Двойной удар в биллиарде. Как научиться правильно выполнять разные виды ударов в бильярде: видео. Виды ударов битком по прицельному шару

Angled – находится за губой лузы (применительно к битку).
Angle shot – удар на резке.
Apex of triangle – вершина пирамиды, вершинный шар.
Around the table – удар, при котором биток касается нескольких бортов (в том числе двух коротких).
Balance point – продольный центр тяжести кия.
Ball in hand
Ball on – очередной цветной шар (в смысле «не-красный»).
Bank shot – дуплет, триплет и т.д.
Bed of table – плита стола.
Billiard – очко, результативный удар.
Blind draw – метод жеребьевки.
Bottom cushion – передний борт.
Break – подбивка кластера.
Break – серия.
Break ball – («Стрейт пул») шар для подбивки.
Bridge – кистевой упор.
Bumper – бампер турника кия.
Butt of cue – турник кия.
Butt plate – чашка турника кия.
Call shot – заказ.
Called ball – заказной шар.
Called pocket – заказная луза.
Carom – каромболь.
Center spot – центральная отметка стола.
Center string – центральная отметка стола.
Chalk – мел.
Check side – внутренний винт.
Chuck nurse – хлебная кормушка.
Cluster – кластер.
Clean bank – («Бортовой пул») чистый дуплет, триплет и т.д., при выполнении которого заказанный прицельный шар прежде чем упасть в лузу не коснулся других шаров.
Clear ball – непомеченный биток.
Combination – комбинационный удар.
Combination on – два (или более) шара, соориентированных в сторону лузы. Очевидно подразумевается, что прямая соединяющая центры шаров смотрит в лузу и расстояние между шарами небольшое. Так же называется Dead combo или On combo.
Combination on – комбинационный удар.
Contact point – точка соударения битка и прицельного шара.
Corner-hooked – находится за губой лузы (применительно к битку). см. также Angled
Count – очко, результативный удар.
Count, the – текущий счет игры.
Cross corner – дуплет в угловую лузу.
Cross side – дуплет в среднюю лузу.
Cross table shot – удар, при котором биток пересекает стол касаясь при этом длинных бортов.
Crotch – треугольная зона в каждом угле стола при игре в прямой карамболь, в которой разрешается набирать не более трех очков подряд. После этого по крайней мере один прицельный шар должен покинуть зону. Это ограничение не позволяет игроку делать длинные серии с использованием???угловой кормушки.
Crutch – то же, что и Mechanical B ridge
Cue – кий.
Cueball - биток.
Cueball in hand - право установить биток в любом месте стола, после нарушения противника.
Cueball in hand behind the head string – право установить биток в любом месте зоны “дома”, после нарушения противника.
Cueball in hand within the D См . С ueball in hand within the half-circle.
Сueball in hand within the half-circle
– право установить биток в любом месте сектора, после его падения в лузу или выскакивания за пределы стола.
Cue tip – наклейка на конце кия.
Cushion – пругая борт.
Cut – резка.
Cut shot – удар на резке.
D Сектор
Dead ball – лобовое (или на толстой резке) соударение битка и прицельного шара. При этом вся (или почти вся) поступательная энергия битка передается прицельному шару.
Dead ball shot – удар, при котором, вся или почти вся поступательная энергия битка передается прицельному шару. Также в данной ситуации употребляется термин kill shot.
Dead combination См. Combination on
Diamonds – бриллианты.
Double – дуплет.
Double bank – триплет.
Double elimination – условия проведения турнира, при которых участник выбывает после двух поражений (в верхней и в нижней сетках).
Double hit – двойной удар.
Double round robin – условия проведения турнира, при которых каждый участник играет c каждым дважды.
Draw shot – оттяжка.
Drop pockets – обычная луза (без механизма автовозврата шаров).
English – боковик, винт.
Feather shot – удар на чрезвычайно тонкой резке.
Ferrule – наконечник.
Follow shot – накат.
Follow-through – сопровождение (кием битка).
Foot of table – задняя половина стола.
Foot spot – задняя отметка стола.
Foot string – задняя линия стола.
Foot rail – задний борт.
Force draw – сильная оттяжка. Термин обычно применяется для обозначения оттяжки на резке. В этом случае биток сначала сильно отбрасывается в направлении тангенсной линии, и только потом обратное вращение искривляет траекторию движения.
Force follow – сильный накат. Термин применяется в случае, когда биток после контакта с прицельным шаром останавливается (или отбрасывается по резке), а затем, за счет верхнего вращения, резко набирает скорость.
Foul – фол, нарушение.
Foul stroke – удар, во время которого было допущено нарушение.
Frame – аналог партии в снукере.
Free ball – игровая ситуация когда в качестве очередного может быть выбран любой шар (подробное объяснение см. в Правилах «Снукера», п.22).
Free break – начальное разбитие пирамиды, при котором можно достигнуть хорошего распределения шаров по поверхности стола, без какого-либо риска или возможности нарушить правила. Более подробно данный аспект рассматривается в правилах конкретных игр.
Frozen – шар, стоящий вплотную к другому шару или борту.
Full ball – лобовое соударение битка и прицельного шара.
Game – партия.
Game ball – партионный шар.
Gather shot – собирательный удар.
Grip – хватка. Манера держать турник кия при ударе.
Gully table – стол с системой автовозврата шаров.
Handicapping – фора. Гандикап.
Head of table – передняя часть стола.
Head rail – передний борт.
Head spot – передняя отметка стола.
Head string – передняя линия стола.
Hickey – (Снукерный гольф) фол, нарушение.
Hide – поставить маску.
High run – наибольшее количество очков, сыгранное за одну серию.
Hold
Hold-up english – то же, что и Reverse english.
Hook – ставить маску.
Hooked – быть замаскированным.
Inning – игровой подход.
In hand – то же, что и Cueball in hand.
In hand behind the head string – то же, что и Cueball in hand behind the head string.
In-off – падение битка в лузу. См. также Scratch.
Inside english – внутренний винт. См. также Check side
Insurance ball – шар для подстраховки. См. также Key ball, Break ball.
In the rack – («Стрейт пул») шар, который мешает установке пирамиды.
Jaw – губа лузы.
Jawed ball – шар, который забившись между губами не упал в лузу.
Joint – стык разборного кия.
Jump shot – перескок.
Jumped ball – выскочивший шар.
Key ball – ключевой шар. См. также Insurance ball, Break ball.
Kick shot – абриколь.
Kill shot – то же, что и Dead ball shot
Kiss – соударение между шарами. Каромболь. См. также Kiss shot
Kiss shot – удар карамболем.
Kiss-out – нежелательное соударение шаров, которое привело к промаху.
Kitchen – жаргонное название области дома.
Lag – удар, при котором биток отражается от трех и более бортов прежде чем коснуться прицельных шаров.
Lag for break – розыгрыш начального удара.
Leave – расположение шаров после удара игрока.
Legal object ball – очередной шар.
Long – термин, который обычно используется применительно к шару (Long ball), что бы показать что его пройденный путь удлинняется из-за бегущего винта.
Long string – линия выставления шаров.
Loop bridge – закрытый упор.
Losing hazard – падение битка в лузу после контакта с прицельным шаром. Результативный удар («свояк») в английском бильярде.
Lot – жребий.
Manufacture – наигрыш.
Masse shot – массе.
Match – матч, сет.
Mechanical bridge – машинка.
Miscue – кикс.
Miss – промах.
Miss – ситуация в снукере, в которой, по мнению судьи, игрок намеренно промахнулся по очередному шару. При этом судья объявляет фол.
Natural – удар, который просто представить, расчитать и выполнить.
Natural english – естественный бегущий винт.Небольшой винт, который компенсирует потерю скорости и сужение угла отражения битка после контакта с бортом.
Natural roll – естественное качение шара.
Nip draw – короткий резкий удар оттяжкой. Такая техника используется для того чтобы избежать повторного контакта битка с наклейкой кия, и как следствие к фола (в ситуации с близкостоящими битком и прицельным шаром.)
Nurses – кормушка.
Object ball – прицельный шар.
On ball – то же, что и Ball on.
Open break – открытое разбитие пирамиды.
Opening break shot – начальный удар.
Open bridge – открытый упор.
Open table – («Восьмерка») открытый стол.
Outside english – внешний винт.
Peas – маленькие шары, пронумерованные от 1 до 15 или 16. Используются в некоторых играх.
Pills – то же, что и Peas.
Plant – позиция из двух или нескольких красных шаров, позволяющая выполнить комбинационный удар.
Pocket – луза. Забивать прицельный шар в лузу.
Position – выход, делать выход.
Pot – забивать прицельный шар лузу.
Powder – тальк или мягкий мел.
Power draw shot – то же, что и Force draw.
Push shot – пропих.
Push-out – («Девятка») выкат.
Pyramid – пирамида шаров.
Pyramid spot – отметка, на которой размещается вершинный шар пирамиды.
Race – матч, сет.
Rack – пирамида. Ставить пирамиду.
Rail – поручень.
Rail shot – то же, что и Bank shot
Red ball – прицельный шар.
Rest – машинка.
Reverse english – обратный винт.
Round robin – условия проведения турнира, при которых каждый участник играет с каждым один раз.
Running english – бегущий винт.
Running side – бегущий винт.
Run – серия.
Run-out – последний (победный) игровой подход, серия.
Safety – отыгрыш.
Scratch – заработать очко по фуксу.
Scratch – падение битка в лузу.
Screw – оттяжка.
Seeding – размещение игроков в заранее определенных местах турнирной сетки - посев, сеянье.
Set – матч, сет.
Shaft – шафт.
Short – термин, который обычно используется применительно к шару (Short ball), что бы показать что его пройденный путь укорачивается из-за обратного винта.
Short-rack – обобщающее название игр, в которых используется неполная пирамида (девятка, десятка и т.д.)
Shot – удар.
Shot making ability – кладка.
Side – винт, боковик.
Single elimination – условия проведения турнира, при которых участник выбывает после одного поражения (олимпийская система).
Skid shot – ползунок
Snooker – маска.
Snookered – быть замаскированным другими шарами (применительно к битку).
Speed – размер удара.
Split hit – удар, при котором невозможно определить какого из двух шаров биток коснулся первым.
Spot – отметка.
Spot – фора, гандикап.
Spot ball – один из битков помеченный черной точкой.
Spot shot – удар с руки из дома по прицельному шару находящемуся на задней отметке (см. поясняющую схему). В пуле такой удар считается средним по сложности и принят за некую точку отсчета.
Spotting balls – выставление шаров.
Stalemated game – патовая позиция.
Stance – игровая стойка.
Stop shot – остановка. Удар с остановкой битка.
Straight Rail Billiards – игра Прямой карамболь.
Striker – игрок, выполняющий удар.
Stroke – удар.
Stun shot – удар на небольшой резке, при котором биток после контакта с прицельным шаром немного смещается по тангенсной линии.
Successive fouls – несколько последовательных фолов.
Table in position – ситуация, когда положение прицельных шаров во время удара не меняется.
Tester – технически сложный удар.
Three cushion – трехбортный каромболь.
Throw – отброс прицельного шара.
Throw shot – удар с отбросом прицельного шара.
Time shot – удар с динамическим наигрышем.
Top cushion – задний борт.
TPA - величина обратная количеству ошибок, допущенных игроком.
Triangle – треугольник.
V-bridge – то же что и Open bridge.
Weight – уровень игры (жаргон).
Wrap – обмотка турника кия.

Абриколь - удар битком сначала о борт, а потом в прицельный шар.

Биллия - серия ударов, каждый из которых заканчивается правильным сыгрыванисм шаров.

Биток - шар, по которому наносят удары кием в процессе игры.

Бриллиант - одна из восемнадцати перламутровых меток, вделанных в деревянную часть бортов на лузном бильярде (см. Бриллиантовая система).

Бриллиантовая система - научно обоснованная бильярдная система, предусматривающая практическое использование на бортах бриллиантов, которые помогают составить четкую диаграмму ударов с расчетом определенного пути шаров.

ВБС - Всемирный Бильярдный Союз. Основан в 1959 году, объединяет пять бильярдных конфедераций (Европы, Азии, Америки, Африки и Ближнего Востока).

Видно или не видно шара - когда видна или не видна точка прицела.

Винт - децентрированный удар по битку, при котором биток наряду с поступательным получает также и вращательное движение.

Выскочивший шар - шар, остановившийся после завершения улара вне игровой поверхности стола.

Выход - удар, в результате которого после забитого прицельного шара биток выходит под другой прицельный шар так, что его легко можно сыграть.

Дом - часть игровой поверхности стола между передней линией и передним бортом.

Дуплет - удар, при котором прицельный шар сначала ударяется о борт, а затем попадает в лузу.

Задняя линия - линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.

Заказ - требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть.

Заказная луза - объявляемая в заказе луза, в которую играющий намерен положить прицельный шар.

Заказной шар - объявляемый в заказе конкретный прицельный шар, который играющий намерен сыграть в заказную лузу.

Игра с руки из дома - удар, при котором биток можно располагать в любом месте площади «дома».

Игровая поверхность стола - покрытая сукном плоская поверхность стола между упругими бортами.

Карамболь - удар, при котором биток, коснувшись одного прицельного шара, ударяется о другой.

Кий - бильярдная принадлежность, предназначенная для нанесения ударов по битку.

Кикс - неудачный удар с проскальзыванием наклейки кия по поверхности битка.

Клапштос - удар, при котором биток после соударения с прицельным шаром остается на месте.

Контрпартия - решающая партия между партнерами, имеющими одинаковое число выигранных партий. Сокращенно называется контровая, или контра.

Контртуш - обратный удар по битку отраженного от борта или других шаров прицельного шара.

Круазе - разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отразившись от борта, пересекает линию движения битка.

Мазик - предмет бильярдного инвентаря. Мазиком ударяют вместо кия по битку.

Мазка - позиция, при которой шар или шары загораживают цель, куда желательно попасть битком.

Машинка - бильярдная принадлежность, используемая в качестве опоры для кия при нанесении удара по удаленному битку.

Мел - сухое абразивное вещество, используемое для натирания наклейки кия с целью предотвращения кикса.

Мертвый шар - когда шар стоит в губах лузы и достаточно малейшего по нему толчка, чтобы он упал. О таком шаре говорят еще, что он висит над лузой.

Накат - удар выше центра битка, в результате которого биток после соударения с прицельным шаром продолжает движение в том же направлении.

Наклейка - приклеенный к торцу передней части кия кружок специально обработанной кожи, который непосредственно соприкасается с битком при выполнении ударов.

Начало игры - фактически началом игры считается тот момент, когда центр битка перейдет линию, ограничивающую «дом» (так называемую линию «дома»).

Начало и конец удара - началом удара считается всякое прикосновение играющего к любому шару на бильярде, а концом удара становится момент снятия с бильярдного стола руки, кия, машинки и прекращение движения шаров.

Оттяжка - удар ниже центра битка, в результате которого биток после соударения с прицельным шаром откатывается назад.

От шара - удар, при котором прицельный шар или биток падает в лузу, коснувшись другого шара.

Отыгрыш - позиционный улар, сводящий к минимуму шансы соперника на последующий результативный удар.

Партионный шар - шар, правильное сыгрывание которого в лузу приносит победу в партии.

Передняя линия - линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту.

Передняя отметка - точка на продольной линии стола, равноудаленная от центральной отметки и переднего борта.

Пирамида - начальная расстановка прицельных шаров в форме равностороннего треугольника с вершиной на задней отметке.

Прижать (партнера) - тактика ведения игры, при которой играющий старается прижать биток к борту и тем самым затруднить исполнение удара партнером, вынуждая его систематически играть из тяжелого положения, в результате чего он «сбивается с удара» и «теряет кладку».

Прицельный шар - любой шар на столе, кроме битка.

Продольная линия - линия, проходящая через центральную отметку параллельно длинному борту.

Резка - удар битком очень тонко, в край прицельного шара. Отсюда выражения: «перерезать» - когда играемый шар взят под более острым углом к принимающей лузе, и «недорезать» - когда шар взят под тупым углом.

Результативный удар - правильно выполненный удар, сопровождающийся падением шара в лузу и дающий право на продолжение серии у стола.

Розыгрыш - процедура определения участника, вступающего в игру первым.

Рокамболь - рикошет по нескольким бортам.

Серия (с кия) - последовательность результативных ударов одного из участников.

Треугольник - бильярдная принадлежность, используемая для начальной расстановки шаров в форме пирамиды.

Триплет - отражение шара от двух бортов.

Труабан - отражение шара от трех бортов.

Туз - шар, обозначенный цифрой «I» (значит 11 очков при игре в «Пирамиду»).

Турник (турняк) - толстая часть кия.

Туш - прикосновение к шару на столе кием, рукой, машинкой и т. п.

Удар на резке - удар, при котором точка соударения смещена относительно линии центров битка и прицельного шара, в результате чего прицельный шар получает движение влево или вправо.

Упругий борт - покрытая сукном резина, закрепленная на внутренней стороне деревянных бортов. Упругие борта образуют внешний периметр игровой поверхности стола.

Фора - дача одним игроком другому вперед установленного количества шаров, очков, ударов и т. п.

Фукс - шар, упавший неожиданно, непредвиденно.

Центральная линия - линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.

Центральная отметка - точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.

Русский бильярд

  • Малая русская пирамида - фундаментальная игра в русском бильярде. 16 шаров: 15 пронумерованы + биток. Сумма всех обозначенных на шарах цифр составляет 120. К номеру шара "1" прибавляется 10 и к последнему оставшемуся шару также прибавляется 10. Таким образом общая сумма очков - 140. Цель игры - набрать 71 очко. Если игрок набрал 70 очков ("своя"), то даже в случае покладки последнего шара его партнёром в партии фиксируется ничья.
  • Большая русская пирамида - разница в изменении счёта очков. К шарам "2, 3, 4, 5" прибавляется по 10 очков.
  • Московская пирамида - 15 шаров + биток. Биток можно играть, как своего. Цель - забить 8 шаров.
  • Американка - 16 шаров, любым шаром можно бить любой шар. Цель игры - забить 8 шаров.
  • Пирамида счетом шарами - партия считается не на очки, а на количество сделанных шаров.
  • Пирамида с цветными шарами - добавляется 5 цветных шаров, 4 красных (40 очков), один жёлтый (50 очков).
  • Пирамида-подкатка - один из партнёров - "подкатчик" - имеет два удара подряд.
  • Пирамида без касания борта - один из партнёров не имеет права касаться битком бортов. Обязательно даётся фора.
  • Винт - цифры на шарах меняют своё значение в зависимости от количества положенных подряд шаров и различных комбинированных ударов, которыми положен тот или иной шар. Кроме того, насчитываются дополнительные очки за "коронки" - шары с определёнными номерами, находящимися на полке у каждого партнёра, и за определённое число положенных шаров.
  • Винт с цветными шарами - прибавляются 7 цветных: четыре красных (30 очков), желтый (60 очков), зелёный (120 очков) и чёрный (240 очков).
  • "A la guerre" - два шара: красный и белый, неограниченное к-во игроков; первый номер в результате жеребьёвки старается поставить один из двух шаров ближе к противоположному коротком борту, чтобы затруднить его сыгрывание следующим игроком, который ставит второй шар в дом и имеет право играть шар предшественника; если ваш шар сыгран, вы получаете "крест" - определённое количество крестов означает выбывание из игры.
  • Алягер с контрольным шаром - добавляется третий шар, суть которого в "замазывании своего".
  • Алагер-американка - какой бы шар не упал - засчитывается; играют любым шаром, каким удобнее.
  • Арктика - игра изобретена полярниками; идентична алягеру за исключением того, что каждый из участников имеет свой, за опредёлнным номером, шар, а соперничать могут как отдельные игроки, так и команды.
  • Ботифон или банк - ещё один аналог алягера: держащий "батифон" играет один против всех поочерёдно. Он может давать следующие виды фор: "плотная", "промах", "на себя", "любым любого", "смешанная".
  • Игра от бортов - аналог алягера: на среднюю точку ставится простая пробка, цель игры - от борта или бортов "чужим" сбить пробку.
  • Пять шаров - 60 очков (Русская партия) - два белых, два красных, один жёлтый. Цель игры - 60 очков. Очки начисляются в зависимости от лузы, куда попал шар. Существет система штрафов.
  • Пять шаров с карамболями - аналог Пять шаров - 60 очков: очки начисляются, если заказанный шар положен карамболем согласно с "карамбольной таблицей".
  • Офицерская партия в 5 шаров
  • Польская партия в 5 шаров
  • Кайза (пять шаров с карамболями по-фински) - пять шаров: два битка (2 очка), два красных (3 очка), один жёлтый (кайза, 6 очков). Для победы необходимо набрать 60 очков. Очки начисляются согласно "карамбольной таблице".
  • Партия в два шара - два игрока, два шара; цель - положить в одну из луз без заказа шар противника.

Пул

  • Прямой пул - За каждый сыгранный заказанный шар присуждается одно очко. Побеждает тот, кто первым наберет заранее оговоренное суммарное число очков. Если наряду с заказанным в лузы падают другие шары, то все они засчитываются в пользу играющего.
  • Трёхшаровая партия кэнон - два битка (партнёра - 2 очка, свой от красного - 3 очка, от битка партнёра - 2 очка), один красный (3 очка). Игра ведётся до 50 или 100 очков. (в английской терминологии нередко встречается под именем english billiards)
  • Пул-8
  • Пул-9
  • 14+1
  • В одну лузу
  • Пул-10
  • Прямой пул в одну линию
  • "Встречный бой"

Французский бильярд

  • Французская трёхшаровая партия карамболь - два битка, один красный. Играется на безлузном столе. Карамболь - Свой биток касается красного, а затем битка партнёра. Один карамболь - одно очко. Как правило, играют до 20 очков.
  • Открытая партия
  • 4 шара - четырёхшаровая версия классического карамболя, распространённая в Азии.
  • Кадре 47/1
  • Кадре 74/2
  • Карамболь от одного борта
  • Карамболь от трёх бортов

Абриколь – см. удар от борта.

Амортизация отдачи – неотъемлемая составная часть ударно-махового движения. Амортизация позволяет смягчить удар, предотвратить преждевременный отрыв битка от наклейки под действием пиковой ударной силы. Она обеспечивает устойчивое направление разгона и сопровождения битка, а также плавность и целостность всего ударно-махового движения.

Арамит – современный композиционный материал для бильярдных шаров. Арамитовые шары в настоящее время получили наибольшее распространение во всех разновидностях бильярдных игр.

Балка (снукер) – пространство передним бортом и линией балки.

Бегущий винт – разновидность боковика (см. также обратный винт). Используется прежде всего для расширения угла отражения битка от борта при выполнении выходов, отыгрышей и ударов от борта.

Бильярдный мел – специальная абразивная субстанция, спрессованная в форме кубика стандартного размера и используемая для намеливания наклейки кия с целью увеличить ее трения о поверхность битка при нанесении удара. Намеливание позволяет увеличить продолжительность контакта кия с битком, придать битку подкрутку и предотвратить кикс при выполнении удара в удаленные от центра участки битка.

Бильярдная перчатка – один из бильярдных аксессуаров, предназначенный для облегчения скольжения древка кия по руке (кистевому упору). Изготавливается, как правило, из шелковых или синтетических волокон и надевается на большой, указательный и средний пальцы. В настоящее время получает все большее распространение среди мастеров и любителей.

Биток – ненумерованный шар, по которому наносят удары наклейкой кия в процессе игры. В пуле, скукере и карамболе используется биток белого цвета. В русском бильярде биток может быть темно-красным или желтым или же иметь особую разметку.

Близкостоящие шары – позиция, когда биток и прицельный шар отстоят друг от друга на расстояние, не превышающее размера стандартного бильярдного мелка (или иное оговоренное правилами расстояние). При ударе по близкостоящему прицельному шару действуют особые правила. При этом неправильный удар по близкостоящим шарам в русском бильярде рассматривается как пропих, а в пуле – как двойной удар.

Боковик – децентрированный удар с боковой подкруткой битка. Он используется прежде всего с целью расширения или сужения углов отражения битка от борта. Для расширения углов используется боковик с бегущим винтом, для сужения – боковик с обратным винтом. Боковик относится к числу основных технических приемов контроля и управления битком. Используется при выполнении самых различных выходов, отыгрышей, ударов от борта, а также при сыгрывании битка в лузу в «Московской пирамиде » и в «Американке».

Бортовая раскрутка – приобретение битком, пущенным под углом к борту, боковой подкрутки за счет трения о бортовое сукно. Этот эффект заложен в любую бриллиантовую систему.

Бортовой эффект – эффект сужения угла отражения шара от борта с увеличением силы удара. Объясняется тем, что при более глубоком «вминании» шара в большей степени проявляется эффект гашения продольной составляющей скорости за счет трения о бортовое сукно, в то время как поперечная изменяет направление на противоположное, почти не изменяясь по величине. Бортовой эффект необходимо учитывать при выполнении дуплетов. При ударе от борта битку придают иногда компенсирующую боковую подкрутку, так называемый бегущий винт.

Бриллиантовая система – способ расчета ударов от бортов с помощью вкрапленных в поручни особых отметок – «бриллиантов». Широко используется в трехбортном карамболе, а также в пуле, когда невозможен прямой удар по очередному (легальному) шару. Бриллиантовая система построена в расчете только на умеренно слабое естественное качение битка, обеспечивающее естественные углы отражения от борта. С увеличением силы удара начинает сказываться бортовой эффект. Для его компенсации используют бегущий винт.

Ввинчивание битка – один из приемов сыгрывания битка в лузу (см. бегущий винт).

Вершина пирамиды – передний шар пирамиды, расположенный на задней отметке.

Волчок (рус.) – биток с приданным ему чрезвычайно сильным боковым вращением вокруг вертикальной оси и относительно медленным поступательным движением в сторону лузы. Волчок представляет собой результат сочетания сильной боковой подкрутки битка с сильным лобовым соударением битка и прицельного шара. Он используется главным образом при сыгрывании битка в «Московской пирамиде», и прежде всего в тех случаях, когда позиция позволяет пустить волчок вдоль борта в угловую лузу. Запуск волчка в заданном направлении – технический прием высшей категории сложности, осваивать который лучше всего под руководством опытного наставника. (Некоторые бильярдисты в указанном узком смысле используют термин «винт», однако на практике ему придается иной, более общий смысл.)

Выскочивший шар – шар, оказавшийся после завершения удара вне игровой поверхности стола и луз.

Выставление – специально оговоренная в правилах каждой конкретной игры процедура возвращения на игровую поверхность стола выскочивших и неправильно забитых прицельных шаров.

Выход – результативный позиционный удар, когда биток, направив в лузу один прицельный шар, выходит на позицию, удобную для сыгрывания в лузу следующего. Выход является наиболее эффективным способом ведения игры. Он играет ключевую роль в пуле, снукере и в «Американке», где успех приносят не забитые поодиночке шары, а серии.

Губа – скошенная часть упругого борта, расположенная в створе лузы.

Двойной удар – запрещенный удар, при котором наклейка кия касается битка дважды. Наиболее часто двойной удар происходит при игре по близкостоящему прицельному шару.

Децентрированный удар – удар кием в сторону от центра шара – выше, ниже, левее, правее и т.п. Децентрированный удар наносится с целью придания битку подкрутки.

Доведение до борта (пул) – требование при любом ударе, не сопровождающемся падением в лузу прицельного шара, довести до борта какой-либо шар после соударения (первого касания) битка с очередным (легальным) прицельным шаром.

Дом – часть игровой поверхности стола между передней линией и передним бортом.

Древко кия – передняя часть кия, к которой прикрепляется наклейка. В сборном кие – часть кия от наклейки до винтового соединения.

Дуплет – удар, при котором прицельный шар сначала ударяется об один из бортов, а затем падает в лузу. Дуплет не следует путать с ударом от борта.

Естественное качение – движение шара по игровой поверхности стола без проскальзывания. Катящийся биток сочетает поступательное движение с естественным верхним вращением (см. естественный накат). При естественном качении скорость точки соприкосновения с сукном равна нулю, поэтому линейная (периферийная) скорость вращения в точности равна скорости поступательного движения. Естественное качение обеспечивает так называемые естественные углы прокатки при выполнении удара на резке, а также естественные углы отражения от бортов при условии компенсации бортового эффекта. Поступательное движение любого скользящего шара (см. скольжение) в конечном счете переходит в естественное качение до полной остановки. Естественное качение следует отличать от скольжения шара с сохранением приданного верхнего вращения (см. скользящий накат).

Естественный накат – разновидность наката (см. накат, естественное качение).

Жесткая остановка

Жесткий удар – удар с плохой амортизацией отдачи, практически без сопровождения битка. Жесткий удар не обеспечивает ни контролируемой силы, ни заданной точности, ни передачи битку заданного вращения. Жесткость удара прежде всего связана с чрезмерным сжатием кия и напряжением кистевого сустава.

Забитый шар – см. сыгранный шар.

Завершение удара – остановка на игровой поверхности стола всех приведенных в движение, в том числе вращающихся на месте, шаров.

Зависший шар – шар, остановившийся после завершения удара в створе лузы в положении неустойчивого равновесия.

Задняя линия – линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.

Задняя отметка – точка на продольной линии, равноудаленная от центральной отметки и заднего борта.

Заказ – требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в которую он будет сыгран. Различают строгий заказ (например, при игре в «Русскую пирамиду»), который необходимо объявлять перед каждым, даже самым простым и очевидным ударом по лузе, и джентльменский заказ (например, при игре в «Восьмерку»), когда очевидные для судьи и соперника шары можно не заказывать, однако судья или соперник вправе до удара уточнить заказ.

Заказная луза – объявляемая в заказе луза, в которую играющий намерен забить прицельный шар.

Заказной шар – объявляемый в заказе прицельный шар, который играющий собирается положить в заказанную лузу.

Закрытый упор – один из вариантов кистевого упора. Он используется обычно в тех случаях, когда необходимо нанести удар с сильной подкруткой битка.

Игра с руки (пул) – нанесение удара битком с любого места на игровой поверхности стола после нарушения соперником правил игры.

Игра с руки из дома – нанесение удара битком с любого места в доме. Правила выполнения этого удара в пуле и русском бильярде отличаются.

Игра с руки из сектора (снукер) – нанесение удара битком с любого места в секторе, включая его границу, по любому очередному шару.

Игровая поверхность стола – покрытая сукном плоская поверхность бильярдного стола между упругими бортами.

Игровая стойка – положение корпуса, ног и рук играющего при выполнении удара.

Игровой подход – вступление в игру одного из соперников.

Карамболь – 1) разновидность безлузного бильярда; 2) удар, при котором биток, коснувшись одного прицельного шара, ударяется о другой. В одноименной разновидности безлузного бильярда карамболь представляет собой результативный удар, дающий право на продолжение своей серии. Во многих лузных бильярдных играх карамболь широко используется как тактический прием (см., например, подбивка). Особую роль играет карамболь при игре в «Девятку», когда биток направляет в лузу девятку, коснувшись очередного прицельного шара. При выполнении карамболя используют самые разнообразные способы управления битком.

Кий – бильярдная принадлежность, используемая для нанесения удара по битку. Каждому классу бильярдных игр соответствует свой, вполне определенный тип кия надлежащего размера и веса. Различают кии для пула, снукера, русского бильярда и др.

Кикс – неудачный удар с проскальзыванием наклейки кия по поверхности битка. Для предотвращения кикса наклейку кия следует тщательно мелить специальным бильярдным мелом. Это особенно важно при выполнении децентрированных ударов с приданием битку подкрутки.

Кистевое сопровождение – сопровождающее движение кисти при подкрутке битка.

Кистевой упор – постановка руки, поддерживающей и направляющей древко кия при выполнении удара.

Кладка – способность игрока наносить результативные прицельные удары по лузе. Кладка – важнейший технический элемент любой лузной игры. Однако она становится грозным оружием лишь в сочетании с контролем битка и опытом позиционной игры. Сама по себе даже хорошая кладка далеко не всегда приносит успех в серьезном поединке. Начинающий игрок, делающий ставку только на кладку, как правило, проигрывает более опытному позиционному игроку.

Кластер (пул) – скопление двух и более шаров, когда ни один из них не играется в лузу. Наличие кластеров оказывает определяющее влияние на тактику и ход игры в «Восьмерку» (см. подбивка).

Комбинационный удар – удар, при котором прицельный шар падает в лузу после соударения битка с другим прицельным шаром.

Контртуш – повторное соударение битка с прицельным шаром. Особенно часто происходит в случае, когда прицельный шар находится недалеко от борта. О возможности контртуша следует всегда помнить при подготовке очередного удара.

Контроль битка – умение остановить биток в заданной точке игровой поверхности стола после завершения удара. Наряду с техническими приемами управление битком составляет основу основ позиционной игры. Контроль битка необходим при выполнении любого позиционного удара, будь то выход или отыгрыш. Но существу, тот, кто контролирует биток, контролирует всю игру. Об этом следует постоянно помнить начинающему бильярдисту. Для контроля битка используется широкий арсенал технических приемов, однако самое главное – умение контролировать силу и, соответственно, размер удара.

Контроль прицельного шара – умение остановить прицельный шар в заданной точке игровой поверхности стола. Наряду с контролем битка контроль прицельного шара необходим при выполнении большинства позиционных ударов. Он особенно важен при наигрыше, подбивке, постановке маски и сторожа. Правила отыгрыша многих бильярдных игр («Американка», «Восьмерка», «Девятка» и др.) требуют в ряде случаев доведения прицельного шара до борта. Контроль прицельного шара основан на правильной резке и умении регулировать силу удара с учетом раската.

Легальный шар – см. очередной шар.

Линия балки (снукер) – прямая, параллельная переднему борту и отстоящая от него на 1/5 длины стола.

Линия возврата ударов (пул) – часть продольной линии стола от задней отметки до заднего борта, на которую выставляются выскочившие прицельные шары.

Линия дома – см. передняя линия.

Линия прицеливания – прямая линия, соединяющая центр битка с точкой прицеливания. Устойчивое направление движения кия строго вдоль линии прицеливания – залог точности удара.

Линия скольжения – прямая, проходящая через точку прицеливания, параллельно касательной к точке соударения.

Лобовое соударение – соударение битка с прицельным шаром при лобовом ударе, когда точка прицеливания совпадает с центром прицельного шара. При лобовом соударении вся энергия поступательного движения битка передается прицельному шару. Однако оставшаяся к моменту соударения энергия вращения в основном сохраняется. Лобовое соударение играет важнейшую роль при выполнении целого ряда технических приемов (накат, остановка, оттяжка, волчок и др.).

Лобовой удар – удар битком по прицельному шару не на резке («в лоб»). Лобовой удар не следует путать с прямым ударом.

Маска – позиция, когда один или несколько прицельных шаров мешают произвести прямой удар по конкретному прицельному шару с сохранением прямолинейности траектории движения битка. Постановка масок – один из распространенных способов ведения позиционной игры практически во всех разновидностях бильярда, но особенно велика его роль в пуле и снукере, когда маскируют очередной (легальный) прицельный шар или шары. Умение поставить маску и выйти из маски необходимо любому серьезному игроку.

Массе - особая категория ударов по битку наклоненным или вертикально поднятым кием. Эти удары – французского происхождения и заимствованы из карамболя. Для них характерно чрезвычайно сильное горизонтально ориентированное вращение с длительной пробуксовкой при относительно малой доле приданного поступательного движения. По существу, это горизонтальный волчок. В пуле массе часто используют для выхода из маски. При этом по битку наносится сильный, но мягкий децентрированный удар под углом примерно в 70 градусов с чрезвычайно сильной боковой подкруткой. При ударе в правую половину шара биток под действием ударной силы вначале резко отклоняется вперед и влево, а затем за счет сильного вращения с пробуксовкой уходит вправо, огибая при этом маскирующий прицельный шар или шары. При выполнении массе особенно важно обеспечить надежный контакт наклейки с битком и устойчивое направление движения кия. Возможность применения массе во многом зависит от качества бильярдного стола и, прежде всего сукна. Далеко не каждый бильярдный стол позволяет выполнить массе и тем более проконтролировать траекторию движения битка. Выяснять этот вопрос необходимо до игры. Массе относится к ударам высшей категории сложности, и осваивать его практически рекомендуется под руководством опытного тренера.

Машинка – бильярдная принадлежность, используемая в качестве опоры для кия при нанесении удара по отдаленному битку.

Мягкий удар – удар с хорошей амортизацией отдачи. Только на мягком, хорошо амортизированном ударе можно обеспечить устойчивое направление разгона и сопровождения, то есть точность удара. Мягкость удара обеспечивается легкостью хватки кия и расслаблением кистевого сустава (запястья) соразмерно силе удара.

Мягкая остановка – разновидность остановки битка.

Наигрыш – разновидность позиционного удара, в результате которого один или несколько прицельных шаров перемещаются в более удобное для играющего игровое положение с точки зрения дальнейшего развития партии. Наигрыш представляет собой один из основных приемов ведения позиционной игры. Он широко используется практически во всех бильярдных играх. Наигрыш может сочетаться как с результативным ударом по лузе (см. подбивка), что позволяет продолжить свою серию у стола в более выгодной позиции, так и с отыгрышем. При выполнении наигрыша важен контроль как битка, так и прицельного шара.

Накат – удар, при котором биток после соударения с прицельным шаром сохраняет остаточное верхнее вращение. Наряду с остановкой и оттяжкой накат – один из основных технических приемов контроля и управления битком. Он используется в самых различных игровых ситуациях. В зависимости от характера соударения следует различать естественный и скользящий накат. При естественном накате биток вплоть до соударения сохраняет естественное качение. При естественном лобовом накате биток продолжает качение в том же направлении практически без задержки. При выполнении удара на резке такой накат обеспечивает так называемые естественные углы прокатки. Естественный накат технически несложен, и начинающие зачастую строят на этом ударе всю игру.

При скользящем накате биток вплоть до соударения сохраняет скольжение с верхним вращением (приданным при ударе или приобретенным за счет раскрутки. В отличие от естественного скользящий накат допускает самое различное сочетание энергии поступательного и вращательного движения. Можно, допустим, выполнить сильный лобовой удар с незначительной прокаткой битка вперед. При скользящем лобовом накате с сохранением сильного верхнего вращения биток сначала пробуксовывает на месте, а затем энергично прокатывается вперед. По мере увеличения резки биток отражается от прицельного шара по явно выраженной выпуклой дуге, что часто используется при сыгрывании битка в «Американке» и в «Московской пирамиде». Сильный скользящий накат особенно при большом удалении от прицельного шара представляет собой технически гораздо более сложный удар. Он применяется в пуле и снукере при выполнении сложных выходов, когда биток, направив прицельный шар в лузу, прокатывается вперед, отражаясь, как правило, от двух и более бортов.

Наклейка кия – приклеенный к торцу древка кия кусочек специально обработанной кожи, который непосредственно соприкасается с битком при выполнении удара. В настоящее время наклейки наряду с другими аксессуарами выпускаются многими специализированными фирмами. Диаметр наклейки варьируется в пределах 11 – 14 мм в зависимости от типа кия и разновидности игры.

Начало удара – момент соприкосновения наклейки кия с битком.

Начальный удар – специально оговоренная правилами процедура введения битка в игру (см. правила конкретных игр).

Неправильное разбитие (пул) – нарушение специальных требований, относящихся лишь к выполнению начального удара (разбития) в конкретных лузных бильярдных играх, предусматривающих падение в лузу одного или доведение до борта оговоренного количества шаров.

Обратный винт – разновидность боковика (см. также бегущий винт). Используется прежде всего для сужения угла отражения битка от борта при выполнении выходов, отыгрышей и ударов от борта. Битку при этом придают боковое вращение в таком направлении, чтобы он за счет трения о бортовое сукно получил тормозящий, «встречный» импульс, гасящий продольную составляющей скорости. Встречный импульс тем больше, чем сильнее вращение и трение о борт. Соответственно, тем уже угол отражения.

ПРИМЕЧАНИЕ. Угол отражения, так же как и для зеркала, отсчитывается от перпендикуляра. Поэтому угол между направлением движения отраженного битка и бортом становится, наоборот, шире. Сильный обратный винт может не только уменьшить, но и изменить угол отражения битка от борта на противоположный по знаку (отсюда и его название). Обратный винт широко используется также в русском бильярде при сыгрывании битка под углом к лузе, когда биток перед падением неизбежно задевает одну из губок. В подавляющем большинстве случаев для ввинчивании битка в лузу за счет бегущего винта промежуточное соударение битка с прицельным шаром должно произойти с обратным винтом. Именно к этому игровому решению приводит большинство реальных позиций. В любом случае после соударения биток сохраняет приданное направление бокового вращения. Трение между шарами может лишь слегка притормозить его.

Особенности соударения с обратным винтом обусловлены небольшим тормозящим встречным импульсом в направлении касательной к точке соударения. Трение между шарами относительно невелико, поэтому перечисленные ниже эффекты проявляются в гораздо меньшей степени, чем бортовые, однако их необходимо учитывать при выполнении многих ударов: 1) обратный винт сужает угол прокатки при естественном и скользящем накате; 2) обратный винт уменьшает протяженность остаточного скольжения и увеличивает крутизну дуги при скользящих ударах; 3) обратный винт сужает угол отката при выполнении оттяжки. При выполнении выходов и отыгрышей необходимо учитывать, что обратный винт уменьшает размер удара.

Остановка (битка) – один из основных технических приемов контроля битка (см. также плоский удар). При его правильном выполнении биток останавливается сразу же после лобового соударения с прицельным шаром. Для остановки необходимо, чтобы соударение было плоским, то есть биток к моменту соударения сохранял лишь скользящее поступательное движение без верхнего, нижнего или бокового вращения. Следует различать жесткую и мягкую остановку. При жесткой остановке наносится сильный удар чуть ниже центра битка почти без нижней подкрутки в расчете на то, что за счет силы удара биток не успеет раскрутиться о сукно и вплоть до соударения сохранит скользящее поступательное движение. В русском бильярде жесткая остановка, как правило, используется при сильном прямом ударе в угловую лузу.

При выполнении мягкой остановки по битку наносится практически такой же удар, как и при оттяжке (с нижней подкруткой). Силу удара, однако, рассчитывают таким образом, чтобы за счет трения о сукно биток утратил приданную ему нижнюю подкрутку к моменту соударения с прицельным шаром, не раньше и не позже. Как правило, профессиональные игроки предпочитают мягкую остановку ударом под самый низ битка. Ее называют также остановкой на ползунке, так как ей предшествует сильное торможение битка. Особой разновидностью остановки является остановка на подкатке.

Наряду с накатом и оттяжкой остановка является одним из основных технических элементов любой бильярдной игры. Она используется как при выходе, так и при отыгрыше, когда необходимо поставить биток на место прицельного шара.

Остановка на прокате – остановка битка на тихом естественном лобовом накате, когда все поступательное движение передается прицельному шару, а оставшееся у битка вращение гасится за счет трения между шарами. Будучи наиболее простым способом остановки битка, часто используется в практической игре.

Остаточное скольжение – скольжение битка после соударения с прицельным шаром при выполнении скользящего удара на резке. Остаточное скольжение всегда происходит в направлении линии скольжения, то есть в направлении касательной к точке соударения. При плоском ударе биток продолжает прямолинейное движение строго вдоль линии скольжения. При скользящем накате биток сохраняет приданное верхнее вращение под углом к линии скольжения. В результате боковой пробуксовки траектория искривляется и биток движется по выпуклой дуге. За счет трения о сукно движение неизбежно переходит в естественное качение вперед – прокат. Механизм искривления траектории при оттяжке тот же самый. За счет сочетания остаточного скольжения с остаточным нижним вращением биток движется вначале по вогнутой дуге, после чего движение переходит в естественное качение назад – откат.

Отдача – обратное воздействие битка на кий при выполнении удара в полном соответствии с третьим законом Ньютона. Применительно к бильярдной игре его можно сформулировать так: сила воздействия кия на биток равна силе воздействия битка на кий. При выполнении сильного, но жесткого удара отдача через кий передается крепко сжимающей его руке. От этого дергается локоть, плечо. В итоге страдает точность.

Откат – естественное качение битка назад за счет остаточного нижнего вращения после соударения с прицельным шаром при выполнении оттяжки. Контролируемый откат является необходимым условием выхода и отыгрыша (см. также угол отката).

Открытое разбитие (пул) – специальное требование, относящееся лишь к начальному удару (разбитию) и предусматривающее обязательное доведение до борта как минимум четырех прицельных шаров или падение хотя бы одного в лузу.

Открытый стол («Восьмерка») – начальная стадия игры в «Восьмерку», когда еще не выбраны группы шаров (сплошные или полосатые). При открытом столе действуют особые правила (см. Правила игр).

Открытый упор – наиболее простой и распространенный способ постановки руки. Используется прежде всего в тех случаях, когда требуется нанести удар без сильной подкрутки битка, а также при нанесении удара по отдаленным шарам.

Оттяжка – удар, при котором биток после соударения с прицельным шаром сохраняет остаточное нижнее вращение. Наряду с накатом и остановкой оттяжка – один из основных технических приемов контроля и управления битком. При выполнении оттяжки важно не допустить преждевременной раскрутки битка. При сильной лобовой оттяжке биток сначала пробуксовывает на месте, а затем энергично откатывается назад. По мере увеличения резки биток отражается от прицельного шара по явно выраженной вогнутой дуге. Оттяжка широко используется при выполнении самых различных выходов и отыгрышей, а также при сыгрывании битка в «Московской пирамиде», реже – в «Американке».

Отыгрыш – позиционный удар, сводящий к минимуму шансы соперника на последующий результативный удар. Отыгрыш может быть пассивным (вынужденным) и активным. Активный отыгрыш, как правило, сочетают с другими тактическими приемами, например, наигрышем или постановкой маски. При этом используют различные технические приемы контроля битка и прицельного шара. Правила отыгрыша в различных бильярдных играх существенно отличаются. Например, при игре в «Восьмерку» можно из тактических соображений, объявив до удара отыгрыш, забить очевидный прицельный шар и передать удар сопернику. Смысл, однако, тот же – оставить сопернику невыгодную для него позицию.

Оценка позиции – важнейший элемент позиционной игры. Она предусматривает принятие того или иного игрового решения с учетом положения всех шаров на игровой поверхности стола. Оценивая позицию, необходимо прежде всего определить, в каком месте следует остановить («поставить») биток после завершения удара (см. контроль битка).

Очередной шар (пул, снукер) – прицельный шар, с которым в соответствии с правилами игры должно состояться первое соударение (касание) битка. В указанном смысле используется также и более общий термин – легальный шар, например, шар своей группы при игре в «Восьмерку».

Партионный шар («Русская пирамида») – прицельный шар, правильное сыгрывание которого в лузу приносит победу в партии.

Патовая позиция («Восьмерка», «Русская пирамида») – позиция, когда нанесение любого удара каждым из соперников приводит к неминуемому поражению в партии (см. Правила игр).

Передняя линия – линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту. Передняя линия не является частью дома. Если центр шара располагается в точности на передней линии, то считается, что он находится вне дома.

Передняя отметка – точка на продольной линии стола, равноудаленная от центральной отметки и переднего борта.

Перескок (пул) – удар, при котором биток отрывается от игровой поверхности стола и перескакивает через маскирующий прицельный шар. Используется в пуле для выхода из маски. Способ выполнения правильного перескока оговорен правилами. Основное требование – нанесение удара приподнятым кием в верхнюю половину битка. Перескок основан на пружинящем упругом эффекте. Получив сверху ударный импульс от кия, а снизу практически такой же импульс от плиты, биток сжимается и подпрыгивает, как мячик. Перескок, как правило, выполняется специальным облегченным кием и полностью расслабленной кистью с таким расчетом, чтобы под действием силы отдачи кий сразу же отскочил назад, не сталкиваясь повторно с подпрыгнувшим битком. Естественно, что это очень сложный технический прием, который нужно специально отрабатывать.

Пирамида – начальная расстановка прицельных шаров в форме равностороннего треугольника с вершиной на задней отметке, используемая во многих лузных бильярдных играх.

Плоское соударение – соударение битка с неподвижным прицельным шаром в случае, если биток к моменту соударения сохраняет лишь скользящее поступательное движение без верхнего, нижнего или бокового вращения. Плоское лобовое соударение приводит к остановке битка. При плоском соударении на резке (плоском ударе) биток и прицельный шар расходятся под углом 90 градусов (см. правило плоского соударения).

Плоский удар – скользящий (как правило, сильный) удар, при выполнении которого биток к моменту соударения сохраняет лишь скользящее поступательное движение. Плоский удар обеспечивает плоское соударение битка с прицельным шаром. Он занимает промежуточное (нейтральное) положение между накатом и оттяжкой. Понятие плоского удара представляет собой по существу обобщение понятия удара с остановкой битка для случая удара на резке. С точки зрения техники нанесения удара по битку остановка и плоский удар выполняются совершенно одинаково. Подобно остановке плоский удар может быть жестким и мягким. При плоском ударе действует правило плоского соударения. Он применяется в случае, когда необходимо отразить биток от прицельного шара по прямой траектории (без дуги) в направлении касательной к точке соударения. Такая необходимость часто возникает в русском бильярде при сыгрывании битка в лузу или при нанесении сильного прицельного удара по отыгрышу с постановкой битка на борт и т.п. В пуле сильный плоский удар используется, в частности, при подбивке (разбитии) кластеров, а также в случаях, когда необходимо сыграть прицельный шар и предотвратить падение в лузу битка.

Подбивка – разновидность наигрыша, когда биток, направив прицельный шар в лузу, подбивает один или несколько прицельных шаров таким образом, чтобы они заняли позиции более удобные для продолжения серии. Данный удар можно рассматривать также как частный случай карамболя. Подбивка очень часто применяется в пуле, снукере и «Американке». При игре в «Восьмерку» ее используют для разрушения кластеров. Особенно велика ее роль в игре « 14. 1 с продолжением », так как только подбивка карамболем от пятнадцатого шара новой пирамиды из четырнадцати шаров позволяет продолжить свою серию. И по существу, вся партия строится в расчете именно на этот удар.

Подкрутка – придание битку вращения в заданном направлении. На придании битку наряду с поступательным движением самых различных подкруток основана, по существу, вся техника контроля и управления битком. Подкрутка имеет две стороны. С одной стороны, нужно уметь придать битку заданное вращение. С другой – необходимо сохранить его вплоть до соударения с прицельным шаром или бортом. В лузном бильярде большинство ударов выполняют горизонтально ориентированным кием. При этом наносится децентрированный удар – выше, ниже, левее или правее центра шара. Верхнюю подкрутку используют для наката, нижнюю – для остановки и оттяжки, боковую – для боковика. Однако этими основополагающими техническими приемами сфера их применения не ограничивается. Удары приподнятым кием относятся к категории массе. Им присущи особые эффекты и траектории движения битка. При передаче битку подкрутки особое значение имеет правильная полусферическая форма наклейки и ее хорошее трение с поверхностью битка, а также мягкость удара и плавность сопровождения. Особую роль при этом играет кистевое сопровождение.

Позиционная игра – совокупность тактических приемов (позиционных ударов), призванных облегчить игру себе и затруднить игру сопернику. Позиционная игра строится таким образом, чтобы обеспечить себе продолжение игры в более выгодной (простой) позиции и, напротив, передать удар сопернику в невыгодной (сложной) позиции. В этом смысле бильярд больше всего похож на шахматы. Идея активной позиционной стратегии состоит в построении таких позиций, которые не дают сопернику возможности удовлетворительно отыграться и вынуждают его либо нарушить правила, либо поставить биток в такое положение, откуда удобно начать свою серию результативных ударов. Возможности для позиционной игры в различных бильярдных играх далеко не одинаковы. Соответственно, различен и набор используемых тактических приемов. Однако главное в любой позиционной игре – оценка позиции и контроль битка.

Позиционный удар – тактический прием, цель которого – улучшение позиции в свою пользу. Результативные позиционные удары (например, выход, подбивка) позволяют в более выгодной позиции продолжить свою серию. Позиционные удары, не сопровождающиеся падением в лузу шара (например, отыгрыш, наигрыш, маска), рассчитаны на то, чтобы передать удар сопернику в более выгодной для себя и менее выгодной для него позиции.

Ползунок – скользящий удар с использованием тормозящего эффекта нижней подкрутки. Ползунок применяют обычно при ударе по отдаленному прицельному шару, когда необходимо снизить скорость битка к моменту соударения. Относится к категории сложных технических приемов из арсенала профессиональных мастеров.

Полная остановка – прекращение всякого движения шара, включая боковое вращение на месте.

Постановка за губу – позиция, когда губа лузы не позволяет произвести прямой удар битком: в русском бильярде – по любому прицельному шару, в пуле и снукере – по очередному (легальному) шару.

Последовательные нарушения (пул) – нарушения правил, совершенные одним и тем же игроком при выполнении первого удара в последовательных игровых подходах. Правила некоторых пуловских игр, в частности «Девятки», допускают не более трех последовательных нарушений.

Поручень – непокрытая сукном верхняя часть борта.

Правило плоского соударения – правило, согласно которому при плоском соударении на резке (когда биток к моменту соударения с неподвижным прицельным шаром сохраняет лишь скользящее поступательное движение без вращения) биток и прицельный шар после соударения расходятся под углом 90 градусов (см. угол расхождения), при этом прицельный шар движется по нормали, а биток – по касательной к точке соударения.

Прицел – процедура определения точки соударения, точк

Глава IX. СЛОВАРЬ БИЛЬЯРДНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

АБРИКОЛЬ - удар битком сначала о борт, а затем в прицельный шар.

БИТОК - то же, что «свой» шар; шар, которым ударяют по другим шарам.

БРИЛЛИАНТ - одна из семнадцати перламутровых меток, вделанных в деревянную часть борта на лузном бильярде.

БРИЛЛИАНТОВАЯ СИСТЕМА - научно обоснованная бильярдная система, предусматривающая практическое использование на бортах «БРИЛЛИАНТОВ», которые помогают составить четкую диаграмму ударов.

ВИНТ - удар, при котором придается вращение битку или прицельному шару.

ВЫХОД - результативный удар, в результате которого биток, направив в лузу один прицельный шар, выходит на позицию, удобную для сыгрывания в лузу следующего. Выход - это один из наиболее эффективных способов ведения игры.

ДОМ - место на бильярде для начального удара, ограниченное бортами и меловой линией, проходящей через первую точку бильярда параллельно короткому борту.

ДУПЛЕТ - удар, при котором прицельный шар ударился о борт, отразился от него и упал в лузу.

ЕСТЕСТВЕННОЕ КАЧЕНИЕ - движение шара по игровой поверхности стола без проскальзывания. Катящийся биток сочетает поступательное движение с естественным верхним вращением. При естественном качении скорость точки соприкосновения с сукном равна нулю, поэтому линейная (периферийная) скорость вращения в точности равна скорости поступательного движения.

ИГРАТЬ «С РУК» - играть с любого места дома, поставив на это место биток руками. Применяется в установленных правилами случаях.

ЛОБОВОЙ УДАР - удар битком по прицельному шару не на резке. Лобовой удар не следует путать с ПРЯМЫМ УДАРОМ.

МАСКА - позиция, при которой один или несколько прицельных шаров мешают произвести удар по конкретному шару. Постановка масок - один из распространенных способов ведения позиционной игры практически во всех разновидностях бильярда.

МАШИНКА - предмет инвентаря, служащий подставкой для кия при нанесении некоторых ударов. Она помогает играть шары, которые не достать обычным способом.

КАТРБАН - отражение шара от четырех бортов.

КИКС - неудачный удар кием по битку, когда наклейка соскальзывает с шара. Происходит как бы «осечка».

КЛАПШТОС - отрывистый, короткий удар, в результате которого биток, ударившись в прицельный шар останется на месте соприкосновения с ним.

ЛИНИЯ ДОМА - прямая, проведенная через переднюю отметку параллельно переднему борту.

НАКАТ - удар, при котором биток после соударения с прицельным шаром сохраняет остаточное верхнее вращение и продолжает двигаться вперед вслед за прицельным шаром. Наряду с остановкой и оттяжкой накат - это один из основных технических приемов контроля и управления битком. Удар производится в верхнюю часть шара (см. рис. 86).

ОТТЯЖКА - удар, при котором биток после соударения с прицельным шаром сохраняет остаточное нижнее вращение. Наряду с НАКАТОМ - это один из главных технических приемов в бильярде. При сильной лобовой оттяжке биток сначала пробуксовывает на месте, а затем энергично откатывается назад. По мере увеличения резки биток отражается от прицельного шара по явно выраженной вогнутой дуге. Оттяжка широко используется при выполнении самых различных выходов и отыгрышей.

ПОЛЗУНОК - скользящий удар с использованием тормозящего эффекта нижней подкрутки. При выполнении ползунка наносится «глубокий» удар под самый низ битка. Ползунок применяют обычно при ударе по отдаленному прицельному шару, когда необходимо снизить скорость битка к моменту соударения с прицельным шаром. Относится к категории сложных технических приемов из арсенала профессиональных мастеров.

ПОЛНАЯ ОСТАНОВКА - прекращение всякого движения шара, включая боковое вращение на месте.

ПОСТАНОВКА ЗА «ГУБУ» - позиция, когда «губа» лузы не позволяет произвести ПРЯМОЙ УДАР битком: в русском бильярде - по любому прицельному шару, в пуле и снукере - по ОЧЕРЕДНОМУ (ЛЕГАЛЬНОМУ) шару.

ПОСТАНОВКА УДАРА - развитие устойчивого двигательного навыка правильного выполнения УДАРНО-МАХОВОГО ДВИЖЕНИЯ.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ (пул) - нарушения правил, совершенные одним и тем же игроком при выполнении первого удара в последовательных ИГРОВЫХ ПОДХОДАХ. Правила некоторых пуловских игр, в частности «Девятки», допускают не более трех последовательных нарушений.

ПОРУЧЕНЬ - не покрытая сукном верхняя часть борта.

ПРИЦЕЛ - процедура определения ТОЧКИ ПРИЦЕЛИВАНИЯ и ЛИНИИ ПРИЦЕЛИВАНИЯ (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»).

ПРИЦЕЛЬНЫЙ ШАР - любой шар на игровой поверхности стола, кроме битка.

ПРОБУКСОВКА - разновидность скользящего движения битка по сукну (см. СКОЛЬЖЕНИЕ). По сравнению с равновесным ЕСТЕСТВЕННЫМ КАЧЕНИЕМ буксующий биток обладает избыточным вращением. Стремясь к равновесному состоянию, он приобретает поступательное движение за счет трения о сукно. В этом смысле пробуксовка представляет собой диаметральную противоположность РАСКРУТКИ. Наряду с раскруткой явление пробуксовки лежит в основе всех без исключения технических приемов управления битком. При этом следует различать первичную и вторичную, а также продольную и поперечную пробуксовку. Первичная пробуксовка происходит до соударения с прицельным шаром, а вторичная - после. Продольная - в направлении поступательного движения битка, а поперечная - поперек этого направления. Первичная продольная пробуксовка наблюдается при буксующем накате, вторичная - при любом лобовом накате и лобовой оттяжке. Первичная поперечная пробуксовка наблюдается при выполнении удара массе, вторичная - при выполнении наката и оттяжки на резке. В отличие от продольной, поперечная пробуксовка искривляет траекторию движения битка.

ПРОКАТ (русский бильярд) - сыгрывание битка в лузу тихим и умеренным естественным накатом на резке в полшара и толще. Прокат, как правило, сочетают с бегущим или обратным винтом (в зависимости от позиции).

ПРОКАТКА - естественное качение битка вперед за счет остаточного верхнего вращения после соударения с прицельным шаром при выполнении НАКАТА. Контролируемая прокатка является необходимым условием выхода и отыгрыша.

ПРОПИХ - запрещенный удар, при котором чрезмерно затягивается время соприкосновения наклейки кия с битком. До настоящего времени нет единой трактовки пропиха. В пуле пропих трактуется как толчок, при котором сопровождение битка затягивается несоразмерно УДАРНО-МАХОВОМУ ДВИЖЕНИЮ руки. В русском бильярде пропих трактуется как затягивание контакта наклейки кия с битком вплоть до его соударения с прицельным шаром. Правила снукера допускают и ту, и другую трактовку (См. главу «Правила русских пирамидных игр»).

ПРЯМОЙ УДАР (по лузе) - прицельный лобовой удар в сторону лузы, когда биток, прицельный шар и центр лузы расположены на одной прямой.

ПРЯМОЙ УДАР (по шару) - прямое попадание битка в прицельный шар по прямолинейной траектории без предварительного касания бортов и других прицельных шаров.

ПУЛ - вид лузного бильярда. Совокупность бильярдных игр на пуловском столе. К спортивному пулу относятся «Восьмерка», «Девятка» и «Прямой пул».

РАЗГОН - начальный этап УДАРНО-МАХОВОГО ДВИЖЕНИЯ (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»).

РАЗМЕР УДАРА - путь, пройденный битком до полной остановки. Умение регулировать силу и, соответственно, размер удара лежит в основе контроля битка.

РАСКАТ - способность бильярдного стола (игровой поверхности, сукна и бортов) сохранять приданное шарам поступательное движение.

РАСКРУТКА - приобретение битком попутного верхнего вращения за счет трения о сукно (см. также СКОЛЬЖЕНИЕ, ЕСТЕСТВЕННОЕ КАЧЕНИЕ, ПРОБУКСОВКА). Трение стремится перевести неравновесное скольжение в равновесное естественное качение. Раскрутка происходит в том случае, если равновесие сдвинуто в сторону поступательного движения. В процессе раскрутки биток «жертвует» поступательным и «добирает» недостающее попутное вращательное движение. Облегчая выполнение ЕСТЕСТВЕННОГО НАКАТА, раскрутка существенно затрудняет ОТТЯЖКУ, особенно при большом расстоянии между шарами. Прежде-временная раскрутка битка до соударения с прицельным шаром приводит к тому, что вместо лобовой оттяжки получается остановка, вместо остановки накат и даже накат вместо оттяжки. Для ее компенсации битку, во-первых, придают дополнительную нижнюю подкрутку и, во-вторых, наносят более сильный удар в расчете на то, что биток до соударения не успеет раскрутиться. Причем чем дальше отстоит прицельный шар, тем ниже и (или) сильнее следует нанести удар по битку (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»). Вместе с тем следует иметь в виду, что раскрутка может быть и полезной. Мастера часто используют ее при выполнении контролируемого наката.

РЕЗКА - смещение ТОЧКИ ПРИЦЕЛИВАНИЯ в сторону от центра прицельного шара (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»). Правильная резка - основа хорошей КЛАДКИ. В то же время от того, на какой резке играется прицельный шар, зависит возможность использования тех или возможность использования тех или иных технических и тактических приемов.

РЕЗКА В ПОЛШАРА - резка, при которой ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ сдвинута на полшара в сторону от центра прицельного шара.

РОЗЫГРЫШ - процедура определения участника, вступающего в игру первым (см. главу «Правила русских пирамидных игр»).

РУССКИЙ БИЛЬЯРД - разновидность лузного бильярда. Совокупность лузных бильярдных игр на русском бильярдном столе с большими шарами и строгими лузами. К спортивному русскому бильярду относятся: «Русская пирамида», «Московская пирамида» и «Американка» («Свободная пирамида»). В последнее время на международной арене в качестве синонима русского бильярда используется термин «Пирамида».

СБОРНЫЙ КИЙ - кий, состоящий из нескольких (как правило, двух) частей, скрепленных между собой с помощью винтового соединения.

СЕРИЯ - последовательность результативных ударов одного и того же игрока в одном и том же подходе.

СИЛА УДАРА - приданная битку начальная энергия и импульс движения. При прочих равных условиях (один и тот же биток, один и тот же кий, одна и та же техника ударно-махового движения) сила удара определяется конечной скоростью разгона кия к моменту столкновения наклейки с битком. От силы удара во многом зависит траектория движения битка после соударения с прицельным шаром или бортом. Сила определяет и РАЗМЕР УДАРА, что лежит в основе выполнения многих ударов с ВЫХОДОМ (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»).

СКАТ - сыгрывание битка в лузу тихим и умеренным естественным накатом на резке в полшара и тоньше (см. также ПРОКАТ). В последнем случае употребляют словосочетание тонкий скат. В отличие от начинающих, мастера применяют «тонкий скат» крайне редко, предпочитая играть на прокате с обратным винтом.

СКОЛЬЖЕНИЕ - поступательное движение битка с проскальзыванием нижней точки по игровой поверхности стола (то есть скорость точки соприкосновения битка с сукном не равна нулю). В отличие от ЕСТЕСТВЕННОГО КАЧЕНИЯ при скольжении нарушается естественное равновесие между поступательным движением и вращением. Если равновесие сдвинуто в сторону поступательного движения, начинается РАСКРУТКА, если в сторону вращения - ПРОБУКСОВКА. И в том и в другом случае трение о сукно стремится восстановить равновесие и перевести любое скользящее движение в естественное качение.

СТОРОЖ - наигранный, но умело замаскированный прицельный шар, расположенный в непосредственной близости от лузы. Постановка одновременно сторожа и МАСКИ характерна для многих лузных бильярдных игр и является очень эффективным приемом ведения позиционной игры.

СЫГРАННЫЙ ШАР - шар, упавший в лузу в результате правильного удара.

СЫГРЫВАНИЕ БИТКА - удар, при котором биток после соударения с прицельным шаром падает в лузу. В отличие от пула, снукера, а также «Русской пирамиды», где падение в лузу битка рассматривается как нарушение, при игре в «Московскую пирамиду» и «Американку» («Свободную пирамиду») сыгрывание битка является результативным ударом. В «Московской пирамиде» сыгрывание битка, как правило, сочетают с отыгрышем, когда биток либо падает, либо останавливается у створа лузы. При этом используется весь арсенал технических приемов контроля и управления битком. Единых рекомендаций на этот счет не существует. Все зависит от позиции и взаимного расположения шаров.

ТОЧКА СОУДАРЕНИЯ - точка соприкосновения битка с прицельным шаром в момент соударения (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»).

ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ - воображаемое положение центра битка в момент соударения с прицельным шаром.

ТРЕУГОЛЬНИК - бильярдная принадлежность, используемая для расстановки шаров во многих лузных бильярдных играх.

ТУРНЯК - толстая часть кия (на сборном кие доходит до винтового соединения).

УГОЛ ОТКАТА - угол между линией прицеливания (в направлении от точки прицеливания назад к центру битка) и направлением ОТКАТА (см. рис. 89). При лобовой оттяжке угол отката равен нулю.

УГОЛ ПРОКАТКИ - угол между линией прицеливания (в направлении от центра битка вперед к точке прицеливания) и направлением прокатки. Для естественного наката характерны естественные углы (см. рис. 89). Наибольший естественный угол прокатки (34°) достигается на РЕЗКЕ В ПОЛШАРА.

УГОЛ РАСХОЖДЕНИЯ - угол между направлением движения прицельного шара и направлением движения битка после соударения.

УГОЛ РЕЗКИ - угол между линией прицеливания (в направлении движения битка) и приданным направлением движения прицельного шара. При ЛОБОВОМ УДАРЕ угол резки равен нулю. На РЕЗКЕ В ПОЛШАРА - 30°. На предельной резке - почти 90° (см. рис. 89).

УДАР (в бильярде) - к сожалению, весьма расплывчатый и многозначный, но глубоко укоренившийся и устоявшийся бильярдный термин, под которым понимают как само столкновение кия с битком, так и предшествующее ему маховое движение руки, а также все то, что происходит вследствие этого на игровой поверхности стола. Таким образом, точный смысл, который вкладывают в слово «удар», можно выявить только из контекста. Вот несколько основных значений этого термина:

1) удар = ударно-маховое движение;

2) удар = столкновение кия с битком;

3) удар = столкновение битка с прицельным шаром;

4) удар = возникшее в результате столкновения кия с битком движение шаров по игровой поверхности стола вплоть до их полной остановки, падения в лузу или выскакивания за борт;

5) удар = технический прием, например, оттяжка;

6) удар = тактический прием, например, отыгрыш.

УДАРНО-МАХОВОЕ ДВИЖЕНИЕ- скоординированное во времени и пространстве движение руки (плеча, предплечья и кисти) при выполнении технически правильного удара по битку (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»). Представляя собой целостное движение, оно, однако, складывается из трех взаимосвязанных этапов: разгон, хлест и сопровождение. На этапе разгона рука сообщает кию поступательное движение вперед, разгоняет его до необходимой скорости, придает ему необходимую кинетическую энергию. На этапе хлеста разогнанный кий соприкасается с неподвижным битком. Хлест обеспечивает амортизацию отдачи и плавный переход от разгона кия к разгону битка (мягкость удара). На этапе сопровождения происходит разгон битка до заданной скорости, придание ему заданного движения. Именно к этому сводится вся предшествующая подготовка к удару и само ударно-маховое движение в целом.

УДАР ОТ БОРТА (БОРТОВ) - разновидность удара, при котором биток вначале ударяется о борт, а затем в прицельный шар. В пуле и снукере этот удар используется главным образом в случаях, когда невозможен прямой удар по очередному прицельному шару, то есть когда поставлена МАСКА. При выполнении удара от бортов рекомендуется пользоваться БРИЛЛИАНТОВОЙ СИСТЕМОЙ. В русском бильярде удар от борта используется при сыгрывании битка в некоторых позициях, когда сыграть напрямую невозможно, а также при отыгрыше.

УДАР ПО ОТЫГРЫШУ (русский бильярд) - один из основных приемов игры в русском бильярде, когда игрок, не будучи уверенным в результате удара, сочетает прицельный удар по лузе с отыгрышем.

В случае падения шара в лузу он продолжает игру, в случае промаха удар переходит к сопернику. На ударах по отыгрышу практически целиком строится игра в «Московскую пирамиду». Этот прием часто используют в «Русской пирамиде», реже - в «Американке».

УДАР С РУКИ ИЗ «ДОМА» - нанесение удара битком с любого места в доме по шарам, расположенным вне «дома» (см. главу «Правила русских пирамидных игр»).

УПРАВЛЕНИЕ БИТКОМ - совокупность технических приемов, позволяющих изменить траекторию, направление и характер движения битка до или после соударения с прицельным шаром или бортом.

ФОЛ - нарушение правил игры, предусматривающее наложение штрафа. Вид штрафа оговаривается в особых правилах для каждой конкретной игры.

ФУКСОВАЯ ПАРТИЯ - партия, выигранная только благодаря счастливой случайности.

ФУКСОВЫЙ ШАР - шар, упавший в лузу непредвиденно. В играх, предусматривающих заказ, все фуксовые шары считаются неправильно сыгранными, и право удара переходит к сопернику. В играх без заказа фуксовые шары засчитываются, и игрок продолжает свою серию (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»).

ХВАТ - способ держания кия в руке при выполнении ударно-махового движения (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»).

ХЛЕСТ - промежуточный этап УДАРНО-МАХОВОГО ДВИЖЕНИЯ (см. главу «Основные удары на бильярде и их исполнение»).

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ - прямая, проведенная через центральную отметку параллельно коротким бортам. Центральная линия делит игровую поверхность стола на две половины - переднюю и заднюю. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ОТМЕТКА - точка, расположенная в центре игровой поверхности стола. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ УДАР - удар в центр битка без придания подкрутки. Центральный удар настоятельно рекомендуется начинающим на начальной стадии отработки правильного прицела и УДАРНО-МАХОВОГО ДВИЖЕНИЯ.

ШАР ВЫСТАВЛЯЕТСЯ НА ОБЩЕМ ОСНОВАНИИ - по новым международным правилам это означает, что выскочивший или неправильно забитый шар выставляется на заднюю отметку стола. Если выставляется несколько шаров, то их устанавливают в произвольном порядке на линии выставления шаров от задней отметки к заднему борту как можно ближе, но не вплотную друг к другу. Если же какие-либо шары, мешают процессу выставления, то выставляемые шары располагают на линии как можно ближе к задней отметке, но не вплотную к мешающим шарам. Если для выставляемых шаров не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют между задней отметкой и центром игровой поверхности стола как можно ближе к задней отметке.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Япония и японцы. О чем молчат путеводители автора Ковальчук Юлия Станиславовна

Словарь Буракумин - жители поселений, занимающиеся нечистым ремеслом, то есть мясники, кожевники и т. д., жертвы кастовой дискриминации.Бунраку - японский кукольный театр.Гайдзин - иностранец.Гёдза - китайские пельмени в виде вареников с капустой и мясом.Гамбару -

Из книги Яхтинг: Полное руководство автора Тогхилл Джефф

СЛОВАРЬ Ахтерштаг – штаг, идущий от топа мачты к корме судна.Бакштаг – курс судна относительно ветра, между галфвиндом и фордевиндом.Бегучий такелаж – подвижный: шкоты и фалы, контролирующие натяжение, поднятие и спуск парусов.Береговой – 1) находящийся рядом с берегом;

Из книги Русский бильярд. Большая иллюстрированная энциклопедия автора Жилин Леонид

Русские аспекты бильярдной лексики В бильярдной лексике русского языка существует масса трудностей, связанных с правописанием и даже с произношением слова «бильярд». Например, до сих пор можно встретить написание «биллиард», которое является устаревшим. Также

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЛ) автора БСЭ

Из книги Английский словарь разговорный для ускоренного изучения английского языка. Часть 1 (2500 слов) автора Шевчук Денис Александрович

Из книги Английский словарь газетный для ускоренного изучения английского языка. Часть 1 (2500 слов) автора Шевчук Денис Александрович

Словарь a – неопределенный артикль, одинabandon – отказываться, покидать, прекращатьability – способностьable – умелыйaboard – на бортуabolition – отменаabortion – аборт, неудачаabout – вокруг, кругом, около, приблизительноabove – над, выше, более, наверхabroad – за границейabsence – отсутствиеabsolute

Из книги Агни Йога. Симфония. Книга I автора Ключников Сергей Юрьевич

Из книги Английский словарь технический для ускоренного изучения английского языка. Часть 2 (2000 слов) автора Шевчук Денис Александрович

Словарь a number of – несколько, рядabnormal – неправильный, ненормальныйabolish – отменять, ликвидироватьabrasion – стирание, износ, шлифовкаabrasive – абразив, шлифующий материалabreast – на уровне, в один рядabsolute – абсолютный, чистый без примесиabsolutely – абсолютноabsorb – поглощатьabsorber –

Из книги Большая книга афоризмов автора

Словарь См. также «Филология» Два дела особенно трудны: это - писать словарь и грамматику. Готфрид Герман Словарь - это вселенная в алфавитном порядке. Видоизмененный Вольтер Словарь сообщает о словах гораздо больше того, что вам нужно, но только не то, что вам

Из книги Все по науке. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

СЛОВАРЬ Два дела особенно трудны: это – писать словарь и грамматику. Готфрид Герман Словарь – это вселенная в алфавитном порядке. Вольтер Все словари сделаны из словарей. Вольтер Словарь сообщает о словах гораздо больше того, что вам нужно, но только не то, что вам

Из книги Современный дизайн газет автора Картер Мишель А

Из книги Индия. Юг (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Из книги Индия: Север (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Словарь А Аарти – индуистский ритуал с использованием масляной лампы.Аватара – воплощение-инкарнация индусского божества.Адиваси – коренные жители, племена.Амрита – напиток бессмертия.Апсара – небесная дева.Ардханаришвара – «полумужчина-полуженщина»,