Интеллектуально познавательные игры для младших школьников. Весёлые словесные игры для детей и подростков. Интеллектуальные игры для младших школьников

У детей интеллектуальные игры часто ассоциируются с обязательным школьным обучением и поэтому далеко не всегда воспринимаются положительно.

Задача педагога — сделать этот вид деятельности привлекательным для детей, заинтересовать их.

С точки зрения педагогики интеллектуально-познавательные игры при систематической их организации обладают огромным воспитательным потенциалом:

Стимулируют познавательный интерес ребенка;

Момент соревновательности позволяет участникам адекватно оценить свои возможности, а в случае победы — утвердиться в глазах сверстников;

При работе в команде развивают навыки коллективной деятельности, совместного поиска решения проблемы; при индивидуальной игре — быстроту в принятии решения, уверенность в собственных силах, концентрацию внимания.

Все интеллектуально-познавательные игры обладают сходными чертами, а их подготовка и проведение, несмотря на разнообразие форм, осуществляются по одному организационному алгоритму:

Создание и подготовка команд;

Оформление места проведения игры;

Подготовка необходимого реквизита;

Техническое обеспечение игры;

Приглашение болельщиков;

Приобретение призов для участников;

Выбор жюри;

Работа ведущих.

Три кита интеллектуально-познавательной игры

1. Наличие специальных вопросов, на которые следует ответить во время игры ее участникам.

2. Наличие специальных правил, придерживаясь которых, следует отвечать на вопросы.

3. Наличие игрового сюжета, игровой интриги, которая является внешней «оболочкой» игры.

«В мире животных» (интеллектуальный марафон)

Рассчитан на детей в возрасте 10-13 лет.

Первый тур . Вспомнить и назвать как можно больше пословиц и поговорок, в которых упоминаются животные. На подготовку 1 минута. За каждое упоминание любого представителя животного мира — 1 балл.

Второй тур (лото) . Команда, которая вытягивает бочонок с номером вопроса, в случае правильного ответа получает 2 балла. Если команда, вытянувшая бочонок, не дает правильного ответа, ответить может другая команда, но для нее цена ответа снижается — 1 балл.

1. Некоторые виды этих животных можно истереть в порошок и пропустить через сито, но все равно они выживут. Кто это? (Губки)

2. Министерство сельского хозяйства Японии обратилось к жителям страны с призывом разводить в аквариуме белую рыбку. Для чего? (Белая рыбка за несколько часов до землетрясения проявляет беспокойство, таким образом предупреждая о надвигающейся угрозе)

3. Англичане называют его «огненной лисицей», немцы — «котомедведем». Еще его назвают «гималайский енот». Как называют это животное русские и французы? (Малая панда)

4. Назовите самого длинного обитателя планеты. (Медуза, до 75 м)

5. Мехом этого зверька опушена шапка Мономаха. (Соболь)

6. Во время русско-турецкой войны (1878 г.) отряд русских солдат, вступивший в поход против турок, встретился с этим грозным явлением. Люди шли как в тумане. Стало трудно дышать. На ровном месте ноги скользили. Солдаты, увидав вдали деревню, побежали туда спасаться. Двое суток отсиживались они в деревне и не могли выйти. Назовите то, что было причиной этого явления. (Саранча)

7. Пещерный медведь, который вдвое превышает по размерам бурого медведя, исчез по вине древнего человека. За что шла жестокая конкуренция между этим млекопитающим и древним человеком? (За обитание в пещере)

8. От нее за историю человечества погибло не меньше людей, чем от всех войн. И не было бы этой страшной беды, если бы не поселились рядом с человеком серые крысы. Что же вызвало гибель миллионов людей? (Чума)

9. Одним из самых больших увлечений В. Набокова, кроме литературы, была энтомология. Кого изучает эта наука? (Бабочек)

10. Почему бегущая собака высовывает язык? (Так она спасается от перегрева)

11. Почему самые большие животные обитают не на суше, а в море? (В воде тело весит меньше)

12. В трагедии Шекспира «Гамлет» есть персонаж из животного мира, который влияет на развитие сюжета. Что это за персонаж? (Петух)

13. В настоящее время на ее территории размещаются 10 государств. 10 тысяч лет назад там жили бегемоты, африканские слоны, жирафы, страусы. Интенсивное скотоводство привело к экологическому кризису этой территории. Как сейчас называется эта территория? (Сахара)

14. Самым страшным врагом этого животного является человек. Однако, благодаря высокой плодовитости, оно все же живет в наших лесах. В скандинавской мифологии это животное носит имя Рататоск («грызозуб») и является посредником между небом и землей. Назовите это животное. (Белка)

15. В 1990 г. в парк «Монрепо» (в Выборге) была приглашена группа альпинистов для проведения высотных работ. Эти работы должны были снять угрозу массового разорения гнезд белок и певчих птиц. Что предстояло разрушать альпинистам? (Вороньи гнезда)

16. Распространение малярии среди людей и начало выращивания риса человеком совпадают во времени. Кто же играл роль связующего звена между этими двумя явлениями? (Малярийный комар)

17. В 1719 г. в Переславль-Рязанский от Петра I — любителя редкостей — примчался гонец с царским указом: «Ее отдай гонцу, устроив место, в чем ее можно довезти в Москву в целости; дать довольно корму, подводу и провожатых, чтоб ей в дороге какой гибели не учинилось». О ком идет речь? (Подсказка: так называют людей, сильно отличающихся от других.) (Белая ворона)

18. Не будь на свете пчел — не бывать бы этому популярному лондонскому музею. Что это за музей? (Музей восковых фигур мадам Тюссо)

19. Высота конусообразных домов этих насекомых порой превышает 6 метров. А застраивают они целые поселки. Кто они? (Термиты)

20. Это безобидное насекомое американцы называют «летающим драконом». Как это насекомое называем мы? (Стрекоза)

В эту игру могут играть дети любого школьного возраста, для этого нужно составить вопросы разного уровня.

Ведущему необходимо заготовить для игры достаточно много вопросов. Уровень их сложности может колебаться в зависимости от возраста играющих, главное, чтобы вопросы не были рассчитаны на эрудитов, играющие должны находить правильные ответы путем логических рассуждений.

На листочках пишутся имена всех играющих, листочки перемешиваются и ссыпаются в шапку. Перед ведущим ставятся два стола, а за каждый из них – по два стула. За каждый стол садятся по два участника, чьи имена ведущий вытаскивает из шапки. Им задается один вопрос, и та пара играющих, которая на него отвечает быстрее, остается за столом, другая пара покидает стол, и на их место вызываются следующие двое участников. Если пара выигрывает три вопроса подряд, она тоже покидает стол.

Листочки с именами тех участников, кто уже побывал за столом, откладываются в сторону. Когда все играющие уже побывали за столами, первый круг считается законченным. Если после этого еще осталось достаточное количество вопросов, можно провести то же самое еще несколько раз, поменяв пары игроков.

Таким образом, игра не только развивает интеллектуальные способности играющих, но и помогает установлению между ними дружеских отношений. Если играющие незнакомы друг с другом, игра поможет им познакомиться.

«Следствие ведут знатоки»

Заняться игрой полезно детям старшего возраста и подросткам. Для нее нужно несколько ведущих, желательно не из числа детей.

Ведущие задумывают ситуацию: какое-либо криминальное происшествие или таинственный случай, а играющие должны ее разгадать, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет» всем ведущим по очереди. Игра усложняется тем, что один из ведущих всегда лжет. Участники об этом знают, но, по правилам, они не могут задавать одинаковых или похожих вопросов разным ведущим, таким образом, не могут установить сразу, кто именно говорит неправду.

«Допрос» продолжается до тех пор, пока ситуация не будет полностью или почти полностью восстановлена играющими. В процессе вопросов и ответов и происходит развитие способностей сопоставлять и анализировать услышанное, делать выводы.

«Великие реставраторы»

Предназначена игра для ребят школьного возраста. Ее можно проводить на дне рождения или другом празднике. Играющие делятся на две команды, на стену или дверь вешается лист бумаги, разделенный пополам, на нем будут записываться баллы команд.

Различные командные конкурсы сможет придумать каждый взрослый, здесь предлагается несколько возможных вариантов. Суть игры в том, чтобы по неоконченным или измененным фразам, зная принцип изменения, восстановить оригинал.

1 тур. Ведущий заранее придумывает несколько перевертышей – фраз из известных песен или кинофильмов, составленных из слов-антонимов. Каждой команде по очереди сообщается такой перевертыш, а играющие должны восстановить исходную фразу. Если команде это не удается, право ответить на вопрос получает другая команда, не теряя при этом права первого ответа на следующий вопрос. За каждый правильный ответ играющие получают один балл.

2 тур. Командам раздаются заранее приготовленные листки с одинаковыми неоконченными изречениями великих. Подбирать нужно внимательно: они должны быть понятны детям и легко завершаться. По истечении некоторого времени ведущий собирает листы, зачитывает их вслух и решает, кто был ближе к изначальному изречению, или, может быть, у команды получилось даже лучше. Полученные баллы выносятся на листок.

3 тур. Задание к этому конкурсу команды готовят для своих соперников сами. Ведущий дает им по 2-3 небольших предложения (не больше 5 слов), а игроки переделывают их, вместо слов подставляя их определения. Например, фраза «ландыши расцветают в мае» в итоге может выглядеть так: «Небольшие растения с белыми, сильно пахнущими цветами выбрасывают цветки в последнем месяце весны».

Когда задания готовы, команды обмениваются ими и расшифровывают фразы обратно, а потом сравнивают. Суть этого конкурса состоит не в расшифровке, а в составлении заданий, оцениваться должны оригинальность, качество и скорость, проявленные при этом. Все выставленные баллы выносятся на листочек, и подводятся итоги.

«Самые-самые»

Одним из самых главных качеств интеллекта является умение сопоставлять факты, анализировать и находить свои, более простые решения. Предлагаемая игра поможет развить у детей младшего школьного возраста это умение.

Как и предыдущая, игра состоит из нескольких заданий, предлагаемых поочередно.

Задание 1. Ведущий пишет на большом листе бумаги следующие буквосочетания: ЕСГ, ИБД, ДТ, ЮЗВ, АЗ, – и предлагает участникам запомнить их в течение 15-20 секунд, а затем убирает листок. После этого желательно как-то отвлечь участников, возможно, спеть с ними песенку или рассказать стишок.

Через несколько минут ведущий раздает каждому по небольшому листку и просит воспроизвести на память ранее произнесенные буквосочетания. Не страшно, если большинство не сможет этого сделать. Запомнить такие бессмысленные буквосочетания достаточно сложно. Правильно ответит только тот, кто догадается прочитать их по-другому, с другими промежутками: ЕС, ГИБДД, ТЮЗ, ВАЗ. В этом случае получаются довольно известные аббревиатуры: ЕС – Европейский союз, ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения, ТЮЗ – Театр юного зрителя, ВАЗ – Волжский автомобильный завод.

Ведущий обязательно должен объяснить играющим, как можно было выполнить задание.

Задание 2. Нужно приготовить заранее листы с заданиями по числу играющих. Ведущий объясняет участникам правила: следует внимательно прочитать высказывание с пропусками, а из предложенных вариантов ответов выбрать тот, который можно подставить в пропуски, чтобы сохранились логика и смысл. Играющие отмечают ответы, которые, по их мнению, являются правильными, потом ведущий подводит итоги.

В качестве задания можно взять предложенные высказывания или придумать другие. Суть заданий состоит в том, чтобы, проанализировав смысл отрывка, выбрать единственно подходящий вариант ответа.

1) Для того чтобы выжить в современном мире, необходимо постоянно овладевать огромным, с каждым днем все увеличивающимся объемом…, контролировать ситуацию, быстро реагировать на все изменения. Тут… просто необходим.

а) еды… холодильник, б) информации… компьютер, в) денег… банк, г) волос… парикмахер.

2) С возрастом кошки становятся менее… Если ваша кошка держится в стороне, не беспокойте ее. Она сама подойдет к вам, когда захочет приласкаться и поиграть.

а) пушистыми, б) худыми, в) ласковыми, г) голодными.

3) В недавнем прошлом… было не таким дефицитом, как шоколад. Существовали пломбир, дешевое фруктовое в бумажных или вафельных стаканчиках, крем-брюле или эскимо.

а) кофе, б) вино, в) ситро, г) мороженое.

Правильные ответы: 1 – б, 2 – в, 3 – а, 4 – в.

Баллы в этой игре не главное, самое важное – после каждого задания объяснять детям правильные ответы, чтобы они поняли логические взаимосвязи.

«Взломщик»

Игра предназначена для старших школьников. В нее можно поиграть, например, на уроке истории или на школьном тематическом вечере.

Ведущий задумывает любое историческое событие и называет как можно больше его характеристик: дату, место события, участников, причины, последствия и т. д. Затем он задает вопрос по каждой из характеристик, а члены команды отвечают по очереди.

В результате какие-то характеристики будут известны, а что-то так и не удастся угадать. По известным фактам команда должна понять, о каком историческом событии идет речь.

Можно устроить соревнование, но разным командам придется загадывать разные события.

«Найди пару»

Для детей школьного возраста.

Игра не носит соревновательного характера, поэтому все участники составляют одну команду. Важно, чтобы школьники обсуждали задания в процессе поиска верного ответа.

Ведущий объясняет правила: он зачитывает пару слов, являющуюся основной. Потом он произносит еще несколько пар, из них нужно выбрать такую, которая по смыслу передавала бы соотношение между словами в ней со словами основной пары.

То есть необходимо понять соответствие между словами первой пары и найти среди предложенных вариантов слова, которые так же соответствуют друг другу.

Здесь приведены возможные варианты заданий, но их можно придумать и самим.

1) ДОМ – КВАРТИРА: а) машина – колесо, б) автобус – кресло, в) квартира – комната, г) лес – поляна.

2) ЦВЕТОК – ЯГОДА: а) прическа – лысина, б) гриб – грибник, в) дождь – снег, г) кошелек – деньги.

3) БУМАГА – РИСУНОК: а) картина – рама, б) открытка – поздравление, в) стол – стул, г) слово – буква.

4) НОЧЬ – ДЕНЬ: а) тепло – холод, б) вода – бумага, в) электричество – тепло, г) кактус – ромашка.

5) БИБЛИОТЕКА – КНИГИ: а) правительство – министры, б) земля – роса, в) солнце – туча, г) коробка – конфеты.

Правильные ответы: 1 – в, 2 – а, 3 – б, 4 – а, 5 – г.

Ведущий объясняет, почему те или иные ответы являются правильными, и предлагает играющим самим придумать подобные задания, отгадывать которые будет он. Это очень важно для развития интеллектуальных способностей детей.

«Инструкции»

Игра предназначена для подростков. Бывает, что многие сталкиваются с инструкциями, в которых описывается буквально все – вплоть до открывания упаковки. Игра «Инструкции» основана как раз на таких забавных случаях.

Ведущему необходимо заготовить как можно больше таких инструкций. Несколько нужно прочитать полностью для примера и объяснить, что речь идет именно о забавных инструкциях, в которых написано то, что и так понятно. Остальные зачитываются с пропусками. Играющий, если у него есть вариант ответа, поднимает руку и сообщает его всем. Если ответ неправильный, другие пробуют ответить полнее и правильнее.

С первого взгляда может показаться, что интеллект тут ни при чем, но замечено, что дети с большими способностями разгадывают такие задачки быстрее и охотнее. В процессе игры ребята не только упражняют свой интеллект, но и весело проводят время.

Вот несколько примеров таких инструкций:

1) Инструкция к резиновой шапочке для купания: надевать только на… голову. Ответ: одну.

2) Инструкция к замороженному пудингу: внимание! После разогрева продукт будет… Ответ: горячим.

3) Инструкция к зеркальцу заднего обзора: осторожно! Все предметы, которые вы видите в зеркале, на самом деле… Ответ: находятся сзади.

4) Инструкция к пакетику арахиса: осторожно! Продукт содержит… Ответ: орехи (ответ «арахис» тоже можно принять как правильный).

5) Инструкция к батарейкам: перед установкой батареек в прибор… Ответ: выньте их из упаковки.

6) Инструкция к пакетику лесных орешков: открыть упаковку… Ответ: съесть орешки.

«Интеллектуальный футбол»

Игра для школьников. Она не подвижная, как может показаться из названия, суть ее в том, чтобы забить противнику как можно больше голов.

Как и в обычном футболе, в каждой команде есть нападающие, защитники, вратарь. Роль арбитра выполняет ведущий. В одной команде может быть любое число игроков, но не меньшее трех.

Команды заранее готовят 10-15 вопросов. Эти вопросы не должны быть конкретными: «Кто?» «Когда?» и т. д. Ответы на них должны определяться путем логических рассуждений. Обязательно нужно следить, чтобы не было логических дуэлей – наличия двух ответов, которые в одинаковой степени могут быть верными, иначе гол могут не засчитать.

Ведущий определяет, какая команда «владеет мячом», с помощью монетки. Нападающие этой команды задают один из заранее приготовленных вопросов. Команда совещается в течение тридцати секунд, и защитники отвечают. Если ответ верный, защитники «передают мяч» своим нападающим, и те задают вопрос. В противном случае вратарь может попытаться ответить еще раз на тот же самый вопрос, но уже не совещаясь с командой. Если вратарь «отбил мяч», то есть ответил правильно, нападающие задают другой вопрос защитникам, если ошибся – гол забит, и вратарь «выбивает мяч» своим нападающим, которые задают вопрос защитникам забившей команды.

Если вратарь ответил неверно, нападающие обязательно сообщают правильный ответ, и судья решает, засчитывать гол или нет.

Очень важно для команды правильно назначить вратаря, так как именно он имеет право последнего ответа, а значит, и шансы спасти команду. Игра идет до тех пор, пока вопросы одной из команд не будут исчерпаны. Тогда подводятся итоги, победители награждаются.

Игра не только повышает уровень интеллекта, но и развивает навыки работы в команде.

«Царь горы»

В эту игру могут играть как дошкольники, так и школьники любого возраста, только вопросы предлагаются им разного уровня сложности. Лучше, если участников будет не очень много.

Ведущий должен заготовить побольше вопросов. Играющие встают вокруг стула на расстоянии 4-5 шагов от него. Желательно играть на воздухе, чтобы было больше места.

Ведущий говорит: «Вы находитесь у подножия горы. Стул – это вершина горы. Тот, кто первый поднимется на нее, тот и победил». Далее ведущий задает вопросы по одному, тот, кто знает ответ, хлопает в ладоши. Кто хлопнет раньше, тот и отвечает.

Если играющий отвечает правильно, он «поднимается в гору», иными словами, делает шаг в центр круга, если неправильно – отступает на шаг назад. Выигравшим считается тот, кто первым подойдет к стулу и поднимется на него.

Можно несколько разнообразить игру, допустим, установить разные «цены» на различные по сложности вопросы или на разные по скорости ответы. Например, если играющий ответил в течение первых 2-3 секунд верно, он может «подняться в гору» на два шага, а если неверно – отступить только на полшага.

Выигравший участник получает титул Царя Горы. Все должны называть его так весь оставшийся вечер.

«Познай мир»

Полезна игра детям 6-7 лет. К этому возрасту у них складываются определенные представления о физических явлениях: о движении, теплоте, температуре и т. д. Телевидение, радио, окружающий мир – вот источники этих представлений.

Не объясняя ребенку то или иное явление, с которым он сталкивается, о котором узнает, родители упускают отличную возможность развить его умственные способности. Вот, к примеру, одна из возможных игр на познание окружающего нас мира, в частности, свойств воздуха.

Покажите ребенку пустую стеклянную банку. Спросите, есть ли в ней что-нибудь. Скорее всего, он ответит, что банка пустая и в ней ничего нет. Скажите ему, что он ошибается: в банке что-то есть, но это «что-то» он не видит. А как же узнать, что в банке все-таки это «что-то» есть?

Возьмите целлофановый мешочек, пусть ребенок заполнит его шариками и мелкими кубиками. Обратите его внимание на то, что если в мешочке есть что-то, то он уже не плоский, а выпуклый. Пусть он сам убедится, что это действительно так и что именно кубики изменили форму мешочка.

После этого освободите мешочек от шариков и кубиков. Ребенок, конечно, считает, что мешочек стал снова пустым, в нем ничего не осталось. Предложите ему аккуратно скрутить мешочек, зажав отверстие. По мере того как он будет скручивать его, в нижней части он обретет выпуклость и упругость: следовательно, в нем что-то есть, и это «что-то» и есть воздух. Так вы и объясните ребенку, что такое воздух.

Спросите его, а был ли воздух до скручивания в мешочке или появился, потому что его скрутили. И постарайтесь подвести его к правильному ответу, доказав, что воздух в мешочке находился всегда. Воспользуйтесь случаем и объясните ребенку, что воздух есть и в якобы пустой банке, и в комнате, и на улице. Хотя он и невидим, но обнаружить его можно повсюду.

«Что из чего»

Эта познавательная логическая игра рассчитана на детей 4-5 лет. В этом возрасте у детей уже довольно большой запас слов (он доходит до 4-5 тысяч). Это главным образом слова основного словарного фонда, т. е. общеупотребительные, необходимые для общения. Конечно же, уровень развития речи у детей одного возраста различен. Некоторые дети свободно распоряжаются словарным запасом, у других активный словарь небольшой, хотя значительное количество слов они хорошо понимают (пассивный словарь).

Смысл слова дети усваивают в неразрывной связи с постижением окружающего мира. Вы, родители, сможете им в этом активно помочь, нужно только учить их правильно определять и называть как сами предметы, так и то, из чего они сделаны, из какого материала. Как же можно провести с ребенком подобное занятие, чтобы оно стало для него не только полезным, но и интересным?

Ваша игра с ребенком будет складываться из вопросов – ответов, ваш вопрос – его ответ. Перед игрой отберите из домашнего обихода предметы и рассортируйте их по качествам: деревянные, стеклянные, железные и т. д.

Сначала взрослый ставит на стол стеклянные предметы: стакан, баночку, графин и т. д. Вопросы взрослого к ребенку: «Что ты видишь на столе? Из какого материала сделаны эти предметы? Каким одним словом можно сказать, какие это предметы?»

Ребенок может не сразу сказать, что это стеклянные предметы. Но вы должны постараться подвести его к этому ответу. Услышав ответ ребенка, что это все стеклянные предметы, взрослый говорит: «Правильно, все предметы, которые сделаны из стекла, называются стеклянными. Назови мне еще какие-нибудь стеклянные предметы, которые вспомнишь».

Далее взрослый ставит на стол все деревянные предметы: пирамидку, матрешку, деревянную ложку. Опять задаются те же вопросы: «Что ты видишь на столе? Из какого материала сделаны эти предметы? Каким одним словом ты можешь назвать все эти предметы?»

Когда ребенок скажет «Деревянные», взрослый продолжает: «Правильно, все предметы, которые сделаны из дерева, называются деревянными. А какие еще деревянные предметы, кроме этих, ты сможешь назвать?»

После этого взрослый ставит на стол следующую группу предметов: пластмассовые крышку, зайца и погремушку. Аналогичные вопросы задаются и об этих предметах, а также о следующих – металлических: ножницы, металлическая ложка, вилка; резиновых: мяч, прыгалка, резиновые игрушки.

После такой логической игры вы можете в заключение провести игровые занятия на память. Взрослый предлагает ребенку послушать и отгадать загадки все о тех же предметах, сделанных из разных материалов (про галоши – резиновый предмет, утюг – металлический предмет, лампочку – стеклянный предмет, лыжи – пластмассовый или деревянный предмет, мяч – резиновый предмет).

Если дождик, мы не тужим,

Бойко шлепаем по лужам.

Станет солнышко сиять -

Нам под вешалкой стоять. (Галоши.)

То назад, то вперед

Ходит, бродит пароход.

Остановишь – горе!

Продырявит море! (Утюг.)

Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется. (Лампочка.)

Две новые, кленовые,

Подошвы двухметровые.

На них поставишь две ноги -

И по большим снегам беги. (Лыжи.)

Кинешь в речку – не тонет,

Бьешь о стенку – не стонет,

Будешь оземь кидать -

Станет кверху подлетать. (Мяч.)

Можете продолжить игру, подключив в нее других детей (3-4 ребенка). Рассадите их в круг лицом друг к другу. И начните задавать те же вопросы, но отличием станет то, что тут уже ведется счет на очки, а у детей появляется интерес быстрей других ответить на вопрос или отгадать загадку и получить за это очко.

«Такие разные слова»

Предназначена эта логическая игра для детей 7-9 лет, которые уже ходят в первый или подготовительный класс средней школы. Разработана она специалистами, занимающимися изучением развития интеллекта у детей, только начинающих постигать школьные истины.

Участвуют в игре 8-10 человек, но если ваш ребенок очень стеснительный и не сможет правильно ответить на поставленный вопрос в присутствии других детей, поиграйте с ним вдвоем. Возможно, после этого он сможет увереннее себя чувствовать в кругу сверстников и без труда сам поиграет с ними в эту нехитрую игру.

Вы без труда объясните детям правила. Вы даете задание, а тот, кто быстро ответит на вопрос, получает очко. Ребенок, заработавший больше всего очков, становится победителем.

1. Вы задаете первый вопрос детям, он рассчитан на подбор определений к существительному. Перед этим объясните, что значит определение и какие слова могут подойти. Вы выкрикиваете первое слово «Собака» и тут же задаете вопрос: «Дети, а какие бывают собаки?» Дети отвечают: «Большие, маленькие, лохматые, умные, веселые, грустные, черные, белые и т. д.». После этого все делается наоборот – вы называете несколько определений к слову «береза» – зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая – что это? Дети должны постараться отгадать это существительное. Вы можете сами выбрать те существительные, которые, на ваш взгляд, наиболее интересны детям.

2. Вы задаете второй вопрос, он рассчитан на подбор действий к предмету. Вы выкрикиваете слово «ветер» и тут же задаете вопрос: «А что делает ветер?» Дети отвечают: «Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, облака разгоняет и т. д.» После этого опять все делается наоборот – вы называете детям несколько глаголов к слову «дождь».

Примерный ряд – капает, стучит по крыше, мочит улицы и дороги – что это? Или, например, существительное «солнце». На небе сверкает, тьму разгоняет – что это? Дети должны постараться отгадать эти существительные. Вы и в этом случае можете сами составить задание, подобрав глаголы и существительные.

3. В этот раз ваш вопрос будет рассчитан на подбор синонимов. На него дети должны очень быстро придумать ответ. Допустим, вы даете отправное прилагательное «большой». Дети выкрикивают: «Огромный, громадный и т. д.». Затем вы на свое усмотрение выбираете одно существительное, далее один глагол. После этого вы даете отправное слово на подбор антонимов, например «гладкий». Дети отвечают: «Неровный, шероховатый, бугристый и т. д.». Далее точно так вы называете одно существительное, далее один глагол.

4. Это задание рассчитано на нахождение пропущенных в предложении слов. Объясните, что следует закончить ваше предложение тем словом, которое больше всего подходит по смыслу. Могут быть использованы предложения такого типа.

– Пришел почтальон, он принес… (почту).

– Дворник взял метлу, он будет… (мести).

– Я буду прибивать гвоздь, принеси мне… (молоток) и т. д.

5. Это задание наиболее сложное, но и самое интересное. Оно, как и большинство других заданий, состоит из двух частей. Первая часть задания такая – вы называете какое-то слово, допустим, «дерево», «машина» и другие. Дети должны сообразить и найти составные части целого. К примеру, «дерево» – ствол, ветки, сучья, листья и т. д.; «машина» – руль, колеса, фары и т. д. Вторая часть задания – обратная, вы, например, называете слова «голова», «руки», «ноги», «туловище» и тут же задаете вопрос: «Дети, кто это?» А дети выкрикивают: «Это человек».

Если детям затруднительно называть нужные ответы и подыскивать правильные и подходящие слова, можете обратиться к упрощенному варианту игры. Вам понадобится что-то наподобие школьной доски. Можете использовать также и белую материю, к которой будете прикреплять листы бумаги. На этих листочках вы пишете задание, например слово «собака» или несколько определений к слову «береза», и так со всеми заданиями. А детям раздаются другие листочки. На них вы пишете ответы к заданиям, допустим, синонимы к слову «большой» или антонимы к слову «гладкий», и так со всеми ответами. Эти листочки с ответами раскладываются на столе перед детьми словами наверх и хорошо перемешиваются.

Игра начинается. Вы прикрепляете к доске задание, а дети должны быстро найти среди множества ответов именно тот, который подходит к заданию. Тот участник игры, кто соберет больше бумажек с ответами и наберет больше всего очков, и выигрывает.

«Математические ребусы»

Ребенок через год идет в школу. Нужно ли научить его к этому времени считать? Предлагаемые вашему вниманию несколько математических игровых задач помогут ему подготовиться к школе, развить грамотные математические представления. Эти игры рассчитаны на концентрацию внимания и логическое мышление дошкольника, а также на развитие памяти. Они могут по желанию быть использованы и при логических играх с детьми 4-6 лет.

Научно доказано, что научить считать семилетнего ребенка гораздо сложнее, чем пятилетнего. Но перед тем как играть со своим ребенком в такие игры, вы должны доходчиво объяснить ему, как мы измеряем вещи, как делим целое на части и как складываем части в целое.

«Чего не стало?»

Вы раскладываете на столе перед ребенком 8 разных игрушек: башенку, матрешку, машину, юлу, мяч и т. д. Он должен пересчитать все эти игрушки и сказать, сколько их всего. Затем ему нужно закрыть глаза, а вы в это время прячете две игрушки. Когда ребенок открывает глаза, игра начинается на очки. За каждый правильный ответ он получает 3 очка, а за неправильный – у него пропадает 2 очка. Вы начинаете задавать вопросы:

– Больше стало игрушек или меньше?

– Если меньше, то какие игрушки исчезли?

– После каких игрушек по счету они стояли?

– Перед какими игрушками по счету они стояли?

– Сколько игрушек стояло между этими двумя?

Если ваш ребенок не набрал все 15 очков, все равно похвалите его и ни в коем случае не ругайте.

«Что изменилось?»

Выложите перед ребенком в ряд 5 кружков одного размера, но обязательно разного цвета. Пусть он запомнит, в каком порядке лежали кружки и сколько их всего было. Когда он скажет правильную цифру, предложите ему закрыть глаза, а вы в это время поменяйте расположение кружков и один уберите. Открыв глаза, ребенок должен ответить, какого цвета кружок вы убрали, и разложить все кружки в том порядке, в каком они лежали сначала.

«Найди цифру»

Вы ударяете по столу то или иное количество раз, а ребенок считает про себя, сколько раз вы ударили, и после этого на пальцах показывает соответствующее число. Эту игру можно усложнить, дав задание: «Покажи цифру на один больше или меньше», т. е. на ваши 6 ударов ребенок должен показать цифру 7. В такой простой игре могут участвовать и 5-6 человек. Они будут одновременно показывать на пальцах цифры – кто-то правильно, а кто-то нет. Вы говорите правильный ответ после них. Правильно ответивший получает 3 очка, за неправильный ответ отнимаются 2 очка. В конце игры подсчитываются очки, участник игры, набравший больше всех очков, становится победителем.

«Какое число пропущено?»

Поставьте в ряд нарисованные на бумаге карточки с цифрами от 0 до 10, затем предложите ребенку закрыть глаза и в этот момент уберите одну из карточек, сдвинув соседние цифры, чтобы опять получился непрерывный ряд. Открыв глаза, ребенок должен сказать, какой цифры не стало и где она должна находиться.

«Исправь ошибку»

Вы ставите в два ряда две группы предметов. Например, 7 яблок – в первый ряд, а рядом цифра 8; 8 груш – во второй ряд, а рядом цифра 7. Фрукты и цифры должны быть спутаны, можно выложить в рядах и большее количество предметов. Детям предлагается исправить допущенную ошибку.

«Вопрос – ответ»

Следующее занимательное игровое занятие проведите с детьми 10-12 лет. Оно направлено на развитие хорошей реакции у детей, концентрацию внимания, поможет ребенку повысить его интеллектуальный уровень, укрепить имеющиеся знания.

Участвуют 10 человек и один ведущий. Игра состоит из 3 последовательных туров. В каждом туре ведущий задает участникам вопросы, которые составлены так, что даже незнающий человек, сосредоточив память и внимание, сможет логическим путем дойти до правильного ответа. В каждом последующем туре вопросы усложняются.

В первом туре принимают участие все 10 человек. Во второй тур выходят только участники, набравшие 10 и больше очков. В третий тур выходят только те игроки, которые набирают 15 и более очков: такое количество очков может набрать только один человек. Победителем игры будет считаться только тот, кто ответит на все вопросы третьего тура. Если же в третий тур вышли 2 и более участников, победителем игры становится тот, кто наберет больше всего очков.

1 ТУР. В первом туре за каждый правильный ответ участник игры зарабатывает 5 очков. Ведущий задает следующие вопросы:

– Главное и древнейшее орудие шитья? (Иголка.)

– Второе название дикой розы? (Шиповник.)

– Часть одежды, куда кладут деньги? (Карман.)

– Учебный час, посвященный отдельному школьному предмету? (Урок.)

– Драгоценный камень, самый твердый среди других минералов и самый дорогой среди всех остальных драгоценных камней? (Алмаз.)

– Самое длинношеее животное не Земле? (Жираф.)

– Зверек с самым коротким названием? (Еж.)

2 ТУР. Во втором туре за каждый правильный ответ участник игры зарабатывает 10 очков. Ведущий задает следующие вопросы:

– Переходная ступень от холостяка к мужу? (Жених.)

– Разговорное обозначение миллиона денежных единиц? (Лимон.)

– Особая булавка с широкой и плоской шляпкой для прикалывания бумаги? (Кнопка.)

– Болотный газ? (Метан.)

– Машина, используемая в сельском хозяйстве; разновидность бытовой техники, незаменимая вещь на кухне? (Комбайн.)

3 ТУР. В третьем туре за каждый правильный ответ участник игры зарабатывает 12 очков. Ведущий задает следующие вопросы:

– Греческий полубог, научивший людей ремеслам? (Прометей.)

– Похищенная Зевсом девушка, именем которой названа часть света? (Европа.)

– Рабовладельческое государство, существовавшее на территории современного Ирака? (Вавилон.)

«Что, как и где?»

Игра рассчитана на детей 10-12 лет. Она не требует особых познаний в какой-либо области. Если вы учитесь в школе, значит, наверняка встречались с этими словами, на первый взгляд, малознакомыми. Напрягите свою память, хорошенько подумайте, порассуждайте, и вы обязательно найдете правильный ответ на поставленный вопрос.

В игре участвуют несколько человек и один ведущий, который и будет давать вопросы-задания. Суть задания в том, что вы должны как можно быстрее на отдельном листе записать ответ. У каждого участника игры свой листок. В конце игры количество слов подсчитывается, но очки даются только за ответы, действительно подходящие по смыслу к заданию. Варианты ответов, по смыслу самые подходящие, хранит у себя до конца игры ведущий.

За каждый правильный ответ участник игры зарабатывает 5 очков. Ведущий четко вслух прочитывает задание – середину предложения, а участники игры должны за минуту дописать 2-3 коротких слова – начало и конец предложения.

1… ПОМОГАЕТ, А НЕВНИМАНИЕ… (внимание, мешает).

2… НЕ ЛЮБЛЮ, А КОНФЕТЫ… (лимон, люблю).

3… КВАДРАТНЫЙ, А КОЛЬЦО… (ящик, круглое).

4… МОЛОДОЙ, А БАБУШКА… (внук, старая).

5… ДОБРЫЙ, А ВОЛК… (заяц, злой).

6… ЛАЕТ, А КОРОВА… (собака, мычит).

7… ГОРЬКИЙ, А ШОКОЛАД… (перец, сладкий).

8… ПЛАВАЕТ, А САМОЛЕТ… (лодка, летает).

9… СТРИЖЕТ, А ПОРТНОЙ… (парикмахер, шьет).

10… МАРКИ, А НУМИЗМАТ… (филателист собирает, монеты).

11… ТУФЛИ, А В БАКАЛЕЕ… (в обувном магазине, булки).

12… В ШКОЛЕ, ВРАЧ… (учитель, в больнице).

«Озорные числа»

Игра рассчитана на детей 9-11 лет, уже знающих основы математики. Играя в нее, ваш ребенок сможет натренировать свое внимание и память. Она полезна и для развития логического мышления, как и шахматы. Если даже у ребенка вовсе не математический склад ума, ему все равно интересно поиграть с числами.

Игра состоит из 2 последовательных туров. В каждом туре дается по 5 маленьких математических заданий. За каждое правильно выполненное задание участник игры получает 5 очков. Участвуют 6 человек и ведущий. Игрокам раздаются на 5 минут листочки с заранее написанным заданием, которое нужно выполнить.

1 ТУР. В первом туре участвуют все игроки. Ведущий раздает всем листочки с заданием и засекает время. У всех игроков одинаковые задания: подчеркните в каждом ряду по три числа, дающих в сумме то, которое стоит в конце ряда:

3 4 6 5 1 2 7 10 (6+3+1; 7+2+1; 5+4+1 и т. д.)

8 4 1 3 7 6 5 17 (8+5+4; 6+4+7; 8+6+3 и т. д.)

4 8 3 9 1 6 2 13 (8+3+2; 6+3+4; 8+1+4 и т. д.)

6 2 10 7 8 5 6 23 (10+7+6; 10+8+5 и т. д.)

2 0 13 1 3 9 3 15 (13+0+2; 9+3+3 и т. д.)

2 ТУР. Во втором туре участвуют только те, кто в первом туре набрал 15 очков, т. е. правильно выполнил любые 3 задания. Победителем 2 тура становится игрок, набравший очков больше всех. Ведущий раздает каждому участнику следующее задание: расставьте математические знаки между цифрами так, чтобы равенство было верно:

1 2 3 = 0 (1+2-3)

1 2 3 = 1 (1+2/3)

1 2 3 = 6 (1+2+3)

1 2 3 = 1/6 (1/2х3)

Дети – цветы нашей жизни. И только от нас зависит будущее наших чад. На родителей и педагогов возложена большая ответственность – научить ребенка быть самостоятельным, коммуникабельным и, конечно же, добрым и отзывчивым человеком. Наша цель – развивать умственные и физические способности ребёнка. Этому могут способствовать интеллектуальные и развивающие игры для детей.

Взрослым давно пора понять, что развивающие игры для дошкольников и детей начальной школы – это не просто весёлое времяпровождение. Играя, ребёнок не только получает массу положительных эмоций, но и приобретает опыт общения со сверстниками, развивает различные способности. Совместные развлечения учат детей дружбе и взаимопомощи, восполняют недостаточность общения между сверстниками.

Развитие личности, самоконтроля, раннее формирование интеллекта, усвоение знаний, способностей и навыков происходит во время интеллектуальной игры в помещении (изучение букв и цифр в группах раннего развития, загадки, настольные игры, викторины с хорошо продуманным сценарием). Малышам дошкольного возраста и ученикам до 7-10 лет пойдут на пользу подвижные упражнения на дворовой площадке особенно, если их родители будут принимать в этом участие.

Исследования психологов всего мира давно доказали, что человеку, у которого не было возможности в детстве вдоволь общаться и развлекаться с другими детьми, будет непросто находить общий язык с окружающим миром. Раннее развитие множества комплексов и интеллектуальный дефицит объясняется недостаточностью общения дошкольников и детей начальной школы до 10 лет с родителями и сверстниками.

Интеллектуальные способности растут посредством раннего знакомства с такими понятиями как буквы и цифры. Головоломки и загадки, настольные игры и интеллектуальные викторины с интересным сценарием несомненно увлекут детей 7-10 лет и дошколят. Упражнения в помещении, а также подвижные развлечения оказывают благотворное влияние на интеллектуальный рост и укрепление иммунитета детворы дошкольного возраста и до 10 лет.

Существует множество развивающих игр для детей дошкольников и ребят от 7 до 10 лет. Это могут быть викторины, детские настольные и обучающие игры, а также подвижные развлечения на свежем воздухе.

Викторины для младших школьников


Участие в викторинах приносит ощутимый вклад в развитие способностей детей:

  1. Развивается внимание;
  2. вырабатывается нестандартное мышление;
  3. увеличивается словарный запас;
  4. расширяется кругозор.

Сценарии, темы и вопросы викторин для дошкольников и детей младшего школьного возраста могут быть самыми разнообразными: об окружающем мире, о космосе, истории, спорте, растениях, животных, книгах и литературных героях. Это может быть командная игра или каждый сам за себя. На вооружение можно взять популярные передачи с телеэкранов.

Чтобы заинтересовать детей начальной школы к участию в викторине, стоит до мелочей продумать её ход :

  • увлекательный сценарий;
  • красочное оформление;
  • интересные призы;
  • музыкальная пауза.

Немаловажно, чтобы игра была непродолжительной (от 30 до 60 минут), так как детский организм быстро устает от однообразия.

Примеры вопросов к викторине”Обо всём на свете :

  • Какой прибор показывает время? (часы).
  • Какой месяц самый короткий в году? (февраль).
  • Самая опасная рыба морей и океанов? (акула).
  • Весь в колючках, но не ёжик? (кактус).
  • Что предвещают гром и молния? (дождь).

Вопросы и ответы к викторине “Басни Крылова”:

  • Какое количество басен написал И. Крылов? (около 200).
  • На каком дереве сидела ворона с кусочком сыра? (на ели).
  • Кто лето красное пропел? (стрекоза).
  • Что собирались делать Рак, Щука и Лебедь? (везти воз).
  • Количество музыкантов в квартете? (четыре).
  • Кто, по мнению, осла поёт лучше – соловей или петух? (петух).

Тест на логику! 5 простых вопросов

Игры в помещении (в классе или дома)

Извечный вопрос – чем занять детвору на школьных переменах в помещении? Или как родителям разнообразить домашний досуг ребёнка дошкольника и школьника до 10 лет, когда за окном непогода? С детьми до 6 лет можно изучать буквы и цифры. На выручку придут головоломки и настольные игры:

  • Шашки и шахматы – учат детей школьников логически мыслить и просчитывать действия на несколько ходов вперед;
  • детское лото или домино – развивают логическое мышление и мелкую моторику, способствуют изучению букв и цифр;
  • печатные “ходилки” – прививают воображение, дисциплину и формируют различные способности
  • игра “в слова” – способна увлечь и взрослых, и деток: водящий называет любое имя существительное, а каждый последующий игрок называет слово на букву, которой заканчивалось предыдущее слово.

Таким способом можно играть в “города”, “фрукты и овощи”.

В перерывах между уроками будут очень полезны и увлекательны для детей младшего школьного возраста (7-10 лет) малоподвижные игры в помещении, предназначенные для спокойного досуга и оказывающие благотворное влияние на психику:

  • “Испорченный телефон” – ребятишки по очереди на ушко говорят загаданное слово. Задача ведущего состоит в том, чтобы это слово дошло по замыкающего игрока без изменений, в первоначальном виде;
  • “Испорченный факс” – правила схожи с “телефоном”, только играющие сидят спинами друг к другу и каждый рисует на впереди сидящем игроке какое-либо изображение, которое должно дойти до конца цепочки без изменений;
  • “Ассоциации” – весёлая интеллектуальная игра, развивающая смекалку и сообразительность. Дети делятся на две группы. Одна команда загадывает какое-либо слово, которое вторая пытается отгадать в то время, как один из игроков изображает его с помощью движений и мимики;
  • “Колечко” – игроки садятся в ряд, складывают ладони “лодочкой”, а ведущий незаметно вкладывает одному из участников мелкий предмет (монету или колечко). Избраннику необходимо поскорее отбежать от остальных игроков, чтобы не быть пойманным.

В помещении школы или дома дети могут играть под руководством взрослых или самостоятельно.

Подвижные игры на свежем воздухе

Ни для кого не секрет, что активные игры во дворе полезны для детворы. Свежий воздух, солнечные лучи, так необходимые для укрепления иммунитета – это то, что в помещении невозможно получить в достаточном количестве. Частые простуды объясняются недостаточностью физического развития ребёнка. Играя в подвижные игры на улице, дети дошкольного и школьного возраста закаляются, развивают ловкость рук и приучаются действовать сплоченно, учитывая интересы товарищей.

Во дворе ребята могут играть, например, в такие игры:

  1. Прятки;
  2. салки;
  3. догонялки или “в квача”;
  4. “Казаки-разбойники” – весёлая командная игра, полная приключений;
  5. “Море волнуется” – в тот момент, когда ведущий заканчивает читать стишок, все ребята должны замереть в том положении, в котором оказались. Первый, кто пошевелится, занимает место ведущего.

Весёлые развивающие игры с мячом понравятся всем без исключения – и родителям, и их чадам :

  • Волейбол;
  • “вышибалы”;
  • “горячая картошка”;
  • “съедобное-несъедобное” – ведущий бросает поочерёдно каждому игроку мяч, при этом называя какой-либо предмет. Новым ведущим становится тот, кто поймал-съел “несъедобное”.

Также будет увлекательна и полезна для здоровья и для улучшения физических способностей езда на роликовых коньках, скейте, самокате или велосипеде. И лучше это делать совместно с родителями – недостаточность общения с ними плохо сказывается на самооценке ребёнка.

Познавательные и обучающие игры

Давно известный факт – любая информация, поданная в игровой форме, воспринимается и усваивается детьми любого возраста намного лучше, чем на занятиях в школе. Воспитанников детского сада и учеников младшей школы могут заинтересовать:

  • Головоломки;
  • пазлы;
  • кроссворды;
  • лабиринты;
  • путаницы;
  • игры -“бродилки” (с фишками и кубиком).

Играя, ребёнок получает много навыков и способностей, которые, несомненно, пригодятся ему и в учёбе, и в общении с друзьями, и во взрослой жизни:

  1. Логическое суждение;
  2. внимание;
  3. память;
  4. воображение;
  5. мелкую моторику;
  6. внимательность;
  7. наблюдательность;
  8. сообразительность.

Школьникам и воспитанникам старшей группы детского сада рекомендуется чтение познавательной литературы, которая способствует всестороннему развитию мыслительных процессов. Недостаточность информации – одна из причин торможения роста способностей ребёнка.

Подрастающему поколению принесут ощутимую пользу и обучающие компьютерные программы. С их помощью изучение букв, цифр, таблицы умножения, иностранных языков, правил грамматики превратится в увлекательную и познавательную игру. Однако, виртуальной учёбой не следует слишком увлекаться – длительные занятия за компьютером в помещении могут принести вред детскому организму.

Детские игры на развитие памяти

Что такое память – это зеркальное отражение опыта и знаний, полученных ранее. Для развития памяти существует множество занимательных упражнений, пособий и игр с интересным сценарием.

  • Упражнение для тренировки зрительной памяти “Опиши увиденное” – ребёнок полминуты изучает иллюстрацию, а после пересказывает в деталях, что он запомнил. После рассказа снова покажите картинку и укажите на пропущенные моменты.
  • Упражнение для тренировки логической памяти “Перевёртыши” – ребёнок говорит слово, а после – произносит его по буквам наоборот. Для начала рекомендуется использовать маленькие слова, состоящие из трёх-четырёх букв.
  • Игра для развития памяти “Запоминай-ка” – принимают участие не менее пяти играющих. Оговаривается тема, например: растения. Первый игрок называет слово, затем второй повторяет это слово и называет своё. И так далее.

Чтение различной детской литературы способствует развитию словесно-логической памяти. Важно контролировать, чтобы ребёнок после прочтения рассказа или сказки, мог максимально точно пересказать содержание прочитанного. С первого раза это может не получиться. Но не надо отчаиваться – “терпение и труд всё перетрут”!

Начинайте с малого – пусть ваше дитя, для начала, перескажет хотя бы один абзац. И дальше можно двигаться по возрастающей. Только не стоит перегружать ребёнка, дабы не отбить охоту к знаниям. Прогулка во дворе после интеллектуальных упражнений в помещении пойдет на пользу детям любого возраста – недостаточность свежего воздуха пагубно действует на растущий организм.

Множество компьютерных игр для детей дошкольного возраста и до 10 лет направлены на раннее развитие памяти. Но помните – главное – не переусердствовать с этим.

Выводы

Память, воображение, внимательность, логическое мышление и другие показатели развития – это интеллектуальные способности человека. Их необходимо развивать с раннего детства для формирования полноценной личности – это главная цель для родителей.

Поэтому позволяйте ребёнку “расти” и помогайте полноценно развиваться – учите вместе с ним буквы и цифры, занимайте его интересными настольными играми в помещении, загадывайте загадки, поощряйте общение со сверстниками. Научите отличать плохое от хорошего.

Не позволяйте обижать слабых и немощных. Показывайте пример хорошего поведения в обществе. Подключайте своих отпрысков к совместной уборке квартиры или к уходу за приусадебным участком. Поддерживайте все стремления и начинания ребёнка.

Развивающие игры для детей

Цели: Использование интеллектуальных игр с целью создания благоприятных условий для развития каждой личности, способной к достижению результативности в интеллектуальном труде.

Задачи:

  1. Создать условия для самопознания и самореализации.
  2. Стимулировать развитие интеллектуальных и познавательных возможностей детей.
  3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу в условиях работы в команде.
  4. Развивать творческую активность детей.

Участники игры:

В игре участвуют 4 команды. Участников каждой команды объединяет дата рождения. В первой команде ребята, которые родились осенью, во второй – зимой, в третьей – весной, в четвёртой – летом.

Участники команды придумывают название команды, выбирают капитана.

Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование.
  2. Персональный компьютер.
  3. Мультимедийная презентация.
  4. Сигнальные карточки.
  5. Оценочный лист.
  6. Секундомер.
  7. Гонг.
  8. Грамоты и призы
  9. «Шапочка Мудрейшего»

Описание игры

Данная игра является командной игрой и рассчитана на учащихся 3 класса. В игре 4 тура.

I тур

I тур содержит в себе вопросы 4 - х категории знаний, которые оцениваются от 1 до 4 баллов:

МАТЕМАТИКА 1 2 3 4
ЛИТЕРАТУРА 1 2 3 4
РУССКИЙ ЯЗЫК 1 2 3 4
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1 2 3 4

На обсуждение вопроса командам даётся 15 секунд. За временем выполнения задания следит арбитр.

Первой отвечает та команда, которая быстрее всех подняла сигнальную карточку. Если команда даёт неправильный ответ, право ответа переходит к команде, которая следующей подняла сигнальную карточку. За каждый правильный ответ команда получает то, количество баллов, которое соответствует вопросу в таблице. За каждый неправильный ответ у команды вычитается соответствующее количество баллов. Право выбора следующего вопроса получает, та команда, которая правильно ответила на предыдущий вопрос.

Подсчёт очков ведет счётная комиссия в составе 4 человек. Каждый член комиссии следит за одной командой и ведёт подсчёт количества баллов, набранных данной командой.

Эти же правила используются при проведении II тура игры.

II тур

СПОРТЛАНДИЯ 10 20 30 40
РАЗ РОМАШКА, ДВА РОМАШКА… 10 20 30 40
РАЗНЫЕ СТРАНЫ 10 20 30 40
ШЕВЕЛИ ИЗВИЛИНОЙ 10 20 30 40

Несколько вопросов I и II тура относится к категории «Кот в мешке» и к категории «Вопрос-аукцион». Участники игры не знают заранее, в каком поле находятся данные вопросы.

Если в ходе игры команде достаётся вопрос из категории «Кот в мешке», то право ответа на этот вопрос команда отдает соперникам по интеллектуальной игре.

Если в ходе игры команде достаётся «Вопрос – аукцион», топраво ответа получает та команда, которая предложит большую «цену». «Торговаться» могут только те команды, на счету которых положительное количество баллов.

III тур

В III туре у частники решают кроссворд. За каждый правильный ответ команда получает по 5 баллов.

В финал проходят только команды с положительным количеством баллов.

Финал

Перед началом финала каждая команда делает ставки , т. е. записывают на карточках количество баллов, которое выставляют в качестве ставки и сдают в счётную комиссию.

В финале команды должны составить новые слова из букв слова СНЕГУРОЧКА. Время выполнения задания – 1 минута. Выигрывает команда, которая составила наибольшее количество слов. На счёт этой команды поступает то, количество баллов, которое команда заявила в ставке. У остальных команд со счёта снимаются баллы, заявленные в ставке.

Победителем игры считается та команда, на счету которой после финала осталось наибольшее количество баллов.

По итогам игры вручаются грамоты и призы участникам команды-победительницы игры, выявляется лучший игрок, которому вручается «Шапочка Мудрейшего»

ХОД ИГРЫ

I. Оргмомент:

1 ученик:

Если хочешь строить мост
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь –
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись.

2 ученик:

В школу ходим мы не зря,
Без наук никак нельзя!
В жизнь неграмотным войдешь
За минуту пропадешь.
Чтоб ошибок избежать,
Ум свой надо развивать.
А в игре проверить можно
Просто будет или сложно.

II. Уважаемые участники команд, сейчас Вы должны придумать название своей команде и выбрать капитана.

(игроки придумывают название команды)

Алена Фирсова (Сычевник)

Интеллектуальная игра «Умники и умницы »

для детей 6-7 лет

Сычевник Алена Владимировна

Воспитатель, 2015 год

Цель – стимулирование познавательной активности детей , обобщение знаний по математике, развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.

Задачи :

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности , желание играть в игры с математическим и речевым содержанием.

Развивать мышление, внимание, коммуникативные навыки.

Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь.

Ход игры:

Ведущий : Добрый день, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной игре «Умницы и умники » ! Название этой игры не случайно. Сегодня, в этом зале самые умные, самые талантливые, самые сообразительные дети. А теперь давайте познакомимся.

Приветствие команд

Команда "Почемучки"

"Все хотим на свете знать,

И все выучим на «пять» !"

Приветствие

Желаем вам, желаем вам

Чтоб лучший приз достался… нам!

Желаем вам место занять призовое…

Но не первое, а второе.

Ведущий : В каждой игре есть правила и в нашей тоже :

1. Быть внимательными и активными

2. Вопросы, которые я задаю, слушать до конца.

3. За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

4. На вопросы чужой команды можно отвечать только тогда, когда вам разрешат. За подсказку или выкрикивание ответа будет сниматься очко.

5. За каждое нарушение правил будет сниматься одно очко.

Оценивать игру будут наши гости – преподаватели Зыковской школы.

Наша викторина состоит из 5-ти туров.

Итак, начнём с небольшой разминки (могут отвечать обе команды, ответы не оцениваются)

Сколько этажей в пятиэтажном доме?

Как называется фигура, имеющая три угла и три стороны?

Сколько ушей у двух мышей?

Сколько пятачков у трёх поросят?

Какой сегодня месяц? день недели? а завтра?

На чем летает Баба Яга? (На метле, в ступе)

Чем машут волшебники, произнося заклинание? (Волшебной палочкой)

Какой предмет дома лежит на полу, а в сказках - летает? (Ковер-самолет)

Обувь, помогающая передвигаться очень быстро. (Сапоги-скороходы)

Она все может сделать невидимым. (Шапка-невидимка)

«Конкурс капитанов» . «Сложи квадрат» .

Капитанам команд предлагаем показать свою сообразительность и смекалку и заработать первое очко для своей команды. Каждый капитан получает по 4 треугольника, из этих треугольников нужно составить квадрат. Победит тот, кто первый сложит квадрат. А участники команд поддерживают и «болеют» за своих капитанов.

Подводятся итоги конкурса.


В этом туре необходимо каждой команде ответить на 10 вопросов. За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

Вопросы для 1 команды :

1. Сколько месяцев в году? (12)

2. Самый короткий месяц в году? (Февраль)

3. В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре)

4. В какое время года появляются подснежники? (весной)

5. Какой первый день недели? (понедельник)

6. Пальто, платье, свитер это. (одежда)

7. Колобок, обросший иглами? (еж)

8. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)

9. Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах)

10. Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)

Вопросы для 2 команды :

1. Первый месяц года? (январь)

2. В какое время года птицы вьют гнезда? (весной)

3. Сколько дней в недели? (7)

4. Сапоги, туфли, ботинки это. (обувь)

5. Курица в детстве? (цыпленок)

6. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)

7. Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (Колобок)

8. Герой русской народной сказки, который ездил на печи? (Емеля)

9. Сказочный мальчик-луковка? (Чиполино)

10. Имя девушки, братец которой превратился в козленочка? (Аленушка)

Слово для объявления результатов 1 тура предоставляется жюри

2 тур «Веселая математика»

Задачки в стихах для 1 команды :

Две мышки проникли в квартиру,

Решили попробовать сыру.

Тут следом явились подружки -

Три сереньких мышки-норушки.

Кот спал в это время на крыше,

Про этот не ведая пир.

А ну, сосчитай, сколько мышек

Съели оставленный сыр?

2. Семь весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться,

Сколько свинок у корытца?

Задачки в стихах для 2 команды :

1. Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи :

Ёж, барсук, енот, "косой",

Волк с плутовкою лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

Помоги ему скорей –

Посчитай-ка всех зверей.

2. Семь гусей пустились в путь.

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами.

Задание № 20 «Помоги Иванушке» (Приложение 1)

Физминутка «Запретное число»

Ведущий : Для победы в игре «Запретное число» потребуется внимание. Две команды стоят в круге. Выбирается число, которое нельзя произносить, вместо его произнесения играющий хлопает в ладоши . Считать будем до 10. Дети, которые ошибаются, выходят из игры; будьте внимательны. Игра начинается .

Слово для объявления результатов 2 тура предоставляется жюри


3 тур «Четвертый лишний»

Ведущий : Следующий конкурс поможет определить более сообразительную команду. В этом конкурсе вам нужно выбрать лишнее слово из 4 предложенных и назвать одним словом оставшиеся слова.

1 команда :

Воробей, кошка, ласточка, голубь (кошка) ;

Шуба, шапка, карандаш, колготки (карандаш) ;

Роза, астра, кастрюля, василек (кастрюля) .

2 команда :

Медведь, комар, заяц, лиса (комар) ;

Земляника, клубника, береза, малина (береза) ;

Молоток, топор, стул, лопата (стул) .

Подводятся итоги 3 тура.

4 тур «Послушай и заполни»

Ведущий : Вы были внимательными, сообразительными, показали свои знания и смекалку. Теперь нам бы хотелось проверить вашу память. Командам предлагается прослушать отрывок из произведения Н. Носова «Карасик» . И не просто прослушать, а внимательно и запомнить все, что вы услышите. После прослушивания я буду каждой команде задавать вопросы. Победит та команда, которая ответит на большее количество вопросов правильно.

Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка красивая! Серебристый карасик – вот как она называлась. Виталик был рад, что у него есть карасик. Первое время он очень интересовался рыбкой – кормил ее , менял воду в аквариуме, а потом привык к ней и иногда даже забывал ее вовремя покормить.

А еще у Виталика был котенок Мурзик. Он был серый, пушистый, а глаза у него были большие зеленые. Мурзик очень любил смотреть на рыбку.

Вопросы 1 команде :

1. Как звали мальчика?

2. Какой подарок подарила мама Виталику?

3. Как ухаживал Виталик за рыбкой?

4. Как звали кота?

5. Какого цвета были глаза у Мурзика?

Вопросы 2 команде :

1. Кто подарил Виталику подарок?

2. Как называлась рыбка?

3. О чем забывал Виталик?

4. Какого цвета был кот?

5. Чем любил заниматься Мурзик?

5 тур «Расположи по порядку»

Задание № 9 (Приложение 2)

Подводятся итоги 5 тура и всей игры.

Ведущий : Подошла к концу наша игра , но прежде чем подвести итоги и определить победителя я хочу спросить у вас - для чего мы сегодня составляли слова, решали задачки, разгадывали головоломки?

Ответы детей (чтобы быть умными; тренировка ума; подготовиться к школе; чтобы лучше учиться в школе)

Ведущий : Обе команды достойно показали свои знания и умения. Настал час награждений.

Дети награждаются сладкими призами, команды получают грамоты.