Играем в сказку. Конспект занятия «Играем в сказку. Мечтаем о будущем

Я люблю предновогоднюю гонку, люблю эти эмоции, предвкушение. Хотя, признаюсь, часто успеваю всё сделать в последний момент. Особенно сейчас, когда работаю офф-лайн полную рабочую неделю.

Вот и в этом году: ещё не все подарки куплены, чемоданы не то, что не собраны, а даже список вещей не составлен, адвент не дописан, а нам через неделю уезжать. Вот что первоначально? Ну…. наверное, адвент. Он у нас в этом году не обычный, этакий адвент для петешественников — в виде альбома. Его делает моя мама (потом покажу), а я отвечаю за задания и письма. И вроде всё понятно и ясно, ведь едем к снегу, с ним и будем играть, но вот не хватает мне игр и заданий для маленького Сандрика.

Вернее не хватало. Ведь буквально нескольку минут назад я узнала, что Женя Ясная специально приготовила комплект с новогодними играми для малышей, рассчитан по возрасту на 2+, и как раз идеально нам подходит, так как мы как раз учим буквы и считаем в пределах 10. В общем, я прям вздохнула свободно и сейчас всё распечатаю. Одним делом меньше 🙂

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня у меня замечательная новость! Особенно для тех, кто подходит с особой тщательностью к подготовке нового года с детьми, для тех, кто устраивает календари ожидания и впускает сказку в свой дом в преддверии зимних праздников.

Дело в том, что мы снова, как и в прошлый год, решили с Машей Костюченко и Женей Ясной помочь мамам спланировать и провести подготовку праздника. Мы рады представить вам свой новый новогодний проект «Почта Деда Мороза»!

Дорогие друзья, сегодня я хочу рассказать вам про новый проект моей подруги и самой, на мой взгляд, креативной мамочки на свете, Юли Матроскиной. Ну, и про моё в нём скромное участие. Проект называется «Мы играем в театр», и его название говорит уже само за себя. Поэтому, приглашаю вас играть в театр вместе с нами! За проектом можно будет следить в блоге у Юли или в Инстаграме. Все последние новости будут появляться в наших акаунтах: @yu_matroskina и @shkurinamaria. Присоединиться к проекту можно в любой момент.

Ну, а теперь про мою роль. Мне выпала честь написать сценарий для первого спектакля Юлиного проекта. Вы найдёте его ниже. А Юля расскажет вам, как сделать сцену, декорации, кукол для домашнего театра. И ещё много разных мелочей про которые я даже и не подозревала.

Да-да, именно в космос! Приглашаю вас занять свои места в космическом аппарате, пристегнуть ремни, приготовиться к обратному отсчёту, ведь совсем скоро, 1 апреля 2015 года, стартует наш новый проект по астрономии «Галактика приключений» !

Над этим проектом мы с Машей Костюченко работали больше года. Я написала к нему десять больших , в которых постаралась понятным ребёнку языком рассказать о звёздах и планетах, нашей солнечной системе, космических аппаратах, жизни на МКС и многом другом. Маша же придумала для проекта невероятное количество игр, заданий, карточек и даже настольную игру. Проект получился ярким, красивым, с огромным количеством игрового материала. В него вы будете играть на протяжении нескольких месяцев! Уж поверьте мне.

Доброго всем вечера!

Я очень редко рассказываю и показываю, во что мы играем с Сонечкой. У меня в компьютере хранятся сотни фотографий, которые так и не дождались того, чтобы я написала к ним статью.

Но в этот раз я просто не могу удержаться, чтобы не похвастаться. Я очень горда, какую красоту мы с Сонечкой сотворили, особо беря во внимание, что времени вот так поиграть — совсем мало. Но накануне того вечера, мы как раз прочитали зимнюю сказку из журнала «Моя мама – Василиса» , и уроки сделали у меня в библиотеке, так что хотелось играть и творить, что мы собственно и сделали.

За шаблон замка большое спасибо Жене Ясной! Его можно скачать в группе «Моя мама – Василиса» ВКонтакте . Вот так мы его раскрасили и украсили. Снег смастерили, как и советовала Маша Костюченко в статье про Северный Полюс.

Дорогие мамочки и детки, вот и пришло время нам с вами снова отправиться в сказку вместе с Алёнкой, Егоркой, Данилкой, их мамой Василисой и папой Иваном. Я думаю, что многие из вас уже поняли о чём я говорю – вышел в свет второй, летний, номер нашего сказочно-игрового журнала «Моя мама – Василиса»! Он получился не менее увлекательным и интересным, чем весенний номер.

В летнем номере дети отправляются на каникулы в сказку, в Тридевятое царство к своему дедушке царю Берендею и бабушке царице Марфе. Алёнка, Егорка и Данилка замечательно проводят время с бабушкой и дедушкой, пока вдруг не узнают

Для начала нам нужен был плот из веточек, я его худо-бедно смастерила, мы посмотрели, как он держится на воде, а потом София целый час занимала себя тем, что проверяла, предметы из каких материалов держаться на воде, а из каких тонут. Заодно выяснила, что если поставить на лёгкий пластиковый или деревянный предмет что-то тяжёлое, то потонет всё вместе.

Сказки онлайн

Давайте почитаем сказки! Все дети и взрослые любят их. Здесь всегда добро побеждает зло. Увлекательный сюжет и конечно же волшебство наших онлайн сказок займут фантазию ребёнка. Чудеса и интересный сюжет отвлекут его от беготни и шумных игр. Сказки выполняют не только развлекательную роль. Давно подмечено, что сказки учат нас, через сказку ребенок познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Недаром народная мудрость передаётся через сказку из поколения. Представленные сказки можно читать как самим, так и слушать сказки онлайн. Это замечательное решение для современных родителей и их детей. Слушая сказки, рассматривайте персонажей на красочных иллюстрациях и смотрите, как они оживают. Вы можете поиграть с ними в игры, которые встроены в книжку со сказочной историей, как на компьютерах, так и на мобильных устройствах. Здесь Вас ждет увлекательное путешествие в сказочный мир.

Факультативный курс «Театр в начальной школе»

Тема: «Играем в сказку »

Цель деятельности учителя: создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка; умения передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями; ч ерез игровые упражнения помочь детям избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов; помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения.

Планируемые результаты:

Предметные: имеют представление о театре, жестах, мимике, интонации.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Личностные. У обучающего будут сформированы:положитель­ное отноше­ние к внеурочной деятельности, интерес к изучаемому материалу, знание основных моральных норм поведения, доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи; обучающийся эмоционально «проживать» сказку, ситуацию, выражать свои эмоции, понимать эмоции других; учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса.

Регулятивные. Обучающийся научится:принимать и сохранять учебную задачу и включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, принимать позиции слушателя, зрителя, актёра в соответствии с учебной задачей; обучающийся получит возможность научиться : адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные . Обучающийся научится:понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ, используя мимику, жесты, интонацию; проводить сравнение; обучающийся получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения поставленной задачи, анализировать, обобщать.

Коммуникативные . Обучающийся научится:при­нимать участие в работе парами и группами, до­пускать существование различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости; обучающийся получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, принимать другое мнение и позицию; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Формы и методы : коллективная, групповая, индивидуальная; словесный, игровой, практический .

Виды упражнений: упражнения на выразительность голоса, мимики, жестов.

Драматизация сказки Ю. Кушак «Репка», кукольный спектакль (представление на ширме) «Три поросёнка» И.П.Максимовой.

Оборудование: компьютер, презентация, ширма с декорациями к сказке «Три поросёнка», перчаточные куклы; костюмы к сказке «Репка».

Ход занятия:

    Актуализация знаний. Постановка цели.

Психологический настрой. Слайд 1

Дети, как я рада, что мы опять собрались все вместе. Я с удовольствием смотрю на ваши симпатичные лица. Стряхните сон! Пожелайте друг другу удачи. Сегодня у нас много интересной работы.

Тема нашего занятия « Играем в сказку». Как вы думаете, чем мы будем заниматься? (Мы будем продолжать учиться передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями.)

    Начнём наше занятие с речевой разминки . Слайд 2

А) Жужжала муха около уха. Ж-Ж-Ж

Летел комар и звенел. З-З-З

Скакала лошадка. Цок-цок

Рычал тигрёнок. Р-Р-Р

Ползла змея. Ш-Ш-Ш

Б) Скороговорка

Женя с Жанной подружилась.

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

III . Усвоение новых знаний и способов действий.

Слайд3

Сл4 Прочитай как артист!

сл5 -6 Угадай сказку!

Инсценирование сказки Ю.Кушак «Репка» на новый лад.

Чему учит сказка?

IV . Физминутка «Вуги-вуги»

Творческие задания на развитие пантомимики:

1.Взять со стола карандаш так, как будто это:

  • горячая печеная картошка

    маленькая бусинка.

2.Определить по походке прохожего (балерина, солдат, задавака, старый человек, манекенщица)

3. Показать частями тела: работа в группе

    как твои плечи говорят: «я горжусь».

    как твоя спина говорит: «я старый, больной человек».

    как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю это печенье…»

    как твое ухо говорит: «Я слышу птичку».

    как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится…»

    как твой палец говорит: «иди сюда».

4.Превращение предмета
Варианты превращения разных предметов:

    карандаш или палочка - ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

Специальная театральная игра: «Одно и тоже по-разному» .
I группа - задание «сидеть». Возможные варианты:

а) сидеть в кабинете у зубного врача;
г) сидеть у шахматной доски;
д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.

II группа - задание «идти». Возможные варианты:

а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;
б) идти по горячему песку;
г) идти по бревну или узкому мостику;

III группа - задание «размахивать руками».

Возможные варианты:

а) отгонять комаров;
б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
в) сушить мокрые руки и т.д. чистить картошку

Мы приглашаем присутствующих в наш кукольный театр.

Представление на ширме «Три поросёнка» (И.П.Максимова)

Чему учит сказка?

V . Подведение итогов. Рефлексия. Слайд 10

Благодарим всех за внимание. Успехов вам, ребята!

Сказка “Репка”.

Возле дома огород. Бабка с внучкой у ворот.
Жучка – хвост колечком, дремлет под крылечком.
На крыльцо выходит дед, он в большой тулуп одет.
Из открытого окна деду музыка слышна.
“На зарядку, на зарядку становись!”

Дед. У меня здоровье крепкое, посажу-ка лучше репку я.

Бабка. И у бабки без зарядки, слава богу все в порядке!

Внучка. Клонит бедную ко сну! С понедельника начну.

(Выходят Жучка и кошка.)

Жучка. Поиграем лучше в прядки!

Кошка. Обойдемся без зарядки.

Жучка за кошкой, Кошка – в окошко.
Выходит мышка в спортивных штанишках,
Майка на теле, в лапках гантели.

Мышка .

Раз и два! И три – четыре! Стану всех сильнее в мире!
Буду в цирке выступать – бегемота поднимать!

Дед. Ох, умаялся с утра.... (Уходит).

Бабка. Да и мне на печь пора. (Уходит или садится на лавку.)

Звучит музыка. “На зарядку, на зарядку становись”.

На крылечке снова дед. Видит репу в огороде и себе не верит вроде.
Встал он возле репки – репка выше кепки.
Из открытого окна та же музыка слышна.
Эх, бульдозер бы сюда, без него – совсем беда!

Дед. Тянет – потянет – вытянуть не может.

Где ты, бабка?

Бабка. Я сейчас! Ай да репка удалась!

Дед. Как тянуть? С какого боку? Выйди внучка на подмогу!

Внучка. Ломит спину, ноют ручки! Нет, не справиться без Жучки.

Жучка. Разбудить придется кошку. Пусть потрудится немножко!

Бабка. Мышку кликнуть бы на двор.

Кошка. Мышку звать? Какой позор! Мы пока и сами, кажется, с усами.

Мышка.

Чем топтать без толку грядку – становитесь на зарядку.
Чтоб за дело браться, надо сил набраться!

Бабка.

Влево – вправо, влево – вправо, получается на славу!
Встали! Выдохнуть, вздохнуть! А теперь пора тянуть!

А Вы знаете, что сказкотерапия – это замечательный способ снятия стресса для ребенка?! Играя в сказку, изображая одушевленные и неодушевленные предметы, подражая их речи, фантазируя в образах различных героев, ребенок выплескивает накопившиеся эмоции, расслабляется, получает массу удовольствия и заряд радости. А еще игра в сказку – это отличный способ развития речи и расширения кругозора.

Сказкотерапия для родителей. Прием 5: играем в сказку

Попробуйте действительно поиграть в сказку, не запирая ребенка в рамки сказочного сюжета или образа персонажа. Ведь наша задача – не инсценировать сказку, не устроить настоящий или пальцевый (хотя это, безусловно, интересно и познавательно). Мы лишь хотим выпустить чувства и эмоции ребенка на свободу, поощрить его фантазию, да и просто дать возможность «побеситься».

Как же поиграть с ребенком в сказку?

С ребенком помладше (2-3 года) можно играть в хорошо знакомые народные сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят» и др. Малышам нравится подражать взрослым, поэтому они с удовольствием включатся в совместное действо. Тяните вместе импровизированную репку, стройте теремок из кубиков и заселяйте его любыми персонажами, слепите «золотое» яичко с сюрпризом внутри и разбейте его, сделайте полосу препятствий и побудьте колобками...

С ребенком старше трех лет интересно играть и в более сложные, авторские сказки. В таких сказках нет привычных повторений, но зато есть увлекательный сюжет. Убедитесь, что сюжет сказки понятен ребенку, что сказка ему нравится. И можно приступать к игре: ходить в гости к персонажам, придумывать продолжение сказки, петь песни от имени персонажей, преображаться в героев при помощи обычных вещей, устраивать домашние конкурсы «Кто лучше изобразит героя» и т.п.

Подобные игры в сказку подходят для всей семьи, когда и дети, и родители, и бабушки с дедушками играют наравне, не боясь показаться смешными.

А теперь, для примера, небольшая сказка Л. Яхнина «Лошадка». Думаю, Ваш малыш не откажется поиграть в лошадку: побыть веселой лошадкой и изобразить, как лошадка бегала по лугу, возила грузы в тележке, выступала в цирке, участвовала в скачках и даже была карусельной лошадкой.

Лошадка
Маленькая лошадка бегала по кругу.
«Скучно просто бегать», - думала она.
- Буду возить вещи в тележке, - решила она.
- Теперь вещи возят на грузовиках, - объяснила мама.
- Буду выступать в цирке! – придумала Лошадка.
- А ты умеешь танцевать? – спросил ее дрессировщик.
- В зоопарке возят в тележках детей, - вспомнила Лошадка.
- У нас особенные лошадки – крохотные пони, - сказали ей.
- Буду участвовать в скачках! – и Лошадка отправилась на стадион.
- Ты еще маленькая, - покачал головой наездник.
Совсем заскучала Лошадка:
- Неужели я никому не нужна?
И тут прибежал карусельщик.
- Нужны карусельные лошадки! – кричал он.
Теперь маленькая Лошадка кружит на карусели. Самое замечательное дело – радовать детей!

Шорохова О.А. – Играем в сказку.

Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников

В книге предлагается авторская Программа развития языковой личности ребенка. Представлены два направления работы с Дошкольниками: сказкотерапии (для всех возрастных групп) и занятия по развитию связной монологической речи (для старшего дошкольного возраста). Данный цикл занятий поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизации.

Дошкольным работникам будут интересны рекомендации по созданию благоприятной Психологической атмосферы, определению оптимального состава группы, обеспечению рациональных условий пространства и времени, а также по использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи с учетом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, произвольность, эмоциональная устойчивость, творчество.

Пособие предназначено для воспитателей дошкольных учреждений, психологов, Логопедов.
УДК 373 ББК 74.100.5 Ш78

Рецензент: д-р психол. наук, профессор ПА. Подымов


Шорохова О.А.

Ш78 Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 208 с. - (Программа развития). ISBN 5-89144-663-4
УДК 373 ББК 74.100.5

ISHN > К"» I " M ЬМ-4
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии 7

Обшая характеристика сказкотерапии 7

Методические приемы 8

Правила проведения сказкотерапии 13

Психологическая атмосфера занятий 13

Состав группы 14

Условия пространства и времени 14

Программа по сказкотерапии 15

Младший дошкольный возраст 15

Сказкотерапии: «Корова Буренка» 15

Сказкотерапии: «Кот Васька» 21

Сказкотерапии: «Добрая темнота» 27

Сказкотерапии: «Цыпленок-хвастунишка» 33

Сказкотерапии: «Ласковый цветок и сердитые тучки» 39

Средний дошкольный возраст 45

Сказкотерапии: «Цветок-лепесток» 45

Сказкотерапии: «Жадный великан» 52

Сказкотерапии: «Каприза» 58

Сказкотерапии: «Снежинка-пушинка» 64

Старший дошкольный возраст 70

Сказкотерапии: «Зайка-зазнайка» 70

Сказкотерапии: «Волшебные слова» 76

Сказкотерапии: «Непослушный Ваня» 82

Сказкотерапии: «Малыш-трусиш» 89

Сказкотерапии: «Страна солнца» 95

Сказкотерапии: «Кривляки» 101

Сказкотерапии: «Злой принц» 108

Сказкотерапии: «Доброе превращение» 115

Развитие связной монологической речи старшего

дошкольника на занятиях 122

Основные направления работы 122

Программа по развитию связной монологической речи

старших дошкольников 129

Этап 1. Знакомство с жанровыми особенностями

сказок, малыми формами. Тема «Лиса и козел» 129

Занятие 1. Рассказывание русской народной сказки

«Лиса и козел» 129

Занятие 2. Пересказывание сказки «Лиса и козел» 131

Занятие 3. Рассказывание сказки СВ. Михалкова

«Упрямый козленок» 134

Занятие 4. Придумывание загадок о литературном

герое (козле из сказки «Лиса и козел» и козлике

из сказки СВ. Михалкова «Упрямый козленок») 137

Занятие 5. Ифа-драматизация русской народной

сказки «Лиса и козел» (с режиссерскими

дополнениями диалогов персонажей) 141

Занятие 6. Коллективное рассказывание сказки

по серии сюжетных картин «Друзья» 143

Занятие 7. Сочинение частушек 147

Занятие 8. Придумывание небылиц, игра-фантазирование

по русской народной сказке «Лиса и козел» 150

Этап 2. Соотнесение темы и названия литературных произведений.

Тема «Лень и труд» 153

Занятие 9. Рассказывание украинской народной

сказки «Колосок» 153

Занятие 10. Пересказывание украинской народной

сказки «Колосок» 155

Занятие 11. Игра-драматизация украинской народной сказки «Колосок» (с режиссерскими дополнениями образных характеристик персонажей) 158

Занятие 12. Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картин «Ленивая Галина и трудолюбивая Марина» 160

Занятие 13. Знакомство со сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» (рассказывание, просмотр мультипликационного фильма) 165

Занятие 14. Придумывание загадок о личностных качествах литературных героев (Рукодельница, Ленивица), составление частушек 167

Занятие 15. Ознакомление с новым жанром - басней.

Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» 170

Занятие 16. Придумывание небылиц, играфантазирование по украинской народной сказке «Колосок» (сказка «наизнанку»: мышата трудолюбивые, петушок ленивый) 172

Этап 3. Ознакомление с приемами создания сказок.

Тема «Фантазеры» 174

Занятие 17. Рассказывание русской народной сказки

«Лисичка-сестричка и серый волк» 174

Занятие 18. Пересказывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» (с опорой на воображаемый план) 176

Занятие 19. Ифа-драматизация русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» (с режиссерскими дополнениями о разных характеристиках персонажей) 179

Занятие 20. Составление рассказов по пословице «По работе и нафада» (в ситуации письменной речи, «распутывание» небылиц) 181

Занятие 21. Знакомство с волшебной русской народной сказкой «По щучьему веленью» (прием тройственности, повторы, волшебные превращения) 183

Занятие 22. Коллективное составление юмористической сказки по серии сюжетных картин «Волк на рыбалке», сравнение со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» 184

Занятие 23. Чтение сказки Дж. Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка» 189

Занятие 24. Ифа-фантазированис (показ плоскостного теафа), придумывание сказки «Хитрая лиса». «Салат» из сказок «Лисичка-сестричка и серый волк» и «Лиса и козел» 190

Занятие 25. Рассказывание мордовской сказки «Как собака друга искала» 192

Занятие 26. Пересказывание сказки «Как собака друга искала» 193

Занятие 27. Показ плоскостного театра по мордовской сказке «Как собака друга искала» 195

Занятие 28. Составление рассказа «У меня пропал щенок» 196

Занятие 29. Чтение басни Л.Н. Толстого «Собака и ее тень» 198

Итоговый этап 199

Занятие 30. Придумывание сказки «Машенька и щенок» 199

Введение
В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).

Так, например, эмоциональная неустойчивость школьников может привести к увеличению частоты пауз, сокращению длины отрезка речи между ними. Дети, чаще испытывающие отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения, в отличие от сверстников, склонных к положительным переживаниям.

Креативность личности подростка проявляется в творчески оформленных высказываниях, насыщенных собственными аргументами, доказательствами, образными выражениями (метафорами, фразеологизмами), выражением личного отношения к фактам и событиям.

По мнению ученых, высокий уровень речевого развития у взрослого человека отражает высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур. Низкий уровень, наоборот, указывает на отсутствие духовной зрелости, недостаточный потенциал личности. Недоразвитие какого-либо аспекта языковой компетенции может тормозить становление личности в целом.

Дошкольный возраст - уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому психологу, воспитателю следует заботиться о развитии связной монологической речи воспитанника с учетом свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.

Изучение речи вне личности значительно ограничивает возможности поиска методических путей становления коммуникативных черт характера дошкольника.

Мысль о многоаспектном проявлении личности в речи и речи в личности стала лейтмотивом данного пособия, игры и занятия кото рого основаны на методе сказкотерапии и вариативном обучении детей пересказыванию, а также придумыванию собственных сказок. Подобный подход представляется перспективным, благоприятствующим становлению ребенка как языковой личности, представляющей собой системность его качеств, объективированных в речи, связанных с развитием коммуникативно-потребностной сферы, приобретаемых в целях коммуникативной целесообразности и проявляемых в процессе совместной деятельности в межличностном общении.

В последнее время возрастает интерес к аспектам личностного и речевого развития. Между тем нерешенными остаются проблемы их взаимовлияния у детей дошкольного возраста. До сих пор динамика этих процессов в теории и на практике рассматривается обособленно.

Развивающее обучение ставит своей целью не формирование знаний, умений и навыков, а развитие личности ребенка. Традиционное обучение продолжает ориентироваться на развитие коммуникативной компетенции дошкольника (совокупности конкретных знаний и умений) вне учета субъектных свойств речи, определяющих речевое поведение (выбор речевых тактик в коммуникации) личности.

Наблюдения показывают, что традиционное обучение дошкольников пересказыванию строится на подражательной основе, преобладают репродуктивные приемы руководства. Функция ребенка на таком занятии исполнительская, а не развивающая. Дети отчужде-ны от самостоятельного выбора способов исправления ошибок и неудач пересказывания, оценочного этапа результатов обучения. Это препятствует развитию таких свойств личности ребенка, как самостоятельность, активность, творчество.

Проведенный нами хронометраж традиционной структуры занятия показывает, что большая часть (2/3) последнего затрачивается на чтение произведения, беседу по содержанию. Недостаточно времени остается на пересказ детьми сказки.

Отсутствие системы работы не дает возможности дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность в виду ограниченного времени на занятии, отводимого на пересказ сказки. Так, у детей нет возможности улучшить пересказ ни на основном, ни на последующих занятиях, поскольку традиционная методика обучения рассказыванию не предполагает повторного обращения к произведению.

Отсутствие результативности, успеха вызывает у ребят чувство эмоциональной неудовлетворенности и отрицательно сказывается на отношении к пересказыванию, закрепляет опыт механического подражания литературному образцу, не развивает самостоятельность, творческую активность.

Как показало исследование, дети 6 лет, пересказывая такие короткие и знакомые сказки для младшего дошкольного возраста, как «Курочка Ряба», «Колобок», затрудняются в самостоятельном выборе средств речевой выразительности (эпитетов, сравнений, образных выражений) и грамматически правильном оформлении предложений. Пересказ сказки «Лиса и петух», адресованной старшему дошкольному возрасту, вызывает еще более серьезные затруднения у детей.

Наблюдается неравномерность в раскрытии структурных частей (начало, середина, конец): чаще сокращаются начало и конец, в середине перечисляются действия героев, фрагментарны описания их внешнего вида. Усечение информации приводит к частичному нарушению логической последовательности содержания.

В пересказах сохраняется дословное повторение целых фраз, предложений из сказки, встречаются однотипные средства связи: например, частое употребление формально-сочинительной (союзы «и», «а», наречие «потом»), что нарушает связность изложения.

Как правило, дети заменяют распространенные предложения на ряд двуслоеных. В процессе изменения возрастает число слов, нарушающих связность изложения («вот», «ну», «это», «там»). Паузы нерешительности заполняются вокальными образованиями («м-м-м», «э-э-э»); пропускается подлежащее. Так, при передаче слов автора, ребенок не указывает, кому адресована реплика: «Иговорит: "Пошли к нам в гости, у нас там новоселье"». «И говорит: "Нет, я бы..."».

Допускаются неточности словоупотребления: «Заря стала наниматься», «Стало сееркаться», «Пошли куда (глаза) глядят». Дети неверно описывают характер движений персонажей: «зашла в дупло» (о лисе), «залез на дерево» (о петухе), «забросилась туда» (о собаке). Нередко повторяются одни и те же слова.

Сказка воспроизводится в замедленном темпе. В изложении часто встречаются текстовые повторы, свидетельствующие о затруднениях в планировании высказывания: «Им было, им было скучно там жить», «Ты мой красивый, ты мой красивый, ты мой этот...», «Т олько, только, только без друтга мне нельзя идти».

Таким образом, нарушение логики и последовательности в изложении, употребление однотипных связей, многочисленное присутствие элементов ситуативное™, пауз, лишних движений, интонационная и лексическая невыразительность негативно отражаются на развитии такой характеристики личности, как креативность.

Предлагаемая программа включает два раздела работы по развитию языковой личности дошкольника: игровую сказкотсрапию и специальные занятия по обучению пересказыванию и сочинению сказок.
Приведенные в пособии методические рекомендации по каждому разделу позволяют специалистам (психологам, воспитателям, к мопедам) предоставить ребенку возможность самореализации, проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности (придумывание собственных сказок, их драматизация, фантазирование по музыкальной композиции, психогимнастика, пантомимические и ритмические загадки, создание психологических портретов героев в проблемных ситуациях, показ разных видов театров).

Произведения для сказкотерапии написали воспитатели, методисты ДОУ № 136, 162 г. Твери - участники проблемных курсов, организованных автором при Тверском областном институте усовершенствования учителей.

Публикуемая программа по развитию личности и речи дошкольника разработана с учетом:


  • закономерностей развития связной речи и языковой личности, сформулированных в многочисленных исследованиях (Г.И. Богина, Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинки-на, Ю.Н. Караулова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, СЛ. Рубинштейна, A.M. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина);

  • нетрадиционных подходов к методике обучения родному языку дошкольников: пересказыванию от лица литературного героя, составлению наглядной пространственной модели к произведению, смысловой группировки текста, творческих заданий на развитие словесного творчества (Л.М. Гурович,- И.Я. Базик, Н.В. Захарюты, Н.В. Гавриш, Л.В. Ворошниной, О.С. Ушаковой);

  • практических аспектов использования сказок, психогимнастических этюдов в развитии свойств личности ребенка (Т.Д. Зинкевич-Евстигнесвой, И.В. Вачкова, Л.Д. Коротко-вой, М.И. Чистяковой).

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В СКАЗКОТЕРАПИИ


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКАЗКОТЕРАПИИ

Особенность предлагаемого цикла сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказкотерапия - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений.

В программе по сказкотерапии развитие личности и речи дошкольников осуществляется по следующим направлениям.


  1. Активность: от потребности в эмоциональной разрядке - через самовыражение в активном действии - к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.

  2. Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов - через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве - к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.

  3. Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном дей-ешии и выразительном слове - через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо-ритма, музыкальной композиции - к словесному фантазированию ПО музыкальной композиции.

  4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки - через адекватное эмоциональное отреагированис собственного негативного опыта в действии, ритме и слове - к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.

  1. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений - через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков - к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.

  2. Связная речь: от: продолжения фраз взрослого - через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов - к творческим импровизациям по сюжету.
Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.

Представленная в пособии программа по сказкотерапии представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника: словесные методы (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование), пантомимические этюды, ритмические упражнения, музыкальные зарисовки.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ

Методические приемы

В системе работы по сказкотерапии нами выделены три этапа работы с дошкольниками.

1. Познавательно-аффективная ориентировка.

Цели: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа.

Игровые приемы: словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.

2. Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций.

Цели: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятии тембра, динамики, мелодики музыкальной композиции, выполнении выразительных движения И ритмического рисунка.

Игровые приемы: словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки; упражнения на релаксацию.

3. Выражение замещающей потребности.

Цели: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний - потребностей в играх-фантазиях по сказке.

Игровые приемы: для младшего дошкольного возраста - совместная словесная импровизация, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров; для старшего дошкольного возраста - фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров.

Особое место в данной программе отводится речевым играм. Они широко используются на разных этапах работы в тесной связи с другими методами и приемами. В словесной режисерской игре речевые игры помогают детям понять эмоциональные состояния и поступки персонажей; в словесном комментировании - углубляют осознание собственных чувств в пантомимических ритмических этюдах; в словесном рисовании - подводят к употреблению уместных языковых средств для создания психологических портретов героев сказки. С одной стороны, это обогащает словарь, с другой - каче-ственно влияет на возникновение интереса к языковому богатству и самостоятельному словесному творчеству. Речевые задачи помогают в решении общей цели каждого из этапов работы, поэтому в качестве самостоятельных в ряде случаев, не выделяются.

Игровые методы и приемы в программе используются в определенной последовательности с учетом возрастания требований к развитию ребенка в каждой группе.

Словесная режиссерская игра. Данный метод преследует три основные задачи.

1. Воспитывать умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений. Такие альтернативные вопросы, как: «Какое настроение передает музыка: грустное или веселое?», «Музыка быстрая или медленная?», «Что можно делать под такую музыку: весело играть на полянке или плакать?», - позволяют дошкольникам ориентироваться в динамике и мелодике музыкальной композиции. По характеру музыкального отрывка они вспоминают, что происходило с героями сказки.

С помощью лексических средств (прилагательных, наречий) дети определяют свои эмоции, чувства, возникшие в момент слушания музыки. Постепенно к старшему дошкольному возрасту у ребенка при восприятии музыкальной пьесы, имеющей похожие ритмическую организацию и динамические оттенки, образуются музыкально-речевые связи. Дошкольник без труда описывает музыкальные впечатления эпитетами.
* Здесь и далее цифрами обозначаются отрывки (предложения) из скат­ки, зачитываемые воспитателем.

Дети старшего дошкольного возраста не только вспоминают сю-жеп ПО музыкальной композиции, но и формируют собственное отношение к героям с помощью фразеологизмов и образных выражений.

2. Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса. Наводящие вопросы побуждают ребенка представить эмоциональное состояние героя, подобрать нужную к проблемной ситуации интонацию, силу голоса.

С целью развития артикуляционного аппарата дошкольников используются звукоподражательные слова, голоса животных.

Для старших дошкольников предлагаются интонационные упражнения на изменение громкости голоса, тембра в зависимости от эмоционального состояния героя в определенных ситуациях.

Такие упражнения подготавливают ребенка к адекватному звуковому оформлению целого высказывания. В результате у детей вырабатываются интонационное чутье, сила голоса, дикция. Эти умения в дальнейшем служат опорой для развития таких важных качеств, как эмоциональность, выразительность, живость.

3. Знакомить с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов. Уточняющие вопросы направляют внимание дошкольников на содержательную сторону слова, понимание его смысловых оттенков, уточнение значений.

Широко применяются игры, в которых ребята продолжают высказывания взрослого. На первых порах дети учатся подбирать противоположные по смыслу слова.

Старшие дошкольники могут продолжить фразы взрослого, используя образные выражения и фразеологизмы из сказки.