Где впервые стали изготовлять монеты. Когда появились монеты? Медный бунт или попытка уйти от товарных денег

FX Review

Сегодня в нашем обиходе монета - это всего лишь денежная единица преимущественно малого достоинства, изготовленная из металла и имеющая круглую форму. Изначально же считалось, что слово монета божественного происхождения, а появление монет приписывалось героям мифов.

Само слово «монета» произошло от имени римской богини Юноны (Juno Moneta), супруги бога Юпитера, и по латыни означает «предостерегающая». Древние римляне верили, что Юнона предупреждала их о нападении врагов и стихийных бедствиях. Также Юнона считалась богиней обмена, именно поэтому в древнем Риме начали чеканить металлические монеты вблизи храма, построенного в ее честь. Затем термин монета стал нарицательным и распространился среди других народов, обозначая платежные средства в виде круглых металлических слитков.

Первые монеты начали отливать еще в VII веке до н.э. в государстве Малой Азии под названием Лидия (на территории нынешней Турции). Затем монеты начали изготавливать в древней Греции, древнем Риме, Иране. Независимо от других стран, монеты были изобретены в Индии и Китае. Хотя изобретение монет в Китае произошло почти на пять столетий раньше, чем в других странах, китайские монеты имели только местное значение.

Универсальным платежным средством или, как принято выражаться, «всеобщим эквивалентом», монеты стали тогда, когда вес и качество металла в них стало удостоверять государство. Первым ставить царскую гербовую печать на монете начал лидийский царь Крёз в VI веке до н.э. Его печать представляла собой голову льва и быка и означала, что монета содержит 98% золота и серебра определенной пробы.

Почти все монеты имели форму круга, хотя встречались в истории квадратные и многоугольные монеты, а также монеты неправильной формы (например, китайские монеты в форме лопаты или ножа). Практически у всех монет, за исключением довольно редких односторонних, имелась лицевая сторона (аверс) и обратная сторона (реверс).

Если аверс и реверс выглядели таким образом, чтобы обозначить государственную принадлежность монеты и ее номинал, то боковую сторону монеты (гурт) в чисто прикладных целях оформляли так, чтобы предотвратить обрезание мошенниками ценного металла с краев монеты, отливавшими из этих обрезков новые монеты. К слову, делать насечки на гурте монеты предложил Исаак Ньютон.

Монеты довольно быстро распространились по всему миру благодаря удобству их использования в процессе обмена во время международной торговли. В отличие от так называемых товарных денег, роль которых у разных народов выполняли различные товары (меха и шкуры животных, полотна льна, скот и рыба, чай, соль и табак, ракушки и жемчужины и т.д.), монеты не портились со временем, их было удобно хранить и перевозить - ведь при относительно высокой стоимости металлическая монета имела небольшой размер и вес. Говоря современным языком, монеты имеют высокий показатель ликвидности: их легко и быстро можно обменять на любой товар, преодолевая пространственные и временные ограничения.

Журнал FX Review

Помощница Юпитера

Наверняка, в кошельке у каждого человека можно обнаружить пару монет. Ими удобно расплачиваться в транспорте или покупать кофе в автомате. И далеко не многие задумывались о том, где и как была сделана самая первая монета.

Само слово «монета» пришло к нам с латыни и переводится, как «советница». Именно этот титул имела Юнона, супруга Юпитера. Считалось, что Юнона предсказывала нападения врагов или природные катаклизмы римлянам. Возле храма Юноны (находился около Рима) были расположены мастерские, где чеканились металлические монеты. Однако это не самые первые монеты.

Древняя находка

В результате множественных раскопок было установлено, что самой первой монетой является статер. Эта монета была обнаружена на территории древней Лидии. Теперь эта территория принадлежит Палестине и Турции. Археологи установили, что возраст этой монеты составляет не менее 3200 лет. Исследования привели археологов к тому, что создателем монеты был Фи Дон (VII в. до н. э.) . Фи Дон был правителем острова Эгина. Именно на этом острове был расположен один из самых древних монетных дворов. Также, существует мнение, что первая монета появилась при царе Ардисе (685 г. до н. э.) .

Статер был сделан из сплава серебра и золота. Такой сплав принято называть электрум. На одной из сторон монеты был изображен лев, а другая сторона была пустой. Из других источников можно узнать, что на обратной стороне был штамп, который говорил о стоимости монеты. Форма статера была овальной, а не круглой, как теперь. Изначально, статер изготавливался из золота или серебра. Один золотой статер был равен стоимости от 20 до 28 драхм. Также, один золотой статер можно было обменять на 2 серебряных статера. Примерно в этот же период (V в. до н. э) начали появляться дарики - монеты из высокопробного золота. Есть мнение, что дарик является самой первой монетой из чистого золота. Исходя из этого мнения, первая монета из чистого золота появилась при лидийском царе Крезе.

Лев дороже черепахи

В дальнейшем было установлено, что были монеты с изображением морской черепахи. Эти монеты имели меньшую стоимость, чем те, где изображен рычащий лев (статер) . Также, были найдены монеты с изображением различных мифических существ, однако эти монеты не имели большой ценности и представляли редкость.

Главной причиной появления монет на территории Лидии было то, что там велась активная торговля между странами и различными племенами. Об этом свидетельствует то, что статеры до сих пор находят при исследованиях и раскопках на территории кельтских поселений. Изначально, в качестве монет, использовались обычные кусочки золота или серебра. Однако кусочки имели разный вес и, соответственно, стоимость. Поэтому появилась необходимость стандартизировать деньги.

Монета-долгожитель

Также, стоит отметить, что статер был достаточно популярным. Это подтверждает письменное упоминание, которое можно встретить в Евангелии от Матвея (17: 24-27) . Там речь идет о чуде Иисуса, связанное со статером. Это упоминание позволяет убедиться в возрасте статера. Еще одним подтверждением является то, что статер был в обороте около 8 веков!

Однако не все признают статер самой первой монетой. Некоторые заявляют, что самая первая монета была отчеканена на территории Китая (XII век до н. э) . В отличие от статера, эти монеты были в обороте только на территории Китая и обладали специальной царской печатью, которая свидетельствовала о ее подлинности. Печать имела рисунок головы быка или льва.

Другие утверждают, что самая древняя монета принадлежит территории Северной Америки и ее возраст составляет 50 тысяч лет. Однако ни одна из данных монет так и не найдена. А посему – это лишь предположения.

До того как появились первые монеты, их функцию выполняли другие различные предметы: ракушки, зерно, скот и т.д. По мере того, как развивалась торговля, роль денег перешла к металлическим изделиям: их высоко ценили, поскольку они были изготовлены из драгоценных пород и имели разнообразные форму и вес.

Древние греки верили, что впервые монеты изобрели их мифические герои. Римляне же полагали, что авторство создания первых денежных знаков принадлежит их богам. По их представлениям именно богом Янусом были изготовлены самые первые монеты: на них он отчеканил корабельный нос в честь Сатурна, бога времени.

Латинское слово «монета» можно перевести как «предостерегающая». Этим эпитетом римляне сопровождали имя Юноны – богини брака и рождения, жены Юпитера. Она не раз предостерегала жителей Рима о надвигающихся катастрофах или врагах. По близости ее храма работали мастера по изготовлению металлических денег, именно отсюда произошло название монет. Слово «мантия» имеет тот же корень. Оно символизирует предопределение судейскими решениями человеческой судьбы.

Версия Геродота

Геродот был древнегреческим ученым, который занимался историей и жил в 5-м столетии до нашей эры. В своих работах он заявлял, что первые монеты появились в Лидии. Эта страна располагалась в Малой Азии.
Учеными-современниками однозначно установлен тот факт, что монеты действительно впервые были изготовлены здесь примерно в 685г. до нашей эры. Это пришлось на период царствования Ардиса; государство занималось самостоятельным изготовлением монет. Материалами для их производства служили золотые и серебряные сплавы. С лицевой стороны монеты выбивалась проба, с противоположной – ассирийский лев, точнее его голова.

Денежная история

Спустя много десятков лет монеты стали изготавливать в греческой Эгине. Считается, что в этом городе денежные знаки появились позже, чем в Лидии, но самостоятельно и независимо от малайзийской страны. Эгинские монеты были серебряными и имели отличную от монет Лидии форму.

Монеты вскоре появились на всей греческой территории, а затем и в Персии. Потом они пришли в Римскую империю. Индийские и китайские монеты появились отдельно и независимо. И лишь царем Лидии, которого звали Крёз, был принят стандарт – 98 процентов драгоценных металлов. Также была установлена царская печать с гербом на аверсе. Это были головы быка и льва.

Монеты стали удобным предметом обмена, поэтому они получили большую популярность

Их форма была самой разной: круглая, четырех- или многоугольная и т.д. Кроме того, их было легко хранить, они имели достаточно малый вес и размеры, причем условная ценность оставалась такой же высокой.

В настоящее время ни один человек не может представить жизнь без денег. Но так было не всегда. Когда же они вошли в жизнь людей? Точно известно, что первые деньги были в виде монет.

Ученые и археологи до сих пор спорят об истинном возрасте первой монеты на Земле. Знатоками в данной области было проведено немало исследований, чтобы определить точную дату ее появления. Они изучали старинные источники и пытались понять цель подобного изобретения. Удивительно представлять, как сотни лет назад еще до примитивной цивилизации, люди нашли вариант оплаты своих потребностей.

О чем свидетельствует история?

Она с неоспоримой точностью доказывает, что самые старые в мире монеты появились в Малой Азии (приблизительно территория современной Турции). Кто же первым создал монету? Какие существуют легенды о ее создании? Ответы на эти вопросы вы узнаете, прочитав статью целиком.

Находка самой первой монеты в мире

“Лидийцы были первыми из людей, кто научился чеканить и пользоваться серебряными и золотыми монетами…” - сообщал Геродот. Что это значит и кто такие лидийцы? Давайте разберемся в данных вопросах. Все дело в том, что первые монеты в мире, год чеканки которых точно не известен, - это монеты из города Лидия (Малая Азия).

Статир или статер - это первая известная людям монета. Она пользовалась популярностью в Древней Греции в период с V века до н. э. по I век н. э. На данный момент установлено, что монеты изготовлялись именно при Лидийском царе Ардисе, в 685 году до н. э.

На территории своего города жители Лидии обнаружили богатейшее месторождение природного сплава золота и серебра. Называется этот сплав - электрум, как раз из него и начали изготавливать золотые статеры.

Одна из самых старых монет в мире была продана на аукционе в 2012 году в Нью-Йорке за 650 тысяч долларов. Лидия находилась рядом с Грецией, и, благодаря такому географическому расположению, появилось некоторое культурное сходство. Из-за этого статиры и вошли в оборот в Древней Греции и близлежащих государствах. В некоторых источниках утверждается, что самые старые в мире монеты находились в обращении еще у древних кельтов.

Самые ранние статиры, сохранившиеся до нынешних времен, имеют очень примитивный вид. Одна сторона монеты пустая, а на второй изображена голова рычащего льва. Первый статир был найден в Палестине, его возраст составляет приблизительно 2700-3000 лет. Ниже приведено фото самой старой монеты в мире.

Первая серебряная монета

Лидийские мастера начали чеканить золотые и серебряные монеты и использовать их как платежное средство. Это стало возможным, благодаря новым методам по очистке ценных металлов. Самая старая монета в мире, сделанная из чистого серебра, была открыта в Греции и чеканилась в Эгине. Эти монеты еще называли эгинскими драхмами. На одной из сторон сребреника была изображена черепаха - символ города Эгина.

Отчеканенные эгинские монеты быстро распространились в Греции, а потом даже проникли в Иран. Чуть позже они стали пользоваться популярностью во многих варварских племенах. Взглянув на рисунок или фото первой монеты в мире, можно понять, что она была маленького размера и имела вид серебряной пластины.

Тогдашние сребреники сильно отличались от современных монет. Они были очень громоздкие и невзрачные, некоторые из них весили около 6-ти грамм, а на лицевой стороне был изображен всего лишь знак города. На обратной стороне монеты можно заметить следы от шипов, с помощью которых держалась монетная пластина во время чеканки.

Иллинойская монета

Некоторые археологи утверждают, что легенда о Лидийской монете (статире) неверная. В мировой археологии известна странная история о том, как в США была обнаружена старинная металлическая пластина, схожая с монетой, возраст которой насчитывал всего несколько десятков лет.

Рассказ гласит: в штате Иллинойс в 1870 году на Лужайке Хребта во время бурения артезианской скважины один из рабочих - Иаков Моффит - наткнулся на округлую пластину из медного сплава. Толщина и размер пластины напоминали американскую монету того времени, равную 25-ти центам.

монеты из Иллинойса

Эту монетку нельзя было назвать примитивной, так как она выглядела довольно интересно. На одной из ее сторон было изображено две человеческие фигуры: одна большая и в головном уборе, а другая маленькая. На обратной стороне пластины находилось изображение странного животного, которое свернулось калачиком. У него были огромные глаза и рот, вытянутые острые уши, длинный хвост и когтистые лапы.

Историки называют эту находку медальоном или монетой. Кстати, по краям пластины имелись надписи, похожие на иероглифы, которые не смогли расшифровать до сих пор.

Первое упоминание о монете из Иллинойса

Самые ранние упоминания об этой монете оставил геолог из Мичигана Александр Уинчелл в своей книге “Искры из молотка геолога”. Он использовал в ней сведения, полученные из записок, сделанных очевидцем находки Уильямом Уилмотом в 1871 году.

В 1876 году профессор Уинчелл представил пластину миру, это произошло на заседании Американской Ассоциации. Многие геологи сочли данный поступок розыгрышем и подумали, что эта монетка не что иное, как фальшивка.

Сейчас, к сожалению, невозможно подтвердить или опровергнуть подлинность этой находки, так как она не сохранилась до наших дней. Все, что осталось от нее, - это описание и эскиз.

Странность данной истории состоит в том, что некоторые факты противоречат сами себе. Представим, что монета и вправду существовала, но тогда возникает множество вопросов. Глубина, на которой нашли самую старую в мире монету, составляет 35 метров, а это пласты возрастом 200 тысяч лет. Получается, в Америке уже тогда существовала цивилизация? Даже если и так, то вряд ли индейцы, жившие в доколумбову эпоху, знали, как получить медный сплав.

Первая русская золотая монета

Первая монета, изготовленная из золота в древней Руси, получила название златник или золотник. Чеканить ее начали в Киеве в Х-XI вв.после Крещения Руси князем Владимиром. Об истинном названии первых русских монет нет точных сведений. Традиционно используется термин “златник”, который известен, благодаря тексту византийско-русского договора, датируемого 912 годом. Самых старых монет в мире осталось всего 11 штук.

Первый золотник приобрел Г. Бунге в Киеве в 1796 году у солдата, который получил монету от матери. В 1815 году золотник был выкуплен и потерян Могилянским. Изначально златники считались аналогами болгарских или сербских чеканки. Однако позднее появилась возможность определить истинное - древнерусское - происхождение этих монет. Это было достигнуто, благодаря найденным кладам с монетами, их исследованию и расшифровке надписей на них.

Известные находки сребреников и златников

Новость о том, что златники и сребреники все-таки были древнерусского происхождения, поставила под сомнение всю коллекцию византийских монет в Эрмитаже. Под Пинском было найдено четыре златника. С каждым годом росло число найденных сребренников, и это служило ярким доказательством существования монетной системы в древней Руси.

Окончательным аргументом выступил клад, найденный в Нежине в 1852 году, в котором среди прочих ценных вещей обнаружили около двухсот сребреников. С каждым годом росло количество найденных серебряных монет и, благодаря этому, появлялось все больше частных коллекций.

Внешний вид златника

На лицевой стороне монеты был изображен портрет князя Владимира в головном уборе с крестом в правой руке и левой, лежащей на груди. Сверху изображался трезубец - характерный знак рода Рюриковичей. По кругу находилась надпись кириллицей, которая гласила: Владимир на престоле.

На обороте монеты была изображена фигура Христа, в левой руке которого Евангелие, а правая находилась в благословляющем положении. По кругу, как и на лицевой стороне, тоже была надпись: Иисус Христос.

Физические характеристики златника

Диаметр золотника составлял 19-24 мм, а вес около 4-4.5 г. Все ныне известные златники были отчеканены соединенными между собой монетными штемпелями. Размер оттиска для лицевой стороны монеты соответствовал штемпелю для тыльной стороны.

На данный момент известно 6 пар штемпелей. Надписи и изображения на них очень тщательно выполнены, причем в едином стиле. Однако каждый штемпель отличается друг от друга. По описаниям известно, что три пары штемпелей изготовлены, видимо, одним и тем же человеком, так как выполнены очень аккуратно.

Следующая пара сделана довольно грубо, а в надписи на лицевой стороне пропущена буква. Остальные две пары штемпелей, по всей вероятности, копировались с предыдущих. Мастер, скорее всего, был малоопытный, так как сохранил лишь общий вид монеты, а такая деталь, как положение рук Христа, была изменена. Буквы надписи тоже расположены не совсем верно, не так, как в предыдущих версиях золотников.

  1. Монетные пластины отливались с помощью складных форм для чеканки, что явствует из внешнего вида золотников.
  2. Средняя масса золотника - 4,2 г, в дальнейшем эта величина была взята за основу весовой единицы в древней Руси.
  3. Появление русских монет способствовало оживлению культурных и торговых связей с Византией.
  4. Моделью для золотников Владимира служили византийские солиды, сделанные при императорах Константине VIII и Василие II. Златники были похожи на византийские солиды своим весом и расположением рисунка на монетной пластине.
  5. В 1988 году праздновалось 1000-летие древнерусской чеканки, в честь этого события была выпущена золотая монета с изображением князя Владимира.
  6. Чеканка золотых монет длилась всего несколько лет при жизни князя Владимира, а после его смерти так и не возобновилась.

Использование древнерусских монет имеет исключительно торговый смысл, ведь как предмет ритуала, подарка или награды златник никогда не использовался.

Создание монет - одно из самых древних искусств. И как любой вид искусства, оно развивалось вместе с человеком. За долгие года менялись взгляды на прекрасное, совершенствовались технологии, менялась и обстановка и в мире. Все это отразилось и на истории чеканки монет.

Сейчас изготовление монет - это практически полностью автоматизированный процесс. Но как человек пришел к этому, и какие этапы прошло это древнее искусство? В этой статье мы « пройдемся » по истории чеканки монет. Расскажем, где появились первые монеты, чем прославились старые мастера-медальеры, и как делают монеты сегодня.

Древний мир

До создания монет люди в разных странах пользовались тем, что имело большую ценность. Где-то средством обмена был скот, где-то оружие, а в некоторых странах даже использовали сахар и слоновую кость. Чтобы упорядочить торговлю и обмен, нужно было государственное платежное средство. Им и стали монеты.

Медальерное искусство зародилось в конце VIII – начала VII века до нашей эры. Впервые монеты появились в Лидии и Древней Греции. Их делали путем чеканки из сплава золота с серебром и даже ставили пробу.

Стремительно развиваться медальерное искусство стало в Греции. До нас дошли многие произведения того времени, но немногие имена сохранились. Мы знаем только тех из них, что были указаны на монетах. Это такие мастера как Кимон и Эвайнет, работавшие при Дионисиях.

Профессия медальера стала уважаемой. В Риме медальеры были при каждом монетном дворе, имели свою корпорацию и руководителя. В Греции же созданием рисунков для монет занимались граверы. Они гравировали изображение прямо на драгоценных камнях.

Древние монеты, по сравнению с современными, отличались высоким горельефом и неправильной формой монетного кружка. При этом римские монеты серьёзно уступали греческим с точки зрения художественной красоты, но были ближе к современным из-за округлённости и барельефа.

Средние века

В средние века и до самой эпохи Возрождения медальерное искусство Европы было неразвитым: у монет был плоский рельеф, сама монета была тонкой и похожей на металлическую бляху. Правда, и в этом правиле есть исключение.

В германских государствах XII века монеты все же отличались высоким художественным качеством. А свой расцвет такие брактеаты получили во времена Фридриха I Барбароссы.

Штемпели для монет тогда делали профессиональные граверы. Монетам даже передался стиль той эпохи - их можно отнести к позднему романскому искусству. На монетах изображали фигуры правителей и святых в симметричном обрамлении архитектурных элементов. Хотя фигуры и были стилизованы, мелкие детали на них были тщательно проработаны - доспехи, одежда, атрибуты власти.

Киевская Русь

В Киевской Руси монеты князя Владимира, князя Святополка и Ярослава Мудрого гравировали византийские мастера. Но в начале IX века чеканить монеты на Руси прекратили.

На это было несколько причин: Русь распалась на отдельные княжества, и не было нужды в единой государственной монете. А позже, во времена ига, в стране и вовсе был экономический и политический упадок. В итоге медальерное искусство было забыто на время.

Откуда брались медальеры для монет XIII-XV веков, остается загадкой. Известно лишь то, что при Иване III из Италии выписали Аристотеля Фиораванти. Кроме создания архитектуры, мастер занимался и гравировкой монет.

Возрождение

В эпоху Ренессанса монетное искусство Европы возродилось. До нас дошли венецианские медали и имя живописца Антонио Пизано, который в этот период отливал медали для византийского императора.

Затем появились и другие великие мастера - Леоне Леони, Сперандио ди Мантова, Мария Помеделло, Жан Дюан, Аннибале Фонтана… Они изготавливали монеты из бронзы и опирались на стиль античных образцов.

В Германии того времени на монетах появились первые религиозные сцены, благодаря Альбрехту Дюреру, Генриху Рейцу, Фридриху Гагенацеру и другим великим мастерам.

Россия

Что касается русских монет, то в России не было изящно гравированных монет до Петра I. Только при нем в Россию начали выписывать медальеров и заказывать изготовление монет. Именно по заказу Петра I была создана первая серия памятных медалей, посвященных Великой Северной войне.

А во времена Екатерины II впервые обратили внимание на художественность изготовления монет. Тогда же и был основан медальерный класс в Императорской академии художеств. Руководил им француз Пьер-Луи Вернье.

Ведущим медальером России XVIII века стал Тимофей Иванов. Он изготовил множество медалей и памятных знаков, посвященных историческим событиям при Петре I и Екатерине II.

При Александре I и Николае I отмечали талант медальера графа Ф. П. Толстого. Он изготовил медальоны, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года.

О технологии чеканки монет

Изготовление монеты всегда начиналось с создания рисунка-эскиза. Затем по эскизу создавали лепную модель из скульптурного пластилина. Эту модель лепили на доске с помощью специальных заостренных палочек разного размера. Вылепленная модель еще не совсем соответствовала будущему изделию - она была в 3-4 раза больше предполагаемой монеты.

Затем из модели отливали гипсовый слепок. А уже с гипсового слепка делали новую отливку из жесткого чугуна методом гальванопластики. Далее из выпуклой модели с помощью пантографа - гравировальной машины делали пуансон из стали. Его формат уже соответствовал проектируемой медали или монете.

Затем, если это было нужно, мастер корректировал изображение штихелем. Ведь только используя ручной труд, можно придать изделию живость. Затем пуансон закаляли и использовали для выдавливания матрицы или штемпеля, с помощью которого и чеканили монеты или медали.

Эта технология создания монет пришла к нам из прошлых столетий. Некоторые монетные дворы пользуются ей и сейчас, другие - полностью автоматизируют производство. Но в чеканке монет есть много других процессов, которые напрямую влияют на вид монеты и ее качество.

Качество чеканки монет - в чем отличие

Разделение монет по качеству чеканки пришло к нам из Англии. Эта классификация делит монеты на два основных вида: исполненные в обычном качестве и в улучшенном. Давайте разберемся, в чем же заключается эта разница.

Монеты обычного качества в классификации называют анциркулейтед . В таком качестве делают монеты, которыми мы пользуемся в денежном обращении, а также некоторые инвестиционные монеты.

Их делают на автоматизированном производстве большими тиражами и ручной труд используют в малой степени. Поэтому и требования к внешнему виду и дизайну монет анциркулейтед небольшие. Они должны быть одного веса, толщины и диаметра, с несложным рисунком. В общем то, что как раз подходит для больших тиражей с небольшими затратами.

Как правило, монеты качества анциркулейтед имеют металлический блеск по всей поверхности. У них нет зеркальных поверхностей, рельеф не выделяется, на рисунках нет мелких деталей. По классификации на таких монетах допускаются небольшие скосы на гранях канта, мелкие царапины или пятна. Эти повреждения появляются из-за чеканки большими тиражами.

Улучшенный вид монет анциркулейтед называется бриллиант-анциркулейтед . У них ровная и блестящая поверхность, рисунки более детальные и проработанные. На таких монетах уже не допускают сколы или царапины.

Следующий вид качества монет - наивысший, или пруф. Монеты в этом качестве изготавливают небольшими тиражами и с высокой долей ручного труда. Каждый штамп мастер тщательно прорабатывает, чтобы получить ровную зеркальную поверхность и контрастирующий на ней матированный рисунок.

Особенность качества пруф заключается и в самом процессе чеканки - чтобы рисунок был идеальным, штемпель обязательно ударяет по заготовке два раза. В итоге мы получаем изделие, на котором нет ни царапин, ни неровностей. Монеты в качестве пруф являются наиболее ценными: и за художественность исполнения и за само качество.

Другой вид качества монет - пруф-лайк , или подобный пруфу. Эти монеты внешне похожи на пруф, но технология их чеканки может отличаться. Например, удар по заготовке мог быть произведен один раз. Монеты пруф-лайк также являются ценными, и пользуются спросом у коллекционеров и нумизматов.

Старые мастера и новая школа

Федор Толстой считал, что истинное мастерство в изготовлении монет невозможно без свободного владения графикой.

Только после создания рисунка, по-мнению Толстого, стоило приступать к лепке модели. Этот метод создания монет требовал от мастера не только художественных знаний, но технического, профессионального мастерства настоящего гравера. Именно при таком методе работы можно было сохранить индивидуальный почерк мастера.

Эти основы знали и передавали знания следующему поколению. Например, в медальерном классе Императорской академии художеств ученики обучались не только рисунку и скульптуре, но и гравированию на стали, а также термической обработке штампов.

Среди выдающихся медальеров, которые владели технологиями работы со сталью, были Ф.П. Толстой, И.А. Шилов, К А. Леберехт, А.П. Лялин, П.С. Уткин, В.С. Баранов.

Уже позже, в XIX веке некоторые медальеры стали ограничиваться изготовлением только рисунков-эскизов. Выполнением штампов уже занимались граверы. Таким образом медали теряли свою индивидуальность, терялся почерк художника.

Прогресс не стоит на месте, и сейчас почти на любом производстве монет процесс автоматизирован. Вся граверная работа делается специальными гравировальными станками, а создание 3D модели передано дизайнерам. Но к сожалению, не все из них имеют опыт и образование гравера. Ведь даже после самого современного оборудования, после создания качественной 3D модели, необходимо, чтобы штампа коснулась рука мастера. Только так можно создать изделие, которое будет иметь художественную ценность.

Граверная работа требует очень большого количества знаний и умений, большого опыта, кропотливости, трудолюбия. Обязательно нужно художественное образование, чтобы создаваемые руками мастера сюжеты имели художественную ценность, изделия были живыми. Чтобы изображаемые гравером портреты и фигуры людей, имели стопроцентное сходство с оригиналом.

Современные технологии медальерного искусства диктуют жесткие требования к рельефу медали. Он должен быть таков, чтобы его наиболее высокие детали сосредоточивались в центре композиции, а затем снижались. При этом высота рельефа должна быть небольшой. Такое положение дел ограничило художественный порыв скульпторов и привело к утрате многих технологий скульптурирования медалей.

Наглядно отражает положение дел ситуация, произошедшая в 2000-х годах. Делегация НАТО приезжала в Россию с визитом и презентовала Генштабу РФ подарки. Российское правительство решило ответить достойными памятными подарками.

Сотрудники Генштаба обратились на лучшие монетные производства страны, чтобы изготовить памятные медали по собственном эскизу. Но им отказали, так как выполнить заказ не могли. Сложность работы заключалась как раз в рельефе. Его высота составляла 1,5 мм на сторону (обычно бывает в среднем 0,6-0,8), диаметр составлял 90 мм.

В итоге они обратились к нашему ювелирному дому. Его основатель Сергей Иванович Квашнин согласился и через месяц выполнил весь объем работ. Причем штамп делал вручную. Так и выяснилось, что именно Вятка - центр медальерного искусства России. Изготовленные Сергеем Ивановичем медали Генштаб вручил стратегическим партнерам, делегациям других стран.

Во все времена ювелиры, занятые в ювелирном производстве, считались особыми людьми. Ведь граверная работа - это высшее мастерство ювелирного искусства. Гравер знает все ювелирные приемы и техники, но ювелир, не знающий граверного дела, не сможет создать изделие такого уровня, как гравер.

В любом искусстве важно сохранять традиции и знать историю. Убедиться в преемственности качества вы можете, посетив наш А также не забывайте на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые интересные статьи.