Интеллект игра умники и умницы. Игра «Умники и умницы» в начальной школе. Самый эрудированный зритель игры

Цель конкурса-игры «Умники и умницы»: создание условий для становления изобретательного мышления, продуктивности деятельности, цифровой грамотности, эффективного общения и творческих способностей младших школьников.

Задачи конкурса-игры

  • активизировать познавательную деятельность детей;
  • способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли на русском языке;
  • создавать условия для развития самоорганизации, умения организовать свою деятельность, вербализации знаний;
  • содействовать развитию личной ответственности и коммуникативных умений при работе в команде.

Конкурс-игра «Умники и умницы» направлен на развитие следующих умений двадцать первого века:

  • Коммуникативные умения – способность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее.
  • Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей.
  • Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами
  • Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.
  • Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы.
  • Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества.

Планируемые результаты :

Личностные:

  • осознавать себя частью команды (заинтересованно и активно участвовать в коллективном деле);
  • объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и «что я узнал» (результаты);

Метапредметные:

  • самостоятельно составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
  • работать по коллективно составленному плану, общей договоренности.

Предметные :

  • усваивать первоначальные представления об особенностях различных профессий;
  • объяснять мир животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов, растений.
  • определять своё отношение к миру: доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
  • осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
  • использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих им случаев деления;
  • осознавать себя носителями родного языка;
  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Этапы конкурса-игры

Конкурса-игра «Умники и умницы» проводится в пять этапов.

  • Первый этап «Разминка» (область общих знаний ).
  • Второй этап «Грамотей» (филология) .
  • Третий этап «Одень капитана» (профориентация ).
  • Четвёртый этап «Меткий стрелок» (математика ).
  • Пятый этап «Путешествия по планете» (окружающий мир ).

Приблизительная продолжительность конкурса-игры: 45-50 минут

Межпредметные связи: «Окружающий мир», «Филология (Русский язык)», «Математика и ИКТ».

Материалы и ресурсы, необходимые для проведения конкурса-игры.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, программное обеспечение, доступ в Интернет, Wi-Fi, персональные Maсbookи для каждой группы участников, лотерейный барабан, коробки, в которые сложены предметы, необходимые людям различных профессий.

Дидактические и раздаточные материалы: карточки с заданиями для лотерейного барабана.

Участники конкурса-игры: В конкурсе-игре принимают участие учащиеся 1–2 классов. Участники каждого учебного учреждения представляют команду из пяти человек (капитан и четыре члена команды).

Жюри конкурса-игры: Жюри формируется из учителей (воспитателей) участников игры-конкурса.

Задачи жюри :

  • оценивать деятельность команд по специально разработанным критериям;
  • оповещать участников о принятых решениях;
  • принимать участие в процедуре награждения победителей и участников.

По итогам пяти этапов жюри определяет победителей и награждает команды.

Комментарий для учителя. Презентация , сопровождающая ход конкурса-игры, состоит из 17 слайдов.

  • 1 слайд. Титульный
  • 2 слайд. Карта игры. По гиперссылкам можно переходить к выбранному слайду.
  • 3 слайд. Разминка. Возврат осуществляется по стрелке.
  • 4 слайд. Грамотей. По гиперссылке открывается игра в Leaningapps. Возврат осуществляется по стрелке.
  • 5 слайд. Меткий стрелок. Возврат осуществляется по стрелке.
  • 6 слайд. Конкурс капитанов. Возврат осуществляется по стрелке.
  • 7 слайд. Путешествие по планете. По гиперссылке можно перейти к нужному слайду. 1 – Лес. 2 – Пустыня. 3 –Океан. 4 – Луг . Переход на заключительный слайд осуществляется по стрелке.
  • 8 -11 слайды. Настроена система триггеров. Если кликнуть по картинке с изображением лишнего животного, то картинка исчезает. Если ответ неверный – картинка станет качаться.
  • 8 слайд. Лес . Возврат на седьмой слайд осуществляется по стрелке.
  • 9 слайд. Пустыня. Возврат на седьмой слайд осуществляется по стрелке.
  • 10 слайд. Океан. Возврат на седьмой слайд осуществляется по стрелке.
  • 11 слайд. Луг. Возврат на седьмой слайд осуществляется по стрелке.
  • 12. слайд. Заставка (титульный слайд).
  • 13 слайд. Поздравляем победителей.
  • 14-16 слайды. Источники (не демонстрируются)

Ход мероприятия

I. Организационный момент .

Слайд 1

Ведущий 1: Начинаем конкурс-игру «Умники и умницы».

Ведущий 2:

Ведущий 1: Оценивать наш конкурс будут ваши наставники.

Жюри занимает свои места и получает протоколы. Приложение 1

Ведущий 2: В нашей игре принимают участие…

Ведущий перечисляет названия образовательных учреждений, принимающих участие в игре.

Ведущий 2:

Ответьте, рады быть вы здесь? (Да)
А знаний много у вас есть? (Да)
Смекалку взяли вы с собой? (Да)
Готовы вы на честный бой? (Да)
Поддержит верный друг в пути? (Да)
Вы вместе будете идти? (Да)

Слайд 2

Ведущий 2: Девочки и мальчики. Наш конкурс «Умники и умницы» состоит из пяти этапов. Первый этап «Разминка» поможет вам показать ваши общие знания, кругозор, начитанность. Второй этап «Грамотей» позовет юных филологов. Третий этап «Одень капитана» посвящен разным профессиям. Возможно, он послужит для кого-то из вас ориентиром при выборе будущей профессии. Четвёртый этап «Меткий стрелок» перенесет вас в область математики. На пятом этапе вы отправитесь в «Путешествие по планете».

Ведущий 1:

Пусть вам сегодня всю игру
Сопутствует успех!
Вперёд, друзья! Игра зовёт!
Болеем мы за всех!

II. Первый этап

Слайд 3

Ведущий 2: Итак, начинаем первый этап «Разминка». Приложение 2

В лотерейный барабан вложены карточки с заданием. Представители каждой команды по очереди достают карточку с заданием. Команда совещается и дает ответ на поставленный вопрос.

Критерии оценивания первого этапа

III. Второй этап .

Слайд 4

Ведущий 1: Девочки и мальчики! Перед вами задание второго этапа «Грамотей». Это грамматический паззл. Он составлен из словарных слов. Выше и ниже игрового поля расположены буквы. Вам нужно выбрать букву и слово, в котором эта буква есть. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.

(У каждой команды Maсbook LearningApps.org/watch?v=gtd2m7ik)

Критерии оценивания второго этапа

IV. Третий этап .

Слайд 5

Ведущий 2: Наш третий этап – «Одень капитана». Приложение 3

У нас в гостях побывали люди пяти разных профессий. Их спецодежду и инструменты мы разложили в разные коробки. Похоже, мы что-то перепутали. Предлагаем вам внимательно рассмотреть содержимое ваших коробок и коробок ваших соперников. Найдите униформу для своего капитана и объясните, какую профессию он представляет. Будьте внимательны!

(В специальных коробках в хаотичном порядке разложены инструменты, униформа врача, повара, спортсмена, моряка, строителя. Есть предметы, которые не относятся ни к одной из перечисленных выше профессий).

Критерии оценивания третьего этапа

V. Четвертый этап. Часть первая .

Слайд 6

Четвертый этап состоит из двух частей.

Ведущий 1: Четвёртый этап – «Меткий стрелок». (Детям раздаются листы с заданиями. Приложение 4)

Ведущий 1: Предлагаем вам рассмотреть первую круглую мишень. Сделайте восемь выстрелов, заполните пропуски и впишите недостающие числа. В этом вам поможет таблица умножения. На выполнение задания даётся три минуты.

(После завершения работы бланки с выполненным заданием отдаются жюри.)

Критерии оценивания четвёртого этапа (1)

VI. Четвертый этап. Часть вторая .

Слайд 7

Ведущий 2: Предлагаем вам проверить меткость, использовав вторую мишень. Выпустите по четыре стрелы (выберите четыре числа) и наберите в сумме ровно 100 очков. Победит тот, кто сумеет найти больше вариантов.

Критерии оценивания четвёртого этапа (2)

VII. Пятый этап .

Слайд 8

Ведущий:

Карту мира мы возьмём,
Путешествие начнём
По морям, по океанам,
Странам и материкам.
(Автор стихотворения Елена Кныш)

Ведущий: Девочки и мальчики. Начинаем путешествие по планете. Будьте внимательны, потому что некоторые животные заблудились. Ваша задача определить, кто из животных попал в чужую среду обитания. Отгадайте загадку и вы узнаете, куда мы попали.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём!

Дети (первая команда) отвечают хором: Лес.

Слайд 9

Ведущий . Определите, кто из животных не должен жить в лесу. Если вы дадите правильный ответ, то лишнее животное отправляется в свою среду обитания. Если ответ неверный – картинка станет покачиваться.

На слайде изображён лес, в котором обитают павлин , белка, сорока, заяц, кенгуру , лось.

Слайд 10

Ведущий : Продолжаем наше путешествие.

В ней песков большие груды
Называются барханы,
И по ним идут верблюды,
Растянувшись караваном.

Дети (вторая команда) отвечают хором: Пустыня.

На слайде на фоне пустыни изображены верблюд, волк , змея, тушканчик, енот , ящерица.

Слайд 11

Ведущий:

Царство рыб, китов, кальмаров,
Звёзд морских, медуз, кораллов.

Дети (третья команда) отвечают хором: Океан.

На фоне океана изображены: щука , кит, акула, рак , морская звезда, кораллы .

Слайд 12

Ведущий:

Мы по ковру идём с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И жёлт, и синь, и ал!

Дети (четвертая команда) отвечают хором: Луг.

На фоне луга изображены: мышь, олень , шмель, бабочка, перепелка, глухарь.

Критерии оценивания пятого этапа

VIII. Итог конкурса-игры «Умники и умницы» .

Ведущий 2: Конкурс завершен. Слово жюри для объявления количества баллов и имен команд-победительниц.

Вручение кубков и грамот.

Интеллектуальная игра в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет «Умники и умницы»

Автор : Болдарева Светлана Александровна, практический психолог, воспитатель-методист, Дошкольное образовательное учреждении комбинированного типа №9 «Восход», г.Шахтерск.
Описание :
Методическая разработка будет полезна педагогам дошкольных учреждений. Игра содержит разнообразные задания для детей старшего дошкольного возраста, которые развивают психические процессы, сообразительность, самостоятельность. Основная цель проведения игры: диагностирование уровня подготовки детей к обучению в школе.

Тема . Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Умники и умницы»

Цель :
- поддерживать интерес к познавательной деятельности;
- развивать память, мышление, внимание, коммуникативные навыки;
- воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь

Материал :
1.Карточки с заданиями
2. Музыкальное сопровождение («Учитель танцев», «Фанфары» (начало, награждение, Диск с музыкальными фрагментами из детских мультфильмов)
3. Презентация
4.Герой - Мэри Поппинс

Ход игры:

Звучит музыка.
Ведущий:
Рано-рано сонце встало,
Доброго утра всем пожелало.
И я вас дети, поздравляю,
Чудесного настроения всем вам желаю.
День необычный сегодня у нас,
Игра позвала - пришёл её час.

Звучит музыка, заходят дети.

Пора поближе нам узнать
Героев дня - интеллектуалов,
Представьтесь, милые друзья,
Нам познакомиться всем надо.
Представление участников игры

- Итак, мы познакомились с командой участников, а сейчас мы представляем вам еще одну команду – команду справедливого и объективного жюри, которой придется принимать непростые, очень важные решения.
Представление жюри

Звучит музыка. На зонтике «прилетает» Мэри Поппинс.
Мэри Поппинс
В сказку я открою двери,
Все узнали Поппинс Мэри?
И для взрослых и детей
Я всегда полна идей!
Чтоб могли Вы развиваться,
С любой трудностью справляться,
К вам на помощь я спешу,
В страну знаний приглашу!
Дошколята, подтянитесь,
Все смотрите на меня.
Повторим со мною вместе
Клятвы добрые слова:
Клянемся дружными мы быть
ДЕТИ : Клянемся!
И слезы горькие не лить.
ДЕТИ : Клянемся!
С улыбкой трудности встречать.
ДЕТИ : Клянемся!
Все смело преодолевать.
ДЕТИ : Клянемся!
Ведущий : Итак, наша интеллектуальная игра открыта, и мы начнем ее с небольшой разминки (Слайд №2)


Мэри Поппинс
Слайд 3


Я задам вопросы каждому участнику. За каждый правильный ответ участник получает один балл.

1.Какое дерево боится ветра? (осина)
2.Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
3. Кто быстрее плавает: курица или утка? (утёнок)
4. Какой сейчас день недели?
5. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
6. Сколько времен года ты знаешь? (4)
7. В каком месяце дети идут в школу? (сентябрь)
8. Какой напиток можно получить от животного? (молоко)
9. Что длится дольше: год или 12 месяцев? (одинаково)
10. Какой цветок колит пальцы? (роза)
11. На какой планете мы живем? (Земля)
12. Из какой крупы варят плов? (рис)
13. Животное, которое вытянул из болота Айболит? (бегемот)
14. Что можно увидеть на небе в теплое время года после дождя? (радуга)
15. Какие овощи необходимы для приготовления борща?
16. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
17. В какое время года бывает вьюга?
18. Сколько человек тянули репку? (3, остальные животные)
19. Домашний Дед Мороз. (Холодильник)
20. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (домашнее задание)


Ведущий
- Разминка закончилась. Жюри подводит первые итоги. А мы приглашаем участников занять свои места.

Ведущий : В нашем зале собрались умные, веселые и находчивые ребята. А выбрать самого умного нам поможет жюри и наши конкурсы. Слайд 4 (Ведущий перечисляет конкурсные задания)

Мэри Поппинс выбирает квадрат «Занимательная математика»

Ведущий : Ребята, а вот и первое задание - необычные фруктовые примеры.
Задание: Вам нужно правильно решить каждый пример и в пустых клеточках написать цифру, соответствующую количеству фруктов в примере. Слайд 5


Мери Поппинс собирает карточки, отдает их жюри.
Ведущий : Уважаемая Мэри Поппинс! Помогите нам, пожалуйста, выбрать следующий конкурс на нашем разноцветном квадрате.
Мэри Поппинс выбирает квадрат «Подумай - отгадай»
Слайд 6


Ведущий : И снова задание с карточками. Ребята, рассмотрите картинку. Слева расположены разные предметы, а справа – графическое изображение их частей.
Задание: найдите пару предмета и его графического изображения и соедините их прямой линией.

Ведущий : Наша гостья выбирает следующий квадрат…..
Мери Поппинс выбирает квадрат «Загадочный мир природы»

Ведущий : И… нам придется еще немного поработать с карточками. Итак, задание: определите, что где растет, соединив прямой линией Слайд 8


Ведущий : Мэри Поппинс! Мы снова просим Вас назвать следующий конкурс.
Мери Поппинс выбирает квадрат «Азбука безопасности» Слайд 9


Ведущий : Ребята, мы просим Вас подойти к экрану.
Дети подходят к экрану.

Вам предстоит ответить на вопросы, которые вам зададут врач, инспектор ГИБДД и сотрудник МЧС. За правильный ответ вы получаете один балл. Кто будет первым отвечать на вопрос?
Дети по очереди отвечают на задаваемые вопросы.
Инспектор ГИБДД
1. Место, отведенное для ходьбы пешеходов, называется...а) тротуар; б) шоссе; в) улица. Слайд 10

2. Как правильно перейти дорогу, если рядом нет светофора. Слайд 11


3. На какой машине – «Вольво», «Ауди» или « Мерседес» - ты бы согласился покататься с незнакомцем? Слайд 12


Пожарный
1. Что делать, если в квартире появился дым: а) обмотать лицо мокрой тканью и побыстрее покинуть квартиру; б) открыть окна и двери, чтобы дым улетучился. Слайд 13


2. Что надевает на лицо пожарный, входя в горящее помещение, и для чего он это делает? Слайд 14


Доктор
1.Ящичек (шкафчик), в котором собраны медикаменты, имеющиеся в доме. (Аптечка.) Слайд 15


2. С помощью какого органа человек дышит: а) мозг; б) сердце; в) легкие. Слайд 16


3. Тренировка организма холодом. (Закаливание.) Слайд 17


Жюри подводит итоги конкурса, а наша гостья Мэри Поппинс называет следующий конкурс.

Мери Поппинс выбирает квадрат «По сказочным дорожкам»
Ведущий : Ребята, вы любите сказки? Тогда мы предлагаем Вам прогуляться по сказочным дорожкам.
(На экране воздушные шарики под номерами. Ребенок выбирает шарик с номером.)

Слайды к сказкам Слайды 18 - 27:
1. «Золотой ключик» – колпак, азбука, театр


2. « Сестрица АЛЕНУШКА» - копытце, козленок., девушка


3. «Царевна-лягушка» - стрела, болото, Иван-царевич


4. «Три медведя» - тарелка, стул, медведь


5. «Маша и медведь» - короб, пирожки, девочка


6. «Снежная королева» - дворец, сани, мальчик


7. « Дюймовочка» - крот, кувшинка, ласточка


8. «12 МЕСЯЦЕВ» - КОСТЕР, корзина с подснежником, мачеха с сестрой


9. «Сказка о рыбаке и рыбке» - корыто, невод, старик.


10. «По щучьему велению» - печь, ведра, щука.


Мэри Поппинс : А сейчас разрешите мне объявить творческий конкурс «Покажи высший класс!»
Дети танцуют под музыку «Учитель танцев» вместе с Мэри Поппинс

Ведущий : Жюри непросто будет подвести итоги этого конкурса. Вы все, ребята, такие молодцы!
- Предлагаем Вам снова присесть за столы, а Мэри Поппинс назвать следующий конкурс разноцветного квадрата.

Мери Поппинс выбирает квадрат «Грамотей-ка».
Ведущий : Для выполнения этого задания вам нужно сделать звуковой анализ слов: кот, петух, лиса и написать первую букву слова. Слайд 28


Молодцы, справились


Ведущий собирает карточки, отдает их жюри.
Ведущий : Уважаемая Мэри Поппинс! Выберите, пожалуйста, следующий конкурс!
Мери Поппинс выбирает «Найди лишнее»
Ведущий : Вот, ребята, у нас и осталась последняя карточка. Послушайте задание: нужно зачеркнуть в каждой группе предметов один лишний.
Слайд 29


Ведущий собирает карточки, отдает их жюри.
Мэри Поппинс: Я с удовольствием называю мой любимый конкурс «Угадай мелодию» и попрошу вас всех подойти ко мне. Давайте встанем в одну линейку и сейчас для каждого из вас будет звучать мелодия из любимых песен, мультфильмов, а вы должны будете назвать ее.
Итак, звучит мелодия для игрока под номером 6 (кто стоит первым и т.д.)
Ведущий : Дорогие друзья! Вот и подошла к концу наша встреча. Вы все очень хорошо потрудились, с достоинством прошли нелегкие испытания, показали свои знания и смекалку. Слово нашему жюри.
(Жюри объявляет результаты интеллектуальной игры, проводит награждение)

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Цель:

Повысить интеллектуальный уровень развития детей и расширить их кругозор.

Задачи:

1. Развивать познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать.

2. Развить интерес к занятиям по разным предметам.

3. Воспитывать настойчивость, волю и упорство в достижении цели.

4. Выявить самого эрудированного ученика.

Ход мероприятия

I. Организационный момент .

Ведущий 1: Начинаем конкурс-игру «Умники и умницы».

Ведущий 2:

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Мы видим цель, и значит – нам дорога только ввысь!
У нас в запасе знания вершины покорять!
Мы – умники и умницы. Пришла пора играть!

Ведущий 2: В нашей игре принимают участие 3 команды………..

Ведущий 1:

Ответьте, рады быть вы здесь? (Да)
А знаний много у вас есть? (Да)
Смекалку взяли вы с собой? (Да)
Готовы вы на честный бой? (Да)
Поддержит верный друг в пути? (Да)
Вы вместе будете идти? (Да)

Ведущий 2:

Девочки и мальчики. Наш конкурс «Умники и умницы» состоит из четырёх этапов. Первый этап «Математический» перенесет вас в область математики. Второй этап «Грамотей» позовет юных филологов. Третий этап «Литературный» поможет нам узнать, насколько много вы читаете. Четвёртый этап «Любители природы» отправит нас в путешествие в мир природы.

На каждом этапе вас ждут 3 вопроса. Вы должны выбрать себе один из них. Количество баллов за вопрос вы выбираете сами. Жёлтая карточка-10 баллов, в неё входит один вопрос, зелёная – 20, состоит из двух вопросов и красная – 30 баллов имеет три вопроса.


Ведущий 1:

Пусть вам сегодня всю игру
Сопутствует успех!
Вперёд, друзья! Игра зовёт!
Болеем мы за всех!

Ведущий 2: Итак, начинаем первый этап «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ». Прошу команды выбрать задание.

1 карточка ( Жёлтая карточка-10 баллов)

Две сосиски варятся 6 минут. Сколько минут будут вариться 8 сосисок? (6 минут)

2 карточка (зелёная – 20 баллов)

1)Во дворе гуляли гуси и собаки. Мальчик посчитал их лапы. Всего 8 лап. Сколько было гусей и сколько собак? (1 собака, 2 гуся.)

2)В комнате стояло около стола 8 стульев. Два переставили к стенке. Сколько стульев стало в комнате?

(8 стульев)

3 карточка (красная – 30 баллов)

1)Ане подарили 8 книг. Все, кроме 5, она прочитала. Сколько книг ей осталось прочитать?

(5 книг)

2)Во дворе гуляли куры и одна собака. Всего гуляло 10 лап. Сколько было кур? (3 курицы)

3) Когда гусь стоит на двух ногах он весит 4 кг. Сколько килограммов будет весить, если встанет на одну ногу?

(4кг)

Ведущий 1: Внимание, начинаем второй этап «ГРАМОТЕЙ». Выбираем задания.

1 карточка ( Жёлтая карточка-10 баллов)

Из букв нужно составить правильно слово БИЬЛУНИДК (будильник)

2 карточка (зелёная – 20 баллов)

1) Из букв нужно составить правильно слово АОСНВМТКО (космонавт)

Ляжет палочкой на строчку-

Проходите по мосточку. (тире)

3 карточка (красная – 30 баллов)

1)Из букв нужно составить правильно слово БИЬЛУНИДК (будильник)

2) Отгадайте знак препинания:

На крохотное ушко

Похожа завитушка,

Велит нам постоять чуть-чуть

Выйдет на дорожку-

Всем подставит ножку. (запятая)

3) Расставьте слова в алфавитном порядке: город, весна, арбуз, снег, костёр, эскимо. (арбуз, весна, город, костёр, снег, эскимо)

Ведущий 2: Нас ждёт следующий этап «ЛИТЕРАТУРНЫЙ». Выбираем задания.

1 карточка ( Жёлтая карточка-10 баллов)

Что Буратино вытащил в Стране Дураков из кармана куртки, перед тем как положить туда золотой ключик? (пиявки)

2 карточка (зелёная – 20)

1) Имя папы Буратино (Карло)

2)Герой сказки, что жил у славного Дадона, «стерёг границы его царства» (Петушок)

3 карточка (красная – 30 баллов)

1) Сказочное дерево, у которого «И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. (дуб)

2) Прозвище дяди Степы (Каланча)

3) Волшебник, который всегда лезет в бутылку (Джинн)

Ведущий 1: Итак, ребята, последний этап нашей игры «Любители природы». Выбираем задания.

1 карточка ( Жёлтая карточка-10 баллов)

Всё у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, а крест – накрест, и птенцов –то она выводит не летом, а зимой.

(клёст)

2 карточка (зелёная – 20)

1)Сколько ног у паука? (8)

2) Какой океан на Земле самый большой? (Тихий)

3 карточка (красная – 30 баллов)

1)У кого ухо на ноге? (у кузнечика)

2)У какой дикой кошки кисточки на ушах? (рысь)

3) Назовите любимое лакомство аистов. (лягушки)

Ведущий 2: Конкурс завершен. Слово для объявления количества баллов и имен команд-победительниц.

МКОУ «Клюквенская средняя общеобразовательная школа»

Интеллектуальная игра для младших школьников

«Умники и умницы»

Подготовила: Шаталина С.А.-учитель нач.кл

2013-2014 уч.г.

Игра строится в соответствии с одноименной телепередачей и рассчитана на учащихся 3—4 классов.

Из числа зрителей-«теоретиков» путем ответов на вопросы выбираются 3 игрока, получившие наибольшее количество «орденов». Среди них происходит розыгрыш дорожек, на которых они будут играть. Кто быстрее отгадает загадку, тот получает право выбора дорожки.

Красная дорожка — самая короткая. На ней ошибаться нельзя. На желтой дорожке можно ошибиться один раз. Зеленая дорожка — самая длинная, на ней можно ошибиться два раза. Игроки, не прошедшие дорожку, занимают места среди «теоретиков». Неиспользованные вопросы адресуются «теоретикам» и дают им возможность получить «орден».

Реквизиты: изображение трех дорожек (красная, желтая, зеленая), ордена «Умник» и «Умница».

Первый агон

Отборочные вопросы первого агона

Прибор, отличительная особенность Карлсона. (Пропеллер)

Дерево, украшенное золотой цепью. (Дуб)

Умывальников начальник. (Мойдодыр)

Грозный разбойник, враг Айболита. (Бармалей)

Название сказки, в которой девушке удалось разрушить злые чары, наложенные на прекрасного принца, превращенного в чудовище. («Аленький цветочек»)

Как называется самый известный сборник арабских сказок? («Тысяча и одна ночь»)

В какой сказочной стране живет Шалтай-Болтай? (Зазеркалье)

Любимые грибы Бабы Яги. (Мухоморы) Представление первой тройки участников.

♦ Голубые волосы, огромные глаза —

Она в театре кукол гордость и краса. (Мальвина)

♦ Эту героиню жаба украдет,

Но не упрячет в нору старый крот. (Дюймовочка)

Используя антонимы (слова с противоположным значением), догадаться, какая сказка скрывается под выражением «Бодрствующая дурнушка». («Спящая красавица»)

Эту уродливую деревянную куклу с большой головой и огромным зубастым ртом подарили на Рождество девочке Мари. Как звали куклу? («Щелкунчик»)

Из какой сказки отрывок: «На другой день служанка стала выгребать из печки золу и нашла маленький комочек олова, похожий на сердечко, да обгорелую, черную, какуголь, брошку». («Стойкий оловянный солдатик» Андерсена.)

Если герой сказки влезет этому коню в правое ухо, а в левое вылезет, то станет таким молодцем, что ни в сказке сказать, ни пером описать. А если поступит наоборот, т. е. влезет в левое ухо, а вылезет в правое, то снова станет таким, как прежде. Как зовут этого коня? (Сивка-Бурка)

Имя девочки, заменившей на время куклу наследника Тутти? (Суок)

Узнать сказку по нескольким словам из нее: «война», «петух», «звездочет», «царь», «девица». («Сказка о золотом петушке» А. Пушкина)

Подведение жюри итогов первого агона.

Второй агон

Отборочные вопросы второго агона

Кому удалось собрать оброк с чертей? (Балде)

Кто летал на пушечном ядре? (Барон Мюнхгаузен)

Самый известный милиционер на свете. (Дядя Степа)

Как называется поле, на котором Буратино посадил денежку? (Поле Дураков) . В кого превратилась царевна-лягушка? (В Василису Прекрасную.)

Как звали мальчика, у которого жили игрушечные зверюшки: медвежонок, ослик, поросенок, кролик, сова и другие? (Кристофер Робин)

Самая несчастная птица из сказки Андерсена. (Гадкий утенок)

Петрушка, Василек, Хвощ, Колобок, Букашка, Сморчок, Синичка — чьи это имена? (Гномов)

Представление второй тройки участников.

Загадки для розыгрыша дорожек

♦ По известной всем причине

Не спалось мне на перине. («Принцесса на горошине»)

♦ Уж теперь-то всякий знает,

Кто в старой лампе обитает. (Джинн)

Вопрос игроку на красной дорожке

Что общего между сказками «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Огниво»? (Автор — Андерсен.)

Вопросы игроку на желтой дорожке

Английский народный герой, которого называли защитником слабых и борцом за справедливость, вместе со своими друзьями, веселым монахом Туком и самым настоящим богатырем Маленьким Джоном, поселился в Шервудском лесу и не упускал случая нападать на богачей, врагов народа, забирать их золото и отдавать его бедным людям. Кто он? (Робин Гуд)

Исправить ошибки в названиях известных сказок:

— «Снежная принцесса» («Снежная королева»);

— «Волк и пятеро козлят» («Волк и семеро козлят»);

— «Мальчик и Карлсон» («Малыш и Карлсон»).

Вопросы игроку на зеленой дорожке

Сейчас эти предметы называются: компас, роликовые коньки, самолет. А как они назывались в старых сказках? (Волшебный клубочек, сапоги-скороходы, ковер-самолет)

Назвать не менее трех героев сказок, обитателей водоемов. (Кикимора болотная, водяной, русалка, золотая рыбка, щука)

Как зовут девочку-сорванца, которая, в отличие от других детей, живет одна, сама по себе, в доме, который называется «вили Вверхтормашками»? Она великая выдумщица. Ее друзей зовут Томми и Анника. (Пеппи Длинный чулок)

Подведение жюри итогов второго агона.

Третий агон

Отборочные вопросы третьего агона

Кличка крысы из сказки о приключениях Буратино. (Шушара)

Кто путешествовал в страну лилипутов и в страну великанов? (Гулливер)

Героиня, ставшая женой эльфа. (Дюймовочка)

Друзья Белоснежки. (Гномы)

Кому удалось рассмешить царевну Несмеяну? (Емеле)

Птица, чьи перья светятся ярким светом. (Жар-птица)

Многоглавый огнедышащий дракон. (Змей Горыныч)

Герой, который был помещен на шпиль самой высокой башни. (Золотой петушок)

Представление третьей тройки участников.

Загадки для розыгрыша дорожек

♦ Герой с морской фамилией каждому знаком,

К тому же, он является хозяйственным котом. (Матроскин)

♦ Зловредная старуха в шляпе старомодной,

В пакостях своих она неугомонна. (Шапокляк)

Вопрос игроку на красной дорожке

Перечислить не менее трех сказок, в названии которых встречаются числа. («Али-Баба и сорок разбойников», «12 месяцев», «Три поросенка», «Цветик-семицветик» ...)

Вопросы игроку на желтой дорожке

Самой знаменитой из героинь сказок Г. -X. Андерсена поставлен памятник в гавани Копенгагена, города, где долгое время жил и сочинял сказки Андерсен. Что это за героиня? (Русалочка)

Назвать не менее трех золотых предметов, действующих в сказках. (Золотое руно, золотой петушок, золотой ключик, златая цепь, золотое яйцо)

Вопросы игроку на зеленой дорожке

Перечислить не менее трех сказок, в названиях которых встречаются цвета. («Красная Шапочка», «Аленький цветочек», «Синяя Борода», «Курочка Ряба»)

После выхода в свет известнейшей книги Дефо о приключениях человека, попавшего на необитаемый остров, многие писатели начали подражать автору и писать книги о приключениях людей, оказавшихся отрезанными от мира. Такие приключения в честь главного героя стали называть «робинзонадами». Как зовут героя Д. Дефо? (Робинзон Крузо)

Назвать не менее трех героев сказок, отличающихся от своих сородичей маленьким ростом. (Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, конек- горбунок, Карлсон)

Подведение жюри итогов третьего агона. Поздравление и награждение победителей.

Цели: формировать умение решать задачи на смекалку, закрепить знания о русском языке, активизировать познавательную деятельность детей, расширить и углубить знания, полученные на уроках окружающего мира, развивать логическое мышление, внимание, сообразительность.

Форма: интеллектуальная викторина.

Методы: коллективная творческая деятельность.

Оборудование: карточки с заданиями разных цветов: красного – с заданиями по математике; желтого – по русскому языку; зеленого – по чтению; синего – по окружающему миру; оранжевого – из области искусства; белого – общие знания; кубик, грани которого окрашены в те же цвета.

Ход мероприятия

Ученики поделились на команды, выбрали название. Капитан 1 команды выходит к столу ведущего. На столе разложены карточки с заданиями цветной стороной вверх. Игрок бросает кубик, после чего выбирает одну из карточек того же цвета, что и грань кубика. Читает задание. Члены команды думают и отвечают. Если ответ полный и правильный, ведущий оценивает его и записывает результат. Если неверный, то право ответа переходит другой команде.

Окружающий мир.

  • Стоящий на остановке трамвай обходят спереди или сзади? (спереди )
  • Какой орган человека называют «мотор»? (сердце )
  • Дерево медонос – это…(липа )
  • Стоящий на остановке автобус или троллейбус обходят спереди или сзади? (сзади )
  • Что теряет лось каждую зиму? (рога )
  • С прилетом каких птиц считают, что пришла весна? (грачи )
  • Какие цветные моря вы знаете? (Черное, Красное, Желтое, Мраморное, Белое )
  • Какое озеро самое глубокое? (Байкал )
  • Растет ли дерево зимой? (нет, оно замирает )
  • Какая птица выводит птенцов зимой? (клест )
  • Какое вещество на нашей планете существуют в трех состояниях? (вода )
  • Как называется месяц весенних первоцветов? (апрель )
  • Какая птица может летать хвостом вперед? (колибри )
  • Кто спит головой вниз? (летучая мышь )
  • С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (компас )
  • Какой орган человека называют командным пунктом? (мозг )

Искусство.

  • Что такое вернисаж? (выставка картин )
  • В какой стране и в каком городе нас встречает знаменитая героиня сказки? (Русалочка, Копенгаген, Дания )
  • В каком городе жил великий композитор Иоганн Штраус? (Вена, Австрия )
  • Какая башня называется «падающая»? (Пизанская )
  • Что такое палитра? (доска для смешивания красок )
  • Что такое Колизей? (сооружение в центре Рима, он был построен почти 2000 лет назад. В центре его располагалась арена, вокруг которой были ряды для зрителей )
  • Что такое пейзаж? (картина, изображающая природу )
  • Назовите композиторов.
  • Как называется художник, изображающий животных? (анималист )
  • Где находится музей одного-единственного корабля «Васа»? (Стокгольм, Швеция )
  • Как расположены улицы в городе Кострома? (в виде веера )
  • В каком городе расположен музей И.И. Левитана? (Плес )
  • Что такое финифть и в каком городе ее делают? (В Ростове, это очень красивые украшения с эмалью – броши, браслеты, серьги )
  • В каком городе находится собор, которые строили 600 лет? (Кельн, Германия )
  • Какое грандиозное сооружение находится в Египте? (пирамиды )
  • Какое сооружение находится в Афинах? (Парфенон – храм, построенный в честь богини Афины )

Русский язык.

  • Объясните, как понимаете выражение: «язык заплетается».
  • Слово «пятачок» имеет несколько значений. Назовите их.
  • Что может убежать?
  • Слово «ножка» имеет несколько значений. Назовите их.
  • Объясните, как понимаете выражение: «яблоку негде упасть».
  • Какой пословицей можно выразить смысл следующего предложения: не болтай. (держи язык за зубами )
  • Объясните, как понимаете выражение: «висеть на телефоне».
  • Найдите слово, которое спряталось в слове мрак.
  • Закончите поговорку: век живи - … (век учись )
  • Объясните, как понимаете выражение: «только пятки сверкают».
  • Найдите слово, которое спряталось в слове катер.
  • Закончите поговорку: что написано пером… (не вырубишь топором )
  • Какое слово лишнее: радостный, веселый, хмурый?
  • Как пишется слово в(и,е)н(е,и)грет? (винегрет )
  • Назовите пословицу о книге.
  • Какой звук не могли выговорить герои рассказа В. Драгунского «Заколдованная буква»? (Ш )

Математика.

  • Когда мы смотрим на число 3, а говорим 15?
  • Две дочери, две матери да бабушка с внучкой. Сколько всего? (трое )
  • Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (через 72 часа, т.е. ровно через трое суток, будет ночь, значит, солнечной погоды не будет )
  • Мы часто пользуемся словом километр. Метр в переводе с французского означает мера. Что означает в переводе с французского слово кило? (тысяча )
  • Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина до того, как он поймал золотую рыбку? (ровно 30 лет и 3 года )
  • Дети шли в столовую парами. Юра посчитал 3 пары впереди себя и столько же пар после себя. Сколько всего детей шло в столовую? (14 )
  • У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8 )
  • Крышка стола имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов стало у крышки? (5 )
  • Два мальчика нашли во дворе 100 рублей. Сколько денег найдут 5 таких же мальчиков? (100 )
  • Из города А в город В самолет летит 80 минут, а обратно 1ч 20 минут. Почему? (80 минут=1ч20мин )
  • Эта фигура может быть прямой, тупой, острой. (угол )
  • Простой инструмент для проведения прямой линии. (линейка )
  • Когда человек может мчаться со скоростью гоночного автомобиля? (в машине )
  • По небу летели птицы: воробей, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько всего летело птиц? (2 )
  • В строю 15 учеников. Сколько учеников стоят между третьим и двенадцатым? (8 )
  • Колесо имеет 10 спиц. Сколько промежутков между спицами?

Чтение.

  • Как называется литература о будущем? (фантастика )
  • Как Элли попала в волшебную страну? (ее унесло ураганом )
  • Колдунья из сказки Андерсена «Огниво». (ведьма )
  • Предмет, которым уколола палец принцесса из сказки Ш. Перро «Спящая красавица»? (веретено )
  • Слово, которое старался сложить из льдинок Кай в сказке Андерсена «Снежная королева»? (вечность )
  • Прозвище, которое дала молодому королю высокомерная и насмешливая принцесса из сказки братьев Гримм. (Дроздобород )
  • Имя одной из сестер героини сказки Перро «Золушка». (Жавотта )
  • Место, где держала зверей маленькая разбойница из сказки Андерсена «Снежная королева». (зверинец )
  • Имя красавицы – невесты юноши Йорингеля, превращенной колдуньей в соловья в сказке братьев Гримм. (Йоринда )
  • Фамилия, которую придумал хозяину герой сказки Ш. Перро «Кот в сапогах». (Карабас )
  • Документ, который потребовала водяная крыса у героя сказки Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». (паспорт )
  • Пуховики, на которых спала героиня сказки Андерсена «Принцесса на горошине». (перина )
  • Лакомство из слив, купленное у торговки Гансом из сказки братьев Гримм «Храбрый портной». (варенье )
  • Имя сестры одиннадцати принцев, превращенных злой королевой в птиц в сказке Андерсена «Дикие лебеди». (Элиза )
  • В кого превращались одиннадцать принцев из сказки Андерсена. (в лебедей )
  • Кто привел Герду к принцу и принцессе? (Ворон )

Общие знания.

  • Женское платье без рукавов. (сарафан )
  • Родина первых Олимпийских игр. (Древняя Греция )
  • Люди, которые ложатся спать поздно ночью. (совы )
  • Герой русских народных кукольных представлений. (Петрушка )
  • Место представлений в цирке. (арена )
  • Одноклеточные грибки, используемые для выпечки хлеба. (дрожжи )
  • Спрятанные в землю сокровища. (клад )
  • Плод тропической пальмы. (кокос )
  • Какую часть слова можно найти в земле? (корень )
  • Какое колесо не вертится в автомобиле во время движения? (запасное )
  • Перерыв между актами спектакля, отделениями концерта. (антракт )
  • Контуры какой страны на карте напоминают сапог? (Италии )
  • Гладкая блестящая поверхность, дающая отражение. (зеркало )
  • Место для оркестра в театре. (оркестровая яма )
  • Чувство меры, умение вести себя в обществе. (такт )
  • Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (из железнодорожного )

Литература:

  1. Жиренко О.Е., Яровая Л.Н., Кочергина А.В., Обухова Л.А., Гайдина Л.И. Внеклассные мероприятия: 3 класс. – М., 2007.
  2. Жиренко О.Е., Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Обухова Л.А., Барылкина Л.П. Внеклассные мероприятия: 2 класс. – М., 2007.
  3. Архарова Л.И., Гребенкина Л.К., Демидова С. Б. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений. – М.,2004.