Игровое занятие "играем в сказку". Шорохова О. А. – Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников Играем в сказку

Играем в сказку с детьми дошкольного возраста

Материал предназначен для воспитателей ДОУ, может быть интересен также педагогам дополнительного образования.Данные игры могут использоваться родителями в совместных домашних играх с детьми.

Игра с элементами драматизации: сказка для самых маленьких (для работы с подгруппой детей младшего дошкольного возраста)

Цель: учить действиям с театрами разных видов, развивать творческие способности.
Воспитатель:
- Сегодня я приглашаю вас в гости к сказке (звучит мелодия В. Дашкевича к передаче «В гостях у сказки»).
На лесной полянке жили-были маленькие зверята (воспитатель раскладывает кусочек ткани с изображением цветов, имитирующий цветочную поляну).

Это были зайчонок, медвежонок, лисенок, волчонок и ежонок (раздает детям картинки-фигурки пальчикового театра, они надевают их на средний и указательный пальцы).



Однажды они собрались на полянке все вместе.
Вдруг они увидели необычное животное (надевает на пальцы изображение щенка).


Они испугались и решили его прогнать, и громко затопали ногами. Как они это сделали? (дети «топают» пальцами-ножками зверей).
Но их новый знакомый не испугался. Тогда лесные звери решили испугать его и зарычали. Как они это сделали?(дети рычат).
Но новый знакомый снова не испугался. И громко залаял: гав-гав-гав!
Звери разбежались в разные стороны, но незнакомец так весело завилял хвостом, что звери обрадовались, запрыгали и побежали навстречу новому другу. Как они радовались? (дети выполняют свободные движения с фигурками персонажей).

Звери подружились и все вместе затанцевали под легкую музыку.
Так началась дружба лесных зверей и домашнего щенка, и так закончилась наша маленькая сказка.

Дидактическая игра «Сказочный куб» (для индивидуальной работы или работы с подгруппой из 3-4 человек)

«Сказочный куб» представляет собой со всех сторон оклеенный изображениями сказочных персонажей (или объектов живой природы) куб с наклеенным на каждой стороне вместо лица персонажа маленьким зеркальцем.
I вариант организации работы с кубом (младший дошкольный возраст):
Цель: ребенок должен представить себя сказочным персонажем (цветком, бабочкой и др.) и попытаться передать его настроение или свое настроение в новом облике.

Воспитатель:
- Посмотри внимательно на стороны кубика: кем бы ты хотел сейчас побыть? (Солнышком). Посмотри в зеркальце. Солнышко, какое у тебя настроение? Покажи. Если тебя закроет тучка, какое настроение у тебя будет? Какое настроение у солнышка, когда она встает? А какое, когда садится?..

Представь себя рыбкой. Как рыбка улыбнется своим друзьям? Какой растерянной она станет, когда заблудится среди водорослей? Какой строгой и серьезной она будет, когда станет взрослой?

Побудь немного ёжиком. Как он фыркает носом, когда разгребает сухие листочки в лесу? А как он затихает и прищуривает глаза, когда чувствует опасность?

Хочешь немного побыть клоуном? Кто такой клоун? (Человек, который веселит людей в цирке). Как он смеется? Как он плачет? Какую забавную рожицу он может изобразить, чтобы рассмешить детей в цирке?
(Задания предлагаются воспитателем на выбор, но не более трех в один раз).

II вариант организации работы с кубом (старший дошкольный возраст):
Цель: ребенок должен представить себя сказочным персонажем (цветком, бабочкой и др.) и, по заданию воспитателя говоря от его лица, попытаться передать его настроение, голос.

Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, какой интересный куб у меня в руках! Он волшебный! С его помощью можно рассказывать сказки, но не простые и хорошо нам знакомые, а новые, придуманные нами.
Для этого нужно посмотреть в зеркальце, представить себя тем сказочным персонажем, который изображен на стороне кубика и придумать, что он может сказать.
Итак, давайте начнем нашу сказку…
Жил-был на свете Зайчик-побегайчик (передает кубик одному из детей). Однажды он заблудился в лесу. Очень испугался и дрожащим голосом сказал: ……..
Испуганного зайчика увидел Медвежонок и решил ему помочь (передает кубик следующему ребенку). Он громко, но вежливо спросил: ……..
Зашуршал прошлогодними листьями ежонок, огляделся по сторонам, зажмурился от яркого солнца и проговорил, тихо и спокойно: ……..
Вы знаете, ребята, что с бедой можно справиться только всем вместе и дружно.
Посоветовались звери и придумали вот что: ……..
Так закончилась эта сказка.


Дата публикации: 10.04.18

Мастер – класс для родителей

«Играем в сказку»

Цель: познакомить родителей с приемами сочинения текстов сказочного содержания, как можно описывать героя, как возможно развивать сюжет сказочного текста.

Ход:

В духовной жизни людей на протяжении многих веков важное место занимала сказка – источник радости, мудрости и увлекательных чудес. Народное искусство позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является.

«Сказка – сладка, песня – быль», - гласит пословица. Все любят слушать и читать сказки, это выдуманные от начала и до конца истории.

Сказочный фонд очень разнообразен. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме («Курочка Ряба», «Репка»), и сказки с острым захватывающим сюжетом («Гуси – лебеди», «Кот, петух и лиса»).

Русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательноми образовательном значении сказок и указывали на необходимость широкого их использования. Дети и сказка неотъемлемы, они созданы друг с другом.

Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемыйисточник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка.

Этот прием Дж. Родари использовал в написании цикла «Сказки по телефону». Для работы с детьми необходимо приготовить два набо­ра картинок: 1) картинки с изображением животных и людей; 2) кар­тинки с изображением предметов. Из каждого набора наугад берут по одной картинке и, соединяя слова-обозначения при помощи предлогов или изменения падежа, придумывают предложение, которое и будет служить названием будущей сказки. Например, ребенок выбрал кар­тинки с изображением рыбки и какого-либо музыкального инстру­мента (скрипки, балалайки, трубы и пр.). Варианты названий сказок могут звучать следующим образом: «Рыба-скрипка», «Рыба в трубе», «Рыбка с балалайкой»

Новое свойство

Использование этого приема в отношении к знакомым сказкам придает им не только оригинальное колористическое решение. Он, практически, изменяет содержание знакомых сказочных сюжетов, то есть рождается новая сказка. Например, Колобок не из теста, а из смолы. Тогда сказка может выглядеть следующим образом: «...Катит­ся Колобок, а навстречу ему заяц. «Колобок, Колобок, я тебя съем». «Не ешь меня, я невкусный». «Я тебе не верю», - сказал заяц и только хотел схватить Колобка, как вдруг прилип к нему. Покатился Колобок дальше, и заяц не отстает. Навстречу им волк. Увидел Ко­лобка с зайцем и говорит: «Какая вкусная добыча и прямо сама в лапы идет». «Не ешь нас, волк, мы невкусные». Не поверил волк и только хотел схватить их, как тут же и прилип. Покатился Колобок дальше, а за ним прилипшие звери катятся, не отстают. Навстречу им медведь. Он тоже захотел съесть Колобка, зайца и волка, да не смог - прилип. Катится Колобок, а за ним звери недоверчивые, и тут им навстречу лиса. «Ох, вы мои вкусненькие. Мне же такой еды на сто лет хватит», - обрадовалась лиса, хвать добычу, да тут и прилипла. Покатился Колобок восвояси со своей добычей - к бабуш­ке и дедушке. Обрадовались старики: «И еда, и одежда сами в дом пришли». Заплакали звери: «Отпустите нас, мы больше не будем маленьких обижать». Пожалели их дед с бабой да и отпустили. А на прощание сказали: «В следующий раз верьте тому, что вам говорят». Использовать этот прием можно и как вполне самостоятельный, то есть без применения к знакомым сказкам. Персонажем нового сказоч­ного сюжета может стать любой обыденный предмет, объект, если ему приписываются несвойственные качества, например, «стеклянный че­ловек», «железный котенок» и т.п. Задаваемые качества могут быть самыми разнообразными: ледяной, снежный, пластилиновый, шоко­ладный, песочный, деревянный. Познакомить детей с этим приемом можно и с помощью стихотво­рения.

Сказки наизнанку.

Прием инверсии достаточно распространен в литературе. С его помощью придуманы любимые всеми произведения Б. Заходера «Кит и кот», Д. Свифта «Приключения Гулливера». Использовать этот прием для придумывания сказки можно в самых различных вариантах.

Вариант 1. «Свойства наоборот». Берется любая знакомая сказка, и ее героям приписываются прямо противоположные свойства. Напри­мер, сказка «Красная шапочка» зазвучит совершенно по-другому, если волк в ней будет маленький (или добрый), а Красная шапочка - большая (или злая), или Баба-Яга в сказках вдруг начнет совершать хорошие поступки.

Вариант 2. «Все наоборот». Придумать слова-рифмы: лед - мед; гном - гром; мех - смех; кот - бегемот; рыбка - скрипка и т. п. Затем все, что относится к первому слову (свойства, функции и пр.), переносится на второй объект и наоборот (так, как это сделал Б. Заходер в своей сказке). Рифмующиеся слова позволяют писать не толь­ко прозу, но и стихи.

Вариант 3. «Задом наперед». То есть рассказывание сказки не с начала, а с конца. Это довольно сложная задача, поэтому первона­чальное использование приема предполагает опору на картинки-ил­люстрации. Постепенно можно переходить к рассказыванию без на­глядного материала.

Сказки в заданном ключе.

Этот прием достаточно прост в освоении - с его помощью ребенок лишь несколько модифицирует сюжеты знакомых сказок. Существу­ет несколько вариантов использования приема для создания новых сказочных версий.

Вариант 1. «Введение в название сказки нового объекта». Прави­ла игры заключаются в следующем: в название хорошо знакомой ребенку сказки добавляется слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Колобок и воздушный шарик», «Волк, семеро козлят и компьютер», «Теремок-паровоз», «Гуси-лебеди и автомобиль», «Мальчик – с - пальчик и трактор», «Морозко и мячик» и т. п.

Вариант 2. «Я - герой сказки». Знакомая сказка, конечно же, каким-то образом изменится, если в сюжет, образную систему произ­ведения будет введен ребенок в качестве значимого персонажа. Пред­ложите малышу пофантазировать, что произойдет, если одним из ге­роев сказки станет он сам, или герои сказки придут к нему в гости (о чем они ему поведают?).

Составление сказок с помощью метода “Каталога”

Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Его суть в применении к синтезу сказок: построение связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.), стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего.

Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

Алгоритм построения тренинга

1. Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.

2. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок «находит», указав слово на открытой странице выбранного текста.

3. Ответы, “найденные” в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.

4. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.

5. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с

помощью книги (выведение алгоритма вопросов).

6. Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).

7. Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.

8. Через некоторое время воспитатель предлагает детям научить кого-нибудь из детей вспомнить вопросы, по которым составляется сказочный текст.

Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки).

Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.

Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:

Жил-был... Кто?

С кем он дружил?

Пришел злой... Кто?

Кто помог друзьям спастись?

Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы:

Жил-был... Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?)

Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда?

Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному

герою? Что стало со злым героем?

Где наши друзья стали жить?

Что стали делать?

(Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма сказок В.Я. Проппа).

Задается вопрос детям. Например: ”Жил-был кто?”

Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать

пальчиком на любое слово (например: “Жил-был... карандаш!”) Значит, история будет про карандаш, который попал в беду.

Следующий “ответ” на вопрос ищется на любой другой странице.

Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.

Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта необходимо:

- «Собирать» сюжет в быстром темпе.

Эмоционально реагировать на каждый “найденный” ответ (удивление, радость, ужас и т.д.).

Использовать приемы драматизации.

Прекратить искать “ответы” в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя элементы “мозгового штурма”.

По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных “ответов” и восстанавливали последовательность вопросов. Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и «читает» на них ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера.

Желаю вам успехов в составлении собственных сказок!

А Вы знаете, что сказкотерапия – это замечательный способ снятия стресса для ребенка?! Играя в сказку, изображая одушевленные и неодушевленные предметы, подражая их речи, фантазируя в образах различных героев, ребенок выплескивает накопившиеся эмоции, расслабляется, получает массу удовольствия и заряд радости. А еще игра в сказку – это отличный способ развития речи и расширения кругозора.

Сказкотерапия для родителей. Прием 5: играем в сказку

Попробуйте действительно поиграть в сказку, не запирая ребенка в рамки сказочного сюжета или образа персонажа. Ведь наша задача – не инсценировать сказку, не устроить настоящий или пальцевый (хотя это, безусловно, интересно и познавательно). Мы лишь хотим выпустить чувства и эмоции ребенка на свободу, поощрить его фантазию, да и просто дать возможность «побеситься».

Как же поиграть с ребенком в сказку?

С ребенком помладше (2-3 года) можно играть в хорошо знакомые народные сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят» и др. Малышам нравится подражать взрослым, поэтому они с удовольствием включатся в совместное действо. Тяните вместе импровизированную репку, стройте теремок из кубиков и заселяйте его любыми персонажами, слепите «золотое» яичко с сюрпризом внутри и разбейте его, сделайте полосу препятствий и побудьте колобками...

С ребенком старше трех лет интересно играть и в более сложные, авторские сказки. В таких сказках нет привычных повторений, но зато есть увлекательный сюжет. Убедитесь, что сюжет сказки понятен ребенку, что сказка ему нравится. И можно приступать к игре: ходить в гости к персонажам, придумывать продолжение сказки, петь песни от имени персонажей, преображаться в героев при помощи обычных вещей, устраивать домашние конкурсы «Кто лучше изобразит героя» и т.п.

Подобные игры в сказку подходят для всей семьи, когда и дети, и родители, и бабушки с дедушками играют наравне, не боясь показаться смешными.

А теперь, для примера, небольшая сказка Л. Яхнина «Лошадка». Думаю, Ваш малыш не откажется поиграть в лошадку: побыть веселой лошадкой и изобразить, как лошадка бегала по лугу, возила грузы в тележке, выступала в цирке, участвовала в скачках и даже была карусельной лошадкой.

Лошадка
Маленькая лошадка бегала по кругу.
«Скучно просто бегать», - думала она.
- Буду возить вещи в тележке, - решила она.
- Теперь вещи возят на грузовиках, - объяснила мама.
- Буду выступать в цирке! – придумала Лошадка.
- А ты умеешь танцевать? – спросил ее дрессировщик.
- В зоопарке возят в тележках детей, - вспомнила Лошадка.
- У нас особенные лошадки – крохотные пони, - сказали ей.
- Буду участвовать в скачках! – и Лошадка отправилась на стадион.
- Ты еще маленькая, - покачал головой наездник.
Совсем заскучала Лошадка:
- Неужели я никому не нужна?
И тут прибежал карусельщик.
- Нужны карусельные лошадки! – кричал он.
Теперь маленькая Лошадка кружит на карусели. Самое замечательное дело – радовать детей!

Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.

В книге предлагается авторская программа развития языковой личности ребенка. Представлены два направления работы с дошкольниками: сказкотерапии (для всех возрастных групп) и занятия по развитию связной монологической речи (для старшего дошкольного возраста).

Данный цикл занятий поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизации.

Источник книги - http://e-puzzle.ru

Об авторе: Ольга Алексеевна Шорохова - признанный специалист с многолетним опытом работы, действующий член Санкт-Петербургской Гильдии тренинга и психотерапии, преподаватель психологии, автор книг и тренинговых программ. Ольга Алексеевна родилась в Санкт-Петербурге, имеет два высших образования, постоянно повышает… еще…

С книгой «Играем в сказку» также читают:

Предпросмотр книги «Играем в сказку»

Шорохова О.А. – Играем в сказку.
Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников

В книге предлагается авторская Программа развития языковой личности ребенка. Представлены два направления работы с Дошкольниками: сказкотерапии (для всех возрастных групп) и занятия по развитию связной монологической речи (для старшего дошкольного возраста). Данный цикл занятий поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизации.
Дошкольным работникам будут интересны рекомендации по созданию благоприятной Психологической атмосферы, определению оптимального состава группы, обеспечению рациональных условий пространства и времени, а также по использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи с учетом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, произвольность, эмоциональная устойчивость, творчество.
Пособие предназначено для воспитателей дошкольных учреждений, психологов, Логопедов.

УДК 373 ББК 74.100.5 Ш78
Рецензент: д-р психол. наук, профессор ПА. Подымов

Шорохова О.А.
Ш78 Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 208 с. - (Программа развития). ISBN 5-89144-663-4

УДК 373 ББК 74.100.5
ISHN > К"»I"M ЬМ-4

Введение 3
Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии 7
Обшая характеристика сказкотерапии 7
Методические рекомендации по сказкотерапии 8
Методические приемы 8
Правила проведения сказкотерапии 13
Психологическая атмосфера занятий 13
Состав группы 14
Условия пространства и времени 14
Программа по сказкотерапии 15
Младший дошкольный возраст 15
Сказкотерапии: «Корова Буренка» 15
Сказкотерапии: «Кот Васька» 21
Сказкотерапии: «Добрая темнота» 27
Сказкотерапии: «Цыпленок-хвастунишка» 33
Сказкотерапии: «Ласковый цветок и сердитые тучки» 39
Средний дошкольный возраст 45
Сказкотерапии: «Цветок-лепесток» 45
Сказкотерапии: «Жадный великан» 52
Сказкотерапии: «Каприза» 58
Сказкотерапии: «Снежинка-пушинка» 64
Старший дошкольный возраст 70
Сказкотерапии: «Зайка-зазнайка» 70
Сказкотерапии: «Волшебные слова» 76
Сказкотерапии: «Непослушный Ваня» 82
Сказкотерапии: «Малыш-трусиш» 89
Сказкотерапии: «Страна солнца» 95
Сказкотерапии: «Кривляки» 101
Сказкотерапии: «Злой принц» 108
Сказкотерапии: «Доброе превращение» 115
Развитие связной монологической речи старшего
дошкольника на занятиях 122
Основные направления работы 122
Методические рекомендации 125
Программа по развитию связной монологической речи
старших дошкольников 129
Этап 1. Знакомство с жанровыми особенностями
сказок, малыми формами. Тема «Лиса и козел» 129
Занятие 1. Рассказывание русской народной сказки
«Лиса и козел» 129
Занятие 2. Пересказывание сказки «Лиса и козел» 131
Занятие 3. Рассказывание сказки СВ. Михалкова
«Упрямый козленок» 134
Занятие 4. Придумывание загадок о литературном
герое (козле из сказки «Лиса и козел» и козлике
из сказки СВ. Михалкова «Упрямый козленок») 137
Занятие 5. Ифа-драматизация русской народной
сказки «Лиса и козел» (с режиссерскими
дополнениями диалогов персонажей) 141
Занятие 6. Коллективное рассказывание сказки
по серии сюжетных картин «Друзья» 143
Занятие 7. Сочинение частушек 147
Занятие 8. Придумывание небылиц, игра-фантазирование
по русской народной сказке «Лиса и козел» 150
Этап 2. Соотнесение темы и названия литературных произведений.
Тема «Лень и труд» 153
Занятие 9. Рассказывание украинской народной
сказки «Колосок» 153
Занятие 10. Пересказывание украинской народной
сказки «Колосок» 155
Занятие 11. Игра-драматизация украинской народной сказки «Колосок» (с режиссерскими дополнениями образных характеристик персонажей) 158
Занятие 12. Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картин «Ленивая Галина и трудолюбивая Марина» 160
Занятие 13. Знакомство со сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» (рассказывание, просмотр мультипликационного фильма) 165
Занятие 14. Придумывание загадок о личностных качествах литературных героев (Рукодельница, Ленивица), составление частушек 167
Занятие 15. Ознакомление с новым жанром - басней.
Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» 170
Занятие 16. Придумывание небылиц, играфантазирование по украинской народной сказке «Колосок» (сказка «наизнанку»: мышата трудолюбивые, петушок ленивый) 172
Этап 3. Ознакомление с приемами создания сказок.
Тема «Фантазеры» 174
Занятие 17. Рассказывание русской народной сказки
«Лисичка-сестричка и серый волк» 174
Занятие 18. Пересказывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» (с опорой на воображаемый план) 176
Занятие 19. Ифа-драматизация русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» (с режиссерскими дополнениями о разных характеристиках персонажей) 179
Занятие 20. Составление рассказов по пословице «По работе и нафада» (в ситуации письменной речи, «распутывание» небылиц) 181
Занятие 21. Знакомство с волшебной русской народной сказкой «По щучьему веленью» (прием тройственности, повторы, волшебные превращения) 183
Занятие 22. Коллективное составление юмористической сказки по серии сюжетных картин «Волк на рыбалке», сравнение со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» 184
Занятие 23. Чтение сказки Дж. Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка» 189
Занятие 24. Ифа-фантазированис (показ плоскостного теафа), придумывание сказки «Хитрая лиса». «Салат» из сказок «Лисичка-сестричка и серый волк» и «Лиса и козел» 190
Занятие 25. Рассказывание мордовской сказки «Как собака друга искала» 192
Занятие 26. Пересказывание сказки «Как собака друга искала» 193
Занятие 27. Показ плоскостного театра по мордовской сказке «Как собака друга искала» 195
Занятие 28. Составление рассказа «У меня пропал щенок» 196
Занятие 29. Чтение басни Л.Н. Толстого «Собака и ее тень» 198
Итоговый этап 199
Занятие 30. Придумывание сказки «Машенька и щенок» 199
Список использованной и рекомендуемой литературы 202

Введение

В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).
Так, например, эмоциональная неустойчивость школьников может привести к увеличению частоты пауз, сокращению длины отрезка речи между ними. Дети, чаще испытывающие отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения, в отличие от сверстников, склонных к положительным переживаниям.
Креативность личности подростка проявляется в творчески оформленных высказываниях, насыщенных собственными аргументами, доказательствами, образными выражениями (метафорами, фразеологизмами), выражением личного отношения к фактам и событиям.
По мнению ученых, высокий уровень речевого развития у взрослого человека отражает высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур. Низкий уровень, наоборот, указывает на отсутствие духовной зрелости, недостаточный потенциал личности. Недоразвитие какого-либо аспекта языковой компетенции может тормозить становление личности в целом.
Дошкольный возраст - уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому психологу, воспитателю следует заботиться о развитии связной монологической речи воспитанника с учетом свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
Изучение речи вне личности значительно ограничивает возможности поиска методических путей становления коммуникативных черт характера дошкольника.
Мысль о многоаспектном проявлении личности в речи и речи в личности стала лейтмотивом данного пособия, игры и занятия кото рого основаны на методе сказкотерапии и вариативном обучении детей пересказыванию, а также придумыванию собственных сказок. Подобный подход представляется перспективным, благоприятствующим становлению ребенка как языковой личности, представляющей собой системность его качеств, объективированных в речи, связанных с развитием коммуникативно-потребностной сферы, приобретаемых в целях коммуникативной целесообразности и проявляемых в процессе совместной деятельности в межличностном общении.
В последнее время возрастает интерес к аспектам личностного и речевого развития. Между тем нерешенными остаются проблемы их взаимовлияния у детей дошкольного возраста. До сих пор динамика этих процессов в теории и на практике рассматривается обособленно.
Развивающее обучение ставит своей целью не формирование знаний, умений и навыков, а развитие личности ребенка. Традиционное обучение продолжает ориентироваться на развитие коммуникативной компетенции дошкольника (совокупности конкретных знаний и умений) вне учета субъектных свойств речи, определяющих речевое поведение (выбор речевых тактик в коммуникации) личности.
Наблюдения показывают, что традиционное обучение дошкольников пересказыванию строится на подражательной основе, преобладают репродуктивные приемы руководства. Функция ребенка на таком занятии исполнительская, а не развивающая. Дети отчужде-ны от самостоятельного выбора способов исправления ошибок и неудач пересказывания, оценочного этапа результатов обучения. Это препятствует развитию таких свойств личности ребенка, как самостоятельность, активность, творчество.
Проведенный нами хронометраж традиционной структуры занятия показывает, что большая часть (2/3) последнего затрачивается на чтение произведения, беседу по содержанию. Недостаточно времени остается на пересказ детьми сказки.
Отсутствие системы работы не дает возможности дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность в виду ограниченного времени на занятии, отводимого на пересказ сказки. Так, у детей нет возможности улучшить пересказ ни на основном, ни на последующих занятиях, поскольку традиционная методика обучения рассказыванию не предполагает повторного обращения к произведению.
Отсутствие результативности, успеха вызывает у ребят чувство эмоциональной неудовлетворенности и отрицательно сказывается на отношении к пересказыванию, закрепляет опыт механического подражания литературному образцу, не развивает самостоятельность, творческую активность.
Как показало исследование, дети 6 лет, пересказывая такие короткие и знакомые сказки для младшего дошкольного возраста, как «Курочка Ряба», «Колобок», затрудняются в самостоятельном выборе средств речевой выразительности (эпитетов, сравнений, образных выражений) и грамматически правильном оформлении предложений. Пересказ сказки «Лиса и петух», адресованной старшему дошкольному возрасту, вызывает еще более серьезные затруднения у детей.
Наблюдается неравномерность в раскрытии структурных частей (начало, середина, конец): чаще сокращаются начало и конец, в середине перечисляются действия героев, фрагментарны описания их внешнего вида. Усечение информации приводит к частичному нарушению логической последовательности содержания.
В пересказах сохраняется дословное повторение целых фраз, предложений из сказки, встречаются однотипные средства связи: например, частое употребление формально-сочинительной (союзы «и», «а», наречие «потом»), что нарушает связность изложения.
Как правило, дети заменяют распространенные предложения на ряд двуслоеных. В процессе изменения возрастает число слов, нарушающих связность изложения («вот», «ну», «это», «там»). Паузы нерешительности заполняются вокальными образованиями («м-м-м», «э-э-э»); пропускается подлежащее. Так, при передаче слов автора, ребенок не указывает, кому адресована реплика: «Иговорит: "Пошли к нам в гости, у нас там новоселье"». «И говорит: "Нет, я бы..."».
Допускаются неточности словоупотребления: «Заря стала наниматься», «Стало сееркаться», «Пошли куда (глаза) глядят». Дети неверно описывают характер движений персонажей: «зашла в дупло» (о лисе), «залез на дерево» (о петухе), «забросилась туда» (о собаке). Нередко повторяются одни и те же слова.
Сказка воспроизводится в замедленном темпе. В изложении часто встречаются текстовые повторы, свидетельствующие о затруднениях в планировании высказывания: «Им было, им было скучно там жить», «Ты мой красивый, ты мой красивый, ты мой этот...», «Только, только, только без друтга мне нельзя идти».
Таким образом, нарушение логики и последовательности в изложении, употребление однотипных связей, многочисленное присутствие элементов ситуативное™, пауз, лишних движений, интонационная и лексическая невыразительность негативно отражаются на развитии такой характеристики личности, как креативность.
Предлагаемая программа включает два раздела работы по развитию языковой личности дошкольника: игровую сказкотсрапию и специальные занятия по обучению пересказыванию и сочинению сказок.

Приведенные в пособии методические рекомендации по каждому разделу позволяют специалистам (психологам, воспитателям, к мопедам) предоставить ребенку возможность самореализации, проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности (придумывание собственных сказок, их драматизация, фантазирование по музыкальной композиции, психогимнастика, пантомимические и ритмические загадки, создание психологических портретов героев в проблемных ситуациях, показ разных видов театров).
Произведения для сказкотерапии написали воспитатели, методисты ДОУ № 136, 162 г. Твери - участники проблемных курсов, организованных автором при Тверском областном институте усовершенствования учителей.
Публикуемая программа по развитию личности и речи дошкольника разработана с учетом:
закономерностей развития связной речи и языковой личности, сформулированных в многочисленных исследованиях (Г.И. Богина, Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинки-на, Ю.Н. Караулова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, СЛ. Рубинштейна, A.M. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина);
нетрадиционных подходов к методике обучения родному языку дошкольников: пересказыванию от лица литературного героя, составлению наглядной пространственной модели к произведению, смысловой группировки текста, творческих заданий на развитие словесного творчества (Л.М. Гурович,- И.Я. Базик, Н.В. Захарюты, Н.В. Гавриш, Л.В. Ворошниной, О.С. Ушаковой);
практических аспектов использования сказок, психогимнастических этюдов в развитии свойств личности ребенка (Т.Д. Зинкевич-Евстигнесвой, И.В. Вачкова, Л.Д. Коротко-вой, М.И. Чистяковой).

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В СКАЗКОТЕРАПИИ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКАЗКОТЕРАПИИ
Особенность предлагаемого цикла сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказкотерапия - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений.
В программе по сказкотерапии развитие личности и речи дошкольников осуществляется по следующим направлениям.
Активность: от потребности в эмоциональной разрядке - через самовыражение в активном действии - к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов - через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве - к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном дей-ешии и выразительном слове - через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо-ритма, музыкальной композиции - к словесному фантазированию ПО музыкальной композиции.
Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки - через адекватное эмоциональное отреагированис собственного негативного опыта в действии, ритме и слове - к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.

Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений - через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков - к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.
Связная речь:от: продолжения фраз взрослого - через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов - к творческим импровизациям по сюжету.
Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.
Представленная в пособии программа по сказкотерапии представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника: словесные методы (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование), пантомимические этюды, ритмические упражнения, музыкальные зарисовки.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ
Методические приемы
В системе работы по сказкотерапии нами выделены три этапа работы с дошкольниками.
1. Познавательно-аффективная ориентировка.
Цели:осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа.
Игровые приемы:словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.
2. Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций.
Цели:овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятии тембра, динамики, мелодики музыкальной композиции, выполнении выразительных движения И ритмического рисунка.
Игровые приемы:словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки; упражнения на релаксацию.
3. Выражение замещающей потребности.
Цели: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний - потребностей в играх-фантазиях по сказке.
Игровые приемы:для младшего дошкольного возраста - совместная словесная импровизация, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров; для старшего дошкольного возраста - фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров.
Особое место в данной программе отводится речевым играм. Они широко используются на разных этапах работы в тесной связи с другими методами и приемами. В словесной режисерской игре речевые игры помогают детям понять эмоциональные состояния и поступки персонажей; в словесном комментировании - углубляют осознание собственных чувств в пантомимических ритмических этюдах; в словесном рисовании - подводят к употреблению уместных языковых средств для создания психологических портретов героев сказки. С одной стороны, это обогащает словарь, с другой - каче-ственно влияет на возникновение интереса к языковому богатству и самостоятельному словесному творчеству. Речевые задачи помогают в решении общей цели каждого из этапов работы, поэтому в качестве самостоятельных в ряде случаев, не выделяются.
Игровые методы и приемы в программе используются в определенной последовательности с учетом возрастания требований к развитию ребенка в каждой группе.
Словесная режиссерская игра. Данный метод преследует три основные задачи.
1. Воспитывать умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений. Такие альтернативные вопросы, как: «Какое настроение передает музыка: грустное или веселое?», «Музыка быстрая или медленная?», «Что можно делать под такую музыку: весело играть на полянке или плакать?», - позволяют дошкольникам ориентироваться в динамике и мелодике музыкальной композиции. По характеру музыкального отрывка они вспоминают, что происходило с героями сказки.
С помощью лексических средств (прилагательных, наречий) дети определяют свои эмоции, чувства, возникшие в момент слушания музыки. Постепенно к старшему дошкольному возрасту у ребенка при восприятии музыкальной пьесы, имеющей похожие ритмическую организацию и динамические оттенки, образуются музыкально-речевые связи. Дошкольник без труда описывает музыкальные впечатления эпитетами.

Дети старшего дошкольного возраста не только вспоминают сю-жеп ПО музыкальной композиции, но и формируют собственное отношение к героям с помощью фразеологизмов и образных выражений.
2. Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса. Наводящие вопросы побуждают ребенка представить эмоциональное состояние героя, подобрать нужную к проблемной ситуации интонацию, силу голоса.
С целью развития артикуляционного аппарата дошкольников используются звукоподражательные слова, голоса животных.
Для старших дошкольников предлагаются интонационные упражнения на изменение громкости голоса, тембра в зависимости от эмоционального состояния героя в определенных ситуациях.
Такие упражнения подготавливают ребенка к адекватному звуковому оформлению целого высказывания. В результате у детей вырабатываются интонационное чутье, сила голоса, дикция. Эти умения в дальнейшем служат опорой для развития таких важных качеств, как эмоциональность, выразительность, живость.
3. Знакомить с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов. Уточняющие вопросы направляют внимание дошкольников на содержательную сторону слова, понимание его смысловых оттенков, уточнение значений.
Широко применяются игры, в которых ребята продолжают высказывания взрослого. На первых порах дети учатся подбирать противоположные по смыслу слова.
Старшие дошкольники могут продолжить фразы взрослого, используя образные выражения и фразеологизмы из сказки.
Психогимнастика. Использование данного метода позволяет решать две основные задачи.
1. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела. Самыми простыми являются упражнения на исполнение контрастных эмоциональных состояний, в которых дети действуют со взрослым одновременно и одинаково. Общность переживаний усиливает эмоциональный настрой ребят. Перед показом состояний в мимике и позе взрослый помогает наводящими вопросами.
Старшие дошкольники более самостоятельны в выборе движений для отображения образов сказки, поэтому в данном возрасте расширяется сфера пантомимических этюдов. Дети могут пока-1.1 и. не только эмоциональные состояния героев, но и передать через пантомиму неодушевленные предметы, природные явления.
Большое значение для эмоциональной включенности ребенка в выразительное исполнение образа имеет музыкальная композиция. Она же является сигналом для снятия эмоциональных барьеров через произвольное напряжение или расслабление мышц тела. Динамика, темп музыкальной композиции облегчают понимание и отображение в действии, мимике сказочного образа.
2. Отображать эмоциональные образы в темпоритме. Выполнение упражнений на ритмизацию природных явлений, чувств и дей-I I ВИЙ героев сказки способствует нормальному функционированию ритмических процессов, происходящих в организме ребенка.
Особая роль в таких играх отводится взрослому. Совместно с детьми он обсуждает разные варианты того, как в ритмическом виде воспринимаются эмоционально значимые ситуации (ссора дру-ieii, примирение, радость от встречи).
Взрослый предварительно обсуждает особенности представления образа в ритмическом упражнении. Под влиянием совместного обсуждения дети изучают различные состояния, учатся управлять ими, а также овладевают азбукой выражения эмоций в ритме.
Постепенно у ребят формируется умение ритмизировать движения и эмоции человека, животных, образ предметов и растений, погодные явления. Старшие дошкольники уже способны более глубоко осмысливать переживания сказочных героев и воспроизводить ритм, в котором эти чувства протекают.
Словесное комментирование. Реализация этого метода позволяет решать две задачи.
Довести до детей замысел сказки, вызвать соответствующий "национальный отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания. Вспомнить и воспроизвести основные эпизоды и факты, лучше понять напряженность событий, выразить словом собственное отношение к поступкам героев помогают вопросы, предлагаемые после сказки.
Подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы. В играх на угадывание эмоциональных состояний героев сказки по выразительному исполнению движений дети учатся отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации.
Для лучшего осознания смысла выполняемых движений взрослый анализирует с детьми показанные варианты, побуждает их к развернутым высказываниям-комментариям. Если кто-то затрудняется в составлении комментария, можно помочь подсказывающими вопросами. На первых порах не следует требовать от дошкольников полных ответов, целесообразно ограничиться простыми предложеНИЯМИ. Важно поддержать в активных детях инициативу, а пассивных заразить интересом к отгадыванию и комментированию пантомимических этюдов. Интерпретируя выполненные сверстником действия, ребята не только учатся высказывать самостоятельные суждения, но анализировать и замечать, в исполнении какого движения были допущены неточности, ошибки.
Игры на угадывание эмоциональных образов по ритмизации подразумевают определенную сознательность и некоторые усилия. Опорой для правильных ответов служат наводящие вопросы воспитателя. В таких играх дети описывают отображаемые образы сказки с помощью глаголов (убежал, горюет, бранится), прилагательных (маленький, большой, капризная, веселая, грустная), наречий (громко, тяжело, легко, весело, шумно, тихо). Подобные упражнения активизируют разнообразную лексику, сосредоточивают внимание дошкольников на значении слова, способствуют развитию самоконтроля.
Совместная словесная импровизация. Взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными ее героями становятся сами лети. Таким образом, вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.
Словесное фан газирование по музыкальной композиции. Подобные творческие задания рекомендованы для старших дошкольников. К этому возрасту у детей накапливается значительный запас слов, вырабатывается критическое отношение к собственным и чужим грамматическим ошибкам; активно развивается воображение, стимулирующее творческие проявления. Ребята с удовольствием придумывают сказочные истории на разные темы; они могут мечтать под музыку, высказываться о возникших под ее впечатлением ассоциативных представлениях. Поэтому особое внимание в сказкотерапии уделяется словесному фантазированию по музыкальной композиции. Так, прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки, подходящие к характеру, динамике, мелодике музыкального образа, и драматизируют придуманную историю.
Словесное рисование. Воссоздание мысленно представляемых эпизодов и эмоциональных состояний героев в проблемных ситуациях требует определенной децентрации (умения стать на позицию другого). Поэтому этот метод рассчитан на старшую группу. К этому возрасту ребенок накапливает жизненный и литературный опыт. При этом взрослый помогает применить уже имеющиеся знания в новых условиях. Обсуждая, как можно воссоздать образ героя с помощью красок, ребята проникают в сферу ею мыслей, чувств и состояний, поднимаются на новый уровень более глубокого понимания эмоционального подтекста сказки.

Правила проведения сказкотерапии
Психологическая атмосфера занятий
Центральный момент сказкотерапии - добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников* Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, частушки, небылицы; в другом - рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.
Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание самим участвовать в занимательном зрелище. С учетом индивидуальных особенностей детей следует начинать сказкотерапию с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослого; при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависят их активность, глубина эмоциональной включенности.
До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от ее текста. Кроме гого, при повторной встрече со сказкой дошкольникам легче будет сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя, выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа.
В программе большое внимание уделяется двигательной активности. Усталость после многократного выполнения психогимнастичс-i КИХ этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию эмоционального напряжения. Лишь небольшую часть времени ребята располагаются на стульчиках: при рассказывании сказки взрослым, фантазировании по музыкальной композиции, роли зрителей в игре-драматизации по отдельным эпизодам сказки.
В трах поощряются самостоятельные высказывания детей относи 1елыю сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому, когда по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, взрослый должен расспросить детей о том, какие игры и упражнения понравились, запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно. Если рс-бенку трудно сформулировать связное сообщение по памяти, ему предлагается посмотреть видеозапись отдельных игр сказкотерапии. Мнение детей учитывается.

Между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым малышам целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера (сильный мишка, смелая Даша, добрый молодец-защитник). Дети, склонные к упрямству, капризам, ябедничеству, в сказкотерапии в этюдах изображают отрицательные черты характера, составляют комментарии, истории о таких персонажах (каприза, цыпленок-хвастунишка, кривляки, непослушный Ваня). В дальнейшем можно заметить положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.
Состав группы
Программа рассчитана на дошкольников с нормой развития. Сказкотерапия проводится по подгруппам. Состав каждой из них не должен превышать 12 чел. Оптимальное количество участников - 8- 10 чел. Как показывает опыт, именно в этом диапазоне эффекты групповой сказкотерапии могут проявляться особенно ярко.
Участие в играх дошкольников с разными чертами характера, уровнем развития связной речи динамизирует ход сказкотерапии. Вместе с тем* группе не должно быть более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.
Желательно включить в состав каждой подгруппы ребенка, способного составить связное, цельное и грамматически правильно оформленное сообщение, а также умеющего выразительно передать характер сказочного героя в движении, мимике и ритме. Он не только увлекает других собственным артистизмом, но и вместе со взрослым оказывает помощь сверстникам, испытывающим трудности в выборе мимики, движений, ритма, наиболее подходящих эмоциональному состоянию сказочного героя в конкретной проблемной ситуации.
Условия пространства и времени
Наиболее удобное место для проведения сказкотерапии - отдельное, небольшое по размерам, хорошо освещенное помещение (комната сказки, психологической разгрузки).
Комната должна быть по возможности освобождена от лишней мебели, понадобятся лишь стульчики для группы детей и стул для ведущего, мягкий палас в центре комнаты, подставка для проигрывателя или музыкального центра. Не должно быть лишних предметов, атрибутов, отвлекающих внимание ребят.
Желательно, чтобы комната находилась в стороне от музыкального и физкультурного залов и помещений хозяйственного и бытового обслуживания. Снижение шумового фона, а также отсутствие возможности ситуативного отвлечения благоприятно сказывается на ффекте сеансов сказкотерапии.
Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В младшей и средней группе рекомендуемая длительность сказкотерапии 15-20 мин. В старшем дошкольном возрасте продолжительность сеанса сказкотерапии может достигать 25-30 минут.
Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. Следует также учитывать, что детям нравятся повторения. Поэтому целесообразно иногда повторять сеансы сказкотерапии, особенное направленностью на словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций, выражение замещающей потребности. В них используются большей частью творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы (покажи героя, wadau по движению, ритму, музыке, придумай окончание). После неко-трой паузы даже малоактивные дети с удовольствием выполняют хорошо знакомые задания.
В отдельных случаях временные рамки сказкотерапии могут изменяться, и это не должно смущать ведущего. В тех случаях, когда игра эмоционально захватывает детей, взрослый должен предоставить возможность удовлетворить их стремление к активности. Можно отвести больше времени на упражнение в напряжении и расслаблении под музыку.
Если у дошкольников возникает утомление, взрослому следует прекратить сказкотерапию и плавно переключить внимание на другой вид деятельности: вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки, поиграть в кляксы (посмотри, на что из сказки похоже?, сделай кляксу-капризу, доброго молодца, Змея Горыныча, ведьмы, доброй Настеньки и др.).

ПРОГРАММА ПО СКАЗКОТЕРАПИИ
Младший дошкольный возраст
Сказкотерапии: «Корова Буренка» Текст сказки
Жили-были дед, бабка да корова Буренка (1). Давала Буренка много молока и громко мычала: «Му-му!» (2)
Заснула Буренка крепким сном (3). Спит, не просыпается (4). Плачет дед, плачет бабка (5).
Позвала бабка мышку: «Разбуди, мышка. Буренку. Дам тебе молока» (6). Запищала мышка: «Пи, пи, пи, просыпайся! Пи, пи, пи, поднимайся!» (7) Буренка спит, не просыпается (8).

Познала бабка котика: «Разбуди, котик. Буренку. Дам тебе молока» (9). Замяукал котик: «Мяу, мяу, просыпайся! Мяу, мяу, поднимайся!» (10) Буренка спит, не просыпается (11).
Увидела тучка Буренку (12). Дула-дула тучка щеки да и лопнула (13).
Стучит дождик по травке, стучит но зеленой (14). Буренка спит, не просыпается (15).
Загремел гром (16). Стучит дождик по травке, стучит по зеленой (17).
Проснулась Буренка, замычала: «Му-му!» (18) Стали бабка с дедом гостей звать и молоком угощать (19).
О. Шорохова
Сказкотерапия 1

ЦЕЛИ

- воспитывать умение по настроению музыки догадываться о действиях и эмоциональных состояниях героев;
-знакомить с уменьшительно-ласкательными названиями животных (мышка, котик);
знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (разбуди, просыпайся, поднимайся);
подводить к умению выразительно имитировать голоса животных (мяу-мяу, пи-пи-пи, му-му) с разной интонацией (радость, просьба) и громкостью (громко, тихо, шепот).
2. Психогимнастика:
учить передавать ритмизацией природные явления (дождик, гром);
побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний (горе, просьба, утешение, радость);

* * *
Воспитатель (рассказывает знакомую детям сказку «Корова Буренка»; читает предложения I, 2*). Как вы думаете, Буренка веселая корова? Сейчас я начну, а вы продолжите. Голос у Буренки не грустный, а...
Дети. Веселый.
Воспитатель. Не тихий, а... Дети. Громкий.
Вое п итател ь. Попробуйте промычать громко, радостно, протяжно, как Буренка: «Му-му-му!»

(Читает предложения 3-5.) Как бы вы сыграли деда с бабкой, когда они плачут? Лицо у деда с бабкой не веселое, а... Дети. Грустное, печальное.
Воспитатель. Покажите, как плачут дед с бабкой. Пантомимический этюд «Горе»
Дети изображают деда с бабкой, когда они плачут: глаза вытирают от слез, брови сдвинуты, качают головой.
Воспитатель (читает предложения 6- 11). Как вы думаете, бабушка очень хотела, чтобы Буренка проснулась? Значит, она не просто говорила с котиком и мышкой, а...
Дети. Просила, ласково уговаривала.
Воспитатель. У кого тише голос, у котика или маленькой мышки?
Дети. У мышки.
Воспитатель. Правильно. Значит, мышка просила корову проснуться не просто тихо, а...
Дети. Шепотом, совсем не слышно.
Воспитатель. Попробуйте разбудить Буренку, как котик и мышка
Дети выполняют задание педагога.
(Читает предложения 12-15.) Если вы внимательно послушаете музыку, то вспомните, что услышала Буренка в сказке.
Дети слушают отрывок из «Марша Черномора» М.И. Глинки.
Какая это музыка: ласковая или страшная; тихая или громкая? Дети. Страшная, громкая.
Воспитатель. Правильно, музыка страшная, резкая. Это тихо стучит дождик по травке или грохочет гром? Дети. Грохочет гром.
Воспитатель (читает предложения 16, 17). Положите свои руки на стол и пальчиками постучите, как падают капли, когда идет маленький дождик, когда грохочет гром.
Упражнение на ритмизацию «Природные явления*
Дети кладут руки на стол и вместе с воспитателем ритмизируют капли дождя: легкие и медленные движения пальцев - маленький i > | 1ик, громкое и энергичное постукивание - грохочет гром.
Воспитатель (читает предложения 18, 19). Давайте под музыку покажем, как тучка дула щеки, а потом лопнула, и пошел дождик.

Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц
11од Sker/o № 1 Ф. Шопена дети встают в круг, напрягают мышцы рук, ног и надувают щеки. Под легкую, быструю «Праздничную увертЮРУ» Д-Д- Шостаковича выдувают воздух, расслабляют мышцы тела, легко прыгают на месте, как капельки дождя.
Сказкотерапия 2
(словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций)
ЦЕЛИ
1. Психогимнастика:
учить угадывать по выразительному исполнению образов сказочных героев и их аффективные состояния (горе, приглашение, сон);
учить передавать ритмизацией природные явления (грохотание грома, дождик);
развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (туча - дождик).
2. Словесное комментирование:
довести до детей замысел сказки (друзья помогают в беде);
подводить детей к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции;
активизировать в речи детей уменьшительно-ласкательные названия животных (мышка, котик) и формы повелительного наклонения глаголов (разбуди, просыпайся);
учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения.
* * *
Воспитатель (сначала рассказывает знакомую детям сказку "Корона Буренка», затем обращается к детям). Хорошо, когда есть много друзей, которые всегда придут на помощь. Ребята, вспомните, кого в сказке бабушка просила помочь разбудить Буренку?
Дети. Котика, мышку, тучку.
Воспитатель. Попробуйте сказать, как бабушка: «Разбуди, КОТИК, Буренку» (мышка, тучка) и ответить, как котик: «Мяу, мяу, просыпайся! Мяу, мяу, поднимайся».
Дети выполняют задание педагога.

Игра «Угадай по движению»
Сначала дети встают в круг и вместе с воспитателем показывают с помощью движений, мимики, позы взятую на себя роль: бабка с дедом приглашают в гости, бабка и дед плачут, Буренка спит.
Позже, когда ролевые движения разобраны, дети садятся на стульчики. Воспитатель вызывает ребенка, говорит ему на ухо, кого и в какой ситуации он должен показать. Зрители угадывают и описывают сказочного [«роя в разных ситуациях. Воспитатель помогает ребятам в описании героя наводящими вопросами.
Воспитатель. Посмотрите внимательно на Лену. Как выдумаете, какого из героев сказки она [[оказывает?
Дети. Бабушку.
Воспитатель. Правильно. Как вы догадались? У Лены глаза веселые или грустные? Дети. Веселые.
Воспитатель. У Лены руки опущены или вытянуты вперед? Дети. Вытянуты вперед.
Воспитатель. Лена быстро ходит ил и медленно? Дети. Медленно.
Воспитатель. Какую бабушку показывает Лена: бабушка плачет, просит животных разбудить корову, угощает молоком? Дети. Бабушка угощает молоком.
Воспитатель. Как вы догадались? Какие движения рук, тела и выражения лица вам помогли понять, что бабушка зовет в гости? Дети. Бабушка улыбается, протягивает руки, угощает молоком.

Игра «Угадай но ритму»
Сначала дети кладут руки на стол и вместе с воспитателем вспоминают, как ритмизировать природное явление (с. 17).
Позже воспитатель вызывает ребенка, желающего ритмизировать сказочную ситуацию. Слушатели угадывают ее и описывают по динамике ритма. Дети вместе с воспитателем составляют два-три предложения, описывающие ритмический рисунок.
Воспитатель. Ребята, на что это было похоже: на капли дождика, грохот грома или на ливень? Как вы догадались? Света стучала пальчиками тяжело или легко? Быстро или медленно?
Дети отвечают.
Вели Света стучала легко и быстро, значит, это не гром, а... Дети. Дождик.

Игра «Угадай по музыке»
Дети слушают музыкальные отрывки и обсуждают, какому эпизоду in сказки подходит эта музыка: грохочет гром (М.И. Глинка. «Марш Черномора»), капает дождик (Ф. Шопен. Skerzo № I). Дети вместе с воспитателем составляют два-три предложения, описывающие настроение и динамику музыкального отрывка и сказочный эпизод.
В о с п и т а т е л ь. Какое настроение передает музыка: страшное, веселое? Эта музыка быстрая или медленная, тяжелая или легкая?
Дети отвечают.
Пели музыка легкая, веселая и быстрая, то не гром грохочет, а... Дети. Капает дождик.

Сказкотерапии 3
(выражение замещающей потребности)
ЦЕЛИ
1. Психогимнастика:
учить детей адекватно передавать собственное аффективное состояние в движении, мимике, слове (страх, огорчение);
развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций;
развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (туча- дождик).
2. Совместная словесная импровизация:
- учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (дети будят Буренку).
ОБОРУДОВАНИЕ Дудочки,колокольчики.
* * *
Воспитатель (сначала рассказывает знакомую детям сказку, затем обращается к ним). Ребята, вспомните, кого в сказке бабушка просила разбудить корову Буренку?
Дети. Котика, мышку.
Воспитатель. Представьте, что котика и мышки дома не было, поэтому бабушка попросила вас разбудить Буренку. Давайте вместе расскажем сказку про Буренку и ребят из детского сада. Я буду называть, кто приходил к корове, а вы попробуйте ее разбудить. Помогут вам дудочки и колокольчики: «Ду-ду-ду, просыпайся! Ду-ду-ду, поднимайся! Динь-динь-динь, просыпайся! Динь-динь-динь, поднимайся!» Каким голосом вы будете будить Буренку, чтобы ее не испугать? Не грубым, а...
Дети. Ласковым, нежным.
Воспитатель. Сейчас мы покажем новую сказку о том, как ребя га из детского сада помогли бабушке разбудить Буренку.
Игра-импровизация
Воспитатель читает слова автора и исполняет роль бабки. Дети по Желанию «будят» Буренку, показывают с помощью поглаживающих движений взятую на себя роль, а также эмоционально переда-|и| н речи диапоги персонажей.
Воспитатель. Позвала бабка Сашу (обращается к каждому из детей): «Разбуди, Сашенька, Буренку. Дам тебе молока». Стал Саша и дудку дудеть да песню петь: «Ду-ду-ду, просыпайся! Ду-ду-ду, поднимайся!» А Буренка спит, не просыпается.
Затем воспитатель ведет повествование от лица автора, а на роль бабки выбирает ребенка с хорошо развитой речью. Игра-импрови-Нщия продолжается.
Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц (с. 18)
Сказкотерапии: «Кот Васька» Текст сказки
Живал-бывал кот Васька (1). Захотелось Ваське кушать: «Мяу, мяу, хочу рыбки. Мяу, мяу, хочу молока» (2). Пошел Васька на речку рыбу ловить (3).
Пришел на речку, забросил удочку (4). Замутилась речка, Шипела (5). Тянет-потянет Васька удочку да и выдернет рыбу (о). Не хвост, а хвостище; не глаза, а глазища; не рыба, а рыбища (7). Замурлыкал Васька: «Мур-мур!» (8)
Пробегала лисичка-сестричка: «Котик-котик, дай рыбку. Дай деткам, дай маленьким» (9). Отдал Васька рыбу (10). Сидит дальше, ловит рыбу (11).
Пуще прежнего замутилась речка, зашипела (12). Васька гянст-нотянет удочку да и выдернет рыбу (13). Не рыба, а рыбища, не хвост, а хвостище; не глаза, а глазища (14). Замурлыкал Васька: «Мур-мур!» (15)
Проходила корова: «Котик-котик, дай рыбку. Дай деткам, ми маленьким» (16). Отдал Васька рыбу (17).
Вернулся домой (18)- Сидит, слезы льет (19).
Прибежала лисичка-сестричка и давай кота угощать: Возьми, котик, грибочки, возьми ягодки. Спасибо за рыбу. Спасибо за большую» (20).
Пришла корова и давай кота угощать: «Возьми, котик, моло-к,1, возьми сметанки. Спасибо за рыбу, спасибо за большую» (21).
Стал Васька жить не тужить, с лисичкой и коровой дружить (22).
О. Шорохова

Сказкотерапия 4
(познавательно-аффективная ориентировка)
ЦЕЛИ
1. Словесная режиссерская игра:
воспитывать умение по настроению музыки догадываться о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений;
знакомить с оттеночными характеристиками слов (хвост - хвостище, глаза - глазища, рыба - рыбища);
знакомить с формой повелительного наклонения глаголов (дай, возьми);
подводить к умению выразительно имитировать голос животного (мяу-мяу) с соответствующей интонацией (грусть).
2. Психогимнастика:
учить передавать ритмизацией образ движений героев (бежит лисичка, идет корова);
побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоцион&чьного состояния (радость, удивление);
развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (речка шумит, речка успокоилась).
* * *
Воспитатель (рассказывает знакомую детям сказку «Кот Васька»; читает предложения I, 2). Когда Васька хотел кушать, он был не веселый, а...
Дети. Грустный.
Воспитатель. Если Васька грустил, то какой у него был голос? Дети. Жалобный, громкий, грустный, протяжный. Воспитатель. Попробуйте промяукать жалобно, громко, грустно, протяжно, как Васька: «Мяу-мяу, хочу рыбки! Мяу-мяу, хочу молока!»
Дети выполняют задание педагога.
(Читает предложения 3-7.) Как вы думаете, какую рыбу поймал Васька: большую или маленькую? Дети. Большую.
Воспитатель. Как вы догадались? Дети отвечают.
(Читает предложение 8.) Как вы думаете, кот удивился, когда увидел такую большую рыбу? У него глаза были закрыты или широко открыты от удивления?
Дети. Глаза широко раскрыты.
Воспитатель. Покажите Ваську, когда он вытащил рыбу.
Пантомимический этюд «Удивление»
Дети изображают кота: глаза широко раскрыты, брови подняты вверх, широко открыт рот.
Воспитатель (читает предложения 9- 17). Как вы думаете, лисичка с коровой очень хотели, чтобы Васька отдал им рыбу? Дети. Да, очень хотели.
Воспитатель. Значит, они не просто просили, а... Дети. Просили ласково, нежно уговаривали. Воспитатель. У кого нежнее и тоньше голос: у маленькой лисички или у большой коровы? Дети. У лисички.
Вое п и тате л ь. Правильно, у лисички-сестрички. Значит, она просила Ваську не громко, а...
Дети. Тихо, тонким голосом, нежно.
Воспитатель. Попробуйте попросить Ваську, как лисичка и корова.
Дети выполняют задание педагога.
i Читает предложение 18.) Если вы внимательно послушаете музы-| , то вспомните, что делал Васька в сказке.
Дети слушают отрывок из Concerto № 2 И.С. Баха.
Какое настроение передает музыка: грустное, веселое? Она быстрая или медленная?
Дети отвечают.
Что можно под нее делать: весело играть на полянке или пла-кать?
Дети. Плакать.
Воспитатель. Ав сказке было так. (Читает предложения 19- 21.) Ребята, шустрая лисичка бежит не тяжело, а... Дети. Легко.
Воспитатель. Не медленно,а... Дети. Быстро.
Воспитатель. А большая корова идет не быстро, а... Дети. Медленно. Воспитатель. Не легко, а... Дети. Тяжело.
В О с п и тате л ь. Положите свои руки на стол и постучите пальчиками легко и быстро, когда бежит шустрая лисичка; медленно и ГЯЖело, когда идет большая корова.

Упражнение па ритмиз&heip;


Сказка, в которую можно играть: Волк и семеро козлят. Игра для девочек и девушек! Для наших самых маленьких подружек, их сестричек и братишек интересная игра – сказка “Волк и семеро козлят”. Эту русскую народную онлайн сказку можно не только слушать и читать. В нее, милые детки, еще можно и играть. И так, слушаете сказку, или читаете сами, если умеете. События сказки будут развиваться так, что в отдельных ее сценках Вы будете становиться ее реальными участниками. Здорово?! Конечно, здорово! Удачи! Играйте мышкой.

Сказка, в которую можно играть: Волк и сем

Сказка, в которую можно играть: Теремок. Игра для девочек и девушек! Для наших самых маленьких подружек, их сестричек и братишек интересная игра – сказка “Теремок”. Русскую народную сказку ” Теремок” можно не только слушать и читать. В нее, милые детки, можно играть. Хотите узнать поучительную историю о жизни зверушек в теремке? Тогда не теряйте понапрасну времени. Подключайтесь к игре и становитесь ее непосредственными участниками. Удачи! Играйте мышкой.

Сказка, в которую можно играть: Гадкий утенок. Игра для девочек и девушек! Для наших самых маленьких подружек, их сестричек и братишек интересная игра – сказка “Гадкий утенок”. Познавательную сказку, которую написал для Вас Ганс Христиан Андерсен, можно не только слушать и читать. В нее, милые детки, еще можно и играть. А сказка эта про утенка, родившегося не таким красивым, как другие утята. Хотите узнать его историю? Тогда слушайте или, если умеете читать, читайте эту историю и становитесь ее непосредственными участниками. Удачи, Играйте мышкой.

Сказка, в которую можно играть: Гадкий уте

Сказка, в которую можно играть: Кот в сапогах. Игра для девочек и девушек! Для наших маленьких подружек, их сестричек и братишек интересная игра – сказка “Кот в сапогах”. Эту русскую народную онлайн сказку можно не только слушать и читать. В нее еще можно играть. И так, следуйте за увлекательными событиями игры. А они будут развиваться так. Старый мельник оставил своим сыновьям наследство – мельницу, осла и кота. Младшему сыну достался кот. Получив такое наследство, парень очень расстроился. Как оказалось, напрасно! Кот – то оказался особенным. Готовьтесь! По ходу игры Вы будете становиться реальными участниками увлекательных историй с этим хитрюгой котом. Интересно? Еще как! Для управления игрой используйте мышку. Удачи!

Сказка, в которую можно играть: Кот в сапо

Сказка, в которую можно играть: Репка. Игра для девочек и девушек! Для наших маленьких подружек, их сестренок и братишек замечательная развлекательная, познавательная русская, народная сказка “Репка”, которую можно не только читать и слушать. В нее еще можно играть. А самое главное, играя в эту сказку детки узнают, что такое дружба и взаимовыручка.

Сказка, в которую можно играть: Дед Сафлор. Игра для девочек и девушек! "Сказка, в которую можно играть: Дед Сафлор" – игра сказка, в которую будет интересно сыграть всем деткам: девчонкам, мальчишкам, их друзьям и подружкам. Герой сказки бездельник Борис. Мальчик готов был валять дурака хоть целый день. Плохому всегда приходит конец. Однажды в его доме появился волшебник Дед Сафлор, после чего мама Бориса исчезла. Только сейчас лентяй понял, как он своим поведением огорчал свою любимую маму. Вместе с другими лентяями Борис отправляется на поиски мамы. Впереди их ждет немало опасностей и трудностей, преодолеть которые смогут не все. Но с Вашей помощью Борис с ними справится. Он станет таким, каким и положено быть сыну - послушным и заботливым. Для управления игрой потребуется мышка. Удачи!

Сказка, в которую можно играть: Красная Шапочка. Игра для девочек и девушек! Для Вас, девчонки, лучшая сказка – игра про Красную Шапочку в онлайн изложении, которую можно не только прочитать, прослушать, в нее еще можно играть. Игра подарит Вам много увлекательных моментов. Вам предстоит помогать героине печь пирог для бабушки. Как окажется, путь до бабушки будет не только опасным, но и познавательным. В этом плане Вас ожидает интереснейшая игра с голосами птиц. Не менее интересной будет игра в бабушкиных владениях. Там Вы поможете ей с уборкой и ремонтом. В конце концов Вас ждет опасная встреча с волком. Не переживайте, все обойдется. Зло будет наказано! Удачи! Играйте мышкой.

Сказка, в которую можно играть: Красная Ша

Сказка, в которую можно играть: Госпожа Метелица. Игра для девочек и девушек! Для Вас, девчонки, замечательная сказка братьев Гримм – “Госпожа Метелица” - которую не только можно читать, слушать, но еще можно в нее играть. Сказка о том, как волшебница из колодца наказала ленивую, родную дочку мачехи и вознаградила ее трудолюбивую падчерицу. У падчерицы дел невпроворот. Помогайте ей выполнять работу. Несчастная девушка уронит веретено в колодец и мачеха прогонит ее из дому, последуйте за ней. А когда Вы окажитесь у Госпожи Метелицы, Вы должны будете помочь падчерице пройти ряд испытаний. Надо будет помочь яблоньке со сбором урожая. Чтобы пошел снег, потребуется взбивать перину и подушки. Трудолюбивая девушка не разочаровала Госпожу Метелицу и за это получит богатую награду. Она вернется домой. Алчная мачеха, надеясь получить от Метелицы еще богатств, посылает к ней свою ленивую дочь. А дальше случится то, чего и следовало ожидать - восторжествует справедливость… Для того, чтобы в эту игру сыграть, Вам потребуется мышка.

Сказка, в которую можно играть: Госпожа Ме

Сказка «Принцесса на горошине». Игра для девочек и девушек! Для Вас, девчонки, замечательная сказка великого сказочника Г. Х. Андерсона - "Принцесса на горошине" - в которую можно играть. Малышкам, не умеющим читать, сказку можно будет просто слушать. Эта сказка про принца, который хотел жениться на принцессе, но только на настоящей принцессе. Объездив многие страны, опечаленный принц ни с чем вернулся домой. Не нашел он принцессу, которая пришлась бы ему по душе! Но однажды… Что случилось однажды Вы узнаете дальше. Однако, мы приоткроем для Вас небольшой секрет. Дальше, по ходу игры Вам предстоит стать ее непосредственными участниками. Вы должны будете вызванивать правильную мелодию на колокольчиках. А еще Вы должны будете помочь девушке пройти испытания с горошиной, доказывающие то, что она настоящая принцесса. А, когда закончите игру, поразмышляйте, какова же мораль этой сказки. Удачи! Играйте мышкой.

Сказка "Принцесса на горошине"

Малыши знакомятся с онлайн сказкой,Гуси–Лебеди”. Игра для девочек и девушек! Малыши знакомятся с онлайн сказкой "Гуси – Лебеди" – лучшая развлекательная, познавательная, развивающая игра для любознательных девчонок, их братишек и прочих деток, на внимание и сообразительность. Автор онлайн сказки,Гуси – Лебеди” построил свою игру таким образом, что милые детки получили возможность одновременно знакомиться с содержанием сказки, а также стимулировать свое внимание и сообразительность. И так: прежде всего, Вам потребуется собрать картинку из отдельных ее фрагментов. Когда задание будет выполнено, чтобы ознакомиться с содержанием сказки, кликните по кнопке ГОТОВО. Затем Вам опять потребуется собрать новую картинку, чтобы кликнув по кнопке ГОТОВО, снова ознакомиться с продолжением сказки. И так до конца сказки. Удачи! Играйте мышкой.

Малыши знакомятся с онлайн сказкой,Гуси–

Сказка для деток: Коза-Дереза. Игра для девочек и девушек! "Сказка для деток: Коза - Дереза” – развивающая, познавательная игра для малышей на внимание. Собирая несложные пазлы, ребенок в этой игре одновременно будет знакомиться с содержанием сказки. Если малыш еще не освоил науку чтения, ему потребуется помощь старших. И так, малыш соединяет отдельные фрагменты картинки воедино и жмет на кнопку ГОТОВО. А затем, ознакомившись с иллюстрацией к картинке, он кликает по ней мышкой. Появится новый пазл. А дальше все повторяется. Удачи!

Сказка: Зимовье зверей. Игра для девочек и девушек! Сказка: Зимовье зверей – классная, познавательная, развивающая игра на русском языке для наших маленьких пользователей: девчонок, их братишек, друзей и подружек. Милые детки, сначала Вам предстоит прослушать саму сказку, а затем Вы должны будете изучить живые иллюстрации сказки с комментариями действий каждого персонажа. Сделать это Вам поможет мышка. А уж затем Вы перейдете к выполнению задания по прослушанной сказке. Оно заключается в следующем: надо по памяти расставить картинки в порядке соответствующем сюжету сказки. Удачи! Играйте мышкой.

Сказка: Кот и Лиса. Игра для девочек и девушек! "Сказка: Кот и Лиса" - лучшая, развивающая, детская игра на русском языке, на память и сообразительность. Прежде чем начать играть в эту игру, Вам, наши милые детки, представится возможность прослушать и просмотреть великолепно проиллюстрированную сказку,Кот и Лиса”. После этого Вы сможете приступить к выполнению заданий, связанных с событиями в только что просмотренной Вами сказке. Удачи! Играйте мышкой.

Сказка: Колобок. Игра для девочек и девушек! "Сказка: Колобок" – развлекательная, развивающая, обучающая игра на сообразительность, на русском языке. Девчонки, перед Вами будут демонстрироваться картинки с событиями из знакомой Вам сказки про Колобка, который ушел от дедушки и бабушки. Если по ходу игры Вы правильно ответите на вопросы, то поможете Колобку убежать не только от Зайца, Волка, Медведя, но и от Лисы. Удачи! Играйте мышкой.