устанавливают с помощью компаса, пользуясь магнитными азимутами, записанными на карте при подготовке к движению.

При движении по автострадам, шоссейным дорогам для ориентирования можно пользоваться путевыми дорожными знаками (указателями наименований пунктов и расстояний до населенных пунктов, перевалов и пр., маршрутными марками, указывающими номера дорог, километровыми столбами).

Особенности ориентирования при движении в различных условиях

Ориентирование в крупном населенном пункте. Маршрут движения через крупный населенный пункт обычно намечают по главным и магистральным улицам. На топографических картах улицы выделяют условными знаками увеличенных размеров. Повороты маршрута должны выбираться в таких местах, где имеются легко опознаваемые ориентиры: мосты, путепроводы, переезды через железные дороги, стадионы телебашни и т. п. Выбор маршрута движения по населенному пункту и его выдерживание значительно облегчается при использовании плана города, так как на планах с большой подробностью отображаются все особенности планировки населенных пунктов и имеющиеся в них ориентиры.

При подходе к населенному пункту тщательно сличают план с местностью и точно определяют место въезда, в ходе движения непрерывно контролируют правильность выдерживания намеченного маршрута, подсчитывая число пройденных кварталов.

Ориентирование в лесистой местности. Ориентирование в лесу значительно затруднено, т. к. лес беден ориентирами и в нем ограниченная дальность видимости.

В качестве ориентиров в лесистой местности служат в основном просеки, перекрестки и развилки дорог, мосты, реки и ручьи, отдельные строения, населенные пункты, пересекающие маршрут, поляны, вырубки, границы молодых посадок и лесных питомников, резко выраженные формы и детали рельефа (овраги, лощины, высоты).

Просеки прорубаются во взаимно перпендикулярных направлениях, как правило, с севера на юг и с востока на запад. Иногда просеки прорубают и в других направлениях (параллельно направлению железной или шоссейной дороги или в зависимости от рельефа). В пересечении просек между собой, с дорогами и реками устанавливаются квартальные столбы, на гранях которых подписываются номера кварталов.

В Российской Федерации нумерация кварталов производится в пределах лесничества с северо-запада рядами в направлении к юго-востоку. Номера кварталов подписываются на картах масштаба 1:25000- 1:100000.

Ориентирование в пустынно-степной местности. Ориентирование в пустыне значительно затрудняется отсутствием ориентиров и ее однообразием. По маршруту движения в качестве ориентиров используют дороги, курганы и другие элементы рельефа, выделяющиеся по своим размерам или форме, колодцы, русла высохших рек, сооружения, связанные с религиозными культами. На условия ориентирования также влияет большая запыленность, зной, возникающие миражи.

Маршрут движения, как правило, прокладывают по колонным путям, а движение совершают главным образам по азимутам, небесным светилам, а также по местным признакам - расположению и форме дюн. Наиболее уверенно и точно выдержать заданный маршрут в пустынно-степной местности можно с помощью компаса.

На местности, подвергшейся значительным разрушениям (в результате стихийных бедствий, боевых действий, террористических актов, диверсий и др.), создаются сложные условия для выдерживания намеченного маршрута. В данных условиях значительно затруднено использование ориентиров, так как они не соответствуют действительному состоянию местности, кроме этого, в районах массовых разрушений часто приходится сходить с намеченного маршрута для обхода зон завалов, затоплений.

Ориентирование ночью наиболее сложно, так как предметы, которые днем легко опознаются, ночью становятся трудноразличимыми и узнаваемыми. Расстояния, проходимые ночью, кажутся больше, чем те же расстояния, проходимые днем. Все эти особенности существенно затрудняют ориентирование.

При планировании ночного марша предпочтение следует отдавать маршруту с благоприятными условиями ориентирования, хотя он может иметь и большую протяженность. Ночью сравнительно легко выдерживать маршрут при движении по дорогам с обсадкой, с линией связи, а также вдоль линии электропередачи, полосы посадки и других линейных ориентиров, хорошо заметных и в темное время суток.

Для ночного движения карту необходимо готовить с особой тщательностью. Маршрут поднимается возможно ярче, чтобы он был виден при слабом освещении. В качестве ориентиров выбирают и используют предметы, которые могут выделяться на фоне ночного неба: заводские трубы, башни, рощи, отдельные вершины и т. п. Наиболее надежные ориентиры в этих условиях - это линейные объекты, пересекающие маршрут движения: реки и ручьи, линии электропередачи и т. п. На участках движения вне дорог и по грунтовым дорогам, вдоль которых нет линейных ориентиров, хорошо видимых ночью, необходимо определять азимуты и четко подписывать их на карте. В движении маршрут выдерживают по азимутам, свое местоположение определяют чаще всего по пройденному расстоянию от исходного пункта или другого ориентира.

Восстановление потерянной ориентировки. Ориентировка считается потерянной, когда на местности не находят объектов, обозначенных на карте, и не могут определить на карте свое местоположение.

При движении ночью, днем и потере ориентировки необходимо остановиться, определить магнитный азимут направления движения (при движении на машине для проверки азимута отойти от нее на 10 - 20 м в сторону), расстояние от последнего надежно опознанного на карте ориентира (по показанию спидометра или по времени движения) и мысленно представить себе пройденный от него путь, после чего установить максимально возможное отклонение от заданного маршрута и определить на карте вероятный район своего местонахождения. После этого необходимо ориентировать карту по компасу и опознать на ней в этом районе ближайшие и дальние ориентиры. Определяют по карте наличие крупных линейных или площадных ориентиров, находящихся на маршруте движения; если такие ориентиры имеются, то целесообразно продолжить, если позволяет обстановка, движение до этого ориентира, выйти к нему и опознать на карте свое местоположение. Если опознать местоположение при этом сразу не удается, то это делают, передвигаясь вдоль ориентира в ту или другую сторону. Восстановив таким образом ориентировку, намечают путь выхода на заданный маршрут или непосредственно в заданный район. При отсутствии таких ориентиров целесообразно вернуться по своим следам к последнему, надежно опознанному ориентиру и от него продолжать движение по заданному маршруту.

Наука чтения карт и знаков начала зарождаться одновременно с возникновением самой примитивной письменности. Топографические карты по сей день способны помочь решить широкий спектр научных и практических задач. Использование карт как специфических моделей отображения окружающей действительности с целью изучения изображенных на ней явлений получило название исследования. В наши дни существует несколько способов чтения топографических карт в зависимости от преследуемых целей. Сейчас топографические карты широко применяются как в научно-исследовательских, так и в военных целях, поскольку данный метод отображения информации об окружающей действительности показал себя как качественный, эффективный и универсальный источник.

Понятие топографической карты

Топографическая карта - это точный и детальный план небольшого участка территории с целью его дальнейшего углубленного изучения и выявления закономерностей и взаимосвязей. Топографическую карту также называют графическим документом о некоторой территории, в котором содержатся наглядные изображения ландшафта и ближайших объектов, таких как дороги, культурные объекты, типы растительности и почв, коммуникации и многое другое.

Раздел науки, изучающий топографические карты, называется топографией.

Большое значение в такой карте имеет масштаб, поскольку он является параметром точности и подробности отображения на карте разнообразных объектов, существующих на выбранной местности. Масштаб также косвенно определяет назначение карты: различная подробность карты подходит для разных задач ее применения. К примеру, без чтения топографических карт военная топография стала бы практически невозможной.

Классификация по масштабу

Топографические карты обычно различают по масштабу. Разные карты создают для самых различных целей, поэтому правила чтения топографических карт могут несколько отличаться. Особенно актуально условие масштаба в военной топографии:

  1. Карты с масштабом около 1:10 000 - 1:25 000 картографы и исследователи считают наиболее детальными и максимально подробными. Такие карты предназначены для внимательного рассмотрения и анализа отдельных участков территории. Нередко они используются в военной топографии: изучение топографических карт подобного масштаба помогает командирам подразделений при высадке воздушных десантов, а также при пересечении водных барьеров, ведении боя в городах или при постройке специальных сооружений. Кроме того, они зачастую применяются для измерений высокой точности при исполнении работ по инженерному оборудованию территорий или топогеодезической подготовке стрельбы.
  2. Масштаб 1:50 000 предназначается для анализа территории, целеуказания или ориентирования: чтение топографических карт в таких случаях значительно облегчает задачу. Обычно используется военными подразделениями в различных типах боевых действий, и в частности при создании обороны. Во время наступления карта применяется для оценивания окрестностей в ходе прорыва обороны врага, а также для пересечения военных преград и при ведении боев за поселки и города. Такие карты удобно применять также для топогеодезической подготовки стрельбы, проектирования различных построек военного и инженерного характера и в ходе подведения необходимых подсчетов по инженерному оборудованию территории.
  3. Масштаб 1:100 000 хорошо подходит для анализа территорий и оценки ее возможностей при планировании боя, а также организации войск, ориентировке на местности и топогеодезической привязки. Кроме того, чтение и анализ топографической карты отлично подходит для выяснения координат необходимых объектов или задач врага. Помимо прочего, топографические карты нередко применяют в процессе проектировки военно-инженерных построек и при исполнении различных действий по оборудованию территорий.
  4. Изучение и анализ топографических карт с масштабом 1:200 000 помогает справиться с организацией боевых действий и с последующим управлением войсками. Такую карту также нередко используют как дорожную, так как на ней прекрасно отображена дорожная сеть и ее качество. Помимо дорог, на карте доступно продемонстрирован характер ландшафта, зачастую подробно изображены водные и лесные объекты и важные населенные пункты. Именно поэтому карты этого масштаба применяются при анализе проходимости местности.
  5. Масштаб карт 1:500 000 часто применяют в ходе исследования общего характера рельефа территории при ведении разнообразных операций. Топографические карты и изучение их прямоугольных координат способствует проведению мероприятий по организации взаимодействия и управления войсками, а также ориентировке и нанесению общей военной обстановки.
  6. Масштаб 1:1 000 000 является достаточно мелким и малоподробным, так что он подходит для первичной оценки территории и последующего изучения ее основных природных параметров: такие карты охватывают крупные географические районы. Предназначаются для военно-географической оценки боевых операций и действий, а также с целью организации войск и для решения множества прочих вопросов.

Понятие условных знаков

Условными знаками называют специальные символы, которыми отмечают расположение того или иного объекта на выделенной территории. Обозначение призвано передавать количественную и качественную характеристики объекта на карте. На настоящий момент в РФ и странах СНГ с этой целью применяют 465 условных знаков. Корректное чтение карт и условных обозначений приведет к наиболее полному и корректному пониманию информации, содержащейся в топографической карте.

Группы одинаковых предметов на местности отображаются на картах посредством базового условного знака. Качественная или количественная характеристика объектов этой группы обозначается посредством усложнения основного символа.

Чем крупнее масштаб карты, тем большее число объектов с более точными деталями смогут быть отображены на данном отрезке местности. При сокращении масштаба снижается информационность карты ввиду сокращения свободного места на листе.

На крупномасштабных картах (1:25 000 - 1:10 000) отображаются по возможности все местные объекты и их индивидуальные особенности с практическим значением. На изображениях с меньшим масштабом (1: 200 000 - 1:500 000) будут отображены лишь самые существенные характеристики, причем с довольно-таки серьезным обобщением очертаний и упрощением прочих показателей.

Классификация условных знаков

Чтение топографических карт без условных обозначений стало бы крайне сложным и практически бесполезным занятием. Знаки и условные линии - неотъемлемая часть топографического плана. Условных знаков существует множество, их разделяют на различные группы по разным признакам. Однако в основном топографические знаки для чтения топографической карты делят на следующие группы:

  • масштабные:
  • внемасштабные;
  • пояснительные.

Чтобы осознать разницу между этими тремя категориями, стоит рассмотреть каждую из них более подробно.

Масштабные

Масштабные условные обозначения или контурные - ими на топографических картах отмечают объекты, которые могут быть выражены в масштабе этой карты: их численные параметры, такие как длина, площадь или ширина, легко вымерить по карте. Значки этой группы включают в себя контур (очертания объекта) и пояснительное обозначение внутри контура в виде цветовой заливки, штриховки или сетки идентичных по узору маленьких символов (их называют запоминающими знаками), которые указывают на вид объекта. Контуры отмечаются, как правило, пунктирами, если они не пересекают другие важные линии местности (например, они могут совпадать с береговой линией, дорогой, канавой и т.п.).

Внемасштабные

Внемасштабными или объектами с точечными условными обозначениями отмечают небольшие одиночные объекты, будь то памятники, одиночные дома, колодцы, водонапорные башни и др. Объекты подобного рода не выражены в масштабе. Фигурный символ точечного символа имеет главную точку, которой отмечается точное расположение объекта на местности, одновременно обозначая род предмета. Главная точка является по сути геометрическим центром - такие точки нужно использовать при поиске точных координат объектов на местности или при возникшей надобности измерения расстояний между ними.

Внемасштабные знаки делятся на 4 группы по расположению по отношению к главной точке:

  • знаки с центром симметрии (круг, прямоугольник, звездочка, квадрат и т.п.) - центральная точка совпадает с центром симметрии;
  • знаки с широким основанием: главная точка находится в середине основания;
  • знаки с основанием в форме прямого угла: главная точка будет находиться в вершине угла;
  • знаки, которые сочетают в себе несколько символов: главная точка будет находиться в центре симметрии нижней фигуры.

Пояснительные

Пояснительные знаки используются для дополнительной характеристики - качественной или количественной - изображенных объектов. Также пояснительный знак может отображать разновидность объекта: к примеру, условный значок дерева внутри границ леса.

Оформление топографических карт

При чтении топографических карт и их прямоугольных координат необходимо обращать внимание не только на собственно изображение карты, но и на внешнее зарамочное оформление. Оно содержит не менее важную информацию об изображенной на топографической карте местности. Каждый лист имеет за рамкой карты разнообразные сведения, которые необходимы для чтения топографического плана карты местности.

Во-первых, под номенклатурой должен стоять номер и год издания карты - это особенно важно при работе со старыми картами, поскольку информация на ней может оказаться устаревшей и даже неактуальной в современных реалиях ввиду меняющегося ландшафта местности или застройки территорий.

Во-вторых, под нижней границей рамки с левой стороны приводится информация о магнитном склонении, а также данные о сближении меридианов и цифре поправке направления - эта информация особенно важна при ведении расчетов высокой точности. На чертеже будет изображена связь данных угловых величин для упрощения восприятия данной информации. Посередине, как правило, размещается численный и линейный масштабы топографической карты, а также указана величина масштаба и высота сечения рельефа. В правом нижнем углу расположена шкала заложений, которая предназначена для вычисления крутизны скатов. Там же указано, когда и с помощью какого метода создана карта.

В-третьих, между внешней и внутренней рамками карты приведена оцифровка горизонтальных и вертикальных линий координатной сети. Там же надписаны географические координаты - широты и долготы - углов рамки. С помощью этой визуальной сетки определение координат становится намного проще и доступнее. К тому же, рамка поделена на минутные деления, а те, в свою очередь, разбиваются на шесть равных отрезков по 10 секунд - эта система позволяет определять точные координаты по топографической карте.

В-четвертых, на карте у выходов шоссейных и ж/д дорог приводится наименование ближайшего города, поселка или станции по направлению данного пути с подписью расстояния до этого населенного пункта (оно приводится в километрах).

Наконец, внутри рамок находятся собственные названия сел, городов, поселков, которые лишь отчасти нанесены на лист.

Чтение топографических карт

Изучение территории по топографической карте включает выяснение характера территории и качественных и количественных характеристик отдельных объектов. Чтение карты подразумевает полное и точное восприятие символики условных обозначений, а также эффективное распознание по ним типов изображенных объектов и их индивидуальные черты. Существует несколько методов чтения топографической карты, но все они содержат схожие этапы.

Поначалу происходит первичное знакомство с картой. По информации, размещенной в зарамочном пространстве, можно вычислить масштаб, изучить высоту сечения ландшафта и проверить время создания карты, узнав актуальность приведенных сведений. Информация о масштабе и высоте сечения ландшафта поможет узнать уровень подробности топографической карты. Располагая информацией о масштабе можно быстро прикинуть размеры местных объектов и рассчитать расстояние между ними. Эти действия подразумевают самое краткое чтение топографической карты.

Далее идет этап более глубокого и детального изучения. Правила чтения топографических карт предполагают использование информации о склонении магнитной стрелки и последующей поправки на направление. Зная поправку, можно быстро рассчитывать дирекционные углы, переводя их в магнитные азимуты или ориентировать топографическую по линии километровой сетки на местности.

Изучение местности по топографической карте

Каждый, кому в руки попадала топографическая карта, поначалу испытывал некоторое смущение и растерянность: обилие неочевидных условных знаков, линий, границ и заливок вводят в задумчивость. Однако если как следует разобраться, становится понятно, что ничего сложного в чтении топографической карты и условных обозначений карты: стоит лишь повнимательнее рассмотреть все обозначения и обратить внимание на долготы и широты, чтобы правильно сориентироваться на местности. Важно рассмотреть все условные знаки для более полного понимания символики плана.

Существует несколько приемов и способов чтения топографических карт. Первичный визуальный анализ и изучение описаний по картам применяют в ходе общего ознакомления с выделенной территорией, а также для разработки плана дальнейших действий на данной территории. После углубленного изучения явлений, изображенных на карте, с последующим вынесением основных информационных тезисов, следует заключительная стадия: толкование образов, раскрытие их взаимосвязей и установление географических закономерностей. Общие правила чтения топографических карт предполагает четкую последовательность, от которой зависит степень детальности анализа местности. Хотя читать карту можно по-разному, общий порядок анализа, тем не менее, сохраняется.

Среди приемов и способов чтения топографических карт выделяют следующие:

  1. Картометрический анализ: включает в себя замер и расчет по топографическим картам количественных характеристик. Сюда входят определение координат, площадей, расстояний, высот, углов и других параметров. Такая информация служит основой для вычисления определенных показателей, которые будут характеризовать не единичный объект на местности, а картину расположения однотипных объектов для выявления морфометрических данных. В результате такого анализа получают подробную характеристику рельефа: размах высот, степень вертикального и горизонтального расчленения земли, закарстованность, овражность и др.
  2. предполагает изучение местности с помощью профилей, блок-диаграмм и других построений. При помощи топографической карты строится профиль поверхности Земли на определенной территории. По линии профиля отмечают природные характеристики и социально-экономически важные объекты с помощью условных значков. Таким образом можно узнать связь рельефа с данными показателями. Сопоставление различных знаков на карте зачастую позволяют провести предварительное районирование выбранной территории.

Определение нужного способа чтения топографических карт происходит в зависимости от цели исследования и поставленной задачи. Глубокое изучение территории подразумевает точное определение числа населенных пунктов, их вид и рассредоточенность, планировку, плотность застройки.

При рассмотрении карты дорожной сети легко уточнить уровень развития дорог и их качество. Кроме того, можно определить условия проходимости местности и возможности применения транспортных средств для пересечения местности. При детальном анализе уточняется наличие мостов или насыпей и прочих сооружений, труднопроходимые участки, крутые подъемы и многое другое.

При анализе гидрографии по карте выясняется наличие водных объектов. Водные поверхности изображаются на плане контрастным синим цветом, благодаря чему они резко выделяются на фоне прочих условных знаков. При анализе водных объектов по топографической карте можно измерить глубину и ширину объекта, скорость течения, особенности грунта дна и очертания берегов различных рек, каналов, ручьев, озер и других водных объектов. Также можно обнаружить наличие плотин, шлюзов, переправ, бродов, мостов и участков, подходящих для форсирования.

По топографической карте удобно изучать почвенно-растительный покров территории: наличие характеристики лесных и кустарниковых массивов, а также песков, солончаков, болот, каменистых россыпей и прочих элементов почвенно-растительного покрова, которые значительно влияют на условия проходимости или другие факторы. Благодаря сведениям, размещенным на карте, можно заключить выводы о возможности использовании лесных массивов для расположения скрытых подразделений, а также определить проходимость лесов по просекам и дорогам.

Что касается болот, они обозначаются посредством специальных начертаний условных обозначений. Но при рассмотрении болотистых местностей нужно учитывать условия погоды и время года: в период дождей болота, отмеченные на карте проходимыми, могут на деле оказаться труднопроходимыми, в то время как зимой и в заморозки болота могут стать легкопроходимыми.

Анализ рельефа по топографической карте начинается с выяснения общего характера ландшафта местности. Устанавливается наличие и взаимосвязь самых характерных для данной территории форм рельефа, определяется их влияние на сложность проходимости и другие характеристики. Характер рельефа определяется по густоте и начертанию горизонталей, а также при помощи условных обозначений некоторых элементов рельефа.

Карты активно применяются при подробном анализе небольших участков местности: особенно это удобно при потребности подробно изучить небольшую локальную территорию. Необходимость достижения конкретных целей с помощью топографической карты будет зависеть от характера задачи. Топографические карты отображают главные элементы территории на одном листе, помогая сформировать читателю единый образ местности, а также исследовать взаимосвязи целого ряда явлений, отображенной на ней. На данный момент такой способ изображения окружающей действительности является очень эффективным и удобным в использовании при работах разного рода.

Топографическая карта это подробная карта какого-либо района земной поверхности с изображенным на ней рельефом местности, дорогами, постройками и другими объектами. На топографических картах также изображают природные объекты – возвышенности, леса, реки, кустарники, болота и т.д. Такая подробная система обозначений позволяет получить точное представление о местности на карте. Каждому человеку, обеспокоенному своим выживанием, необходимо иметь дома карты местности своего проживания и соседних областей, а так же знать обозначения и уметь ориентироваться по карте и компасу.

В начале использования карту необходимо правильно спозиционировать. Сделать это можно при помощи и обозначенных сторон света на карте. На любой карте обязательно указывается где север, юг, восток и запад.

Для измерения прямых расстояний на карте можно использовать обыкновенную линейку, но с ее помощью достаточно проблематично измерить протяженность сложных маршрутов. Для определения расстояний по сложному маршруту используется специальный прибор – . С помощью курвиметра можно измерить расстояние любой, самой извилистой линии.

Прежде чем использовать топографическую карту для ориентирования необходимо обратить внимание на год выпуска карты, вполне возможно, что там где на карте обозначены кустарники сейчас уже шелестит лес. Ориентироваться по старой карте можно только с помощью неизменяемых временем ориентиров, таких как – большие камни, реки, озера.

Виды топографических карт

Любая топографическая карта в первую очередь характеризуется масштабом. Масштаб указывается как соотношения одного сантиметра на карте к одному сантиметру земной поверхности. Например, масштаб карты 1:25.000 означает, что в 1 сантиметре на карте прорисовано 250 метров реальной поверхности. Таким образом, чем меньше масштаб карты, тем она более подробна.

Стандартные масштабы топографических карт:

  • 1:25000 – самые подробные карты. В 1см 250 метров.
  • 1:50000 - 1:100000 – менее подробные карты, в 1см полкилометра, за счет увеличения масштаба позволяют увидеть больше местности на карте, но при уменьшении детализации.
  • 1:200000 – военные карты, предназначаются для планирования крупномасштабных передвижений войск, в построении фронта. В 1см 2 километра.
  • 1:500000 и 1:1000000 – на таких картах можно оценить только общий характер местности.

Чтобы определить расстояние на карте между нужными точками необходимо изменить расстояние линейкой и полученные сантиметры умножить на масштаб. Например, на карте с масштабом 1:50000 замеренное вами расстояние между двумя точками получилось 3.7 см, умножаем это на 500 метров, получаем 1850 метров, т.е. 1 километр и 850 метров. Если вы измеряете прямое расстояние по карте по пересеченной местности, то необходимо обратить внимание на рельеф. Измеренные вами 1850 метров могут проходить по холмистой местности или болоту. Также выделяются специализированные топографические карты: карты рельефа местности, карты автомобильных дорог, аэронавигационные и другие виды.

Условные обозначения на топографических картах

Чтобы уметь читать карту необходимо знать условные обозначения. Во-первых, каждая топографическая карта имеет систему координат и разбита на квадраты, каждый такой квадрат равен целому числу километров – 1,2 или 4 и т.д. Для быстрого поиска какого либо объекта можно называть координаты необходимого квадрата.

Также выделяются специализированные топографические карты: карты рельефа местности, карты автомобильных дорог, аэронавигационные и другие виды.

Обозначения на топографических картах населенных пунктов

кладбища Плотины
Жилые и нежилые строения линии связи

Обозначения на топографических картах рельефа местности

Отдельно расположенные дворы линии электропередачи

а) Горизонтали основные утолщенные
б) Горизонтали основные
в) Горизонтали дополнительные
г) Подписи горизонталей в метрах

Обозначения на топографических картах дорожной сети

Отметки высот

кварталы с преобладанием огнестойких строений

однопутные железные дороги. а) – Станции, б) Платформы и разъезды отметки высот у ориентиров

кварталы с преобладанием неогнестойких строений

а) насыпи, б) Выемки (2 – высота или глубина в метрах)

А)курганы б) ямы

Города с населением от 2000 до 10000 жителей
узкоколейные железные дороги

Обрывы (5 – высота в метрах), овраги, промоины

Поселки городского типа с населением менее 2000 усовершенствованные шоссе 13- ширина покрытой части, 17 ширина дороги в метраз, А – материал покрытия Асфальт

Растительный покров и грунты
А) хвойные леса
Б) Лиственные леса
В) смешанные леса

Поселки сельского типа с числом домов от 20 до 100

Шоссе. Трубы.

Характеристика древостоя в метрах: 16 высота деревьев, -,30 – толщина, 5 – расстояние между деревьями

Поселки сельского типа с числом домов менее 20

Улучшенные грунтовые дороги

А) буреломы
Б) Редкие леса (редколесье)

заводы и фабрики

Грунтовые (проселочные) дороги

А) Вырубленные леса
Б) Горелые и сухостойные леса