Кубик рубика 6х6 схема сборки формулы. Невозможное возможно, или как собрать основные модели кубика рубика. Движения средних слоев привязаны к внешним граням

Один из атрибутов сада или зоны отдыха на загородном участке – скамейка, сидя на которой можно почитать книгу в одиночестве или, наоборот, провести несколько веселых часов в кругу друзей. Как сделать, чтобы обычная лавочка была удобной и одновременно превратилась в элемент садового декора? Выход прост – скамейка для дачи сделанная своими руками. Только собственное эксклюзивное творение полностью удовлетворит личные эстетические запросы.

Перед тем, как заняться эскизом или чертежом изделия, необходимо продумать место его установки. От этого зависит и материал изготовления. Например, в старом саду с большими ветвистыми деревьями хорошо смотрится деревянная скамейка в кованом обрамлении (как вариант – изделие из бревна на каменном основании), а в молодом садике – легкая, даже ажурная лавочка в романтическом стиле.

Небольшая скамейка белого цвета выделяется контрастом на фоне темно-зеленой живой изгороди

Если ее разместить в тихом укромном уголке, возле или в окружении цветущих клумб, она станет прекрасным местом уединения и отдыха, где можно провести несколько приятных минут наедине с собой после трудовой «разминки» на грядках.

Старая кирпичная стена, скамейка из посеревшего дерева и цветы смотрятся загадочно и романтично

Часто скамейки являются неотъемлемой частью веранд, беседок, летних площадок для пикника. В этом случае должно быть несколько изделий, выдержанных в едином стиле. Один из примеров – садовый столик с двумя лавочками по сторонам, за которым летним вечерком можно устроить семейное чаепитие или сразиться в настольные игры.

Нарочито грубоватая и удобная деревянная конструкция – стол, две скамейки и креслице

Скамейку лучше установить таким образом, чтобы с нее открывался вид не на соседский забор или гараж, а на водоем, цветник или . Окружающая картина должна радовать глаз, а не напоминать о том, что необходимо заправить машину или обновить краску на беседке. Также уместно расположить лавочки на детской площадке, у бассейна, возле парадного входа в дом.

Скамейка у пруда в окружении цветов и зелени – прекрасное место для отдыха и раздумий

Одно из удачных мест – на огороде, около грядок. Лучше, если скамейка будет стоять в тени, например, под раскидистой кроной дерева или под навесом, так как она предназначена для отдыха от физического труда – копки, прополки, полива или сбора урожая.

Отдых в тени цветущего куста – настоящее удовольствие

Можно продумать декоративное обрамление: садовая скамейка, выполненная своими руками, неплохо смотрится в окружении невысоких цветущих кустиков, специально устроенных клумб, на небольшом возвышении или на площадке из природного камня или .

Подготовительные работы – половина дела

Для начала необходимо взять листок бумаги и сделать эскиз или чертеж предполагаемого изделия. Даже на этом этапе могут возникнуть вопросы: какая высота будет оптимальной или сколько ножек должно быть у скамьи? Существуют общие стандарты, которых следует придерживаться во время составления схемы:

  • 400 мм – 500 мм – высота сидения;
  • 500 мм – 550 мм – ширина сидения;
  • 350 мм – 500 мм – высота спинки.

Если в планах создать изделие со спинкой, следует определить для себя, каким образом спинка будет крепиться к сидению. В зависимости от того, переносная скамья или нет, планируются ножки: у непереносного изделия они крепко фиксируются в грунте.

Ножки скамейки зафиксировать несложно: необходимо вырыть ямы нужного размера и заполнить их цементным раствором, опустив туда деревянные детали

По чертежу можно прикинуть, сколько потребуется материала для работы. Обычно на изделие такого рода уходит минимум финансовых вложений: на даче всегда много деревянных заготовок, оставшихся от строительства дома или бани, крепежа (саморезов, гвоздей, болтов, скоб), лакокрасочных составов для обработки древесины.

Если собрать остатки деревянных изделий и заготовок со всей дачи, можно придумать необычную модель

Найдется в подсобке и необходимый инструмент. Если основным материалом для изготовления будет дерево, следует приготовить: рубанок, пилу, лобзик, молоток, наждачную бумагу, рулетку и карандаш.

Изготовление скамеек: шесть несложных проектов

Никогда не прогадаете, выбрав для работы дерево – мягкий, податливый в обработке и одновременно прочный, способный служить не один десяток лет материал. Из древесины можно создать элементы различной формы и размера, фигурные вставки, объемные и миниатюрные детали.

Проект №1 – простая скамья со спинкой

Если возникают трудности с составлением эскиза, можно воспользоваться готовым чертежом садовой скамейки.

Все детали вырезаются согласно размерам на чертеже

Эта скамейка традиционна для городских парков, похожие экземпляры можно встретить на речных вокзалах, возле театров или торговых центров – в тех местах, где приходится проводить некоторое время в ожидании. Преимущество данного варианта – простота подготовки деталей и быстрота сборки. Для работы потребуются толстые брусья для опоры (3 большие и 3 поменьше), бруски или доски для сидения и спинки.

Цвет деталей можно изменить, используя пропитку или лак более темного оттенка

Данная модель является переносной – ее всегда можно переставить на другое, более удобное место. Чтобы она всегда стояла ровно и не качалась, при монтаже опор необходимо следить за точным расположением деталей – даже небольшое несоответствие вызовет перекос изделия.

В конце работы – а это касается любого изделия из древесины, находящегося на улице, – все деревянные части нужно обработать специальной пропиткой от плесени или покрыть лаком, также содержащим защитные компоненты. Обработанная древесина не поддается влаге, дольше служит и выглядит как новая в течение длительного времени.

Проект №2 – скамья в классическом стиле

Этот вариант более основательный, чем предыдущий. Скамья с прямоугольным сиденьем и такой же спинкой отлично смотрится на фоне дома, построенного из любого материала – дерева, кирпича, камня.

Схема сборки подлокотников и спинки скамейки в классическом стиле

Для разнообразия можно изменить цвет, подобрать оттенок, более близкий дачным постройкам. Спинка такой скамьи – настоящая находка для любителей пофантазировать и воплотить свои идеи в древесине. Прямые вертикальные бруски можно заменить планками, расположенными крест-накрест.

На такой скамье могут легко поместиться несколько человек

Верхняя горизонтальная перекладина неплохо бы смотрелась, если ее покрыть изящной резьбой или цветным орнаментом. Подлокотники и ножки также могут быть фигурными – но это все зависит от желания и умения мастера. Чтобы сделать такую скамейку для дачи, потребуется всего несколько вечеров, а наслаждаться отдыхом на ней можно не один год.

Проект №3 – столик с лавочками

Садовый комплект для отдыха всей семьей состоит из удобного столика и двух зафиксированных скамей.

Удобный и практичный столик с парой скамеек пригодится на любой даче

Все крупные части (стол, лавочки) собираются по отдельности, а затем собираются в единое целое при помощи 4 нижних брусков – по 2 с каждой стороны.

Схема сборки всего комплекта

Стол представляет собой столешницу с ножками, установленными крест-накрест.

Схема сборки стола

Лавочки собираются легко, из брусков или досок различной длины.

Схема сборки лавочки

На последнем этапе сначала фиксируют скамейки – для придания конструкции устойчивости, затем – стол, ровно посередине.

Первоначальная сборка – соединение лавочек

Простой с виду, но удобный столик станет местом сбора семьи и друзей по вечерам – для общения, вечернего чаепития, отдыха.

Такой столик с лавочками можно разместить прямо на газоне

Более подробные чертежи и фото этого проекта вы можете скачать .

Проект № 5 – видео мастер-класс

Разнообразие материала, форм и стилей

Дерево – традиционный, «теплый» материал для изготовления скамеек, поэтому изделия из него так различны. Вместо обработанных на станках брусков можно взять природный материал естественных форм – и перед нами не просто скамейка, а настоящий шедевр.

Оригинальная скамейка сделана из крупных частей распиленных и обработанных бревен

Оказывается, существуют и каменные скамейки, но их ценят скорее не за функциональность, а за эстетичность. Присесть на каменное изделие хочется только в теплое время года, но любоваться им можно постоянно.

Небольшая каменная скамейка гармонично вписывается в цветочный пейзаж

Изысканно и элегантно смотрятся , но создать скамейку для сада своими руками из металла может только профессиональный кузнец.

Кованая скамейка среди буйного разноцветья смотрится более чем уместно

Интересно выглядят комбинированные лавки и скамейки, построенные из камня и дерева или украшенные предметами из текстиля – накидками, подушками.

Небольшие подушки в розово-белой гамме, аккуратно разложенные на скамейке, делают садовый уголок уютным и домашним

На сегодня все. Надеемся, что вы нашли для себя что-нибудь полезное. Если есть вопросы или пожелания – милости просим в комментарии.

Для детей и для взрослых порой непосильной может показаться задача , как собрать кубик рубика 3х3. Схема с картинками для начинающих в этом деле – один из главных помощников.

Также, чтобы все было понятно и прозрачно, можно использовать видео инструкции. Оба эти вспомогательных средства мы будем активно применять на практике, чтобы вы наконец научились решать вечную задачку с кубиком рубика .

Собирать кубик рубика можно разными способами и методами. Можно делать это в 15 ходов, в 7 ходов и даже в целых 20 . Уже многие годы всевозможные умники бьются над поиском оптимального решения этой задачки. Ведь кубик рубика – это механическая головоломка, поддающаяся вполне логическому решению. Вам необходима лишь пошаговая инструкция, а также небольшой запас логики и терпения.

Прежде чем начать, непосредственно, алгоритм сборки, следует изучить ключевые понятия .

Само название игрушки говорит за себя – кубик состоит из 6 сторон (граней), 12 ребер, 8 углов. Грани кубика состоят из 9 маленьких цветных элементов, которые могут вращаться одновременно, но только по часовой стрелке и против нее. Буквами российского алфавита названия граней будут обозначатся так :

Ф – фасад;

Т – тыл;

П – правая;

Л – левая;

В – верх;

Н – низ.

Во многих описаниях и схемах присутствуют обозначения граней кубика на английском.


Следующий секрет кубика рубика
кроется в расположении маленьких цветных элементов.

  1. Центральные кубики определяют цвет всей стороны кубика рубика. Именно эти кубики мы будем называть по аналогии с названием граней (Ф, Т, П) и т.д.
  2. Реберные кубики примыкают сразу к двум граням , поэтому и название будет двойное (например, ФП, ПВ) – в зависимости от граней, с которыми они взаимодействуют.
  3. Угловые кубики содержат в названии сразу 3 буквы, поскольку относятся к трем граням одновременно (ФПВ).

И еще один мини-секрет – когда вы будете изучать схемы поворота граней, буквы без каких-либо дополнений будут означать поворот на 90 градусов по часовой стрелке , а буквы с дополнительным знаком ‘ — против часовой стрелки.

Разобравшись во всех этих условных обозначениях, вам будет намного легче сложить кубик рубика и вы сделаете это правильно и быстро. Также, для разнообразия можно научиться делать .

Как собрать кубик рубик 3х3: самый легкий способ, схема сборки

Самый простой и надежный способ сборки нашего кубика рубика начинается с нижнего креста. Соберите крестик на нижней грани кубика и приступайте к поэтапному решению задачки, как собрать кубик рубик 3х3: самый легкий способ, схема которого находится прямо перед вами.








И, безусловно, самым понятным пособием для сборки кубика послужит видео урок с подробным описанием опытного виртуоза.

Схема сборки кубика рубика 3х3 для начинающих в картинках

На первых этапах практики по сбору кубика рубика мы будем пользоваться все тем же методом креста, однако на этот раз крестик из цветных кубиков у нас будет на верхней грани. Как вы понимаете, скоростная сборка кубика рубика ждет вас впереди, на этом этапе следует научиться правильно определять расположение граней и перемещение их в плоскости кубика.

Методы сборки кубика бывают разные, и сейчас вам предстоит узнать, как собирать кубик рубика 3х3 : схема для начинающих состоит из 7 этапов. На каждый из шагов для вас доступны картинки с описанием процесса сборки. Возможно, вы потратите на эту головоломку больше времени, чем предполагалось, однако вы решите задачку, доступную далеко не всем жителям нашей планеты! За это стоит и попотеть.

Кстати, последний мировой рекорд по сборке кубика рубика на скорость был установлен за 4,73 секунды. А принадлежал он австралийскому студенту Феликсу Земдегсу, который победил предыдущего рекордсмена всего на 0,01 секунды. Нам в этом деле спешить некуда, так что мы внимательно изучаем инструкцию и начинаем собирать первый слой.

Принцип сборки кубика рубика с начального креста не такой уж сложный. Здесь необходимо правильно изучить расположение граней. А далее – дело техники, как говориться. Основные понятия и правила сборки кубика рубика для чайников мы с вами уже прошли.

Уверены, что схема сборки кубика рубика 3х3 для начинающих в картинках помогла вам установить свой собственный рекорд и в дальнейших попытках вы будете уменьшать время до минимума.






Если все эти этапы и формулы показались вам сложными и запутанными, предлагаем пересмотреть видео, в котором весь процесс подробно показан на примере виртуального кубика Рубика.

Формулы кубик рубика 3х3: просчитываем ходы

Если вы считаете, что предыдущие методы сборки пресловутого кубика предназначались исключительно для тупых, ловите несколько формул.

L - поворот левой грани
R- поворот правой грани
U - поворот верхней грани
D - поворот нижней грани
F - поворот фронтальной грани
B - поворот тыльной (задней) грани.

Маленькими буквами обозначаются внутренние грани кубика - r, l, u, b, f ,d.
Все повороты с такими обозначениями совершаются на 90 гр. по часовой стрелке.

" - штрих после буквы, обозначает, что поворот направлен ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ. Например - U", L", R"...
Цифры 2 или 3 впереди большой буквы означает количество боковых граней поворачиваемых одновременно.
Например - 2L, 3R, 2U и т.д.... по часовой стрелке, и соответственно 2L", 3R", 2U" и т.д против часовой.

Цифры 2 или 3 впереди маленькой буквы означает порядковый номер поворачиваемой внутреней грани.
Цифра 2 после любой буквы обозначает поворот грани два раза, то есть на 180 градусов.
Например:
2L2 - означает поворот двух левых граней на 180 градусов по часовой стрелке.
3R"2 - поворот трех правых граней на 180 градусов против часовой.

F" - поворот одной фронтальной грани против часовой

U2 - поворот одной верхней грани по часовой на 90 градусов

2B" - поворот двух тыльных граней против часовой

3D2 - поворот трех нижних граней на 180 градусов по часовой.

Нужно повернуть грань к себе лицом, чтобы сориентироваться в направлении поворота - по или против часовой стрелки.

Одновременный поворот нескольких внутренних граней обозначается цифрами 2-3, например - 2-3l или 2-3r.

Этап 3. Сборка последних ребер.

Вы прошли этапы 1 и 2 и пришли к ситуации, когда все ребра КРОМЕ ДВУХ собраны, и невозможно подставить несобранное ребро, чтобы воспользоваться формулами этапа 2. Для сборки двух последних ребер Вам понадобятся специальные схемы отдельно для каждого случая.

2R2 B2 U2 2L U2 2R" U2 2R U2 F2 2R F2 2L" B2 2R2

2L" U2 2L" U2 F2 2L" F2 2R U2 2R" U2 2L2

3L" U2 3L" U2 F2 3L" F2 3R U2 3R" U2 3L2

Также к кубику 6х6 на данном этапе могут быть применимы формулы кубика 4х4.

Этап 4. Финальная сборка и Паритеты.

Далее всё просто, собираем как кубик 3x3. Но при сборке последнего слоя (креста) могут возникнуть не стандартные ситуации, называемые паритетами. Которых не может быть в кубике 3х3, но схожие ситуации встречаются в кубике 4х4.

3R2 B2 U2 3L U2 3R" U2 3R U2 F2 3R F2 3L" B2 3R2

2-3r2 U2 2-3r2 3U2 2-3r2 2-3u2

2-3r2 U2 2-3r2 3U2 2-3r2 3U2 R U R" U" R" F R2 U" R" U" R U R" F"

Все завершающие этапы сборки, включая паритеты, вы можете также посмотреть на видео.

Этап 1. Сборка центров.

На первом этапе нужно собрать центры на каждой грани кубика 6х6 (рис.1). Центр - это 16 элементов одного цвета в середине каждой грани. Первые четыре центра собирать просто и интересно, для этого совсем не обязательно знать формулы, достаточно понять основные принципы. А вот оставшиеся два центра проще и быстрее собирать при помощи формул. Вращением внешних граней спозиционируйте элементы центров, которые вы хотите поменять местами. Вам нужно переставлять между собой серединные кубики. Поставьте нужные кубики друг напротив друга, и выполните подходящую формулу. При этом собранные ранее элементы остальных центров не нарушатся.

И не забывайте, что центры в кубике 6х6 не строго фиксируемые! Их надо выставлять ориентируясь на угловые элементы, согласно своим цветам, и нужно это делать с самого начала.

3r U" 2L" U 3r" U" 2L

2R U" 3l" U 2R" U" 3l

2R U 2R" U 2R U2 2R"

3r U 3r" U 3r U2 3r"

3r U 3l" U" 3r" U 3l

Первые четыре центра собирать просто и интересно, для этого совсем не обязательно знать формулы, достаточно понять основные принципы.

Также весь первый этап сборки, можно посмотреть на видео.

Этап 2. Сборка ребер.

На втором этапе нужно собрать четвёрки реберных элементов кубика. Исходные позиции перед применением формул даны на рисунках. Крестиком показаны реберные пары, которые еще не состыкаваны и будут затронуты в процессе применения формулы. Применение формул не затрагивает все другие ранее собранные ребра и центры. Везде на рисунках считается, что жёлтый - это фронт (передняя грань), красный - это верх. У вас может быть другое расположение центров - это не имеет значения.

Результат, к которому нужно прийти на втором этапе.

r U L" U" r"

3r U L" U" 3r"

3l" U L" U" 3l

l" U L" U" l

Важно понять идею этого этапа. Все формулы состоят из 5 шагов. Шаг 1 - это всегда поворот граней (правых или левых) так, чтобы совместить 2 реберных элемента. Шаг 2 - это всегда поворот верха. Куда повернуть верх - зависит от того, с какой стороны есть несобранное ребро, которое вы подставите взамен состыкованного на шаге 1. На картинках и в данных формулах это ребро слева, но оно может быть и справа. Шаг 3 - это всегда поворот одной правой или левой грани так, чтобы вместо состыкованного ребра подставить несостыкованное. Шаги 4 и 5 это обратные повороты шагов 2 и 1, чтобы вернуть кубик в первоначальное состояние. Итак - состыковали, убрали в сторону, подставили несобранное, вернули обратно.
Для более наглядной демонстрации смотрите видео.

Головоломка, придуманная как наглядное пособие к алгебраической теории, неожиданно увлекла весь мир. Уже не одно десятилетие далекие от высшей математики люди азартно бьются над сложной и увлекательной задачей. «Магический кубик» – отличный инструмент для развития логического мышления и памяти. Тем, кто впервые задался вопросом, как собрать кубик Рубика, схемы и комментарии помогут поддержать энтузиазм, и, возможно, открыть для себя мир спидкубинга.

Шесть граней головоломки имеют определенные цвета и порядок их расположения, запатентованные изобретателем. Многочисленные подделки часто выдают себя именно непривычными цветами или их положением относительно друг друга. Обучающие схемы и описания всегда используют стандартное цветовое оформление. Новичкам довольно просто запутаться в объяснениях, если использовать кубик с другой цветовой схемой.

Цвета противоположных граней: белый – желтый, зеленый – синий, красный – оранжевый.

Каждая сторона состоит из нескольких квадратных элементов. По их количеству различают виды кубиков Рубика: 3*3*3 (первый классический вариант), 4*4*4 (так называемая «Месть Рубика»), 5*5*5 и так далее.

Первая модель, собранная Эрнё Рубиком, представляла собой 27 деревянных кубиков, одинаково покрашенных в шесть цветов и составленных друг на друга. Изобретатель в течение месяца пытался сгруппировать их так, чтобы грани большого куба сложились из одинаковых по цвету квадратов. Еще больше времени заняла разработка механизма, который скрепил все элементы.

Современный кубик Рубика классической конструкции состоит из следующих элементов:

  • Центры – неподвижные относительно друг друга части, закрепленные на осях вращения кубика. Они обращены к пользователю только одной окрашенной стороной. Собственно, шесть центров и образуют зеркальные пары в цветовой схеме.
  • Ребра – подвижные элементы. Пользователь видит две цветные стороны у каждого ребра. Цветовые комбинации здесь тоже стандартные.
  • Углы – восемь подвижных элементов, расположенных в вершинах куба. У каждой из них по три цветные стороны.
  • Скрепляющий механизм – крестовина из трех жестко закрепленных осей. Существует альтернативный вариант механизма, похожий на сферу. Его используют в скоростных или многоэлементных кубиках. Особенно сложна конструкция кубов с четным количеством элементов на гранях – это система взаимосвязанных клик механизмов, иногда объединенная с крестовиной. Существуют магнитные механизмы для профессиональных скоростных кубов.

Игра с кубиком Рубика заключается в том, что при помощи подвижного механизма цветные элементы на гранях переупорядочивают и пытаются собрать в первоначальном порядке.

Фанаты головоломки соревнуются в решении на время. Кроме ловкости рук, для этого необходимо изучить, запомнить и довести до автоматизма сотни комбинаций цветных элементов и действий с ними. Этот необычный вид спорта называется спидкубинг.

Регулярно проводятся турниры спидкуберов, обновляются рекорды. Постоянно открываются новые горизонты для достижений. В рамках турниров проводятся соревнования по сборке вслепую, одной рукой, ногами и так далее.

Новейшее увлечение – сборка пасьянсов (узоров) на кубике.

Строение кубика Рубика и названия вращений

Для того чтобы описывать манипуляции с головоломкой, записывать схемы решений, движения элементов относительно друг друга, и просто для удобства общения был создан язык вращений. Он представляет собой буквенные обозначения для каждой грани и для способов ее вращения.

Стороны головоломки обозначают заглавными буквами.

В русскоязычных руководствах по сборке кубика Рубика используют начальные буквы от русских названий:

  • Ф – от «фасад»;
  • Т – от «тыл»;
  • П – от «правая»;
  • Л – от «левая»;
  • В – от «верх»;
  • Н – от «низ».

В мировом сообществе используют начальные буквы от названий граней по-английски.

Обозначения, принятые в WCA (World Cube Association):

  • R – от right;
  • L – от left;
  • U – от up;
  • D – от down;
  • F – от front;
  • B – от back.

Центральный элемент называется так же, как грань (R, D, F и так далее).

Ребро примыкает к двум граням, его название состоит из двух букв (FR, UL и так далее).

Угол, соответственно, описывается тремя буквами (например, FRU).

Группы элементов, которые составляют средние слои между гранями, тоже имеют свои названия:

  • M (от middle) – между R и L.
  • S (от standing) – между F и B.
  • E (от equatorial) – между U и D.

Вращение граней описываются буквами, называющими грани, и дополнительными значками.

  • Апостроф «’» указывает на то, что грань или слой поворачиваются против часовой стрелки.
  • Цифрой 2 обозначается повтор движения.

Возможные действия с гранью, например, с правой:

  • R – вращение по часовой стрелке;
  • R’ – вращение против часовой стрелки.
  • R2 – двойной поворот, неважно в какую сторону, так как у грани всего четыре возможных положения.

Чтобы определить, в какую сторону поворачивать грань, нужно представить на ней циферблат часов и руководствоваться движением воображаемой стрелки.

Вращение противоположных граней «по часовой стрелке» получается встречным.

Движения средних слоев привязаны к внешним граням:

  • Слой M вращается в тех же направлениях, что и L.
  • Слой S – как F.
  • Слой E – как D.

Еще одно важное обозначение «w» — одновременный поворот двух примыкающих слоев. Например, Rw – одновременное вращение R и M.

Повороты всего кубика целиком называются перехватами. Они выполняются в трех плоскостях, то есть по трем осям координат: X, Y, Z.

  • x и x’ – повороты по оси X всего кубика. Движения совпадают с поворотами правой грани.
  • y и y’ – повороты кубика по оси Y. Движения совпадают с вращениями верхней грани.
  • z и z’ – вращение кубика по оси Z. Движение совпадает с вращением фронтальной грани.
  • х2, y2, z2 – обозначения двойных перехватов по указанной оси.

Кроме общепринятых обозначений, руководства по сборке пестрят сленгом, популярными в среде спидкуберов названиями техник, приемов, алгоритмов, узоров и фигур на кубике и так далее. Не менее востребованы схематические описания алгоритмов, в которых используются только стрелки. Чем больше накапливается опыта в решении головоломки, тем проще понимать описания и объяснения, многие вещи начинают восприниматься интуитивно.

  • Шапка – собранные на одной стороне кубика цветные элементы. Сборка головоломки – то же самое, что сборка всех шести шапок.
  • Пояс – смежные с шапкой цветные элементы. Шапка может быть собрана так, что пояс состоит из разрозненных цветных фрагментов, то есть угловые и реберные элементы стоят не на своих местах.
  • Крест – фигура на шапке из пяти фрагментов одного цвета. Сборку часто начинают с построения креста. Здесь нет четкого руководства. Этот шаг позволяет наибольшую свободу действий и требует определенных размышлений. Когда крест готов, остается следовать заученным алгоритмам.
  • Флип – разворот угла или ребра на одном месте относительно центра, это действие требует применения специальных алгоритмов.

Схемы и этапы сборки головоломки для начинающих

Схемы для начинающих помогут научиться и сберечь нервы, собирая безнадежно запутанный кубик, почувствовать логику движений и отработать простейшие алгоритмы.

Прежде чем совершить какое-то действие, необходимо осмотреть кубик. На состязаниях на «преинспекцию» отводится 15 секунд. За это время нужно найти элементы одного цвета, которые будут собираться в «шапку» на первом этапе. Традиционно начинают с белой стороны, то есть большинство руководств предполагает, что U – белая. «Мультиколорщики»-спидкуберы могут начать сборку с любой стороны, мысленно перестроив все готовые алгоритмы.

Кубик Рубика 2х2

«Мини куб» состоит из 8 угловых элементов. На первом этапе собирается один слой из четырех углов. На втором этапе – оставшиеся углы размещаются на своих местах, при этом они могут быть перевернуты, то есть цветные элементы будут находиться не на своих гранях. Останется развернуть их нужной стороной.

  • Алгоритм «пиф-паф» позволяет перемещать угловой элемент и правильно его ориентировать. Если проделать эту последовательность действий шесть раз подряд, кубик придет в исходное положение. Таким образом, если кубик смешан, нужно применить его от 1 до 5 раз, чтобы установить элемент правильно. Запись алгоритма: RUR’U’.
  • Когда один слой собран, надо повернуть кубик вторым слоем наверх. Двигая этот слой в любую сторону, установить один из углов на свое место. Далее применяется алгоритм, позволяющий поменять местами два соседних элемента – правый и левый угол передней грани. Последовательность действий следующая: URU’L’UR’U’LU.
  • Когда все углы находятся на местах, их переворачивают (флипают) при помощи алгоритма «пиф-паф». На этом этапе важно не перехватывать кубик.

Как собрать кубик Рубика 3х3

  1. Построить «белый крест», собрав 4 ребра с белыми наклейками вокруг белого центра.
  2. Совместить цветные центры сторон R, L, U, D с подходящими ребрами «белого креста».
  3. Поместить на свои места углы с белыми наклейками. При помощи алгоритма R’D’RD, повторенного до пяти раз, углы перевернутся в правильное положение.
  4. Чтобы поместить на свои места ребра среднего слоя, надо перехватить кубик – у2. Выбрать ребро без желтой наклейки. Совместить его с центром, совпадающим по цвету с одной из сторон. Применяя формулы, сместить ребро в средний слой: Ребро опускается со смещением влево: U’L’ULUFU’F’. Ребро опускается со смещением вправо: URU’R’U’F’UF. Если элемент оказался на своем месте, но неправильно повернут, эти алгоритмы используются снова, чтобы переместить его в третий слой и установить заново.
  5. Не перехватывая кубик, собрать желтый крест на шапке третьего слоя, повторяя алгоритм: FRUR’U’F’.
  6. Совместить ребра последнего слоя с боковыми центрами правильно, как это делалось для первого креста. Два ребра легко встанут на свои места. Два другие придется поменять местами. Если они находятся друг против друга: RUR’URU2R’. Если на соседних сторонах: RUR’URU2R’U.
  7. Расставить на правильные позиции углы последней грани. Если ни один из них не находится в положенном месте, применить формулу URU’L’UR’U’L. Один из элементов встанет правильно. Перехватить кубик этим углом к себе, он будет верхним правым на фронтальной грани. Перемещать остальные углы против часовой стрелки URU’L’UR’U’L или, наоборот, U’L’URU’LUR’. На этом этапе все собранные участки перестроятся, покажется, что что-то пошло не так. Важно следить, чтобы кубик не перевернулся и центр F не сместился относительно пользователя. Комбинацию ходов нужно повторять до 5 раз.
  8. Возможно, угловые элементы потребуется развернуть, совместив цветные фрагменты с остальными гранями правильно. Чтобы развернуть (флипнуть) их, используется первая формула: R’D’RD. Важно не перехватывать кубик, чтобы F и U не менялись.

Кубик Рубика 4х4

Головоломки, имеющие больше трех элементов в ребре, предполагают гораздо большее количество комбинаций.

Особенно сложны «четные» варианты, так как в них нет жестко зафиксированного центра, который помогает ориентироваться в классической головоломке.

Для 4*4*4 возможны около 7,4*1045 позиции элементов. Поэтому его назвали «месть Рубика» или Мастер Кубик.

Дополнительные обозначения внутренних слоев:

  • f – внутренний фронтальный;
  • b – внутренний задний;
  • r – внутренний правый;
  • l – внутренний левый.

Варианты сборки: послойно, от углов или приведением к виду 3*3*3. Последний способ наиболее популярен. Сначала на каждой грани собирается по четыре центральных элемента. Потом подгоняются реберные пары и, наконец, выставляются углы.

  • Собирая центральные элементы, надо помнить, какие цвета противопоставлены попарно. Алгоритм, чтобы менять местами элементы из средней четверки: (Rr) U (Rr)’ U (Rr) U2 (Rr)’ U2.
  • При сборке ребер вращаются только внешние грани. Алгоритмы: (Ll)’ U’ R U (Ll); (Ll)’ U’ R2 U (Ll); (Ll)’ U’ R’ U (Ll); (Rr) U L U’ (Rr)’; (Rr) U L2 U’ (Rr)’; (Rr) U L’ U’ (Rr)’. В большинстве случаев ребра можно собрать интуитивно. Когда остается всего два реберных элемента: (Dd) R F’ U R’ F (Dd)’ – чтобы установить их рядом, U F’ L F’ L’ F U’ – чтобы поменять местами.
  • Далее применяются формулы кубика 3*3*3 для перестановки и вращения углов.

Сложные случаи, которые требуют особенного решения, – паритеты. Их формулы не решают задачу, а выбивают элементы из тупиковой ситуации, приводя головоломку в вид, решаемый стандартными алгоритмами.

  • Два соседних реберных элемента в неправильной ориентации: r2 B2 U2 l U2 r’ U2 r U2 F2 r F2 l’ B2 r2.
  • Противопоставленные пары реберных элементов в неправильной ориентации: r2 U2 r2 (Uu)2 r2 u2.
  • Пары реберных элементов, стоящих углом друг к другу, в неправильной ориентации: F’ U’ F r2 U2 r2 (Uu)2 r2 u2 F’ U F.
  • Углы последнего слоя не на своем месте: r2 U2 r2 (Uu)2 r2 u2.

Быстрая сборка головоломки 5х5

Сборка заключается в приведении к классическому виду. Сначала собирается 9 центральных фрагментов на каждой шапке и по три реберных элемента. Последний этап – расстановка углов.

Дополнительные обозначения:

  • u – внутренняя верхняя грань;
  • d – внутренняя нижняя грань;
  • e – внутренняя грань между верней и нижней;
  • (две грани в скобках) – одновременный поворот.

Сборка центральных элементов проще, чем в предыдущем случае, так как есть жестко закрепленные цветовые пары.

  • На первом этапе сложности могут возникнуть, если нужно поменять местами элементы на соседних гранях. Если они разделены одним реберным элементом: (Rr) U (Rr)’ U (Rr) U2 (Rr)’. Если они находятся на внутренних центральных слоях: (Rr)’ F’ (Ll)’ (Rr) U (Rr) U’ (Ll) (Rr)’.
  • Совмещение реберных элементов интуитивно понятно, оно не затрагивает собранные центры: (Ll)’ U L’ U’ (Ll); (Ll)’ U L2 U’ (Ll); (Rr) U’ R U (Rr)’; (Rr) U’ R2 U (Rr)’. Сложность представляет только сборка последних двух ребер.

Формулы для паритетов:

  • поменять местами элементы в слоях u и d на ребрах одной грани: (Dd) R F’ U R’ F (Dd)’;
  • поменять местами реберные элементы, расположенные в среднем слое на одной грани: (Uu)2 (Rr)2 F2 u2 F2 (Rr)2 (Uu)2;
  • развернуть эти элементы на своих местах, то есть флипнуть: e R F’ U R’ F e’;
  • развернуть на месте реберный элемент среднего слоя: (Rr)2 B2 U2 (Ll) U2 (Rr)’ U2 (Rr) U2 F2 (Rr) F2 (Ll)’ B2 (Rr)2;
  • поменять местами элементы в боковом слое на одной грани: (Ll)’ U2 (Ll)’ U2 F2 (Ll)’ F2 (Rr) U2 (Rr)’ U2 (Ll)2;
  • флипнуть одновременно три реберных элемента на своем месте: F’ L’ F U’ или U F’ L.

Последняя задача – расстановка углов по принципу классического куба.

Разработаны специальные приемы для облегчения этой задачи. Один из популярных в среде спидкуберов метод old Pochmann.

Сборка производится не послойно, а по группам элементов: сначала все ребра, потом углы.

Ребро RU – буферное. Применяя специальные алгоритмы, кубик, занимающий эту позицию, перемещают на свое место. Элемент, заменивший его в позиции RU, опять перемещают и так далее, пока все ребра не окажутся на своих местах. То же самое проделывают с углами. Особенность алгоритмов для сборки вслепую в том, что они позволяют переместить элемент, не перемешивая остальные.

Австралиец Феликс Земдегс дважды обновил мировой рекорд по сборке классического кубика Рубика в 2018 г. В начале года зафиксировано лучшее время 4,6 секунды, в мае головоломка решена за 4, 22 секунды.

22-летнему спортсмену принадлежит еще несколько действующих рекордов 2015 – 2017:

  • 4x4x4 – 19.36 секунд;
  • 5x5x5 – 38.52 секунд;
  • 6x6x6 – 1:20.03 минут;
  • 7x7x7 – 2:06.73 минут;
  • мегаминкс – 34.60 секунд;
  • одной рукой – 6.88 секунд.

Рекорд робота, зафиксированный в Книге рекордов Гиннесса, – 0,637 секунды. Уже существует действующая модель, способная собрать кубик за 0.38 секунды. Ее разработчики – американцы Бен Кац и Джаред Ди Карло.