Арк морпорк настольная игра плоский мир. Виртуальная прогулка по анк-морпорку. Как устроен Плоский мир

Вы ещё не бывали в Анк-Морпорке, величайшем городе Плоского мира? Утешьтесь, наконец-то у вас появилась такая возможность! Вы сможете посетить самые фешенебельные клубы и главные городские достопримечательности, наведаться в Незримый университет, прогуляться по улицам, переулкам и закоулкам. Можете даже по Теням пошастать - но помните, в этом случае на похороны за городской счёт не рассчитывайте. В общем, добро пожаловать в Анк-Морпорк!

Terry Pratchett
The Compleat Ankh-Morpork
Путеводитель
Жанр: справочное издание, фэнтези
Выход оригинала: 2012
Переводчик: В. Сергеева
Издательство: «Э», 2016
Серия: «Терри Пратчетт»
128 стр., 3000 экз.
Похоже на:
энциклопедия «Мир Льда и Пламени. Официальная история Вестероса и Игры Престолов»
энциклопедия «Мир Ведьмака»

Разнообразных справочных изданий по фантастическим мирам не счесть. На русском языке они тоже выходят, в последние пару лет - весьма регулярно. В основном такие справочники делятся на три категории. Первая - серьёзные, подробные и тщательно структурированные энциклопедии с упором на информативность. Вторая - красочные, богато иллюстрированные и эффектные издания, более напоминающие артбуки. Наконец, третья категория - справочники в игровой форме. Именно таков путеводитель по Анк-Морпорку.

Сочиняя его, демиург Плоского мира Терри Пратчетт словно представил своих читателей реальными путешественниками, впервые посетившими Анк-Морпорк. Так что книга структурирована совершенно так же, как путеводитель, к примеру, по Лондону или Парижу. Читатель узнает о пунктах обмена валют, медицинской помощи, службе правопорядка, ознакомится с местным законодательством, системой городского транспорта, инфраструктурой и далее по списку. Всё подробно и информативно - хоть прямо сейчас заказывай визу и билет в Анк-Морпорк!

Конечно, Пратчетт не был бы собой, если бы путеводитель оказался простым перечислением сухих фактов. Текст насыщен типичными для автора ироничными шуточками и аллюзиями, так что скучать читателю не придётся. Причём читать книгу с начала совершенно не обязательно - всё-таки это не роман, сюжетной интриги здесь нет. Открываешь на любой странице и наслаждаешься - одни пародийные рекламные объявления чего стоят!.. Конечно, книга рассчитана на фанатов Плоского мира, которым все эти колоритные названия и термины греют душу. Впрочем, неофиты подобные справочные издания обычно и не покупают.






Естественно, есть тут и иллюстрации. Хотя кажется, что их всё-таки недостаёт. Возможно, несколько цветных врезок не были бы лишними. Но что поделаешь, в оригинале их нет. А русское издание почти полностью соответствует оригиналу - за одним очень существенным исключением (но об этом читайте во врезке).

Итог : Очень симпатичное «фанатское» издание, хороший подарок всем поклонникам Плоского мира. Если бы не одно «но», было бы просто шикарно…

Где эта улица, где этот дом?

Увы, в русском издании не хватает карты города, которая есть в оригинале. Потому обильно рассыпанные по тексту отсылки к карте (например, «Королевский музей искусств. Верхний Бродвей (H3)») совершенно бесполезны. В издательстве «Эксмо» обещают исправить ситуацию. Для тех, кто уже купил путеводитель, карту опубликуют в электронном виде. Также планируется выпуск дополнительного тиража книги, уже с картой. Но всё-таки подобные ляпы, да ещё с учётом немалой стоимости издания, абсолютно недопустимы - и здорово портят впечатление от прекрасной книги.

Словосочетание «плоский мир» (точнее, Мир Диска, «discworld») заставляют всех поклонников книг Терри Пратчетта с пониманием ухмыляться и искать свободное место на полке для коробки с игрой.

Мастер пера вдохновил не только режиссеров на экранизации отдельных книг, но и создателей настолок на «Плоский мир: Анк-Морпорк» – игру, погружающую в атмосферу самого известного города его вселенной.

Описание игры


Узнаете?:) Великий Атуин, слоны и Диск, все как в книгах Пратчетта

Настольная игра «Плоский мир: Анк-Морпорк» отсылает к циклу книг в жанре фэнтези «Плоский мир». Своеобразный юмор книг, яркие персонажи, незабываемые приключения перенесены на игровое поле, позволяя фанатом насладиться множеством пасхалок, а впервые приобщившимся к вселенной Пратчетта – просто весело провести время.

Сюжет начинается с того, что исчезает лорд Витинари, правитель Анк-Морпорка. Никто не знает, куда он делся и кто теперь встанет у руля. Начинается борьба за власть…

В игре семь персонажей, включая собственно Витинари, и у каждого из них свои тайные цели, о которых нельзя говорить остальным. Победа и главный приз достается тому, кто первый сможет их достичь.

Игрокам придется столкнуться с демонами, драконами, Смертью и прочими неприятностями. Фантастика? Фантастика, но такая увлекательная!

Что в наборе?

Игровые фишки

В коробке вы найдете:

Правила и ход игры

Плоский мир покоится на трех слонах и большой черепахе, а «Плоский мир» как игра – на несложной схеме расстановки фишек и следовании за написанным на карточках.


Плоский мир покоится на трех слонах и большой черепахе

Подготовка к игре

Участники выбирают себе цвет и делят по нему фишки слуг и зданий. В районы Тени, Сестры Долли и Сточные районы каждый отправляет по одному слуге. Плюс туда же ставят по жетону неприятностей – они не личные, а общие.

Игрокам выдается на руки по 10 долларов. Остальные деньги образуют банк. Все остальные фишки оставляют рядом с полем.

Карточки персонажей раздаются вслепую. Игроки не должны разглашать свою «личность» и ее цели. Отложенные в коробку лишние карты тоже не стоит просматривать.

Рядом с полем кладут три перетасованные колоды: случайные события и игровые карты. При этом карты с зеленой кромкой всей пачкой кладутся поверх «коричневых». Игрокам выдается по пять карт.

Стопка с карточками городских районов размещается лицом вверх – все их должны видеть. Все игроки («Анк-Морпорк» – игра на двух–четырех человек) берут по карточке-памятке, чтобы ничего не забыть и не перепутать в процессе игры. Очередность хода определяется броском кубика.

Если игроков всего двое, то из персонажей нужно удалить Хризопраза, а из игровых карт – Хьюберта и Космо Роскошь.
Карточки персонажей

Ход игры

На своем ходу участник играет любую карту с руки. Указания на карточках могут привести к тому, что сыграть придется более одной, или к тому, что их будет больше пяти. В финале хода карты нужно добрать до пяти, но если их больше – лишнее не сбрасывается.

Партия идет либо до победы одного игрока, либо пока не закончится колода. Важно: у каждого персонажа свои условия победы, и их необходимо соблюсти.
Игровое поле

Розыгрыш карт

В «шапке» большинства карт есть перечень действий, которые игрок может совершить. Их делают строго в указанной очередности, но все, кроме Случайного события, допустимо просто пропустить. Сыгранная карта уходит в сброс.
Игровые карты

Действия

  • Поставить слугу. Фишку слуги ставят ее либо в тот район города, где уже присутствует слуга игрока, либо в соседний. Количество слуг в каждом районе не ограничено. Когда фишки заканчиваются, можно переставлять имеющиеся.Но учитывайте, что как только в где-либо становится больше одного слуги (любого, не только вашего), туда автоматически приходит и жетон неприятностей. К счастью, он может быть только один на район, но теперь тут нельзя ничего стоить. Чтобы избавиться от него, необходимо вывести с территории одного слугу.
  • Построить здание. Там, где есть слуга игрока и нет жетона неприятностей и ничего еще не построено, участнику разрешено установить фишку здания. Но недостаточно ее просто поставить – нужно оплатить в казну цену, указанную на участке. Теперь игрок берет себе карточку района и держит ее в открытом виде. Максимальное количество зданий на персонажа – шесть. Когда все они построены, можно одно из них перенести в другой район, сдав карточку назад и взяв новую. Зачем нужно застраивать районы? Ну как минимум затем, чтобы получать от них бонусы один раз в ход. Районы :
    • Тени – поместить фишку неприятностей в этот или соседний район, если там есть хоть кто-то из слуг;
    • Сестры Долли и Мраколодец – за 3 анкморпорских доллара поставить фишку слуги здесь или в соседнем районе;
    • Сточный район – в обмен на сброшенную карту взять в банке 2 доллара;
    • Сонные холмы и Длинная стена – получить в банке 1 доллар;
    • Стадион Гиппо и Драконья посадка – получить 2 доллара;
    • Остров Богов – за 2 доллара выкупить и убрать с карты города один жетон неприятностей;
    • Мелкие боги – за 3 доллара отменить любое случайное событие, влияющее на слуг игрока, цена за каждого слугу;
    • Семеро спящих – получить 3 доллара;
    • В недвижимость – взять из игровой колоды карту и взамен сбросить одну свою.

Карты районов
  • Убить. Убрать с любого участка из тех, где лежит жетон неприятностей, одного чужого слугу, демона или тролля. Вместе с жертвой исчезнет и жетон.
  • Убрать жетон неприятностей. Действие, позволяющее избавиться от пакостного жетона без лишних движений.
  • Взять деньги. В банке. Сумма написана.
  • Свиток. Он призывает выполнить написанное в нижней части карты.
  • Сыграть еще одну карту. Не считается шулерством сыграть подряд несколько карт с таким действием.
  • Прерывание. Поднятая ладонь может спасти игрока от многих неприятностей. Карты с таким символом можно играть в любой момент, чаще всего – на чужом ходу. И даже на свое ходу такую карту можно предъявить дополнительно к активной, не прерывая действие. Вот только если о ней вспомнили поздно, после уже совершившейся гадости, то поезд ушел.
  • Случайное событие. Игрок обязан вытянуть карту из соответствующей колоды, и ее эффект сработает. Каждое событие происходит лишь единожды. Если в результате него вы теряете здание, то карточку района придется вернуть в резерв. Район происшествия определяется броском кубика.

Карты с перечнем действий
  • Дракон. Район будет выжжен его пламенем, оттуда убираются все, что там стояло.
    Наводнение. Двойной бросок. Если выпавшие районы граничили с рекой, они, становятся затопленными. Игроки эвакуируют по одному из своих слуг в ближайший район, но только не в тоже пострадавший. Остальное не перемещается.
  • Пожар. Если есть здание, оно горит и убирается. Кубик бросается повторно. Если выпал соседний район и там тоже есть здание, огонь уничтожает и его, пока не выпадет участок не по соседству и без строений.
  • Туман. Из игровой колоды сбрасываются в открытую пять верхних карт.
  • Бунты. Игра прекращается, если на поле стоят восемь жетонов неприятностей (или больше). Но «Командор Ваймс», если он есть в игре, подавляет бунты, и они не срабатывают.
  • Взрыв. Уничтожает все здания на участке.
  • Таинственные убийства. Убирают любого слугу из выпавшего района, да, своего тоже. Потом кубик бросают все игроки по очереди и снимают с поля по еще по одному слуге каждый, если тем не посчастливилось стоять «на районе».
  • Демоны из Подземельных Измерений. Кубик бросают четыре раза и ставят по фишке демона в каждый выпавший район. Если повторно выпал один и тот же – значит, там будет больше одного демона. Карточки районов с демонами становятся неактивными, и здесь теперь нельзя ничего строить, нельзя взять земли под контроль. Очки за эти участки тоже не начисляются при финальном подсчете. Убрать или передвинуть демонов можно так же, как слуг.
  • Обрушение. Участники платят по 2 доллара за каждое свое строение на поле, либо теряют его.
    Чертов Тупица Джонсон. Карточка выпавшего на кубике района теряет свои свойства, но продолжает учитываться при итоговом подсчете очков. И одного слугу оттуда придется убрать.
  • Тролли. Кубик бросается трижды, и в выпавшие районы приходит по одному троллю. А если там уже кто-то стоял – то еще и фишка неприятностей. С точки зрения механики игры тролли рассматриваются как ничейные слуги.
  • Землетрясение. Кубик бросается дважды, и из выпавших районов убираются все здания.

Финал игры


Игровое поле

Игра заканчивается в трех случаях:

Для каждого персонажа условия победы в игре «Плоский мир: Анк-Морпорк» различны, соответственно у вех игроков будет различна стратегия игры. Условия должны выполняться на начало хода.

Лорду Витнари , правителю самого известного из городов Плоского мира, необходимо иметь слуг практически по всему городу: при игре вдвоем – в одиннадцати районах, втроем – в десяти, вчетвером – в девяти.

Лорд Селачи, Лорд Ржав и Лорд де Словв должны не просто поставить слуг на определенные участки, а взять эти районы под контроль. Район считается взятым под контроль, если там больше ваших фишек, чем фишек остальных игроков (каждого конкретного) и чем троллей. Например, два слуги и одно здание против двух слуг и двух троллей. Также в районе не должно быть демонов. А вот жетон неприятностей никак не мешает. При игре на двоих нужно контролировать семь районов, на троих – пять, на четверых – четыре.

Дракон Король Гербов , древний вампир, выигрывает при наличии восьми жетонов неприятностей на поле. Город впал в хаос и ему снова нужен властный король.

Хризопраз, гангстер-тролль, должен сколотить небольшое состояние в размере 50 долларов. В эту сумму входят и наличные, и стоимость всех построек. А вот банковские займы из нее вычитаются.

Командор Ваймс , возглавляющий городскую стражу, положит победу к себе в карман, если на момент окончания колоды ничьи условия не будут выполнены.
Командор Ваймс, возглавляющий городскую стражу

Если колода закончилась, а за Ваймса никто не играет, то начинают считать заработанные очки. Один слуга на карте равен пяти очкам, каждый доллар в кармане – одному очку, каждое здание – его стоимости в долларах, отданной при строительстве.

Те, кто имеет на руках карточки «Банк Анк-Морпорка» или «Мистер Бент», должны заплатить указанную на них сумму или потерять пятнадцать очков. Если по очкам выходит ничья, то побеждает тот, у кого дороже недвижимость.
Игровые карты

Кому понравится?

Конечно, в игре не представлены все герои мира Диска как, например, первый турист Двацветок, и Коэн Варвар, но в колоде можно встретить много знакомых лиц – и волшебника Ринсвинда, и орангутанга-библиотекаря, и даже Смерть и его внучку Сьюзан. Эти и другие персонажи, не вошедшие в обзор, встречаются в цикле книг о Плоском мире («Цвет волшебства», «Безумная звезда», «Стража! Стража!» и еще порядка сорока томов).

Игра непременно станет одной из любимых у фанатов произведений Терри Пратчетта за возможность встретиться с его героями снова. А также за нестандартный подход, разнообразную стратегию от партии к партии и непременное чувство юмора. Игровое поле «Анк-Морпорк»

Дополнения

Дополнительных колод к «Анк-Морпорку» нет, но для тех, кто не желает расставаться с его атмосферой, создана отдельная настольная игра «Плоский мир: Ведьмы». Игра-приключение для юных ведьмочек из Ланкра, которым нужно решать многие ведьминские и людские проблемы на практике.

Поскольку в уютном журнале наблюдается дефицит записей вообще (твиттер, что ты делаешь, прекрати!) и весьма острый дефицит фотопостов в частности, я хочу предложить сегодня вашему вниманию несколько необычную штуку.
Как вы знаете, я большой поклонник серии книг Терри Пратчетта о Плоском мире и считаю этот цикл лучшим образчиком умного, смешного и сатирического фэнтези. Кроме того, последний год с небольшим мы скромной компанией поклонников программы Модель для сборки осваиваем разные настольные игры (любимыми, кстати, стали Диксит и близкородственный ему Имаджинариум). Так что когда я узнал о существовании игры Плоский мир: Анк-Морпорк , мне очень захотелось познакомиться с ней поближе.

Правда, в июле игры не оказалось в столичных магазинах, поставки ожидались осенью. В октябре их начало отложили на ноябрь, а потом и вовсе на конец года. Ну а я захотел сделать себе подарок на день рождения и добыть-таки эту, попавшую в Красную книгу, настолку. Как оно обычно и бывает, небольшое чудо случилось - я наткнулся на объявление о продаже практически новой игры... в Калининграде. - Гулять, так гулять, - сказал я себе, - Заодно на своем опыте проверю, так ли все плохо с Почтой России. Я написал продавцу, через пару дней он отправил посылку, а еще через неделю (то есть, в прошлую среду) заветная коробка до меня добралась. И вот вчера мы опробовали Плоский мир на себе:) О впечатлениях я напишу в конце, а пока попробую сделать довольно подробный фотообзор игры и ее механики. Посмотрим, что из этого получится.

Начнем с коробки: замечательное изображение Диска, слонов и черепахи А"Туина. Придумал игру Мартин Уоллас, а "Звезда" сделала очень неплохую локализацию


Игровое поле представляет собой классическую карту Анк-Морпорка. 12 районов со знакомыми по книгам названиями

Цифры указывают порядковый номер района и стоимость строительства здания на его территории

Внедвижимость - элитный район, строительство обойдется в 18 долларов. Кстати, именно тут находится Незримый Университет (видите башню?), впрочем, этот факт к игре не относится

Мраколодец и Тени - районы попроще и покриминальнее. Платите 6 долларов и ставьте здание

Кстати, вам общий план города ничего не напоминает?:)

Помимо поля в комплект входит большое количество разных фишек. Это четыре комплекта слуг и зданий (по максимальному числу игроков), а также тролли, демоны, жетоны неприятностей и двенадцатигранный игровой кубик

Каждому игроку полагается 12 слуг и 6 зданий

Демоны оранжевые, тролли - коричневые. И те, и другие могут появиться на поле в результате случайных событий. Ну а неприятности возникают на каждом шагу, в том числе сопровождают демонов и троллей

Еще и слуга появился

Убрали нечисть - построили здание:)

А кубик нужен в основном, чтобы определять, какие районы будут затронуты случайными событиями

Продолжаем изучать комплектацию. Едва ли не самое важное - это карточки персонажей, на которых указаны условия победы игрока, если ему досталась та или иная роль. Эти карты вытягиваются участниками перед игрой случайным образом и распределение ролей является секретным. Задача игроков угадать, кто какую роль получил и не выдать при этом себя

Всего их семь, но поскольку три лорда преследуют одну цель (контроль районов), мы получаем пять разных целей, достижение которых приведет игрока к победе. Витинари должен просто ставить слуг во многих районах, Хризопраз копит деньги, Король Гербов сеет неприятности, а Ваймс должен сделать так, чтобы игровая колода закончилась до того, как кому-то удастся выполнить условия своей карты персонажа

Задача кажется простой, но условие победы того или иного игрока должно быть достигнуто не в конце, а в НАЧАЛЕ его хода. Условно говоря, если вы, будучи Королем Гербов, совершили ход, в результате которого число неприятностей достигло восьми, то победите вы только если черных жетонов не станет меньше, когда ход снова дойдет до вас. Каждый игрок, кстати, получает памятку, где перечислены условия победы всех персонажей и должен внимательно следить за происходящим.

Продолжаем знакомство с элементами игры. Это игровая колода, с помощью которой и осуществляются почти все действия игроков. На карточках (их мы повнимательнее рассмотрим ниже) перечислены действия, которые игроки могут совершать с их помощью. Например, поставить слугу или получить деньги из банка. В колоде 101 карточка

Кроме игровых карт и карт персонажей игра включает в себя карточки районов. Игроки получают их, если строят здание в том или ином районе и во время своего хода могут выполнять действия, указанные на этих картах

Ну и последний тип карточек и предпоследний элемент игры - случайные события. Именно они вносят типичный пратчеттовский хаос в игру

Случайное событие - одно из действий, которое требуется совершить, если вы хотите сыграть некоторые игровые карты. Причем, это единственное действие, которое играется в обязательном порядке (в конце поясню про типы действий)

Карточку случайного события игрок вытягивает рандомным образом (а может просто взять верхнюю из стопочки). Кас следует из описания, многие случайные события могут очень серьезно повлиять на ход игры или даже закончить ее (у нас вчера так и получилось в одной партии)

Наконец-то добрались и до денег. Игровая валюта - анк-морпоркские доллары. Серебряная монетка - один доллар, золотая - пять. На старте каждый игрок получает по десять долларов, оставшиеся деньги составляют банк

"Гражданским символом города является Морпоркия - женщина в накидке капустного цвета, в шлеме и держащая в руках щит с гербом и длинную вилку" (с) Ну а на другой стороне изображен профиль лорда Витинари

К примеру, столько должен накопить Хризопраз, чтобы победить. Впрочем, стоимость зданий во владении игрока тоже учитывается при оценке состояния. Так что гораздо разумнее, вкладываться в недвижимость, иначе растущая горка монет перед вами точно укажет противникам на вашу роль

Ну что, посмотрим немного на процесс?

Стартовый набор игрока. Из игровой колоды обычным образом раздается по пять карт на брата

Начинаем мы не с чистого листа (хотя вообще можно, наверное, и так). В трех определенных районах каждый игрок размещает слугу. Автоматически везде появляется жетон неприятностей

С неприятностями правило следующее: если в районе появляется второй слуга, то он приносит с собой неприятности (ставим жетон). Если какой-то слуга покидает район, жетон убирается, независимо от того, сколько слуг там остается

Жетоны можно убирать и ставить также при помощи игровых карт в свой ход. Здания можно строить только в тех районах, где есть ваш слуга и нет жетона (один район - одно здание). Как на этой картинке. Причем красный игрок не только построил здание, получив карту района, но и на какое-то время взял район под контроль, поскольку остальные игроки имеют здесь меньше фишек

Можно доиграться вот до такой диспозиции, например. На поле появились тролли с демонами, значит было сыграно минимум два случайных события. Красный игрок уже не контролирует Тени, зато захватил Семеро Спящих (левый угол). Под контроль Желтого перешел Мраколодец

Синий контролирует Внедвижимость

На поле много неприятностей, но критической массы они не достигли пока. Тролли и демоны добавляют трудностей

Теперь давайте подробнее посмотрим, что можно делать с помощью игровых карт, насладимся иллюстрациями и подивимся умению автора игры логично подвести персонажа под соответствующее действие.

Каждая карта содержит от одной до трех пиктограмм, указывающих на то или иное действие. При этом игроки могут совершить все действия, указанные в карте, либо только те, которые захотят (если уж совсем все плохо, во время своего хода карту можно просто сбросить, ничего не делая).

Всего существует девять действий, которые можно совершить, играя ту или иную карту. Вы можете поставить слугу в какой-то район, при условии, что в нем или в соседнем уже есть ваш слуга. Можно построить здание в районе со слугой и без жетона, уплатив нужную сумму в банк. Можно убрать слугу другого игрока из района, где лежит черный жетон. Некоторые карты позволяют взять из банка определенную сумму. Кроме того можно убрать с поля жетон неприятностей. Несколько карт могут быть сыграны в любой момент для предотвращения действий других игроков (например, можно спасти своего слугу от убийства). Многие карточки позволят вам сыграть еще одну карту. Девять карточек содержат значок случайного события. И наконец, едва ли не большинство карточек предусматривает какое-то особенное действие.

Давайте полюбуемся:) Случайные события вызывают только волшебники, в том числе Ринсвинд. Кроме того, все эти карты имеют индивидуальное действие, а некоторые позволяют играть комбинацию карт. Эти самые комбинации, вообще говоря, могут стать главным оружием победы при правильном построении

Стражники занимаются тем, что избавляют город от неприятностей (значок с щитом - убираем один жетон). Кроме Шнобби, конечно. Он просто ворует:)

Представители гильдии убийц и гастролеры истребляют чужих слуг и получают за это деньги из банка

Продолжаем цепочку с другими гильдиями. Пары карт гильдия - ее глава.

Попрошайки вымогают карты

Воры обирают других игроков

Клоуны могут подложить свинью

Так называемые белошвейки (читавшие Пратчетта знают, в чем соль) вполне честно меняют карточки на деньги

Сотрудники ежедневной газеты Анк-Морпорка зарабатывают на неприятностях

Ну и на десерт немножко веселых карт. Вот одни из самых ярких персонажей всего цикла

СМЕРТЬ, конечно, самый мощный убийца в игре (двух слуг разом может убрать с поля), но его внучка Сьюзан в состоянии спасти одну жертву

Карточек в колоде еще немало самых разных, но все я, пожалуй, не буду показывать, и мы перейдем к подведению итогов.

Описывал я все многословно и упустил при этом некоторое количество нюансов, определенных правилами игры, но в целом, по-моему, получилось довольно доходчиво. Игра требует некоторого времени для изучения правил и понимания сути. Весь игровой процесс несложен, а после пары тренировочных партий еще и вполне динамичен. Среди приятных особенностей важно отметить различные пути достижения победы, большую долю случайности и хаотичности, хорошее качество компонентов и великолепное художественное оформление.
Чтобы освоить и полюбить эту игру вовсе не обязательно быть ярым фанатом Пратчетта или даже немного знать его творчество. Конечно, состоявшееся знакомство с персонажами Плоскомирья и их особенностями только добавляет удовольствия игрокам, но не является определяющим условием успеха этой прекрасной настолки. Игрового опыта пока маловато, но мне кажется, что игра эта вряд ли может быстро наскучить, как это нередко бывает. Посетовать можно разве что на ограничение максимального числа игроков цифрой четыре.
В общем, ожидания мои оправдались с лихвой. Плоский мир: Анк-Морпорк рекомендуется для изучения всем, кто хоть немного любит настольные игры. Если вы при этом и Пратчетта читали с интересом, точно не пожалеете.

ЗЫ: по удачному совпадению, запись отправляется на блогерский конкурс Мосигры.
UPD: конкурс закончился.

Знаете все про Матушку Ветровоск? Твердо уверены что Смерть - мужского рода и ему можно изъясняться капслоком? Просто обожаете дерзкие и хлесткие фэнтазийные игры? Тогда садимся за стол, получаемвзакрытую своего Персонажа и его Цель, и отправляемся в Плоский Мир - драться, плести интриги и выигрывать.

Добро пожаловать в Анк-Морпорк

Готовы примерить на себя черный балахон Смерти и его косу? А пройтись по Продолговатому кабинету Лорда Витинари? Шагнуть на камешки мостовой возле Залатанного Барабана вместе с Командором Ваймсом? Тогда открываем коробку - и попадаем в «Плоский мир»!

  • Вместо обычных игроков, отличающихся только цветом фишек, в борьбу за главенство на улицах волшебного города вступают горячо любимые персонажи;
  • Каждый имеет свою цель и свои условия победы и потому скрывает свою личность от противников, чтобы истинные мотивы поступков оставались таинственны, как самая темная подворотня в Тенях;
  • В «Плоском мире» куча инсайдерских приколов, но вставлены они таким образом, что фанат Пратчетта будет растекаться от удовольствия, а неофит сможет спокойно играть дальше, наслаждаясь игрой просто как игрой.

Главное - помните, что статус человека определяется силой его врагов.

Кто выступит против Зла, творимого во имя Мира и Счастья?

Игроки расставляют на поле-карте Анк-Морпорка фишки слуг, строят здания и разыгрывают карточки - для начала их по пять на руке. Именно карточка определяет судьбы мира - например, требует убрать своего слугу из района событий или дает возможность за некоторую мзду защититься от зла...ну, какого-нибудь зла, которого здесь немало.Впрочем, взаимодействуя с троллями и демонами, страстно обманывая других игроков и загребая банк, вы имеете шансы не только насладиться качественной и вариативной игровой механикой, но и повстречать говорящего пса Гаспода, капрала Шнобби Шноббса и даже Чертова Тупицу Джонсона в лице его творений. Вам ничего не говорят эти имена? Да вы, братец, впервые в Плоском мире... и как же мы вам завидуем! У вас столько впереди.

Как устроен Плоский мир:

  • Игровое поле - карта Анк-Морпорка;
  • Фишки слуг;
  • Фишки зданий;
  • Фишки демонов, троллей;
  • Жетоны неприятностей;
  • Двенадцатигранный кубик;
  • Игровые монеты - настоящие серебряные и золотые акн-морпоркские доллары!
  • Карточки персонажей: Лорд Витинари, Лорд Силачи, Хразопраз и другие.
  • Карточки случайных событий;
  • Карточки с городскими районами;
  • Два типа игровых карточек;
  • Памятки для игроков.

Плоский мир Терри Пратчетта, я думаю, в представлении не нуждается. В нашем, шарообразном мире его знают и любят очень многие. Неудивительно, что любимые персонажи очень скоро перекочевали с книжных страниц на телеэкраны и в игры. Как компьютерные, так и настольные. Причем настолок по мотивам «Плоского мира» на сегодняшний день выпущено как минимум три, а будущей осенью ожидается выход еще одной, посвященной ведьмам.

Сегодня мы будем рассматривать игру «Плоский мир: Анк-Морпорк», разработанную Мартином Уолласом и предназначенную для игроков в количестве от двух до четырех.

Анк-Морпорк — это крупный торговый город и крупнейший магический центр диска. Когда-то городом правили короли, но это было очень давно. Теперь власть в городе принадлежит патрицию лорду Витинари, который в какой-то момент непонятно куда запропастился и за место правителя завязалась ожесточенная борьба.

Вообще, завоевать Анк-Морпорк — дело нехитрое. За всю историю города орды неприятелей не раз подступали к его вратам, которые жители с радостью открывали завоевателям. В путеводителе по Анк-Морпорку для варваров даже отвели специальный раздел. Однако очень скоро триумфаторы отправлялись домой восвояси. Пешком и с пустыми карманами. Ну, если не считать дешевых побрякушек для туристов, на которые они потратили все свои средства. Оставшиеся же захватчики превращались в еще одно национальное меньшинство.

Когда один из многочисленных правителей решил бороться с наводнившими город крысами, назначив награду за крысиные головы, жители вместо того, чтобы гоняться за грызунами по всему городу, организовали крысиные фермы. Чувствуете, за какой городок придется бороться?

Чтобы стать во главе всего этого хаоса, нужно быть поистине неординарной личностью. Поэтому претенденты на место патриция собрались самые что ни на есть отборные. И у каждого из них есть свой план, который может привести их к цели, если конкуренты не окажутся ловчее.


Открывают список претендентов три лорда: Силачи, де Словв и Ржав. Они пытаются достичь своей цели, взяв под контроль несколько городских районов. Ну что ж… Пожелаем им удачи в этом нелегком деле.

Основное требование к потенциальному патрицию — способность прожить после вступления в должность хотя бы пять минут. Дракон — Король Гербов имеет для этого все задатки, поскольку прожил уже более пяти столетий. Ну, просто он вампир. А что Дракон — то так его зовут.

Для победы ему необходимо достичь хаоса. В принципе, этого добра в Анк-Морпорке и без него хватает, просто ему нужно направить его в деструктивное русло, нарушив порядок (или его подобие) хотя бы в восьми районах. Проще говоря, нужно, чтобы в этих районах лежали жетоны неприятностей.


Тролль Хризопраз — известный городской ростовщик. Особенно он известен тем, что отрывает просрочившим платеж должникам конечность по их выбору. Для победы ему нужно сколотить состояние в пятьдесят долларов.

Очередной претендент — лорд Витинари. Немного неожиданно, но наверняка этот хитрец неспроста затеял весь этот балаган с исчезновением.


Чтобы познакомить игроков с умением Витинари вести дела, можно привести один простой пример. Когда Витинари волею судеб оказался брошен в собственное подземелье с крысами, змеями и скорпионами, он устроил заключение союза между скорпионами и крысами, чтобы те перебили змей, а затем натравил крыс на скорпионов. Когда остались только крысы, Витинари убедил их носить ему еду и сообщать новости. И при всем этом у него был ключ от подземелья. Такой вот он затейник. Так что не исключено, что он просто решил устроить себе небольшой отпуск.

Командор Ваймс руководит Ночной Стражей. Собственно, к власти он не рвется, но если никто из претендентов не сможет взять бразды правления в свои руки, то управляться в городе предстоит ему.


Естественно, таскать каштаны из огня голыми руками никто не любит, так что кандидаты используют для своих целей персонажей цикла книг «Плоский мир». При этом для игры автор отобрал самых ярких героев, фигурирующих в наиболее популярных произведениях, часть которых успешно экранизирована.

Настольная игра «Плоский мир: Анк-Морпорк» выпускается в Германии хорошо известной компанией Kosmos. Российская же локализация издается компанией «Звезда». При этом все компоненты игры выпускаются в той же Германии.

Игровой комплект поставляется в прекрасно оформленной коробке, на крышке которой изображен Великий А’Туин. Так зовут черепаху, на панцире которой стоят четыре слона, на спинах которых держится диск Плоского мира. На обратной стороне коробки, как это бывает в большинстве случаев, находятся краткое описание игры, а также изображения ее компонентов.


Открыв коробку, извлекаем из нее прекрасно оформленные иллюстрированные правила, четыре памятки игрока, картонную форму с монетами, игровое поле, две колоды карт, объемный пакет с деревянными фишками и игральную кость с двенадцатью гранями.

Для начала отделим монеты от формы. Монеты в игре бывают двух видов: маленькие серые (серебряные) монетки достоинством в один доллар и большие желтые (золотые) монеты по пять долларов. Вырубка отличная. Монеты легко отделяются от форм. При этом на них не остается никаких заусенцев или прочих дефектов.


Теперь все компоненты готовы к игре. Можно начинать.

Раскладываем на столе поле и перед нами расстилается суетливый Анк-Морпорк, разделенный пополам рекой Анк. Это самая грязная река на диске. Если на подступах к городу она еще имеет некоторую текучесть, то на выходе по ее водам запросто можно ходить. Случалось, что в жаркую погоду река загоралась. Хотя наряду с этим есть мнение, что Анк — самая чистая река, поскольку вода, прошедшая через такое количество почек, физически не может быть грязной.

Карта города разделена на двенадцать районов, в закоулках которых и будет вершиться история. При этом все закоулки тщательно отрисованы, включая заполняющие их здания.


Теперь покопаемся в пакете с фишками. В игре есть несколько видов фишек: слуги и здания четырех цветов, тролли, демоны и жетоны неприятностей.

Кстати, несмотря на безупречное качество прочих компонентов, среди фишек встречается брак. Например, некоторые из фишек неравномерно окрашены, а у одного слуги вообще отсутствует полголовы. При этом он полностью покрашен. То есть дефектная фигурка попала в окраску, а затем в коробку с игрой и ни на одном из этапов ее не отбраковали.


Карты в игре также делятся на несколько видов.

Карты персонажей раздаются игрокам в начале игры в закрытую, поэтому вы не знаете, кто из ваших соперников за кого играет. Более того, неизвестно, кто из персонажей участвует в игре, а кто вернулся в коробку после раздачи. Так что нужно будет постараться вычислить по стратегии игры оппонентов, какова их цель, чтобы не дать им достичь ее раньше, чем вы справитесь со своею. Но не забывайте, что соперники так же пристально следят и за вами, поэтому действуйте не слишком прямолинейно, чтобы вас не раскрыли раньше времени.

Карточки районов содержат название района, его номер, стоимость недвижимости в нем и описание его свойств. Вы получаете такую карточку после постройки в этом районе здания. Она даст вам право пользоваться преимуществами района, которые могут быть самыми различными, от банального получения прибыли на каждом ходу до выставления на поле слуг или жетонов неприятностей.


Карточки случайных событий активируются при разыгрывании особых игровых карт. Перед игрой они перемешиваются, поэтому даже вызывающий событие игрок не в курсе, что скрывает ящик Пандоры, в который он собирается сунуть нос.

Между тем, события случаются разные. Это и нашествие демонов или троллей, и стихийные бедствия, вроде наводнения или землетрясения, и влияние человеческого фактора в виде бунтов или серии таинственных убийств, и даже нападение огнедышащего дракона.

Если события привязаны к каким-то районам, то эти районы определяются путем бросания игральной кости, поэтому даже самое разрушительное и печальное происшествие может принести вам выгоду, если коснется только ваших соперников. Так что, несмотря на потенциальную опасность, случайности разыгрываются игроками весьма охотно.


Ну и наконец мы добрались до игровых карт, с помощью которых движется игровой процесс. Эти карты представляют собою различных персонажей «Плоского мира», а также некоторые из его организаций. Они карты также делятся на два вида и различаются цветом рамки. Две колоды разных цветов тасуются отдельно, после чего складываются одна поверх другой. Это регулирующий механизм, не позволяющий отдельным картам вступить в игру раньше времени.

Например, внизу колоды оказывается большая часть карт, позволяющих строить здания, на постройку которых в начале игры у игроков просто не хватает средств. Там же лежат почти все случайные события, которые, будучи сыграны на полупустом поле, тоже пропадали бы зазря.


В верхней части игровой карточки располагаются пиктограммы действий, которые игрок может выполнить, разыграв ее. При этом вы сами решаете, какие из этих действий выполнить, а какие проигнорировать. Исключение из этого правила представляют только случайные события, которые отыгрываются в обязательном порядке.

В зависимости от карты, можно выставлять на поле слуг, убирать с поля жетоны неприятностей, убивать слуг конкурентов, строить здания, получать в банке деньги, а также выполнять некоторые особенные действия, которые отдельно указываются в нижней части некоторых карт прямо под их названием.

За раз игрок может сыграть только одну карту, но некоторые из них позволяют сыграть еще одну, так что при определенном раскладе можно сыграть сразу хоть всю руку.


Кроме того, в игре есть карты, которые играются в ход противника. Например, если кто-то из игроков пытается убить вашего слугу, вы можете остановить его одной из таких карт.

В центре карты находится изображение персонажа, которого она обозначает или вывеска соответствующей организации. Хотя на некоторых картах просто нарисовано здание.

Некоторых настольщиков беспокоит вопрос, как игра пойдет в среде игроков, не знакомых с творчеством Пратчетта. На самом деле преимущества нет ни у кого. В игру с одинаковым успехом играют и читавшие книги серии, и смотревшие их экранизации, и никогда прежде о Плоском мире не слышавшие игроки. Но знатоки Плоского мира получат отдельное удовольствие от визуального знакомства с любимыми героями.

Между прочим, свойства карточек персонажей напрямую зависят от их личности.

Например, карточка Шнобби Шнобса позволит вам стрельнуть у одного из ваших оппонентов три бакса и сыграть следующую карточку. Для тех, кто «не в теме», тут все просто: получил между делом деньги и играешь дальше. Знакомые же со Шнобсом знают, что он мастер потянуть все, что плохо лежит, а что лежит хорошо, переложить так, чтобы лежало похуже. Иногда последнее, что доводилось видеть погибающим на поле боя бойцам, был приближающийся к ним с кусачками и мешком Шнобс. Поэтому присвоенные его карте свойства оживляют в памяти наиболее яркие эпизоды с его участием.

Или взять, к примеру, Библиотекаря Незримого Университета, который в результате магического катаклизма превратился в орангутана и остался таким навсегда. Не то, чтобы его нельзя было расколдовать. Просто он сам был решительно против. Вплоть до нанесения физического ущерба доброжелателям, у которых не хватило бы ума держать свои добрые намерения при себе.

Во-первых, Библиотекарь нашел, что мало кто осмеливается перечить примату, чья сила значительно превышает его собственную. Во-вторых, четырьмя конечностями удобнее управляться с библиотекой. Поэтому с помощью Библиотекаря можно взять из колоды четыре дополнительные карты.


Таким образом игроки постепенно берут под контроль районы, зарабатывают деньги и плодят неприятности.

Неприятности появляются, например, тогда, когда в благополучный район, где уже есть чьи-то слуги, приходит еще один слуга. Впрочем, размножаются они и другими способами.


Жетоны неприятностей имеют важное стратегическое значение. В районах, где они лежат, нельзя строить здания, зато только там можно убивать слуг соперников. Впрочем, некоторые убийцы легко уничтожают слуг даже в спокойных районах.

Кроме того, если во время бунтов на поле окажется более семи таких жетонов, это приведет к преждевременному завершению игры. В таком случае победитель будет определяться за счет заработанных очков, которые зачисляются за количество слуг и накопленные средства, включая стоимость недвижимости.


Если до конца игры никто так и не достиг своей цели, а Ваймс в игре не участвует, победитель определяется точно таким же способом.

Теперь, что касается впечатлений. «Плоский мир: Анк-Морпорк» — одна из самых любимых настольных игр нашей компании. При этом книг серии, кроме меня, никто не читал. Это еще раз насчет игроков, которые «не в теме».


Играть в эту игру вдвоем в принципе, можно, но это уж совсем «на безрыбье». Поскольку противник только один, то если ему не будет идти карта, он просто ничего не сможет вам противопоставить. Ну, или вы ему. Один раз мы с женой сыграли так, что я выгреб почти весь банк. При этом у нее было довольно много карт, позволяющих строить недвижимость и получать прибыль, но не было на это денег. В общем, баланс при таком варианте игры очень нестабилен.

Втроем уже можно играть в полную силу. Все возможности игры раскрываются в полной мере. При игре вчетвером разница лишь в том, что становится сложнее контролировать происходящее. Даже если до победы осталось лишь дождаться своего хода, шанс все потерять к этому моменту очень велик.


Тем не менее, это совершенно не расстраивает, поскольку вся прелесть игры именно в этой Анк-Морпоркской кутерьме.

Кстати, если вы хотели бы познакомиться с персонажами, но не готовы наспех прочесть четыре десятка книг, можете посмотреть экранизации. На данный момент, насколько мне известно, экранизированы шесть книг: , «Роковая музыка», «Санта-Хрякус» и «Опочтарение». Эти фильмы познакомят вас со многими из персонажей игры.