Ритмические игры. Музыкальные и ритмические игры для детей дошкольного возраста. Это игры более спортивной направленности

Мария Айрапетян
Музыкально-ритмическая игра как способ развития ритмической пластики детей старшего дошкольного возраста

Современное общество выдвигает все больше требований к образованию ребенка-дошкольника, это приводит к тому что снижается двигательная активность детей.

Вместо активных прогулок на свежем воздухе или занятий спортом, дети все чаще проводят время за письменным столом, у телевизора, с планшетом в руках. Поэтому актуальная задача родителей и педагогов в первую очередь сохранить здоровье детей.

Так же у детей остается все меньше времени на игры – ведущую деятельность для дошкольника. Именно в игре ребёнок развивается, у него формируются те качества личности, от которых в последствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, умение взаимодействовать с социумом.

Музыкальная игра являются важным средством развития ребёнка.

Основная цель музыкально- ритмической деятельности дошкольников является: всестороннее, гармоничное развитие ребенка, обеспечивающее укрепление здоровья средствами танцевально- игровой гимнастики, формирование привычки к здоровому образу.

С помощью музыкально-ритмических игр дети учатся:

Двигаться ритмично

Координировать движения

Ориентироваться в пространстве

Эмоционально откликаться на музыку, чувствовать ее характер

Менять движения в соответствии с формой музыкального произведения

Взаимодействовать с коллективом сверстников

Импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных движений

Музыкально – ритмические игры

Игра «Дождик-солнышко»

Цель: Побуждать детей ритмично играть на музыкальных инструментах, развивать быстроту реакции.

Ход игры: Дети делятся на две группы, раздаются музыкальные инструменты: одним колокольчики, другим бубны.

Ведущий: Дождик (дети играют на колокольчиках)

Солнышко (дети играют на бубнах)

Повторяется 4 раза.

Далее звучит музыка, дети кладут инструменты на пол и свободно перемещаются по залу. В это время ведущий убирает один музыкальный инструмент. Когда музыка заканчивается, дети должны взять любой музыкальный инструмент, ребенок, которому не хватило выбывает из игры.

Примечание: Если время на игру ограничено или детей много, можно убирать сразу по 2-3 музыкальных инструмента.

Игра «Дорожка»

Цель: учить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок на детском музыкальном инструменте.

Ход игры: дети выбирают себе музыкальные инструменты (бубен, молоточек, барабан, садятся по кругу. В центре круга - ведущий (педагог или ребенок).

Ведущий: Я гуляю по дорожке (марширует,

Детин на своих инструментах выполняют ритм стиха, выделяя сильную долю.

И мои шагают ножки.

А потом, а потом (бежит на месте)

Все бегом, бегом, бегом.

Через лужи прыг-скок.

Прыг-скок, прыг-скок (прыжки с ноги на ногу).

А теперь на бугорок,

Стоп (притоп)

Надоело мне стоять,

Лучше буду танцевать (исполняет простые движения: нога на носок, на пятку, ковырялочка и т. п.).

Игра «Погуляем»

Цель: развитие движений, перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.

Ход игры: дети двигаются по залу для музыкальных занятий в разных направлениях.

Ведущий: Погуляем, погуляем

В садике своем.

Дети: Погуляем, погуляем

И дружка найдем. (Находят себе пару - дружка.)

Пока! (Отходят спиной назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)

Хлоп-хлоп! (Останавливаются друг перед другом и делают два хлопка.)

Привет! (Вновь подходят друг к другу, здороваются.)

Пока! (Делают два хлопка, отходят назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)

При повторении игры ребенок находит нового дружка. Можно предложить разные варианты игры: гулять парами, перестраиваться в круг (возможно перестроение по первой букве имени) и т. д.

Игра «Создай свой танец»

Цель: Побуждать детей свободно импровизировать в танце, развивать лидерские качества, формировать умение у детей выступать сольно.

Ход игры: Один из участников исполняет соло, а остальные - зрители. Солист раскладывает на полу лоскуты так, как ему нравится, и выбирает музыку. После этого он танцует, импровизируя с лоскутами: прыгая по ним, как по кочкам, или кружась вокруг них. Когда танец завершен, солисту аплодируют, и он передает лоскуты следующему участнику.

Важно: Если дети - зрители утомляются, им можно предложить присоединиться к танцу, хлопая в ладоши.

Игра «Потанцуй со мной, дружок»

Цель: Побуждать детей к коммуникации с помощью танца, импровизировать, задействовать в игре всех детей.

Ход игры: Звучит музыкальное произведение двухчастной формы.

1 часть: Выходит ребенок, свободно танцует, в конце ищет себе пару.

2 часть: Дети кружатся в паре, в конце обнимают друг друга.

Примечание: если детей нечетное количество, то в пару с последним ребенком встает взрослый.

Игра «Прогулка»

Цель: закрепление длительностей нот, развитие чувства ритма.

Игровой материал: музыкальные инструменты по числу играющих (молоточки, барабан, бубен, ксилофон, металлофон, колокольчик, музыкальные тарелки).

Ход игры: Взрослый: «Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на прогулку, но это будет необычная прогулка, мы будем гулять, помогут нам в этом музыкальные инструменты.

Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленные удары молоточком по столу, а теперь мы вышли на улицу.

Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (частые удары по барабану или можно молоточками по столу).

Мы гуляли, веселились, но вдруг появилась туча, подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и пошел дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался частый сильный ливень (ритм ускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, молоточками по металлофону, ударять в тарелки, колокольчиком передавать редкие капли дождя; используются все инструменты для передачи состояния погоды; редкие капли дождя и сильный частый ливень дети передают в определенном ритме, вследствие чего у них закрепляются знания о длительностях нот)».

Взрослый: «Испугались ребята такой погоды и побежали домой» (снова быстрые и ритмичные удары).

Игра постепенно усложнялась, дети с помощью взрослого придумывали новые события, которые происходили на «прогулке», и каждый раз ритмические рисунки становились все разнообразнее и сложнее, дети могут меняться музыкальными инструментами, двигаться во время игры Музыкально - ритмическая деятельность, как средство формирования художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста. «Самое.

Музыкально-ритмические движения, как средство раскрытия творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста Танец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных.

Презентация «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников» музыкального руководителя Барт И. А.

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Одобрено на кафедре ритмики и хореографии В данной разработке раскрывается значение игры и ее роль в развитии познавательной активности на ребенка представлены варианты музыкальных игр и игровых ситуаций проводимых студентами на пробных уроках ритмики а также на внеклассных мероприятиях. Музыкальные игры пользуются у детей с большой любовью вызывают веселое бодрое настроение ибо в них наряду с музыкально двигательными заданиями присутствует элемент занимательности а не редко и соревнования кто скорее кто лучше кто более...

Иркутский государственный педагогический колледж №1

Методическая разработка

« Игры и игровые приемы на уроках ритмики».

Иркутск 2004.

Одобрено на кафедре ритмики и хореографии

В данной разработке раскрывается значение игры и ее роль в развитии познавательной активности на ребенка, представлены варианты музыкальных игр и игровых ситуаций, проводимых студентами на пробных уроках ритмики, а также на внеклассных мероприятиях.

Пояснительная записка

Большое значение на уроке ритмики имеет игра. Игра – самая близкая форма деятельности детей, в ней ребенок черпает образы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Опора на игру - это важнейший путь включение детей в учебную деятельность способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Игра погружает ребенка в самоисследование, учит понимать себя и справляться с трудностями.

Изучение развития детей показывают, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в советской психологии (Л.С. Выготский Ю А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин В. С. Мухина) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей.

Музыкальные игры пользуются у детей с большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, ибо в них наряду с музыкально – двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования - кто, скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание.

Игра дает прекрасную возможность переключить внимание, снять напряжение, сплотить коллектив детей. В игре проявляются те черты характера детей, которые трудно распознать во время исполнения упражнений и танцев. Поэтому каждый педагог должен иметь большое количество разнообразных, разноплановых игр, которые можно использовать в уроке в зависимости от ситуации. На уроках ритмики игра может носить разный характер: на закрепление пройденного материала; на релаксацию - переключение внимания, состязательные игры, где проявляется ловкость, находчивость.

Цель разработки - помощь студентам в подборе музыкальных игр по направлениям музыкально – ритмического воспитания.

В сюжетно - образных упражнениях и музыкальных играх сохраняется основной принцип ритмики: все движения должны быть органически связаны с музыкой, то есть соответствовать её характеру и средствам музыкальной выразительности. Тематика и содержание игр обычно отражают понятные, близкие детям явления окружающей действительности, раскрывают знакомые образы. Доступность игровых образов, интерес к игре, эмоциональный рассказ педагога, выразительное исполнение музыки позволяет детям дать свои индивидуальные оттенки при исполнении игры. Совпадение образного слова, музыки и движения развивает детское воображение, ребенок точнее передает характер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность

Одним из главных признаков игры является её добровольность, приносящая удовольствие. Вторым признаком можно назвать её неопределенность, непредсказуемость, импровизированность, где ребенок проявляет находчивость, сообразительность, творческое начало.

Данная разработка может быть использована как для пробных уроках, так и для внеклассных мероприятиях, и на физкульт минутках. Рекомендуемая литература поможет студенту в поиске дополнительного, увлекательного и интересного материала.

«Музыкальная змейка»

Цель: Закрепить ранее изученные танцевальные движения, развить координацию, музыкальный слух.

Подготовка к игре: все играющие делятся на 3 -4 группы. Команды выстраиваются в колоны параллельно одна за другой и называются «змейками». Каждая змейка, запоминает какую – либо музыкальную мелодию. (Например, 1 – полька, 2 – вальс, 3 – марш).

Аккомпаниатор проигрывает несколько раз все мелодии для того, чтобы играющие усвоили свою мелодию. Впереди команды ставится игрок хорошо знающий танцевальный шаг.

Правила игры:

1. Играющим можно двигаться только под свою мелодию.

2. По сигналу змейки все змейки должны встать на свое первоначальное место, игроки в своей команде стоят в произвольном порядке.

Описание игры: Как только зазвучала одна из мелодий, змейка соответственно движению должна двигаться в различном направлении, проходя мимо других змеек. Затем меняется мелодия, и та змейка, которая двигалась, останавливается в основной стойке, а следующая змейка двигается на свою мелодию и так далее.

По сигналу учителя змейка должна быстро занять свое первоначальное место. Змейка раньше других занявшая свое место считается выигравшей.

«Дудочка».

Дидактическая задача: развивать внимание, память, фантазию, воображение, координацию.

Игровые действия: Звучит музыка, все играющие двигаются по кругу, на специальное вступление все делают 2 хлопка в ладоши, 2 притопа (повторить 2раза), после этого звучит дудочка, под этот звук нужно придумать какое - нибудь движение и выдержать его до звучания дудочки. Еще раз повторяется мелодия, все двигаются по кругу, а на звуки дудочки повторяют, то движение, которое уже исполняли, Следующий участник, стоящий по кругу придумывает новое движение и так же выдерживает его на звучание дудочки.

Правила игры: 1. Пока звучит дудочка, держать исполнение движения

  • Правильно исполнить и повторить движение.
  • Движения не должны повторяться несколько раз и должны быть оригинальные и интересные.

« Сделай так »

Цель игры: Мимикой, жестами, пластикой и звуком изобразить то, что написано на карточке. Игра развивает воображение, творчество, и владение выразительными средствами – мимикой, пластикой и жестами.

Правила игры: Дети встают в круг, учитель раздает им карточки, где написано то, что ученик должен изобразить без подготовки. Все остальные должны отгадать, что показал ученик, если угадали, то показывающий верно справился с заданием. Задания должны подбираться по возрасту детей и соответствовать общей теме урока.

Задания:

  • встревоженный кот;
  • грустный пингвин;
  • восторженный кролик;
  • хмурый орел;
  • человек, который хорошо пообедал;
  • жмут ботинки;
  • человек, который неудачно пнул кирпич;
  • человек, у которого острый приступ радикулита;
  • горячий утюг;
  • будильник; и другие варианты, в зависимости от возраста детей.

«Автомобили»

Цель: Закрепление исполнения движений и соединение иго с темпом музыки.

Правила игры: дети стоят в шахматном порядке или в шеренгу. По команде «сели в машину» дети выполняют команду – изображая руками, что держатся за руль. По команде «завели моторы» дети издают звуки, имитирующий звук мотора. По команде «поехали» дети свободно передвигаются по залу, не сбивая друг друга под темп музыки. Учитель поднимает карточки светофора, где написано задание исполнения движений: красный – галоп;

желтый – подскок;

зеленый – бег с поджатыми ногами.

По команде «машины в гараж» дети должны на 3 счета встать на свои первоначальные места, и кто не успеет поставить машину, тот выбывает из игры. Кто во время игры сталкивается и попадает в «аварию», тот тоже выбывает из игры.

«Дети и медведь»

Правила игры: звучит веселая музыка, все дети свободно двигаются по залу, музыка прекращается, и дети замирают в различных позах. Из берлоги (отведенное в зале место) выходит «медведь» - водящий. Ребята могут шевелиться, но если водящий увидит, то уводит провинившегося ребенка к себе в берлогу.

Звучит музыка - «медведь» убегает, а дети исполняют танцевальные движения под музыку (полька, вальс, русская мелодия и др). При подведении итогов отмечаются не только дети, которые не разу не попади в «лапы медведя», но и те, которые хорошо и красиво исполняли танцевальные движения.

Цель: Развивать у детей тембровый слух, начинать и закачивать движение в музыку, реагировать на смену музыкальных частей и фраз.

Описание игры: дети стоят тесным кругом, в центре с закрытыми глазами - ведущий.

1 – 4 такты (вступление) расходясь энергичным шагом, дети расширяют круг.

5 – 8 такты – держась за руки, дети двигаются галопом вокруг водящего.

9 -12 такты дети медленно приседают, а водящий, вытянув руки вперед, приближается к детям, берет за руку любого ребенка.

13 -16 такты - все медленно поднимаются, водящий выводит ребенка на середину круга. Ребенок называет имя водящего, который должен узнать, кто его позвал. Водящий открывает глаза, и они вместе танцуют в паре. Одновременно все дети двигаются по кругу галопом или хлопают в ладоши.

Звучит музыка, ребята вновь сходятся тесным кругом, в центре новый водящий, игра продолжается.

«Чей кружок быстрее»

Описание игры: Дети образуют 4 кружочка, в середине которого стоит водящий, в руках он держит платочек (или игрушку). Играет хороводная музыка, дети водят хоровод, водящий исполняет движения русского характера. Изменяется характер музыки на плясовую, быструю, дети свободно танцуют, исполняя быстрые движения (бег). Музыка останавливается, дети приседают и закрывают глаза. Водящий меняет свое место и поднимает платочек. С началом музыки дети открывают глаза и бегут к своему водящему, и становятся вокруг него в кружок. Побеждает тот кружок, который всех быстрее собрался и взялся за руки.

«Запомни мелодию»

Цель игры: Определить мелодию и закрепить танцевальные движения в характере исполняемой музыки.

Описание игры: Играющие стоят в 2 – 3 колонны по 5 -6 человек. Перед каждой колонной стоит стул. Звучит мелодия (полька, вальс, хороводная, галоп) и участник должен дойти до стула танцевальными движениями, той мелодии, которая звучит. Участники, выполнившие правильно движение приносят команде очко.

Найди свою пару»

Подготовка к игре: Играющие встают в два круга, (внутрений и внешний) и берутся за руки. При этом во внешнем круге, на одного человека больше, чем во внутреннем.

Описание игры: Звучит музыка, играющие начинают движение (подскоком, бег с поджатыми ногами и т.д.). Один круг двигается по ходу часовой стрелки, другой - в обратном направлении. По сигналу учителя музыка останавливается, участники игры произвольно разбиваются по парам, причем стараются сделать это как можно быстрее. Тому участнику, кто остался без пары, учитель прелагает станцевать или рассказать скороговорку, отгадать загадку и т.д. После этого, все становятся в два круга, и игра повторяется.

«Заводные игрушки».

Цель игры: Отразить характер музыки через движение. Начинать движение после вступления, заканчивать точно с окончанием звучания музыки.

Описание игры: Движения передавать в характере музыки.

Зайчики - прыгают на 2 –х ножках с небольшим продвижением вперед, на последний аккорд присаживаются (И. Штраус – «полка")

Медвежата - кружатся, тяжело переступая, в конце музыки останавливаются (П.И. Чайковский «Выход и песня медведя»)

Лошадки скачут прямым подскоком по кругу (Д. Россини «Увертюра»)

«Ловишка»

«Ловишка» стоит лицом к стене, спиной к ребятам, которые стоят у другой стены. Когда начинается музыка, дети танцевальными движениями подходят к «ловишке» и танцуют около него. Как только музыка останавливается, «ловишка» поворачивается и ловит детей и кого он поймает, тот становится «ловишкой».

«Ходим кругом»

Цель игры: закрепить проученные движения.

Описание игры: Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри круга. Двигаясь по кругу танцевальным шагом, играющие запевают песню, к которой упоминается имя водящего.

Ходим кругом, друг за другом

Эй, ребята не зевать!

Все, что (Коля) нам покажет

Будем дружно выполнять.

Круг останавливается, и водящий показывает какие либо движения. Все ребята повторяют эти движения. Водящий выбирает кого – либо из ребят и делает поклон. Тот, кого выбрали, становится водящим, игра продолжается.

«Слушай хлопки»

Описание игры: Все дети двигаются по кругу ведущий (или учитель) хлопает в ладоши,

1 раз дети останавливаются и принимают позу цапли,

2 хлопка поза «лягушки»,

3 хлопка движение возобновляется.

«Деревянные и тряпичные куклы»

Цель игры: Показать различия между деревянной куклой и тряпичной. Развитие творческого воображения и мышечного изображения, ощущений.

Описание игры: Деревянная кукла – дети напрягают мышцы ног и корпуса и опущенные вдоль тела рук. Под музыку выполняются повороты тела вправо и влево на маленьких, не высоких полупальцах.

Изображение тряпичной куклы - дети стоят без лишнего напряжения в плечах и корпусе, руки висят пассивно, ноги чуть в свободном и расслабленном положении. Под музыку дети исполняют повороты вправо и влево, при этом руки свободно обвивают тело, как у тряпичной куклы, ноги плотно стоят на полу.

Движение кукол повторяется поочерёдно, чтобы дети могли почувствовать разницу напряженных и расслабленных мышц.

«Здрасти»

Описание игры: Выбирается ведущий, играющие стоят в кругу. За кругом ведущий исполняет шаг польки или подскок, задевает одного стоящего в кругу, и продолжает движение. Тот, кого задели, начинает двигаться тем же движением, но в противоположную сторону. При встречи они громко здороваются, и кто первым дойдет до места выбранного игрока, становится в круг, а оставшийся ребенок становится ведущим.

Игровая ситуация

«Прогулка».

Цель урока: Закрепление проученных танцев 1 - го класса, развитие воображения.

Ребята, сегодня мы пойдем на прогулку в лес, но это будет в нашем воображении. Дорога будет трудная с препятствиями, так что нужно быть очень внимательными и осторожными. Ну что, пошли. (Да). Начинается разминка с изображением перепрыгивания с кочки на кочку, ходьба на высоких полупальцах по узенькой дорожке.

Ну вот, пришли мы на поляну, а там много цветов и бабочек. Ребята, давайте представим, что мы тоже цветы и бабочки и станцуем танец « Цветы и бабочки». Ой, ребята посмотрите, кто же там, на картошку, с ложкой по полю побежал.

Вот бегу я на картошку

Поработать, так сказать,

Я бы очень попросил вас

Для меня потанцевать.

Исполняют танец «Антошка». До свидание, ребята, пойду работать. До свидания, Антошка. Давайте присядем у костра (садятся на пол и руками изображают горение костра – пламя, и делают вид, что едят картошку). Давайте, ребята послушаем пение птиц в тишине. (Звучит музыка с голосами птиц, а дети пытаются угадать, чей это голос). Отдохнули, теперь отправляемся в обратный путь.

Ой, ребята, посмотрите какое маленькое озерко у нас на пути, а там утята плавают (танец «Утята»). А мама утка стирает, давайте, ей поможем (танец «стирка»).

Вечереет, мы устали,

Посидели у костра,

Танцевали, отдыхали, а теперь домой пора

Поклон и выход маршем из класса.

«Колобок»

Цель: Для закрепления правильного и ритмичного исполнения шага польки, хороводного шага, легкого бега; различение умеренного (полька), медленного (хороводный шаг) и быстрого (легкий бег) темпов музыки.

Описание игры: Ведущий – колобок, остальные дети - герои сказки (выбираются по ролям). Водящий сидит на корточках в центре, остальные выполняют под музыку соответствующие движения. С окончанием музыки один из участников обращается к колобку, передавая интонации своего персонажа: «Колобок, колобок, я тебя съем!», и пытается догнать его определенным движением темпа музыки (по внешнему кругу). Если не догнал колобка, грустно говорит «Не догнал!», а в обратной ситуации – радостно «Ой, поймал!». Пойманный колобок становится в круг и исполняет роль того, который его догнал.

Звучит другая музыкальная пьеса, и игра продолжается.

«Найди игрушку»

Цель игры: Для закрепления различия громкой и тихой музыки.

Описание игры: Учащиеся свободно располагаются в помещении. Один из них прячет игрушку (руки за спиной). Водящий, ориентируясь на смену динамики звучания музыки, пытается найти игрушку: тихая музыка – идет не в том направлении, громкая - движется правильно, музыки нет - игрушка спрятана у данного ученика.

«Лошадки»

Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подает различные команды: бег рысцой – бег подскоком; ходьба – шаг с подниманием высоких колен; галоп – прямой галоп; повороты на право и налево и т.д. При этом кучер управляет и смотрит за правильностью исполнения движений лошадками.

На слова ведущего – «Лошадки в разные стороны» кучер отпускают веревку, и лошадки быстро разбегаются.

На слова – «Найди своего кучера» лошадки как можно быстрее подбегают к своему кучеру. При повторении игры в каждой тройке, кучер меняется.

Правила : Лошадки должны правильно и музыкально исполнять все команды;

Кучер, чьи лошадки ошибаются, получает штраф, к его ленточке привязывают цветную ленточку. После игры вся тройка что нибудь танцует.

В конце игры можно дать новое задание – «Кучер найди своих лошадок».

«Хлопни, хлопни и притопни»

Ребята стоят в кругу, лицом к ведущему, который стоит в центре круга. Ребята повторяют движения ведущего, двигающегося в обратном направлении. Ведущий выбирает лучшего ребенка, исполняющего движения, подходит к нему и делает – два хлопка и притоп, в такт исполняемой мелодии. Выбранный ребенок должен ответить тем же, и выйти в вкруг. Все остальные ребята хлопают в ладоши, пока выбранный ребенок выходит в круг. Игра повторяется, ведущий может исполнять любые движения.

«Замри»

Описание игры: Дети танцуют под веселую плясовую музыку, выбирая движения произвольно или по заданию учителя. С прекращением музыки они замирают в разных позах, водящий пытается их рассмешить. Тот, кто пошевелится, уходит с водящим. Игра продолжается до тех пор, пока останется один ученик, который и будет водящим. Правила могут меняться. Водящий выбирает красивое изображение фигуры, и этот ребенок становится водящим.

«Назови свое имя»

Правила игры: Все дети стоят в кругу, у одного ребенка в руках мяч, он бросает мяч любому понравившемуся ребенку, и называет первый слог его имени (Але – ребенок, ловивший мяч, называет второй слог своего имени (на). Игра продолжается.

«Цирк»

Описание игры: чертится мелом круг (манеж). Педагог исполняет роль Инспектора манежа, который объявляет о начале игры, представляет парад – алле, и объявляет первый номер. Ребята поочередно выходят на манеж и изображают артистов цирка: ходят по канату, танцуют как дрессированные лошадки, прыгают через обруч, как хищники, и т.д. Завершается программа общим парадом

«Музыкальная шкатулка»

Цель игры: Развитие творческого воображения, фантазии, наблюдательности, обогащение выразительных средств общения - мимики, пластики, жеста. Дети слушают музыку и показывают то, что представили на этот музыкальный отрывок.

«Найди свою половинку и пригласи на танец»

Для проведения конкурса необходимо взять несколько художественных открыток и разрезать их пополам. Потом следует перемешать половинки открыток и раздать их участникам игры. Под звуки лирической мелодии каждый играющий ищет свою пару, подбирая недостающую половинку открытки. Отыскав открытку и поклонившись своему партнеру, начинает танцевать, импровизируя движения.

Ведущий игры выбирает лучших танцоров.

«Танцуй как я, танцуй лучше»

Участники конкурса стоят по кругу. С началом музыки один из детей выходит в круг и танцует. Затем, не прекращая движение, подходит к стоящему в кругу ребенку и, поклонившись, передает ему очередь, приглашая продолжить пляску. Игра длится до тех пор, пока не выступили все желающие. Победителем признается тот, чьи движения понравились больше.

«Ты катись, веселый мяч»

Дети встают в круг и произносят все вместе текст:

Ты катись, веселый мячик,

Быстро, быстро по рукам,

У кого веселый мячик,

Гопака танцует нам.

Ребята передают мяч друг другу. У кого ребенка на словах «гопак танцуем нам» окажется мяч, тот выходит в центр круга и танцует. Все дружно хлопают.

«Завяжи бант»

Две скакалки натягиваются на стулья. На каждой прикреплены ленты (3-4).Двое соревнующихся танцуют под музыку. С окончанием музыки, на перегонки бросаются завязывать банты. Ленты можно прикреплять к одной скакалке, и по правилам игры победившим считается тот, кто больше завязал бантиков.

(имеется в библиотеке колледжа и лаборантской каб.223)

Агаева Е.А., Брофман В.В. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей младшего и школьного возроста: - М.: «Просвешение, 1991. – 64с.: ил.

Богданов Г.П. Игры продленного дня: Пособие для учителя. – М.:Посвещения,1985.144с.,

Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы / Собрал и пересказал Г. Науменко; Рис. А. Матросова, - М.: Дет. Лит.,1980. -63 с., ил.

2. Вакуленко М.М., Милованова М.А., Рыкова Е.Б. Школьная мозаика фестивали, праздники, - СПб Гос университет пед. мастерства, 1997 – 100с.

3. Газман О.С. Харитонова Н.Е. В школу - с игрой: Кн.для учителя. –М.: Просвещение, 1991. – 96с.:ил.

4. Дайлидене И.П. Поиграем, малыш! Книга для работников дошк. учреждений и родителей. – М.: Просвещение 1992. – 112с. ил.

  1. Джаферова Э.К., Вилеко В.Л. Весёлая переменка.- Д.:Сталкер, 2000. -320с.ил.
  2. Зимина А.Н.Образные упражнения и игры в музыкально – ритмическом развитии детей. Практикум для педагогов – М.:ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 32с. (Музыка для дошкольников и младших школьников)
  3. Игры нашего двора. Сборник. – СПб.: Регата, Издательство Дом Литера», 2000. -384с. («Энциклопедия веселой компании»)
  4. Иванова Е.И. 100 игр, сценариев и праздников в детском саду и в начальной школе (Колл.авт. «Материнской школы») – м.: ООО « Издательство «Астрель «, К.,ГИППВ,2001. -288с..с ил.
  5. Копилка игр Сибирячка. Игры, сказочки, считалки, потешки, поделки./ составитель С.М. Асламова. Художник Я.Ю. Лисицына. – Иркутск.: Редакция журнала «Сибирячок»,1995. -480 с., ил. (биб – ка «Сибирячок - малышам»).
  6. Константинова И.В. Игротренинг. Методическое пособие по развитию творческих способностей и психической пластики у детей дошкольного и школьного возраста. СПб 1996. -34с.
  7. Коренева Т.Ф. Музыкально – ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В2 ч. – Учеб – метод. пособие. – (Воспитание и дошкольное образование детей). – (Б-ка муз. руководителя и педагога музыканта). – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001. – 112 с., Ч2. – 104 с: ноты.
  8. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,1999. – 224 с. (стр. 337, 95, 99,125.)
  9. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры:Пособие для воспитателя детского сада / Редакция Л.В.Руссковой. – М.: «Просвещение», 1986. – 79с.: ил.
  10. Поиграем, потанцуем: Игровые упражнения и пляски для детей младшего и среднего дошкольного возраста / Сост. Г. П. Федорова. – СПб. «Детство - пресс»,2002. -48с. – (Серия «Из опыта педагога»)
  11. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет, - М.; Новая школа,1994, -288с.
  12. Чибрикова – Луговская А.Е. Ритмика Ходьба. Упражнения. Игры. Танцы: Метод. пособие для воспитателей муз. Руководителей и учителей нач. шк. – М.: Дрофа,1998. -104 с.: ил, (стр. 66 - 95).
  13. Фирилёва Ж.К., Сайкина Е.Г. «СА – ФИ - ДАНС». Танцевально – игровая гимнастика для детей: Учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений.– СПб.: «Детство - пресс»,352 с., ил.
  14. Федорова Г.П. Играем, танцуем, поем! Методическое пособие.– СПб.: «Детство - пресс»,2002. – 48с. (Серия «Из опыта педагога»).
  15. 500 замечательных детских игр./Сост. А.Б. Бочарова, Т.М. Горева - М.: ООО «Фирма» изд – во АСТ, 1999. -384с. – (Популярная биб –ка для родителей и педагогов).

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14886. Болат Сарыбаев 34.5 KB
Болат Сарыбаев Сарыбаев Болат 1927-1984 музыкатанушы өнертану кандидаты. Құрманғазы атындағы Алматы мемлекеттік консерваториясын қобыз класы бойынша бітірген мұнан соң халық аспаптар кафедрасында дәріс берген бір мезгілде қазақтың халықтық музыкалық аспаптар...
14887. Саят құстары және олардың жаратылыстағы ерекшеліктері 75 KB
Саят құстары және олардың жаратылыстағы ерекшеліктері Академик Әлкей Марғұлан Дала данышпанының таяуда табылған Саят құстары атты зерттеу мақаласы өз өмірінің қысылтаяң тұстарында жазылған. 1934-1939 және 1947-1953 жылдары академиялық іргелі ғылыммен айналысудан ше
14888. ТҮРКІСТАННЫҢ ИСЛАМ ӘЛЕМІНДЕГІ ЕРЕКШЕ ОРНЫ 101.5 KB
ТҮРКІСТАННЫҢ ИСЛАМ ӘЛЕМІНДЕГІ ЕРЕКШЕ ОРНЫ Мұртаза БҰЛҰТАЙ Ислами әдебиеттерде көбінесе Йесе Йеси деп аталатын заманауи Түркістан шаһарының діни тарихи әлеуметтік маңызын екшемес бұрын Түркістан сөзінің мағнасын сәл талдап көрелік. VIIғасырда Орта Аз
14889. ҚАЗАҚТЫҢ ҰЛТТЫҚ АҒАШ ОЮ-ӨРНЕГІНІҢ ЭТНО-МӘДЕНИ ҚЫЗМЕТІ 56.5 KB
ҚАЗАҚТЫҢ ҰЛТТЫҚ АҒАШ ОЮӨРНЕГІНІҢ ЭТНОМӘДЕНИ ҚЫЗМЕТІ F. Құрманқұлова Ы.Алтынсарин атындағы № 49 мектепгимназия Тараз қ. Қазақстан Республикасының Президенті Н.Назарбаев өзінің 2003 жылғы 4 сәуірде Қазақстан халқына арналған Жолдауында Біз өз мәдениетіміздің құ...
14890. ҰЛТТЫҚ ҚОЛ ӨНЕР - ЭСТЕТИКАЛЫҚ ТӘРБИЕНІҢ НЕГІЗІ 40.5 KB
ҰЛТТЫҚ ҚОЛ ӨНЕР ЭСТЕТИКАЛЫҚ ТӘРБИЕНІҢ НЕГІЗІ Ахман Сұхбан Л.Н.Гумилев атындағы Еуразия Ұлттық университеті Астана қаласы Халқымыз қолөнерді ертеден қастерлеп бағалай білген. Атадан балаға ұласып келе жатқан осы дәстүр кейбір жерлерде ұмытыла бастағ...
14891. ЭТНОМӘДЕНИЕТ ҚҰНДЫЛЫҚТАРЫ – ОТАНСҮЙГІШТІК ҚАСИЕТТЕРДІ ҚАЛЫПТАСТЫРУ ҚҰРАЛЫ 44 KB
ЭТНОМӘДЕНИЕТ ҚҰНДЫЛЫҚТАРЫ ОТАНСҮЙГІШТІК ҚАСИЕТТЕРДІ ҚАЛЫПТАСТЫРУ ҚҰРАЛЫ Ә.О. Қамақ Тараз мемлекеттік педагогикалық институты Тараз қ. Адамзат тарихының беттерін ақтара отырып әлем құрлықтарында өмір кешкен халықтар ғасырлар бойы тәуелсіздік үшін күрес
14892. ҰЛТТЫҚ ӨНЕР ШЕБЕРІ С.А. ТӨЛЕНБАЕВТЫҢ ШЫҒАРМАШЫЛЫҒЫ 50.5 KB
ҰЛТТЫҚ ӨНЕР ШЕБЕРІ С.А. ТӨЛЕНБАЕВТЫҢ ШЫҒАРМАШЫЛЫҒЫ А.Ә. Сихаев. Н.Б. Раимов Тараз мемлекеттік педагогикалық институты Тараз қ. Бұл мақаладағы біздің мақсатымыз қазақтың топ оюөрнек өнерінің тарихи сыры мен оны дамытушы шеберлердің маңызын аша түсу болып санала
14893. Ұлттық суретшілердің рухани әлемі 126.5 KB
Ұлттық суретшілердің рухани әлемі Қазақстан Республикасы мемлекеттік саясатының әлеуметтікмәдени дамуы жөніндегі тұғырнамасында Республикада тұратын барлық халықтар мәдениетінің өзіндік ерекшелігіне тиісті көңіл бөлінетіндігі және кез келген мәдениет қайтала
14894. Ұлттық театрды дамытудағы шешендік өнердің орны 197.5 KB
Ұлттық театрды дамытудағы шешендік өнердің орны Жұмыстың жалпы сипаттамасы Зерттеудің өзектілігі. Театр мен шешендік өнер адам баласының ақылой мен сезім пернелерін сөз бен іс арқылы білдіруге талпынған пиғылынан туындаған рухани негізі ортақ екі түрл...

Предлагаемые игры помогают развить у детей чувство ритма.

«Дружные ребята»

Слова: «Я и мои друзья» дети произносят все вместе, сопровождая их движениями и хлопками.
На слово «Я» дети прижимают руки к груди и произнося его протяжно. На слова «мои» и «друзья» выполняют два хлопка по коленям, более коротко. Получается ритмический рисунок, состоящий из длинного звука — «Я» и двух коротких «мои друзья».
Когда ритм освоен, дети хлопают «мои друзья» по коленям сидящих с двух сторон соседей. Если ритм в исполнении детей звучит уверенно, то можно украсить действия, играя мелодию польки или плясовой на фортепиано, металлофоне или добавить любой ударный инструмент.

«Хлопай — топай»

Выбирается музыкальное произведение с четкой ритмической пульсацией (в размере четыре четверти).
Дети хлопают сначала на сильную, первую долю, затем на первую и третью. Постепенно задание усложняется. Дети хлопают на первую, вторую доли, на третью, четвертую молчат. Потом на первую и четвертую хлопают, а на вторую и третью — отдыхают.

«Потанцуем!»

Дети стоят по кругу парами, держась за руки. Под музыку русской народной песни «Во саду ли, в огороде» идут, гуляют по кругу (8 тактов). Потом кружатся парами (8 тактов). Затем идут налево по кругу и опять кружатся. Потом идут (четыре такта) к центру. Все, стоящие в паре справа, вертятся звездочкой, держась правой рукой (четыре такта).
Возвращаясь на свои места, опять кружатся со своей парой. Теперь идут в центр стоящие с левой стороны в паре и также кружатся звездочкой и т. д.

«Не ошибись»

Дети стоят по кругу, лицом к центру. Под веселую подвижную музыку по очереди выполняют движения: хлопок в ладоши, хлопок по коленям, притоп, пружинку. Каждый ребенок выполняет только одно движение. Главное, не опоздать, дождаться своей очереди и не перепутать движения. Если дети поняли игру, можно ускорить темп.
Игра развивает не только чувство ритма, но и внимание, сосредоточенность, воспитывает выдержку.

«Калинка-малинка»

Дети сидят «по-турецки» лицом к центру круга. Перед каждым из них кубик. Хором, в умеренном темпе пропевается текст знакомой песни: «Калинка, малинка, малинка моя». Одновременно каждый из играющих перемещает лежащий перед ним кубик соседу справа и получает от соседа слева новый кубик. Кубики в такт музыке «путешествуют по кругу» до тех пор, пока не вернутся к своим «хозяевам». Передвижение кубика происходит обязательно на сильную долю, то есть на ударный слог текста.

«Паровозик»

«Паровозик» — это усложненный вариант предыдущей игры. Дети садятся на стульчики по кругу как можно ближе друг к другу. Левая рука лежит на левом колене ладошкой вверх, это «станция». На ладошке лежит кубик-«вагончик». «Вагончики» начинают движения под текст: «Паровоз, паровоз, он вагоны повез». Текст произносится в таком ритме: два коротких звука, один длинный. В ритме текста дети 2 раза ударяют кубиком по левой ладошке, держа его сверху правой рукой, произнося: «Па-ро...», и на длинный слог — «воз» — перекладывают кубик на ладошку соседа справа, получая в это время кубик от соседа слева, и так на весь текст несколько раз. Кубики передвигаются в одном направлении, «паровозик» поехал. Чтобы не произошло «крушение», необходимо сначала прохлопать ритм не один раз всем вместе, по ладошкам, без кубиков. Когда он усвоен, можно «отправлять поезд». Взрослый (он сидит и общем кругу, а перед ним корзина с кубиками) берет но одному кубику из корзины и пускает их по кругу один за другим, пока у каждого ребенка в руках не окажется по кубику. Когда достигнута слаженность, движение паровозика можно ускорять и замедлять — менять темп, таким образом усложняя задания.

«Веселая четверка»

Движения выполняются под веселую музыку 4-дольного размера. Дети отмечают ритмическую пульсацию хлопками, шлепками по коленям или притопами.

Например:

На «раз-два» — хлопки,
на «три-четыре» — притопы.

На «раз-два» — пауза,
на «три-четыре» — шлепаем по коленям.

Мальчики на «раз-два» — хлопают, девочки на «три- четыре» — шлепают по коленям, затем меняются ролями.

Одни хлопают первую долю, другие — вторую, третью и четвертую.
Темп может постепенно ускоряться.

Вот наступило ещё одно утро, ускоряя и без того бешеный ритм нашей жизни. С Вами Ирина Иваськив. И вот это понятие – ритм жизни – мне, композитору, о многом говорит. Люди, которые приходят в нашу жизнь или уходят из неё, меняют ритм жизни, то совершенствуя его, то вгоняя в аритмию. Думаю, что и дети чувствуют ритм не хуже взрослых. По-своему. Сегодня поделюсь с Вами своими наработками по развитию чувства ритма у детей. Итак, несложные, но очень полезные ритмические игры…

Ритмическая кричалка «Обеденная»

Приготовьте наглядное пособие со словами любого стихотворения, которое можно использовать для ритмической игры. Отстукивать ритм дети могут руками, ногами, звуками, предметами. Хорошим примером такого стихотворения будет обеденная кричалка:

Мы так сильно есть хотели,

За столы мы дружно сели.

Мы шумели и кричали,

Ложкой по столу стучали.

Требуем нести обед,

Мы не кушали сто лет!

Вот еду нам принесли –

Наконец-то сыты мы!

Во время 1-й и 2-й строчки отстукиваем ритм половинными длительностями (в размере 4/4), в 3-й и 4-й строчке – четвертными, в 5-й и 6-й – восьмыми, в 7-й и 8-й – придумываем оригинальный джазовый рисунок. В конце на слог “мы” делаем овации – подобие тремоло из хлопков.

Ритмическая игра «Тыц, ты-тыц»

Делим детей на 3 группы:

  • 1-я группа: бим-бом, бим-бом
  • 2-я группа: тыц, ты-тыц
  • 3-я группа: трям-трям-трям

Сначала следует потренировать ритмический рисунок отдельно с каждой группой, затем соединить группы вместе. Вступают группы по очереди, но затем проговаривают свои слова одновременно (задача учителя – выстроить идеальный ритмический ансамбль). Время от времени меняйте группы местами (так, чтобы в течение игры каждая группа могла проговорить 3 разных ритмических рисунка). Можно добавлять всякие ковбойские штучки (типа: тррррррр-ехаааааа). А если Вы придумаете вместе с детьми ещё и синхронные (в рамках одной группы) движения, поверьте, дети запомнят Ваш урок на всю жизнь! И музыку полюбят даже те, кто раньше ухмылялся от одного этого слова.)))

Лучшие ритмические упражнения

  • Упражнение «Произносить слова песни (не петь!) в ритме песни»
  • Упражнение «Прохлопывание известных музыкальных фраз»
  • Отрабатывание сложных ритмических отрезков на самом произведении

Лучшие ритмические игры

  1. Ритмическая игра «Ритмическое эхо» (дети должны в точности прохлопать то, что прохлопали вы)
  2. Ритмическая игра «Угадай песню» (дети должны угадать и напеть пару строчек песни, ритм которой вы прохлопали)
  3. Ритмическая игра «Включи магнитофон» (дети поют песню; когда вы выключаете магнитофон, детям нужно продолжать петь песню про себя; когда вы включаете магнитофон снова, детям нужно начать петь вслух, продолжая текст песни, стараясь не выпасть из ритма)

Ритмические игры для открытого урока

Для разных «аврально-эксклюзивных» случаев всегда держала в запасе игру «Хлопалки». Разработала её лет 20 назад, но и по сей день она меня выручает. Подготовьте для этой игры карточки с разными ритмическими рисунками. Объясните детям символы на карточках:

  • Руки: 1 хлопок в ладоши
  • Мальчик с руками на коленках: 1 хлопок по коленям
  • Крестик: хлопков нет, пауза

Игра основана на размере 4/4. Поэтому каждая карточка разделена на 4 одинаковых ячейки. Начинаем игру с самых простых ритмических рисунков (и обязательно в медленном темпе). Каждый символ прохлопываем четвертными длительностями.

Ещё более усложняем игру: ускоряем темп, начинаем показывать карточки быстрее, без времени на раздумья, так, чтобы заданный ритм не останавливался при смене карточек.

Ещё более усложняем игру: делим детей на две команды, начинаем одновременную игру с двумя командами, показывая им сначала одинаковые ритмические рисунки, потом – разные.

Ещё более усложняем игру: вывешиваем текст ритмической «Обеденной» кричалки (дети должны достаточно хорошо её знать) и пробуем проговаривать слова кричалки, сопровождая его тем ритмическим рисунком, который преподаватель показывает на карточке.

Заключение

Ритмические игры – одни из любимых на . Дети от них в восторге! Используйте их не только на уроках музыки, но и на других занятиях, как пятиминутки для отдыха, как игры на внимание, как командные игры, как игры-забавы. В походах, квестах, лагерях, для праздничных и семейных посиделок – они везде создадут хорошую доброжелательную атмосферу! Если статья оказалась Вам полезной, напишите об этом в комментариях. нашем канале в Ютубе.

1. Игра «Для самых маленьких»

Количество игроков: любое.

Дети повторяют за учителем слова и действия в медленном, среднем, а потом в быстром темпе; начиная говорить шёпотом, потом вполголоса и очень громко. Больше трёх раз повторять не рекомендуется.

Вперёд четыре шага,
Назад четыре шага,
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем.
Глазками мигаем,
А потом попрыгаем.

2. Игра «Повтори за мной» или «Делай как я»

Количество игроков: любое.

Все становятся в круг, ведущий в центре под музыку показывает движения, а игроки за ним повторяют. Музыка меняется, ведущий тоже. Выбирать ведущего может как учитель, так и сами дети.

3. Игра «Ручеёк»

Количество игроков: не меньше 9 человек.

Игроки становятся парами одна позади другой, изображая высокие ворота. Водящий под музыку проходит под воротами, выбирая себе пару, затем становится впереди всех пар. Вновь оставшийся без пары становится водящим. Водящих может быть несколько.

4. «Игровой модный рок»

Игроки становятся парами в кругу лицом друг к другу. Ведущий заранее показывает движения, которые надо будет выполнять под музыку: приставные шаги вправо-влево на четыре счёта (с ударом на «4»), затем 4 шага назад (с ударом на «4» и хлопком в ладоши), потом 4 шага вперёд, но возвращаясь не в свою пару, а смещаясь влево – к новому партнёру (партнёрше). Затем движения выполняются в музыку.

5. Игра «Встаньте в круг по...»

Количество игроков: не меньше 8 человек.

Звучит музыка, дети танцуют произвольно, стоя в общем кругу. По хлопку водящего или остановке музыки игроки должны перестроится в круг из того количества участников, которое назовёт водящий, и снова танцевать, но уже в новом составе.

6. Игра «Запрещённое движение»

Количество игроков: любое.

Дети встают в круг танцевать. Учитель сообщает, что будет показывать произвольно под музыку движения, которые ребята должны будут повторять, но одно из них – запрещённое, и его повторять не нужно. Выйдет из круга тот, кто повторит запрещённое движение. Затем водить уже может кто-нибудь из детей, придумывая самостоятельно запрещённое движение.

7. Игра «Большая прогулка»

Количество игроков: не меньше 8 человек.

Игроки становятся парами по кругу. Ведущий заранее показывает движения, которые надо будет выполнять под музыку: дети, держа друг друга за руки, идут по кругу 6 шагов, на «7-8» поворачиваются друг к другу, затем на 4 счёта расходятся, хлопают 3 раза, топают 3 раза и сходятся, смещаясь влево – к партнёру - соседу. Затем движения выполняются в музыку.

8. Игра «Заглядывание»

Количество игроков: любое.

Все стоят в кругу, под музыку танцуя. А двое сидят на стульях в центре спина к спине, изображая танец на стуле. Музыка останавливается, танцоры должны повернуть голову влево или вправо. Если они повернутся в одну сторону, то уйдут танцевать в круг, а на их место придёт новая пара по выбору учителя. Если те, что на стульях, повернутся в разные стороны, то будут находиться там до тех пор, пока их поворот головой не совпадёт. Если и после третьего раза танцоры на стульях не посмотрят в одну сторону, то, по просьбе учителя, они должны будут освободить стулья для другой пары.

9. Игра «Танец на стуле»

Количество игроков: любое.

Дети сидят на стульях, которые стоят в ряд. Учитель тоже сидит на стуле напротив ребят и под музыку показывает произвольные движения. Дети стараются успеть повторить за учителем. Музыка останавливается, учитель приглашает на своё место кого-нибудь из желающих.
Новый водящий показывает свои движения, и все за ним повторяют, затем своё место освобождает другому водящему. Музыка может быть разной.

10. Игра «Кто первый?» (со скакалкой)

Количество игроков: любое.

Дети сидят на стульях, которые стоят в ряд. Двое водящих сидят на стульях перед ними спинами друг к другу на расстоянии и под музыку танцуют. А на полу под их стульями лежит скакалка так, чтоб, нагнувшись вниз, водящий смог дотянуться рукой и во время остановки музыки вытянуть скакалку в свою сторону. Музыка останавливается и, тот, кто первый вытягивает скакалку в свою сторону, остаётся на месте, выбрав себе нового соперника. Музыка может быть разной и звучать не долго.

11. Игра «Если весело живётся, делай так»

Количество игроков: любое.

Ведущий поёт и показывает, что нужно делать, а игроки повторяют. Движения могут быть любые.

(показывает первое движение).
Если весело живётся, делай так
(показывает второе движение).
Если весело живётся, пусть нам солнце улыбнётся.
Если весело живётся, делай так
(показывает третье движение).

Затем водящий меняется. Водящим может быть кто-нибудь из детей.

12. Танцевальная игра «Водим хороводы»

Количество игроков: от 6 человек.

Участники встают в круг, а ведущий задает им вопрос: «Наши уши хороши?». Ответ: «Хороши». Вопрос: «А у соседа?». Ответ: «Лучше!». Каждый участник берет за уши соседей справа- слева, и все танцуют по кругу, приговаривая: «Мы танцуем от души- от души! Наши уши хороши-хороши!» (2 раза). И далее ведущий называет другую часть тела, например: локотки, руки, ноги, колени, лопатки. Ведущим может быть любой, но после того, как все участники запомнят правила игры.

Второй вариант «Лавата»

Количество игроков: любое.

Ведущий: Давайте разучим слова нашей песни:

Дружно мы танцуем тра-та-та
Танец наш веселый Лавата (2 раза повторить).

Ведущий: «Наши руки хороши! А у соседа лучше!». (Все берутся за руки и поют.)

И т. д., каждый раз меняя положение рук. («Голова хороша, уши хороши, колени хороши» и т. д.)

13. Танцевальная игра «Как мы умеем танцевать»

Количество игроков: от 5 человек (с верёвкой или скакалкой).

Участники игры выстраиваются в ряд. Включается музыка, желательно веселая. Участники начинают танцевать. В это время любые двое натягивают веревку и идут в сторону танцующих. Задача игроков - перешагивать каждый раз, не задевая веревки, которую с каждым разом поднимают всё выше и выше. Тот участник, который продержался дольше всех, является победителем.

14. Танцевальная игра «Танец встреч и расставаний»

Количество игроков: любое.

Во время очередного динамичного танца, который дети, как правило, исполняют в общем кругу, ведущий предлагает выбрать солиста и солистку. Как только таковые окажутся в центре всеобщего внимания, ведущий пояснит, что эта пара будет танцевать в центре круга недолго. Как только музыка прервётся (а она обязательно прервётся секунд через 20–30, об этом позаботится диджей), партнёр, под бурные аплодисменты танцующих, попрощается с партнёршей и пригласит в круг вместо себя другого солиста. Музыка снова зазвучит, и все зааплодируют главной паре в обновленном составе. Но - снова пауза, и на этот раз партнёрша под аплодисменты собравшихся поблагодарит за танец партнёра, а вместо себя пригласит другую солистку. Так в солирующей паре меняются по очереди партнёр и партнёрша, и сохраняется интрига: кто же будет следующим?

15. Танцевальная игра «Партнёры и партнёрши»

Количество игроков: 6 девочек и 5 мальчиков.

Мальчики становятся в круг, можно, чтобы не подглядывали, спинами друг к другу. Включается музыка, и девочки начинают танцевать (бегать) по кругу вокруг партнёров или от партнёра к партнёру. Как только музыка заканчивается, каждая девочка должна встать перед партнёром. Та, кому партнёра не хватило, выбывает и забирает с собой одного из партнёров.

Второй вариант: партнёрши стоят, а партнёры вокруг них танцуют.

Третий вариант: «Музыкальные стулья». Стульев должно быть на один меньше, чем участников. Правила игры те же.

16. Игра «Музыкальные предметы» (шляпы, шары, подарки, игрушки)

Количество игроков: любое.

Количество предметов должно быть на один меньше, чем игроков.
Вариант игры: передают под музыку шарики, а их на один меньше, чем участников. Музыка останавливается, и выходит тот, у кого нет шарика. Если шарик лопнул, то игрок тоже выходит из игры. Или вместо шаров игроки передают и надевают на себя шляпы. Причем можно самому снимать с другого игрока шляпу, а не ждать, пока ее передадут. Во время остановки музыки выходит тот игрок, у которого не будет в руках предмета.

Второй вариант: передавать один предмет. И во время остановки музыки выходит тот игрок, у которого в руках будет оставаться предмет. Кто последним останется без предмета, тот и станет победителем.

Третий вариант: если играть с подарком, то его заберет тот, у кого этот подарок останется по окончании музыкального отрывка. Так можно интересно раздать подарки.

17. Танцевальная игра «Арам-зам-зам»

Количество игроков: любое.

Игроки становятся в круг и под руководством учителя разучивают движения: на фразу «арам-зам-зам,арам-зам-зам» делаем 3 хлопка по коленкам с повтором; на фразу «гули-гули-гули-гули-гули» делаем «ролли-полли» – вращение согнутыми перед собой руками по кругу от себя (пальцы собраны в кулачки); на фразу «рам-зам-зам» – повторяем первое движение; первое и второе действия ещё раз со словами повторить; затем на фразу «арафик- арафик» делаем наклон корпуса вперёд со скрещенными на груди руками
(два раза); потом повторяем действия на фразу «гули-гули-гули-гули-гули-рам-зам-зам». Выучив слова и движения, танцуем под музыку: на месте, двигаясь по кругу, в паре напротив друг друга.

18. Танцевальная игра «Праздничный поезд»

Количество игроков: любое.

Дети становятся друг за другом, держась за руки (за бёдра соседа). Учитель впереди всех – водящий. Звучит музыка, все начинают двигаться за водящим, повторяя за ним движения, которые он делает произвольно, добавляя фразы: «Лево руля! (повернуть налево.) Право руля! (повернуть направо) Горы! (

подняться на носочки.) Тоннель! (присесть или наклониться.) Передний ход! (Двигаться вперёд.) Задний ход! (двигаться назад.) Остановка!» (меняется водящий.)

Второй вариант «Танцевальная змейка»: водящий на ходу придумывает движения без фраз, а остальные за ним повторяют. Когда музыка прервётся (через 20 сек.), водящий уходит в конец змейки, а новым водящим становится его сосед прежнего.

19. Игра «Танцевальная фигура замри»

Количество игроков: любое.

Ведущий стоит спиной к игрокам и произносит слова:

Весело хлопаем – раз.
Здорово прыгаем – два.
Кружимся,кружимся – три.
Танцевальная фигура замри.

Игроки в это время хлопают в ладоши, прыгают, кружатся, а затем замирают на месте в танцевальной позе. Ведущий поворачивается и выбирает на своё место того, чья танцевальная фигура ему понравилась.

Второй вариант: вместо слов ведущего звучит музыка – дети танцуют. Музыка прерывается, ведущий выбирает нового ведущего.