Литературная игра для начальных классов «Кто много читает – тот много знает. Игры по литературным произве дениям для младших школьников Литературные игры для детей начальной школы

«Мой ребёнок совсем не любит читать» - жалуются некоторые родители. «А играть он любит?» - спрашиваем мы. Родители удивляются, мол, какая здесь связь? Где игра, а где книга… Совсем рядом, и об этом знают все маленькие читатели Центральной детской библиотеки. Самые младшие, совсем ещё малыши, вместе с мамами, папами и бабушками впервые попадают в библиотечное королевство игр на занятиях Громкие чтения , которые проводятся каждую среду в 12.00 в игровой комнате Растишка. Занятия пользуются огромным успехом у родителей, как из-за своей бесплатности, так и из-за интереса, который они вызывают у их детей. Каждое занятие начинается с увлекательного чтения небольшой, но захватывающей истории, а затем детки рисуют пальчиками, лепят из пластилина персонажей книг, делают простые поделки. А тех, кто пришел в Растишку в любой другой день, ждут говорящие книжки, книжки-малышки, говорилки, шуршалки, а любители активно ползать будут в восторге от тоннеля, сквозь который можно проползти и встретиться с мамой, ждущей с улыбкой у выхода. Также малышей ждет сухой бассейн с горкой и шариками. Стоит добавить, что игровая комната работает с 10 часов утра до 18 вечера, каждый день, кроме воскресенья и понедельника.

А что же ребята постарше? Разве им не во что поиграть? Если вы так думаете, то ошибаетесь! Прямо скажем, для школьников в библиотеке придумано столько игр, что только успевай выбирать! Наверняка вы смотрели зрелищные приключенческие фильмы с лихо закрученными сюжетами и таинственными происшествиями. Если вашему ребенку от 10 до 12 лет, предлагаем ему ненадолго оказаться в роли секретного агента и попробовать себя в нелёгком деле дешифровки. Только у нас в этом нет ничего опасного, а лишь захватывающее и интересное. Игра «Кот в мешке» поможет узнать, какую книгу вам предстоит прочесть в ближайшее время, для этого надо расшифровать текст. Прочитав книгу, можно стать обладателем уникального свидетельства «Читателя-дешифровщика»!

Каждую среду в 15.00 ждем детей на игре «Поле чудес в литературной стране» . У каждого ребенка есть шанс пережить незабываемые минуты своего триумфа, а кто же откажется от возможности крутить барабан, угадывать буквы, слова и получить заветный приз! Не пропустите ближайшие игры, их тематику вы можете посмотреть на Детских страницах «Как стать Великим» сайта МБУК ЦБС в разделе Афиша.

Ну а если вы до сих пор считаете библиотеку тихим и скучным местом, то наверняка ничего не слышали об игре «Литературные фанты» , в которую дети играют в любое время, когда захотят. Достаточно достать заветную коробку, вытянуть свой фант и выполнить задание, которое выпало. Мы играем каждый день, даже если в игре участвуют всего два человека. Нам не помеха дождь, ветер и ненастье - ведь мы играем в Зале энциклопедической и справочной литературы! Мы рисуем, сочиняем, поём и читаем скороговорки, прыгаем на одной ножке и смешим друг друга. Найдётся незабываемое задание и для вашего ребенка и его друзей!

Совсем скоро, в июле, в Центральной детской библиотеке стартует новая игра - «Фабрика историй» . Дети смогут попробовать себя в роли сочинителей историй и собрать из случайных слов предложения, а из них - невероятную, увлекательную историю, уникальную, которой еще никогда на свете не существовало. В игру можно играть как командами, так и вдвоем, можно соревноваться, чья история интереснее, забавнее, необычнее, а можно просто посмеяться и получить удовольствие от общения.

А теперь порадуем подростков, самую капризную и взыскательную категорию читателей. Ничем-то им не угодишь. Это - скучно, это - слишком по-детски, мы уже не маленькие, еще чего - играть предлагают. А мы предлагаем вспомнить знаменитую игру «Мафия». Слышали о такой? Если нет - «погуглите». А потом приходите, лучше всего с компанией друзей, на игру «Магический турнир» , которая проходит в библиотеке каждую пятницу в 15.00. Вам предстоит разоблачить таинственного недруга, властителя темных сил, злодея - Дракона. Каждый игрок окажется в мире, где по сей день царствует магия, а рыцари сражаются с драконами. Какая карта выпадет Вам? Станете ли вы веселым Сатиром, мудрым Сфинксом или быстрым Пегасом? Возможно в ходе игры вас сразит Минотавр или спасет добрый Единорог… В «Магический турнир» можно играть до бесконечности, потому что каждая игра - это новая увлекательная «жизнь» персонажа. Давайте сыграем и узнаем, каков будет исход в вашей игре!

Как все это многообразие игр связано с книгами и чтением? - спросите вы. Тем, кто знает - напомним, а кто не знает - расскажем, что привлечение к чтению через игру - беспроигрышный ход. Ребенок играет в игры, где ему нужно вспоминать литературных героев, а сюжетные ходы и тематика игр заимствуются из художественных произведений. Чтобы победить, например, на «Поле чудес», нужно хорошо знать произведение, которому посвящена игра, или хотя бы в общих чертах помнить его содержание. Игры и викторины сопровождаются ненавязчивыми обзорами книг, увлекательными рассказами и мультфильмами. Мероприятия, посвященные Году кино, позволяют задействовать такой мощный ресурс, как экранизации книг. Игра «Кинорандеву» - яркий тому пример, в нее играют и дети, и взрослые, вспоминая старую добрую советскую киноклассику.

Библиотечная игротека неисчерпаема и многообразна. Любители компьютерных игр попадают в виртуальную «Таинственную паутину» в зале Медиатека. Сторонники игр-бродилок и квестов могут поучаствовать в реальном квесте «Ужасно интересно все то, что неизвестно» , выполнить самые хитроумные задания и найти спрятанный Сундук книжных сокровищ. А какую игру выбираете вы?

Раз, два, три, четыре, пять - выходи играть

Интеллектуальная литературная игра "Самый умный" адресована учащимся 1-4 классов и может быть проведена в рамках Недели литературы в начальных классах. К игре прилагается презентация, которая сделает игру красочной и наглядной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

«САМЫЙ УМНЫЙ»

(среди учащихся 1-4 классов)

Цель:

Популяризация детской литературы.

Задачи:

- расширить кругозор детей;

- воспитывать интерес к литературному творчеству;

В игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании литературных произведений..

Слайд 1

Ведущий: Я приветствую зрителей и участников клуба «Самый умный». Да, да, не удивляйтесь – сегодня все желающие станут участниками интеллектуальной литературной игры «Самый умный». На игровой подиум выйдут все ребята, но по мере прохождения игры в ней останется только несколько участников, которые и поборются за почётное звание «Самый умный».

Вначале – несколько слов о правилах нашей игры.

Игра состоит из 5 раундов. В отборочном раунде участвуют все ребята. В первый раунд пройдут только те, кто правильно ответит на несколько моих вопросов. Таким образом, переходя из раунда в раунд, останется только один участник – «Самый умный». Следить за ходом игры будет строгое жюри.

Хочу напомнить, что все вопросы, которые вы сегодня услышите – из области литературы. Итак, мы начинаем.

ОТБОРОЧНЫЙ РАУНД.

  1. С помощью этого предмета главный герой сказки нашел свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела).
  2. Эта героиня пришла к нам из сказки Г.-Х. Андерсена. Ее имя означает меру длины, равную всего 2,5 см. Как ее зовут? (Дюймовочка).
  3. В какой сказке действуют ожившие фрукты и овощи? («Приключения Чиполлино»).
  4. Игрушка – главный герой книги и мультфильма, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола. (Чебурашка).
  5. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (Игла).
  6. Назовите личный транспорт Бабы-Яги? – Ступа / Помело.
  7. Как звали отца деревянного мальчика, героя известной сказки? – Папа Карло.
  8. Волшебная скатерть, на которой сама появляется еда? – Самобранка.
  9. В какой сказке девочка зимой отправляется за цветами? («Двенадцать месяцев»).
  10. У этого героя на голове зелёный хохолок, подёргав за который можно вдоволь наплакаться. (Чиполлино.)
  11. Как звали девочку-куклу, волосы которой были необычного голубого цвета? (Мальвина)
  12. Героиня этой английской книжки побежала за белым кроликом, а оказалась в необычной стране (Алиса).
  13. Эта героиня не выходила из дома без шапочки (Красная шапочка)

Ведущий: Сейчас жюри назовёт 6 участников сегодняшней игры. Я приглашаю их в центр нашего зала.

I РАУНД - «ВСПОМИНАЙ-КА»

(6 участников)

Ведущий: Ребятам предстоит вообразить себя героями знаменитых сказок. Ну, вообразили, что вы в сказочной стране? Я задаю вопрос по очереди каждому участнику игры, если он не отвечает, ход переходит следующему игроку. В игре останется только 5 участников.

Итак, какие слова надо произнести, чтобы:

  1. Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами? (Сим, Сим, откройся!)
  2. Сварить кашу в волшебном горшочке? ((Раз, два, три, горшочек, вари!)
  3. Исполнить повеление волшебной щуки? (По щучьему веленью, по моему хотенью.)
  4. Вызвать Сивку-бурку? (Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)
  5. Какие слова говорила Машенька из русской народной сказки «Маша и медведь», обращаясь к медведю? (Не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке.)
  6. Благодаря этим словам козлята отворяли дверь своей маме-козе (Козлятушки, ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка. Ваша мама пришла, молочка принесла.)

II РАУНД – «СКАЗОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»

(5 участников)

Ведущий: Итак, осталось 5 участников. Я буду называть каждому участнику вопрос. Он должен на него ответить – отгадать сказочное животное, т. е. героя-животное из сказки (по 3 вопроса каждому)

  1. Пудель Мальвины (Артемон)
  2. Собака доктора Айболита (Авва)
  3. Пёс дяди Фёдора (Шарик)
  4. Черепаха, которая дала Буратино золотой ключик (Тортилла)
  5. Курочка, которая снесла яичко (Ряба)
  6. Друг Чебурашки (крокодил Гена)
  7. Кот из деревни Простоквашино (Матроскин)
  8. Ослик из сказки про Вини-Пуха (Иа-Иа)
  9. Конёк- …(горбунок)
  10. Слепой кот из сказки «Приключения Буратино» (Базилио)
  11. Кошка, которая помогала бабке вытянуть репку (Мурка)
  12. Крыса старухи Шапокляк (Лариска)
  13. Подруга кота Базилио (лиса Алиса)
  14. Кому попала стрела Ивана? (лягушке)
  15. В кого превратился гадкий утёнок? (лебедя)
  16. Кого встретила Красная шапочка в лесу? (волка)
  17. В кого превратился братец Иванушка, выпив водицы из копытца? (в козлёнка)
  18. От кого не удалось уйти Колобку? (от лисы)

Ведущий: Молодцы, ребята! А сейчас жюри объявит 4 участников, которые продолжат борьбу за звание «Самый умный».

III РАУНД – «ВЫБИРАЙ-КА»

(4 участника)

Слайды

Ведущий: Я предлагаю всем участникам обратить внимание на экран. В этом раунде каждому игроку нужно выбрать из предложенных вариантов правильные ответы на мои вопросы. Для этого каждый участник получает 4 карточки с буквами а, б, в, г.

Слайд 2 - 3

  1. Какой персонаж произведения К.И. Чуковского был «умывальников начальник»?

а) Бибигон;

б) Айболит;

в) Бармалей;

г) Мойдодыр.

Слайд 4 - 5

  1. Кто из указанных героев сказки «Приключения Буратино» является куклой из театра Карабаса-Барабаса?

а) Папа Карло;

б) Тортила;

в) Пьеро;

г) Дуремар.

Слайд 6 - 7

  1. За какими цветами мачеха отправила в лес падчерицу в сказке «Двенадцать месяцев»?

а) ландышами;

б) тюльпанами;

в) подснежниками;

г) розами.

Слайд 8 - 9

  1. Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка?

а) одно;

б) два;

в) три;

г) четыре.

Дополнительные задания

Слайд 10 - 11

  1. За что Чиполлино посадили в тюрьму?

а) перешёл улицу на красный свет;

б) дёрнул Вишенку за косичку;

в) наступил на мозоль принцу Лимону;

г) рассказал плохой анекдот.

Слайд 12 - 13

  1. Кого маленькая разбойница дала в помощь девочке Герде в сказке «Снежная королева»?

а) Жар-птицу;

б) северного оленя;

в) Сивку Бурку;

г) Конька-горбунка.

Слайд 14 - 15

  1. Кого обманула лиса в басне Крылова?

а) ворону;

б) стрекозу;

в) волка;

г) мартышку.

Слайд 16 - 17

  1. Кто из персонажей стихотворения А.Л. Барто всё время вздыхал?

а) зайка;

б) мишка;

в) лошадка;

г) бычок.

IV РАУНД - ДЕТЕКТИВНЫЙ

(3 участника)

(звучит музыкальная заставка композитора В. Дашкевича к телефильму «Приключения Шерлока Холмса….)

Ведущий: Вы слышали когда-нибудь эту музыку? Она звучит в детективном фильме «Приключения ….». А вы знаете, что такое детектив? Это жанр литературы, в котором описываются разные преступления и то, как сыщики их раскрывают по самым незначительным деталям, по отпечаткам пальцев и т.д. Вот и сейчас я предлагаю нашим участникам побыть в роли детективов. Объявляю следующий раунд – детективный.

Вам предстоит по описанию определить литературного героя. Ведь у каждого уважающего сыщика есть картотека, в которую он заносит приметы интересующих его людей. Такие приметы есть и у нас. Сейчас каждому участнику по очереди будут предложены приметы, по которым он должен будет определить героя и назвать произведение. Если участник отгадывает героя с первой подсказки он получает 5 баллов, если со 2-ой – 4 б., если с 3-ей – 3 б., с 4-ой – 2 б., с 5-ой – 1 б. Если кто-то из ребят так и не определит литературного героя, то ответ могут дать остальные участники игры.

Слайд 18 - 19

Подсказки:

1. Главная героиня этого произведения неожиданно разбогатела.

2. У неё появилось много друзей, для которых стали устраиваться приемы.

3. Ее попытались похитить, но неожиданно появился молодой смельчак и спас её.

4. Дело кончилось свадьбой.

5. Самым ценным достоянием главной героини был самовар.

Ответ: Муха-Цокотуха. К.И. Чуковский.

Слайд 20 - 21

Подсказки:

  1. Этот герой любит полакомится рыбкой.
  2. Этот герой достался в наследство одному бедному юноше, младшему брату, братья которого получили после смерти отца мельницу и осла.
  3. Нашему герою удалось обмануть короля, великана-людоеда.
  4. Наш герой называл всем своего бедного хозяина как Маркиза де Карабаса.
  5. Первое, что он попросил у бедного юноши – это мешок и сапоги.

Ответ: Кот в сапогах. Ш. Перро.

Слайд 22 - 23

Подсказки:

  1. Его голова набита опилками.
  2. Он любит ходить на дни рождения своих друзей, в гости, а особенно по утрам.
  3. Его увлечение - сочинять вопилки, пыхтелки и сопелки.
  4. Его любимые блюда - варенье и мёд.
  5. Самый большой его друг - Пятачок.

Ответ: Винни-Пух. «Винни-Пух и все, все, все» А. Милн.

V РАУНД - УГАДАЙ-КА

(2 участника)

Ведущий: Остались самые находчивые, и самые знающие участники. Они показали наилучшие результаты. И сейчас самый трудный раунд – финальная игра.

Я прочитаю каждому участник отрывок из литературного произведения, вы должны назвать произведение и его автора.

1. «- Бабушка, почему у вас такие большие руки?

Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.

Бабушка, почему у вас такие большие уши?

Чтобы лучше слышать, дитя мое.» («Красная Шапочка». Шарль Перро)

Слайд 24

2. «Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки туда положили несколько фиалок, а вместо одеяльца – лепесток розы. В эту колыбельку девочку укладывали на ночь, а днём она играла на столе». («Дюймовочка». Г.-Х. Андерсен.)

Слайд 25

ДОПОЛНИТЕЛЬНО.

3. «Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные, брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, он по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем их рассказывал». (Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»)

Слайд 26

Награждение победителя

Ведущий: В заключение нашей игры я хочу напомнить нашим ребятам пословицы. Помните, как в народе говорят:

Учиться никогда не поздно.

Век живи – век учись.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Ведущий: А моя самая любимая пословица такая:

Книгу прочитал – умнее стал.

И действительно, почётное звание «Самый умный» в нашей интеллектуальной игре получил тот, кто много читает! Чтение – вот лучшее учение. Желаю всем остальным ребятам не огорчаться, а читать больше интересных книг!

а а а а

б б б б

Мойдодыр

Кто из указанных героев сказки «Приключения Буратино» является куклой из театра Карабаса-Барабаса? а) Папа Карло; б) Тортила; в) Пьеро; г) Дуремар.

За какими цветами мачеха отправила в лес падчерицу в сказке «Двенадцать месяцев»? а) ландышами; б) тюльпанами; в) подснежниками; г) розами.

Подснежники

Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка? а) одно; б) два; в) три; г) четыре.

4 желания

За что Чиполлино посадили в тюрьму? а) перешёл улицу на красный свет; б) дёрнул Вишенку за косичку; в) наступил на мозоль принцу Лимону; г) рассказал плохой анекдот.

Наступил на мозоль принцу Лимону

Кого маленькая разбойница дала в помощь девочке Герде в сказке «Снежная королева»? а) Жар-птицу; б) северного оленя; в) Сивку Бурку; г) Конька-горбунка.

Северный олень

Кого обманула лиса в басне Крылова? а) ворону; б) стрекозу; в) волка; г) мартышку.

Кто из персонажей стихотворения А.Л. Барто всё время вздыхал? а) зайка; б) мишка; в) лошадка; г) бычок.

Главная героиня этого произведения неожиданно разбогатела. У неё появилось много друзей, для которых стали устраиваться приемы. Ее попытались похитить, но неожиданно появился молодой смельчак и спас её. Дело кончилось свадьбой. Самым ценным достоянием главной героини был самовар.

Муха-Цокотуха

Этот герой любит полакомится рыбкой. Этот герой достался в наследство одному бедному юноше. Нашему герою удалось обмануть короля, великана-людоеда. Наш герой называл всем своего бедного хозяина как Маркиза де Карабаса. Первое, что он попросил у бедного юноши – это мешок и сапоги.

Его голова набита опилками. Он любит ходить на дни рождения своих друзей, в гости, а особенно по утрам. Его увлечение - сочинять вопилки, пыхтелки и сопелки. Его любимые блюда - варенье и мёд. Самый большой его друг - Пятачок.

Винни-Пух

«Красная шапочка» Шарль Перро

Х.-К. Андерсен «Дюймовочка»

Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»


Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.

Игра рассчитана на учащихся 5-6 классов. В качестве часовых и «станционных смотрителей» могут быть учащиеся старших классов. Учащиеся получают опережающее задание: подготовить название команды, девиз, эмблему, соответствующие теме мероприятия; перечитать сказки А.С.Пушкина, басни И.А.Крылова; в качестве домашнего задания подготовить инсценировку басни.

Оборудование: маршрутный лист для каждой команды, пазлы, вещи для «Бюро находок», призы (книги)

Маршрутный лист (выполнен в виде сказочной карты с отмеченным на ней станциями) каждой команде выдается с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции - игра идёт одновременно для всех команд. Например, 1 команда идет по маршруту: Бюро находок - Пазлы-слова - Сказки А.С.Пушкина - Пазлы-иллюстрации - Басни И.А.Крылова - Цифры, 2 команда: Пазлы-слова - Сказки А.С.Пушкина - Пазлы-иллюстрации - Басни И.А.Крылова- Цифры - Бюро находок и т.п.

Учащиеся-болельщики, не принимающие участия в игре, остаются в актовом зале и выполняют следующие задания: готовят иллюстрацию к произведению (задание получают капитаны при жеребьёвке), отвечают на вопросы викторины. Полученные ими баллы суммируются с результатами команды при подведении итогов.

К маршрутному листу прилагается таблица:

Станции могут быть расположены в разных уголках школы: в библиотеке, в начальной школе, в кабинете литературы, в спортивном зале, в музыкальном классе, в актовом зале.

Возле каждой станции стоит часовой и задает каждой команде загадку. После того, как получен правильный ответ, команда попадает на нужную ей станцию. Правильные ответы фиксируются членами жюри в командном маршрутном листе.

Время нахождения на станциях ограничено - 5 минут.

Загадки часовых:

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)

Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут? (Пословицы)

Белое поле, Черное семя, Кто его сеет - Тот и радуется. (Письмо)

Новый дом несу в руке, Дверцы дома - на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (Портфель, книги, тетради)

Короткая фраза, где звуки похожи. Ее мы частенько промолвить не можем. Тренирует нам дикцию, с рифмой бывает. Как называется? Кто отгадает? (Скороговорка)

При подготовке к мероприятию необходимо нарисовать (распечатать) свитки, изготовить пазлы-иллюстрации, пазлы-буквы, подобрать вещи для Бюро находок, продумать оформление всех станций.

ХОД ИГРЫ.

Этап первый. Представление команд (название, девиз. Например, «Крылья» - «Если много ты читаешь, в жизни крылья обретаешь!», «Чародеи» - «Как только палочкой взмахнём, ответ на всё тотчас найдём»)

Капитанам вручают свитки. Они возвращаются к командам, чтобы прочитать и дать ответ. Команда, давшая ответ первой, получает дополнительное очко и возможность выбрать маршрутный лист.

Дорогие мои друзья!

Я попал на необитаемый остров и очень нуждаюсь в вашей помощи. Для того чтобы спасти меня, вы должны пройти нелёгкий путь, продемонстрировать смелость и знания истинных ценителей русского слова, великой литературы.

Тот, кто первый вспомнит моё имя, отправится в это путешествие по самому краткому пути.
(Робинзон Крузо, герой Д.Дефо)

Этап второй. Команды отправляются по разным станциям, чтобы не мешать друг другу решать поставленные задачи. Ответив правильно на вопросы, они получают дальнейшие указания по маршруту.

СТАНЦИЯ 1.

Сложи ПАЗЛЫ

(иллюстрацию к художественному произведению можно распечатать самостоятельно), угадай автора и название книги: Барон Мюхгаузен (Р.Распе), Остров сокровищ (Р.Л.Стивенсон), Гарри Поттер (Джоан Роллинг). За полный правильный ответ (сложенная картинка, название книги, автор) - 3 балла.

СТАНЦИЯ 2.

Блиц-турнир. Команда отвечает на вопросы по сказкам А. С. ПУШКИНА

  1. Сколько лет рыбачил старик?(тридцать лет и три года)
  2. К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи? (Золотому петушку)
  3. За какую плату согласился работать Балда у попа? (за 3 щелчка)
  4. Сколько времени была старуха царицей? (две недели: «вот неделя, другая проходит»)
  5. Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку?(3 раза)
  6. Нa кaкoм oстрoве выстрoил свой двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa? (на острове Буяне)
  7. За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей?(за 3 года)
  8. Какие чудеса были на чудном острове у князя Гвидона? (белка-чудесница, 33 богатыря, царевна-лебедь)
  9. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (солнце, месяц, ветер)
  10. В кого превращался царь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (Комара, муху, шмеля)

За все задания - 10 баллов, за каждый неполный ответ - 0,5 баллов

СТАНЦИЯ 3.

БАСНИ.

Продолжи ставшие крылатыми строки из басен И.А.КРЫЛОВА.

  1. А Васька слушает… (да ест)
  2. А вы, друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь).
  3. Беда, коль пироги начнет печи сапожник… (А сапоги тачать пирожник)
  4. Кукушка хвалит петуха… (За то, что хвалит он кукушку)
  5. Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад… (А Щука тянет в воду)
  6. Наделала синица славы… (а моря не зажгла)
  7. Ты всё пела? Это дело… (Так поди же, попляши!)
  8. Ай, Моська, знать… (она сильна, коль лает на слона)
  9. Недаром говорится… (что дело мастера боится)
  10. Услужливый дурак… (опаснее врага)

За ответы на все вопросы - 10 баллов (за каждый - 1 балл)

СТАНЦИЯ 4.

БЮРО НАХОДОК.

Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки.

  1. Полено (папа Карло, А.Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»)
  2. Азбука (Буратино, А.Толстой «Приключения Буратино…»)
  3. Хрустальный башмачок (Золушка, Г.Х.Андерсен «Золушка»),.
  4. Красная шапочка (Красная шапочка, одноименная сказка Ш.Перро)
  5. Цветок («Цветик-семицветик» В.Катаев)
  6. Восточные башмачки с загнутыми носами (Маленький Мук, одноименная сказка В.Гауфа)
  7. Лампа (Л.Лагин «Старик Хоттабыч»)
  8. Горошина (Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»)
  9. Шляпа (Джоан Роллинг. Гарри Поттер)
  10. Яблоко (мачеха, А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»)

За полный правильный ответ (имя героя, название сказки, имя автора) - 1 балл, за неполный ответ - 0,5 баллов

СТАНЦИЯ 5.

Буквенные ПАЗЛЫ.

Составьте из букв название художественного произведения. Назовите имя автора.

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА (ПУШКИН)

За полный правильный ответ - 2 балла

СТАНЦИЯ 6.

ЦИФРЫ в литературе.

Назовите художественные произведения, в названиях которых есть числа.

За каждый ответ 1 балл. За неполный ответ - 0,5 балла.

Например, сказка «Три поросенка», книги Ж.Верна «40 лье под водой», «80 дней вокруг света», А.Дюма «Три мушкетера».

Этап третий.

Команды сдают жюри маршрутные листы. Подсчитываются очки, сопоставляется время прохождения этапов.
Команды демонстрируют домашнее задание (инсценировку басни, сказки)
Проводится награждение.

Литературная игра для младших школьников

Литературно - интеллектуальная игра для младших школьников «В гостях у Севы Читайкина»

Кряжевских Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 28 г. Йошкар-Олы»
Цель: Развитие любви и интереса к чтению книг.
Задачи: 1. Проверить, как прочитали за лето рекомендательный список книг.
2. Развивать таких качества, как умение рассуждать, делать выводы, оценивать поступки героев; развивать память, внимание.
3. Воспитывать внимание к слову, уважение к авторам книг, умение принимать решение, слушать друг друга, играть командой.
Оборудование: Проектор, экран, компьютер.
Возраст: Игра предназначена для учащихся 2 - 3 классов, будет интересна учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня.

Аннотация:
На лето каждый выпускник первого класса получает рекомендательный список книг для летнего чтения. Это делаю с целью ориентации в многообразии книг, формировании читательского интереса, возможности выбора любимой книги. С другой стороны – появляется обязанность в чтении книг, что важно для тех детей, для кого книга пока не стала другом. Как проверить насколько внимательно дети читали летом? Как сделать это ненавязчиво и интересно? Для этого и предназначена игра. Все задания составлены на основе книг из рекомендательного списка, который привожу в приложении.
Сева Читайкин – герой, который появляется иногда на уроках литературного чтения. Он остроумный, чтение книг – его любимое занятие. Часто он предлагает ученикам сложные, требующие размышлений, вопросы.
Интерактивная игра состоит из пяти категорий:
«Стихи»
«Сказки»
«О животных»
«О детях»
«Детские писатели»
В каждой категории 5 вопросов стоимостью 10, 20, 30, 40, 50 баллов.

Инструкция по применению:
Класс делится на несколько команд. Деление на команды можно провести по жеребьевке, по рядам, по желанию.

На слайде 2 изображено игровое поле. Играющие команды по очереди выбирает категорию и количество баллов. Переход на слайд с вопросом происходит по кнопке с баллами. При правильном ответе команде присуждается соответствующее вопросу количество баллов. Результаты фиксируются на доске.
Каждому вопросу соответствует красочный слайд. Правильные ответы появляются по щелчку. Возврат на игровое поле осуществляется по кнопке в правом нижнем углу.
Сыгравший номер при возврате на игровое поле пропадает.

Игровое поле включает две кнопки с баллами, которые открывают не вопрос, а физкультминутки. В категории "Животные" выбор 10 баллов открывает "Зарядку маленьких зверят" и в категории "Сказки" выбор 20 баллов открывает "Сказочную зарядку". Физкультминутки выполняют все команды, баллы начисляются той команде, которая сделала выбор.
Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов. Необходимо продумать награждение победителям, конфеты - всем участникам.
В конспекте привожу не все слайды, чтобы конспект не был слишком громоздким.

Категория 1. Стихи
10 баллов
Почему я встал у стенки?
У меня... дрожат коленки...
Чего же так боялся мальчик из стихотворения Сергея Михалкова?
Ответ: Мальчик боялся уколов.
20 баллов
Дама сдавала в багаж …
Кто автор этих строк? Что дама сдавала в багаж?
Ответ: Стихотворение С. Я. Маршака
Дама сдавала в багаж …
Диван, чемодан, саквояж,
Корзину, картину, картонку
И маленькую собачонку.

30 баллов

В 1935 году в журнале «Пионер» впервые была опубликована поэма С.Михалкова "Дядя Стёпа". Этот литературный герой был любим всеми детьми. Какой подвиг совершил дядя Степа?

Ответ: Жив, здоров и невредим
Мальчик Вася Бородин.
Дядя Степа в этот раз
Утопающего спас.
40 баллов
Угадай стихотворение и автора
“Мальчик мечтал, чтобы мама купила ему снегиря, ради этого стал послушным и вежливым, перестал обижать девочек, но когда снегирь был ему подарен, засомневался, стоит ли ему и дальше быть примерным мальчиком”.

Ответ: Стихотворение «Снегирь»
50 баллов

Появись лекарство это,
Я купил бы два пакета.
Нет, не два, а целых три.
Нужно, что ни говори.
Вспомните, о каком лекарстве идет речь в стихотворении «Чудесные таблетки»?
Ответ: Лекарство от лени.
Категория 2. Сказки
10 баллов
Героиня какой сказки говорила про себя: «из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена». Кто автор сказки?



Ответ: В. Даль «Девочка Снегурочка»
20 баллов


Сказочная зарядка
В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)
Стоит задом наперёд, (поворот)
В той избушке есть старушка, (наклоны)
Бабушка Яга зовут. (поворот обратно)
Нос крючком, (показать нос)
Глаза большие, (показать глаза)
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят! (руки вверх)
30 баллов

Выражение «Остаться у разбитого корыта» стало крылатым выражением. Когда так говорят? Какое отношение имеет это выражение к А. С. Пушкину?
Ответ: Так говорят про человека, который все потерял, остался ни с чем, как старуха в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
40 баллов
Кому из героев Шарля Перро принадлежат эти вещи: сапоги, хрустальная туфелька, прялка и веретено, корзинка с пирожками, белые камешки?

Ответ: Сапоги – коту из сказки «Кот в сапогах», туфелька – Золушке из одноименной сказки, корзинка – Красной Шапочке, прялка – старушке из сказки «Спящая красавица», камешки – Мальчику-с-пальчику.
50 баллов
Многие литературные герои становятся любимыми для многих поколений читателей. Так произошло и с этим литературным героем. Ему поставлены памятники в Тобольске, Астрахани, Ишиме. Внимательно рассмотри памятники и отгадай героев.

Ответ: Это Конек – Горбунок и Иван.
Категория 3. О животных
10 баллов

Физкультминутка «Зарядка маленьких зверят»
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Рыжим хвостиком вильнуть.
А волчата - спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну а Мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То двумя, то всеми вместе
Долго топчется на месте.
20 баллов
Назовите автора сказки о маленьком храбром мышонке – путешественнике.


Ответ: Виталий Бианки «Мышонок Пик»
30 баллов
Угадай басню. Звучит отрывок из басни в исполнении актера Олега Табакова.
Ответ: Звучит отрывок басни «Кукушка и петух»
40 баллов
К героине какого рассказа В. М. Гаршина подходит пословица «Ум тянет человека вверх, а хвастовство – вниз» Объясните.

Ответ: Пословица подходит к лягушке из сказки В. Гаршина «Лягушка – путешественница». Сообразительность помогла лягушке подняться в небо, а хвастовство, желание прославиться чуть не погубило лягушку.
50 баллов


О ком из животных не говорится в рассказе Г. Скребицкого « Кот Иванович»?
Ответ: В рассказе не говорится о петухе.
Категория 4. О детях
10 баллов

Какое волшебное слово помогло Павлику выполнить желания в рассказе В. Осеевой?
Ответ: Пожалуйста.
20 баллов

В одной сказке четыре злых волшебника решили вернуть себе молодость. Все, что для этого нужно было сделать - найти юных лентяев и воспользоваться растраченным ими временем. Ведь тот, кто впустую тратит время, сам не замечает, как стареет. Кто автор этой поучительной сказки?
Ответ: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
30 баллов

Какое желание Жени из сказки В. Катаева «Цветик- семицветик» считаешь самым важным»?
Ответ: Самым важным было последнее желание о выздоровлении Вити.
40 баллов

Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка в рассказе К. Паустовского «Стальное колечко»?
Ответ: Если наденешь колечко на средний палец – получишь здоровье, на безымянный - большущая радость, на указательный - увидишь весь мир.
50 баллов
Из книг какого автора эти герои?

Ответ: На слайде представлены иллюстрации к рассказам Н. Носова «Огородники», «Ступеньки», «На горке», «Мишкина каша», «Телефон», «Фантазеры».
Категория 5. Детские писатели
10 баллов
Назовите фамилию Дениски – героя рассказов Виктора Драгунского.
Ответ: Кораблев.
20 баллов

Назови героев рассказов Любови Воронковой «Подружки идут в школу», «Командир звездочки», «Солнечный денек»
Ответ: Танюша, Аленка, Демушка.
30 баллов
Кто придумал этих замечательных героев?

Ответ: На слайде представлены герои Эдуарда Успенского: Крокодил Гена, Чебурашка, старуха Шапокляк, дядя Федор, пес Шарик, кот Матроскин, Хватайка, почтальон Печкин, корова Мурка, теленок Гаврюша.
40 баллов
Узнай рассказ В. Драгунского по иллюстрации.

Ответ: На слайде представлены иллюстрации к рассказам В. Драгунского «Сестра моя Ксения», «Он живой и светится», «Тайное всегда становится явным», «Куриный бульон», «Где это видано, где это слыхано…»
50 баллов
Этот литературный герой Эдуарда Успенского стал талисманом олимпийской сборной России с 2004 года.
Ответ: Чебурашка.

Литературная игра-викторина «Кто умнее всех?»

Участники:

Ведущая, класс игроков.

Предварительная подготовка.

Из листка цветной бумаги нарезаются квадратики произвольного размера. Всего потребуется несколько десятков подобных квадратиков. Каждый игрок, давший правильный ответ на вопрос ведущего, получает в качестве поощрения такой квадратик. В конце игры ребята проводят подсчет квадратиков, и тот, кто набрал их наибольшее количество, становится победителем игры. Поскольку игра состоит из двух частей, то лучше будет, если учитель запасется квадратиками двух разных цветов - для первого и второго туров.

Примечание.

Предлагаемый сценарий можно использовать для проведения не одного, а двух и даже трех мероприятий, поскольку каждый из разделов соревнования содержит большой резерв игрового материала.

Ведущая.

Ребята, сегодня мы проведем с вами веселую игру под названием «Кто умнее всех», где вы должны будете вспомнить некоторых героев популярных детских книжек - то, как их звали, где они жили, и в какие приключения попадали. Только не спешите делать скучные лица. Все задания в этой игре вовсе не будут для вас трудными. Наоборот, я думаю, что вы станете их выполнять с улыбкой. Игра будет проходить так: я задаю вопрос, и тот, кто первым поднимет руку и даст при этом правильный ответ, получит от меня вот такой квадратик из бумаги. А наблюдать за тем, кто поднял руку первым, а кто вторым и так далее, будут мои помощники (представляет помощников). А в конце игры мы подсчитаем, кто сколько квадратиков набрал. Кто сумеет дать наибольшее число правильных ответов, тот получит больше квадратиков, тот и окажется победителем. Давайте начнем нашу игру с самых легких заданий.

Вот первое задание.

Надо дополнить имя литературного героя. Например, я говорю слово «баба», а вы должны закончить - «Яга», я говорю «папа», а ваш ответ - «Карло». И так далее -понятно условие игры? Тогда начнем. За каждый верный ответ вы будете получать поощрительную карточку. (Поочередно называет слова, к которым ребята должны назвать недостающую литературную «пару») .

  • Муха (цокотуха, горюха),
  • курочка (ряба),
  • лисичка (сестричка),
  • конек (горбунок),
  • сивка (бурка),
  • Иванушка (братец, дурачок),
  • дядя (Федор, Степа),
  • крокодил (Гена),
  • доктор (Айболит),
  • акула (каракула),
  • попугай (Карудо (Кеша и пр.)),
  • собака (Авва),
  • свинка (Хрю-хрю),
  • обезьяна (Чи-чи),
  • разбойник (Бармалей (Соловей),
  • Карабас (Барабас),
  • царь (Салтан, Горох, Дадон),
  • Али (Баба),
  • Илья (Муромец),
  • Винни (Пух),
  • Кристофер (Робин),
  • Железный (Дровосек),
  • питон (Каа),
  • тигр (Шерхан),
  • пантера (Багира),
  • Кощей (Бессмертный).

Ведущая.

А теперь - второе задание.

Давайте вспомним, чем нам нравятся сказки? Наверное, тем, что в сказках могут оживать и разговаривать с нами самые необычные персонажи - животные, куклы, деревья, цветы и даже соломенные чучела. Вот сейчас вам надо будет вспомнить, какой из персонажей носил следующее имя.

  • Рикки-Тикки-Тави (мангуст),
  • Винни-Пух (плюшевый медвежонок),
  • Буратино (деревянный человечек),
  • Мойдодыр (умывальник),
  • Страшила (соломенное чучело),
  • гадкий утенок (лебедь),
  • Малыш (мальчик),
  • Гена (крокодил),
  • маркиз Карабас
  • (сын мельника),
  • Суок (девочка),
  • Тянитолкай (невиданный зверь с двумя головами),
  • Ослиная Шкура (принцесса),
  • Матроскин (кот).

Третий этап игры похож на предыдущий, где вы угадывали, кем являлся названный герой. Он называется «Человек - не человек». И теперь вам предстоит вспомнить, человеком или еще каким-нибудь существом был названный герой. Только этот этап игры еще носит своеобразное название «Молчанка». Вам не надо давать вслух ответа на мой вопрос. А следует только кивнуть головой, если герой человек, это значит, что вы согласны с тем, что этот герой - человек. А если этот герой - не человек, вам надо хлопнуть в ладоши. Запомнили? Если это человек - кивните головой, ели нет - хлопните в ладоши, будьте внимательны. Итак, быстро вспоминаем и показываем условными знаками, кто такой:

  • Авва (не человек),
  • Пятачок (не человек),
  • царь Дадон (человек),
  • мама девочки Элли (человек),
  • Сивка-Бурка (не человек),
  • Мышиный король (не человек),
  • синьор Помидор (не человек),
  • гимнаст Тибул (человек),
  • Али-Баба (человек),
  • Оле-Лукойле (не человек),
  • Илья муромец (человек),
  • Багира (не человек),
  • крошка Ру (не человек),
  • пудель Артемон (не человек),
  • Маугли (человек).

Первая часть нашей игры подошла к концу. Теперь я прошу подсчитать, кто сколько талончиков набрал. Три человека, которые набрали наибольшее число талончиков, становятся лидерами. Им предстоит участвовать во второй части нашей игры, где и выявится ее настоящий победитель. За свои правильные ответы лидеры тоже будут получать талончики, только другого цвета, чтобы не спутать их с призами за первую часть игры.

Итак, вторая часть игры, которая называется «Игра с лидерами».

Задания второй части будут похожи на задания первой части, только чуть посложнее. И вторая часть, как и первая, будет состоять из нескольких этапов.

Первый этап игры - «Место жительства» - угадайте, где жили герои разных книг:

  • Карлсон (на крыше),
  • Винни-Пух (на Пуховой опушке),
  • дядя Федор (в деревне Простоквашино),
  • Незнайка (в Цветочном городе),
  • Муми-тролли (в долине Муми-троллей),
  • Маугли (в джунглях),
  • волшебник Гудвин (в Изумрудном городе),
  • Щелкунчик (в городе Конфетенбурге),
  • девочка по имени Яло (в Королевстве Кривых зеркал),
  • Тянитолкай (в Африке),
  • Маленький Принц (на звезде),
  • Белый кролик и Чеширский кот (в стране Чудес).

Второй этап - «Начало книжки».

Угадайте название книги по ее началу. Вам надо выслушать начальную фразу из книги и вспомнить ее название.

  • «Было семь часов знойного вечера в Сионийских горах, когда Отец Волк проснулся после дневного отдыха» (Р. Киплинг, «Маугли»).
  • «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». (А. Линдгрен, «Малыш и Карлсон»).
  • «За горами, за лесами,
    За широкими морями,
    Не на небе, на земле
    Жил старик в одном селе». (П. Ершов, «Конек-горбунок».).
  • «Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли». (А. Волков, «Волшебник Изумрудного города»).
  • «Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос». (А. Толстой, «Золотой ключик, или приключения Буратино».).
  • «В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. Звали его Чебурашка». (Э. Успенский, «Крокодил Гена и его друзья».).
  • «В одном сказочном городе жили коротышки». (Н. Носов, «Приключения Незнайки и его друзей»).
  • «Одеяло убежало.
    Улетела простыня,
    И подушка, как лягушка,
    Ускакала от меня». (К. Чуковский, «Мойдодыр».).
  • «У одних родителей мальчик был. Звали его дядя Федор». (Э.Успенский, «Дядя Федор, пес и кот»).
  • «Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком». (А. С. Пушкин, «Сказка о царе Саптане, о сыне его, славном и могущественном богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
  • «Жил-был доктор. Он был добрый». (К Чуковский, «Доктор Айболит»),
  • «Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было». (Ю. Олеша, «Три толстяка»).
  • «Однажды мы гуляли во дворе - Аленка, Мишка и я». (В. Драгунский, «Заколдованная буква»).
  • «Жил-был поп
    Толоконный лоб». (А. С. Пушкин, «Сказка о попе и о работнике его Балде»).
  • «Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут?» (С. Маршак, «Двенадцать месяцев»).
  • «Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя». (П. Бажов, «Серебряное копытце»).
  • «Поспела в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко». (В. Катаев, «Дудочка и кувшинчик»).
  • «Жила когда-то королева, у которой родился сын, такой безобразный, что долгое время сомневались - человек ли он». Ш. Перро, «Рике с хохолком»).
  • «Жил старик со своею старухой
    У самого синего моря». (А. С. Пушкин, «Сказка о золотой рыбке»).
  • «Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков». (Г.-X. Андерсен, «Стойкий оловянный солдатик»).

Третий этап - «Кошечки и собачки».

В зависимости от того, какое животное имеется среди персонажей названной мною книги, вам надо будет залаять или замяукать, а потом назвать это животное. Обратите внимание, в некоторых из книг вам будут встречаться двое этих животных одновременно.

  • «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». (Собака Бимбо).
  • «Крокодил Гена и его друзья». (Собака Тобик).
  • «Золотой ключик, или приключения Буратино». (Кот Базилио и пудель Артемон).
  • Русская народная сказка «Репка» (Собака Жучка и кошка Мурка).
  • «Доктор Айболит» (Собака Авва).
  • Русская народная сказка в обработке В. И. Даля «Снегурочка» (Собака Жучка).
  • «Белолобый» (Собака Белолобый).
  • «Кот в сапогах» (Кот).

Теперь давайте подсчитаем, кто из лидеров набрал большее число карточек за правильные ответы, тот и будет победителем в нашей литературной игре.

См. также: