Малоподвижные игры. "игры для хорошего настроения" малоподвижные игры для детей дошкольного возраста Игры малой подвижности для школьников спортивные

Эти игры направлены на развития ребенка как всестороннюю личность. Они предназначены для детей старшего и подготовительного возраста. Данные игры могут быть задействованы в непосредственной образовательной деятельности.

«Найди пару»

Цель: развивает навыки классифицирования и сортировки, зрительно-двигательную координацию, моторику рук, мыслительные навыки.

На стол выкладывают предметы, которые сочетаются друг с другом по каким-либо признакам. Перемешивают их. Детям предлагается взять любой предмет и найти к нему пару, а также объяснить, потом почему он считает эти предметы парными.

Собираются различные предметы, которые сочетаются друг с другом (карандаши, бумага, носок и ботинок, замок и ключ и т.д.). Раскладывают предметы на столе и перемешивают. Детей усаживают либо, деля на команды, либо в парах за стол, или по одному.

Взрослый выбирает любой предмет и просит ребенка найти ему пару (или ребенок выбирает предмет самостоятельно). Если ребенок находит пару, ее откладывают в сторону.

Берут следующий предмет и повторяют тоже самое. Игра продолжается до тех пор, пока все предметы не будут собраны по парам. Вместо предметов можно использовать картинки с предметами.

Интерактивные технологии : работа в парах, хоровод, цепочка.

«Как живешь?»

Цель: развивать у детей умения правильно описывать движения и проговаривать одновременно, мыслительные навыки, координацию движения.

Выбирается ведущий. Ребенок показывает движения, а остальные дети повторяют за ним. Игру можно усложнить разделить детей на команды и под руководством взрослого команды выполняют движения. Во время игры можно включить негромкую музыку.

Как живешь? Вот так!

Показать большие пальцы обе их рук, направленные вверх.

Как идешь? - Вот так!

Маршировать.

Как бежишь? - Вот так?

Бег на месте.

Ночью спишь? - Вот так!

Ладони соединить и поло жить на них голову (щекой)

Как берешь? - Вот так!

Прижать ладонь к себе.

А даешь? - Вот так!

Выставить ладошку вперед.

Как шалишь? - Вот так!

Надуть щеки и кулачками мягко ударить по ним.

Как грозишь? - Вот так!

Погрозить пальцем вперед, или друг другу.

Интерактивные технологии : работа в малых группах (тройках), «хоровод», «цепочка», «карусель».

«Скажи наоборот»

Цель: учить быстро, находить слова противоположные по значению, развивать память, умственные способности. Пополнять словарный запас ребенка.

Дети стоят по кругу, бросают и ловят мяч с названием слов-антонимов.

аккуратный - неряшливый
белый - черный
бледнеть - краснеть
блестеть - мерцать
близкий - далекий
богач - бедняк
большой - маленький
быстрый - медленный
верный - ошибочный
веселый - грустный, печальный, скучный
ветреный - безветренный
ветхий - новый
вопрос - ответ
восход - закат
высокий - низкий
гасить - зажигать
гладкий - шершавый
гласный - согласный
глубокий - мелкий
говорить - молчать
город - село, деревня
горький - сладкий
горячий - холодный
греть - охлаждать
грязь - чистота
делать - бездельничать
день - ночь
добро - зло
друг - враг
жара - холод и т.д.

Интерактивные технологии : «хоровод», «интервью», «цепочка».

«Челночок»

Цель: Развивать физические качества, коллективизм, умение действовать по сигналу

Пройти нужно так чтобы не задеть ворота, дети держат друг друга за руки.

Все играющие встают парами лицом друг к другу и берутся за руки - это ворота. Дети из последней пары проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними идет следующая пара.

Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка», «карусель», «работа в парах»

«Колобок»

Цель: упражнять детей в координации и ориентировке в пространстве при выполнении разных заданий, развивать слуховое внимание через игру.

Мяч для этой игры может быть любого размера. Покидать свое место игрокам нельзя. Участники становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. В центре круга - водящий. Игроки один другому ногами передают мяч, а водящий старается перехватить его. Они могут плавно перекатывать мяч, отбивать, делать обманные движения. Нельзя только брать его в руки. А водящий может поступать как угодно; задержать мяч ногой, рукой, выбить за круг, достаточно даже слегка прикоснуться к нему.

Если водящему удастся задержать мяч, он становится на место того игрока, от которого к нему попал мяч.

Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель».

«ЩУКА»

Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности, обучение элементам пантомимы.

Игра проводится с мячом. Дети стоят по кругу. Выбирается Щука. Она выходит на середину круга.

Мимо леса мимо дач,

Плыл по речке

красный мяч.

Увидала щука: -

Что это за штука?

Хвать, хвать.

Не поймать.

Мячик вынырнул опять.

Выходи, тебе водить!

На первые четыре строки стихотворения дети перекатывают мяч от одного к другому через центр круга (мимо Щуки). На пятую строку стихотворения мяч перекатывается Щуке, которая берет мяч, произнося текст шестой строки, и как бы разглядывает мяч.

На первые три строки второй строфы стихотворения Щука ударяет мячом об пол, произнося этот текст, на четвертую строку она перекатывает мяч снова детям, которые продолжают перекатывать его снова от одного к другому через середину. Тот ребенок, на которого пришлись слова «Тебе водить», выходит с мячом в середину. Он становится Щукой. Игра повторяется.

Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка», «карусель».\

«Кто ушел?»

Цель: Развивать внимательность, сообразительность. Умение быстро найти недостающего.

Запрещается подглядывать, можно назначить ведущего ребенка.

Дети строятся в круг. Водящий встает в центре круга и закрывает глаза. Педагог дотрагивается до одного из играющих, стоящих в круге, и он тихо выходит из зала. Педагог разрешает водящему открыть глаза и спрашивает у него: «Отгадай, кто ушел?» Если водящий отгадал, то он встает в круг и выбирает другого водящего. Если не отгадал, то снова закрывает глаза, а выходивший из зала занимает своё прежнее место в кругу. Водящий, открыв глаза, должен назвать его.

Интерактивные технологии

«Летает -не летает»

Цель: Развивать координацию, внимание, умение работать в коллективе.

Тот, кто неправильно поднял руки, считается проигравшим

Дети идут в колонне по одному. Педагог называет различные предметы. Если предмет летает, например самолет, птица, то дети должны поднять в стороны руки и взмахнуть ими, как крыльями, если предмет не летает, то они не должны поднимать рук.

Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка», «карусель».

«Хоровод»

Цель: Развивать навык действовать по сигналу или под музыку, координацию движений. Внимательно слушать задания педагога. Ведущего можно выбрать ребенка с помощью считалки.

Играющие образуют два круга, один внутри другого, и берутся за руки. По сигналу педагога они начинают движение в заданную сторону (ходьба или медленный бег). Можно предложить ритмическую ходьбу под песню или музыкальное сопровождение:

«хоровод», «Ручеек»

Совершенствовать умение действовать по сигналу, развивать координацию движений. Нельзя размыкать руки.

Дети идут в колонне по двое. По команде педагога «Ручеёк» дети останавливаются, берутся за руки и поднимают руки вверх. Каждая пара, начиная с последней, одна за другой пробегает внутри (под руками) и становится впереди, поднимая руки вверх.

Интерактивные технологии «хоровод», «цепочка», «карусель», «работа в парах».

"Холодно горячо"

Цель: Развивать слуховые качества, физические качества.

Запрещается подглядывать, когда ведущий прячет предмет.

Водящий выходит из зала, дети прячут предмет. После этого водящий входит и ищет предмет. А дети ходят за ним и говорят:

холодно…тепло,…горячо…помогая найти спрятанный предмет.

Интерактивные технологии : «хоровод».

"Водяной"

Цель: Развивать координацию движений, слух, физические качества.

Дедушка - Водяной!

Что сидишь ты под водой?

Выйди, выйди хоть на час.

Угадай кого из нас!

Запрещается подглядывать. Можно усложнить игру - выбрать 2 водяного

Дети стоят в кругу, водяной в центре. Дети идут по кругу и говорят слова, после слов: - выйди, выйди... водяной идет с закрытыми глазами, руки вперед, кого заденет, того и угадывает.

Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка».

«Шмель»

Цель: упражнять детей в координации и ориентировке в пространстве при выполнении разных заданий. Развивать слуховое внимание через игру.

Мяч откатывать только руками; нельзя ловить, задерживать мяч.

Играющие сидят по кругу. Внутри круга по земле перекатывается мяч. Играющие руками откатывают его от себя, стараясь осалить другого (попасть в ноги). Тот, кого коснулся мяч (ужаленный), поворачивается спиной к центру круга и в игре не участвует, пока не будет осален другой ребенок. Тогда он вступает в игру, а вновь ужаленный поворачивается спиной в круг.

Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка».

Цель: развивать координацию, внимание, умение работать в коллективе.

Водящему не открывать глаза, пока не назовет позвавшего. В это время всем соблюдать тишину.

«Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты,…(имя), отгадай,

Кто позвал тебя, узнай».

Ведущий закрывает глаза. Дети идут по кругу, водящий стоит в середине круга. С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель показывает на кого-нибудь из играющих.

Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка», «карусель».

«Топор»

Цель: развивать физические качества, коллективизм, умение действовать по сигналу.

Ведущему нельзя показывать, кому он дал предмет.

Взял Егор в углу топор,

С топором пошел во двор.

Стал Егор чинить забор,

Потерял Егор топор.

Вот и ищет до сих пор,

Поищи и ты топор!

Ведущий (сначала взрослый) прячет в ладонях одного из играющих маленький предмет (топорик). Стихотворение произносят хором. Тот из играющих, на кого пришлось слово топор, идет его искать

Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель».

«Найдите различия»

Цель: развивать внимание, память, умение действовать по сигналу.

Ведущий должен определить, что изменилось у игроков. Тот, у кого он нашел больше всего изменений, и будет водить.

Все садятся в круг. Для игры нужно, чтобы играющие внимательно осмотрели друг друга. Когда ведущий выходит из комнаты, участники должны произвести небольшие перемены в своем облике: заколоть волосы, забинтовать палец, расстегнуть пуговицу.

Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка», «карусель».

Цель: развивать слуховые качества, физические качества.

Дети образуют круг. Водящий встает в центре круга и закрывает глаза. Не держась за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и говорят:

Мы собрались в ровный круг,

Повернемся разом вдруг,

А как скажем «Скок-скок-скок»,

Слова «скок-скок-скок» произносит один из детей по указанию воспитателя. Водящий должен узнать, кто сказал эти слова. Если он отгадал, он встает на место произносившего слова. Если водящий не узнал голос, игра повторяется, а дети идут по кругу в другую сторону.

Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка», «карусель».

«Статуи»

Цель: развивать координацию движений, слух, физические качества, умение играть по правилам.

Нужно кидать мяч прямо в руки. Внимательно слушать ведущего.

Эту игру лучше играть большим мячом. Игроки становятся по кругу и перебрасывают мяч друг другу руками. Кто не поймает мяч, получает наказание: продолжает игру, стоя на одной ноге. Если в такой позе ему удается поймать мяч, то наказание снимается; он становится на обе ноги. Если же совершается еще одна ошибка, игрок становится на одно колено. При третьей ошибке он опускается на оба колена. Если в этом положении игрок поймает мяч, ему прощаются все наказания, и он продолжает игру, стоя на обеих ногах. А если постигнет неудача, придется выбыть из игры.

Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка», «карусель».

«Чем все закончилось»

Цель: развивать память, умственные способности. Пополнять словарный запас ребенка.

В игре используется сказочный сюжет. Прочитайте начало сюжета и попросите продолжить его. Осенним солнечным днем отправились зайчонок и ежонок в лес по грибы. Зайчонок поднял красивый березовый лист и увидел гриб. «Я нашел гриб в красной шапке!» - радостно закричал он. Ежонок посмотрел на гриб и сказал….

Интерактивные технологии : работа в малых группах (тройках),«цепочка», «карусель»,

«аквариум», «большой круг»

Цель малоподвижных игр - снижение физической на­ грузки, т.е. постепенный пе­ реход от возбужденного состоя­ ния к спокойному.

К особенностям малоподвиж­ ных игр относятся следующие: способ организации детей (круг, врассыпную, шеренга и др.), дви­жения, которые включаются в иг­ ру, методика (выбор и самой игры, и места ее проведения, подготовка к игре, сбор детей, объяснение хо­ да и правил игры, ее проведение, завершение), темп (медленный), количество повторений движений (3-6 раз). Эти игры не требуют подробного объяснения правил: педагог показывает движение сам или выбирает для этого кого-либо из детей.

Игры малой подвижности спо­ собствуют развитию памяти, сооб разительности и наблюдательнос­ ти, координации движений и быст­ роты реакции, ориентировки в про­ странстве и двигательных умений. Кроме того, они доставляют детям удовольствие, создают хорошее на­ строение, что немаловажно.

Игры малой подвижности про­ водятся со всеми детьми одновре­ менно на физкультурном занятии (в третьей его части), досугах и праздниках, дневной и вечерней прогулках, в процессе физкуль­ турных минуток и физкультур­ ных пауз, самостоятельной двига­ тельной деятельности детей.

Предлагаемые игры не требуют большого пространства. Они до­ ступны в любую погоду и в любое время года. В них с удовольстви­ ем играют и младшие дошкольни­ ки (с помощью воспитателя), и старшие (самостоятельно).

«Ты медведя не буди!»

Дети образуют круг, взявшись за руки. Хороводом идут по кругу вместе с педагогом, который про­износит текст.

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег.

(Поворачиваются в обратную сторону, идут хороводом.)

И под елкой снег, снег,

И на елке снег, снег.

(Идут к центру круга.)

А под елкой спит медведь.

Тише, тише! Не буди,

Сядь на место, не шуми!

(Присаживаются на корточки.)

«Воздушный шар»

Дети образуют круг, взявшись по кругу.

С мамой в магазин ходили,

Шар воздушный там купили.

Будем шарик надувать,

Будем с шариком играть.

(Останавливаются, поворачива­ ются лицом в центр круга, держат­ ся за руки, выполняют «пружинку».)

Шар воздушный, надувайся!

Шар воздушный, раздувайся!

(Идут назад маленькими шага­ ми - надувают шар.)

Надувайся большой

Да не лопайся!

(Хлопают в ладоши.)

Шар воздушный улетел,

Да за дерево задел

И... лопнул!

Поднимают руки, покачивают ими из стороны в сторону; затем ставят руки на пояс, медленно при­ седают, произнося: «Ш-ш-ш-ш».

«Котик к печке подошел»

Дети образуют круг, взявшись за руки. Вместе с педагогом идут по кругу.

Котик к печке подошел,

Котик к печке подошел.

Горшок каши он нашел,

Горшок каши там нашел.

(Идут по кругу в другую сторо­ ну, взявшись за руки.)

А на печке калачи,

Ох, вкусны и горячи!

(Останавливаются, поворачи­ ваются лицом к центру круга, хло­ пают в ладоши.)

Пироги в печи пекутся

(выполняют наклон вперед, руки вперед, ладони вверх),

Они в руки не даются.

(Выпрямляются, прячут руки за спину.)

«Шел король по лесу»

Дети становятся в круг, взяв­ шись за руки.

Шел король по лесу,

По лесу, по лесу.

(Ходьба по кругу.)

Нашел себе принцессу,

Принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем.

(Прыжки на двух ногах на месте.)

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем.

(Выбрасывают прямые ноги вперед.)

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем.

(Хлопают в ладоши.)

И ножками потопаем,

Потопаем, потопаем.

(Топают ногами на месте.)

«Тишина»

Дети идут в обход площадки в колонне по одному.

Тишина у пруда,

Не колышется вода,

Не шумят камыши.

Засыпайте, малыши.

На последние слова останавлива­ ются, приседают, наклоняют голо­ ву и закрывают глаза на 10 секун

«Ровным кругом»

Дети, взявшись за руки, рит­ мично идут по кругу, читая сти­ хотворение.

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

С окончанием слов останавлива­ ются и повторяют движение, ко­ торое показывает воспитатель, например поворачиваются, накло­ няются, приседают и т.п.

Играющие стоят по кругу; во­ дящий выходит в середину, закры­ вает глаза.

Дети идут по кругу, читая сти­хотворение.

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты, Алеша (Наташа), отгадай,

Кто позвал тебя, узнай.

С окончанием слов дети оста­ навливаются. Воспитатель пока­ зывает на кого-нибудь из играю­ щих. Тот называет водящего по имени. Водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто его позвал. Если отгадывает - от­ крывает глаза и меняется с ним местами. Если ошибается - снова закрывает глаза. Игра повторя­ ется. Дети идут по кругу в дру­ гую сторону.

«Угадай, что делали»

Воспитатель выбирает водящего , который отходит от детей на расстояние 8-10 шагов и пова рачивается к ним спиной. Он дол жен отгадать, что делают осталь ные играющие. Дети договариваются, какое действие будут изоб ражать. По команде воспитателя, «Пора!» отгадывающий поворач ивается, подходит к играющим говорит:

Здравствуйте, дети!

Где вы бывали?

Что вы видали?

Дети отвечают:

Что мы видели - не скажем,

А что делали - покажем.

Дети изображают какое-ни будь действие, например играют на гармони, скачут на лошади и т.д. Водящий отгадывает. Ее он ошибается, то проигрывав Дети говорят, что они делали, придумывают новое действ Водящий отгадывает снова. За тем на его место выбирается другой ребенок, и игра повторя ется.

«Съедобное-несъедобное

Дети стоят в кругу. Водящий говорит задуманное им слово и бросает мяч одному из детей, ли задумано что-нибудь съедобное (фрукты, овощи, сладости молоко и др.), то ребенок, кото рому бросили мяч, должен поймать его («съесть»). Если слово обозначает что-нибудь несъедоб ное, мяч ловить нельзя. Pe 6 e нок, не справившийся с задана становится водящим, и игра по вторяется.

«Летает - не летает»

Дети садятся или становиться полукругом. Ведущий называет различные предметы. Если это то что летает, дети поднимают руки вверх или в стороны; если то, не летает, опускают руки. Водя щий может сознательно ошибить ся в движениях, многие, подражая ему, тоже могут ошибаться. Задача детей - удержаться и не допустить тить ошибки.

«Колечко»

Дети стоят в кругу, а водящий внутри круга. В ладонях он держит колечко, которое незаметно пыта­ ется передать кому-то из детей: ла­ дошками, сложенными лодочкой, по очереди раскрывает ладошки детей. Дети внимательно следят за действиями водящего и своих то­варищей. Тот, кому досталось ко­ лечко, не должен выдать себя.

По сигналу водящего: «Колеч­ ко, колечко, выйди на крылечко!» - ребенок с колечком выбегает в центр круга и становится водя­ щим. Если дети заметили у него колечко до сигнала, то не пускают в круг. Тогда игру продолжает прежний водящий.

«Давайте вместе с нами!»

Дети стоят врассыпную. Воспи­ татель вместе с детьми произно­ сит текст и показывает движения.

Давайте вместе с нами

(поднимают руки в стороны)

Потопаем ногами

(топают ногами, стоя на месте),

Похлопаем в ладоши

(хлопают в ладоши).

Сегодня день хороший!

(Поднимают прямые руки вверх - в стороны.)

«Низко-высоко»

Дети стоят по кругу.

Взрослый. Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут: широкие, низкие, высокие, тонкие... Я ска­жу: высокие - поднимайте руки вверх; низкие - приседайте и руки опускайте; широкие - делайте круг шире; тонкие - делайте круг уже.

Игра пойдет веселее, если взрос­ лый будет стараться запутать детей.

«Это я!»

Воспитатель показывает де­ тям, как надо выполнять движе­ ния, выразительно произносит текст. Дети выполняют движе­ ния, подражая взрослому.

Это глазки. Вот! Вот!

(Показывают сначала левый, потом правый глаз.)

Это ушки. Вот! Вот!

(Берутся сначала за левое ухо, потом за правое.)

Это нос! Это рот!

(Левой рукой показывают рот, правой нос.)

Там спинка! Тут живот!

(Левую ладошку кладут на спи­ну, правую на живот.)

Это ручки! Хлоп, хлоп!

(Протягивают обе руки, два ра­ за хлопают.)

Это ножки! Топ, топ!

(Кладут ладони на бедра, два раза топают.)

Ой, устали! Вытрем лоб.

(Правой ладонью проводят по лбу.)

«Делай наоборот!»

Воспитатель показывает движе­ния, дети должны повторить их, но в противоположную сторону. Например, воспитатель наклоня­ется вправо, дети - влево; воспи­ татель делает шаг вперед, дети - шаг назад и т.д.

«Ручки-ножки»

Дети стоят врассыпную по за­ лу. Воспитатель произносит слова текста и показывает движения. Дети выполняют.

Все захлопали в ладоши

Дружнее, веселее!

(Хлопают в ладоши.)

Застучали наши ножки

Громче и быстрее!

(Стучат ногами.)

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише!

(Хлопают по коленкам.)

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше!

(Медленно поднимают руки.)

Завертелись наши ручки

(поворачивают кисти впра­ во-влево),

Снова опустились.

Покружились, покружились

И остановились

(опускают руки).

«Елочка»

Воспитатель предлагает де­ тям встать в круг, выразительно произносит текст и выполняет движения. Дети делают то же.

Наша елочка-краса

(идут по кругу, взявшись за руки)

Поднялась под небеса.

(Останавливаются, тянутся руками вверх.)

Стройная красавица

(опять идут по кругу, взявшись за руки)

Всем ребятам нравится.

(Останавливаются.)

«Запрещенное движение»

Играющие образуют круг. Вос­питатель заранее уславливается с ними, какое движение нельзя де­ лать, например приседать, хло­ пать в ладоши, махать руками. За­ тем под музыку показывает раз­ личные движения, которые дети должны в точности повторить. Чем разнообразнее и забавнее эти движения, тем интереснее игра. Педагог может показать запре­ щенное движение - тот, кто по не­ внимательности повторит его, должен сплясать, спеть или про­ честь стихотворение.

Игру можно усложнить: дого­ вориться о том, что есть два дви­ жения, которые повторять нельзя, а вместо них надо делать другие. Например, когда педагог кладет руку на затылок, дети должны присесть, скрестив ноги, а когда он наклоняется вперед - два раза хлопнуть в ладоши.

«Три, тринадцать, тридцать»

Игроки выбирают водящего, становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Во­ дящий - в середине круга.

Когда игра проводится впер­ вые, желательно, чтобы водящим был педагог.

Педагог объясняет: «Если я ска­ жу: три, все разводят руки в сто­ роны; если тринадцать - ставят руки на пояс; если тридцать - поднимают руки» (можно вы­ брать любые движения).

Педагог быстро называет то од­ но, то другое движение. Ребенок, допустивший ошибку, садится на пол. Когда останутся один- два игрока, игра заканчивается. Оставшиеся – победители.

«Вершки и корешки»

Дети образуют круг или ше­ ренгу. В центре круга или перед шеренгой стоит взрослый (водя­ щий) с большим мячом в руках (игру может вести кто-нибудь из детей). Водящий бросает мяч, называя какой-нибудь овощ, а де­ ти ловят мяч, называют съедоб­ ную часть и бросают мяч водя­ щему.

Водящий. Баклажаны.

1-й ребенок. Вершки.

Водящий. Редька.

2-й ребенок. Корешки.

Водящий. Капуста.

3-й ребенок. Вершки.

Водящий. Картофель.

4-й ребенок. Корешки.

Водящий. Клубника.

5-й ребенок. Вершки.

Водящий. Чеснок.

6-й ребенок. Корешки.

Водящий. Огурцы.

7-й ребенок. Вершки.

Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись.

«Ворота»

Дети идут по площадке парами, держась за руки. На сигнал воспи­ тателя «Ворота!» останавливаются и поднимают руки. Последняя пара проходит под воротами и становит­ ся впереди. Игра продолжается.

«Овощи и фрукты»

Дети стоят шеренгой или врас­ сыпную по залу. Педагог называет различные овощи (дети должны быстро присесть) и фрукты (под­ нять руки). Те, кто ошибся, дела­ ют шаг вперед. Побеждают дети, сделавшие меньше ошибок.

«Флюгер»

Играющие встают шеренгой или врассыпную. Воспитатель на зывает стороны света, каждой ответствует определенное действие: север - руки на пояс; юг - руки на голову; восток - руки b верх; запад - руки вниз.

«Зеваки»

Дети идут по кругу друг за дру гом. По сигналу ведущего « C топ!» останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 гра дусов и начинают движение в об ратную сторону. Сделав ошибку выходит из игры.

«Найди и промолчи!»

Дети стоят в шеренге лицом воспитателю. Он предлагав повернуться и закрыть глаза, в это время прячет какой-нибудь предмет. По сигналу дети поворачиваются, открывают глаза и ступают к поискам спрятанного предмета. Тот, кто нашел пре подходит к воспитателю и тихо на ухо говорит, где он его нашел. Если он не ошибся, то отходит в сторону. Игра продолжается до тех по ка все дети не найдут предмет.

«Стоп!»

Все играющие становят< линии, проведенной вдоль с стороны площадки. На противо­ положной стороне кружком (диа­ метр два-три шага) обозначается дом водящего, который стоит спиной к детям и говорит: «Быст­ ро шагай! Смотри не зевай! Стоп!». Пока он говорит, дети шагают вперед. Как только про­изнесет: «Стоп!» - останавлива­ ются. Водящий смотрит: кто не успел замереть на месте и ше­ вельнулся? Называет этих детей - они возвращаются на исходную линию. Затем водящий снова по­ ворачивается спиной к играю­ щим и говорит: «Быстро шагай!». Все продолжают шагать вперед, начиная с того места, где их за­ стал сигнал «Стоп!». Вернувшие­ ся на исходную линию двигаются оттуда. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из детей не подойдет близко к водящему и не встанет в его дом раньше, чем он скажет: «Стоп!». Тот, кому это удастся, становится водящим.

«Кто ушел?»

Дети стоят кругом или полу­ кругом. Педагог предлагает од­ ному ребенку запомнить тех, кто находится рядом (пять-шесть человек), а затем выйти из ком­ наты или отвернуться и закрыть глаза. Кто-то из детей прячется. Воспитатель спрашивает: «От­ гадай, кто ушел?». Если ребе­ нок отгадает, то выбирает кого- нибудь вместо себя. Если оши­ бется, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто пря­ тался, возвращается на свое мес­ то. Отгадывающий должен его назвать.

«Свободное место»

Играющие сидят по кругу. Пе­дагог вызывает двух рядом сидя­ щих, они становятся спиной друг к другу и по сигналу: «Раз, два, три, беги!» - бегут в разные сторо­ ны за кругом, добегают до своего места и садятся. Взрослый и дети отмечают, кто первый занял сво­ бодные места. Затем воспитатель вызывает двух детей, и игра по­вторяется.

«Береги руки!»

Играющие образуют круг, стоя на расстоянии одного шага друг от друга. Педагог выбирает водяще­ го, который встает в середине кру­ га. Дети вытягивают руки вперед ладонями вверх. По сигналу педа­ гога: «Береги руки!» - водящий старается коснуться ладоней од­ ного из играющих. Как только стоящий в кругу заметит, что во­ дящий хочет коснуться его рук, он тотчас прячет их за спину.

Те дети, до ладоней которых во­ дящий все-таки дотронулся, счи­таются проигравшими. Когда бу­ дет двое-трое проигравших, водя­ щий выбирает вместо себя друго­ го (но не из числа проигравших).

«Найди мяч!»

Все играющие встают в круг вплотную друг к другу лицом к центру. Один ребенок (по выбору педагога) становится в центр - это водящий. Играющие держат руки за спиной. Одному из них педагог дает в руки мяч. С этого момента дети начинают переда­ вать его друг другу за спиной. Иг­ рающий, стоящий внутри круга, старается угадать, у кого мяч. Для этого он может попросить любого показать свои руки, сказав ему: «Руки!». Ребенок мгновенно про­тягивает обе руки вперед ладоня­ ми кверху. Тот, у кого оказался мяч или кто уронил его, становит­ ся в центр, а на его место идет во­ дящий.

«Тик-так-тук!»

Дети стоят врассыпную по залу. По сигналу «Тик!» все делают на­ клоны влево-вправо, по сигналу «Так!» останавливаются, а по сиг­ налу «Тук!» подпрыгивают на ме­ сте. Все сигналы повторяются 5- 8 раз. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Последовательность сигна­ лов должна меняться. По оконча­нии игры нужно отметить самого внимательного игрока.

«Хлопки»

Дети свободно двигаются по комнате. На один хлопок веду­ щего они должны подпрыгнуть,

на два - присесть, на три - встать с поднятыми руками (до­ пустимы любые другие вариан­ ты движений).

«Колпак мой треугольный»

Ведущий объясняет правила игры: слова текста постепенно за­ меняются движениями.

Колпак мой треугольный.

Треугольный мой колпак.

А если не треугольный,

То это не мой колпак.

Сначала заменяем слово колпак (показываем место колпака на го­ лове), все остальные слова в текс­те произносим; затем слово мой (показываем рукой на грудь), а ос­ тальные слова, кроме колпак и мой, произносим; потом слово треугольный (показываем руками треугольник). Теперь, произнося текст, заменяем три слова: колпак, мой, треугольный.

Игру можно повторять не­ сколько раз, ускоряя темп.

«Четыре стихии»

Играющие выполняют движе­ ния в соответствии с сигналами: «Земля!» - руки вниз; «Вода!» - руки вперед, «Воздух!» - руки вверх; «Огонь!» - вращать руками в лучезапястных и локтевых сус­тавах. Кто ошибается, считается проигравшим.

«Мяч»

Десять, девять!

(Хлопают в ладоши.)

Восемь, семь!

(Шлепают по коленям.)

Шесть, пять!

(Хлопают.)

Четыре, три!

(Шлепают.)

Два, один!

(Хлопают.)

Мы с мячом играть хотим!

(Закрывают глаза то внутрен­ ней, то внешней стороной ладони.)

Только надо нам узнать {дела­ ют хлопок на каждое слово),

Мяч кто будет догонять.

(Топают на каждое слово, при­ седают.)

Вершки и корешки

Дети стоят по кругу или в шеренге.

В центре круга или перед шеренгой находится воспитатель с большим мячом в руках. Эту игру может вести также кто-то из ребят.

Водящий бросает мяч, называя при этом вершки или корешки. Ребенок ловит мяч и бросает обратно, назвав нужное слово. Например:

Воспитатель. Баклажаны.

Ребенок . Вершки.

Воспитатель . Редька.

Ребенок . Корешки.

Воспитатель . Капуста.

Ребенок . Вершки.

Воспитатель. Картофель.

Ребенок . Корешки.

Воспитатель . Клубника.

Ребенок . Вершки.

Воспитатель . Чеснок.

Ребенок . Корешки.

Воспитатель. Огурцы.

Ребенок . Вершки.

В конце игры отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись.

Ворота

Дети идут по площадке парами, держась за руки. На сигнал воспитателя: «Ворота!» все останавливаются и поднимают руки вверх. Последняя пара проходит под воротами — и становится впереди. Игра продолжается.

Дни недели

В понедельник я купался, (Изображают, как плавают.)

А во вторник рисовал, (Изображают, как рисуют.)

В среду долго умывался, (Изображают, как умываются.)

А в четверг в футбол играл, (Бегут на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгают на месте.)

А в субботу танцевал, (Кружатся на месте.)

В воскресенье торт я кушал, (Изображают, как едят.)

А под вечер отдыхал. (Приседают, сложенные ладони кладут под щеку, глаза закрывают.)

Жучок

Дети образуют круг. В центре круга водящий — жучок. Он сидит на корточках. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

Жучок-паучок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили.

(Играющие подходят к жучку и помогают ему встать на ноги.)

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Жучок танцует, а затем выбирает следующего водящего.

Игра повторяется.

Звериная зарядка

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Раз — присядка, (Приседают.)

Два — прыжок. (Подпрыгивают на двух ногах на месте.)

Это заячья зарядка. (Кладут ладошки на голову — «ушки на макушке».)

А лисята как проснутся, (Кулачками «трут глаза».)

Любят долго потянуться, (Потягиваются с отведением рук.)

Обязательно зевнуть, (Зевают, прикрывая рот ладонью.)

Ну и хвостиком вильнуть. (Выполняют движения бедрами из стороны в сторону.)

А волчата — спинку выгнуть (Наклоняются вперед.)

И легонечко подпрыгнуть. (Прыгают на двух ногах.)

Ну а мишка косолапый, (Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса.)

Широко расставив лапы (Ноги на ширине плеч.)

То одну, то обе вместе, (Переступают с ноги на ногу.)

Долго топчется на месте. (Раскачивают туловище из стороны в сторону.)

А кому зарядки мало —

Начинайте все сначала! (Разводят руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх.)

Как живешь?

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

— Как живешь?

— Вот так! (Показывают большие пальцы.)

— А плывешь?

— Вот так! (Имитируют плавание.)

— Как бежишь?

— Вот так! (Бег на месте.)

— Вдаль глядишь?

— Вот так! (Приставляют к глазам пальцы «биноклем».)

-— Ждешь обед?

— Вот так! (Подпирают щеку кулачком.)

— Машешь вслед?

— Вот так! (Машут руками.)

— Утром спишь?

— Вот так! (Кладут обе руки под щеку.)

— А шалишь?

— Вот так! (Хлопают себя по надутым щекам.)

Летает — не летает

Дети садятся или становятся полукругом.

Ведущий называет предметы. Если предмет летает — дети поднимают руки вверх или в стороны. Если не летает — руки опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, при этом у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания, будут подниматься.

Необходимо своевременно удержаться и не поднимать рук, если назван нелетающий предмет.

Мартышки

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения в соответствии с текстом.

Мы — веселые мартышки.

Мы играем громко слишком.

Мы в ладоши хлопаем, (Хлопают.)

Мы ногами топаем, (Топают.)

Надуваем щечки, (Надувают щеки.)

Скачем на носочках (Подпрыгивают на месте.)

И друг другу даже

Язычки покажем. (Показывают язык.)

Дружно прыгнем к потолку, (Подпрыгивают.)

Пальчик поднесем к виску. (Подносят к виску палец.)

Шире рот откроем, (Открывают рот.)

Гримасы все состроим. (Строят гримасы.)

Как скажу я цифру 3 —

Все с гримасами замри!

Передай мяч

Играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Воспитатель дает одному из ребят мяч. По команде воспитателя: «Начинай!» дети передают мяч по кругу, при этом четко произнося:

Ты беги, веселый мячик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый мячик,

Тот подпрыгивает сам!

Тот, у кого на слово «сам» оказывается мяч, начинает подпрыгивать, а дети сопровождают его прыжки словами: «Раз, два, три!».

Игра повторяется, мяч передается по кругу дальше. Для усложнения игры можно предложить детям, передавая мяч, шагать на месте и проговаривать слова.

Ровным кругом

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, произнося стихотворение:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

С окончанием слов дети останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть и др.

С добрым утром!

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

С добрым утром, глазки! (Указательными пальцами поглаживают веки.)

Вы проснулись? (Соединяют указательный и большой пальцы обеих рук, делают из пальцев «бинокль» и смотрят в него.)

С добрым утром, ушки! (Ладонями поглаживают уши.)

Вы проснулись? (Расставляют пальцы рук, прикладывают растопыренные ладони к ушам.)

С добрым утром, ручки! (Гладят то одну, то другую руку.)

Вы проснулись? (Хлопают в ладоши.)

С добрым утром, ножки! (Гладят коленки.)

Вы проснулись? (Топают ногами.)

С добрым утром, солнце! (Поднимают руки вверх.)

Я проснулся! (Смотрят вверх.)

Солнышко, заборчик, камешки

Дети повторяют движения за взрослым.

Руки подняты вверх, пальцы обеих рук сильно растопырены — это солнышко.

Руки подняты, ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу — это заборчик.

Руки сжаты в кулаки — это камешки.

Шел король по лесу

Дети становятся в круг, берутся за руки и идут по кругу, произнося стихотворение и выполняя движения в соответствии с текстом:

Шел король по лесу,

По лесу, по лесу. (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Нашел себе принцессу,

Принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем. (Прыгают на двух ногах на месте.)

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем. (Выбрасывают прямые ноги вперед.)

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем. (Хлопают в ладоши.)

И ножками потопаем,

Потопаем, потопаем. (Топают ногами на месте.)

Это я

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторя ют движения.

Это глазки. Вот. Вот. (Показывают сначала левый, потом правый глаз.)

Это ушки. Вот. Вот. (Берутся сначала за левое ухо, потом за правое.)

Это нос. Это рот. (Левой рукой показывают нос, правой рот.)

Там спинка. Тут живот. (Левую ладошку кладут на спину, правую на живот.)

Это ручки. Хлоп, хлоп. (Протягивают обе руки, два раза хлопают.)

Это ножки. Топ, топ. (Кладут ладони на бедра, два раза топают.)

Ой, устали. Вытрем лоб. (Правой ладонью проводят по лбу.)

У жирафов

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

У жирафов пятна, пятна,

Пятна, пятнышки везде, (Похлопывают себя по туловищу — ставят пятнышки.)

(Дотрагиваются указательными пальцами

до соответствующих частей тела.)

У слонов есть складки, складки,

Складки, складочки везде: (Пощипывают себя — собирают складки.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, на коленях и носках.

У котяток шерстка, шерстка, шерсточка везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях (Поглаживают себя — разглаживают шерстку.)

Есть на носах, на животах, на коленях и носках. (Дотрагиваются указательными пальцами до соответствующих частей тела.)

А у зебры есть полоски,

Есть полосочки везде: (Проводят ребром руки по корпусу — рисуют полоски.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

(Дотрагиваются указательными пальцами до соответствующих частей тела.)

Будь аккуратным

Дети образуют круг. Воспитатель в произвольном порядке бросает мячик играющим. Поймавший мяч возвращает его, называя предмет, который помогает быть чистым, аккуратным, следить за собой./p>

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.

Подвижные игры для дошкольников

Подвижные игры для младшего дошкольника

Дети младшего дошкольного возраста в игре, как правило, подражают всему, что они видят. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Дети в этом возрасте с удовольствием летают как воробушки, прыгают как зайчики, взмахивают руками как бабочки крылышками. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста несут в себе сюжетный характер.

  • Подвижная игра "Мыши водят хоровод"

Цель: развивать двигательную активность

Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

Мыши водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот —
Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

  • Игра "Солнышко и дождик"

Задачи: научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.

Описание: Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики — это их «дом». После слов воспитателя: «Какая хорошая погода, идите гулять!», ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет: «Дождь пошел, бегите домой!», дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап - кап - кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит: «Идите гулять. Дождь кончился!».

  • Игра "Воробушки и кот"

Задачи: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.

Описание: На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.

Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.

  • Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"

Еще одна игра для детей 3-5 лет про воробушков.

Задачи: приучить детей бегать в разных направлениях, начинать движение или менять его по сигналу ведущего, находить свое место.

Описание: Дети — «воробушки», сидят в своих «гнездышках» (на скамейке). Воспитатель изображает «автомобиль». Как только воспитатель произнесет: «Полетели воробушки на дорожку», дети поднимаются со скамейки и начинают бегать по площадке. По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки!» — «автомобиль» выезжает из «гаража», а дети должны вернуться в «гнезда» (сесть на скамейку). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

  • Игра "Кот и мыши"

Существует множество игр для детей с участниками котами и мышами. Вот одна из них.

Задачи: Эта подвижная игра помогает развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Описание: Дети — «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» — воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

  • Подвижная игра для дошкольников "У медведя во бору"

Задачи: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

Описание: Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

  • Через ручеек (подвижная игра с прыжками)

Задачи: Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.

Описание: На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 — 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга.

Играющие стоят у черты — на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился — намочил ноги, идут сушить их на солнышко — садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

  • Игра "Птички и кошка"

Задачи: Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.

Описание: для игры понадобятся маска кошки и птичек, начерченный большой круг.

Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребенок становится в центре круга (кошка), засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.

  • Игра "Снежинки и ветер"

Задачи: Упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Описание: По сигналу «Ветер!» дети — «снежинки» — бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки»). По сигналу «Нет ветра!» — приседают («снежинки упали на землю»).

    Подвижная игра "Найди себе пару"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.

Описание: Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару», участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.

Все эти подвижные игры можно с успехом использовать для игры в детском саду в группе или на прогулке. Дети разного возраста: от малышей 3-х лет до детей средней группы 4-5 лет с удовольствием играют в них.

  • Подвижные игры для детей 5-7 лет

У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника. В эти игры можно также играть в детском саду.

  • Игра "Медведь и пчелы"

Задачи: упражняться в беге, соблюдать правила игры.

Описание: участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.

    Игра "Горелки"

Задачи: упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

Описание: В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!

Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.

  • Подвижная игра "Два мороза"

Известная многим игра для дошкольников с простыми правилами. Задачи: развивать торможение у детей, умение действовать по сигналу, упражняться в беге.

Описание: На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями. Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.

  • Игра "Хитрая лиса"

Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.

Описание: С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы». Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой».

После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается снова.

  • Игра "Ловля оленей"

Задачи: упражняться в беге в разных направлениях, ловкости.

Описание: Среди участников выбираются два пастуха. Остальные игроки — олени, располагающиеся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего, пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те стараются увернуться от мяча. Олень, в которого мяч попал, считается пойманным и выходит из круга. После нескольких повторений подсчитывает количество пойманных оленей.

    Игра "Удочка"

Задачи: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Описание: участники располагаются по кругу. В центре находится водящий — воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.

  • Игра "Охотники и соколы"

Задачи: упражняться в беге.

Описание: Все участники — соколы, находятся на одной стороне зала. Посередине зала находятся два охотника. Как только воспитатель подаст сигнал: «Соколы, летите!» участники должны перебежать на противоположную сторону зала. Задача охотников поймать (запятнать) как можно больше соколов, прежде чем те успеют пересечь условную линию. Повторить игру 2-3 раза, после чего сменить водящих.

    Игра "Паук и мухи"

Описание: в одном из углов зала кружком обозначается паутина, в которой находится паук — водящий. Все остальные ребята — мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.

    Подвижная игра "Мышеловка"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят:

«Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!
Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»

Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.

Подвижные игры для школьников 7-9, 10-12 лет

Школьники тоже любят играть в игры на переменках или прогулках. Мы подобрали игры, в которые можно играть на прогулках на продленке или на уроках физической культуры в 1-4 классах. Правила игры становятся немного сложнее, но основные задачи игр: тренировка ловкости, реакции, быстроты, общее физическое развитие и умение сотрудничать с ребятами.

Многие подвижные игры универсальны: в них могут играть и мальчики, и девочки. Можно разделить детей на группы девочек и мальчиков или по другому принципу.

    Игра "Бездомный заяц"

Цель: развивать внимательность, мышление, быстроту и выносливость.

Описание: Из всех участников выбираются охотник и бездомный заяц. Оставшиеся игроки — зайцы, чертят каждый себе круг и встают в него. Охотник пытается догнать убегающего бездомного зайца.

Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг. При этом, тот участник, который стоит в этом кругу, должен сразу же убегать, так как теперь он становится бездомным зайцем, и охотник ловит теперь его.

Если охотник зайца поймал, то пойманный становится охотником.

  • Подвижная игра "Ноги от земли"

Задачи: учиться соблюдать правила игры.

Описание: Водящий вместе с другими ребятами ходит по залу. Как только воспитатель произнесет: «Лови!», все участники разбегаются, стараясь взобраться на любое возвышение, где можно поднять ноги над землей. Осалить можно только тех, у кого ноги на земле. По окончании игры подсчитывается количество проигравших и выбирается новый водящий.

    Игра "Пустое место"

Задачи: развивать скорость реакции, ловкость, внимательность, способствовать улучшению беговых навыков.

Описание: участники образуют круг, а водящий располагается за кругом. Дотрагиваясь до плеча одного из игроков, он тем самым вызывает его на соревнования. После этого водящий и тот участник, которого он выбрал, бегут вдоль круга в противоположных направлениях. Тот из них, кто первым займет пустое место, оставленное выбранным игроком, остается в кругу. Оставшийся без места становится водящим.

  • Подвижная игра "Третий лишний"

Задачи: развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма.

Описание: Участники прогуливаются по кругу парами, взявшись за руки. Расстояние между парами 1,5 — 2 метра. Двое водящих, один из которых убегает, другой догоняет. Убегающий игрок в любой момент может встать впереди любой пары. В этом случае, задний игрок пары, перед которой он встал, становится тем, кого догоняют. Если все же игрока удалось догнать и осалить, то водящие меняются ролями.

  • Игра "Перестрелка"

Задачи: развивать ловкость, внимательность, быстроту реакции.

Описание: проводится игра на волейбольной площадке. Отступив на 1,5 метра от лицевой линии внутрь зала, проводится параллельная ей линия, чтобы образовалось нечто вроде коридора. На другой стороне также проводится дополнительная линия.

Участники делятся на две команды, каждая из которых размещается на своей половине площадки от средней линии коридора. В обоих командах необходимо выбрать капитана. Заходить на территорию соперника нельзя. Каждый игрок, у которого оказался мяч, старается попасть им в своего соперника, не заходя при этом за среднюю линию. Засаленный игрок отправляется в плен и находится там до тех пор, пока игроки его команды не перекинут ему в руки мяч. После этого игрок возвращается в команду.

Подвижные игры на прогулке

Гуляя с детьми в детском саду или на продленке в начальной школе, воспитателю нужно чем-то занять детей: отличным решением является организация подвижных игр во время прогулки. Сначала воспитатель знакомит детей с различными играми, а в дальнейшем дети сами, разделяясь на группы, смогут решить, в какую игру они хотят играть. Игры на свежем воздухе оказывают благотворное влияние на развитие детского организма и укрепление иммунитета. И время прогулки летит незаметно.

Перед началом игры воспитателю нужно обратить внимание на состояние игрового поля: нет ли лишних предметов, осколков и всего того, что может помешать детям играть и создаст травмоопасную обстановку — к сожалению, не только на улице, но и на площадке школы или детского сада можно найти много мусора.

  • Игра "Поезд"

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание: Дети строятся в колонну. Первый ребенок в колонне представляет собой паровоз, остальные участники — вагоны. После того, как воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем — быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу - чу - чу!». «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

  • Подвижная игра "Жмурки"

Задачи: воспитание ловкости, выработка умения ориентироваться в пространстве, наблюдательности.

Описание: для проведения игры необходимо свободное пространство. Выбирается водящий, которому завязывают глаза и выводят на середину площадки. Водящего поворачивают несколько раз вокруг собственной оси, после чего он должен поймать любого игрока. Пойманный становится водящим.

  • Игра "День и ночь"

Задачи: упражнять в беге в разных направлениях, действовать по сигналу.

Описание: Все участники делятся на две команды. Одна команда «день», другая — «ночь». Посередине зала чертится линия или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от проведенной линии, спиной друг к другу стоят команды. По команде ведущего, например, «День!» команда с соответствующим названием начинает догонять. Дети из команды «ночь» должны успеть убежать за условную черту, пока их не успели запятнать соперники. Побеждает та команда, которая успеет запятнать большее количество игроков из противоположной команды.

  • Игра "Корзинки"

Задачи: упражнять в беге друг за другом, развивать скорость, быстроту реакции, внимательность.

Описание: Выбираются двое ведущих. Один из них будет ловцом, другой — беглецом. Все оставшиеся участники делятся на пары и берутся за руки, создавая что-то наподобие корзинки. Игроки разбегаются в разные стороны, а ведущие разделяются, ловец пытается догнать беглеца. Беглец должен бегать между парами. Корзинки не должны поймать беглеца, а для этого он называет имена участников корзинки, к которой подбегает.

  • Игра "Хватай, убегай"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Воспитатель находится в центре круга. Кидает мяч ребенку и называет его имя. Этот малыш ловит мяч и кидает его обратно взрослому. Когда же взрослый кидает мяч вверх, все дети должны убежать в «свое» место. Задача взрослого — попытаться попасть в убегающих детей.

В этой статье мы привели 29 подвижных игр с подробным описанием правил игр. Надеемся, что данный материал поможет организовать игры детей в школе на переменах и уроках физической культуры, на прогулке в ДОУ и ГПД.

Составитель : Оксана Геннадьевна Борщ, учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе.

Потемкина Елена Эдуардовна
Картотека «Игры малой подвижности»

Малоподвижная игра «У кого мяч?»

Цель : Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в круг. Упражнять в игре сообща.

Ход игры : Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центр руга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.

Воспитатель дает кому-либо мяч (диаметр 6-8 см, и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит : «Руки!» - и тот, к кому обращаются, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить. Игра повторяется 2-З раза. Игра №2.

Малоподвижная игра «Летает-не летает»

Цель : Развивать у детей умение слушать внимательно, закрепить навык построения в круг.

Ход игры : Дети стоят по кругу, в центре - воспитатель. Он называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает вверх руки. Например, воспитатель говорит : Птица летает, стул летает, самолет летает» и т. д. дети должны поднять руки вверх, если назван летающий предмет

Малоподвижная игра «Затейники.»

Цель : формировать умение идти ровным кругом, совершать игровые действия в соответствии с текстом.

Ход игры : Выбирается водящий - затейник, который встает в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и произносят :

«Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте! дружно вместе

Сделаем вот так.»

дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение, и все должны его повторить. Игра повторяется с другим водящим (3-4 раза) . Игра №4.

Цель : Упражнять детей в построении в круг; ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание

Ход игры : Водящий встает в центр зала и закрывает глаза. Дети образуют круг, не держась за руки, идут по кругу вправо и произносят :

Мы собрались в ровный круг. Повернемся разом вдруг,

А как скажем; «Скок-скок-с кок» , Угадай, чей голоиок.

Слова «скок-скок-скок» произносит один ребенок (по указанию воспитателя) .

Водящий открывает глаза и пытается угадать, кто сказал эти слова. Если он отгадает, этот игрок становится на его место. Если водящий не угадал, то при повторении игры вновь выполняет эту роль. Дети идут по кругу в другую сторону.

Малоподвижная игра «Найди и промолчи»

Цель : Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу.

Развивать качество внимательности

Ход игры : Воспитатель заранее прячет какой-либо предмет и предлагает его найти. Тот, кто увидел, подходит к воспитателю и тихонько говорит. Когда большинство детей справятся с заданием, педагог отмечает тех, кто оказался самый внимательный. Ходьба в колонне по одному. Игра №6.

Малоподвижная игра «Найди предмет»

Цель : развивать у детей выдержку, наблюдательность

Ход игры : дети сидят вдоль стены. Воспитатель показывает детям флажок и говорит, что он его спрячет. Затем воспитатель предлагает детям встать и отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, воспитатель прячет флажок, после чего говорит «пора» . Дети начинают искать спрятанный флажок. Кто первый найдет – тот его прячет. Повторить игру 3-4 раза.

Малоподвижная игра «Что изменилось?»

Цель : Развивать у детей ориентировку в пространстве. Развивать зрительное внимание

Ход игры : Одного из играющих выбирают водящим - это волк. Остальные дети изображают зайцев. На одной стороне зала «зайцы» устраивают себе «домики» (кружки из шнуров или обручи большого диаметра) . В начале «зайцы» находятся в своих «домиках» , «волк» - на другом конце зала «в овраге» ).

Воспитатель произносит :

Зайки скачут, скок, скок, скок,

На зеленый на лужок. Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают

Не идет ли волк.

«Зайцы» выпрыгивают на двух ногах из «домиков» И разбегаются по всему залу (площадке, прыгают на двух ногах, присаживаются, щиплют травку и оглядываются, не идет ли волк. Когда воспитатель произносит последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за «зайцами» , стараясь их поймать (коснуться) . «Зайцы» убегают каждый в свой «домик» . Пойманных «зайцев» «волю отводит В свой «овраг» . Игра возобновляется. После того как будут пойманы 2-3 «зайца» , выбирают другого «волка» .

Малоподвижная игра «Вершки-корешки»

Цель : формировать умение ловить мяч, воспитывать умение слушать.

Ход игры : Дети образуют круг или шеренгу. В центре круга или перед шеренгой стоит взрослый (водящий) с большим мячом в руках (игру может вести кто-нибудь из детей) . Водящий бросает мяч, называя какой-нибудь овощ, а дети ловят мяч, называют съедобную часть и бросают мяч водящему. Водящий. Баклажаны. 1-й ребенок. Вершки. Водящий. Редька. 2-й ребенок. Корешки. Водящий. Капуста. 3-й ребенок. Вершки. Водящий. Картофель . 4-й ребенок. Корешки. Водящий. Клубника. 5-й ребенок. Вершки. Водящий. Чеснок. 6-й ребенок. Корешки. Водящий. Огурцы. 7-й ребенок. Вершки. Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись

Малоподвижная игра «Карусель»

Цель : закреплять умение ходить и бегать по кругу, взявшись за руки, развивать координацию движения

Ход игры : Дети образуют круг, держась за шнур правой рукой, и идут по кругу сначала медленно, потом быстрее и переходят на бег. Движения выполняются в соответствии с текстом, произносимым вслух :

«Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели, А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом!»

После того как дети пробегут 2-3 круга, воспитатель останавливает их и подает сигнал к изменению направления движения. Играющие поворачиваются кругом и, перехватив шнур другой рукой, продолжают выполнять ходьбу и бег. Затем воспитатель вместе с детьми произносит :

«Тише, тише, не спешите! Карусель остановите!

Раз-два, раз-два. Вот и кончилась игра!»

Движение карусели постепенно замедляется. При словах «Вот и кончилась игра!» дети останавливаются, кладут шнур на землю и расходятся по всей площадке.

Малоподвижная игра «Каравай»

Цель : упражнять детей действовать по сигналу, ходить по кругу

Ход игры : Дети образуют круг. Один ребенок стоит в центре круга. Остальные играющие берутся за руки и идут по кругу, произнося :

На Сережин день рожденья

Испекли мы каравай (Идут по кругу.)

Вот такой вышины, (Останавливаются, приподнимаются на носки, одновременно поднимая руки.)

Вот такой низины, (Присаживаются на корточки.)

Вот такой ужины, (Сходятся к центру круга.)

Вот такой ширины. (Отходят назад, расширяя круг.)

«Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай! (Хлопают в ладоши.)

Водящий выбирает любого ребенка на роль водящего. Тот встает в центр круга. Игра повторяется.