Компьютерные игры развивают мозг. Какие компьютерные игры развивают мышление? Что развивают компьютерные игры

Едва ли не на каждом шагу мы слышим о том, что играть в компьютерные игры вредно, поскольку эти игрушки не просто «вырывают» нас из реальности, но и вызывают устойчивую зависимость. Однако подобные факты не имеют под собой научного обоснования и официально не подтверждены. Зато польза от компьютерных игр доказана. Существует, по крайней мере, 7 причин, чтобы начать играть в компьютерные игры.

19:51 19.02.2015

2. Геймеры благодаря играм повышают уровень владения английским языком.

World of Warcraft, Call of Duty и другие подобные экшены и шутеры способствуют популяризации английского языка. Например, одно из исследований в Швеции показало, что молодежь, играющая в компьютерные игры, около 10-12 часов в неделю общаются онлайн на английском языке (письменно или устно). Причем, в играх часто используется разговорный язык с выражениями и словами, которых нет ни в общей школьной, ни в университетской программах.

3. Компьютерные игры - источник новых знаний.

Опрос создателей популярной игры WOT (в народе - «танчики»), показал, что игроки стали больше интересоваться военной историей, в том числе, танкостроением, благодаря чему стали чаще посещать музеи и тематические выставки. И, что важно, не в одиночку, а вместе со своими супругами и детьми.

Еще один игрок WOT под ником Swordman пишет: «А у меня лично печаль: когда смотришь старые военные фильмы, то сразу замечаешь, что вместо немецких танков наши только в квадратном обвесе из крашеного дерева. Раньше не замечал, а сейчас даже по каткам сразу все видно».

4. Игры улучшают координацию и память, развивают логическое мышление.

Лучшим подтверждением этому служит тот факт, что некоторые школы в Европе используют компьютерные игры (к примеру, Minecraft), чтобы развивать у детей моторику и логическое мышление, а многие хирурги предпочитают играть в шутеры, чтобы тренировать координацию движений.

На форуме WOT один из игроков (под ником Asasinhope) написал, что увлечение играми даже спасло его жизнь: «Отскочил от машины у которой сорвало колесо, думаю чисто из за реакции которую приобрёл в шутерах».

5. Благодаря играм можно знакомиться с новыми людьми и даже найти свою половинку.

Это неправда, что заядлые геймеры - люди, оторванные от реальной жизни. Даже наоборот, они более активны социально, чем многие «не игроки». К примеру, исследования Американской ассоциации производителей развлекательного компьютерного обеспечения показали, что большая часть игроков регулярно занимается спортом, перечитывает свежие новости в газетах или онлайн, занимаются творчеством и регулярно посещают кино, театры и музеи. Согласитесь, совсем не похоже на социальную изоляцию.

На уже хорошо нам знакомом форуме «танкистов» игрок под именем AmberMind пишет: «Исходя из личного опыта, - в онлайн игре действительно можно встретить очень отзывчивых людей, которые придут на помощь в трудную минуту. Это здорово! Кстати, примеров, когда знакомства в играх приводили к созданию счастливых семей, тоже достаточно».

6. Шутеры и экшены - отличный способ выплеснуть негатив и агрессию.

Исследования доказывают, что игры помогают больным отвлекаться от боли, а при накоплении агрессии и негатива в реальной жизни - это отличная возможность выплеснуть ее виртуально.

А вот и пример из жизни. Mrtimoxa, заядлый танкист пишет: «Играю после работы. пару часов - и вся агрессия накопленная за день уходит. Нашел друга в рандоме оказалось живем в соседних районах теперь периодически ходим играем в боулинг».

7. Компьютерные игры развивают творческий потенциал и фантазию.

Выполняя различные задания, находя возможные способы решения поставленных задач, человек развивает свое творческое мышление и умение мыслить вне рамок.

TotalDespair, игрок WOT считает, что «стратегические и тактические игры развивают глобальное мышление, больше уделяешь внимание мелочам. Для людей творческих профессий игры - порой, источник вдохновения, как и музыка, книги, фильмы. А еще, в моем случае, командная игра (в реалиях WoT я имею в виду взвод) - это лишний повод пообщаться с друзьями, с которыми географически не всегда выходит поддерживать регулярное общение».

Американские ученые установили, что компьютерные игры способствуют развитию скорости мышления и реакции. В ходе проведенных экспериментов выяснилось, что геймеры запоминали гораздо больший объем информации за короткий промежуток времени, нежели люди равнодушные к компьютерным играм.

ПО ТЕМЕ

Компьютерные игры повышают интеллект. Их любители обладают лучшей реакцией и быстрее решают сложные задачи . К такому выводу пришли исследователи университета Дьюка в городе Дарем, штат Северная Каролина. Полученные результаты явно противоречат мнению о том, что проведенное за компьютерами время, потраченное на убийство монстров и пришельцев, не дает игрокам ничего, кроме выброса дофамина, сообщает ИТАР-ТАСС . Ученые провели эксперимент с группой студентов, в которую были включены поклонники компьютерных игр и безразлично к ним относящиеся. В ходе эксперимента выяснилось, что игры стимулируют развитие моторно-рефлексных функций организма и зрительно-моторную координацию , а визуальный центр мозга у геймеров обрабатывает информацию значительно быстрее. Ученые максимально сузили диапазон исследования. Это позволило получить более четкие результаты.

Основой эксперимента стал тест на наблюдательность. Студентам на специальном табло включали набор мигающих букв. Каждая из них демонстрировалась лишь одну десятую секунды. Затем участники должны были как можно скорее ответить, в каком порядке буквы располагались.

Итоги, продемонстрированные геймерами, были однозначно лучше . Они запоминали значительно больший объем информации. Каждый из них мог бы дать серьезную фору неувлеченным компьютерными играми. В то же время обе категории участников эксперимента одинаково быстро забыли, какой текст им предлагался во время тестирования. Они сосредоточивались на нем только непосредственно в период проведения эксперимента.

Влияние компьютерных игр на психику и умственные способности

Среди людей старшего поколения, и особенно среди женщин, существует расхожее мнение, что компьютерные игры вредны-либо для психики, либо для зрения, или для умственного развития.
Почти все мамы и бабушки, растящие детей и подростков, уверены, что игры - пустое времяпровождение, от которого люди глупеют и становятся агрессивнее.

Между тем практически все современные исследования доказывают, что это далеко не так.

Даже наоборот - компьютерные игры полезны. Они развивают логическое мышление, наблюдательность, повышают скорость принятия решения, в том числе в критических ситуациях. Развивают умение обрабатывать в голове массивы информации.

Можно без всякого преувеличения сказать, что современного гения невозможно вырастить без компьютерных игр и знания компьютера.

Это утверждение не отменяет того факта, что игры могут вызывать зависимость, а играть надо в меру - иначе компьютерные игры могут принести и вред тоже.

Но пока мы с вами пройдемся по фактам, подтверждающим концепцию, что компьютерные игры полезны для умственного развития и психики.

Только факты

Ученые из Техасского университета A&M (проекты университета финансируются, в частности, НАСА, Национальным институтом здравоохранения США, Национальным научным фондом, и др.) провели масштабное исследование на тему компьютерных игр.

По окончании исследования ученые университета признали, что компьютерные игры, которые ранее считались опасными, на самом деле являются полезными:
игры улучшают память, наблюдательность, способность лучше запоминать и обрабатывать полученную информацию.

Кроме того, игроки лучше умеют отсеивать лишнюю, «мусорную» информацию.

Специалисты Американской психологической ассоциации доказали, что игры, особенно шутеры, так называемые «стрелялки», улучшают когнитивные способности: повышают скорость реакции, способность быстро принимать решения и концентрировать внимание.

Причем именно эти, казалось бы, агрессивные игры, учат играющих управлению эмоциями и самоконтролю.

Факультет охраны здоровья Стокгольмского Университета недавно опубликовал обзор ряда исследований, посвященных влиянию компьютерных игр на психику и здоровье человека.

Большинство из них доказывают положительное влияние игр, в том числе на способность ориентироваться в пространстве, внимательность и развитие скорости реакции.

Ни одно исследование из этого обзора не содержит сведений о нарушениях внимания и концентрации.

Ученые из Сингапурского технологического университета протестировали большую группу добровольцев, которые под наблюдением исследователей в течение месяца играли в разные виртуальные игры, в среднем по 2-3 часа в день, 5 дней в неделю.

По истечении срока исследования всех участвовавших в эксперименте добровольцев протестировали психологи.

Выяснилось, что за прошедший месяц практически у всех испытуемых улучшились память, внимательность, скорость принятия решения, наблюдательность и аналитическое мышление.

И главное: большинство участников эксперимента научились гораздо лучше находить нестандартные решения сложных задач – как логических, так и бытовых, жизненных.

Профессор Марк Гриффитс из Общественного университета Ноттингема (Nottingham Trent University) провел исследование, посвященное компьютерным играм, в ходе которого выяснилось, что игры способствуют улучшению координации, делают человека более целеустремленным и развивают уверенность в себе.

Профессор заявил: «Нет никаких доказательств, что видеоигры, если проводить за ними умеренное количество времени, оказывают негативный эффект на человека».

Видео:
Компьютерные игры - влияние игр на психику и зрение

Исследования, проведённые в Рочестерском университете (штат Нью-Йорк), привели к следующим результатам.

Группа студентов, регулярно игравшая в компьютерные игры, при проверке зрения продемонстрировала лучшие показатели, чем контрольная группа.

Более того, зрительная реакция у игроков оказалась намного лучше, чем у студентов, не играющих в компьютерные игры.

Игроки во время визуальных тестов и тестов на внимательность могли отслеживать до пяти движущихся объектов одновременно, тогда как «неиграющие» — не больше трех. Скорость обработки информации у игроков тоже оказалась выше.

Кроме того, у игроков была лучше развита способность ориентироваться в пространстве.

Специалисты Американской психологической Ассоциации опросили около 2 тысяч взрослых мужчин и женщин, играющих в компьютерные игры, с целью выяснить, помогают ли им игры справляться с повседневными стрессами, или, наоборот, усиливают стресс.

95% опрощенных заявили, что игры помогают им справляться с разными видами стресса .

В частности, опрошенные игроки подтвердили, что компьютерные игры помогают им снимать эмоциональную усталость от работы и бытовых забот;
позволяют без вреда для окружающих выплеснуть подавленную агрессию после различных стрессовых ситуаций или неприятностей на работе.

Ученые из Калифорнийского университета Сан-Франциско доказали, что компьютерные игры помогают бороться со старением мозга.

Во время опытов было показано, что у пожилых людей игровые сеансы улучшают память и внимание, тренируют способность ориентироваться в пространстве.

Игры предотвращают развитие старческого слабоумия и болезни Альцгеймера.

«У геймеров не бывает болезни Альцгеймера!» — в этой шутке, как говориться, есть только доля шутки:

Человек должен учиться чему-то всю жизнь. Ведь если не тренировать интеллект и не развиваться, сначала наступит застой, а потом – деградация умственных способностей.

Именно поэтому психологи советуют взрослым людям постоянно учиться чему-то новому. И если занятия будут необычными, вроде виртуальных игр – это замечательно!

Для пожилых людей игра на компьютере или на игровой приставке может быть чем-то вроде тренажера, сохраняющего интеллект и умственные способности.

Самое потрясающее! Компьютерные игры помогают решать сложные научные задачи и делать научные открытия!

Ученые из Вашингтонского университета запустили в сеть онлайновую игру-паззл «Foldit». Игра является частью исследовательского проекта университета, и ее цель – найти с помощью геймеров оптимальные способы подбора трехмерной структуры выбранных протеинов.

В 2011 году игроки с помощью этой игры помогли расшифровать структуру кристалла обезьяньего вируса, ретровирусной протеазы (M-PMV), вызывающей СПИД у обезьян.

Игроки расшифровали структуру кристалла уже на десятый день, при том, что данная проблема ставила учёных в тупик на протяжении 15 лет!

Геймеры решили поставленную задачу успешнее, чем специальные компьютерные программы, которые задействуют очень мощные вычислительные ресурсы. Еще раз подчеркну — компьютерные игроки справились со сложной научной задачей лучше, чем суперкомпьютеры!

Выводы. Обобщим все вышесказанное.

Компьютерные игры:

  • улучшают память, наблюдательность, внимательность, способность лучше запоминать и обрабатывать полученную информацию;
  • повышают скорость реакции, способность быстро принимать решения;
  • учат играющих управлению эмоциями и самоконтролю;
  • улучшают способность ориентироваться в пространстве;
  • учат находить нестандартные решения сложных задач;
  • способствуют улучшению координации;
  • позволяют без вреда для окружающих выплеснуть подавленную агрессию после различных стрессовых ситуаций или неприятностей на работе;
  • помогают бороться со старением мозга.

Не отрицая главной опасности игр – возможности развития компьютерной зависимости – в целом надо признать, что игры, безусловно, развивают интеллект и умственные способности.

И человек, не знакомый с компьютером и никогда не игравший в игры, по многим показателям, безусловно проигрывает тем, кто регулярно (но в меру) играет в компьютерные игры.

Просьба! При копировании и перепечатке материалов указывайте источник. Все статьи, новости и главы из книг защищены авторским правом Евдокименко©

Тренировать ум, память и внимание. В продолжение этой темы - рассуждение о том, что такое интеллектуальные способности, как их развивать и при чем тут компьютерные игры.

В чем смысл?

Необходимость тренировки ментальных функций мозга, отвечающих за получение, обработку и хранение информации приводит к росту популярности интернет-ресурсов, предлагающих онлайн-игры по развитию мыслительных способностей. Рынок этих полезных увеселений будет расти и, согласно исследованиям команды аналитиков Sharp Brains , к 2015 году достигнет 2 миллиардов долларов. Дела идут настолько хорошо, что лидер этого сегмента - тренажер для ума Lumosity - недавно получил 32 миллиона долларов дополнительных инвестиций.

Впрочем, коммерческий успех затеи заставил ученых еще сильнее спорить о том, можно ли развивать интеллект взрослого человека и способны ли специальные компьютерные игры ему в этом помочь. Пока одни ученые утверждают, что такие забавы , другие доказывают, что ту часть нашего интеллекта, которая называется подвижной, можно активно развивать именно с помощью игр. Еще одно исследование демонстрирует совсем простую истину: даже обычное чтение и счет в уме способствуют развитию умственных способностей - и у престарелых людей.

Откуда скепсис?

Скепсис во многом связан с тем, что мы живем в эпоху смены научной парадигмы. Специалисты в области когнитивных наук, психологи, врачи, педагоги и другие профессионалы, чья работа в той или иной степени касается психики или нервной системы, жили с представлением о том, что человеческий мозг совершенствуется лишь на первых этапах развития и, достигнув пика развития в юности, начинает постепенно и безвозвратно увядать. Лишь около 30 лет назад начали появляться исследования, позволявшие предположить, что человеческий мозг все-таки является активным на протяжении всей жизнедеятельности.

Скепсис по поводу этих игр во многом связан с тем, что мы живем в эпоху смены научной парадигмы. Специалисты долгое время жили с представлением, что человеческий мозг развивается лишь на первых этапах развития и, достигнув своего пика в юности, начинает постепенно и безвозвратно увядать.

С каждым годом подобных исследований становилось все больше, их условно объединили под теорией пластичности мозга. По словам профессора СПБГУ Татьяны Черниговской - одного из ведущих отечественных исследователей в области когнитивных наук - пластичность позволяет нам говорить о возможности развития мозга и когнитивных функций не только детей, но и взрослых. Есть лишь один нюанс: пластичность мозга тем меньше, чем меньше вы его тренируете. Мозг должен всегда работать, и развивается он лишь тогда, когда ему дается сложная задача.

Как это устроено?

Представьте, что вы хотите научиться хорошо играть в баскетбол. Можно просто играть на улице с другими ребятами. Если подойти к делу более серьезно, нужно определить, от чего зависит хорошая игра в баскетбол.

Базовые навыки Быстрый бег, точный бросок, хороший дриблинг двумя руками, сильные ноги и руки, выносливость.

Вторичные навыки Навыки защиты, командной игры и нападения.

Третичные навыки Хорошая игра в баскетбол.

По этой структуре понятно, что нужно сделать, чтобы хорошо играть в баскетбол. Вы начинаете специальные упражнения на развитие базовых навыков, которых очень много. Единственная проблема - не очень понятно, как именно осуществляется переход от базового уровня к вторичному. Но определенно можно сказать, что развитие базовых навыков напрямую скажется на ваших способностях в баскетболе. Примерно та же картина и с умственными способностями. Интеллект - слишком сложная вещь, чтобы развивать ее целиком и одновременно, и, если ее анатомировать, то мы получим базовые психические процессы, именуемые когнитивными функциями, и их свойства.

Предполагается, что развивая эти функции и их свойства, вы развиваете и интеллект. Вот почему, например, зайдя на сайт любой подобной игры, вы увидите, что игры там делятся в зависимости от того, что они развивают: внимание, память, скорость и гибкость мышления. И это правильно, поскольку развивать интеллект в целом - задача сомнительная и непонятная. Исследования подтверждают, что испытуемые, достигшие некоторого успеха в развитии определенных функций через игры, показывают лучшие результаты и в тестах на интеллект.

Типология, на которую опираются разработчики игр, развивающих интеллект, принадлежит Раймонду Кеттелу, выделившему два типа интеллекта: кристаллизованный и гибкий. Первый связан со способностью решать задачи, опираясь на прошлый опыт, в то время как второй - со способностью решать новые задачи.

Как правило, в основе разработки такой игры лежит представление о том, что собой представляет та или иная когнитивная функция. Например, если мы говорим о внимании, то следует выделить непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание включается в ответ на неожиданный стимул, например, сильный звук или яркий свет. Произвольное внимание нам необходимо, когда мы сосредотачиваем нашу сознательную активность с некоторым усилием воли, например, во время чтения сложного научного текста.

Но такой типологии недостаточно, потому что есть еще свойства внимания, которые зависят от функции мозга: объем, интенсивность, переключаемость и другие. Если мы хотим развить объем внимания, то в игре мы должны реализовать ситуацию, когда игроку нужно одновременно следить за несколькими объектами. И усложнение такой игры будет заключаться в увеличении количества объектов внимания. Такое свойство, как интенсивность, будет развиваться, если в игре нужно сосредотачиваться на одном объекте, не отвлекаясь на посторонние стимулы.

В чем проблема?

Чтобы развивающие игры работали, они должны усложняться по мере продвижения игрока и давать ему обратную связь. Поэтому в идеале разработчик такой игры должен сначала провести исследование, которое подтверждало бы, что эта игра развивает когнитивные функции - и развивает именно те функции, для которых она была разработана (все вместе это называется «валидность»). Для этого требуется провести эксперимент - необходимо заставить фокус-группу в течение месяца играть в игру.

Поскольку область развивающих компьютерных игр довольно новая, стандарты их разработки еще не выработаны, поэтому каждый создатель игры опирается на свое собственное чутье. Это приводит к тому, что, когда выходит статья, критикующая бесполезность игр, под одну гребенку попадают и хорошие, и плохие.

Почему все так сложно?

Интеллект, внимание, мышление, память - все это гипотетические конструкты. Что такое гипотетический конструкт? Наша психика представляет собой некий черный ящик, и ученые могут лишь догадываться, что там происходит. Например, если взять любой ящик и сбросить с высоты двух метров, то, оценив деформацию его корпуса, мы можем сделать некоторые предположения о его внутренней структуре. Так и с человеком: дав ему некоторую задачу и оценив результаты его деятельности или его внутренних ощущений, мы можем сделать некоторые предположения относительно его способностей. Один испытуемый решит ее быстро, другой медленно, третий нестандартно, а четвертый вообще не сможет ее решить, но сумеет получить от этого удовольствие.

После этого возникнет палитра научных гипотез, задачи конкретизируются, условия эксперимента станут более жесткие и где-то через несколько десятков разных опытов мы бы заключили, что есть люди, быстро решающие задачи, есть медленно решающие задачи, и все это имеет корреляцию с их возрастом. И меру этого отношения мы назовем интеллектом. Хотя на самом деле никто не знает, как выглядит этот интеллект или как организована его нейронная структура, это лишь конструкт для описания процессов, происходящих в черном ящике.

Это одна сложность. Вторая заключается в средствах измерения. Если продолжить пример с коробкой, то измерить деформацию коробки после падения мы можем с помощью линейки и штангенциркуля и привести все в стандартную систему исчисления, которую смогут понять другие люди. Но что, если способы измерения у каждого будут свои? Один будет в сантиметрах, а другой в килограммах. Или более радикально. Представьте, что в каждой больнице будет свой рентген или томограф. Это скажется на том, какие диагнозы ставят в той или иной больнице, и приведет к спорам в научном сообществе. Та же картина относительно психических феноменов. Диагностика интеллекта, конечно, уже стала технологией относительно унифицированной, но когда появляется новая область, например, развивающие компьютерные игры, все начинают обвинять друг друга в псевдонаучности, потому что не выработано еще общей стандартной процедуры разработки развивающей игры и оценки ее эффективности.

Будет ли толк?

Впрочем, даже если игра надежная и валидная, для конкретного пользователя она может не сработать. Потому что развитие той или иной когнитивной функции зависит от возраста игрока, его здоровья и развитости других функций. Здоровый мозг развивается не так, как поврежденный или недоразвитый, дети развиваются не так, как взрослые, а память не развить без внимания.

Например, для дошкольников развитие мозга напрямую связано с развитием мелкой моторики. И никакая компьютерная игра, по крайней мере, на текущем уровне технического развития, ему не заменит реальную предметную деятельность: лепку пластилина, игры на музыкальных инструментах. Непонятно, будет ли такая же предметная деятельность положительно сказываться на интеллектуальных способностях взрослых. Уровень развития одних функций также может влиять на развитие других. Допустим, у вас есть знакомый. Он тугодум - долго соображает, не может быстро принять решение или долго вникает в условия задачи. Первое, что приходит в голову, - ему нужно развивать мышление. Но все не так просто. Нужно посмотреть, что у него с другими функциями. У него может страдать кратковременная память, которая не позволяет ему запомнить все условия задачи, или могут быть проблемы с вниманием, из-за чего он не может сосредоточиться на задаче, а это в свою очередь приводит к плохой памяти и мышлению вместе взятым. Или, в конце концов, у него может просто не быть мотивации. Юрий Шевченко, создатель проекта Likeo , отмечает, что проблема может заключаться не в том, чтобы развить, а в том, чтобы научить человека пользоваться имеющимися способностями. А это уже отдельная работа, связанная с рефлексией и реорганизацией того опыта, который есть у человека.

4 тренажера для мозга в интернете

Сборник онлайн-упражнений, который обещает научить думать быстрее, фокусироваться лучше и больше запоминать. О команде создателей сообщается то, что она состоит из ни больше ни меньше лучших нейробиологов в мире. Подписка - от 10 долларов в месяц.

Приложение для приставки Nintendo - коллекция задачек по математике, упражнений на внимание и прочих нехитрых паззлов. Методику основал спорный доктор Риута Кавасима, который и сам появляется на одном из уровней в игре - в обличии демона.

Еще один революционный способ преобразить свои умственные способности - на этот раз с помощью индивидуальной системы, которая составляет программу для каждого исходя из его потребностей. Натренировать можно даже такие экзотические навыки, как оценка дистанции, пространственное восприятие и контекстная память.

Курс тренировок из 40 занятий, которые развивают память, улучшают внимание, повышают скорость реакции, тренируют гибкость и вычислительные способности. Есть и специальный раздел со статьями типа «Что чувствуют люди, разбогатевшие молодыми» или «Как несчастливое детство влияет на развитие мозга».


Брайан Гласс и его коллеги из Техасского университета в Остине (США) и Университетского колледжа Лондона (Великобритания) поставили следующий эксперимент: попросили несколько десятков добровольцев сыграть в Starcraft или в The Sims . При этом у подопытных оценивалась пластичность мышления (способность переключаться между задачами, держать в уме сразу несколько заданий и т.п.).

Стратегия в реальном времени Starcraft — это игра, в которой, чтобы выиграть, нужно управлять армией, оценивать ресурсы, баланс сил, в общем — стратегически мыслить. Две группы пользователей играли в две версии Starcraft, а третья развлекала себя The Sims, которая, как вы помните, имитирует повседневную жизнь, а потому не нуждается в сложносочиненных тактиках и стратегиях. Игрища продолжались от 6 до 8 недель, при этом каждый участник потратил на них 40 часов.

Важно: играли только женщины, так как, по словам авторов работы, им нужны были люди, которые "по жизни" не очень-то увлекаются компьютерными и видеоиграми, а среди мужчин найти достаточное число тех, кто тратит на игры меньше двух часов в неделю, очень, очень нелегко.

В общем, оказалось, что Starcraft стимулирует когнитивную пластичность: Starcraft-игроки выполняли тесты быстрее и точнее своих коллег, забавлявшихся с "Симами". Что, наверное, не должно удивлять, если сравнить обе игры между собой. (Впрочем, если учесть некоторое предубеждение против любых компьютерных игр, все еще существующее в сознании людей, подобные результаты еще долго будут изумлять почтенную публику.)



Влияние компьютерных игр на психологию интересует науку давно, и такие эксперименты время от времени ставятся: например, опыты с играми в жанре action показали, что они "раскачивают" способность быстро принимать решения. Стратегии же, в чем нас уверяет вышеописанный эксперимент, развивают умение учиться на ошибках и перестраивать мышление по ходу выполнения задачи. Теперь исследователи намерены выяснить, как долго длится сей когнитивный эффект от игр.

Психологи давно отказались от представления о когнитивных способностях как о чем-то неизменном и неподвижном: в зависимости от обстоятельств наше мышление может делаться более или менее пластичным. Менее пластичным оно становится с возрастом, и было бы, конечно, любопытно узнать, помогут ли компьютерные игры пожилым людям сохранить подвижность ума.

Не стоит также забывать, что стимуляция когнитивных способностей происходила и у тех, кто вообще не слишком увлечен играми, так что игровой стаж, получается, не нужен. Компьютерную стратегию можно уподобить лекарству, которое принимают, когда в нем появляется необходимость, и перестают, когда эта необходимость исчезает.