Языковые игры по русскому языку. Современные проблемы науки и образования. Словесная игра “Новый словарь”

Лингвистическая игра «Знатоки русского языка» (для 10-11 классов)

Цель: привлечь внимание школьников к изучению русского языка, формировать умение пользоваться знаниями в нестандартных ситуациях, развивать чувство товарищества.

Задачи:

обучающие - повторить и закрепить знания учащихся по темам, изученным в средних классах школы;

развивающие - сформировать навыки по практическому решению поставленных задач, способствовать развитию у обучающихся речи, мышления, памяти, творческой активности;

воспитывающие - развивать навыки работы в группах, обратив особое внимание на вопросы взаимопомощи, контроля и самоконтроля, прививать интерес к русскому языку и предмету.

Подготовительный этап: Предварительно за неделю объявляется время проведения викторины, формируются команды, участники придумывают название команды, девиз, приветствие соперникам.

Оформление класса: высказывания о русском языке, праздничное оформление, карточки с заданиями, гонг, музыка.

Время реализации: 45 минут

Сценарий

лингвистической игры «Знатоки русского языка» для 10-11 классов.

Цели: провести мероприятие, посвященное русскому языку; активизировать знания по русскому языку; расширять кругозор учащихся; развивать их творческие способности, смекалку, ловкость; прививать любовь к русскому языку; способствовать сплочению коллектива класса.

Подготовка : оформить класс высказываниями о русском языке известных людей, например: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины - ты один мне поддержка и опора, о, великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык!» (И.С. Тургенев)

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком -

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

Семен Данилов

Ведущий 1 . Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком?

Ведущий 2 . Что мы с ним знакомы, я согласна. Ведь это наш родной язык - мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров. Но хорошо ли мы его знаем? Много ли грамматических ошибок встречается в ваших тетрадях? Вы скажете, что писать совершенно без ошибок мало кто умеет. Но не надо огорчаться. Помните, еще великий поэт А.С. Пушкин считал, что ошибка - обычное дело в русской речи. Он даже подтвердил это в своих стихах, сказав:
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.

Ведущий 1 . Великий поэт всегда ценил хорошую шутку. И в данном случае он, несомненно, шутил. Ведь, изучая его рукописи, ученые смогли найти совершенно ничтожное количество ошибок. О, Пушкин был великий знаток русского языка.

А теперь, друзья, давайте проверим, хорошо ли вы владеете русским языком. Пусть сегодня в соревнование вступят две команды, и мы определим знатоков русской речи.

Ведущий 2 . Слово предоставляется командам.
Ведущий 1 . Сегодня участникам встречи предстоит пройти через увлекательные задания. А судить, кто с заданием справится быстрее и точнее, будет наше уважаемое жюри, в состав которого вошли…
Итак, начинаем игру.

Конкурс «Разминка»

Ведущий 2. Задание: ответьте на вопросы (кто быстрее из команд даст правильный ответ, получает 1балл).
1. Обратимся к истории. В 863 году в жизни славянских народов произошло важное событие. Назовите его. (Два брата, ученых монаха Кирилл и Мефодий составили славянский алфавит). 1балл

3. Как называлась древняя славянская азбука? (Кириллица).1 балл

А сейчас вопросы на смекалку.

1. Что говорят, когда рыба срывается с крючка? Определите часть речи. (Эх! Междометие). 1 балл

2. Какое государство начинается на « А» и оканчивается тремя «я»? (Австрия). 1 балл

3. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос). 1 балл

4.Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопытные.(Уши). 1 балл

5.Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер). 1 балл

6.Есть ли ноги у газеты, книги? (Есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу, газету вверх ногами). 1 балл

7. В каком глаголе имеется сто отрицаний? (Стонет). 1балл

Конкурс капитанов

Ведущий 1. Теперь просим выйти капитанов. Вам предстоит выполнить следующее задание. Попробуйте произнести скороговорку: «На дворе трава, на траве дрова». Но эта скороговорка совсем простая. Сейчас каждому из вас надо будет выполнить более трудное задание. На листах написаны скороговорки. Вам предстоит быстро и без ошибок их прочитать.

1. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

2. Всех скороговорок не переговоришь, не переговоришь, не выговоришь.

Конкурс «Отгадай пословицу».

Ведущий 2. Ответьте на вопрос, вспомнив известную пословицу. За каждую правильно отгаданную пословицу команда получает 1 балл.

1) что не вырубишь топором? (Что написано пером).

2) чем долг красен? (Платежом).

1) где черти водятся? (В тихом омуте).

2) что любят деньги? (Счет).

1) что надо сделать, когда назвался груздем? (Залезть в кузов).

2) в какие сани не следует садиться? (Не в свои).

Конкурс «Грамматическая арифметика».

Ведущий 1. Для каждой команды раздается по три примера. Задание: решите примеры.

Первой команде: Ров + поза = ? вид транспорта. (Паровоз). 1балл

Кипа + сатин = ? музыкант. (Пианистка). 1балл

Тоска + пар + шов = ? молочный продукт. (Простокваша). 1 балл

Второй команде: Охра + под = ? вид водного транспорта. (Пароход). 1балл

Паста + клин = ? один из видов воспроизведения музыки. (Пластинка). 1балл

Лик + пена = ? птица с большим зобом. (Пеликан). 1балл

Конкурс «Образцовая речь».

Ведущий 2. Задание№1: поставьте ударение в словах:

каталог, ходатайствовать, облегчит, одновременно, квартал, сорвала, премировать, торты, обеспечение, включит, банты, жалюзи, факсимиле.

За каждое правильно поставленное ударение по 1 баллу.

Ведущий 1. Задание №2: найдите речевые ошибки и объясните их:

1) открывается вовнутрь 1) купил задаром 1) навряд ли

2) булка хлеба 2) отрезал напополам 2) гордая осанка

За каждое правильное объяснение 1 балл.

Конкурс «Как об этом говорят?»

Ведущий 2. Задание: подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

1. О том, кто часто меняет свои решения. (У него семь пятниц на неделе). 1балл

2. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь. (Фома неверующий). 1 балл

3. О кротком и безобидном человеке. (Мухи не обидит). 1 балл

4. О болтливом человеке. (У него язык без костей). 1 балл

5. О положении, когда опасность грозит с двух сторон. (Между двух огней). 1 балл

6. О ленивом человеке. (Ел да устал, спал да намаялся).1 балл

Конкурс «Глаголь».

Ведущий 1. Запишите как можно больше глаголов, которые без « не» не употребляются.

(Ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, недопонимать, недомогать, неистовствовать, недосыпать, нездоровится, несдобровать…)

За каждое слово по 1 баллу

Конкурс «Знаете ли вы басни?».

Ведущий 2. Определите, из каких басен эти крылатые слова.

4. «И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и лисица»). 1 балл

2. «А ларчик просто открывался». («Ларчик»). 1 балл

3. «Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела». («Стрекоза и муравей»). 1 балл

4. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». («Волк и ягненок»). 1 балл

Конкурс «Деньги на Руси».

Ведущий 2. Задание: в нашей стране в обращении основной денежной единицей является рубль. А знаете ли вы другие названия денежных единиц, существовавших на Руси? Назовите их через одну минуту. (Полушка, грош, деньга, алтын, гривна, ногата, червонец.) За каждое слово по одному 1 баллу.

Конкурс «Что общего?».

Ведущий 1. Задание: случайно ли совпадение первого слога в словах компот и композитор? Через минуту дайте ответ. (Оба слова изначально несут общую идею собирания, компоновки. Компот - то, что сварено из разных фруктов или ягод, собранных вместе; композитор - тот, кто собирает мелодию из отдельных звуков).
2 балла.

Подведение итогов игры. Слово жюри.

Класс: 6

Цели:

  • Развивающие: развитие у школьников познавательного интереса к русскому языку; развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
  • Учебные : расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции; выявление и поддержка лингвистически одарённых учащихся.
  • Воспитательные: воспитание потребности изучать русский язык; воспитание коммуникативной культуры школьников.

Оборудование: мультимедийная установка.

1. Организационный момент (Приложение 1 . Слайд №1)

Уважаемые ученики и учителя! Эта неделя в школе проходит под лозунгом «Неделя русского языка и литературы», поэтому мы собрались с вами здесь. Сегодня мы узнаем, что русский язык – это не только скучный и трудный предмет, но и очень интересный и познавательный.
Цель нашей игры – проверить ваши знания, выбрать сильнейшего.

Представление команд.

В игре принимают участие 3 команды 6-х классов.
Предлагаю командам представиться: название команды, капитан, небольшое представление (сценка, стихотворение, песня, т.д.)

Представление жюри.

Условия игры.

Игра проводится в 3 тура. 1 тур называется «Разделы русского языка», 2 – «Конкурс капитанов», 3 – «Весёлая грамматика».
В каждом туре свои задания, свои баллы.
Команды отвечают в порядке очереди, но, если отвечающая команда затрудняется, то очередь переходит к той команде, которая знает ответ.
Особо оговариваем поведение команд: уважение друг друга. Жюри это учитывает.
Начинаем! Желаю успехов!

2. 1 тур «Разделы русского языка» (Слайд №2)

Перед вами игровое поле с темами и баллами. (Слайд №3) Команда выбирает тему и цену вопроса. Не забываем, что с увеличением цены вопроса, увеличивается и сложность задания.
Каждой команде даётся право выбора 4 раза.

Фонетика (Слайды №4-8)

10 Расставить буквы и прочесть названия 5 животных:

ЛЁЗОК КУТА ДАШОЛЬ ОВАРКО ЦУРИКА (козёл, утка, лошадь, корова, курица)

20 Расставить ударение:

Алфавит договор звонит красивее свекла торты
(Алфави т до гово р звони т краси вее св е кла то рты)

30 Замените следующие словосочетания одним словом с удвоенной согласной:

  • Товарищ по работе (коллега)
  • Популярная игра на льду (хоккей)
  • Спортивный бег (кросс)
  • Сотрудник газеты, журнала (корреспондент)
  • Рисунки в книге, журнале (иллюстрации)

40 Ребус «Расписание уроков»

(история, математика, руский язык, география, рисование, физкультура)

50 Назовите слово, где количество звуков= количеству букв (Москва, дом)

Лексика (Слайды №9-13)

10 Дайте определение: Лексика. Синонимы. Антонимы.

20 Подберите антонимы:

Широкий (узкий)
Твёрдый (мягкий)
Старый (новый)
Скучный (весёлый)
Неряшливый (аккуратный)

30 Укажите верное толкование слова Батальный:

1. Отеческий
2. Командующий
3.Военный
4. Нарядный

40 По лексическому значению определить слово:

1) Лестное замечание в адрес кого-либо, похвала (комплемент)
2) Неожиданный подарок (сюрприз)
3) Полный набор столовой или чайной посуды (сервиз)

50 Перевёртыши антонимы:

Мышка в босоножках (кот в сапогах)
Король Хохотун (царевна Несмеяна)
Собачья конура (кошкин дом)
Крестьянка на тыкве (принцесса на горошине)

Фразеология (Слайды №14-18)

10 Дайте определение: фразеологизм, фразеология.

20 Дайте объяснение фразеологизмам:

Клевать носом (спать, дремать)
Вставлять палки в колёса (мешать)

30 Назвать фразеологизмы со значением: «бездельничать» (Сидеть сложа руки, лодыря корчить, бить баклуши, считать ворон)

40 Подобрать пару

50 С помощью мимики и жестов покажите фразеологизм.

Морфемика (Слайды №19-23)

10 Дайте определение: Морфемика. Словообразование.

20 Разберите по составу слова: снег, зимний, лепим

30 Восстановите словообразовательную цепочку:

Сухой – … – засушливость (засуха)
Небо – … – небесный (небеса)

40 Кто лишний:

Вода, водитель , наводнение
Рисунок, рисовый, зарисовка
Горец, горе, гористый

50 Придумать слово

– с приставкой тре (трезвон)
– с суффиксом ком (пешком)

Морфология (Слайды № 24-28)

10 Перечислите все самостоятельные части речи (сущ., прил., глагол, местоим., числит., наречие)

20 Определите часть речи: Из-за Лапища Если (предлог, существительное, союз)

30 Назовите слова разных частей речи, но с общим корнем: синь звон (синий, синева, звонок, звонить)

40 Из слова «ворот» получите 2 существительных (вор, рот)

50 По морфологическим признакам определите часть речи:

1) 2 скл.,ед.ч.,нулевое окончание (сущ)
2) -ие окончание (прил)
3) наст.вр., 3л., ед.ч. (глагол)

Синтаксис (Слайды №29-33)

10 Дайте определение: Синтаксис. Пунктуация.

20 Дайте полную характеристику предложению: Русский язык богат и могуч! (Пов., воскл., простое, распр., осложнено одн.сказ.)

30 Назовите вид предложения: 1) – =, и – = 2) – =, (когда – =) (ССП, СПП)

40 Сколько знаков препинания нужно поставить: Зимой все речки озёра покрываются толстым слоем льда и снега. (одну запятую)

50 Составьте предложение на тему «Зима»: Бессоюзное, одна часть которого осложнена однородными подлежащими.

Итак, 1 тур закончен. Уважаемое жюри, подведите итоги.

Слово жюри.

3. 2 тур «Конкурс КАПИТАНОВ». (Слайд №34)

Всем известно, что конкурс капитанов – это конкурс знатоков. Вопросы могут быть не только по предмету, они проверяют кругозор ученика.
Условия: каждому капитану даётся определённое время и ряд вопросов. Ему нужно ответить быстро на вопросы, если затрудняется, можно сказать следующий, чтобы не терять время. Стоимость каждого ответа 10 баллов.

Вопросы 1 капитану.

1. Самая низкая учебная отметка. Единица.
2. Разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на балах и маскарадах. Конфетти.
3. Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности каждого ученика. Журнал.
4. Изделие из горючих составов, дающее цветные огневые эффекты на праздниках. Фейерверк.
5. Бывает барабанная, бывает десятичная. Дробь.
6. Бывает Великий, бывает воинский. Пост.
7. Каким ключом нельзя открыть замок? Ключом-источником, музыкальным знаком.
8. Какую строчку не может прочитать ни один учёный? Строчку, прошитую на машине.
9. Какие сто букв могут остановить движение транспорта. Стоп.
10. Чистые листы в обложке. Тетрадь.

Вопросы 2 капитану.

1. Звуковой сигнал, который извещает о начале и окончании уроков. Звонок.
2. График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности проведения уроков. Расписание.
3. Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке. Азбука.
4. Яркое освещение улиц и зданий по случаю праздника. Иллюминация.
5. Бывает картонный, бывает драматический. Кружок.
6. Бывает лотерейный, бывает десятитысячный. Тираж.
7. В какой клетке нельзя держать птиц и зверей? В тетрадной.
8. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? Семья
9. Наука о собаках. Кинология.
10. Наука, изучающая прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры. Археология.

Вопросы 3 капитану.

1. Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске. Мел.
2. Вращающаяся модель земного шара с его географическим изображением. Глобус.
3. Карточка с вопросами для экзамена. Билет.
4. Соус из растительного масла, яичного желтка и различных приправ. Майонез.
5. Бывает русая, бывает острая. Коса.
6. Бывает почтовая, бывает немецкая. Марка.
7. Какой вид художественного произведения обозначается человеческим именем? Роман.
8. Каким гребнем голову не расчешешь? Петушиным.
9.Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед. Соль.
10. Обращение, направленное на получение каких-либо сведений, требующее ответа. Вопрос.

Слово жюри.

4. 3 тур «Весёлая грамматика». (Слайд №35)

Командам предлагаются вопросы, повышенной сложности. Преимущество выбора у команды, набравшей большее количество баллов. (Слайды №36-40)
Право выбрать вопрос есть у каждой команды.

40 Отгадай загадку: По серебряной дороге мы отправились в поход. Остановимся на отдых, а она себе идёт. (Река)

60 Занимательный вопрос: Что было «ЗАВТРА», а будет «ВЧЕРА»? (Сегодня)

80 Прочитай высказывание:

К Й Г А И
Ы И О Н Б
З Ч М Е Ю
Я У Ш Т Л

(Любите наш могучий язык!)

100 Буриме: по данной рифме написать стихотворение

ЛУЧАМИ – РУЧЬЯМИ,
СНЕГА – ЛУГА.

(Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга)

5. Подведение итогов

Игра подошла к концу. Вы показали себя хорошими знатоками русского языка.
Осталось выяснить, кто победитель, а кто из команд занимает 2 и 3 места.

Слово жюри. (Слайд №41).

Вручение дипломов. Фото на память.

Владение словом как инструментом общения - неоценимое умение, а закладывается и развивается оно с детства. Чем больше слов в словарном запасе ребенка, тем легче ему устанавливать контакт с людьми, приобщаться через книги к духовным ценностям человечества, получать информацию и познавать мир.

Игры со словами интересны и полезны, поскольку они активизируют словарный запас, пополняют его, открывают новые стороны, казалось бы, хорошо знакомых сочетаний букв и звуков, учат наблюдательности. Подобные задания можно использовать в режиме урока (как для интеллектуальной зарядки, так и методически связывая с изучаемым материалом). Например, в начале урока проводится игра «Аукцион синонимов». На доске записываются слова: армия, безграничный, блестеть, бой, бороться, бояться, буря, быстрый, возражать, горячий, жестокий, известие, интересный, красивый, кричать, маленький, некрасивый, несчастье, плохой, прочный, разговаривать, смелый, тревожить, умный, устать.

Члены кружка делятся на две команды, выбирают капитана. Ведущий называет слова и предоставляет поочередно слово каждой из команд (медленно считая до десяти). Команда за это время должна успеть подобрать синоним к названному слову; потом право отвечать переходит к другой команде, которая тоже называет синоним к слову. И так работа над словом продолжается до тех пор, пока одной из команд не будет назван последний синоним к слову.

За каждый правильно названный синоним команда получает одно очко. Если названное слово не является синонимом к данному слову, то ответ команде не засчитывается. А если в течение отведенного времени команда не успела правильно назвать синоним, то она получает штрафное очко. Затем подводятся итоги игры: подсчитывается общее количество очков, полученных каждой из команд.

Углубить понятие об антонимах, показать их стилистическую роль в речи - такова цель занятия.

Учащимся предлагается игра «Смотри, не ошибись!». Игра развивает внимание, учит быстро подбирать антонимы к словам. Кроме того, в ходе игры школьники убеждаются, что не все слова имеют антонимичные пары. Участники игры разбиваются на две команды, садятся полукругом. Ведущий называет слова, у которых есть антонимы, и слова, у которых их нет. В первом случае учащиеся поднимают руки, ведущий спрашивает кого-либо из учеников, и тот приводит антоним к данному слову. Если ответ дан правильно, команде засчитывается очко. Отвечают члены команд по очереди. В случае, если слово не имеет антонима, руки поднимать не следует. Если кто-либо из членов команды поднял руку, на команду накладывается штраф (вычитается одно очко).

Слова для игры:

Большой (маленький), много (мало), стакан, высокий (низкий), верблюд, пол, веселый (грустный), дом, хорошо (плохо), часы, чай, конец (начало), свет (тьма), мел, я, длинный (короткий), ты, глубокий (мелкий), он, этот, левый (правый), голова, первый (последний), мы, верхний (нижний), острый (тупой), вы, железный, два, белый (черный), десятый, мокрый (сухой), кто, сладкий (горький), сто, трамвай, скупой (щедрый), троллейбус, Игорь, храбрый (трусливый), Волга, умный (глупый), который, чистый (грязный), он, золотой, рука, дорогой (дешевый), гора, смеяться (плакать), радоваться (грустить), самолет, здороваться (прощаться), поднимать (опускать), восток, вода, нагревать (охлаждать), яблоко, глаза, труд (безделье), песня, правда (ложь), мир (война), свобода (рабство), шум (тишина), утюг, черный (белый), синий, лед, друг (недруг), правильно (неправильно), человечный (бесчеловечный).

Урок может быть начат с проверки «лингвистического здоровья» школьников. Учащиеся получают задание составить словосочетания типа «прилагательное + существительное» со следующими словами: мышь, тюль, толь, шампунь, мозоль, путь, фланель, шинель, рояль, картофель, фамилия, очередь, туфля, вестибюль.

С помощью этого задания совершенствуются умения учащихся правильно употреблять в речи существительные разных родов. Затем учащимся предлагается расставить ударения в следующих словах: агент, алфавит, арбуз, дремота, злоба, крапива, дефис, документ, квартал, ремень, комбайнер, каучук, коклюш, магазин, ненависть, партер, призыв, паралич, ремень, силос, созыв, симметрия, случай, столяр, урод, убранство, фарфор, цемент, цыган, щавель.

С целью активизации словаря школьников может быть проведен словарный диктант - кроссворд.

1. Завершение, конец чего-нибудь (финал). 2. Розыгрыш выигрышей в займе или лотерее (тираж). 3. Памятный подарок (сувенир) и т.д.

На заключительном этапе может быть проведена игра «Орфографическое лото» с целью повторения некоторых правил правописания имен существительных.

Суть игры состоит в следующем. На карточках пишутся буквы, обозначающие те или иные орфограммы. Учитель или кто-либо из учеников называет вслух словосочетания или короткие предложения, в которых содержатся соответствующие орфограммы. Учащиеся находят на карточках буквы, обозначающие эти орфограммы, и закрывают их фишками (кусочками картона круглой или прямоугольной формы). Когда все клеточки таблицы оказываются закрытыми фишками, учащиеся поднимают руки. Это значит, что игра закончена.

Игра «Кто лучше знает падежи?». Учащиеся садятся полукругом, каждый избирает себе падеж и прикалывает на грудь соответствующую букву: И, Р, Д, В, Т, П. Ведущий медленно читает предложения или связный текст, а участники игры, услышав слово в нужном им падеже, встают и объясняют, как они определили падеж. Если ответ правильный, то отвечающему зачисляется очко, если неправильный - очко снимается. Штрафуется учащийся также за то, что он не встал, в то время как слово в нужном падеже уже прозвучало. Учащийся, набравший три штрафных очка, выбывает из игры. Побеждает тот, кто наберет большее количество очков.

Задания

Задание 1. Третье лишнее.

Из группы слов вычеркните одно, неродственное двум другим.

Вода, водитель, наводнение.

Рисунок, рисовый, зарисовка.

Горец, горе, гористый.

Носилки, носатый, поднос.

Гора, гореть, загорелый.

Столик, застольная, столетие.

Ответы. Водитель, рисовый, горе, носатый, гора, столетие.

Задание 2. Таблицы.

Свободные клеточки прямоугольника необходимо заполнить буквами так, чтобы в каждом горизонтальном ряду получилось нарицательное в единственном числе, именительном падеже.


К

О Р
К О Р
К О Р
К О Р
К О Р
С Е А
С Е А
С Е А
С Е А
С Е А

Ответы. 1) Корыто, корнет, король, корица, корона…; 2) свеча, смена, сцена, слеза…

Задание 3. Хочешь приз?

Вспомните слова, в которые «вмонтировано» слово приз. Например, каприз.

Ответы. Признательность, признак, призрачность, признак, капризный…

Задание 4. Анаграммы.

Анаграммы - слова, которые отличаются друг от друга только порядком заключенных в них букв, например, куст - стук.

Составьте цепочки из двух-четырех слов-анаграмм:

Клоун, крот, давление, парадокс, спаниель.

Ответы. Клоун - уклон - колун - кулон; крот - корт…

Задание 5. Метаграммы.

Метаграммы - слова, получающиеся при замене одной буквы другой.

Выполните цепочку превращений, меняя при каждом ходе только одну букву. Все промежуточные слова должны быть значимыми, например: Мама - Лама - лаПа - Папа.

Волк…коза; час…год;

тесто…булка; муха…слон;

миг…час…год…век…эра.

Задание 6. Псевдоанаграммы.

Восстановите слова, в которых буквы переставлены местами.

НЕАП НОКУС ФРАЖИ

НАУЛ СЕЛЬР ТРАНОК

ЛАГФ ЛОЕКЬ БУРАЖД

ЛИОШ МАНЕС ДРОВОП

РКАО ЛУТЕР РЕГОЦУ

Ответы. Пена, луна, флаг, шило, кора…

Задание 7. Палиндромы.

Составьте слова и фразы, которые одинаково читаются слева направо и справа налево.

Варианты ответов: поп, кок, дед, шалаш, Аргентина манит негра, я ем змея, он ест сено, знамо даже у ежа дома НЗ, у дуба буду, догу год, около Миши молоко, Олесе весело, а ремень не мера, искать такси, тут как тут…

Задание 8. Волшебный квадрат.

Расставьте в свободных клеточках квадрата буквы так, чтобы в столбцах и строках с одинаковыми номерами были записаны одинаковые слова.

Ответы. 1)Рука, узор, кора, араб; 2) торф, осел, репа, флаг.

Задание 9. Тест.

Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Например, обы(чай)ка.

ме()олад; у()ова;

фор()ник; гор()олад;

жел()син; на()ня;

там()ка; за()ец;

вам()ат; свир()ник;

дра()ура; кар()на;

киш()ей; по()атка;

кар()емец; ам()ак;

вам()амида; го()кот;

вос()арь; вок()арь;

вок()ежь; ков()ня;

по()оток; каб()ошко.

Ответы.

Ме(шок)олад; у(гол)ова;

фор(ель)ник; гор(шок)олад;

Жел(ток)син; на(род)ня;

Там(бур)ка; за(бор)ец;

Вам(пир)амида; го(бой)кот;

Вос(ток)арь; вок(зал)ежь;

Ков(бой)ня; по(мол)оток;

Каб(лук)ошко; вам(пир)ат;

Свир(ель)ник; дра(кон)ура;

Кар(тон)на; киш(лак)ей;

По(рог)атка; кар(туз)емец;

Ам(барак).

Задание 11. Найдите слово.

Решите следующие задачи, пользуясь ключом - примером.

Отделите плод от растения: СОШИСНШАКА.

Решение: зачеркнув буквы слова шишка, получаем растение сосна. Так же решаются остальные задачи.

1) Уберите одежду, а найдите монету. ДСАРРААХФМАНА.

2) Какие здесь родственники? СПЛЕЕМСЯТННРИАК.

3) Откуда выгнали маленького мальчика? ШНЕКОЗНЛАЙКА.

4) Найдите числа, кратные двум. ЧВЕТОСЫЕРМЬЕ.

5) Назовите день недели и месяц. АСРВГЕДУАСТ.

6) Какие оценки имеет нерадивый ученик? ДЛОВДЫОЙРКЬИ.

7) Кто стучится в дверь ко мне? ДОПОБЧТРЫАЛЬЙОН.

8) Узнайте в охапке цветок. БФЛУКОЕКТС.

9) Кто съел весь сыр? СЕМЫРШАКЯА.

Ответы. 1) Драхма - сарафан; 2) сестра - племянник; 3) школа - незнайка; 4) четыре - восемь; 5) август - среда; 6) двойки - лодырь; 7) добрый почтальон; 8) букет - флокс; 9) серая мышка.

Литература:

Б.Т.Панов. «Внеклассная работа по русскому языку».

Астраускене Светлана Владимировна

Вместе с новыми стандартами образования в нашу жизнь пришли новые определения и понятия. Например, коммуникативная компетенция, или коммуникативная компетентность.
Коммуникативная компетентность позволяет, в первую очередь, осуществлять общение: передавать, принимать, осмысливать информацию, воспринимать, понимать другого человека − и выступает регулятором дальнейших отношений, контактов с другими людьми.
Для повышения уровня коммуникативной компетенции у учащихся на уроках применяются различные методы и формы работы: работа в парах и группах, метод проектов, проблемный метод, работа с текстом, лингвистическая (языковая) игра и другие.
На уроках русского языка игры используются как средство освоения умения эффективно пользоваться языковыми средствами в коммуникативной ситуации.
Помогая усвоить различные аспекты языка как средства общения, условно они делятся на:
  1. Фонетические, направленные на формирование правильного и коррекцию отклоняющегося произношения (например, «Невидимки-звуки», «Скорая фонетическая помощь» «Заблудившаяся буква» и др.),
  2. Лексические, ориентированные на обогащение словаря ребенка, освоение представлений о правильном употреблении лексических единиц в коммуникативных актах в зависимости от ситуации общения, стимулирующие творческие способности ребенка (словотворчество, импровизация и т.д.)
  3. Грамматические, обеспечивающие грамматическую компетентность школьника,
  4. Стилистические, призванные сформировать представления школьников о многообразии стилей речи и сферах их применения.
На уроках русского языка использую следующие игровые формы работы для повышения коммуникативной компетенции:
- фонетическая зарядка
  • лингвистические «угадайки»;
  • лингвистические «почемучки»;
  • микроисследования;
  • задания «на засыпку»;
  • комплексный анализ текста.
  • тренажёры
Рассмотрим подробнее данные формы работы.
I .Фонетическая зарядка
1) Поиграем в игру «Четвёртый лишний». Найдите лишний звук и объясните свой выбор: 1) [б у п ж ]; 2) [и, о, н, а ]; 3) [ д, г, в, л]; 4)[з, с. ш, ф].
2) Первым словом, которое произнёс котёнок Фруктя, было, конечно, слово мяу. Какие слова сказал Фруктя следующими, если известны. что они отличались от первого слова только первым звуком, причём в новых словах этот звук был сонорным?
3) Англичанин мистер Хэмстер приехал в Москву работать продавцом лимонада. Он хорошо говорит по-русски, только все согласные произносит твёрдо. Попробуйте представить, как он говорит фразу: «Здесь мятный лимонад для маленьких ребят».
4) Японец Сяй Ляй Вий продает рядом с мистером Хэмстером мороженое. Он, наоборот, произносит все русские согласные мягко. Как в его исполнении будет звучать фраза: «Покупайте холодное мороженое, кушайте осторожно!»?
5) Тим и Том - два человечка. Они очень дружат и никогда не ссорятся, потому что любят всё разное. Том всегда выбирает то, что начинается с твёрдой согласной, Тим - с мягкой. Том любит пончики, а Тим - пирожки, Тим-рисует, а Том- раскрашивает. Определите какие конфеты любит Том, а какие Тим: « Мишка», «Белочка», « Маска», «Лужники», «Весна», « Красная шапочка». Можно все эти игры продолжить, заменяя предложения и слова.
6) Укажите, сколько раз встречается звук [т] в предложении Документ подписан директором, звук [з"]- в предложении Зина обратилась с просьбой к Лизе.
7) В предложении Кошка спит, а мышку видит каждая буква соответствует своему произношению. Придумайте сами такие предложения или слова.
II Лингвистические «угадайки».
1) Соедините потерявшие друг друга части устойчивых сравнений. Запишите получившиеся фразеологизмы. Не забудьте об отсутствии запятой!
Первая часть : не видать как…, мечется как…, нужен как…, бледный как…, пристал как …, свалиться как…, чувствовать как…, устал как…
Вторая часть : …сквозь землю, …осёл, …своих ушей, …дома, …собака, …угорелый, …сыр в масле, …собаке пятая нога.
2 ) Попробуйте зарисовать одно из действий Юрия Олеши таким образом, чтобы на вашем рисунке были представлены обе задействованные в сравнении вещи. Интересно, удается ли кому-нибудь, взглянув на ваш рисунок, понять, какое сравнение здесь зашифровано?
(Например : Сердце доктора прыгало, как копейка в копилке.
Сердце доктора прыгало, как яйцо в кипятке и т.д.)
3) Играем в игру «третий лишний». В каждой группе словосочетаний спряталась одна метафора. Найдите её! Не попадитесь в расставленные нами ловушки! (яркое солнце, волчий аппетит, кудрявые волосы; сладкий голос, глубокий колодец, ледяная горка; золотое кольцо, ледяной взгляд, широкий двор)
4) Помните известно стихотворение С.Маршака про рассеянного человека? « Сел он утром на кровать, стал рубашку …» - что же он стал делать с рубашкой: надевать или одевать? А сковороду он вместо шапки на ходу одел или надел? Придумайте свой пример с глаголом-паронимом.
5) Можете ли вы самостоятельно объяснить разницу между словами нетерпимый и нестерпимый, приметный и приметливый, кожный и кожаный? Придумайте предложения, в которых бы проявлялся смысл этих слов.
III. Лингвистические «почемучки».
1) Как известно, некоторые слова, в том числе и прилагательные, могут употребляться в прямом и переносном значении. Найди общее определение к каждой группе из трёх существительных.
Наприме: хлеб, климат, подушка - [?] (мягкий)
деревня, тетеря, старушка - [?] (глухая)
дорога, воля, дисциплина - [?]
зуб, ключик, характер - [?]
2) Какое слово русского языка одновременно обозначает:
Скамья и магазин - ______________
Овощи старинное оружие- _______________
Покой и вселенную - _______________
Придумайте сами такие же вопросы с другими словами.
3) Попробуйте угадать слово:
а) в одном значении синоним в словам влечь, манить, в другом - к медлить;
б) в одном значении синоним к слову здоровый, в третьем - к насыщенный;
в) в одном значении синоним к слову бисерный, в другом - к моросящий.
Придумайте словосочетания с этими словами.
IV. Микроисследования - задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, доклада).
1) Придумай как можно больше слов, в состав которых входят названия чисел «один, два, три, пять»
2) Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах).
3) Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую.)
4) Пропала буква (детективное расследование)
5) Представь, что на лесной поляне ты встретил Доску объявлений. Подпиши просьбы, приглашения и предложения.
У меня большие уши.
Приходите полюбоваться. ___________________
Вечером состоится концерт. Вход три комара,
Две мухи. Приходите на болото._________________
6) Вставь вместо точек нужный слог из трёх букв, и ты прочитаешь по два слова в каждой строке: первое будет заканчиваться на угаданный слог, второе начинаться с него.
Например: ты…..ртира - ты(ква), (ква) ртира
ус………ота
ко………..гарин
Ли…….ета и т.д.
V. Задания «на засыпку.
Диктанты "на засыпку";
Редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);
Подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу "кто больше?";
«Слова из слова» - это игра, нацеленная на обогащение словарного запаса школьников, пригодная как для третьеклассников, так и для старших ребят. Ее можно проводить как аукцион. Ведущий предлагает какое-либо слово. Ребята по очереди называют составленные из его букв новые слова.
«Редактор» - игроки выступают в роли редакторов неправильных текстов: они объясняют, в чем ошибка, и предлагают правильный текст. У каждого учителя наверняка есть набор стилистических и речевых ошибок учащихся, этот материал и следует использовать в игре.

Игра «Буква заблудилась»

Цель : учить различать на слух и при письме согласные звуки и буквы, развивать внимание, остроумие, находчивость.

Описание . Перед тем как учитель начнет читать стихотворение, он просит детей внимательно слушать все слова и там, где прозвучит ошибка, хором произнести правильное слово.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

Закричал охотник: «Ой!

Д вери гонятся за мной!».

На виду у детворы

Крыс у красят маляры.

Куклу выбросив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый л ук

С длинными усами!

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался д ом.

Посмотрите-ка, ребятки:

Р аки выросли на грядке!

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно в рачей.

Мы собирали васильки -

На головах у нас щ енки.

Старый дедушка Пахом

На коз е скакал верхом.

Жучка буд ку не доела:

Неохота, надоело.

На пожелтевшую листву

Роняет лев свою листву.

Мама с б очками пошла

По дороге вдоль села.

Миша дров не напилил,

Печку к епками топил.

Синеет море перед нами,

Летают м айки над волнами.

Л. Шибаев

Игра «Типография»

Цели: расширять словарный запас детей; развивать смекалку, мышление, эрудицию.

Примечание . Педагог может предложить детям любое ключевое слово по буквенному составу и по толкованию, соответствующее тому или иному возрасту детей.

Описание . В игре принимают участие две команды по 8 человек в каждой. Для участников игры надо подготовить два комплекта карточек с буквами, образующими слово «грамотей». Карточки одного комплекта отличаются от другого по цвету. Команды выстраиваются шеренгами одна против другой, у каждого игрока карточка с буквой, которую он должен запомнить. Учитель называет одно за другим слова, которые можно составить из букв, входящих в слово «грамотей». Например: герой, море, тема, гром, атом, рота, март, гора, грот, том, рот, гам, маг, торг и другие. Участники команд, буквы которых входят в называемое учителем слово, делают шаг вперед и строятся так, чтобы можно было прочесть каждое слово. Команде, представители которой быстрее «сложатся в слово», засчитывается очко. Затем игроки возвращаются на свои места и ждут, когда будет названо следующее слово. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Для изготовления карточек можно выбрать и другие слова, в которых все буквы разные. Например, из слова «пилка» можно составить слова: капли, лапки, пачки, липка. Из слова «приток» - портик, тропик и другие. Для каждого класса выбираются слова, по уровню сложности соответствующие возрасту школьников.

Игра «Слова по теме»

Цели : развивать логическую речь и мышление учащихся, способствовать созданию благоприятного климата коллективной и состязательной работы детей.

Примечание . С каждой возрастной категорией заданные темы усложняются учителем.

Описание . Учитель предлагает детям подобрать слова, относящиеся к определенной теме, например: «Дом, где я живу», «Наша школа», «Прогулка в лес», «В продовольственном магазине». Тот, кто начинает игру, называет все слова, которые он может припомнить (слова, не относящиеся к теме, не записываются). Затем учитель предлагает другим детям дополнить этот перечень. Когда все дополнения сделаны, учитель предлагает кому-нибудь назвать еще хотя бы одно слово, относящееся к теме, которого до сих пор не называли. Победителем считается тот, кто назвал большее количество слов, а также тот, кто добавил к уже названным словам последнее.

После этого играющие начинают подбирать слова к другой теме.

Игра «Пятерки»

Цели : учить объединять слова в обобщенную тему, развивать умение взаимодействовать с членами команды.

Описание . В игре могут участвовать 25-30 человек. По числу участников надо подготовить карточки со словами (или рисунками) на определенные темы: «Растения», «Животный мир», «Школьные принадлежности», «Транспортные средства» и другие. На каждую тему отбирается по 5 слов или картинок. Карточки перемешиваются, раздаются играющим. Задачи играющих: объединиться в группы по 5 человек, чтобы в каждой группе у всех были карточки на одну тему. Отыскать среди всех играющих обладателей карточек с нужными словами (или картинками) совсем не просто. Первая пятерка, правильно подобравшая слова (картинки) и явившаяся к учителю, получает шесть очков, вторая - пять очков и т. д.

Темы, по которым должны объединяться пятерки, учитель может объявить, когда все карточки розданы. Но можно темы и не называть - пусть ребята сами догадаются. Игра будет труднее, но зато интереснее.

Игра «Поиграем в слова»

Цель : расширять словарный запас и речь учащихся, их представление о богатстве родного языка, о возможности составления (складывания) множества слов из одного и того же слова.

1. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые слова:

2. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые

Ответы. 1) лис; 2) мел; 3) лук; 4) порт; 5) гол; 6) гимн.

Примечание : можно предложить выполнение заданий командам, можно применять эту форму для индивидуальной работы учащихся.

Игра «Парад грамотеев»

Задание: определите, всё ли в этих высказываниях правильно; приведите все предложения в порядок.

Кот стремительно мчался на одной ноге.

Она так испугалась, что бросилась в обморок.

На картине изображен ученик средних лет.

Его правая щека весело улыбалась.

Навстречу шел отец. Девочка и собака радостно залаяли.

Младшая сестра носила на голове платок, старшая - ботинки.

Он сел на коня и поехал пешком.

Он лег в постель и уснул изо всех сил.

Когда мой друг тонул, я бросился его спасать, потому что на нем были мои плавки.

У моего друга курносый нос, плавно переходящий в шею.

Некоторые обезьяны висят на деревьях вверх головой.

Когда туман рассеялся, князь увидел татаро-монгольское иго.

Охотник широко закрыл глаза и выстрелил.

Мы спали, но нам не спалось.

Репин шел по берегу Невы и увидел бурлаков на Волге.

Мальчик облизался до ушей.

Мой любимый уголок природы - солнце.

На крыше было много голубей, человек сорок.

На переменках мы катались по перилам с первого на третий этаж.

Застенчиво улыбаясь одними глазами, он шмыгнул одним носом.

Миша долго смотрел в зеркало, пока не узнал своего лица.

Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык.

Раздался выстрел, и его ранило в правую голову.

В класс вошли мальчик и девочка, они были братья.

Северный океан очень ледовитый.

Над своей теорией Дарвин работал, как зверь.

Лицо у него было овальное, как прямой угол.

В своих сапогах я чувствовал себя как дома.

У Вовы синяк под глазом, который ему очень к лицу.

У него была шпага с одним патроном.

Сестра любит помогать свой сестре Тане, когда она ест шоколад.

Я так люблю книги, что даже их читаю.

Наконец мы увидели березовую рощу, где стояли одни дубы.

Мне приходили в голову разные мысли, но лучшие остановились на банке земляничного варенья.

Он очень испугался, и душа у него ушла в ботинки.

Я быстро стоял на одном месте.

За многочисленными веснушками на его лице нельзя было рассмотреть черты его характера.

У него из-под черных кудрей выглядывали белые зубы.

Неожиданно он услышал чей-то взгляд.

Оля съела бублик вместе с собакой, которая бежала рядом.

И тогда он взял нож и застрелился.

За кустом белело что-то синее.

Он узнал ее по родинке на правом носу.

Уснув, сидя на лошади, Сергей весело пел песню.

Уши у него торчат кто куда.

Самым любимым временем года у него были каникулы.

Мысли как назло не хотели думать.

Было мне так холодно, что я вспотел.

Слева лес редкий, но дремучий.

Сначала у него вспотел лоб, а потом только показалась шишка.

На меня напала мысль.

У Сережи зачесались руки на коленях.

Саша вышел под громкое мычание всего класса.

Он сильно ударился головой, после чего долго хромал.

Игра «Соберите слова»

Задание: соедините слова столбиков так, чтобы появились новые слова.

Задачи с буквами и словами «Вниз по лесенке»

Задание: подберите слова по мере увеличения их буквенного количества (то есть возрастания ступенек лесенки) и получите словарную лестницу.

гривость

дуванчик

нтермедия

снователь

стребитель

боснование

ипровизация

бозреватель

спользование

бщественница

скусственность

прометчивость

зобретательство

тносительносгь

носказательность

врагоукрепление

Игра «Дружная семья»

Цели: закрепить понятие о частях речи, упражнять в составлении примеров (слов), обозначающих все части речи.

Описание. «Дружная семья» - это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из 10 букв. Например, литература. Его нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать слово (часть речи).

Л - ли — частица.

И - или - союз.

Т - триста - числительное.

Е - ехать - глагол.

Р - радостно - наречие.

А - а - союз.

Т - тот - местоимение.

У - у - предлог.

Р - розовый - прилагательное.

А - ах - междометие.

Другой пример со словом - трудолюбие.

Т - ты - местоимение.

Р - разве - частица.

У - удивляться - глагол.

Д - десять - числительное.

О - ох - междометие.

Л - легко - наречие.

Ю - юла - существительное.

Б - без - предлог.

И - или - союз.

Е - елейный - прилагательное.

Игра «Найдите числительные»

Задание: прочитайте забавные стихотворения Ванды Хотомской. Укажите числительные: сколько их, в каких словах встречаются?

Есть у нас три сестри цы.

Вы не знаете их?

Как бы мне ухитри ться

Рассказать о троих.

У одной, что в Стри жове,

Над окошком жил стри ж.

Стри чь она мастерица -

Приходи к ней, малыш!

У другой, что в Устри цах,

Никаких устри ц нет,

Но зато осетри ну

Подают на обед!

А у третьей, в Быстри це,

Быстри на на реке,

И резвятся три тоны

По ночам на песке.

У просто го сторожа -

Не просто рный дом:

Часто в нем стоножка

Бродит под сто лом.

Дорожит сто ножка

Чисто тою ног

И сто личной ваксой

Чистит сто сапог.

Вместо двух непросто

Вычистить все сто ,

Сразу сто лько обуви

Не носил никто!

У просто й сто ножки

Сто ит постоять,

Можно у сто ножки

Опыт перенять!

Перевод Л. Кондратенко

Игра «Кто больше составит слов?»

Цели : расширить словарный запас, развивать наблюдательность, внимательность, мышление.

Ребята! Помогите мне прочесть слова, которые были составлены. Я догадываюсь, что здесь была лиса, она своим пушистым хвостом вильнула и все слова перепутала. Недаром в народе говорят про лису: «Хвостом виляет, все следы заметает».

В этой игре выигрывает тот, кто больше составит слов.

(Слова: окунь, кот, кит, кино, окно, нота и др.)