Когда и где появились первые государственные монеты. Когда появились монеты? Самая крупная по покупательной способности монета страны

Екатерина II – великая российская императрица, царствование которой стало самым значимым периодом в русской истории. Эпоха Екатерины Великой знаменуется «золотым веком» Российской империи, культурную и политическую жизнь которой царица возвела до европейского уровня.

Портрет Екатерины II. Художник Владимир Боровиковский / Третьяковская галерея

Биография Екатерины II насыщена светлыми и темными полосами, многочисленными замыслами и достижениями, а также бурной личной жизнью, о которой до сегодняшнего дня снимают фильмы и пишут книги.

Детство и юность

Родилась Екатерина II 2 мая (21 апреля по старому стилю) 1729 года в Пруссии в семье губернатора Штеттина князя Цербстского и герцогини Голштейн-Готторпской. Несмотря на богатую родословную, семья принцессы не имела значимого состояния, но это не помешало родителям обеспечить домашнее обучение для дочери. При этом будущая российская императрица на высоком уровне выучила английский, итальянский и французский языки, овладела танцами и пением, а также получила знания об основах истории, географии и богословии.

В детстве юная принцесса была резвым и любопытным ребенком с выраженным «мальчишеским» характером. Она не проявляла ярких умственных способностей и не демонстрировала свои таланты, но помогала матери в воспитании младшей сестры Августы, что устраивало обоих родителей. В юные годы мать звала Екатерину II Фике, что означает маленькая Федерика.


Екатерина II в молодости. Художник Луи Каравак / Гатчинский Дворец

В 15 лет стало известно, что принцесса Цербстская была выбрана в качестве невесты для наследника Петра Федоровича, который впоследствии стал русским императором . Принцессу и ее мать тайным образом пригласили в Россию, куда они отправились под именем графинь Рейнбек.

Девушка сразу принялась изучать русскую историю, язык и православие, чтобы более полно узнать о своей новой родине. Вскоре она перешла в православие и была наречена Екатериной Алексеевной, а на следующий день обручилась с Петром Федоровичем, который приходился ей троюродным братом.

Дворцовый переворот и восхождение на престол

После венчания с Петром III в жизни будущей российской императрицы ничего не изменилось – она продолжала посвящать себя самообразованию, изучать философию, юриспруденцию и сочинения всемирно известных авторов, так как супруг не проявлял к ней интереса и открыто развлекался с другими дамами на ее глазах. После 9 лет брака, когда отношения между Петром и Екатериной окончательно разладились, царица родила наследника престола , которого у нее сразу отобрали и не давали с ним видеться.


Павел I, сын Екатерины II. Художник Александр Рослин / easyArt

Тогда в голове Екатерины Великой созрел план по свержению своего супруга с престола. Она тонко, четко и расчетливо организовала дворцовый переворот, в чем ей помог английский посол Уильямс и канцлер Российской империи – граф Алексей Бестужев.

Вскоре выяснилось, что оба доверенных лица будущей российской императрицы ее предали. Но Екатерина не отказалась от этого замысла и нашла новых союзников в его исполнении. Ими стали братья Орловы, адъютант Федор Хитров и вахмистр . Участвовали в организации дворцового переворота и иностранцы, которые выделили спонсорскую помощь для подкупа нужных людей.


Портрет Екатерины II на коне. Художник Виргилиус Эриксен / Петергоф

В 1762 году императрица была готова к бесповоротному шагу – она отправилась в Санкт-Петербург, где ей присягнули гвардейские части, которые к тому времени были уже недовольны военной политикой императора Петра III. После этого он отрекся от престола, был заключен под стражу и вскоре погиб при неизвестных обстоятельствах. Через 2 месяца, 22 сентября 1762 года, София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская была коронована в Москве и стала российской императрицей Екатериной II.

Правление и достижения Екатерины II

С самого первого дня восхождения на престол царица четко обозначила свои монаршие задачи и начала их реализовывать. Она быстро сформулировала и провела реформы в Российской империи, которые затронули все сферы жизни населения. Екатерина Великая вела политику с учетом интересов всех сословий, чем завоевала поддержку подданных.


Портрет Екатерины II. Неизвестный художник / Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Чтобы вытянуть Российскую империю из финансовой трясины, царица провела секуляризацию и забрала земли церквей, превратив их в светскую собственность. Это позволило расплатиться с армией и пополнить казну империи на 1 млн душ крестьян. При этом она сумела бойко наладить торговлю в России, увеличив в 2 раза количество промышленных предприятий в стране. Благодаря этому сумма государственных доходов увеличилась в 4 раза, империя смогла содержать многочисленную армию и начать освоение Урала.

Что касается внутренней политики Екатерины, то сегодня она носит название «просвещенный абсолютизм», потому что императрица старалась достичь «общего блага» для общества и государства. Абсолютизм Екатерины II был ознаменован принятием нового законодательства, которое было принято на основании «Наказа императрицы Екатерины», содержащего 526 статей.


Императрица Екатерины II. Художник Дмитрий Левицкий / Третьяковская галерея

В них говорилось о тех принципах, которыми предстояло руководствоваться депутатам-законотворцам, прежде всего об идеях , Шарля де Монтескьё, Жана Лерона Д`Аламбера и других просветителей. Свод законов разрабатывался специально созванной в 1766 году Уложенной комиссией.

Из-за того, что политическая деятельность царицы все же имела «продворянский» характер, с 1773 по 1775 годы она столкнулась с восстанием крестьян под предводительством . Крестьянская война охватила почти всю империю, но государственная армия подавила бунт и арестовала Пугачева, который впоследствии был обезглавлен. Это был единственный указ о смертной казни, который издала императрица за годы своего правления.

В 1775 году Екатерина Великая провела территориальное деление империи и расширила Россию на 11 губерний. Во время ее царствования Россия приобрела Азов, Крым, Кубань, а также часть Беларуси, Польши, Литвы и западную часть Волыни. Губернская реформа Екатерины, по мнению исследователей, обладала рядом существенных недостатков.


Выезд Екатерины II на соколиную охоту. Художник Валентин Серов / Государственный Русский музей

При формировании губерний не учитывался национальный состав населения, к тому же на ее проведение потребовалось увеличение бюджетных расходов. Тогда же в стране были введены выборные суды, которые занимались разбирательством уголовных и гражданских дел.

В 1785 году императрица организовала местное самоуправление по городам. Указом Екатерина II вывела четкий свод дворянских привилегий – она освободила дворян от уплаты податей, обязательной службы в армии и наделила правом владеть землями и крестьянами. Благодаря императрице в России была введена система среднего образования, для чего построили специальные закрытые училища, институты для девиц, воспитательные дома. Помимо этого, Екатерина основала Российскую академию, которая вошла в число ведущих европейских научных баз.

Особое внимание во время правления Екатерина уделяла развитию сельского хозяйства. Оно считалось для России основополагающей отраслью, которая влияла на экономическое развитие государства. Увеличение пахотных земель привело к росту экспорта зерна.


Портрет Екатерины II в русском наряде. Художник Стефано Торелли / Государственный исторический музей

При ней впервые в России стал продаваться хлеб, который население покупало за бумажные деньги, также введенные в обиход императрицей. Также к доблестям монархини относится введение вакцинирования на территории России, что позволило предотвращать смертельные эпидемии в стране, тем самым сохраняя численность граждан.

За время правления Екатерина Вторая пережила 6 войн, в которых получала желаемые трофеи в виде земель. Ее внешнюю политику многие до сегодняшнего дня считают безнравственной и лицемерной. Но женщине удалось войти в историю России как могущественной монархине, которая стала примером патриотизма для будущих поколений страны, несмотря на отсутствие в ней даже капли русской крови.

Личная жизнь

Личная жизнь Екатерины II имеет яркий характер и до сегодняшних дней вызывает заинтересованность. Уже в молодости императрица стала приверженной к «свободной любви», что оказалось следствием ее неудачного брака с Петром III.


Национальный музей Швеции

Любовные романы Екатерины Великой отмечены чередой скандалов, а список ее фаворитов содержит 23 фамилии, о чем свидетельствуют исследования авторитетных «екатериноведов». Институт фаворитизма негативно сказывался на государственном устройстве того времени. Он способствовал коррупции, неверным кадровым решениям и падению нравов.

Самыми известными любовниками монархини стали , Александр Ланской, Григорий Потемкин и Платон Зубов, который в 20-летнем возрасте стал фаворитом 60-летней Екатерины Великой. Исследователи не исключают, что любовные связи императрицы были ее своеобразным оружием, с помощью которого она осуществляла свою деятельность на монаршем престоле.


Третьяковская галерея

Известно, что у Екатерины Великой было трое детей – сын от ее законного мужа Петра III – Павел Петрович, Алексей Бобринский, рожденный от Орлова, и дочь Анна Петровна, которая в годовалом возрасте умерла от болезни.

Годы заката жизни императрица посвятила заботе о внуках и наследниках, так как была в натянутых отношениях с сыном Павлом. Она хотела передать власть и корону старшему внуку , которого лично готовила к монаршему престолу. Но ее планам не суждено было случиться, так как ее законный наследник узнал о замысле матери и тщательно подготовился к борьбе за трон. В будущем любимый внук императрицы все-таки вступил на престол, став императором Александром I.


Эрмитаж

Екатерина Великая в быту старалась оставаться неприхотливой, она была равнодушна к модной одежде, но увлекалась рукоделием, резьбой по дереву и кости. Ежедневно любимому занятию она уделяла послеобеденное время. Императрица сама вышивала, вязала, однажды лично сделала выкройку костюма для внука Александра. Царица обладала литературным даром, который реализовывала в написании пьес для придворного театра.

Несмотря на то, что в молодости императрица приняла православие, она интересовалась идеями буддизма. Екатерина учредила должность главы ламаистской церкви Восточной Сибири и Забайкалья. Правительница была официально признана воплощением просветленного существа восточной религии – Белой Тары.

Смерть

Смерть Екатерины II наступила по новому стилю 17 ноября 1796 года. Императрица умерла от сильнейшего инсульта, она 12 часов металась в агонии и, не приходя в сознание, ушла из жизни в муках. Ее похоронили в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. На надгробии красуется эпитафия, написанная ею самой.


Юрий Злотя

После вступления на престол Павел I уничтожил большую часть наследия своей матери. К тому же обнаружился внешний долг государства, который лег бременем на последующих правителей и был погашен только в конце XIX столетия.

Память

В честь императрицы было возведено более 15 памятников в Санкт-Петербурге, Симферополе, Севастополе, Краснодаре и других городах Российской империи. Позднее многие из постаментов были утрачены. Так как Екатерина способствовала распространению бумажных денег, позднее ее портрет украсил 100-рублевую банкноту времен правления .

Память о великой императрице была неоднократно увековечена в литературных произведениях русских и зарубежных писателей – , и других.


Образ Екатерины Великой часто используется в мировом кинематографе. Ее яркую и насыщенную биографию берут за основу сценариев, так как великая русская императрица Екатерина II имела бурную жизнь, наполненную интригами, заговорами, любовными романами и борьбой за престол, но при этом стала достойной правительницей.

Юлия Снигирь .

Фильмы

  • 1934 – «Распутная императрица»
  • 1953 – «Адмирал Ушаков»
  • 1986 – «Михайло Ломоносов»
  • 1990 – «Царская охота»
  • 1992 – «Сны о России»
  • 2002 – «Вечера на хуторе близ Диканьки»
  • 2015 – «Великая»
  • 2018 – «Кровавая барыня»

В настоящее время ни один человек не может представить жизнь без денег. Но так было не всегда. Когда же они вошли в жизнь людей? Точно известно, что первые деньги были в виде монет.

Ученые и археологи до сих пор спорят об истинном возрасте первой монеты на Земле. Знатоками в данной области было проведено немало исследований, чтобы определить точную дату ее появления. Они изучали старинные источники и пытались понять цель подобного изобретения. Удивительно представлять, как сотни лет назад еще до примитивной цивилизации, люди нашли вариант оплаты своих потребностей.

О чем свидетельствует история?

Она с неоспоримой точностью доказывает, что самые старые в мире монеты появились в Малой Азии (приблизительно территория современной Турции). Кто же первым создал монету? Какие существуют легенды о ее создании? Ответы на эти вопросы вы узнаете, прочитав статью целиком.

Находка самой первой монеты в мире

“Лидийцы были первыми из людей, кто научился чеканить и пользоваться серебряными и золотыми монетами…” - сообщал Геродот. Что это значит и кто такие лидийцы? Давайте разберемся в данных вопросах. Все дело в том, что первые монеты в мире, год чеканки которых точно не известен, - это монеты из города Лидия (Малая Азия).

Статир или статер - это первая известная людям монета. Она пользовалась популярностью в Древней Греции в период с V века до н. э. по I век н. э. На данный момент установлено, что монеты изготовлялись именно при Лидийском царе Ардисе, в 685 году до н. э.

На территории своего города жители Лидии обнаружили богатейшее месторождение природного сплава золота и серебра. Называется этот сплав - электрум, как раз из него и начали изготавливать золотые статеры.

Одна из самых старых монет в мире была продана на аукционе в 2012 году в Нью-Йорке за 650 тысяч долларов. Лидия находилась рядом с Грецией, и, благодаря такому географическому расположению, появилось некоторое культурное сходство. Из-за этого статиры и вошли в оборот в Древней Греции и близлежащих государствах. В некоторых источниках утверждается, что самые старые в мире монеты находились в обращении еще у древних кельтов.

Самые ранние статиры, сохранившиеся до нынешних времен, имеют очень примитивный вид. Одна сторона монеты пустая, а на второй изображена голова рычащего льва. Первый статир был найден в Палестине, его возраст составляет приблизительно 2700-3000 лет. Ниже приведено фото самой старой монеты в мире.

Первая серебряная монета

Лидийские мастера начали чеканить золотые и серебряные монеты и использовать их как платежное средство. Это стало возможным, благодаря новым методам по очистке ценных металлов. Самая старая монета в мире, сделанная из чистого серебра, была открыта в Греции и чеканилась в Эгине. Эти монеты еще называли эгинскими драхмами. На одной из сторон сребреника была изображена черепаха - символ города Эгина.

Отчеканенные эгинские монеты быстро распространились в Греции, а потом даже проникли в Иран. Чуть позже они стали пользоваться популярностью во многих варварских племенах. Взглянув на рисунок или фото первой монеты в мире, можно понять, что она была маленького размера и имела вид серебряной пластины.

Тогдашние сребреники сильно отличались от современных монет. Они были очень громоздкие и невзрачные, некоторые из них весили около 6-ти грамм, а на лицевой стороне был изображен всего лишь знак города. На обратной стороне монеты можно заметить следы от шипов, с помощью которых держалась монетная пластина во время чеканки.

Иллинойская монета

Некоторые археологи утверждают, что легенда о Лидийской монете (статире) неверная. В мировой археологии известна странная история о том, как в США была обнаружена старинная металлическая пластина, схожая с монетой, возраст которой насчитывал всего несколько десятков лет.

Рассказ гласит: в штате Иллинойс в 1870 году на Лужайке Хребта во время бурения артезианской скважины один из рабочих - Иаков Моффит - наткнулся на округлую пластину из медного сплава. Толщина и размер пластины напоминали американскую монету того времени, равную 25-ти центам.

монеты из Иллинойса

Эту монетку нельзя было назвать примитивной, так как она выглядела довольно интересно. На одной из ее сторон было изображено две человеческие фигуры: одна большая и в головном уборе, а другая маленькая. На обратной стороне пластины находилось изображение странного животного, которое свернулось калачиком. У него были огромные глаза и рот, вытянутые острые уши, длинный хвост и когтистые лапы.

Историки называют эту находку медальоном или монетой. Кстати, по краям пластины имелись надписи, похожие на иероглифы, которые не смогли расшифровать до сих пор.

Первое упоминание о монете из Иллинойса

Самые ранние упоминания об этой монете оставил геолог из Мичигана Александр Уинчелл в своей книге “Искры из молотка геолога”. Он использовал в ней сведения, полученные из записок, сделанных очевидцем находки Уильямом Уилмотом в 1871 году.

В 1876 году профессор Уинчелл представил пластину миру, это произошло на заседании Американской Ассоциации. Многие геологи сочли данный поступок розыгрышем и подумали, что эта монетка не что иное, как фальшивка.

Сейчас, к сожалению, невозможно подтвердить или опровергнуть подлинность этой находки, так как она не сохранилась до наших дней. Все, что осталось от нее, - это описание и эскиз.

Странность данной истории состоит в том, что некоторые факты противоречат сами себе. Представим, что монета и вправду существовала, но тогда возникает множество вопросов. Глубина, на которой нашли самую старую в мире монету, составляет 35 метров, а это пласты возрастом 200 тысяч лет. Получается, в Америке уже тогда существовала цивилизация? Даже если и так, то вряд ли индейцы, жившие в доколумбову эпоху, знали, как получить медный сплав.

Первая русская золотая монета

Первая монета, изготовленная из золота в древней Руси, получила название златник или золотник. Чеканить ее начали в Киеве в Х-XI вв.после Крещения Руси князем Владимиром. Об истинном названии первых русских монет нет точных сведений. Традиционно используется термин “златник”, который известен, благодаря тексту византийско-русского договора, датируемого 912 годом. Самых старых монет в мире осталось всего 11 штук.

Первый золотник приобрел Г. Бунге в Киеве в 1796 году у солдата, который получил монету от матери. В 1815 году золотник был выкуплен и потерян Могилянским. Изначально златники считались аналогами болгарских или сербских чеканки. Однако позднее появилась возможность определить истинное - древнерусское - происхождение этих монет. Это было достигнуто, благодаря найденным кладам с монетами, их исследованию и расшифровке надписей на них.

Известные находки сребреников и златников

Новость о том, что златники и сребреники все-таки были древнерусского происхождения, поставила под сомнение всю коллекцию византийских монет в Эрмитаже. Под Пинском было найдено четыре златника. С каждым годом росло число найденных сребренников, и это служило ярким доказательством существования монетной системы в древней Руси.

Окончательным аргументом выступил клад, найденный в Нежине в 1852 году, в котором среди прочих ценных вещей обнаружили около двухсот сребреников. С каждым годом росло количество найденных серебряных монет и, благодаря этому, появлялось все больше частных коллекций.

Внешний вид златника

На лицевой стороне монеты был изображен портрет князя Владимира в головном уборе с крестом в правой руке и левой, лежащей на груди. Сверху изображался трезубец - характерный знак рода Рюриковичей. По кругу находилась надпись кириллицей, которая гласила: Владимир на престоле.

На обороте монеты была изображена фигура Христа, в левой руке которого Евангелие, а правая находилась в благословляющем положении. По кругу, как и на лицевой стороне, тоже была надпись: Иисус Христос.

Физические характеристики златника

Диаметр золотника составлял 19-24 мм, а вес около 4-4.5 г. Все ныне известные златники были отчеканены соединенными между собой монетными штемпелями. Размер оттиска для лицевой стороны монеты соответствовал штемпелю для тыльной стороны.

На данный момент известно 6 пар штемпелей. Надписи и изображения на них очень тщательно выполнены, причем в едином стиле. Однако каждый штемпель отличается друг от друга. По описаниям известно, что три пары штемпелей изготовлены, видимо, одним и тем же человеком, так как выполнены очень аккуратно.

Следующая пара сделана довольно грубо, а в надписи на лицевой стороне пропущена буква. Остальные две пары штемпелей, по всей вероятности, копировались с предыдущих. Мастер, скорее всего, был малоопытный, так как сохранил лишь общий вид монеты, а такая деталь, как положение рук Христа, была изменена. Буквы надписи тоже расположены не совсем верно, не так, как в предыдущих версиях золотников.

  1. Монетные пластины отливались с помощью складных форм для чеканки, что явствует из внешнего вида золотников.
  2. Средняя масса золотника - 4,2 г, в дальнейшем эта величина была взята за основу весовой единицы в древней Руси.
  3. Появление русских монет способствовало оживлению культурных и торговых связей с Византией.
  4. Моделью для золотников Владимира служили византийские солиды, сделанные при императорах Константине VIII и Василие II. Златники были похожи на византийские солиды своим весом и расположением рисунка на монетной пластине.
  5. В 1988 году праздновалось 1000-летие древнерусской чеканки, в честь этого события была выпущена золотая монета с изображением князя Владимира.
  6. Чеканка золотых монет длилась всего несколько лет при жизни князя Владимира, а после его смерти так и не возобновилась.

Использование древнерусских монет имеет исключительно торговый смысл, ведь как предмет ритуала, подарка или награды златник никогда не использовался.

В те времена Лидия лежала на перекрестке многих дорог. Через ее территорию проходили все торговые пути в страны Востока и Древнюю Грецию. Именно здесь возникла острая потребность в упрощении торговых сделок. А этому служили серьезной помехой тяжеловесные слитки, которые выступали в качестве денежной массы. Изобретательные лидийцы первые догадались изготавливать металлические монеты из электрума, который является природным сплавом золота с серебром. Небольшие фрагменты этого металла, по форме напоминающие бобы, стали расплющивать, нанося на их поверхность знак города. Этими символическими кусочками металла стали пользоваться как разменной монетой. Свое название первые лидийские монеты получили в честь лидийского царя Крёза, который, если верить легендам, обладал несметным богатством. Так мир увидел крёзеиды – первые металлические деньги с изображением.

Денежный оборот

Спустя несколько десятилетий правители греческого города Эгины начали чеканить свои монеты. Внешне они были совсем не похожи на лидийские крёзеиды и отливались из чистого серебра. Поэтому историки утверждают, что металлические монеты в Эгине были изобретены самостоятельно, но немного позже. Монеты из Эгины и Лидии очень быстро начали передвигаться по территории всей Греции, перебрались в Иран, а потом появились и у римлян, под конец завоевав многие варварские племена.

Постепенно на рынок зашли монеты многих городов, которые отличались друг от друга по весу, виду и стоимости. Отчеканенная монета одного города могла стоить в несколько раз дороже монет другого, потому что могла быть вылита из чистого золота, а не из сплава. При этом монеты с изображением или эмблемами ценились гораздо выше, т.к. отличались чистотой металла и полновесностью. Клеймо монетного двора, чеканившего деньги пользовалось непоколебимым авторитетом среди всех жителей.

Греческие монеты

На территории Древней Греции размещалось несколько городов-государств: Коринф, Афины, Спарта, Сиракузы, и в каждом из них был свой монетный двор, чеканивший свои монеты. Они были разной формы, на них наносились различные и клейма, но чаще всего это были изображения священных животных или богов, которых почитали в том городе, где чеканилась монета.

Так, например, в Сиракузах на монетах был изображен бог поэзии Аполлон, а на монетах Коринфа парил крылатый Пегас.

Где были изготовлены самые первые монеты (дошедшие до нас) и получил лучший ответ

Ответ от ДИНамовец По духу[гуру]
Первые монеты
Монеты - металлические пластинки с рисунком, свидетельствующим, что это деньги. Первые монеты были изготов лены в VII в. до н. э. в Малой Азии, в царстве Лидия (ныне территория Турции) из электра, природного сплава золота и серебра. Для подтверждения установленного веса кусочков металла на них штамповался рисунок. Процесс штамповки получил название чеканки. Отчеканенный рисунок играл роль печати, или клейма, которым правитель гарантировал точность веса монеты. Опыт изготовления монет оказался удачным и вскоре распространился на Европу. Следует отметить появление других форм металлических денег: медных монет в Северном Причерноморье и Италии, бронзовых
имитаций орудий труда и раковин в Китае, серебряных колец в Таиланде, золотых и серебряных слитков в Японии.
Первые серебряные монеты
Монеты быстро распространились в эллинском мире. На монетах часто изображали эмблемы мест изготовления. Лев - символ Карий в Малой Азии; ваза, каракатица и черепаха - островов Андроса, Кеоса и Эгины. Жук был эмблемой Афин Можно определить время выпуска этих монет: они были обнаружены в фундаменте храма богини Артемиды (справа) в Эфесе, построенного около 560 г. до н. э.
Литые медные монеты
Слитки меди определенного веса служили деньгами до начала изготовления монет в Ольвии (Северное Причерноморье) , Риме и некоторых других этрусских и латинских городах. На медные слитки стали наносить изображения, которые превращали их в монеты. В Ольвии монеты обычно отливались в круглых формах, но иногда им придавали вид дельфина.
Слоновые монеты
В Риме первые слитки с изображениями сохраняли прямоугольную форму. Индийский слон на плате напоминает боевых слонов греческой армии, которая захватила Южную Италию в 280 г. до н. э.
Причудливые формы
Первые китайские монеты (около 500 г. до н. э.) делали из бронзы в форме орудий труда и раковин каури, служивших ранее деньгами. Монеты - орудия труда для использования в хозяйстве не годились.
Деньги-кольца
В домонетный период в Таиланде расплачивались серебряными кольцами определенного веса. В XVII в. кольца стали переделывать в монеты: их разгибали, ковали и клеймили государственным штемпелем.
Монеты-слитки
На рубеже XVI-XVII вв. Иэясу, будущий первый сёгун Токугава, преобразовал монетную систему Японии. Его золотые и серебряные монеты в виде кованых или литых пластин были очень похожи на слитки предшествующих эпох.

Ответ от Ўнона [гуру]
Считается, что первые металлические монеты появились только в VIII веке до н. э. в Китае. Чеканились они из меди. Спустя век были отчеканены первые золотые монеты.
Родиной их стала Лидия – могущественное рабовладельческое государство, располагавшееся в западной части Малой Азии. Впрочем, монеты были не совсем золотые. В Лидии разрабатывались месторождения, в которых золото находилось в сплаве с серебром. Этот сплав называют электрумом. Из него и делались монеты.
Самые древние монеты, дата чеканки которых известна, – это монеты, чеканившиеся в Лидии (Малая Азия) в 685-652 гг. до н. э. Первым об этом упоминает Геродот, сообщая, что лидийцы были «первыми из людей.. .чеканившими и использовавшими в употреблении золотые и серебряные монеты...» .
Лидия вела обширную торговлю с Грецией и своими восточными соседями. Поэтому позже монеты распространилась на всю зону греческой цивилизации в Средиземноморье и персидскую державу.
В эпоху зрелых рабовладельческих отношений в Древней Греции и Риме золото и серебро играли ведущую роль в денежном обращении, хотя параллельно с ними в употреблении были и медные монеты.
Для удобства расчетов при торговых сделках лидийцы ввели в обращение золотую чеканную монету - статер, на которой была изображена бегущая лисица - символ главного лидийского бога Бассарея.
Однако настоящее золотое обращение ввел в VI в. до н. э. легендарный лидийский царь Крез, чеканивший монеты весом 11 г из золота россыпей малоазиатской реки Пактол. Их называли "крезеиды"
Спустя век золотые монеты вошли в обиход в Персии. После завоевания Лидии персидским царем Киром золотые монеты начали чеканить и в других странах Ближнего и Среднего Востока.
Широкое распространение получили, например, дарики - монеты царя Персии Дария I, на которых он изображен стреляющим из лука.
После разгрома Персидской державы в IV в. до н. э. Александр Македонский стал богатейшим человеком всех времен и народов, захватив не менее четырех тысяч тонн золота из сокровищниц персидских царей.
Естественно, что в эпоху эллинизма самыми надежными деньгами были высококачественные золотые статеры с его профилем весом 7,27 г.
С III века до н. э. золотые монеты начали чеканить в Риме. Именно римлянам суждено было назвать новое изделие монетой – денежный двор находился в храме Юноны-Монеты, изделия двора стали называть монетами.
Появление золотых монет в России связывают со временем князя Владимира Святославовича. В самом конце 18 века, в 1792 году, была найдена в Киеве первая древнерусская монета. Ее обнаружили среди церковных привесок к иконам. Это был сребреник князя Ярослава Мудрого.
А еще через несколько лет стала известна и первая золотая русская монета – златник князя Владимира. Вес златника – около 4 граммов. От златника произошла русская единица веса – золотник (4,266 г) .
В настоящее время можно считать установленным, что чеканка первых монет на Руси началась при Владимире, в конце Х столетия.
ссылка

Создание монет - одно из самых древних искусств. И как любой вид искусства, оно развивалось вместе с человеком. За долгие года менялись взгляды на прекрасное, совершенствовались технологии, менялась и обстановка и в мире. Все это отразилось и на истории чеканки монет.

Сейчас изготовление монет - это практически полностью автоматизированный процесс. Но как человек пришел к этому, и какие этапы прошло это древнее искусство? В этой статье мы « пройдемся » по истории чеканки монет. Расскажем, где появились первые монеты, чем прославились старые мастера-медальеры, и как делают монеты сегодня.

Древний мир

До создания монет люди в разных странах пользовались тем, что имело большую ценность. Где-то средством обмена был скот, где-то оружие, а в некоторых странах даже использовали сахар и слоновую кость. Чтобы упорядочить торговлю и обмен, нужно было государственное платежное средство. Им и стали монеты.

Медальерное искусство зародилось в конце VIII – начала VII века до нашей эры. Впервые монеты появились в Лидии и Древней Греции. Их делали путем чеканки из сплава золота с серебром и даже ставили пробу.

Стремительно развиваться медальерное искусство стало в Греции. До нас дошли многие произведения того времени, но немногие имена сохранились. Мы знаем только тех из них, что были указаны на монетах. Это такие мастера как Кимон и Эвайнет, работавшие при Дионисиях.

Профессия медальера стала уважаемой. В Риме медальеры были при каждом монетном дворе, имели свою корпорацию и руководителя. В Греции же созданием рисунков для монет занимались граверы. Они гравировали изображение прямо на драгоценных камнях.

Древние монеты, по сравнению с современными, отличались высоким горельефом и неправильной формой монетного кружка. При этом римские монеты серьёзно уступали греческим с точки зрения художественной красоты, но были ближе к современным из-за округлённости и барельефа.

Средние века

В средние века и до самой эпохи Возрождения медальерное искусство Европы было неразвитым: у монет был плоский рельеф, сама монета была тонкой и похожей на металлическую бляху. Правда, и в этом правиле есть исключение.

В германских государствах XII века монеты все же отличались высоким художественным качеством. А свой расцвет такие брактеаты получили во времена Фридриха I Барбароссы.

Штемпели для монет тогда делали профессиональные граверы. Монетам даже передался стиль той эпохи - их можно отнести к позднему романскому искусству. На монетах изображали фигуры правителей и святых в симметричном обрамлении архитектурных элементов. Хотя фигуры и были стилизованы, мелкие детали на них были тщательно проработаны - доспехи, одежда, атрибуты власти.

Киевская Русь

В Киевской Руси монеты князя Владимира, князя Святополка и Ярослава Мудрого гравировали византийские мастера. Но в начале IX века чеканить монеты на Руси прекратили.

На это было несколько причин: Русь распалась на отдельные княжества, и не было нужды в единой государственной монете. А позже, во времена ига, в стране и вовсе был экономический и политический упадок. В итоге медальерное искусство было забыто на время.

Откуда брались медальеры для монет XIII-XV веков, остается загадкой. Известно лишь то, что при Иване III из Италии выписали Аристотеля Фиораванти. Кроме создания архитектуры, мастер занимался и гравировкой монет.

Возрождение

В эпоху Ренессанса монетное искусство Европы возродилось. До нас дошли венецианские медали и имя живописца Антонио Пизано, который в этот период отливал медали для византийского императора.

Затем появились и другие великие мастера - Леоне Леони, Сперандио ди Мантова, Мария Помеделло, Жан Дюан, Аннибале Фонтана… Они изготавливали монеты из бронзы и опирались на стиль античных образцов.

В Германии того времени на монетах появились первые религиозные сцены, благодаря Альбрехту Дюреру, Генриху Рейцу, Фридриху Гагенацеру и другим великим мастерам.

Россия

Что касается русских монет, то в России не было изящно гравированных монет до Петра I. Только при нем в Россию начали выписывать медальеров и заказывать изготовление монет. Именно по заказу Петра I была создана первая серия памятных медалей, посвященных Великой Северной войне.

А во времена Екатерины II впервые обратили внимание на художественность изготовления монет. Тогда же и был основан медальерный класс в Императорской академии художеств. Руководил им француз Пьер-Луи Вернье.

Ведущим медальером России XVIII века стал Тимофей Иванов. Он изготовил множество медалей и памятных знаков, посвященных историческим событиям при Петре I и Екатерине II.

При Александре I и Николае I отмечали талант медальера графа Ф. П. Толстого. Он изготовил медальоны, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года.

О технологии чеканки монет

Изготовление монеты всегда начиналось с создания рисунка-эскиза. Затем по эскизу создавали лепную модель из скульптурного пластилина. Эту модель лепили на доске с помощью специальных заостренных палочек разного размера. Вылепленная модель еще не совсем соответствовала будущему изделию - она была в 3-4 раза больше предполагаемой монеты.

Затем из модели отливали гипсовый слепок. А уже с гипсового слепка делали новую отливку из жесткого чугуна методом гальванопластики. Далее из выпуклой модели с помощью пантографа - гравировальной машины делали пуансон из стали. Его формат уже соответствовал проектируемой медали или монете.

Затем, если это было нужно, мастер корректировал изображение штихелем. Ведь только используя ручной труд, можно придать изделию живость. Затем пуансон закаляли и использовали для выдавливания матрицы или штемпеля, с помощью которого и чеканили монеты или медали.

Эта технология создания монет пришла к нам из прошлых столетий. Некоторые монетные дворы пользуются ей и сейчас, другие - полностью автоматизируют производство. Но в чеканке монет есть много других процессов, которые напрямую влияют на вид монеты и ее качество.

Качество чеканки монет - в чем отличие

Разделение монет по качеству чеканки пришло к нам из Англии. Эта классификация делит монеты на два основных вида: исполненные в обычном качестве и в улучшенном. Давайте разберемся, в чем же заключается эта разница.

Монеты обычного качества в классификации называют анциркулейтед . В таком качестве делают монеты, которыми мы пользуемся в денежном обращении, а также некоторые инвестиционные монеты.

Их делают на автоматизированном производстве большими тиражами и ручной труд используют в малой степени. Поэтому и требования к внешнему виду и дизайну монет анциркулейтед небольшие. Они должны быть одного веса, толщины и диаметра, с несложным рисунком. В общем то, что как раз подходит для больших тиражей с небольшими затратами.

Как правило, монеты качества анциркулейтед имеют металлический блеск по всей поверхности. У них нет зеркальных поверхностей, рельеф не выделяется, на рисунках нет мелких деталей. По классификации на таких монетах допускаются небольшие скосы на гранях канта, мелкие царапины или пятна. Эти повреждения появляются из-за чеканки большими тиражами.

Улучшенный вид монет анциркулейтед называется бриллиант-анциркулейтед . У них ровная и блестящая поверхность, рисунки более детальные и проработанные. На таких монетах уже не допускают сколы или царапины.

Следующий вид качества монет - наивысший, или пруф. Монеты в этом качестве изготавливают небольшими тиражами и с высокой долей ручного труда. Каждый штамп мастер тщательно прорабатывает, чтобы получить ровную зеркальную поверхность и контрастирующий на ней матированный рисунок.

Особенность качества пруф заключается и в самом процессе чеканки - чтобы рисунок был идеальным, штемпель обязательно ударяет по заготовке два раза. В итоге мы получаем изделие, на котором нет ни царапин, ни неровностей. Монеты в качестве пруф являются наиболее ценными: и за художественность исполнения и за само качество.

Другой вид качества монет - пруф-лайк , или подобный пруфу. Эти монеты внешне похожи на пруф, но технология их чеканки может отличаться. Например, удар по заготовке мог быть произведен один раз. Монеты пруф-лайк также являются ценными, и пользуются спросом у коллекционеров и нумизматов.

Старые мастера и новая школа

Федор Толстой считал, что истинное мастерство в изготовлении монет невозможно без свободного владения графикой.

Только после создания рисунка, по-мнению Толстого, стоило приступать к лепке модели. Этот метод создания монет требовал от мастера не только художественных знаний, но технического, профессионального мастерства настоящего гравера. Именно при таком методе работы можно было сохранить индивидуальный почерк мастера.

Эти основы знали и передавали знания следующему поколению. Например, в медальерном классе Императорской академии художеств ученики обучались не только рисунку и скульптуре, но и гравированию на стали, а также термической обработке штампов.

Среди выдающихся медальеров, которые владели технологиями работы со сталью, были Ф.П. Толстой, И.А. Шилов, К А. Леберехт, А.П. Лялин, П.С. Уткин, В.С. Баранов.

Уже позже, в XIX веке некоторые медальеры стали ограничиваться изготовлением только рисунков-эскизов. Выполнением штампов уже занимались граверы. Таким образом медали теряли свою индивидуальность, терялся почерк художника.

Прогресс не стоит на месте, и сейчас почти на любом производстве монет процесс автоматизирован. Вся граверная работа делается специальными гравировальными станками, а создание 3D модели передано дизайнерам. Но к сожалению, не все из них имеют опыт и образование гравера. Ведь даже после самого современного оборудования, после создания качественной 3D модели, необходимо, чтобы штампа коснулась рука мастера. Только так можно создать изделие, которое будет иметь художественную ценность.

Граверная работа требует очень большого количества знаний и умений, большого опыта, кропотливости, трудолюбия. Обязательно нужно художественное образование, чтобы создаваемые руками мастера сюжеты имели художественную ценность, изделия были живыми. Чтобы изображаемые гравером портреты и фигуры людей, имели стопроцентное сходство с оригиналом.

Современные технологии медальерного искусства диктуют жесткие требования к рельефу медали. Он должен быть таков, чтобы его наиболее высокие детали сосредоточивались в центре композиции, а затем снижались. При этом высота рельефа должна быть небольшой. Такое положение дел ограничило художественный порыв скульпторов и привело к утрате многих технологий скульптурирования медалей.

Наглядно отражает положение дел ситуация, произошедшая в 2000-х годах. Делегация НАТО приезжала в Россию с визитом и презентовала Генштабу РФ подарки. Российское правительство решило ответить достойными памятными подарками.

Сотрудники Генштаба обратились на лучшие монетные производства страны, чтобы изготовить памятные медали по собственном эскизу. Но им отказали, так как выполнить заказ не могли. Сложность работы заключалась как раз в рельефе. Его высота составляла 1,5 мм на сторону (обычно бывает в среднем 0,6-0,8), диаметр составлял 90 мм.

В итоге они обратились к нашему ювелирному дому. Его основатель Сергей Иванович Квашнин согласился и через месяц выполнил весь объем работ. Причем штамп делал вручную. Так и выяснилось, что именно Вятка - центр медальерного искусства России. Изготовленные Сергеем Ивановичем медали Генштаб вручил стратегическим партнерам, делегациям других стран.

Во все времена ювелиры, занятые в ювелирном производстве, считались особыми людьми. Ведь граверная работа - это высшее мастерство ювелирного искусства. Гравер знает все ювелирные приемы и техники, но ювелир, не знающий граверного дела, не сможет создать изделие такого уровня, как гравер.

В любом искусстве важно сохранять традиции и знать историю. Убедиться в преемственности качества вы можете, посетив наш А также не забывайте на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые интересные статьи.