Александр шашин ищу сильнейший ход. Энергия как шахматная категория. Правила игры в Международные шашки

Таль – Толуш
Ленинград (чемпионат СССР) 1956

В этой позиции ход белых, и мы играем белыми. Что у нас?

Отвечу коротко: все признаки алгоритма Таля! Почему?

Потому что у нас:

1) весьма острый дефицит по первому фактору шахматной позиции (у белых двумя пешками меньше);

2) подавляющий перевес по второму фактору, поскольку параметр “p” в нашей позиции много больше его критического значения (p = 59/30 ~ 1,97 >> pкр = 1,25);

3) явное преимущество по фактору безопасности (в позиции на диаграмме нашему королю никто не угрожает; черный же король находится в матовой сети).

Иначе говоря, все три фактора исследуемой нами позиции указывают на алгоритм атаки материальных шахматных мишеней. Более того, налицо все признаки самой радикальной разновидности алгоритма Таля. Это и большое значение параметра “p”, и явное превосходство белых по третьему фактору позиции...

В партии последовало

Ход в партии – это открытое нападение на ферзя, которое белые удачно сочетают с «вбрасыванием» в зону конфликта ранее бездействовавшей фигуры и ее же жертвой. Эффектно, не правда ли?

Все так! Но все же Каспаров не согласен с Талем. Каспаров считает, что Таль ошибся, и вот что он пишет в примечаниях к этой партии: «Интуитивно почувствовав, что позиция требует жертвы, Таль немедленно жертвует – как раз в нужный момент, но...не ту фигуру и не на том поле! Вскоре было найдено с сильнейшей атакой...»

Я надеюсь, что вы, уважаемый читатель, не забыли об иерархическом ряде при атаке материальных шахматных мишеней: K, Q, R...Король – мишень № 1, ферзь – № 2 и т. д.

А это значит, что мы, исследуя позицию, «не имеем права» проигнорировать 15.Nxe6. Почему?

Потому что после 15.Nxe6 грозит «окончательное» 16.Nс7#.

Вопрос: что важнее – прямое нападение на короля или открытое нападение на мишень № 2?

Не спешите с ответом. Не все так просто!

Действительно, не все так просто, поскольку после хода в партии также грозит «окончательный» прыжок конем на поле с7!

Этим же ходом Таль «вбрасывает» коня в зону конфликта, а также, хоть и формально, но жертвует другого коня (на е4) и неформально отыгрывает часть пожертвованного им материала (пешка b5).

«Отдавая еще и коня е4. Стандартная оценка позиции отступает перед интуицией и расчетом. Мата нет, и вроде бы, исходя из строгих канонов высшей шахматной истины, белые должны рано или поздно проиграть. Однако какое практическое значение имеет эта «высшая шахматная истина», если подтверждающие ее варианты находятся лишь месяцы и годы спустя?!» (Каспаров).

Ход Таля – это не только жертва. Это и выигрыш пешки, и открытое (или прямое?) нападение...Или, быть может, белые всего лишь угрожают невинным разменом на g7?.. Таль играет стратегически?! Да или нет?

Ответа пока не будет. Будет намек: хаотические, то есть иррациональные шахматы...

Толуш взял пешкой пешку на f6. Последовало

Анализу позиции после Каспаров посвятил больше двух страниц в «Моих великих предшественниках» – шахматы воистину неисчерпаемы! И вот его вердикт: последний ход черных – ошибка.

Сильнее выглядит «сверхжадное» И, как это ни странно, после (см. диаграмму) черные как-то держатся...

Добавлю: в своих оценках «этой слегка сумасшедшей позиции» Каспаров весьма осторожен. Он рассмотрел превеликое множество возможных вариантов, и он даже слегка сетует на то, что эти варианты «...слишком сложны и для Человека, и для Машины, чтобы делать окончательные выводы...»

Не будем делать окончательные выводы и мы. Полюбуемся лучше на те чудо-варианты, которые нам подарил тринадцатый чемпион мира (я приведу только малую часть этих вариантов):

a) с головоломной и, возможно, примерно равной позицией;

b) и у черных, по-видимому, лучше.

В варианте a) Каспаров рассматривает подварианты и Прошу продолжить...

В варианте же b)...Стоп!

Напоминаю, что наша главная цель, которую мы небезуспешно преследуем в этой главе, – это то, что мы называем методом (алгоритмом) поиска сильнейшего шахматного хода по «Талю». Повторяю: нас интересует в первую очередь метод, а не ход. Иначе говоря, нас интересует ответ на наивный вопрос: как? Или: как сам Таль, а не бездушная машина, ищет сильнейший ход? Как это у него получается?

Разложим «по полочкам»...

Этим ходом Таль развивает свою ранее бездействовавшую ладью – второй пункт алгоритма. Не забудем и о фигуре на g5 – жертва!

Открытое нападение на ладью + выигрыш материала (или размен?).

Открытое нападение на короля + выигрыш материала (или все-таки размен?). Переплетаются первый и четвертый элементы алгоритма. Появляется и призрак размена?! Да или нет?

Лаконичный ответ: да!

Ход Таля. Последовало

Это мы уже «проходили». А именно: белые почти стандартным образом «вбрасывают» в зону атаки малоактивную фигуру. Этот ход ладьей можно сделать (и Таль его сделал) мгновенно, автоматически. Еще бы – пренеприятнейшая для черных угроза вскрытого шаха! Добавлю: этот ход также мгновенно, также без какой-либо проверки сделал, анализируя партию, и сам Каспаров...

Однако вскоре после выхода в свет второго тома «Моих великих предшественников» было доказано, что ход ладьей – ошибка. Сильнее (указано перворазрядником Сорохтиным!). После или и т. д. белые должны победить (по «Моим великим предшественникам», т. 3).

Затмение на Олимпе?..

Разумеется, у меня нет даже мысли о том, чтобы сделать что-то против имиджей Таля и Каспарова. Они бессмертны, и они не нуждаются в фальшивой лакировке. Вероятно, они – не боги. Но полубоги, по крайней мере...И величайшим шахматистам свойственно ошибаться!

Я работаю не во славу величайших шахматистов. Я работаю на вас, уважаемый читатель, и у меня есть мечта. Я мечтаю о том, чтобы некий NN – ныне шахматист не слишком высокой квалификации – прочитал эти строки. Прочитал и...стал бы, в конце концов, чемпионом мира по шахматам!

Я ищу маленького принца...

Ход Сорохтина – – вероятно, выигрывает. Не потому ли, что он многофункционален (грозят шахи и ферзем, и ладьей, и конем)? И еще одно: этот ход невозможно положить на одну-единственную «полочку». По той причине, что в нем есть признаки и прямого нападения, и оптимальной расстановки. Впрочем, мы уже привыкли к тому, что в партиях Таля все перемешано. Перемешаны друг с другом все четыре элемента...

Вопрос: Таль всегда играет по «Талю»? Или: имеет ли право алгоритм Таля претендовать на то, чтобы стать универсальным алгоритмом? Да или нет?

Ответ очевиден: нет!

Алгоритм Таля – это не универсальный алгоритм поиска сильнейшего хода. Он – часть универсального алгоритма (универсального метода поиска сильнейшего шахматного хода). Алгоритм Таля – «всего лишь» один из трех столпов, на которых держится вся шахматная премудрость. Два других столпа – алгоритмы Капабланки и Петросяна. Ход 22.Kf1 – ход по «Петросяну», это элементарная профилактика. Он явно вне атаки на короля.

К этому ходу у Каспарова претензий нет.

Ферзь атакует короля – наимощнейшее нападение из всех открытых нападений в шахматах.

После (знаки Каспарова) белые выигрывают.

Очередное открытое нападение на короля. И, добавлю, кульминация грандиозного сражения!

«Как говорится, «не в ту степь»! После бедолага король мог бы еще надеяться пройти сквозь шторм. У белых, кажется, нет ничего лучшего, чем ( добавлю от себя: после машина «назначает» перевес белым – А.Ш. ) с вечным шахом» (Каспаров).

Иначе говоря, согласно анализам Каспарова, последний ход Толуша – ошибка. Скажу точнее: последняя ошибка черных в этой партии!

Или с победой (знаки Каспарова).

Открытое нападение.

Задание: найдите мат после Подсказкой компьютера не пользоваться!

Открытое нападение + выигрыш материала.

Решающий исход борьбы выигрыш материала.

Апофеоз любой, в том числе и шахматной войны – горы трупов, искореженная техника. Бесстрашие героя безгранично. Оно вскормлено непреходящей шахматной агрессией...

Элементы алгоритма Таля:

1) открытые и прямые нападения;

2) оптимальная расстановка фигур;

3) жертва;

4) выигрыш материала.

Первые два определяют динамическую и потенциальную (стратегическую) составляющие атаки.

Последние – неэквивалентный обмен с его разновидностью – разменом.

и в этом безнадежном положении черные просрочили время.

Правила игры в Русские шашки

Цель игры - съесть все шашки противника или «запереть» их (т.е. лишить возможности хода)

Игра ведется только по тёмным полям. Шашечная доска располагается между партнерами таким образом, чтобы слева от играющего находилось тёмное угловое поле. В начальной позиции у каждой стороны по 12 шашек, которые занимают первые три ряда с каждой стороны

Шашки делятся на простые и дамки. В начальном положении все шашки простые. При достижении последнего (восьмого от себя) горизонтального ряда, простая шашка превращается в дамку

Ходы делаются по очереди, передвижением своей шашки на незанятое поле. Пропуск хода не допускается. Первый ход всегда делает игрок, играющий белыми. Простая ходит только вперёд на одну клетку по диагонали. Дамка ходит по диагонали на любое поле, как вперёд, так и назад, причём через свои шашки она перескакивать не может

Если простая шашка находится рядом с шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через эту шашку на свободное поле, после этого, шашка соперника снимается с доски. Если при этом возникает возможность продолжить взятие других шашек соперника, то это взятие должно быть произведено. При бое через дамочное поле простая шашка превращается в дамку и продолжает бой по правилам дамки. За один ход шашку противника можно побить только один раз (правило турецкого удара). Согласно этому правилу, если при бое нескольких шашек противника шашка или дамка повторно выходит на уже побитую шашку, то ход останавливается. Побитые шашки противника снимаются только после завершения хода. Взятие шашки соперника является обязательным и производится как вперед, так и назад. При нескольких вариантах взятия, например, одну шашку или две, игрок выбирает вариант взятия по своему усмотрению.

Выигрыш

Ничья

  • если участник, имеющий три дамки (и более) против одной дамки противника, за 15 ходов не возьмёт дамку противника;
  • если в позиции, в которой оба участника имеют дамки, не изменилось соотношение сил (не было взятия, ни одна простая шашка не стала дамкой) на протяжении:
    • в 2-х и 3-х фигурных окончаниях – 5 ходов,
    • в 4-х и 5-и фигурных окончаниях – 30 ходов,
    • в 6-и и 7-и фигурных окончаниях – 60 ходов;
  • если участник, имея:
    • три простые,
    • три дамки,
    • две дамки и простую,
    • дамку и две простые,
    против одной дамки противника, находящейся на большой дороге (главной диагонали доски), за 5 ходов не возьмет дамку противника;
  • если в течение 15 ходов участников делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия.

Правила игры в Поддавки (Обратные шашки)

Поддавки это шашки с обратной целью игры - потерять все свои шашки: заставить противника их «съесть» или «запереть».

Правила игры в Диагональные шашки

Правила аналогичны правилам игры в русские шашки, но начальная расстановка - иная (большая диагональ свободна, сверху и слева от неё все клетки заняты черными шашками, снизу и справа - белыми).

Правила игры в Международные шашки

Для игры используется доска 10×10 клеток. Шашки расставляются на чёрных полях первых четырёх горизонтальных рядов с каждой стороны. Играющий белыми ходит первый, далее ходы делаются поочередно. Шашки делятся на простые и дамки. В начальном положении все шашки простые.

Простая шашка ходит по диагонали вперёд на одну клетку. При достижении любого поля последней горизонтали, простая шашка превращается в дамку.

Дамка ходит по диагонали на любое свободное поле как вперёд, так и назад.

Взятие обязательно, если оно возможно. Шашки снимаются с доски лишь после того, как берущая шашка остановилась.

При взятии применяется правило турецкого удара - если при бое нескольких шашек противника шашка или дамка повторно выходит на уже побитую шашку, то ход останавливается (то есть, запрещается дважды брать одну и ту же шашку, при этом можно пересекать дважды одно и то же пустое поле).

Если есть несколько вариантов взятия, нужно выполнить тот из них, который снимает максимальное количество шашек соперника (независимо от их качества - и простая, и дамка считается одной шашкой). Если всё ещё вариантов несколько, можно выбрать любой из них. Если имеется выбор боя дамкой или простой, то можно брать любой из них, соблюдая и в этом случае правило взятия наибольшего количества шашек.

Если простая шашка в процессе взятия достигает дамочного поля и может бить дальше в роли простой шашки, то она этим ходом продолжает бой и остаётся простой. В противном случае она превращается в дамку и останавливается. Право боя по правилам дамки она приобретает лишь со следующего хода.

Выигрыш

Партия считается выигранной в следующих случаях:

  • если один из участников покинул партию или заявил о том, что сдаётся;
  • если шашки одного из участников заперты и он не может сделать очередной ход;
  • если у одного из соперников побиты все шашки.

Партия считается закончившейся вничью в следующих случаях:

Ничья

  • если один из участников предлагает ничью, а другой её принимает;
  • при невозможности выигрыша ни одного из соперников;
  • три (или более) раза повторяется одна и та же позиция (одно и то же расположение шашек), причём очередь хода каждый раз будет за одной и той же стороной;
  • участники в течение 25 ходов делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия;
  • если участник, имея в окончании партии:
    • три простые,
    • три дамки,
    • две дамки и простую,
    • дамку и две простые,
    против одинокой дамки или одну дамку против одинокой дамки или простой шашки, своим 5-м ходом не добьётся выигранной позиции;
  • на доске остаются пять дамок или четыре дамки и одна простая шашка против двух дамок, а сильнейшая сторона своим 50-м ходом не добьётся выигранной позиции.

Шашечная нотация

По нотации, принятой в международных шашках, все чёрные поля имеют номера (от 1 до 50). Нумерация доски начинается со стороны чёрных и идёт справа налево. Для записи хода простой шашки или дамки обозначают сначала поле, где шашка или дамка стояла, затем ставят тире и записывают поле, на которое она ставится (например: 8-12). При записи взятия (боя) вместо тире ставится двоеточие (например: 12:21, 47:24:35).

Правила игры в Английские шашки (Чекерс)

Правила игры в Английские шашки (Чекерс) очень похожи на правила игры в Русские шашки, но имеют некоторые отличия:

  • первым ходит игрок, играющий черными шашками
  • простая шашка не может бить назад;
  • дамка может ходить только на одно поле в любом направлении;
  • дамка может бить только через одно поле в любом направлении;
  • бить можно произвольное количество шашек.

Если простая шашка в процессе взятия шашек соперника достигает поля последней горизонтали и ей предоставляется возможность дальнейшего взятия по правилам боя дамкой, то она превращается в дамку, останавливаясь на поле последнего ряда. Право взятия по правилам дамки она приобретает лишь со следующего хода.

Выигрыш

Партия считается выигранной в следующих случаях:

  • если у одного из соперников побиты все шашки;
  • если шашки одного из участников заперты и он не может сделать очередной ход;
  • если один из участников заявил о том, что сдаётся.

Ничья

Партия считается закончившейся вничью в следующих случаях:

  • если один из участников предлагает ничью, а другой её принимает;
  • три (или более) раза повторяется одна и та же позиция (одно и то же расположение шашек), причём очередь хода каждый раз будет за одной и той же стороной;
  • в течение последних 40 ходов не произошло изменения сил, то есть никому из игроков не удалось провести хотя бы одну шашку в дамки, и не было удалено с доски хотя бы одной шашки или дамки.

Обращаем ваше внимание на то, что игра будет сохранена в историю, и за нее буду начислены очки только в том случае, если было выполнено 3 и более перехода хода (например, 2 хода белых и один черных для режима «Русские шашки»).

Панель режимов

Панель режимов позволяет выбрать текущий режим игры.

Верхняя панель кнопок

Ход назад , Ход вперед - позволяет отменять и повторять ходы в игре с компьютером.

Предложить ничью позволяет отправить сопернику предложение о ничьей. В случае его согласия игра будет завершена как ничья, при этом количество очков у обоих игроков не изменится;

Сдаться

Новая игра – начать новую игру с компьютером.

Покинуть игру

Дополнительные кнпоки в совместной игре

Предложить ничью позволяет отправить сорпенику предложение о ничьей. В случае его согласия игра будет завершена как ничья, при этом количество очков у обоих игроков не изменится;

Сдаться - завершает игру (засчитывается поражение).

Покинуть игру - позволяет немедленно завершить текущую игру (засчитывается поражение).

Нижняя панель кнопок

Настройки - открывает меню настроек, в котором вы можете:

  • Выбрать цвет фигур;
  • Изменить уровень сложности компьютера;
  • Включить или выключить автоматический ход для ситуаций, когда по правилам игры существует единственно возможный ход;
  • Включить отображение взятых фигур и истории ходов;
  • Включить или выключить звук;
  • Запретить другим игрокам приглашать вас в игру;
  • Открыть черный список.

Описание - открывает описание игры.

Вопросы и отзывы - открывает гостевую книгу, в которой вы можете оставить отзыв или пожелание к игре.

История - история всех ваших игр с указанием даты игры, противника и его места в рейтинге.

Жёлтым цветом отмечены выигранные вами партии, красным – проигранные, синим – завершенные ничьей.

Звёздочкой отмечены игры, занесённые вами в избранное.



Очки начисляются только за победы над противниками (за ничьи и победы над компьютером очки не начисляются).

Система рейтингов Эло, коэффициент Эло - метод расчёта относительной силы игроков в играх, в которых участвуют двое игроков. Эту систему рейтингов разработал американский профессор физики венгерского происхождения Арпад Эло.


В личном кабинете вы можете указать дополнительную информацию о себе, загрузить фото, изменить пароль, а также хранить и осуществлять личную переписку с другими зарегистрированными игроками.

Вы можете играть без регистрации в качестве гостя. После регистрации и/или авторизации вы получите доступ в личный кабинет и сможете отправлять другим игрокам личные сообщения.

Чтобы зарегистрироваться надо просто ввести имя (от 3 символов) и пароль (не менее 5 символов). Если такое имя уже зарегистрировано в игре, вам придется выбрать другое.

20-е годы минувшего столетия были, пожалуй, самым "философским" десятилетием в истории шахмат. Это было время, когда игра, пытаясь осознать себя, взяла курс на сближение с наукой и искусством. "Научность" шахмат активно пропагандировал Ласкер. Молодые в ту пору Нимцович и Рети не во всем соглашались со старым чемпионом, но и они основывали свои теории на вневременных шахматных ценностях, роднящих игру с жизнью. В те годы теория шахматной игры возвысилась до научных и философских обобщений.
На фоне такого углубленного отношения к шахматам осталась почти незамеченной маленькая книжечка Александра Гербстмана “Шахматная партия и композиция” (Москва - Ленинград: Физкультура и Туризм, 1930) Теперь эта работа и вовсе забыта. А между тем и главная тема этой книги – связь шахматной партии с композицией, - и живые, удачно подобранные примеры, подтверждающие органичность этой связи, и теоретические выкладки известного шахматного композитора и ученого отнюдь не устарели. Перечитывая недавно эту книгу, я задумался над одним из сформулированных в ней общих принципов игры, прежде показавшимся мне слишком абстрактным.

"В живой партии, да и в композиции, обычно время, пространство и сила органически соединяются, синтезируются: как можно быстрей ввести свои силы в бой и стеснить противника-вот обычная схема шахматной борьбы. Тот, кто умеет осуществить этот тройной принцип, выработав на его основе реальный план и проведя этот план в жизнь, всегда добьется победы над противником, для которого время, пространство и сила представляются независимыми друг от друга факторами "

Безусловно, это была глубокая мысль! Но чтобы придать ей силу практического (методического) руководства надо было сделать еще один шаг – найти термин для обозначения этого единства пространства, времени и силы. Нужен был термин, который связывал бы в сознании шахматистов этот общий принцип шахматной борьбы как со знакомыми им жизненными реалиями, так и с понятийным аппаратом науки.

И уже в наши дни удачное, на мой взгляд, решение этой проблемы предложил Александр Шашин.
Шахматный материал, пространство и время взаимопревращаются. Однако, как? Посредством чего?
С помощью энергии – универсального шахматного агента!

(А. Шашин “Шахматы и меташахматы”. В кн. Л. Юдасин Тысячелетний миф шахмат. М.:Северный паломник, 2004. С. 515) И далее А. Шашин уточняет:”Энергия – агент, связующий воедино шахматный материал, пространство и время.” (там же). По мысли А. Шашина, энергия – это понятие, которое должно быть “центральным при преподавании шахмат’.

Надо, однако, заметить, что использование термина "энергия" в шахматах конечно же не означает их отождествления с физической реальностью. Но поскольку мы соглашаемся с тем, что в особом мире шахмат есть свои особые время, пространство и силы, постольку мы должны признать и существование особой "шахматной энергии". На мой взгляд, использование понятия "энергия" в теории шахмат может оказаться достаточно продуктивным.
Чтобы испытать, как работает это понятие, я попытался дать "энергетическую" интерпретацию одной приглянувшейся мне комбинации из статьи М. Дворецкого «КОМБИНАЦИОННЫЕ НАХОДКИ» (опубликована в Интернете:
http://www.e3e5.com/petersburg/creativity/article.html?305).

Мухин – Дворецкий
Москва 1969

У белых огромный материальный перевес – ладья и конь, но проходная е3, поддержанная ферзем и слоном, стоит не меньше. Реальная сила этой пешки многократно превышает номинальную (“среднестатистическую”). Как это можно объяснить с энергетической точки зрения?
Одним из основных факторов, увеличивающих силу (потенциальную энергию) фигур, является возможность нападения (создания угрозы). А реализуют эту “добавочную“ энергию чаще всего ходы, совмещающие две или более угроз.
Позиция на диаграмме отражает как раз тот момент, когда двойной удар (вилка) на d2 и f2 реализует потенциальную энергию пешки – трансформирует ее в материал. Но возможности черных этим не исчерпываются. В положении черного ферзя и пешки таится угроза белому королю, что также может привести к еще одному, убийственному для противника двойному удару, например 1. Фf4 ed+! 2.Ф:d4 dcФ+ 3. Крf2 Фd2+ c выигрышем.
Белый ферзь обречен. И единственный шанс белых заключается в том, чтобы отдать жизнь своей сильнейшей фигуры как можно дороже.
30. Фf2-f7+!! Крg8:f7
31. Кd2-f3

Ценой своей жизни ферзь подарил коню возможность шаха на g5, что сделало коня чуть ли не двое сильнее. Благодаря этому поле е4 (единственное, откуда черный ферзь мог бы защитить своего слона) оказалось под ударом. Другим следствием жертвы ферзя на f7 явилось то, что конь на f3 косвено защищен: после 31...Фg4 32.К:d3 не проходит 32...Ф:f3 из-за 33.Лf1. Ничего не меняет и 31...Фb2 32.К:d3 и у белых все защищено.
В результате черные теряют своего слона, а вместе с ним и шансы на выигрыш.

Характерной чертой шахматных комбинаций является повышенная интенсивность энергетических процессов на шахматной доске.
Это объясняется довольно просто: если комбинация с жертвами корректна, то заключенная в пожертвованном материале сила не пропадает, а неизбежно трансформируется в другие формы шахматной энергии. И в частности, сила одной фигуры может передаваться другой, как в рассмотренном выше примере. Отсюда и особая, повышенная энергетическая напряженность всякой комбинации.

Приведу еще два примера, позаимствованные из книги А. Гербстмана.

А. Троицкий
“Deutsche Schachzeitung” 1911

Выигрыш

Благодаря возможности шаховать, белый конь контролирует большое количество полей. Ладья на этих полях оказывается неприкосновенной, что позволяет ей с необычайной энергией преследовать черного ферзя.
1. Лb7 Фg8 2. Кe5+ Kрc5 3. Лb8 Фh7 4. b4+ Kрd6 5. Лh8 Фxh8 6. Кf7+ с выигрышем

“Много лет назад бывший чемпион мира Ласкер давал в Лондоне сеанс одновременной игры. В партии против Ломана у него получилось следующее положение:

Ласкер - Ломан, 1916

Ход черных

Несмотря на огромный материальный перевес противника, Ласкер, благодаря „неудержимой" пешке h7, должен выиграть. Ломан делает последние попытки сопротивления ходом 1.... ЛсЗ+, которые неожиданно приводят не только к спасению, но и к победе. В ответ на этот шах Ласкеру следовало бы пойти на f2, а затем приблизиться королем к черной ладье, и ферзь на h8 решает дело. В партии, однако, произошло: 2. Kpg4?? Лc4+ 3. Kpg5. “ (А. Гербстман)

3…. Лh4!!
Время дороже! Черные отдают ладью, чтобы с темпом освободить поле g7, которое нужно королю для нейтрализации проходной пешки противника.
4. Кр:h4 g5+ 5. Кр:g5 Крg7 и черные выигрывают
Типичная для комбинаций схема преобразования шахматной энергии: материал – время – материал.

“Комбинация”. Споры об определении этого понятия продолжаются уже многие десятилетия. Возможно, энергетический подход к борьбе шахматных фигур сможет решить и эту сложную теоретическую проблему.

Это интересно, а можете упростить концепции Вашей теории?
- Пожалуйста. Все позиции 10 в 36 степени. Я разбиваю на три класса.

  • Первый класс подчиняется алгоритму М. Таля. Здесь главное надо атаковать материальные мишени фигуры и пешки. Это не единственная, но главная задача.
  • Второй класс. Здесь работает алгоритм Х-Р. Капабланки. В таких позициях происходит игра по пустым полям шахматной доски, то есть позиционную игру я свожу к игре по пустым полям. Мы их захватываем, либо отдаём. В зависимости от того, когда мы проводим стратегическую атаку, либо под давлением соперника стратегическую защиту. Таким образом, игра с алгоритмом Капабланки может быть как агрессивной, так и оборонительной.
  • Третий класс алгоритм Т. Петросяна. Это антипод алгоритма М.Таля. Если сильнейшая сторона обязана атаковать стратегически важные поля и материальные мишени, то другая сторона обязана их защищать. То есть пытаться установить заслон экспансии соперника без ущерба своих шахматных сил. Иначе говоря, имеет место симметричный процесс.

Это довольно просто для понимания шахматистам даже не второго, а сильного третьего разряда. А, говоря о более сложных позициях, мы будем вынуждены вводить элемент Хаоса. Появляются смешанные алгоритмы типа Таль - Капабланка, Капабланка - Петросян и самом сложном алгоритме Таль - Капабланка - Петросян. Эти алгоритмы переполнены сложными бифуркациями. Если шахматист поймёт, что в сложной позиции у него есть минимум два правильных хода, если второразрядник не будет тупо тратить своё время на один единственный правильный ход. Если он себя запрограммирует, что у него есть два правильных хода. (


Дорогие друзья, сегодня мы рады Вам сообщить, что договор между американским шахматным книжным издательством "Mongoose Press" и А.А.Шашиным наконец-то подписан. Шашин является автором "физикоподобной" модели шахмат. Учебник известного петербургского шахматного тренера А.А.Шашина "Ищу сильнейший ход" увидит свет на английском языке ближе к концу текущего года. Объём научного труда впечатляет - около 500 страниц. Учебник состоит из трёх частей.
Часть 1 Универсальный метод поиска сильнейшего шахматного хода.
Часть 2 Универсальный метод поиска сильнейшего шахматного хода на практике.
Часть 3 Контуры единой теории шахматной игры.
Автор претендует на решение самого главного вопроса для шахматиста: найти сильнейший ход в любой позиции, используя алгоритмы Таля, Капабланки, Петросяна, либо их комбинации. Но обо всём подробнее уважаемый читатель узнает в отрывке из учебника, а в полной мере прочитав и изучив весь труд полностью. Шашин не скрывает, что его учебник является целостной системой в теории и на практике, совсем как у А.Нимцовича, только на новом качественном уровне.
Для справки:


Александр Александрович Шашин, мастер спорта СССР, работает тренер во Дворце Пионеров имени Жданова, ныне Аничков Дворец, в Санкт-Петербурге с 1979 года вместо ушедшего на пенсию прославленного мастера спорта СССР, ветерана ВОВ А.В.Черепкова. Закончил физико-химический факультет ленинградского технологического института им. Ленсовета по специальности "Радиационная химия". Далее по распределению здесь же работал 3,5 года преподавателем физики на кафедре, успел стать младшим научным сотрудником, проучился 1,5 года в аспирантуре, бросил её. Это всё до перехода на тренерскую работу. Вот что Шашин рассказывает о своём детстве: "С шахматами меня познакомил отец, когда мне было восемь лет. Помнится, что они тогда не произвели на меня должного впечатления. Они стали одной из многих детских забав. То есть я играл в шахматы наряду с русскими шашками, картами, и т.п. Летом - футбол и велосипед. Зимой - лыжи. И ещё: занятия в музыкальной школе (смеётся) из-под палки - мой отец - профессиональный музыкант. Но, увы, Природа (я о своих музыкальных способностях) решила на мне отдохнуть. Однако, в десять лет, то есть в 1954 году, когда проходил матч между Ботвинником и Смысловым, произошёл крутой перелом. Мне на глаза попалась одна из партий этого матча, явно не самая замечательная. Комментатор (не помню, кто и в какой газете) не оставил "камня на камне" от игры её участников. И вот тогда-то я решил стать чемпионом мира! Прекрасно помню, что я почему-то решил, что играю уже сейчас... не хуже Смыслова (А.Ш. улыбается) и лишь слегка уступаю Ботвиннику. Был тогда у меня, это я не помню точно - то ли четвёртый, то ли пятый разряд. Замечательно! У меня открылось нешуточное честолюбие, появился характер, появились успехи в юношеских соревнованиях. Я был трёхкратным чемпионом Ленинграда среди юношей, в 1962 году стал чемпионом СССР, годом раньше вторым призёром. В августе 1961 году, - возглавляя команду Ленинграда на Всесоюзной Спартакиаде школьников, я стал чемпионом Спартакиады. Это было очень крупное соревнование и большое испытание для меня".
В доступной форме в своём учебнике Александр Александрович донёс основные идеи, а также алгоритм поиска хода. В небольшой статье нет смысла переписывать заново всё, что уже было сказано мастером Шашиным в своём интервью, опубликованном на нашем сайте.
Часть 1
Часть 2
Партия А.Шашин - В.Корчной, Ленинград, 1973г.
"Львиная доля" интервью с А.А.Шашиным была опубликована в общероссийской газете "Шахматная неделя" в 2005 году. После окончания работы над рукописью я встретился с автором, и он ещё раз изложил суть метода поиска хода и рассказал об изменениях, которая претерпела его методика с учёта опыта тренерской работы с детьми. Хочется подчеркнуть, что книга не изобилует примерами, которые кочуют из учебника в задачник и наоборот. Они является подобранными творчески по базам шахматных партий, анализы проверены с помощью лучших компьютерных программ. Среди сильнейших шахматистов мира двое, а это гроссмейстеры В.Корчной и А.Морозевич, сотрудничали с А.А.Шашиным. С В.Корчным в далёком 1976 году творческий союз продолжался пару недель проведённых вместе в доме отдыха под Зеленогорском. Его результатом стало успешное выступление Виктора Львовича в Амстердаме, после которого он, как известно, остался на Западе. А с А.Морозевичем начался в 2002 году, выдержал испытание временем, и длится до сих пор. Стоит отметить, что А.Морозевич написал предисловие к учебнику. Вот небольшие выдержки из него:

"Наше первое очное знакомство с А.А. Шашиным состоялось весной 2003 года, в очень непростой момент в моей карьере. Позади был 2002 год, один из самых неудачных за всю мою 15-летнюю профессиональную деятельность: Судьбе было угодно именно тогда познакомить меня с удивительным человеком, тренером, физиком по образованию и, возможно, призванию - Шашиным Сан Санычем, как с тех пор несколько фривольно я его зову. Его поддержку в тот момент трудно переоценить. Наши многочасовые кухонные беседы вернули меня к жизни как шахматиста и как человека. Благодаря терпению и необыкновенной врожденной интеллигентности Сан Санычу удалось не только заново пробудить мой шахматный аппетит, но и показать такие грани жизни, которые до него в силу возраста и особенностей своего характера я упрямо игнорировал: С.С. именно в этот момент, существенно обогатил и расширил свои представления; при выборе хода я нередко с успехом использовал предложенные им идеи. Тот факт, что период с июля 2003 по июль 2004 оказался наиболее успешным во всей моей карьере - во многом заслуга наших "застольных" бесед. Я триумфально вернулся в первую пятерку, выиграв по ходу практически все, где играл..."

В обозримом будущем планируется издание учебника и на русском языке... Самые нетерпеливые читатели смогут изучать учебник Шашина на английском языке уже совсем скоро. Предварительное название книги на английском языке звучит так: Alexander Shashin "Best Play: Revolutionary Method for Finding the Strongest Move". Сегодня мы предлагаем небольшой отрывок из первой части книги , вводящий читателя в курс рассматриваемой методики с примером из партии Петросян - Берток, Блед 1961г.