Компьютерная зависимость у детей и подростков. Проявления у подростков и детей. Как формируется компьютерная, игровая зависимость у детей

Приветствую Вас, уважаемые гости и читатели моего блога! Сегодня я хочу обсудить с Вами очень злободневную тему: Компьютерная зависимость у подростков. Как лечить ее.

В век высоких технологий трудно найти человека, не знакомого с компьютером и всемирной паутиной. Несмотря на широчайшее распространение этих благ цивилизации, они являются опасным инструментом в руках подростков – носителей еще неокрепшей психики. Что делать в случае, если у молодого человека или девушки сформировалась Интернет зависимость?

«Подсевший» на компьютер подросток зачастую не вызывает никаких тревог у близких.

Некоторые мамы, папы и бабушки и вовсе считают: «Пусть лучше дома за компьютером сидит, чем по подворотням шастает».

Однако игровая или интернет-зависимость – аддикция сродни наркотической. Она также влечет за собой множество последствий и сказывается на развитии психики и личностных качеств взрослеющего человека не лучшим образом.

Что предпринять в этом случае? Как лечить компьютерную игровую зависимость?Лечение любой болезни должно начинаться со сбора анамнеза – истории болезни и возможных причин.

Наличие компьютера и доступа в Интернет еще совсем не означает формирование зависимости в скором времени. Так почему одни дети привязываются к «игрушке», а другие способны контролировать время нахождения в сети?

В действительности только одна большая причина заставляет подростка проводить большее количество времени за компьютером.

Это происходит тогда, когда виртуальный мир становится интереснее окружающей действительности или выступает способом избегания пугающих или неудовлетворительных обстоятельств.

В чем это может выражаться?

  1. Нехватка общения с окружающими ровесниками. Игнорирование со стороны одноклассников, непринятие, отсутствие друзей и возможности их завести.
  2. Дефицит общения со значимыми взрослыми. Вечно занятые родители и другие родственники, нежелание идти на контакт и выслушать ребенка.
  3. Стремление быть, как все. Если учебный коллектив или группа дворовых друзей посвящают много времени играм и «зависанию» в сети, ребенок копирует поведение.
  4. Конфликты со сверстниками. Неудовлетворительные отношения или открытые издевки побуждают ребенка уйти в виртуальный мир.
  5. Напряженная психологическая атмосфера дома. Это также способствует погружению в сеть и игры, поскольку подросток не чувствует в себе сил изменить обстоятельства и повлиять на старших и выбирает более легкий способ преодоления напряжения.
  6. Плохие отношения с педагогами учебного заведения. Это также способно оказать влияние, как и квалификация учителей. Неумение вовлечь в учебный процесс, интересно преподать новую информацию заставляет подростка скучать и все чаще заходить в интернет в поисках интересного.
  7. Отсутствие ощущения успешности в реальной жизни. По тем или иным причинам ребенок чувствует себя несостоявшимся и компенсирует это достижениями в виртуальном мире.

Очень часто Интернет зависимость формируется следующим образом.

Родители приобретают компьютер и подключают Интернет, как правило, исходя из образовательных целей: множество учебных заведений практикует использование новых технологий в учебном процессе, и ребенку необходим доступ для выполнения домашних заданий.

В первое время использования, возможно, так и происходит, однако позже молодой человек начинает проводить больше времени за новой игрушкой. Большинство родителей не бьют тревоги на этом этапе, поскольку такой расклад им удобен: ребенок дома, присмотрен, шалостями не занимается, с плохой компанией не связывается, да еще и не требует пристального внимания – можно отдыхать и расслабляться после трудового дня.

К тому моменту, когда компьютерная зависимость уже прочно сформирована, они полностью утрачивают контроль над ситуацией: наказания приводят к вспышкам гнева, попытки призвать к разуму и отправиться подышать свежим воздухом – к полному игнорированию.

Компьютерные игры

Эта тема заслуживает отдельного рассмотрения. В процессе игры ребенок испытывает массу приятных ощущений за счет выделения адреналина и гормонов удовольствия. Ни одна настоящая игрушка уже не способна сравниться со «стрелялками», «бродилками», «стратегиями» и т.д. Ребенок «подсаживается» на эти ощущения, дополнительно подгоняемый соревновательным духом, конкуренцией с другими игроками, стремлением к первенству. Именно это обуславливает большую подверженность зависимости среди мальчиков.

Социальные сети

Девочки берут пальму первенства в другой разновидности Интернет зависимости – от социальных сетей. Показать себя во всей красе с помощью бесконечных селфи, рассказать окружающим о своей интересной и насыщенной событиями жизни, отследить количество «лайков» у главной соперницы – первой красавицы из параллельного 11-го «А» — все это толкает взрослеющую девушку на трату большей части времени в социальных сетях. Обилие контента также способствует укреплению зависимости – подростки чаще всего ищут картинки, песни, цитаты (кстати, не всегда верно изложенные), юмор именно на данных ресурсах.

Быть всегда онлайн – это значит, быть в теме, соответствовать общепринятой тенденции. Социальные сети сегодня – это истории целых жизней, поэтому полистать новостную ленту на уроке, по пути домой, в компании друзей, перед сном – это значит, быть в курсе происходящего здесь и сейчас. Подростку трудно от этого отказаться.

Значит ли это, что нет выхода из сложившейся ситуации? Вовсе нет.
Для того, чтобы помочь подростку, необходимо определить – а есть ли зависимость вообще?

Признаки Интернет зависимости

Есть несколько тревожных звоночков, на которые следует обратить внимание.

Подросток находится в группе риска или уже пребывает в компьютерной зависимости, если:

  1. У него изменился режим дня. Он стал поздно ложиться и неохотно вставать, изменилось время принятия пищи – появляется отказ от еды в пользу пребывания за своей игрушкой.
  2. Подросток стал меньше времени проводить с друзьями при их наличии.
  3. Появилась утомляемость, пассивность, приступы агрессии и раздражения.
  4. Наблюдается неуспеваемость в учебе. Появляются затруднения при выполнении домашних заданий. Дисциплины, которые раньше давались легко, перестают нравиться, ухудшаются оценки.
  5. Появляются прогулы. Родители, которые не могут проконтролировать посещаемость ребенка в связи с занятостью, могут столкнуться с такой информацией от педагогов.
  6. Игнорирование домашних обязанностей. Это относится к семьям, где уже имело место четкое распределение функций каждого члена семьи. Подросток перестает выполнять свои задачи, сопротивляется, когда ему напоминают о необходимости сделать что-то по дому.
  7. Несоблюдение гигиены. Зачастую длительное пребывание за компьютером вызывает затруднения в выполнении правил гигиены: ребенок может «забыть» почистить зубы и первым делом отправляется за компьютер сразу после пробуждения.
  8. Полное сосредоточение на игре. Попытки вовлечь в беседу оканчиваются провалом: создается ощущение, что ребенок просто не слышит, что ему говорят. Отвечает невпопад или просит, чтобы его оставили в покое.
  9. Время нахождения за компьютером увеличивается. Ребенок не способен себя контролировать, он теряется во времени, возможно, обещает завтра сидеть меньше, однако не сдерживает своих обещаний.
    Невозможность посидеть за компьютером провоцирует агрессию, плаксивость, ярость.
  10. Очень часто в местах, где отсутствует доступ к любимому гаджету, подросток ведет себя нервозно и стремится скорее отправиться домой. Первым делом по возвращении он нажимает кнопку «Пуск», в крайних случаях даже не успевая снять верхнюю одежду. В случае зависимости от социальных сетей тоже самое можно отнести к мобильным телефонам как доступному способу выхода в сеть.
  11. Подросток начинает много общаться с помощью компьютерных терминов.

Вам это знакомо? Значит, вероятнее всего, подросток действительно страдает от компьютерной зависимости. Я подробно расскажу вам, как лечить компьютерную игроманию. Ее последствия оказывают самое пагубное влияние на неокрепшую психику молодого человека.

Привязанность к компьютеру делает его основным способом коммуникации с внешним миром, и это касается не только зависимости от социальных сетей. В большинстве игрушек участники ведут диалоги в чате, и это общение становится главным.

Это чревато утратой навыков реального взаимодействия с окружающими. Подросток просто разучивается вести конструктивные диалоги, общаться на различные темы, эффективно взаимодействовать в социуме. Отсутствие этих навыков провоцирует эмоциональную, социальную незрелость – ребенок становится неспособным понять чувства другого человека и поставить себя на его место. Ему сложно выстроить теплые, доверительные отношения с родными, достичь эмоциональной близости.

Ощущение безнаказанности действий в интернете провоцирует чувство вседозволенности в реальной жизни. Ребенок может делать что угодно в компьютерной игре, в том числе совершать действия, запрещенные законом в действительности. С течением зависимости эти сферы жизни смешиваются, а нестабильная психика подростка становится неспособной осуществлять контроль над своими действиями.

Конечным результатом может стать депрессия, особенно связанная с отсутствием объекта привязанности при наложении ограничений.

Физическое здоровье подростка страдает не меньше: появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом в связи с постоянным нахождением в нефизиологических позах и нарушениями осанки; возникает сухость в глазах, нарушается зрение; формируются нарушения ритма сна и бодрствования, появляются головные боли, головокружения, нарушения кровоснабжения головного мозга в связи с низкой физической активностью и редким пребыванием на свежем воздухе. Несоблюдение гигиены и пренебрежительное отношение к питанию влекут за собой дефицит витаминов и микроэлементов, риск развития некоторых заболеваний.

Статистике известны и более тяжелые последствия.

Старшеклассник, избивший младших товарищей после очередной игры в Diablo; подросток, ограбивший своих родственников ради посещения интернет-кафе; мальчик, скончавшийся от сердечного приступа после 30-часовой непрерывной сессии в игре – это лишь последние озвученные СМИ случаи, которые на деле исчисляются сотнями, причем по всему миру.

Это заставляет задуматься, верно? Важно как можно раньше взять ситуацию под собственный контроль и не допустить необратимых изменений.

Итак, вы поняли, как определить, есть ли компьютерная зависимость у подростков. Как лечить её? Возможно ли это? Нужно!

Для начала необходимо ознакомить родителей зависимого подростка с небольшим руководством.

Чего делать НЕ следует

Нельзя:

  • резко ограничивать пребывание за компьютером, отключать интернет, ломать любимую игрушку – это может вызвать сильнейший срыв;
  • запрещать, ругать, наказывать подростка, грозиться лишить карманных средств – это спровоцирует вспышки агрессии, конфликт и уход из дома;
  • выдвигать ультимативные предложения – «или мы, или твой компьютер» — подросток, вероятнее всего, сделает выбор в пользу последнего.

Что делать нужно

Главное — принимать тактичное участие в лечении компьютерной зависимости, быть подростку другом и помощником в преодолении пристрастия.

  • мягко обучать подростка новым способам преодоления сложностей, кризисных ситуаций;
  • привить навыки контроля за своим эмоциональным состоянием – разъяснять способы регулирования чувств;
  • учить общению, эффективным коммуникациям со сверстниками, что требует некоторого погружения в среду современной молодежи;
  • обучать .

Чаще всего обойтись без сторонней помощи достаточно трудно, поскольку большинство молодых людей пубертатного возраста активно противятся попыткам родителей избавить их от тяжкого груза зависимости – они попросту не видят в этом проблемы.

По статистике, только 1/5 всех зависимых подростков удалось избавиться от компьютерной зависимости самостоятельно с небольшой помощью родителей.

Консультация психотерапевта позволит не только помочь в выборе стратегии лечения. Это нужно также для диагностики возможных депрессивных состояний, что требует особого подхода к лечению.

Следует отметить, что универсального рецепта оздоровления психики подростка нет. Любая тактика приведет к болезненному расставанию, Интернет зависимость вызывает «ломку» сродни наркотической.

Задачей родителя является вернуть интерес к реальной жизни и непосредственному общению, что может быть обеспечено:

  • посещением кружков, выявлением новых интересов подростка или актуализация прежних;
  • совместным чтением и беседами, обсуждением новостей и новинок реального мира;
  • честностью по отношению к подростку – нужно прямо сказать, что с ним и почему это с ним происходит, мягко назвать его состояние, беседовать, используя техники активного слушания («Тебе тоскливо, потому что хочешь поиграть…», «Ты испытываешь злость, потому что я занимаю тебя не тем, чего тебе сейчас хочется…»);
  • открытостью относительно своего состояния – необходимо не таить и своих чувств и желаний («Я хочу для тебя только хорошего», «Мне бы очень хотелось, чтобы мы с тобой провели время вместе»).

Важно составить устный или письменный договор. Это необходимо потому, что исключить компьютер из жизни школьника или студента довольно сложно, и он все равно время от времени будет садиться за него. Договор может заключаться в определении временных рамок (например, один час в сутки, в период каникул – 1,5 часа), проговаривании наказания (к примеру, ограничение по личному времени за компьютером при получении трех двоек). В этом случае можно привлечь дополнительные сервисы – программы контроля посещения определенных сайтов, а также таймеры, которые дают команду отбоя компьютеру по истечении определенного установленного заранее времени.

Основные условия успеха преодоления пристрастия, это:

  1. Здоровые отношения в семье и нормальная психологическая атмосфера.
  2. Появление новых или актуализация прежних интересов и увлечений.
  3. Желание и умение ставить и достигать хотя бы небольших целей.
  4. Эффективное взаимодействие с окружающими.

Именно поэтому помощь специалиста является необходимой во многих случаях. Чаще всего для лечения компьютерной зависимости избирается форма тренинговых занятий, иногда – сеансы индивидуального психоконсультирования. Это позволяет научить ребенка чувствовать вкус жизни, вернуть его в реалии и научить наслаждаться ими. В целом тактика терапии избирается с обязательным учетом причин, которые могли спровоцировать пристрастие.

В том случае, если причина кроется в неудовлетворительной обстановке в семье зависимого, должна проводиться работа со всеми ее членами, в противном случае высок риск возвращения подростка за компьютерный стол.

Если основным фактором выступает неумение общаться со сверстниками, без тренингов обойтись будет трудно. Коммуникационные групповые тренинги позволят не только научить ребенка общаться, но и отточить «мастерство», что в дальнейшем делает возможным применение полученных навыков в классе или учебной группе.

Если проблема состоит в субъективной или объективной «неуспешности», также важно проводить беседы с психологом: не выдуманная ли это проблема, что лежит в ее основе, что мешает подростку ставить цели и достигать их.

Эффективное планирование собственного личного времени, формирование важных личностных качеств, способности к постановке краткосрочных и долгосрочных целей – вот лишь небольшой список умений, которые подросток приобретает после прохождения лечения. Все это не только избавляет от тяжелой зависимости, но и является надежной профилактикой рецидива.

Работа с подростками всегда осложнена сравнительной незрелостью психики, зависимостью от общественного мнения, потребностью в причастности к коллективу, отсутствием целостности, жизненных целей, задач, однако это совсем не значит, что эффективное лечение невозможно. При правильном подходе и своевременном привлечении специалиста излечиться от этого «недуга» современности можно в достаточно короткие сроки.

Вот такая она — компьютерная зависимость у подростков. Как лечить ее, надеюсь, вы поняли! Напоследок, вот такая шутка:

Зависимость от онлайн игр, и Интернета в целом, становится настоящей эпидемией, да что там — пандемией, заражающей все большее количество так называемых «домашних детей», и превращая их в зомби .

Сегодня, на психологическом сайте , Вы, уважаемые посетители, особенно родители, узнаете как уберечь детей от компьютерной зависимости , от онлайн игр, и вообще, от Интернет-зависимости .

Компьютерная зависимость у детей от онлайн игр

Отчего формируется компьютерная зависимость у детей , перерастающая в еще более опасную зависимость — от онлайн игр? …Совершенно верно — от большого числа повторений и длительного «зависания» ребенка в компьютере и в сети.

А отчего дети долго «торчат» у компьютера и часами играют в игры, в том числе, и в чрезвычайно вредные онлайн игры? Правильно — оттого, что им позволяют это делать родители.

А почему родители позволяют детям сидеть в интернет-сети и играть в игры? Нет, необязательно потому что они плохие и не любящие родители, и им наплевать на психическое развитие своего чада — лишь бы не мешал…

Возможно, потому что родители через чур заняты своей жизнью и бытом; возможно, потому что они не знают насколько опасно для детской психики воздействие компьютера и интернет игр; возможно, потому что родители не понимают и не осознают, насколько важно для развития полноценного ребенка РЕАЛЬНОЕ общение с родителями и со сверстниками; а возможно потому что родители совершенно не знают внутреннюю жизнь своего ребенка: его переживания, его интересы и мечты, его потребности и желания…

Так или иначе, но никто не умаляет права и большую ответственность родителей за правильное воспитание своих детей, за то, каким вырастит из ребенка взрослый человек, какая это будет личность.

Как формируется компьютерная, игровая зависимость у детей

Компьютерная, игровая зависимость еще мало изучена, но она имеет все сходства с другими видами зависимостей человека — в данном случае, психологической зависимости.

Кроме того, что компьютерная зависимость у ребенка формируется как «плохая привычка», т.е. за счет многократных и длительный повторений, т.е. частых и долгих игр и заседаний в сети, но главное, что игровая зависимость, особенно от онлайн игр, формируется от иллюзорного, виртуального удовлетворения своих базовых, подсознательных потребностей и желаний.

А именно — потребность общения, самораскрытия, самоактуализации, поднятия самооценки, закрепления Я-позиции , самоутверждения, самоидентификации…и т.д. и т.п.

Т.е. все то, что должно удовлетворятся у ребенка в реальных условиях, посредством общения и взаимодействия с родителями (в первую очередь с родителями) и со сверстниками, начинает иллюзорно удовлетворятся в компьютере, в онлайн играх и социальных сетях…

В итоге, в восприятии ребенка происходит сбой, смешение реального и виртуального мира. Он может реальный мир воспринимать так же, как вымышленный, игровой мир, и вести себя в соответствии с законами игры — например, думать что у него несколько жизней.

Человеческий мозг — это всего лишь орган, очень сложный и малоизученный, но орган. А психика, или душа человека — это, условно говоря, программное обеспечение, которое обеспечивает обработку нашего восприятия действительности, отражает реальность и регулирует наше мышление, эмоции и поведение.

В процессе развития и воспитания мозг ребенка воспринимает различную информацию посредством органов чувств, а психика перерабатывает ее. И если мозгу давать постоянно вымышленную информацию, то психологически человек будет воспринимать ее как реальную, настоящую.

Задача родителей и заключается, не только в кормлении и одевании ребенка, но и в правильном «программировании» детской психики.

Что делать и как уберечь ребенка от компьютерной и игровой зависимости

Чтобы уберечь своего ребенка от компьютерной, игровой зависимости, родителям нужно:

  • Во-первых, самим подолгу не зависать в Интернете…, а если сами зависимы от игр — это Ваш выбор, но чтобы ребенок этого не видел;
  • Во-вторых, обеспечить контроль за деятельностью ребенка, особенно за количеством проведенного времени у компьютера (планшета, смартфона, игровой приставки) за играми, или другими развлечениями, включая соцсети (не более 1-го часа подряд, и не более 3-х часов в день)
  • В третьих, нужно как можно больше уделять времени на общение и взаимодействие с ребенком, особенно родителю того же пола (совместное времяпрепровождение: нормальные игры — уличные, спортивные, настольные; совместные просмотры фильмов, телепередач, чтение книг и др. печатных изданий с последующим обсуждением сюжета; проявлять неподдельный интерес и внимание к проблемам, потребностям и желаниям ребенка (и не с родительским менторством и критикой, а с уважением к растущей личности)…
  • В четвертых, осторожно, ненавязчиво выяснить скрытые интересы ребенка, его переживания, узнать по возможности мечты. Для этого нужно посмотреть в какие игры он играет дома, в какие игры играет у друзей, узнать какие книги читает, какие фильмы смотрит, какую музыку слушает — чем вообще интересуется… Очень много дают информации детские и подростковые странички в социальных сетях. НО, ни в коем случае не врываться в личное пространство ребенка, не давить на него, и тем более, не взламывать его соцсети и телефон. Все делать мягко и ненавязчиво, а главное, искренне…с любовью…
  • И в пятых, определить психофизиологические особенности ребенка: его темперамент , характер, эмоциональность…; посмотреть, не слишком ли замкнут, закрыт, необщителен — постараться ненавязчиво выяснить причину; узнать об его взаимоотношениях в группе (в классе, во дворе…) — какова его групповая роль; обратить внимание на отношение Вашего ребенка с младшими детьми, с домашними животными, с природой; если ребенок занимается творчеством: рисует , лепит, конструирует, сочиняет — то неподдельно заинтересованно обсудить его творения…
    И главное, никакой лжи, двойных стандартов и противоречивости в воспитании …

Что делать, если ребенок уже стал зависимым от компьютера, интернета и игр

Если Вы наблюдаете, что Ваш ребенок стал зависимым от компьютера, интернета и игр, т.е. часами сидит у монитора или за смартфоном, мало гуляет и общается со сверстниками в реальности, у него мало друзей, стал скрытен и нелюдим, не секретничает с Вами, ухудшилась успеваемость в школе, злиться если его отрывают от компьютера, не слышит Вас когда находится в игре (не может оторваться)…и другое подозрительное поведение и реакции…

То, первое что Вам нужно знать — это ни в коем случае не давить на ребенка и не делать резких поступков: отключил интернет, сломал компьютер, силой вытащил из игры, и т.п.

Детские психологи и психиатры уверены, что единственным на настоящий момент проверенным способом профилактики компьютерной зависимости у ребенка является увлечение деятельностью, не связанной с частым использованием компьютера, чтобы он не стал заменой реальной жизни. Задача взрослых - показать растущему человеку, что существует масса интересных занятий, в частности спорт, туризм, которые не только позволяют пережить разнообразные острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

Но, тем не менее, родители продолжают бить тревогу. Вот одно из писем:

Всё было хорошо, но в конце года в октябре у меня заболел сын (студент 5 курса). Нервный срыв, компьтерная зависимость, сейчас лежит в психодиспансере. Там не лечат, а колят какие лекарства и убивают человека. Домой забирали сына, но справиться с ним не можем, он убегает из дома.
Сейчас не знаем с мужем, как жить дальше, как совмещать работу и следить за больным? С такой болезнью столкнулись впервые.

ЧТО ТАКОЕ ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ, И КАКОВО ВЛИЯНИЕ ОНЛАЙН ИГР НА ПОДРОСТКОВ?

В научном сообществе по сей день не утихают споры: причислять ли к разряду наркотической зависимости онлайн игры или нет. Большинство специалистов абсолютно за, что совершенно не удивительно. Игры по сети в последнее время захватили умы человечеста. Пользователей одной только знаменитой виртуальной игры MMORPG «World of Warcraft» уже более 4 миллионов человек в мире, причем это только люди, играющие на официальных серверах. Что же касается геймеров, использующих пиратские серверы, то их, пожалуй, еще больше. А ведь многие играют параллельно сразу в несколько онлайн игр, ежедневно часами просиживая за компьютерными играми. В чем же заключается опасность это невинного на первый взгляд развлечения?

Оно затягивает, у человека развивается игровая зависимость. Игроки забывают обо всем: забывают есть, спать, об обязанностях перед близкими, о детях. Взрослые игроманы теряют работу, поскольку оказываются не в силах прервать игровой процесс, чтобы пойти на работу, теряют семьи, поскольку виртуальный мир для них становится не менее реальным, чем настоящий. Но особенно пагубно влияние онлайн игр на подростков: студентов массово отчисляют из престижных вузов, за то, что они не приходят на экзамены – им некогда, они целой группой убивают монстра, не смея «подвести других», из отличников дети становятся двоечниками. За большие и вполне реальные деньги игроки приобретают виртуальные предметы друг у друга, «необходимые» в игре.

Чтобы «прокачать» своего виртуального героя они тысячами отправляют деньги на сервера, предоставляющие онлайн игры. Начинают выпрашивать, а потом и воровать средства, у родителей для начала. Очень хорошо, если человеку удастся вовремя опомниться и прекратить этот бесконечный игровой марафон. А если нет, если не сможет избавиться от зависимости от компьютерных игр? Куда его заведет игромания, во что выльется?

Чрезмерное увлечение компьютером постепенно подрывает физическое и интеллектуальное здоровье, разрушает нервную систему и в итоге делает зависимого от компьютера человека не только больным, но и одиноким. Современные социальные сети, компьютерные игры онлайн, возможность приобщиться к любой, даже самой табуированной в обществе информации с помощью интернета, словно специально созданы для подростков, нервная система которых еще не окрепла окончательно, ведь детям этого возраста (12-16 лет) изначально присущи стремление к эскапизму (некоторому уходу о реальности), фантазированию, склонности выдавать желаемое за действительное и т.д.

Компьютер и интернет полностью удовлетворяют эти потребности молодого человека, который с их помощью может стать кем угодно в своем виртуальном пространстве. Кроме того, в подростковом возрасте складываются представления о нравственности, добре и зле, которые под влиянием информационного потока из компьютера и телевизора могут значительно исказиться.

Признаки компьютерной зависимости у подростков

Итак, признаки интернет-зависимости у подростков таковы:

Ребенок проводит большую часть времени за компьютером, забывая отвлечься на еду и сон;
Из-за увлечений виртуальной реальностью снижается его успеваемость в школе;
Подросток предпочитает виртуальное общение реальному, мало выходит из дома, у него почти или совсем нет друзей;
Интересы подростка ограничиваются только увлечением компьютером. Вы замечаете, что подросток стал более раздражительным, или наоборот, проявляет равнодушие к окружающим.

Как избавиться от игровой компьютерной зависимости?

Инструкция

1. Для успешного избавления от компьютерной зависимости необходимо осознание самим человеком наличия проблемы. Поэтому приготовьтесь к долгим беседам. Не стоит терять терпение, если ребенок не идет на контакт. У человека, страдающего подобной зависимостью, резко возрастает агрессия и неприятие окружающего мира. Поэтому обратитесь за помощью к психологу. Или психотерапевту.

2. Возможно, специалисту будет проще вызвать подростка на откровенный разговор. Для успешного лечения разберитесь, почему зависимость возникла. Что вы о нем знаете? Очень часто ребенок погружается в компьютерные игры, страдая от одиночества. У него нет друзей, родители уделяют мало внимания. Реальный мир представляется сплошным негативом, и подросток ищет спасения в играх.

3. Оградите ребенка от возникновения стрессовых ситуаций. Это касается и вашего общения. Не требуйте невозможного, ваш ребенок болен и не сможет излечиться за один день. Для возвращения подростка к реальности, попытайтесь донести до него, что в этой жизни много положительных сторон.

4. Не пренебрегайте психологической помощью. Занятия в тренинговых группах помогут подростку наладить общение со сверстниками. Также после прохождения курса лечения, повысится самооценка, и, возможно, появятся новые увлечения.

5. Вспомните, до того как зависнуть перед монитором, ваш ребенок имел какие-то увлечения? Было бы неплохо, если бы вы предоставили ему возможность продолжить любимые занятия. Это могут быть любые виды спорта, танцы, пение, походы на байдарках или пейнтбол.

6. Ни в коем случае не отключайте интернет. Если подросток еще не готов к лечению, вы спровоцируете приступ агрессии, который может закончиться плачевно. Нередки уходы из дома и попытки суицида. Если ребенок уже проходит лечение под наблюдением психолога, лишение интернета может спровоцировать новый виток болезни. Подросток снова замкнется в себе, и вызвать его на откровенность будет сложнее.

Сегодня в каждом доме есть компьютер, а ещё и не один, конечно. Мы не представляем свою жизнь без интернета, каждый по сути зависит от компьютера и интернета, однако должны быть здоровые временные рамки пребывания в интернете и за компьютером. Проблема происходит ещё от родителей, которые и сами-то проводят немало времени в сети, выкладывая на всеобщее обозрение свою личную жизнь, не задумываясь даже, своих детей. К сожалению у детей временных рамок тем более нет , потому существует такая проблема, как компьютерная зависимость у детей. Соц сети, чаты, онлайн игры — сегодня это всё открыто для наших детей. И намного интереснее для современного среднестатистического ребёнка(как это не печально), проводить время не за игрой на улице с друзьями, а за компьютером, в интернете, погружаясь всё глубже и глубже в виртуальную реальность.

Итак как понять когда начинается зависимость детей от компьютерных игр и какие признаки зависимости от интернета?

Интернет и компьютерная зависимость у детей, признаки зависимости.

Эта реальная болезнь сегодня опаснее чем кажется и поражает именно молодых. Понятно, что это вовсе не инфекция, но скорость распространения по планете происходит именно с такой скоростью. Чтобы понимать всю серьёзность ситуации, вспомните события по всему миру связанные с детьми за компьютером, которые увлеклись настолько что умерли от истощения организма.

Специалисты борющиеся с данной проблемой утверждают, что вероятность стать зависимым увеличивается у людей, которые проводят за компьютеров более двух часов в сутки. Для борьбы с компьютерной зависимостью у детей, необходим комплексный подход.

Очень важно своевременно выявить зачатки зависимости ребёнка от компьютера. Ведь чем раньше вы обнаружите проблему, тем легче будет её решить. Итак самые основные пункты, как выявить компьютерную зависимость у ребёнка:

  • Конечно в первую очередь — это слишком длительное пребывание за компьютером : в соцсетях, за компьютерной игрой или просто слоняясь по всемирной паутине. Как правило тревогу нужно бить, если ребёнок проводит больше 4х часов за компьютером и его это совсем не напрягает.
  • Забывчивость и игнорирование. Вплоть до того, что ребёнок может забыть поесть, к примеру, или проигнорировать просьбы родителей о помощи по дому.
  • Нервное отрицание и отказ. Отказ от обязанностей, отказ от еды, от общения.
  • Резкая смена эмоционального состояния. Радость сменяется разочарованием, беспричинным горем или чувством вины. Хотя, для ребёнка, конечно, такая “депрессия” не будет, на его взгляд,беспричинной. Угнетённое состояние может быть связано с неудачной попыткой пройти очередной уровень в компьютерной игре. Погружение в виртуальную среду для ребёнка происходит настолько глубоко, что даже отойдя от монитора, он будет испытывать чувство разочарования.
  • Нарушение . Компьютерная зависимость у детей приводит к тому, что ваше чадо замыкается в себе и полностью избегает общения со сверстниками, или максимально ограничивает общение, предпочитая “общение” с компьютером.
  • Пассивность к окружающему миру во время нахождения за компьютером и не только.
  • Агрессия. Самый главный симптом, который наблюдается у всех детей зависимых от компьютера — это резко агрессивная реакция на попытки прекратить пребывание за компьютером. Конечно, если вы целенаправленно не раздражаете ребёнка, угрожая выключить компьютер посреди разгоревшейся баталии на мониторе. Лучше поставьте ребёнку рамки, например временные, через столько-то времени компьютер должен быть выключен и соблюдайте обещанное.

Не малоизвестная и печальная всем ситуация тяжёлой зависимости:

Как физиологически происходит формирование зависимости от компьютера.

По сути всё происходит по тому же принципу, что зависимость от азартных игр. В мозгу у человека есть область мозга, которая отвечает за удовольствие. Опыты на животных показали, что стимуляция этого отдела мозга приводит к тому, что несчастное животное умирает от удовольствия в буквальном смысле. Так как все другие потребности в мозгу атрофируются.

Также и человек забывает обо всём что вокруг него происходит, сконцентрировавшись только на игре. Если у человека, тем более ребёнка, компьютерная зависимость, то он подсознательно будет избегать даже употребления пищи в угоду удовольствию от игры. В конце концов это приводит к смерти от истощения.

Ребёнок зависим от компьютера что делать родителям?

Компьютерная зависимость у ребёнка, что делать? Чего Вам точно не нужно делать, так это паниковать и начинать давить на ребёнка в попытке отвадить его от компьютера. Не только в этой, но в любой ситуации такой в корне неверен. Успокойтесь и поймите, что борьба с детской компьютерной зависимостью в первую очередь требует от Вас эмоциональной выдержки, терпения и времени. Итак как помочь ребёнку побороть зависимость от компьютера?

  1. Наверное, Вы будете в шоке, но постарайтесь поиграть вместе с ребёнком. Не нужно непрестанно читать ребёнку лекции о том, что компьютер — это монстр, он очень вреден, сушит мозги и всё в таком духе. Наоборот — разузнайте что за игры у вашего или , поиграйте вместе, расположите ребёнка к себе. Во время игры общайтесь, разговаривайте — так вы завоюете утраченную коммуникацию с ребёнком. Ведь именно к этому привело сближение с компьютером вашего ребёнка — желание уединится. Такими методами вы потихоньку разобьёте одиночество и восстановите общение.
  2. Очень часто дети “уходят с головой в компьютер” именно из-за недостачи внимания, может быть вы совсем не уделяете внимание малышу? Больше общайтесь, мягко расспросите о переживаниях, увлечениях. Проявляйте интерес к жизни ребёнка как можно чаще, дайте понять, что вы любите и заботитесь. Покажите, что реальное общение, забота и любовь здесь в реальном мире, а не в виртуальном.
  3. Займитесь чем-нибудь физическим с ребёнком, поделайте какие-то поделки, например. Главное, чтобы тема была интересна. Спортивная секция, спортзал, бассейн, танцы, хор. Дайте ребёнку самому показать что ему наиболее интересно. Прививайте вашему чаду хобби, чтобы появились интересы в реальном мире. Покажите, что в реальном мире есть масса интереснейших занятий, которые намного полезнее компьютера. Постепенно ребёнок втянется и это станет интереснее компьютера.
  4. Добейтесь расположения ребёнка. Если видите, что всё-таки добились расположения, на партнёрских началах договоритесь ограничить время пребывания за компьютером во имя высшей цели — здоровья в первую очередь. Не стоит сразу же устраивать жёсткие ограничения, сокращайте время пребывания за компьютером постепенно.
  5. Найдите первопричину проблемы. Может быть, что уход в компьютер, это уход от реальности. От реальных проблем: проблем со сверстниками, неудачной первой любви или чего-то ещё? Постарайтесь выявить что не так. И помогите ребёнку как минимум разговором, сочувствием и передачей опыта в ситуации, с которой он столкнулся.
  6. Ещё раз стоит сделать ударение на том, что методы давления на ребёнка в данном случае, да и вообще в воспитании, чаще имеют полностью противоположный эффект. Не орите, не угрожайте, что разобьёте монитор, выкинете в окно компьютер, выдерните шнур и прочее прочее. На такой подход ребёнок ответит Вам истерикой, обидой и ещё больше замкнётся в себе. Намного эффективнее тактика замещения компьютера более полезными и интересными делами.

Компьютерная зависимость у детей — виды и признаки

Для того, чтобы знать как решать проблему, необходимо правильно диагностировать какая именно зависимость от компьютера у вашего ребёнка. Существует основных два вида компьютерной зависимости:

Зависимость от сети интернет — отсюда название сетеголизм.

Как проявляется сетеголизм? В виртуальной сети человек может находиться по 15 часов в сутки, непрерываясь, занимаясь при этом абсолюьно всё равно чем. Время может уходить на социальные сети, на общение в чатах, просмотры бесконецных сериалов и прочего. Как правило такие люди неуравновешены и неухожены. Если Вы не хотите для своего ребёнка такого будущего — проблему необходимо решать уже сегодня.

Зависимость от видеоигр — кибераддикция

В чём проявляется гипераддикция и какие виды бывают: подразделяется такое заболевание в зависимости от вида игры. В частности зависимость от ролевых игр, от неролевых игр, при этом у человека проявляется азарт к достижению цели(набор ачивментов, очков и прочего виртуального “успеха”).

Проявляется в следующих признаках:

  • Невозможность и нежелание оторваться от компьютера и виртуальной игры.
  • Повышенное неестественное настроение при нахождении за компьютером.
  • Возведение в приоритет игры за компьютером. При этом все остальные жизненные задачи страдают. Будь это учёба, работа, уборка по дому или ещё что-то, вплоть до личной гигиены.
  • Коммуникация ребёнка сводится всегда к одной теме: компьютерным играм. Также отдача приоритета виртуальному общению перед реальным общением с друзьями.

Физиологические недуги, связанные с компьютерной зависимостью:

  • Снижение защиты организма перед инфекционными заболеваниями
  • Постоянные головные боли от недостача кислорода в домашних условиях
  • Бессоница от перевозбуждения после игр
  • Сниженный энергетический ресурс организма
  • Боль в позвоночнике и запястьях

Помните, что компьютерная зависимость у детей — это настолько же серьёзная психологическая зависимость, как детский алкоголизм, например. Потому и относитесь к ребёнку мягко, вызывая доверие и расположение к себе, а не резко реагируя и угрожая. Будьте готовы, что на все ваши попытки вы будете получать неадекватную реакцию. Наберитесь терпения и спокойствия. Лучше проведите .

Екатерина Морозова


Время на чтение: 10 минут

А А

Споры о вреде и пользе компьютера для малышей не утихают с самого появления этого продукта новых технологий в наших квартирах. Причем, никем уже даже не обсуждается вопрос времени, проведенного за монитором (всем известно, что чем реже – тем здоровее), а речь идет о конкретном вреде и привязанности, которую уже приравнивают к серьезной зависимости. В чем же вред компьютера для ребенка, и как определить, что уже пора «лечить» зависимость?

Виды компьютерной зависимости у ребенка, видео – врага необходимо знать в лицо!

Известно две формы компьютерной зависимости (основные) :

  • Сетеголизм — форма зависимости от самого интернета. Кто такой сетеголик? Это человек, не представляющий себя без выхода в Сеть. В виртуальных мирах он проводит от 10 до 14 (а то и больше) часов в сутки. Чем заниматься в интернете – для них значения не имеет. Соцсети, чаты, музыка, знакомства – одно перетекает в другое. Такие люди обычно неряшливы, эмоционально неустойчивы. Они постоянно проверяют почту, с нетерпением ждут следующего выхода в Сеть, с каждым днем все меньше времени отдают реальному миру, без сожаления тратят в Сети реальные деньги на виртуальные иллюзорные «радости».
  • Кибераддикция – форма зависимости от игр на компьютере. Ее можно, в свою очередь, разделить на два вида: ролевые и неролевые игры. В первом случае человек полностью отрывается от реальности, во втором целью является набор очков, азарт, выигрыш.

10 признаков компьютерной зависимости у ребенка – как узнать, что ребенок зависим от компьютера?

Все мы помним о случаях зависимости людей от игровых автоматов – проигрывались последние деньги, рушились семьи, уходили на задний план близкие люди, работа, реальная жизнь. Корни компьютерной зависимости те же: регулярная стимуляция центра удовольствия в человеческом мозге приводит к тому, что постепенно сформированный недуг вытесняет из потребностей человека все, что не относится к его любимому занятию. С детьми все еще сложнее – зависимость более сильная, а удар по здоровью – двойной. Каковы признаки подобной зависимости у ребенка?

  • Ребенок выходит за отведенные по времени границы по использованию компьютера. Причем, забрать компьютер у ребенка удается в итоге только со скандалом.
  • Ребенок игнорирует все дела по дому , включая даже свои обязанности – убраться в комнате, повесить вещи в шкаф, убрать за собой посуду.
  • Праздникам, общению с близкими и друзьями ребенок предпочитает интернет.
  • Ребенок сидит в Сети даже во время обеда и в ванной .
  • Если у ребенка забирают ноутбук, он тут же выходит в Сеть через телефон .

  • Ребенок постоянно заводит новые знакомства в Сети.
  • Из-за времени, которое проводит ребенок в Сети, начинает страдать учеба: домашние задание остаются несделанными, учителя жалуются на неуспеваемость, небрежность и рассеянность.
  • Оставшись вне доступа к Сети, ребенок становится раздражительным и даже агрессивным.
  • Ребенок не знает – чем себя занять, если нет возможности выйти в Сеть.
  • Вы не знаете, чем именно занимается ребенок в интернете , а любые ваши вопросы на эту тему ребенок воспринимает в штыки.

Вред компьютера для детей – возможные физические и психические отклонения у зависимого от компьютера ребенка.

Психика и физическое здоровье ребенка намного более слабые и «шаткие», чем у взрослых. И вред от компьютера, при отсутствии должного внимания родителей к этому вопросу, может стать очень серьезным. Чем же конкретно опасен компьютер для ребенка? Мнение специалистов…

  • Излучение электромагнитных волн . Для детей вред излучения вдвойне опаснее – в «перспективе» любимый ноутбук может аукнуться эндокринными заболеваниями, нарушениями в работе мозга, постепенным снижением иммунитета и даже онкологией.

  • Психическое перенапряжение. Обратите внимание на свое чадо в момент его полного погружения в виртуальный мир – ребенок никого не слышит и не видит, обо всем забывает, напряжен до предела. Психика ребенка в этот момент подвергается сильному стрессу.
  • Духовный вред. Ребенок – это «пластилин», из которого лепится человек соответственно той информации, которую малыш впитывает извне. А «извне», в данном случае – интернет. И редкий случай, когда ребенок использует ноутбук для самообразования, прочесывания развивающих игр и чтения книг. Как правило, внимание ребенка сосредоточено на той информации, от которой мама с папой в реальной жизни его отгораживают. Безнравственность, выползающая из интернета, крепко обосновывается в сознании ребенка.
  • Зависимость от интернета и компьютерных игр вытесняет потребность в чтении книг. Падает уровень образованности, грамотности, кругозор ограничен играми, форумами, соцсетями и сокращенными версиями книг из школьной программы. Ребенок перестает думать, потому что необходимости в этом нет – все можно найти в Сети, там же проверить орфографию, там же решить задачи.

  • Теряется потребность в общении. Реальный мир уходит на задний план. Реальные друзья и близкие люди становятся менее нужными, чем тысячи лайков под фотографиями и тысячи «друзей» в соцсетях.
  • При замене реального мира на виртуальный ребенок теряет способность общаться с людьми. В Сети он уверенный в себе «герой», а в реальности не может связать и двух слов, держится обособленно, не способен наладить контакт со сверстниками. Все традиционные моральные ценности теряют свою значимость, и им на замену приходят «олбанский язык», сетевая безнаказанность, низменность желаний и ноль стремлений. Еще опаснее, когда на сознание ребенка начинает влиять информация с ресурсов порнографического характера, сектантского, ритуального, нацистского и пр.

  • Катастрофически быстро портится зрение. Даже при хорошем дорогом мониторе. Сначала боль в глазах и краснота, потом снижение зрения, двоение в глазах, синдром сухого глаза и более серьезные заболевания глаз.
  • Малоподвижный образ жизни отражается на неокрепшем позвоночнике и мышцах. Мышцы ослабевают, становятся вялыми. Позвоночник искривляется – появляется сутулость, сколиоз, а за ним и остеохондроз. Туннельный синдром запястья – одна из самых «популярных» проблем у зависимых от ПК людей. Ее признаки – сильные боли в районе запястья.
  • Повышается утомляемость, растет раздражительность и агрессивность, снижается сопротивляемость организма заболеваниям.

  • Появляются головные боли, нарушается сон, головокружение и потемнение в глазах становятся чуть ли не нормой из-за своей частоты.
  • Возникают проблемы с сосудами. Что особенно чревато последствиями для детей с ВСД.
  • Перенапряжение шейного отдела позвоночника приводит к плохому кровоснабжению мозга и его кислородному голоданию. Как следствие – мигрени, апатия, рассеянность, полуобморочные состояния и пр.
  • Образ жизни ребенка, постоянно просиживающего за компьютером, изменить впоследствии будет очень сложно. Не только спорт – даже обычная прогулка на свежем воздухе, необходимая юному организму, отвергается в угоду мировой паутины. Снижается аппетит, замедляется рост, возникают проблемы с массой тела.

Конечно, компьютер – не страшное чудовище, и он во многом может стать полезной техникой и помощником в учебе. Но только в том случае, если используется во благо ребенка под неусыпным контролем родителей и строго по времени. Учите ребенка черпать информацию в книгах и научных фильмах, во внешнем мире. И учите его получать удовольствие от жизни, чтобы не было необходимости искать это удовольствие в интернете.

Были ли в вашей семейной жизни похожие ситуации? И как вы из них выходили? Поделитесь своими историями в комментариях ниже!