Что значит играть в бабки. Русские народные игры мужские. Удар по веревке

Бабки

(Другие названия этой игры - «Козны», «Шугаи», «Панки», «Лодыжки» )

На Руси «Бабки» были широко распространены уже в VI-VIII вв. и являлись любимой игрой. Они сохранились кое-где до нашего времени. Следовательно, эта игра бытует среди русских около полутора тысяч лет. Попытки снова широко распространить «Бабки» предпринимаются некоторыми школами, Домами пионеров, пионерскими лагерями и др.

Эта игра известна также у других народов СССР - под равными названиями и с некоторыми изменениями в правилах.

Для игры берутся бабки - специально обработанные кости нижних надкопытных суставов ног коров, свиней, овец. У русских в наибольшем почете коровьи бабки: они более крупные и в них можно попасть с большого расстояния (до 40 м), тогда как по мелким бабкам и тем более по альчикам бьют обычно с 3-10 м. Играют обычно подростки, юноши и молодежь, от 2 до 10 человек. Раньше играли порой и люди зрелого возраста. У каждого своя бита и 3-10 бабок (по договоренности). В качестве биты берется наиболее крупная и увесистая бабка (внутреннюю полость ее часто заливают свинцом или оловом). Для игры требуется площадка размером до 60-70 м для мужчин и до 30-40 м для подростков. Если играют у стены (чтобы бабки не улетали от удара слишком далеко), то площадка может быть на 15-20 м короче.

Описание . Примерно в середине площадки чертят линию кона, на которую ставят собранные у всех игроков бабки в один или два ряда или же гнездами по 2, 3, 5 штук (рис. 10, А, а, в, г). Иногда строй бабок перпендикулярен к линии кона (рис. 10, А, б). Изредка строят из бабок замысловатые фигуры, например «рыбу» с раскрытым ртом (рис. 10, А, д) или, рассыпав бабки, ставят затем каждую на том месте, где она легла.

Определение очередности играющих само уже представляет интересный период игры. Обычно все выстраиваются вдоль кона и кидают свои биты в ту сторону, откуда договорились бить по кону. Метрах в двух-трех от кона проводится черта- «сало». Каждый бросает свою биту за «сало» на такое расстояние, какое считает наиболее подходящим для себя. При этом учитывают, что право бить первым получит тот, у кого бита ляжет дальше всех от кона. Поэтому рассчитывающие на свою силу и меткость стремятся забросить биту подальше. Нередко устраивается «гон» («гонка»), т. е. разрешается переносить свою биту еще дальше, и наиболее решительные игроки начинают переносить ее один дальше другого - в расчете на свои силы. Тот же, кто хитрит и бросает биту поближе (в расчете, что другие промахнутся издали и ему достанется бить вблизи), может не получить желаемого результата в случае меткости его товарищей, а бывает, что его наказывают: если его бита упадет ближе «сала», он должен будет бросать по кону не только последним, но и с закрытыми глазами. Сравнительно редко учитывается при определении очередности ударов положение упавшей на землю биты (Играющие могут договориться, например, что право бить первыми отдается тем, у кого бабка ляжет на «спинку», т. е. «брюшком» вверх («жок», «сак», «орел» и другие названия) (см. рис. 10, Б, б). Из них самым первым бьет тот, у кого бита легла дальше других лежащих в таком же положении. У кого она легла поближе, тот бьет вторым и т. д. Затем распределяются места тех, у кого бита легла на плоский «бок» («плоцка», «альча», «чик») (см. рис. 10, Б, г) и т. д. Иногда преимущество имеют другие положения бабки (рис. 10, Б, а, в)), и тем самым меньшая роль в русских разновидностях «Бабок» отводится случаю, везению, а большая - собственным достижениям играющих.

Иногда очередность играющих определяют более простыми способами: по жребию, по считалке, по уговору и др.

Завоевавший право бить первым подходит к месту, где лежит его бита, и бросает ее оттуда по бабкам, стоящим на кону. Если он собьет (повалит) своей битой бабку на кону, то выигрывает эту бабку или все гнездо, в которое она входит (в зависимости от договоренности). После этого бьет следующий по очереди. Когда на кону не останется бабок, игра прекращается. Если все пробили, а на кону еще остались бабки, то играющие договариваются или повторить игру с оставшимися на кону бабками, или поставить на кон дополнительно по определенному количеству бабок от каждого участника. Игра повторяется обычно по многу раз. Побеждает выигравший наибольшее количество бабок.

Правила существенно различались в отдельных видах «Бабок». В описанном выше виде игры соблюдались такие правила: 1. Бросать биту по кону надо каждый раз с того места, где лежала бита, делая не более 1- 3 шагов вперед. 2. Если бабка на кону задета битой, но не упала, она не считается выбитой. 3. Выбитые бабки фазу забираются с кона выбившим их игроком. 4. Можно бросать по кону 1-3 биты подряд (по договоренности). 5. Иногда вводится правило: начинать сбивать бабки, стоящие гуськом, можно только с последней пары, причем в случае падения других бабок они не считаются сбитыми.

Разновидность игры в «Бабки» - «Через кон» (Она известна еще под названиями «Из кона в кон», «Из поля, в поле» и др.). Все бьют по кону с одной черты, называемой «салом». Она проводится в 10-15 м от кона или дальше - по договоренности. Очередность определяется по жребию. Когда все пробьют с одной стороны, то идут на другую сторону кона к своим битам, перелетевшим через кон. Теперь каждый бросает свою биту по стоящим на кону бабкам с того места, где лежит его бита, причем первым бросает тот, чья бита лежит дальше от кона. У кого же бита при броске от «сала» не долетела до кона, тот бьет последним и притом с завязанными глазами. В остальном игра та же, что и предыдущая.

Другая разновидность игры в «Бабки». На площадке проводится линия «города», а в 6-8 м от нее параллельно ей чертится линия кона. Бабки ставятся на кон в один или два ряда (см. рис. 10, А).

Все играющие становятся за линию «города». Любым из известных им способов они определяют очередность в игре.

Каждый игрок по очереди делает один удар по бабкам. Его задача - сбить как можно больше бабок. Каждая сбитая бабка дает ему выигрышное очко. Когда первая фигура сбита, ставится вторая, затем третья и т. д. (см. рис. 10, А). Когда все бросят биту по одному разу, но не все бабки будут сбиты в установленных фигурах, играют второй раз. Когда все бабки будут сбиты, подсчитываются очки. Игру повторяют несколько раз. Каждый раз очередь бить по бабкам разыгрывается. Выигрывает набравший наибольшее количество очков.

Правила те же, что и в предыдущих разновидностях, но есть и отличие: бить надо не заступая за линию «города». В противном случае выбитая бабка ставится на прежнее место.

Для игры нужны «бабки» (небольшие чурки) -по 10 штук на команду играющих - и один биток - самая крупная и тяжелая «бабка».

Играющие делятся на две команды по 3-4 человека в каждой и выстраиваются на одной линии. В 3 м от этой линии чертят другую линию кона, за которой в определенном порядке и последовательности расставляют фигуры из 10 «бабок». Каждая команда старается сбить поставленные «бабки» меньшим количеством битков.

По жребию одна из команд начинает первой. Игроки этой команды по очереди, установленной капитаном, бросают битком в «бабки». Затем бьет другая команда, после чего снова первая и т. д. Побеждает команда, сделавшая меньше бросков битком для того, чтобы сбить установленные из «бабок» фигуры.

Правила игры

1. В игре последовательно сбивают две фигуры: «забор» и «гусек» (см. рисунок). Когда сбивают фигуру «забор», то можно начинать это делать с любого конца, последовательно сбивая «бабки» этой фигуры, но не более двух «бабок» одним броском битка. Сбивать фигуру «гусёк» можно, начиная с последнего ряда «бабок».

2. Если броском битка 1 и 2 «бабки» выбиты не подряд, или сбито более 2 «бабок», или какие-либо «бабки» сдвинуты с места, но не сбиты, то вся фигура из 10 «бабок» ставится вновь.

3. Сбитые «бабки» убирают с площадки.

4. Игрок, переступивший за черту метания до прикосновения битка к земле, теряет право на бросок, а все сбитые «бабки» этой фигуры ставятся на место.

По материалам книги Н. Гуреева "Активный отдых" (М., "Советский спорт", 1991)

Взявший ножик по жребию бросает его в землю двумя пальцами, потом тремя и т. д., чтобы он воткнулся. Потом он кладет его на кулак поперек, затем - на ладонь и на кисть и с них бросает; потом, взяв за кончик и приложив к губам, бросает его в землю: после кладет ко лбу и оканчивает головой, с которой он сбрасывает, но всякий раз, чтобы воткнулся нож.

Не выполнивший всех этих действий должен вытаскивать зубами тоненький колышек, забитый в землю и чуть видимый.

Русская игра Мушка

Вбивают в землю палку длиной в аршин и более; вверху палки привешивают деревянный крючок, называемый мушкой, которую водит (караулит) один из играющих, и вешает ее всякий раз, когда собьют, а прочие, отойдя на несколько шагов, держат в мазлах (ямках) свои палки.

Между тем один кто-либо, не отходя от мазла, старается попасть своей палкой в мушку, или, по крайней мере, во вбитую палку; отлетевшую же его палку он оставляет лежать на том месте, где она упала, пока все не закончат бросать.

Но если бросающий надеется, что он сбегает скорее за палкой, чем поспеет водящий повесить мушку, то он бежит за ней. Если не надеется, то дожидается выкупа. Когда бьет последний, это значит выкупает, тогда все бегут за своими палками. Водящий же мушку должен повесить ее как можно скорее, захватить чье бы то ни было мазло во время их бега. Кто не успеет защитить свое мазло, тот водит мушку а прочие играют по-прежнему

Изворотливость побеждает умение.

Русская игра Чушки

Чертят сначала на земле два крута расстоянием друг от друга на 20 шагов и более; потом проводят по середине каждого круга по одной черте, называемой коном, и одну черту - между кругами, которая называется полуконом.

На конах каждого круга ставят по пять чушек (обрубки длиной и толщиной в 1/4 арш.) в таком порядке: одну чушку кладут вдоль кона, две - поперек продольной чушки, четвертую - вдоль двух поперечных, а пятую ставят стоймя между четвертой и двумя продольными. Играющие разделяются на две стороны, каждый игрок имеет по две палки, и начинают сбивать после конания. Игроки первой стороны бьют из своего первого круга в круг второй стороны: сначала одной палкой, а потом другой.

Если случится, что кто-то собьет с первого раза все чушки, то вторая сторона начинает сбивать чушки первого круга палками первой стороны. Нужно заметить, что при сбивании чушек игроки используют одни и те же палки. Если случится, что игроки первой стороны не все собьют или вовсе не собьют чушки второго круга, то начинает сбивать вторая сторона чушки первого круга, и таким образом продолжают играть обе стороны, пока не собьют чушек со своих конов.

Когда кто-то собьет с кона хотя бы одну чушку, тогда прочие должны сбивать остальные уже с полукона. Если одна сторона не собьет своих чушек, то сбившая - ездит на ней от круга к кругу. Если обе стороны собьют свои чушки, то начинают снова играть, пока кто-то не собьет.

Игра эта, по-видимому, намекает на то, что кто в житии проворен, тот и успевает.

Русская игра Чиж или чижик

В начерченном на земле круге кладут чижика, или чижа,- заостренную с обеих концов палочку длиной в 1/4 арш. Начинающие играть сначала конаются, и потом бьют по порядку конания: от первого до последнего. Перед игрой уговариваются: если кто не сделает десять ударов палкой по чижику, то сколько раз должен бегать на кули и скачку? Кули означает бегать от круга до упавшего чижика и кричать не переставая: «На кули, кули!» Скачка - такое же беганье, только на одной ноге, сгорбившись и не переменяя ноги.

Первый игрок после конания начинает бить чижика с одного какого-либо заостренного конца и старается сделать еще несколько ударов на воздухе и потом отбивает чижика; за ним бьет второго, и таким образом бьют все по порядку. За отбитым чижиком бежит второй игрок, который кладет его в круг и начинает бить, как первый, а за отбитым бежит уже третий, и так все чередуются до конца игры.

Кто всех скорее сделает десять ударов, тот оканчивает бить чижика, и потом первый начинает бить уже на кули и скачку, но не раньше чем все не сделают до десяти ударов, соблюдая прежний порядок бить по очереди. Не сделавший десяти ударов бегает за чижиком, подает каждому палку, чтобы бить, и, обращаясь к кругу, кричит не прерывая голоса: «На кули, кули!» - и в это время скачет. Он кричит, и скачет столько раз от чижика к кругу, сколько было условлено. Затем снова начинают играть, если вздумают.

Неудача скачет, неудача пляшет, а крайность ни до чего не доводит.

Русская игра Кандалы

Мальчики становятся к стене или забору. Один из играющих, став против них, говорит: «Кандалы».

Ему отвечают: «Скованы».

Один из играющих говорит: «Раскуй».

Спрашивают: «Кого?»

Один из играющих отвечает: «Насыкай кулак (приготовляй)».

Спрашивают: «На чьи боки?»

Один из играющих: «На такого-то». Тогда все бросаются на названного им и бьют. Говоривший занимает потом место названного, а этот начинает спрашивать таким же образом, и продолжают забавляться, пока им не надоест. На кого навалится несчастье, на того - и люди.

Русская игра Шар или касло

Выбирают палки, которые бы имели на конце головку, как в кие, чтоб удобнее было гонять шар; потом выкапывают довольно большую яму, называемую касло. Вокруг него выкапывают небольшие ямки по числу игроков, называемые лунками. Выпавшему по жребию водить игру нужно загнать шар в лунку и когда другие будут отбивать, тогда стараться захватить чье бы то ни было место. Защищающие должны находиться при своих лунках, а когда водящий вгонит шар в касло, тогда они должны переменяться своими ямками, но чтобы не прозевать их.

Прозевавший же водит шар. Если водящий долго не вгонит в касло шар, то может бросить его вверх, но так, чтобы попасть в касло; прочие обязаны отбивать шар на лету. Отходящий от своей лунки должен зачурить ее, сказав: «Чур! Мое масло до вечера не погасло». Другие говорят: «Чур сала - масла, запечатано касло».

Забава эта довольно утешительная: в ней требуется проворство и искусство, особенно водящему шар.

Русская игра Ветчинка

Вбивают в землю колышек и привязывают к нему небольшую веревку. Около колышка кладут ветчинку - старые сапоги, башмаки или лапти. Один из игроков берет в левую руку веревочку, а в правую прут. Прочие подходят к нему и спрашивают: «Поспела ли ветчинка?» - «Нет». Потом через некоторое время: «Поспела ли ветчинка?»- «Нет». В третий раз: «Поспела ли ветчинка?» Тот отвечает: «Кипит, шевелит, продавать велит». При последнем слове похищают ветчинку, а тот, кто охраняет ветчинку, должен отгонять их прутом, и ударенный им заступает на его место. Если ветчинка расхищена без удара, то он сам подвергается наказанию: берут по пруту и бьют его.

Не показывает ли эта игра беспечного хозяина, не радеющего о своей собственности?

Игра в «бабки»

Русская игра Бабки

Они изготовляются из подкопытной кости и составляют промысел мальчиков. Сначала кость обваривают в горячей воде, и потом выбирают самую большую и тяжелую кость для битки, которую наливают охотники свинцом. Каждый игрок ставит несколько пар своих бабок на ровном месте в один ряд; стоящие попарно бабки называются гнездом, а все гнездо - коном. Кому начинать бить, бросают из-за кона битки; чья упадет дальше, тому начинать. Сбивший несколько гнезд получает все себе; непопавший теряет свой выигрыш.

Игра в «бабки» имеет свои особые термины: кон за кон, плоцка, кудачек у кону, стенка и городок. Кто в игре кон за кон сшибет крайние бабки, тот их выигрывает. В плоцке нужно целить в одну из сторон: в правую или в левую. В кудачке нужно иметь особую ловкость, чтобы не зашибить своим битком чужого. В стенке бросают об стенку бабками, и чья ляжет ближе к другой, тот выигрывает. В коне ставят по шесть бабок, и кто собьет все, тому достаются все шесть. Для всех этих игр существуют разные правила и условия, потому что зависит от местности и нововведений самих игроков.

Игра в «бабки» собственно греческая и называлась астрагалос. От греков она распространилась по Европе, а русские так ее усвоили, что она поныне составляет первое удовольствие для мальчиков, и нет уголка во всей России, где бы не играли в нее. Нужно заметить, что в бабки любили играть татары Золотой Орды. При раскопках местности Сарая находили во множестве коньки и альчики (бабки из подколен овец), которые были очень хорошо обработаны. Иногда случалось видеть по нескольку десятков сложенных вместе.

Разнообразие игры в бабки, называемой в Калужской губернии ладышками, можно видеть на примере трех ее видов: плоцка, жог и кон за кон.

Выбирают ровное место, проводят на нем черту для кона и черту, из-за которой должно бить и гонять битой. Эти биты бывают простые бабки, свинчатки (налитые свинцом), чугунки и медянки (чугунные и медные бабки). Каждый за свою биту должен ставить на кон пару бабок, называемых гнездом. Установив кон, собирают все биты и бросают их на землю. Чья бита ляжет дальше всех, и притом плоцкою (на левый бок), тот имеет право раньше всех гонять и бить, за ним по порядку другие; после них жоги и нички. Жоги, чьи биты легли прямо на нижнюю сторону, а нички - на верхний бок или на правую сторону, но нички уже бьют с левой руки. Сшибаемые бабки кладут в свою казну, т. е. в карман, шапку, мешочек и за пазуху. Если с кона не все сшиблены бабки, то продолжают сбивать их по согласию или еще прибавляют к гнезду бабки.

В жог так же играют, как в плоцку. Разница та, что здесь гоняет и бьет раньше тот, у кого бита легла жогом, за ним - плоцка, а последний - уже ничка.

Установив кон, отходят на довольно большое расстояние; отсюда начинают забивать битами, это значит, чтобы бита непременно перебутела (перелетела) через кон. В противном случае берут пару ладышек, поставленных за биту. Этот промах поправляется установлением другой пары бабок, что называется уже посолить или наварить. После забоя бьют за коном. Сбитые бабки берут себе, которые продают потом или меняют на какие-нибудь вещи.

Играют еще бабками в пристенок. Ударяют бабкой об стену, ворота или камень, а вслед за ними чокаются бабками. Это значит, чтобы бабка дотронулась к чьей-нибудь или находилась бы на расстоянии от нее на пядень. Тогда это называется спядил игрок, который получает чокнувшиеся, или спядившиеся, бабки.

Русский народ издревле славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми как для детей, так и для взрослых. Однако, время, воины и влияние европейских соседей постепенно затмили старинные русские игры. Сейчас они начинают возрождаться и не перестают восхищать свой живостью, оригинальными идеями и заданиями, наполненными шумным весельем.

Узнав нехитрые правила русских народных игр, можно погрузиться не только в захватывающий мир детства, но и понять, как жили и отдыхали наши предки.

Русские народные игры и их правила

Бирюльки

Это игра известна издревле, однако, ее правила знают сейчас очень немногие. Смысл заключается в том, что берется от 60 до 100 палочек длиной 10 см. Их кладут в мешок, а затем высыпают на ровную поверхность. Палочки, высыпаясь, ложатся беспорядочно и задача игры заключается в том, что каждый по очереди убирает по одной бирюльке, стараясь не потревожить те, которые находятся рядом. Побеждает тот, у кого, после разбора всей кучи, насчитывается больше всего собранных «трофеев». Чтобы сделать игру еще интереснее, можно палочки сделать в виде лопатки, копья или ложки. За такие бирюльки начисляется большее количество очков.

Золотые ворота

Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».

Поймай рыбку

Чтобы победить в этой игре нужно обладать хорошей реакцией и скоростью. Смысл этой забавы в том, что участники образуют круг, в центре которого стоит «вода» с веревкой и вращает ее по полу вокруг своей оси. Задача участников - подпрыгивать над веревкой. Тот игрой, который зацепится за нее, выбывает из игры.

Горячее место

Эта забава прекрасно подходит для тех, кто любит играть в догонялки. Ее смысл заключается в том, что в центре площадки обозначается место, которое будет называться горячим. «Вода» должен стараться поймать участников, стремящихся попасть в это место. Тот, кого ловят, помогает «воде». Если игроку удается достигнуть «горячего места», он может там отдыхать сколько пожелает, однако, выйдя за его пределы, вновь должен будет убегать от «воды». Игра длится до тех пора, пока не поймают всех игроков.

Слон

Эта игра позволяет проверить силу и выносливость, поэтому ее больше всего любят мальчишки. Смысл игра заключается в том, что участники делятся на две равные команды. После этого, одна из них будет «слон», а другая станет на него запрыгивать. Участник первой команды подходит к стене и нагибается, упираясь в нее руками. Следующий подходит сзади и обхватывает его за талию руками, наклонив голову. Остальные игроки делают также. Получается «слон». Первый участник другой команды разбегается и старается запрыгнуть на «слона» таким образом, чтобы осталось место для других членов команды. После того, как вся команда оказалась на спине «слона», чтобы выиграть, она должна продержаться так в течение 10 секунд. После этого, команды могут поменяться местами.

Краски

Это очень подвижная и веселая игра. Согласно ее правилам, нужно выбрать двух участников: «монаха» и «продавца». Другие игроки становятся в шеренгу, а продавец говорит им шепотом любой цвет. После этого, происходит следующий диалог:

Монах заходит в магазин красок и говорит продавцу:

Я монах в синих штанах, пришел за краской. - За какой?

Монах называет цвета (например, красный). В случае, если такого цвета нет, продавец отвечает:

Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

При этом, монаху дается задание: пройтись уточкой или попрыгать на одной ноге. Если, такой цвет есть, то продавец отвечает:

Есть такая! - Сколько стоит? - Пять рублей

После этого, монах хлопает по ладони продавца пять раз). Как только прозвучал последний хлопок, участник-«краска» вскакивает и бежит вокруг шеренги. Если монах его догоняет, то сам становится «краской», а тот, кого поймали становится на его место.

Гуси-лебеди

Эта забава для тех, кто любит активные игры. Ее смысл состоит в том, что из всех участников выбирается два волка и один вожак. Все остальные становятся гусями. Вожаку нужно находиться на одной стороне площадки, а лебедям на другой. Волки стоят поодаль «в засаде». Вожак произносит следующие слова:

Гуси-лебеди, домой!

Бегите, летите домой, стоят волки за горой!

А чего волкам надо?

Серых гусей щипать да косточки глодать!

Когда закончится песня, гуси должны добежать до вожака и постараться не быть пойманными волками. Те, кого поймали, выходят из игры, а остальные возвращаются обратно. Игра заканчивается тогда,когда будет пойман последний гусь.

Репа

Название этой игры произошло от старинной русской сказки «Репка», поэтому ее смысл несколько похож на это произведение. Она прекрасно подходит для развития реакции и координации движений.

Правила игры таковы: все участники становятся в круг и начинают водить хоровод. В его центре находится ребенок-«репка», а за кругом «мышка». Все игроки во время хоровода напевают такую песню:

«Расти ре-понь-ка!
Расти кре-понь-ка!
Ни мала, ни велика,
До мышиного хвоста!»

Пока звучит песня, репка постепенно «растет», то есть поднимается. После окончания песни мышка должна постараться проникнуть в круг и поймать репку. Остальные участники могут ей либо мешать, либо помогать. После того, как мышка поймает репку, выбираются новые игроки.

Существует еще одна вариация этой игры.

Игроки становятся друг за другом и обхватывают руками талию предыдущего участника. Первый из игроков должен крепко держаться за ствол дерева. Игра начинается тогда, когда «дед» пытается отцепить крайнего участника от остальной команды и так, пока «репка» не будет полностью «вытянута».

Салки

Это одна из распространенных вариаций подвижной и физически развивающей игры. Ее участника расходятся по площадке, закрывают глаза, а руки при этом держат за спиной. Ведущий кладет одному из игроков в руку предмет на счет «раз, два, три» все открывают глаза. Руки участников при этом остаются за спиной. То игрок, у которого оказывается предмет говорит: «Я салка». Остальные участники должны от него убежать, прыгая на одной ноге. Тот, кого коснулся «салка» сам становится «водой». Важным условием является то, что и «салка» тоже должен прыгать на одной ноге.

Удар по веревке

Эта нехитрая игра поможет развить скорость реакции и хорошо повеселиться. Смысл ее заключается в том, что берется плотная веревка, которая связывается в кольцо. Все игроки становятся снаружи и берутся за него одной рукой. В центре кольца стоит «вода». Он должен успеть «засалить» одного из игроков, который затем становится на его место.

Казаки-разбойники

Эта старая русская забава, правила которой назубок знают наши родители, бабушки и дедушки. Ее смысл заключается в том, что все участники делятся на две команды «казаки» и «разбойники». Казаки выбирают себе место, в котором будут обустраивать «темницу» и выбирают сторожа. Разбойники в этом время разбегаются и прячутся, оставляя на своем пути стрелочки и другие подсказки. Казаки должны найти каждого разбойника и привести в темницу. С каждым пойманным игроком остается сторож, однако, другие разбойники могут помочь партнеру по команде и, схватив сторожа, освободить пленника. Игра заканчивается тогда, когда все разбойники будут пойманы.

Разбойники для того, чтобы их как можно дольше их не могли найти, вначале убегают все вместе, а затем разделяются.

По одной из версий этой игры, разбойники загадывают секретное слово-пароль, а казаки должны его узнать. Поэтому игра длится даже после поимки всех разбойников, пока не узнан пароль.

«Тише едешь»

Эта шумная и веселая игра требует не только сноровки, но и находчивости. Перед началом необходимо нарисовать на земле две линии на расстоянии 5 метров друг от друга. Перед одной из линий стоит «вода», перед другой - остальные игроки. Задача участников добежать до «воды». Кто первым это сделает становится на его место. Сложность заключается в том, что «вода» периодически говорит: «Тише едешь – дальше будешь. Замри!». После этой фразы все игроки должны замереть, а цель ведущего - постараться рассмешить каждого из участников, не дотрагиваясь до него. Можно строить гримасы, пристально глядеть в глаза, рассказывать смешные истории. Если кто-то из игроков рассмеялся или улыбнулся, он возвращается обратно к линии.

Медвежонок

Это очень подвижная и веселая игра. Вначале необходимо нарисовать на земле два круга. В одном из них будет находиться «берлога» с «медвежонком», а в другой - дом для остальных участников. Игроки выходят из «домика» и напевают: «Грибочки, ягодки беру. А медведь не спит и на нас рычит». После того, как они допели, медвежонок с рычанием выбегает из своей берлоги и старается догнать остальных игроков. Тот, кого поймают, сам становится медвежонком.

Горелки

Эта игра была очень популярной в старину. Она прекрасно развивает внимание и скорость. Смысл ее заключается в том, что игроки в количестве 11 человек выбирают воду, а затем разбиваются на пары и образуют колонну. «Вода» становится спиной к участникам и не смотрит назад. Перед ним в двадцати метрах рисуется линия.

Участники напевают следующую песню:

«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»

После ее окончания, последняя пара разъединяет руки и бежит по разные стороны от колонны к «воде». Поравнявшись с ним, они кричат: «Раз, два, не воронь, беги, как огонь!». После этого, «вода» начинает гнаться за этой парой и должен «засалить» одного из них, до того, как они добегут до линии и возьмутся за руки. Если ему это удалось, то он становится в пару с оставшимся участником, а тот, кого догнали выполняет обязанности «воды». Если догнать не удалось, то пара становится во главу колонны, а «вода» продолжает «гореть».

Эта игра отличается тем, что в нее можно играть очень долго, пока участники не устанут.

Старинные русские игры люди придумывали с заботой о своих детях, с мыслями о том, чтобы они не только весело и энергично проводили время, но и учились общаться друг с другом, узнавали цену дружбы и знали, что такое честность и взаимовыручка. Нет ничего лучше забав на свежем воздухе, которые помогают не только выбраться из знакомой духоты закрытых комнат, но и найти верных друзей, увидеть мир во всех его завораживающих красках, а также дать свободу собственной фантазии.

Современные дети считают старинными и игры, в которые с удовольствием играли мы - современные взрослые, в своем детстве. Это "Колечко", "Море волнуется", "Вышибалы", "Классики", "Резиночка" и другие.


Любимая народная игра, представляющая разные видоизменения: кон, катошки и пр., причем различными способами разставляются самые Б. из надкопытных костей. Б., которой бьют, если налита свинцом, носит название литок или свинчатка … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Фити мити, манюхи, пети мети, бабульки, гроши, деньжонки, бобы, башли, финансы, копейка, капуста, мани, деньжата, козны, деньги, бабло, хрусты, денежки, капиталы, презренный металл Словарь русских синонимов. бабки см. деньги Словарь синонимов… … Словарь синонимов

Забава, потеха, шалость, шутка; пьеса. Ср … Словарь синонимов

В Викисловаре есть статья «бабки» Бабки многозначный термин: Содержание … Википедия

Бок; мн. Жарг. Деньги. Зашибать, заколачивать б. ◊ Отбить (свои) бабки. Вернуть вложенные во что л. деньги; окупить затраты. * * * БАБКИ БАБКИ, старинная русская национальная игра спортивного характера типа игры в городки, только вместо «рюх» или … Энциклопедический словарь

бабки - БАБКИ, бок, мн Игра, в которой из круга выбивают костью другие такие же кости, расставленные в определенном порядке. На окраине далекой сибирской деревеньки крикливая ребятня с раннего утра режется в бабки (Шукш.) … Толковый словарь русских существительных

бабки - ок, мн.; БА/БКА, и, ж. Надкопытный сустав ноги у животных. Направо водили поджарую красавицу Фру Фру, которая, как на пружинах, переступала на своих эластичных и довольно длинных бабках. // Лев Толстой. Анна Каренина //* БАБОЧНИК, ◘… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

Игра в бабки - популяр. в античности игра с астрагалами (бабками) … Древний мир. Энциклопедический словарь

Игра в бабки - популярная в античности игра с астрагалами (бабками); была особенно популярна среди женщин … Словарь античности

Книги

  • Витезслав Незвал. Лирика , . В сборник чешского поэта вошли лирические стихотворения из книг: "Маленький розовый сад", "Игра в бабки", "Пять пальцев", "Стеклянный плащ", "Обратный билет", "Пятьдесятдве горькие баллады…