Начальные ходы в шахматах. Открытые дебюты в шахматах. Испанская партия, Берлинская Защита

Не каждый из нас способен похвастаться умением играть в шахматы. Многие, начиная игру в , знают лишь начальные позиции фигур и то, как они могут перемещаться по доске. Но знаете, это, наверно, есть самая интересная игра. Вы не знаете, куда приведет вас следующий ход и кто одержит победу. Все, кто далек сейчас от мира шахмат спросят – а что, свои ходы можно знать заранее и заранее предугадать действие соперника? Не удивляйтесь, это действительно так. А помощником в таком расчете стали шахматные дебюты – стратегии, при которых ходы просчитываются заранее.

А появились шахматные дебюты более двух веков назад, хотя именно в 19 веке они были искусством – именно тогда шахматы занимали почетную роль, и игре – всевозможно проводимым чемпионатам, уделялось больше внимания, чем в современном мире. Тогда мастера игры создавали стратегии, позволяющие с минимальными потерями закончить игру. Играя даже на чужом поле. В целом до появления компьютеров игра могла быть просчитана ходов на пять. Ну в крайнем случае на десять. А что изменили компьютеры, спросите вы? Да очень многое. Благодаря своей способности просчитывать сложные алгоритмы, компьютер позволил создать такие шахматные дебюты, в которых ходы будут просчитаны аж на двадцать ходов. Предсказуемая получается игра, не правда ли? К сожалению, использование автоматических расчетов привело к тому, что игра стала механической – ты видишь и знаешь, как поступит соперник и знаешь, как следует поступить именно тебе. Красота и восхищение ушли – лишь сложные расчеты в голове.

Но новички просто обязаны знать основные шахматные дебюты – без этого они на доске просто не представляют интереса для второго игрока, если он обладает хоть какими-то навыками. А чтобы запомнить какой-то дебют, его надо как можно чаще применять на практике, например, при игре в . Да, шахматам можно научить – вдолбите в голову основные позиции и вот вы вполне успешный игрок. Чем, кстати, многие успешно пользуются. Например, очень часто встречается ситуация, когда профессионал играет с новичком и последний в пределах своих знаний держится весьма уверенно. Правда, чаще всего, эта уверенность покидает его как только родные фигуры выходят за отведенную половину доски.

Но знаете, сейчас рассуждать о шахматных дебютах, об их назначении и полезности бессмысленно – они ведь уже есть, они пользуются популярностью. Поэтому, если вы действительно хотите научиться играть в шахматы, вам надо просто изучить их. А некоторые и запомнить – поверьте, на доске они вам пригодятся.

сложность: ★

Дебют, то есть первые 10-15 ходов, - очень важная стадия шахматной партии. Успешное начало - залог победы, и наоборот. Можно провести аналогию с теннисной подачей. Хороший первый удар позволяет захватить инициативу в розыгрыше очка или даже выиграть его сразу. Корявая подача с идеей лишь бы как-нибудь ввести мяч в игру - на руку опытному сопернику.

Сформулируем основные принципы того, как играть дебют и чего делать в начале партии не рекомендуется.

1) Боритесь за центр.

Из центра фигурам кратчайший путь к любой части доски. Кто владеет центром, тот, как правило, владеет преимуществом. Под владением центром подоразумевается расположение фигур и пешек в квадрате с3, с6, f6, f3 и особенно контроль за центральными полями е4, е5, d4, d5. В некоторых дебютах одна из сторон сначала добровольно отдаёт центр, особенно при игре чёрными. Пример - староиндийская защита . Но даже там это временное явление, далее следует активная конртатака центра.

2) Развивайте все фигуры. Не ходите одной фигурой несколько раз.

По окончанию дебюта все ваши фигуры в идеале должны стоять на активных позициях, готовые к бою. Как сказал гроссмейстер и теоретик прошлого Зигберт Тарраш, если даже одна фигура стоит плохо, то вся партия стоит плохо. По этой причине не стоит ходить одной и той же фигурой в дебюте несколько раз, ведь пока играет одна фигура, остальные бездействуют, неактивны. Также не следует заниматься сомнительными материальными завоеваниями, например стараться выиграть крайние пешки. Время, потраченное на их взятие - это опять время, отнятое у других фигур, которые пылятся на начальной позиции. Инициатива соперника, владеющего перевесом в развитии, может оказаться гораздо важнее. Не верите? Позащищайте позицию чёрных, например, в королевском гамбите .

3) Развивайте сначала лёгкие фигуры, а потом тяжёлые.

Вначале лучше выводить коней и слонов, а только потом ферзя и ладьи. Дело в том, что ценная фигура в одиночку ничего сделать всё равно не сможет, она только должна будет отступать под ударами лёгких фигур противника. К чему может привести ранний ввод в игру ферзя, можете прочитать в статье как поставить детский мат .

4) Сделайте рокировку.

Рокировка позволяет спрятать короля в относительно безопасное место. Кроме того, вводится в игру ладья. Если король задерживается в центре - это всегда сигнал к атаке соперника.

5) По возможности мешайте сопернику.

Ваша задача, разумеется, не только хорошо развить фигуры самому, но и помешать это сделать с комфортом сопернику, захватить инициативу в партии. Особенно это актуально в игре белыми фигурами, ведь они делают ход первыми. Задача чёрных на первых порах уравнять игру, нейтрализовать преимущество первого хода.

Конечно, это только примерные ориентиры. Однозначного алгоритма того, как играть дебют, нет. Но для новичка лучше всё-таки придерживаться этих простых правил и не пытаться изобретать велосипед.

Посмотрим как реализуются описанные принципы на примере итальянской партии .

Белые делают ход центральной пешкой на два поля, сразу занимая центр. Кроме того открываются диагонали для слона f1 и ферзя d1.

1. ... e5

Чёрные отвечают симметрично, руководствуясь теми же соображениями.

Белые развивают коня, попутно нападая на пешку е5.

2. ... Кс6

Чёрные развивают своего коня, защищая пешку.

3. Сс4 Сс5

Белые и чёрные выводят слонов в центр на активные позиции, прицеливаясь к пунктам f7 и f2, которые защищены только королями.


На доске стартовая позиция дебюта, который называется итальянская партия .

Самое важное в шахматах это разыграть правильно дебют – шахматное начало, которое длится от 3 до 25 ходов. От того как разыграть начало шахматной партии и будет зависеть дальнейшие планы обеих сторон. Эта категория создана, чтобы всю энциклопедию шахматных дебютов собрать в единое целое, теперь вы всегда можете заглянуть на наш сайт и вспомнить порядок ходов в том или ином дебюте.


Гирш Зильбершмидт — не-мецкий шахматист первой по-ловины XIX века. Осужденный по политическому делу, просидел в брауншвейгской тюрьме 15 лет, в течение которых глубоко изу-чил теорию дебютов и затем в 1826 году выпустил книгу, дваж-ды переиздававшуюся. Дебют настолько острый, что я его назвал «просто коньки».

1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 g5 4.Bc4 g4 5.Ne5 Qh4+ 6.Kf1 Nh6

Русский международный мастер Федор Дуз-Хотимирский, часто применявший эту систему в начале XX века, написал в книжке избранных партиях: «Впервые это название было произнесено мною в Ки-еве в 1902 году. Увлекаясь аст-рономией, изучая звездное небо, я подметил внешнее сход-ство очертаний созвездия Дра-кон с конфигурацией пешек d6, e7, f7, g6, h7 в сицилианской защите.

1. e4 e5 2. d4 exd4 3. c3 dxc3 4. Bc4 cxb2 5. Bxb2

Датский или Северный гамбит зародился в Дании. За две пешки белые получают опережение в развитии и хорошие виды на атаку королевского фланга.

1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 g5 4.Bc4 g4 5.d4

Название гамбит получил по имени индийского шахма-тиста, опубликовавшего ана-лиз варианта в своей книге (Мадрас, 1826).

1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 g5 4.Bc4 Bg7 5.h4

Франсуа-Андре Даникан по прозвищу Филидор (1726 1795) выдающийся французский мастер, сильнейший шахматист мира второй половины XVIII века. Музыкант, композитор, создатель французской комической оперы. Позиционные принципы, разработанные Филидором, во многом способствовали превращению шахмат из игры, основанной на случайных и стихийных поступках, в стройную логическую систему. Его Анализ шахматной игры (первое издание Лондон, 1749) был переведен на многие языки, сформулировав начала современной шахматной стратегии.

Самые старинные дебюты – открытые. Вплоть до конца XIX столетия они были наиболее часто применяющимися началами. Острая комбинационная борьба, свойственная этим дебютам, привлекала шахматистов того времени.

Наиболее активный ход начала партии 1. e2-e4. После ответа черных 1. … e7–e5 партия начинается открытым дебютом.

Начинающим шахматистам не следует изучать и применять одновременно разнообразные дебютные системы. Мало пользы от механического заучивания вариантов. Следует ограничить свой выбор двумя-тремя дебютами за белых и за черных. Изучение дебютов следует начинать с острых начал: королевского гамбита, итальянской партии, защиты двух коней – это развивает комбинационные способности и помогает лучше понять основы более сложных позиционных дебютов, таких как испанская партия.

Важный принцип в шахматах – связь дебюта с миттельшпилем. Одна из основных проблем во всех дебютах – соединение тяжелых фигур. Дебютную стадию можно считать завершенной, когда между ладьями не остается ни одной, своей или неприятельской, фигуры.

Оценивать позицию по завершению дебюта надо по нескольким показателям:

  • материальное соотношение;
  • вид преимущества – позиционное или материальное;
  • положение королей;
  • наличие открытых линий и диагоналей, хороших и плохих фигур, слабых пунктов.

Правильный план дальнейшей игры выбирают с учетом этих факторов. С материальным преимуществом можно стремиться к упрощениям, при его отсутствии – наоборот, надо обострять игру. При позиционном перевесе следует накапливать преимущество, а не упрощать позицию. Позиция королей определяет план: атаковать или защищаться. Деление фигур на хорошие и плохие определяется количеством полей, которые они контролируют. Хорошую фигуру надо оберегать от размена, плохую – выгодно разменять.

Популярные открытые дебюты

Королевский гамбит : 1. e2-e4 e7-e5 2. f2-f4.

Острое и сложное начало. Белые стремятся с помощью жертв добиться превосходства в развитии и как можно быстрее расчистить линии для атаки на королевском фланге. Гамбит был особенно популярен в XIX веке.

Дебют слона : 1. e2-e4 e7-e5 2. Сf1-c4.

Старейшее начало. В современной турнирной практике встречается редко, так как черные имеют достаточно возможностей для уравнения игры.

Венская партия : 1. e2-e4 e7-e5 2. Kb1-c3.

Дебют разработан венскими шахматистами в середине XIX века. Белые укрепляют пешку e4, предупреждая контрудар d7-d5, и намереваются атаковать соперника с помощью f2-f4. Некоторая задержка в динамике игры дает возможность черным организовать встречные действия.

Итальянская партия : 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. Cf1-c4 Cf8-c5.

Анализы начала итальянских мастеров появились еще в XVI веке. Цель белых – образование сильного пешечного центра и создание угроз слабому пункту f7. За черных найдены успешные способы борьбы с этими планами.

Гамбит Эванса : 1. e2–e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. Cf1-c4 Cf8-c5 4. b2-b4.

Идея пожертвовать пешку для получения темпов с целью захвата центра принадлежит английскому шахматисту Д. Эвансу. Основной метод борьбы у черных – принять гамбитную пешку, чтобы в подходящий момент возвратить ее для завершения развития.

Защита двух коней : 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1–f3 Kb8-c6 3. Cf1-c4 Kg8-f6.

Известный уже в XVI веке дебют. Черные пытаются перехватить инициативу нападением на пешку e4, во многих продолжениях не останавливаясь перед жертвами.

Дебют четырех коней : 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. Kb1-c3 Kg8-f6.

Старинный дебют, известный с XVI века. Белые продолжают борьбу за центр, однако делают это менее настойчиво, чем в испанской партии. В некоторых вариантах возможны быстрые упрощения игры.

Защита Филидора 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 d7-d6.

Русская партия : 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kg8–f6.

Стратегическая идея дебюта заключается в том, что черные продолжают развитие, не защищая атакованную пешку e5. Часто возникают симметричные варианты с небольшим позиционным преимуществом у белых. Потенциальные возможности черных позволяют осложнить игру с хорошими контршансами.

Центральный дебют 1. e2-e4 e7-e5 2. d2-d4 e5:d4 3. Фd1:d4.

Дебют был довольно популярен в XIX веке. Ходом ферзя белые дают черным лишний темп – развитием коня на c6. Однако черные должны играть внимательно, чтобы предупредить возможное наступление в центре или на королевском фланге.

Северный гамбит : 1. e2-e4 e7-e5 2. d2-d4 e5:d4 3. c2-c3.

Белые, не считаясь с материальными потерями, пытаются прочно овладеть инициативой. При попытке удержать любыми путями материальное преимущество черные могут легко попасть под атаку.

Шотландская партия : 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. d2-d4.

Идея 3. d4 заключается в попытке добиться преимущества в центре. В оживленной фигурной борьбе черные имеют равные возможности.

Шотландский гамбит : 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. d2-d4 e5:d4 4. Cf1-c4.

Освоение шахмат - это длительный процесс, который может затянуться на несколько лет, но вам не обязательно быть великим шахматистом, чтобы побеждать практически в каждой игре, достаточно лишь понимать механику игры. Научившись распознавать некоторые шаги и читать своего противника, вы сможете эффективно защищать своего короля, атаковать короля противника и выходить победителем почти в каждой игре.


Предполагается, что вы уже знакомы с базовыми правилами игры в шахматы. Если вы только начали знакомство с игрой,

Шаги

Часть 1

Уровень игры: начальный

    Уясните ценность каждой фигуры и защищайте их соответственно. Понятно, что король является наиболее важной фигурой на доске, ведь его потеря ведет к поражению в игре. Несмотря на это, не стоит считать остальные фигуры бесполезным пушечным мясом. Согласно математике и геометрии шахматной доски, некоторые фигуры куда ценнее, чем другие. Помните об этом, когда будете забирать чужие фигуры. К примеру, не стоит подвергать риску ценнейшую ладью лишь за тем, чтобы избавиться от коня противника.

    Поймите цели хорошего дебюта. Дебют - это первые несколько ходов в игре, которые определяют вашу общую стратегию и расстановку фигур на всю партию. Целью начальных ходов является развертывание (отведение от начальных полей) как можно большего количества сильных фигур. Для хорошего начала следует учесть несколько ключевых моментов:

    • Перемещайте пешки к центру доски, чтобы открыть дорогу более сильным фигурам.
    • Ваш дебют также будет зависеть от того, играете ли вы черными или белыми фигурами. Так как белые ходят первыми, вам следует играть агрессивно и не дать инициативе перейти к противнику. Черным же следует организовать оборону, ожидая, пока белые подставятся под удар.
    • Никогда не перемещайте одну фигуру два хода подряд, если только ей не грозит опасность быть сметенной с доски. Чем больше фигур вы сможете передвинуть, тем больше ходов потребуется противнику для противодействия.
    • Учитывая все это, ознакомьтесь со списком дебютов, которые делают гроссмейстеры на турнирах по шахматам.
  1. Заранее продумайте свою стратегию на 4–5 ходов вперед, делая каждый ход частью более изощренной атаки. Для победы в шахматах вы должны постоянно думать на несколько шагов вперед, подготавливая обширные и сложные атаки, чтобы перехитрить своего противника. Ваш первый ход определяет всю последующую игру и ведет к первой атаке или контролю определенных участков доски. Лучший способ научиться планировать наперед - отработать несколько распространенных дебютов:

    Проведите 4-ходовый «Детский мат», чтобы мгновенно выиграть партию. Проблема в том, что данная стратегия сработает лишь единожды, так как опытный игрок раскроет ваш план и уведет короля из-под удара. Несмотря на это, детский мат является отличным способом застать новичка врасплох и быстро одержать победу в игре.

    Контролируйте центр доски, чтобы контролировать игру. Во время партии в шахматы ваша главная задача заключается в контроле над центром доски, особенно это касается четырех полей посередине. Все потому, что оттуда можно совершать атаку в любом направлении, позволяя вам управлять темпом и ходом игры. Конь, к примеру, имеет 8 потенциальных ходов из центра доски, а по краям доски - лишь 1–2. Существует два основных способа добиться контроля над центром:

    • Вы можете закрепиться в центре доски, медленно перемещая туда несколько фигур. Пусть кони и слоны стоят по краям и играют роль поддержки, там они смогут атаковать фигуры противника в случае нападения. Подобное неторопливое развитие событий используется чаще всего.
    • А вот заход с флангов является более современным стилем игры, согласно которому контроль над центром осуществляется по краям доски. Ваши ладьи, ферзь и кони поднимаются по краям доски, тем самым не давая противнику безвозмездно захватить центр.
  2. Развивайте по одной фигуре за раз. Покончив с дебютом, переходим к развертыванию боевых порядков. Вы должны вывести все свои фигуры с начальных полей, перемещая их на более эффективные для них места.

    • Если можете, перемещайте фигуры по очереди. Не ходите одной и той же фигурой два раза подряд, если, конечно, вам не нужно будет уводить ее из-под удара или потрепать силы противника.
    • Перемещать все фигуры тоже необязательно. Продвижение всех пешек не поможет вам победить, так как нарушит ключевую линию обороны, оберегающую вашего короля.
  3. Научитесь рокировке. Рокировка - это особый ход, при котором король «перепрыгивает» через ладью, принимающую роль стены против грядущей атаки и которую оберегают размещенные над ней пешки. Это крайне эффективная тактика защиты, особенно для новичков в шахматах. Вам понадобится сделать следующее:

    Не пренебрегайте разменом фигур. Смело разменивайте фигуры, если в результате вы окажетесь с материальным преимуществом, например, пожертвовав конем ради получения вражеского ферзя. Когда же фигуры более-менее равны, процесс размена становится довольно запутанным. Если вкратце, то не стоит идти на размен, когда:

    Продумайте свою стратегию на 5–6 ходов вперед. Пусть это и сложно, но для регулярной победы в партиях вы должны строить долгосрочные планы. Каждый ход фигур должен преследовать три основных цели. Держа эти моменты в памяти, вы вскоре сможете на ходу просчитывать многоходовки для победы в игре:

    Используйте свое преимущество по максимуму, не неситесь сломя голову в атаку. Ритм игры - вот, что главное в шахматах, так что удерживайте его как можно дольше. Если ваш противник лишь реагирует на ваши действия и постоянно выводит фигуры из-под удара, не имея возможности контратаковать, продолжайте неспешно уменьшать количество его фигур. Помните, что победа в битве не гарантирует вам победу в войне. Не позволяйте оппоненту совершать контратаки в ответ на ваши ходы. Вместо этого перебейте его защитные фигуры, захватите центр доски, после чего выждите момент для нанесения сокрушительной атаки.

    Научитесь проводить связывание. Связывание - это нападение, при котором вражеская фигура загоняется в тупик или берется в заложники, сдерживая оппонента от эффективного ее использования риском ее потерять. Этот пассивный вид ведения боевых действий отлично подходит для управления ходом игры и победе над противником. Для начала проанализируйте варианты перемещения фигуры. Уделите особе внимание фигурам с ограниченным набором ходов. Затем разместите свои фигуры так, чтобы атаковать связанную фигуру, куда бы она ни передвинулась, фактически делая ее бесполезной на какое-то время.

    Объективно оценивайте каждый ход. Вы должны мыслить в масштабах всей доски, анализируя каждый доступный вам ход. Не делайте ход только потому, что пришла ваша очередь, не торопитесь и попробуйте отыскать наилучший ход из всех доступных. Конечно, все зависит от ситуации, но вы можете задать себе парочку вопросов перед каждым ходом, чтобы понять, правильно ли поступаете:

    Избавляйтесь от фигур противника единым фронтом. Вам нужно сохранять контроль над центром, при этом атакуя, как единое целое. Ваши фигуры словно детали оркестра - все они служат уникальной цели, но лучше всего работают вместе. Устраняя фигуры оппонента, вы повысите свои шансы обойти защиту короля, а организовав 2–3 группы поддержки, обеспечите материальное преимущество.

    Защищайте ферзя на всех этапах игры при помощи слона и ладьи. Ферзя не просто так считают сильнейшей фигурой на доске, поэтому не спешите разменивать его на другую фигуру противника, даже на другого ферзя, подобный ход редко является оправданным. Ферзь - ваша наиболее универсальная атакующая фигура, используйте ее по назначению. Постоянно защищайте и поддерживайте своего ферзя, так как большинство игроков готово пожертвовать практически любой фигурой (кроме собственного ферзя), чтобы от него избавиться.

    Не окружайте своих слонов пешками. Слоны атакуют с дальних дистанций, а для контроля над доской, особенно на ранних стадиях игры, крайне важно использовать их обоих. Вы можете изучить множество дебютных ходов, но основная их цель заключается в выведении в открытую своих сильных фигур.

Часть 3

Уровень игры: продвинутый

    Продумайте ход игры от начала и до конца. Партия в шахматы в основном имеет три этапа, которые тесно связаны между собой. Лучшие шахматисты мира планируют свою игру на 10–12 ходов вперед, одновременно разрабатывая 3–4 стратегии на основе ходов противника. Они знают, что потраченные на раннем этапе ходы и фигуры сильно повлияют на заключительную стадию игры и планируют свои действия соответственно.

    • Дебют: именно здесь задается тон игры. В первые 4–5 ходов происходит ускоренная мобилизация множества фигур и начинается борьба за центр доски. Вы можете пойти в наступление, переведя сражение на сторону противника, либо уйти в оборону, выжидая, пока противник сделает первый шаг.
    • Миттельшпиль: его единственная цель - подготовка к эндшпилю. На данном этапе происходит размен фигурами, захват контроля над центром доски и установка 1–2 линий нападения, которые в любой момент могут прийти в движение. Размен, конечно, может принести пользу, но вы должны понимать, что с каждой потерянной фигурой уменьшаются и ваши шансы на победу.
    • Эндшпиль: этап, когда на доске остается очень мало фигур, а их ценность заметно возрастает. Вам может показаться, что именно в эндшпиле развернется главное противостояние, но на самом деле бо́льшая часть работы уже была проделана. Игрок, который «победил» в миттельшпиле и остался с лучшим материалом без труда завершит игру матом.
  1. Слоны к концу игры куда полезнее коней. Поначалу игры слоны и кони примерно равны по силе. Однако уже к концу игры слоны будут передвигаться по опустевшей доске в разы быстрее, чем все так же медлительные кони. Помните об этом при размене фигур - если в краткосрочной перспективе слон и не является сверхполезным, то уже на последнем этапе партии становится одной из наиценнейших фигур.

    Используйте числовое преимущество пешек на пустой доске. Пешки лишь кажутся бесполезными, однако к концу игры они становятся ключевыми фигурами. Они могут оказывать поддержку сильным фигурам, продвигаться по доске, нервируя противника, а также являются идеальным щитом для короля. Однако это преимущество можно упустить, если вы начнете сдваивать их в начале партии (две пешки на одной вертикальной линии). Держите пешки рядом, чтобы они могли прикрывать друг друга. Когда на доске останется очень мало фигур, стремительное наступление для превращения пешки в ферзя может решить исход игры.

    Знайте, когда можно вырвать ничью. Если вы растратили большинство материала и уверены, что не имеете ни малейшего шанса поставить мат оставшимися фигурами, стоит задуматься о признании ничьи. В официальных шахматных поединках важно не прозевать момент, когда вами был потерян шанс на победу (у вас остался король, пешка, и, возможно, 1–2 другие фигуры, вас загоняют в угол и так далее), и довести игру до ничьей. Есть несколько способов сократить разницу в силе и вырвать ничью, даже когда дело кажется безнадежным:

  2. Попрактикуйтесь на досуге в решении шахматных задач. Вы можете значительно повысить свои навыки, не сыграв при этом ни одной партии. Шахматные задачи представляют собой ситуации, когда от вас требуется поставить мат в 1 или 2 хода. Попрактикуйтесь на сотнях таких задач из книг или в интернете и со временем вы освоите великолепные расстановки фигур и неожиданно подлые типы атаки. Несмотря на то, что вы вряд ли когда-либо увидите подобную расстановку сил на доске, шахматные задачи развивают вашу способность видеть все потенциальные углы атаки и как эффективно размещать фигуры.

    • Поищите в интернете наборы задач или прихватите в библиотеке книжку по шахматным стратегиям, в них обязательно будут примеры задач.
  • Играйте уверенно с настроем на победу.
  • Не переставайте практиковаться и не отдавайте фигуры по глупости.
  • Идите в наступление группами. Если для атаки вам придется отойти от группы, составьте план по перегруппировке сил.
  • В некоторых компьютерных шахматных играх существуют подсказки, которыми вы можете воспользоваться. Эти подсказки могут вам пригодиться в официальных матчах.
  • Когда будете готовы, примите участие в турнире или сыграйте в шахматном клубе. Это может улучшить ваши навыки и обеспечит официальный шахматный рейтинг.
  • Помните о значении каждой фигуры и планируйте свою игру соответственно. Например, ладья стоит пять очков, тогда как слон только три. Вы можете получить преимущество, если пожертвуете своим слоном для нейтрализации ладьи противника.
  • Прежде чем перемещать фигуру, детально продумайте свой ход.

Предупреждения

  • Не используйте дешевые трюки вроде четырехходового мата. Если ваш противник знает о них, вы практически обязательно проиграете.
  • Ничего страшного, если вы не выигрываете! Нужна уйма практики, чтобы стать профи!
  • Не спешите забирать «свободные» фигуры. Возможно, ваш оппонент пожертвовал эту фигуру, чтобы обменять ее на более сильную вашу фигуру или провести отвлекающий маневр.
  • Не рискуйте ферзем - это самая ценная фигура на доске!

Что вам понадобится

  • Люди, с которыми можно сыграть или компьютерная программа
  • Шахматная доска и фигуры
  • Дистанционный или местный репетитор, который бы отточил ваши навыки (необязательно)
  • , Italiano: Vincere quasi Sempre a Scacchi , Português: Vencer Quase Sempre no Xadrez , العربية: الفوز في كل لعبة شطرنج تلعبها , Tiếng Việt: Thường xuyên thắng cờ vua , Nederlands: Bijna elke keer een schaakpartij winnen , Bahasa Indonesia: Memenangkan Sebagian Besar Permainan Catur

    Эту страницу просматривали 395 867 раза.

    Была ли эта статья полезной?