Конспект "Мордовские народные игры! Картотека «Игры народов поволжья Национальная мордовская игра петух

Оксана Мальцева

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа , но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур, к их обычаем, нравам.

Игра в любой форме является ведущим видом деятельности дошкольников и поэтому через игру можно добиться многого. А больше всего дети любят, конечно, подвижные игры и , предлагая им игры различных народов , мы тем самым и развиваем интерес к людям разных национальностей.

Я живу в прекрасной Республике Мордовии . Коренные жители моего края - мордва (эрзяне и мокшане) У мордвы , как и у других народов , есть свои национальные игры , которые имеют многовековые традиции. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение.

Национальные мордовские игры тесно связаны с песнями, народными афоризмами и крылатыми выражениями.

Предлагаю Вам коллеги описания нескольких мордовских национальных игр . Возможно, Вы заинтересуетесь ими и предложите их для игр детям в детском саду. Данные игры рекомендованы для детей старшего дошкольного возраста программой «Мы в Мордовии живём »

«В ключи»

(«Панжомнесэ» - эрз., «Пантемаса» - мокш.)

Играющих пять человек. На земле чертится квадрат, по углам дома садятся четыре играющих, а пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает :

Дядя (тётя, у тебя ключи?

Тот отвечает, указывая на соседа :

Вон у дяди (тёти) спроси.

Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует :

Посередине поищи!

Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала.

Правила игры . Меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отхо-дит в середину. Уголок занимает тот, кто первым туда попал. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.

«В курочек»

(«Сараскесэ» - эрз., «Сараскакс» - мокш.)

Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, об-разуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.

Правила игры . Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином бу-дет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.

«Круговой»

(«Мячень кунсема» - эрз., «Топса налхксема» - мокш.)

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто – за кругом. Те, кто остаётся за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удаётся поймать мяч, он старается попасть им в любого ребёнка за кругом. Если ему удаётся, то у него в запасе очко, если промахнётся, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила игры . Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли – не считается. Остальные выходят из круга. Ребёнок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остаётся в кругу.

«Раю – раю»

Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят :

Раю – раю. Пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдёт

И детей проведёт.

В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела) . Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой во-рот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры : Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

Анастасия Осипова
Картотека мордовских народных подвижных игр

«В платочки»

Руцяняса (мокша)

Пацинесэ (эрзя)

«В платочки» играли маленькие девочки и мальчики зимой в избах. В эту игру можно играть и в группе, и в зале. Играющих можно набрать до 10 человек, чтобы водящий мог запомнить их имена. Дети называют себя разными именами : «колокольчики» , «цветок» , зайчик» и т. д. и вслух называют свои имена водящему. Потом завязывают ему глаза платком так, чтобы он ничего не мог видеть. Тот, после произношения какого-нибудь приговора или считалки говорит, что он пойдёт играть, начинает ловить играющих. Когда поймает, должен узнать его – назвать имя, выбранное игроком. Затем водит тот, чьё имя угадано.

Правила игры :

Если водящий долго не может поймать кого-нибудь, то игроки должны подать ему голос. Игроки не должны прятаться друг за другом и не убегать за пределы условленных границ.

Мордовская народная подвижная игра

«В курочек»

Сараскаса (мокша)

Саразкинесэ (эрзя)

«В курочек» играли мальчики и девочки весной и летом. Дети постарше сажали на лужайку в кружок маленьких детей, которые считались «курочками» . У каждого игрока своя «курочка» , только у одного нет. Он ходит по кругу и решает, у кого взять «курочку» . Потом подходит к кому-либо и трогает голову его «курочку» .

«Хозяин» и тот, кто ищет «курочку» , сразу же наперегонки пускаются бежать по кругу. Кто из них прибежит первым, то и становится «хозяином» «курочки» , а оставшийся водит.

Правила игры. Водящий бежит по внутреннему кругу, а «хозяин» «курочки» - по внешнему, но остановиться нужно именно за курочку.

Мордовская народная подвижная игра

«В зайчиков»

«Нумолняса» (мокша)

«Нумолкинесэ» (эрзя)

«В зайчиков» играют весной, летом и осенью мальчики и девочки вместе. Один игрок становится «собачкой» , остальные. - «зайчиками» . «Собачка» отходит в сторону за условленную черту, а «зайчики» разбегаются по всей площадке. «Собачка» начинает ловить «зайчиков» , а они при её приближении садятся на корточки. Пока «зайчики» сидят, их ловить нельзя. Как только они начинают бегать «собачка» устремляется за ними. Кого «собачка» поймает, тот тоже начинает ловить «зайчиков» . Когда все «зайцы» будут пойманы игра начнётся сначала.

Правила игры. Чтобы дети не путали «собачек» и «зайцев» , нужно ребёнку, кто стал «собачкой» крикнуть : «Я тоже собачка» . Или водящий говорит, что тот или та стали «собачками» .

Мордовская народная подвижная игра

«В волков»

«Врьгазкс» (мокша, «верьгизнесэ» (эрзя)

Летом соберутся на улицепять-шесть ма-леньких мальчиков и девочек и говорят : «Да-вайте врьгазкс налхксема!» (Давайте в «вол-ков» играть!»). К, примеру, Петя говорит : «Минь Вася мархта карматма врьгазкс, а

тинь – ломатть» (Мы с Васей будем «волка-ми» , а вы – людьми».

Вася с Петей отходят в сторону и ложатся за куст, а остальные выбирают место для «дома» .

Выбрали место, взяли «серпы» и пошли в поле «жать» . Идут все рядом по лугу, накло-няются и взмахивают руками - «жнут» . При-близились к «волкам» . «Волки выскакивают из-за «куста» и кидаются на «жнецов» (ловят их) . «Жнецы» с криками : «Вай, врьгаст, врьгаст!» (Ой, волки, волки) бегут домой.

«Волки» ловят только одного. Немного пе-реждав, «люди» опять выходят «жать» , «вол-ки» опять начинают их ловить.

Играют до тех пор, пока «волки» не переловят всех «жнецов» .

Правила игры. «Волки» должны прятаться в одном месте.

Мордовская народная подвижная игра

«В ключи»

«Панжемаса» (мокша)

«Панжомнесэ» (эрзя)

В игре могут принимать только 5 человек. Дети садятся по углам комнаты

или на земле вычерченного квадрата, а пятый стоит посредине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает :

Щакай, (щеняй, панжематне тонь кядьсот? (Дядя, (тётя, ключи у тебя)

Тот отвечает, указывает на соседа :

Щаказень (щенязень) кизефтьк. (Дядю, тётю спроси.

Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует :

Кунчкаса вешентть. (Посередине поищи) .

Идущий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают, и меняются местами. Водящий старается занять чьё-либо место. Кто-то опять остаётся без места, и игра возобновляется.

Перебегать можно в любой угол. Если ребёнок долго находится в роли водящего, то он может дотронуться до одного игрока и встать на его место. Этот игрок будет искать «ключи» от дома.

Мордовская народная подвижная игра

«В круги»

«Кругса» (мокша)

«Кругсо» (эрзя)

Игра «В круги» напоминает игру «В сле-пую старуху» . Дети берутся за руки, обра-зуют круг, ходят и приговаривают.

Становися во кружок,

И скорей кого-нибудь

Своей палочкой коснись.

Отвечай поскорей,

Отгадать торопись.

Эти слова адресуются стоящему в центре круга игроку с плотно завязанными глазами. Когда дети кончат приговаривать, они перестают ходить, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы : по головному убору, длине волос и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот, чьё имя будет угадано, становится водящим. Если же игрок не будет узнан, он становится в круг, и игра продолжается.

Правила игры. После каждого узнавания игрока, дети снова становятся в круг, игра начинается сначала.

Мордовская народная подвижная игра

«В ворону»

«Варсинякс» (мокша)

«Варакакс» (эрзя)

Выбирается «ворона» , «наседка» , остальные – «цыплята» . «Цыплята» ходят по лугу за «наседкой» , держась за подол друг друга. Им навстречу выходит ворона» и говорит :

Нарвай, а нарвай,

Дай тейне фкя лефкскяцень.

Вай, варси аф максан, аф максан!

Ну, мон сембе лефкскятнень салсесайне!

Наседка, а наседка,

Дайка мне одного цыплёнка.

Ой, ворона, не дам, не дам!

Ну, я всех цыплят твоих перетаскаю!

И начинает ловить «цыплят» . «Наседка» , раскинув руки, старается не допустить её к «цыплятам» . «Ворона» , делая круги, всё ловит «цыплят» и отводит их в сторону. Когда всех переловит, игра начинается заново.

Правила игры. «Ворона» должна ловить тех цыплят, которые находятся в конце или в середине «очереди» , но не сшибать «наседку» и не просовывать руки под её крылья.

Мордовская народная подвижная игра

«В горшочки»

«Сяканяса» (мокша)

«Чакшинесэ» (эрзя)

В эту игру играют разновозрастные дети. Каждый игрок выбирает себе «горшочек» - маленького мальчика или девочку. Сажают детей в круг, а сами встают за их спинами. Один игрок, тот, который остаётся без «горшочка» (в игре нечётное количество детей, подходит к одному из стоящих детей и спрашивает : «Мисак сяканяцень?» («Продашь горшок?» . Тот отвечает : «Мисан» («Продам» ). После этого они оба дотраги-ваются руками до «горшка» и бегут по кругу в разные стороны. Кто успеет добежать первым до «горшка» и прикоснуться до его головы, тот становится его «хозяином» . Игрок, оставшийся без «горшка» , начинает водить.

Правила игры. Оба игрока бегут по внеш-ней стороне круга. Добежавший обязательно должен становиться за спиной «горшочка» .

Мордовская народная подвижная игра

«В редьку»

«Шапаряксса» (мокша)

«Кшуманнесэ» эзрзя)

Один из игроков выбирается или назначается «стариком» , посеявшим редьку, а все остальные, за исключением одного, друг за другом садятся к нему на колени. Стоять остаётся лишь один. Он подходит к «старику» и говорит :

Атяй, а атяй дай фкя шапаряксцень.

Тонць мес ашеть виде?

Перезе аш.

Ну, таргак фкя.

Дедушка, а дедушка, дай мне одну редьку.

Сам почему не сеял?

Огорода нет.

Ну, вытащи одну.

Водящий берёт одного игрока (из сидящих) и отводит в сторону. Потом опять подходит к «старику» и говорит :

Исяк макссень, ков тиить.

Штайне, нардайне, путыне шрать лангс, сась баяронь пинесь – салазе!

Ну, таргак фкя.

Вчера давал, куда дел?

Ну, вытащи одну.

«старику» и говорит :

Атяй, а атяй, дай фкя шапаряксцень.

Иссяк макссень, колмочесь макссень, ков тиить.

Штайне, нардайне, путыне шрать лангс, сась баяронь пинесь и салазе!

Ну, таргак фкя.

Дедушка, а дедушка, дай одну редьку.

Вчера давал, позавчера давал, куда дел?

Вымыл, вытер, на стол положил, прибежала боярская собака – украла!

Ну, вытащи одну.

Вытаскивает ещё одного игрока, отводит в сторону и опять идёт к «старику» и просит вытащить одну «редьку» . И так до тех пор, пока на коленях у «старика» останется лишь один ребёнок, которого обычно удаётся освободить с большим трудом.

Мордовская народная подвижная игра

«В гусей и волка»

«Мацинякс и врьгазкс» (мокша)

«Галынесэ и вергизекс» (эрзя)

Дети выбирают «хозяина» и «волка» , а остальные становятся «гусями» . «Волк» прячется под «горой» - уходит в сторону. «Гуси» с «хозяином» находятся «дома» , а потом отправляются в «поле» или на «луг» щипать травку. «Волк» замечает «гусей» и начинает подкрадываться к ним. «Хозяин» в это время кричит :

Мацинят, куду сада. Врьгазсь ащи пандонять ала. (Гуси-лебеди, домой, серый волк под горой) .

«Гуси» его спрашивают :

Месенди тоса врьгазсь? (Что там делает волк)

Хозяин отвечает :

Тол крьвястсь, тинь ёратядязь рястамс. Врьгазть эзда ласькода эсь прянянтень ванфтода! (Костёр развёл, вас жарить собирается. Как хотите, убегите, но себя поберегите.)

После этого «гуси» бегут «домой» , а «волк» начинает их ловить. Когда он всех гусей переловит игра начинается сначала.

Правила игры. При продолжении игры «волком» становится или первый пойманный «гусь» , или последний, как договорятся играющие.

Ещё по теме

Игры Тюшти

Мир сегодня стремится к глобализации, в финансовом экстазе сливаются экономические системы, размываются границы между странами. И процесс этот неумолим. Но главная задача любого народа - в этой интернациональной плавильне не потерять своего лица, сохранить язык и богатство традиций, обычаев и обрядов, систему ценностей и социальных связей и передать следующему поколению все великолепие национальной культуры. Ведь мир прекрасен, когда он раскрашен разными красками.

~~~~~~~~~~~



Директор клуба «Возрождение финно-угорских воинских игрищ «Тюштя» Павел МИГУНОВ рассказал журналисту «ВС», почему так важно сегодня заниматься реконструкцией мордовской национальной борьбы и финно-угорских состязательных традиций.

Возродить мордовские игрища

Тюштя - герой мордовского эпоса, чем-то напоминающий древнегреческого Геракла, - рассказывает Павел Мигунов. - Тюштя научил мордву многим ремеслам, основал государство. Когда настала пора защищаться от врагов, он собрал людей и научил их воинскому искусству. Для всех мужчин он провел первые испытания: те, кто забежит за ним на высокую гору, станут ушманами, то есть воинами. Среди воинов устраивались состязания, и те, кто выигрывал их, назначались ушмандеями - военачальниками. После победы над врагом устраивались игры (по-мордовски «налхксемат»), на которых молодые парни соревновались в борьбе и мастерстве владения оружием, мерились силой и готовили себя к будущим сражениям. Это и были «Тюштянь налхксемат» - игры Тюшти.

Раньше мордовские игрища проходили через неделю после Троицы. Женщины водили хороводы, мужчины состязались. Внутри праздника проходил кулачный бой, борьба или бой стенка на стенку, то есть все навыки периодически отрабатывались, и каждый человек параллельно своей основной специальности был воином. И сейчас надо так же. Если мы не будем это пропагандировать, нация потихонечку затухнет. Вот именно такие игрища я стараюсь устраивать в мордовских сёлах во время каких-нибудь праздников. Ведь раньше на праздниках не было зрителей, все участвовали в мероприятии. Сейчас же наоборот: артист выступает, люди стоят и смотрят. В народном празднике главное - эмоционально себя проявить, неважно, насколько хорошо ты поёшь или танцуешь. При этом взрослый человек получит массу впечатлений. В памяти ребёнка понятие о народных традициях отложится как светлый образ. Вот это, я считаю, и есть самый оптимальный путь сохранения народных традиций. Даже изучение родного языка, которое порой проходит из-под палки, по-моему, не играет такой роли, как соблюдение традиций. Люди должны получать удовольствие от народных праздников, прикосновения к традициям, тогда всё будет хорошо.


Нужен единый национальный праздник

У каждого народа есть свой традиционный набор состязаний. Например, бег с коромыслами входит в татарский «Сабантуй», но это не значит, что у других народов не было таких состязаний, просто у татар это вошло в традицию, а у других народов - нет. Кстати, «Сабантуй» - общероссийский праздник. А вот у мордвы, которая по всей России рассеяна, единого национального праздника нет. Надо сделать единый мордовский национальный праздник. Если он войдёт в жизнь людей и будет как-то рекламироваться, то, скорее всего, и люди будут приезжать сюда из разных регионов, может, внесут в одежду что-то национальное. Нужно начинать с камерных мероприятий, но чтобы они были в каждом районе. Например, в Ардатовском районе, где Урусово, сделать, например День валенка. Пусть люди бегают, борются в валенках и т.д. С одной стороны - это поддержит ремесло, с другой - станет изюминкой района, привлечёт гостей, будет социальной рекламой. Главное - всё правильно организовать.

Был бы единый национальный праздник - к нам приезжали бы гости, проводились соревнования, мероприятия. Это стало бы двигать вперёд национальную культуру, не дало бы ей угаснуть. Вообще чем больше проводится мероприятий, тем больше у людей интереса. Приведу такой пример. В этом году у нас очень плодотворной получилась работа с Мордовским обществом глухих. Оказалось, они очень организованные люди, слушают своих кураторов. Летом, когда был чемпионат по плаванию среди глухих, спортсмены из разных стран приняли участие в мордовских национальных играх. Они стреляли из лука, метали нож, топор, копьё, тянули палку, поднимали бревно… Всё проходило в Подлесной Тавле, где дом-музей Ромашкина. Там очень красиво, тем более можно отведать блюда национальной кухни. Все остались очень довольны. Это и есть продвижение бренда Мордовии.

Павел Мигунов


Уроки физкультуры - в этностиле

Сейчас при каждом общеобразовательном учреждении есть так называемая малышкина школа, где детей готовят к 1 классу, учат писать, читать, считать. Думаю, можно было бы при каждой малышкиной школе сделать еще занятие по физкультуре, основанное на национальных традициях. Это была бы хорошая, полноценная подготовка к школе. К тому же это и для здоровья полезно. Раньше все дети играли на улице, бегали, домой заходили лишь с наступлением вечера, когда темнело. А сейчас дети больше сидят за компьютером. Это же неправильно. Дети должны двигаться, тогда не будет лишнего веса, да и проблем со здоровьем станет гораздо меньше.

На данный момент разработана и методика преподавания. Хорошее направление - урок физкультуры в этностиле. Пока, например, в 19-й гимназии я провожу мастер-классы. Все видят, что инвентарь для занятий самый простой: доска, палка, верёвочка. Больших вложений не требуется. Дети очень хорошо реагируют на такие занятия, позже руководство школы решит, нужны ли им такие уроки.


Выработать привычку к спорту

Сейчас я занимаюсь с маленькими детками - у меня группа дошкольников и группа, состоящая из младших школьников, 1-2 классы. Мы даём возможность сильным ребятам себя реализовать, а слабеньким - лучше подготовиться к школе. Занятия проходят на Химмаше, в ФОКе. Прийти к нам может каждый, сначала посмотреть, что это, а потом решить, стоит ли этим заниматься. Дошкольники занимаются два раза в неделю, школьники - три. Изучая народные принципы, я пришел к выводу: присутствие родителей на занятиях снимает излишнее напряжение. Обычно родителей изгоняют - в школе, детском саду, спортзале, а я их, наоборот, привожу. Мы проводим тренировки семьей. В результате дети становятся и физически, и психологически крепкими.

Любой ребёнок может включиться в деятельность, понятно, что кто-то сильнее, кто-то слабее. Это жизнь. Допустим, приходит ко мне группа маленьких детей, с 3 до 6 лет. Один выиграл пару поединков - радуется, потом проиграл - и тут такие слёзы! Горе! Но ведь это нормально, что в поединке человек может и выиграть, и проиграть. Это школа жизни. Из каждого события надо извлечь пользу. Выиграл - порадуйся, проиграл - задумайся, что нужно сделать, чтобы выиграть в следующий раз. Так что в итоге получается, что в проигрыше никого нет. Ведь мы подготавливаем таким образом ребёнка к школе, к жизни. Проигрыш - это повод для размышлений и дальнейших действий. Подобным образом нужно относиться к любому отрицательному событию.

К тому же потом ребёнок может заниматься любым видом спорта - баскетболом, волейболом, футболом или единоборствами. Наша методика позволяет заниматься с дошкольниками, развивать их, и уже к 1-2 классам для большинства детей можно выбрать специализацию. Другие могут просто приходить заниматься. Главное - выработать привычку к занятиям спортом. На мой взгляд, каждый ребёнок, особенно младшего возраста, должен проводить в спортзале 1-2 часа в день. Дети привыкнут заниматься спортом и получать удовольствие от движения. В более взрослом возрасте трудно начинать заниматься спортом, дети уже привыкают к сидячему образу жизни, и особенно к компьютеру.


Комплекс состязаний для народных праздников

Для праздников есть определённый комплекс состязаний. Все они доступны и не оставляют никого равнодушным.

1. Метание в мишень ножа, топора, копья на точность.

2. Стрельба из лука на точность.

Данные состязания являются реконструкцией. Нож, топор, копье и лук являлись основным набором вооружения финно-угорских воинов и охотников. Состязание на меткость позволяет привить интерес молодого поколения к истории.

3. Перетягивание палки.

4. Перетягивание хватом за кисть или палец, стоя на пеньках.

Состязания ввиду простоты и азартности позволяют проводить их на любой площадке и в любое время без подготовки для любых возрастных групп.


5. Поднимание бревна на количество.

6. Бросание деревянного шара или гири на дальность.

7. Бросание бревна на дальность.

Данные состязания проводились между сильными мужчинами и являлись популярными, так как позволяли мужчинам проявить свою силу и достойно выглядеть среди своих сверстников и односельчан.

8. Бег в гору на скорость.

Этот вид состязания взят из мордовского национального эпоса «Масторава». Эпический князь Тюштя набирал воинов, заставляя мужчин забегать на высокую гору.

9. Бой мешками.

Такие бои проводились среди самых маленьких и являлись предварительным этапом для последующего участия в поединках в более старшем возрасте.


10. Мордовская национальная борьба «Тюштянь тюрема».

Этот вид борьбы является объединением традиционных видов поединков в различных областях проживания мордвы. За основу создания объединенного единоборства послужили такие традиционные состязания, как кулачные бои в Белинском районе Пензенской области, борьба на поясах на празднике «Акша келу» в Зубово-Полянском районе, вольная борьба на празднике «Игрища» в Большеигнатовском районе, традиции рукопашных поединков в Дубенском районе Мордовии.

Мордовская борьба - это борьба в мордовской рубахе. Сейчас она, конечно, стилизованная, но приспособлена для борьбы, из крепкого материала. Это захват, он предполагает определенный набор приемов. Захват позволяет сделать рывок, то есть применять приемы самбо и дзюдо. Но отличие в том, что народная борьба никогда не велась в положении лежа: как только произошли бросок или сваливание - борьба останавливается. Победитель определяется так: кто сверху, тот и победил - в этом особенность. Неважно - в каком положении человек внизу - на спине, на боку, на животе. Надо хорошо положить противника и сделать это два раза.

11. Игра в мяч.

Командная игра. Состав команды от 5 до 10 человек. Мордовская игра в мяч напоминает «ручной мяч» или «регби». Цель игры: забить мяч в ворота (высота 1 метр, ширина 1,5 метра). Особенность игры - силовая борьба всех участников.

Дописточник фото: Мордовский культурный центр


Урок №1 Тема: Введение
Урок №1 Тема: Введение
Тема: Мордовская народная игра «Котел», «Круговой».

Цели : Формировать знания и представления, учащихся о правилах

Подвижных игр;

Познакомить с особенностями Мордовских народных игр;

Развивать быстроту реакции, скорости, воспитывать внимательность,

Умение уважать мнение товарищей.

Оборудование: гладкая палка длиной 50-60 см. и диаметром 2,5 см.,

Маленькие мячи.

Ход занятия.

I. Орг. момент.







III. Разучивание игр.


  1. Вступительное слово учителя.
- Мордовия расположена в центре Восточно-Европейской равнины. Коренное население – мордва (эрзя и мокша). Культура мордвы связана непосредственно с крестьянским трудом. Игры мордвы, как составная часть ее культуры, явились своеобразной формой отражения этого труда с помощью специального изобразительного языка. Сюда входили пантомима, ритмические песни, драматический диалог. Детская игра проста. Ребенок в игровой форме изображал труд взрослых. Большое место в играх занимали образы птиц и зверей («В курочек», «В журавлей», «В белочек» и т.д.)

2. Игра «Котел»(Котелсо налксема)

Описание: В земле роется яма (диаметр-50 см.) . Вокруг нее роют небольшие ямочки 10-12 штук, которые можно закрыть ступней или пяткой. В руках у играющих по круглой, гладкой палке длиной 50-60 см., диаметром 2.5 см. Ведущий с расстояния 2-3 метра кидает небольшой мяч в яму-котел. Играющие должны выбить оттуда мяч. Вылетевший из котла мяч берет ведущий и снова бросает его в котел. Играющие мешают палками попаданию мяча в яму. Если мяч попал в котел, то играющие должны сделать переход от одной маленькой ямочки к другой, при этом и ведущий старается занять ямку. Кому не досталось ямки, тот водит. Игра продолжается.

Правила игры: играющие выбивают мяч, не сходя с места. Переходить от ямки к ямке можно лишь тогда, когда мяч попал в котел.

Дети повторяют игру 3-4 раза.


  1. Игра «Круговой» (Мячень кунсема)
Описание: играющие чертят большой круг, делятся на 2 команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удалось, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила игры: Мяч можно ловить лишь с воздуха. Осаленные мячом дети выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.

Дети играют 3-5 раз.

IV. Подведение итогов.

Упражнения на восстановление дыхания. Повторение понравившихся малоподвижных игр.

Урок № 18

Тема урока : Северо-Осетинская народная игра «Борьба за флажки».

Цель урока : Познакомить учащихся с правилами игры, разучить игру «Борьба за флажки», развивать быстроту, ловкость. Воспитывать командных игроков.

Оборудование: флажки.

Ход урока.

I. Организация учащихся.

II. Выход на площадку.

III. Разминка.

Вспомним, как тикают часики. (Дети делают наклоны в стороны, приговаривая: тик – так, тик- так).

А теперь мы лесорубы. (Дети сцепливают кисти рук в замок, делают наклоны, приговаривая: ух, ух).

Мы - лётчики. (Учащиеся ставят руки в стороны и, делая вращательные движения, приговаривают у-у-у-у).

IV. Разучивание игры «Борьба за флажки».

А. Вступительная беседа.

Сегодня мы познакомимся с играми замечательного народа: сильного, гордого, трудолюбивого. Это народ Северной Осетии. Осетины живут в горах и занимаются скотоводством. Они отличные чабаны. (Чабан - овечий пастух). Чабаны очень много ходят, т.к. им нужно передвигаться за отарой овец. Им нужны очень сильные и крепкие ноги. Наша игра поможет укрепить ноги.

Б. Сообщение темы урока.

Сегодня мы разучим игру « Борьба за флажки».

В.Знакомство с правилами игры.

В игре участвуют две команды. Количество игроков может быть любым, но равным в обеих командах. У каждой команды имеется флажок, который устанавливается на видном месте и охраняется одним из игроков. Остальные члены команды делятся на защитников и нападающих. Цель игры завладеть флажком противника, сохранив свой. В процессе игры разрешается передавать флажок другому играющему, убегать с флажком.

Правила игры. Начинать игру надо по сигналу, в борьбе за флажок нельзя допускать грубых действий.

Г. Повторение правил игры. Разучивание игры, корректирование, исправление ошибок.

Д. Проигрывание игры 2-3 раза.

V. Подвижные игры на воздухе по выбору детей.

VI. Итоги урока . Домашнее задание: выучить правила игры «Борьба за флажки».

Урок № 19

Тема урока : Чувашская народная игра «Рыбаки».

Цель урока : Познакомить учащихся с правилами игры, повторить игру «Борьба за флажки», развивать быстроту, ловкость, меткость. Воспитывать дружбу.

Ход урока.

I. Организация учащихся.

II. Выход на площадку.

III. Разминка с хлопками в ладоши.

1). 1-2 .Поднимаясь на носках, руки дугами наружу, хлопок над головой

3-4- Исходное положение.

2).1- наклон влево, руки вверх, хлопок правой рукой по левой ноге,

2- исходное положение.

3).1. Наклон вперёд, руки назад, хлопок под коленом

2. Исходное положение.

4). Подскоки с хлопками ладонями спереди и сзади.

IV. Разучивание игры «Рыбаки».

А. Сообщение темы урока.

Какое сейчас время года? (Зима) Сегодня мы поиграем в игру, в которую желательно играть зимой, когда много снега. Это игра « Рыбаки». Чувашии её называют «Пула».

Б. Вступительная беседа.

Чем занимаются рыбаки? Какими они должны быть? Какую рыбу ловят в северных морях?

На площадке вытаптывают в снегу две линии на расстоянии 10-15 метров друг от друга. По считалки выбирается водящий- акула. Остальные игроки делятся на две команды и становятся лицом друг к другу за противоположными линиями. По сигналу играющие перебегают с одной стороны на другую. В это время акула салит перебегающих. Объявляется счет осаленных из каждой команды.

Правила игры. Перебежка начинается по сигналу. Проигрывает команда, в которой осалено условленное число игроков, например, пять. Осаленные не выбывают из игры.

Г. Повторение правил игры. Проигрывание игры 2-3 раза. Исправление ошибок, корректирование правил игры.

V. Повторение Северо - Осетинской народной игры «Рыбаки».

VI. Итоги урока . Понравилась ли вам игра? Что развивает эта игра? Чему она нас учит?

VII. Домашнее задание: рассказать правила игры знакомым, разучить игру.

Урок № 20

Тема урока : Игры народов Сибири и Дальнего Востока. «Льдинки, ветер и мороз».

Цель урока : Познакомить учащихся с играми народов Сибири и Дальнего Востока, разучить игру «Льдинки, ветер и мороз», развивать быстроту реакции, ловкость. Воспитывать коллективизм.

Ход урока.

I. Организация учащихся.

II. Выход на площадку.

III. Разминка.

Комплекс № 1.

Первое упражнение «Потягушки».

И. п. – ноги на ширине плеч, ладони за голову, локти вперёд.

1-2 – Отвести локти назад, туловище выпрямить. 3- 4- Вернуться в исходное положение.

Второе упражнение – «Бантики».

И. п.- ноги на ширине плеч, руки за спиной. 1- Повернуть туловище налево.2- То же направо не останавливаясь в и. п.

Третье упражнение- «Кукла».

И. п.- основная стойка. 1-4 повернуться на360 градусов через левое плечо, переступая прямыми ногами. 5-8- То же через левое плечо.

Четвёртое упражнение- «Ветер елочки качает».

И. п.- ноги на ширине плеч. Руки в стороны. 1-2 –Наклоны влево. 3-4- То же вправо, не останавливаясь в и. п.

Пятое упражнение – «Большие птицы летят».

И. п. – основная стойка. 1- Руки вверх, подняться на носках. 2 – Вернуться в исходное положение.

Шестое упражнение – «Попрыгунчики- воробушки».

И. п. – руки на пояс. Прыжки на месте на двух ногах с переходом на ходьбу.

IV. Разучивание игры «Льдинки, ветер и мороз».

А. Сообщение темы урока.

Сегодня мы познакомимся с играми народов Сибири и Дальнего Востока. Разучим игру «Льдинки, ветер и мороз»,

Б. Вступительная беседа.

Сибирь и Дальний Восток, северные районы нашей страны. Климат в тех местах суровый, зимы холодные. Поэтому в названии игры есть зимние слова.

В. Знакомство с правилами игры.

Играющие встают лицом друг к другу в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

Дзинь, дзинь…

Делают хлопок на каждое слово, сначала в свои ладони, затем в ладони с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто и с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер» или «Мороз». В игру желательно включать разные движения: поскоки, лёгкий бег, боковой галоп.

Г. Проигрывание игры 2-3 раза. Уточнение правил игры.

V. Свободные игры на воздухе.

VI. Итоги урока . Домашнее задание: повторить правила игры «Льдинки, ветер и мороз».

Урок №30

Тема: Эстафета «Вызов номеров»

Цели: научить ведению мяча, быстро реагировать на сигналы, воспитание

Ответственности перед командой.

Инвентарь: кегли, мячи.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Построение и выход на спортивную площадку.






III. Эстафета «Вызов номеров»

Содержание: участники делятся на 2 команды. Каждая команда рассчитывается по очереди и становится в колонну. Перед колонной расставляются 5-6 кеглей на расстоянии 1м. одна от другой. Водящий выборочно называет номера, и вызванные игроки начинают ведение мяча, обводя кеглю зигзагом. Последнюю кеглю следует обежать кругом и таким же образом возвратиться обратно.

Правила: выигрывает команда, которая уронит меньше кеглей.

ОМУ : ведение мяча возможно правой и левой рукой.

Эстафета проводится 2-3 раза, используя все номера.

IV. Игра «Веселые старты»


  • Передача мяча над головой

  • Передача мяча под ногами




V. Подведение итогов.

Урок № 31

Тема: Эстафета по кругу.

Цели:

Инвентарь : гимнастические обручи.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Построение и выход на спортивную площадку.

II. Комплекс общеразвивающих упражнений. ОРУ №3 (с обручем)


  • И.п. – основная стойка в центре лежащего на полу обруча. 1 – присесть, развести руки, взять обруч; 2 – встать, поднять обруч вверх, потянуться; 3 – присесть и положить обруч на пол; 4 – вернуться в И.п. приседая делать выдох, вставая – вдох.

  • И.п. – стойка ноги вместе, обруч над головой. 1 – отставляя правую ногу на носок в сторону, наклон вправо; 2 – вернуться в И.п.; 3-4 – то же в левую сторону.

  • И.п. – стойка ноги врозь, обруч вертикально за спиной. 1 – поворот туловища налево; 2 – вернуться в И.п.; 3-4 – то же направо. Ноги с места не сдвигать, пятки от пола не отрывать.

  • И.п. – сед ноги врозь, зацепив обруч носками ног и держа его прямыми руками в наклонном положении. Перекат на спину и перекат в И.п.

  • И.п. – стойка ноги вместе. Прыжки с ноги на ногу через обруч, вращая его вперед и назад.
III. Эстафета по кругу «Туннель с зигзагами»

Содержание : участники каждой команды за исключением первых номеров держат свой обруч одной рукой, а обруч соседа – другой рукой, образуя большой круг. Первые номера, стоя рядом со вторыми, начинают зигзагообразно пролезать через все обручи (снаружи – изнутри). Пройдя круг, они становятся на место вторых номеров. Которые повторяют то же, заменяя затем третьего игрока и т. д.

Правила: выигрывает команда, первой выполнившая задание.

IV. Игра «Веселые старты»


  • Передача мяча над головой

  • Передача мяча под ногами

  • Ведение мяча до финиша и обратно руками

  • Прыжки с мячом, зажатым между ног

  • Ведение мяча до финиша и обратно ногами.

  • Переброс мяча друг другу в беге.
V. Подведение итогов

Урок № 32

Тема: Эстафета по кругу.

Цели: развитие ловкости, быстроты реакции, выносливости, умения согласованно действовать в коллективе.

Инвентарь : гимнастические обручи, мячи.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Построение и выход на спортивную площадку.

II. Комплекс общеразвивающих упражнений. ОРУ №1(без предметов).


  • И.п. – основная стойка. 1-2 – руки вверх, подняться на носки и потянуться(вдох); 3-4 – вернуться в исходное положение(выдох).

  • И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – повороты туловища направо, правую руку в сторону; 2 - вернуться в И.п.; 3-4 – тоже в другую сторону. Ноги с места не сдвигать, дыхание равномерное.

  • И.п. – стойка с сомкнутыми носками. 1-2 – глубокий присед, колени вместе, руки вперед (выдох); 3-4 – встать руки вниз (вдох). Приседание выполняется на всей ступне.

  • И.п. – основная стойка. 1 – руки вверх, хлопок над головой (вдох); 2 – руки вниз и наклон вперед хлопок за ногами (выдох). Ноги прямые.

  • И.п. – упор, стоя на коленях. 1 – правая рука в сторону-вверх, поворачивая туловище и голову (вдох); 2 – вернуться в И.п. (выдох); то же в левую сторону. Колени от пола не отрывать.

  • И.п. – стойка ноги вместе, руки на поясе.1 – прыжок ноги врозь; 2 – прыжок ноги вместе. Прыгать мягко, на носках, сохраняя равновесие.

III. Эстафета по кругу « Не урони мяч»

Правила: выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

IV. Игра «Веселые старты»


  • Передача мяча над головой

  • Передача мяча под ногами

  • Ведение мяча до финиша и обратно руками

  • Прыжки с мячом, зажатым между ног

  • Ведение мяча до финиша и обратно ногами.

  • Переброс мяча друг другу в беге.

V. Подведение итогов.

Игра на внимание «Что лишнее?». Награждение победителей.

Урок № 33

Тема: Эстафета с обручем.

Цели: развитие ловкости, быстроты и точности движений; совершенствовать

Технику пользования обручем; воспитывать чувство

Инвентарь: гимнастические обручи, баскетбольные мячи.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Построение и выход на спортивную площадку.

II. Комплекс общеразвивающих упражнений. ОРУ №2(с большим мячом)


  • И.п. – стойка ноги врозь, мяч в руках внизу. 1-2 – поднимая мяч вверх, подняться на носки и потянуться (вдох); 3-4 – вернуться в И.п. (выдох). Движения выполняются прямыми руками, смотреть на мяч.

  • И.п. - стойка ноги врозь, мяч в руках внизу. Поднимая мяч вперед и поворачивая туловище направо, ударить мячом о пол за правой пяткой (выдох) и, поймав его, вернуться в И.п. (вдох); то же в другую сторону. Упражнение выполняется поочередно направо и налево.

  • И.п. – сед на пятках с небольшим наклоном вперед, мяч за головой. 1- выпрямляясь правую ногу в сторону на носок, руки вверх и наклон вправо (вдох); 2 – вернуться в И.п.(выдох); 3-4 – то же в левую сторону.

  • И.п. – стойка ноги вместе, мяч на груди. Бросить мяч вверх и поймать его. Бросок выполняется строго вертикально, полностью разгибая руки.

  • И.п. – руки на поясе, мяч между стопами. Прыжки на месте, удерживая мяч между ногами. Прыгать на носках. Закончить ходьбой.

III. Эстафета с обручем «Переправа в обручах»

Содержание: каждая команда строится в 2 колонны по одному за стартовой линией. В руках у ведущих – гимнастические обручи. По сигналу учителя первые участники каждой команды надевают обруч и бегут 15-20 метров до линии финиша. Первый игрок остается за линией финиша, а второй, не снимая обруч, возвращается и повторяет задание с третьим игроком. Второй игрок также остается за линией финиша, а переправу выполняет третий участник.

Правила: побеждает команда, быстрее закончившая эстафету.

ОМУ: обруч в момент игры должен находиться на талии.

IV. Игра «Веселые старты»



  • Бег парами в обруче



V. Подведение итогов

Упражнения на восстановление дыхания. Подведение итогов эстафеты и игры.

Урок №34

Тема: Эстафета с обручем.

Цели: развитие ловкости, прыгучести быстроты и точности движений;

Совершенствовать технику пользования обручем; воспитывать чувство

Коллективизма, ответственности за себя и команду.

Инвентарь: гимнастические обручи, набивные мячи, баскетбольные мячи.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Построение и выход на спортивную площадку.

II. Комплекс общеразвивающих упражнений. ОРУ №1(без предметов).


  • И.п. – основная стойка. 1-2 – руки вверх, подняться на носки и потянуться(вдох); 3-4 – вернуться в исходное положение(выдох).

  • И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – повороты туловища направо, правую руку в сторону; 2 - вернуться в И.п.; 3-4 – тоже в другую сторону. Ноги с места не сдвигать, дыхание равномерное.

  • И.п. – стойка с сомкнутыми носками. 1-2 – глубокий присед, колени вместе, руки вперед (выдох); 3-4 – встать руки вниз (вдох). Приседание выполняется на всей ступне.

  • И.п. – основная стойка. 1 – руки вверх, хлопок над головой (вдох); 2 – руки вниз и наклон вперед хлопок за ногами (выдох). Ноги прямые.

  • И.п. – упор, стоя на коленях. 1 – правая рука в сторону-вверх, поворачивая туловище и голову (вдох); 2 – вернуться в И.п. (выдох); то же в левую сторону. Колени от пола не отрывать.

  • И.п. – стойка ноги вместе, руки на поясе.1 – прыжок ноги врозь; 2 – прыжок ноги вместе. Прыгать мягко, на носках, сохраняя равновесие.

III. Эстафета с обручем «Стрекоза и муравей»

Содержание : каждая команда построена в колонну по одному, в руках у ведущего – гимнастический обруч. В противоположной стороне площадки в начерченном мелом круге лежат 3-5 набивных мяча. Дистанция от стартовой линии до мячей 15-20 метров. По сигналу учителя первый участник прыжками через вращающийся обруч направляется к мячам, кладет обруч на круг, забирает мячи и бегом возвращается назад, передавая их следующему игроку. Второй участник бегом относит мячи в круг, берет обруч и прыжками через него возвращается назад, передавая обруч третьему участнику и т. Д.

Правила : выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

ОМУ: количество прыжков через обруч оговаривается с учетом дистанции.

IV. Игра «Веселые старты»


  • Прыжки через обруч до финиша и обратно

  • Бег парами в обруче

  • Пробегание через катящийся обруч

  • Верчение обруча на талии в беге

  • Обегание лежащего обруча с мячом, ударяя мячом о землю

V. Подведение итогов

Упражнения на восстановление дыхания. Подведение итогов эстафеты и игры.

Подвижная игра «В ворона»

Действующие лица: Ворон. Клушка. Цыплята.

Клушка гуляет со своими Цыплятами по лугу. Навстречу ей выходит Ворон.

Ворон. Клушка, а клушка, дай тейне лефксцень! (Клушка, а клушка, дай мне цыпленка!)

Клушка. Аф максса, варси, аф максса! (Не дам, ворон, не дам!)

Ворон. Мон тонь шабатнень саласайне! (Я всех твоих деток украду!)

И начинает цыплят по одному вылавливать.

Клушка (защищая цыплят). Варк! Варк!

Ворон (ловя цыплят). Пивь! Пивь!

Когда все цыплята будут выловлены, игра заканчивается.

Подвижная игра «Руцяняса» («В платочки»)

Действующие лица: Бабушка, Дедушка, Платочки.

Участники игры выбирают Бабушку и Дедушку. Бабушка определяет детей в Платочки, окрасив каждый в определенный цвет (на ухо называет цвет). Платочки садятся на пол. Приходит Дедушка и происходит диалог:

Дедушка: Шумбрат, бабакай. (Будь здорова, бабушка!)

Бабушка: Озак, батькай! (Садись, батюшка!)

Дедушка: Маряйне, руцятне улихть? (Слышал, платочки есть у тебя?)

Бабушка: Улихть, да аф рамавихть тейть. (Есть, да не купить их тебе).

Дедушка: Монь кафта сундукт ярмаконе. (У меня два сундука денег.)

Бабушка: Рамайть! (Купи!)

Дедушка покупает платочки, т.е. отгадывает какого цвета платочки. Как только он назовет цвет платочка правильно, платочек тут же убегает от него. Если Дедушка догонит его, то забирает его себе. Иногда платочек побегает-побегает, Дедушка не сможет поймать его. Бабушка тут же «окрасит» его в ругой цвет. Дедушка вновь пытается узнать цвет платочка. Играют до тех пор, пока все платочки не будут куплены.

Подвижная игра «Продажа лаптей»

(другие ее названия:«Кража шапок», «В рыбу»)Для игры надо взять старые, сильно поношенные лапти (это рыба). Вместо них могут быть использованы калоши, рваные головные уборы. Длинную веревку привязать к колышку. С помощью веревки, как циркулем, отчертить круг - «торговый ряд», по периметру которого раскладывается товар, то есть принесенные из дому старые лапти, калоши и прочее.

Выбирается продавец рыбы. Продавец в одной руке держит леща - мягкий изношенный лапоть (атякарь), другой рукой берется за конец веревки. Прохаживаясь по кругу, он приглашает покупателейв «торговые ряды»: «Мишендевихть калхт! Мишендевихть калхт! Подходи – налетай, не скупись – рамак!» («Продается рыба! Продается рыба! Подходи - налетай, не скупись - покупай!»). Игроки с разных сторон подступают к «торговому ряду». Каждый метит взять какую-нибудь вещь. Продавец стремится настичь его и «улещить» лаптем по спине. «Улещенный» становится вместо него, и игра начинается снова. Покупатели стремятся всеми путями не попадать под удар, применяют обманные ходы, отвлекают внимание от остальных игроков. Продавец может ударить покупателя только в тот момент, когда тот наклоняется за рыбой.

Подвижная игра « Ключи от замка»

Четверо садятся по углам дома или начерченного на земле квадрата. Пятый стоит на середине. Подходит к одному, спрашивает: «Дядя (или тетя), ключи у тебя?» Тот показывает на соседа: «Вон иди у дяди (или тети) спроси». Так он обойдет всех четверых. Последний отвечает: «Ищи на середине!»Водящий отходит на середину. В это время все вскакивают на ноги и меняются местами. Водящий стремится быстрее встать вместо кого-то. Кто останется без места, становится искателем «ключей». Игра продолжается дальше.

В журавлей (Каргиняса)

Из числа играющих выбираются "журавлиха" и "старуха". "Старушка" садится в сторону на лужок и начинает вскапывать луг. "Журавлиха" набирает себе "журавлей". Эти "журавли" берутся друг за друга и с криками: "Тур-лур, тур-лур" ходят по лугу. Ходят-ходят и подходят к "старушке". "Журавлиха" спрашивает её:

Бабай, а бабай, мезе тият? -Бабушка, а бабушка,что делаешь?

Лотка шуван. -Ямку копаю.

Лоткть мезенди? -Ямка зачем?

Ярмак вешендян. -Деньги ищу.

Ярмакть мезенди? -Деньги зачем?

Салмокс раман. -Иголку куплю.

Салмоксть мезенди? -Иголка для чего?

Кескав стаян. -Мешок сошью.

Кескавть мезенди? - Мешок для чего?

Кевняняса пяшкодса. -Камешками наполню.

Кевнянятнень мезенди? -Камешки для чего?

Тонь шабатнень пряс. -На голову твоих детей.

Произнося последние слова, "старуха" поднимается и начинает ловить "журавлей". "Журавлиха" , подняв руки и бегая перед "старушкой", защищается. "Журавлята" кричат: "Тур-лур, тур-лур". Когда "старуха" переловит всех "журавлят" , игра начинается вновь.

Правила игры: "Журавлиха" не отталкивает "старуху", а только старается встать перед ней, не дать в этом направлении ходу.

Игра «Карусель»

Развивает ритмичность движений и внимательность.

Дети становятся в круг, при этом держась за обруч или шнур со связанными концами. Задача детей – делать правильные движения, соответствующие словам песенки, которую читает взрослый:

Еле - еле, еле - еле, 1.Савор, савор, саворне,

Закружились карусели, Шары, шары, шоромнесь

А потом, потом, потом, Меле, меле, сиденяста,

Все бегом, бегом, бегом. Шары, шары, шаромнесь.

Тише, тише, не спешите, 2.Сате, сете ласькозня,

Карусель остановите, Лоткак, лоткак, шаромня.

Раз-два, раз-два, Фкя-кафта, фкя-кафта,

Вот и кончилась игра. Лоткась шаромсь шарома.

3. Фкя, кафта, колма, ниле,

Меки шары, шаромнесь.

Сате, сате, ласькозня,

Лоткак, лотка, шаромня.

Фкя, кафта, колма, ниле

И аделась налхксемась.

Пробежав 2 – 3 круга, можно поменять направление и постепенно замедляя движение, закончить игру

Подвижная игра « В курочки»


Играющие (хозяева) сажают в круг малышей (курочек). Каждый хозяин имеет свою курочку, нет ее только у покупателя. Последний ходит по кругу и решает, чью бы курочку взять себе. Потом подходит к хозяину облюбованной им курочки, притрагивается рукой к голове этой курочки и быстро пускается бежать по кругу. Хозяин курочки также бежит по кругу, только в противоположном направлении. Кто раньше прибежит на место, тот становится хозяином, а оставшийся – покупателем.

Подвижная игра « Круговой мяч»

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остаются за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в тех, кто находится в кругу.

Если кому-нибудь в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого игрока за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех игроков, находящихся внутри круга, играющие меняются местами.

Основные правила игры: мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Игрок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в круг у

КАРТОТЕКА

ПОДВИЖНЫХ ИГР МОРДОВСКОГО НАРОДА